ГЛАВА I КУЛЬТОВАЯ ПРАКТИКА КАК МАРКЕР И ИНДИКАТОР: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ 31
ГЛАВА II ПРАВОСЛАВИЕ ПРИКАМЬЯ В ПЕРИОД РЕВОЛЮЦИЙ И ВОЙН: ВЕРУЮЩИЙ И ЦЕРКОВЬ 55
2.1 Предпосылки складывания культового поведения населения Прикамья 55
2.2 Культовая практика православного Прикамья в условиях обновленческих реформ 64
ГЛАВА III КУЛЬТОВАЯ ПРАКТИКА В ПРИКАМЬЕ В ЭПОХУ «ПОБЕДИВШЕГО АТЕИЗМА» 88
ГЛАВА IV КУЛЬТОВАЯ ПРАКТИКА ПОСТСОВЕТСКОГО ПРИКАМЬЯ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЛИ УПАДОК 151
4.1 Факторы формирования православной модели культового поведения в Прикамье в постсоветский период 151
4.2 Основные модели культового поведения в современном православном Прикамье 169
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 202
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 208
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 217
Несколько последних десятилетий в истории России стали временем новой легитимации понятия веры, религии, религиозности, культовой практики - тех неотъемлемых атрибутов социокультурного пространства, которые представлялись маргинальными в границах советской идеологии. Постперестроечный период истории оказался наполненным одновременно и множеством неизвестных для россиян религиозных явлений, и резким повышением активности представителей тех вероучительных систем, которые исторически закрепились на территории страны. Процесс явственного восстановления статуса религиозного в менталитете страны одновременно был реализован на уровне становления/восстановления соответствующих институтов и численного роста граждан, идентифицирующих себя как верующих. В полной мере эти процессы затронули и Русскую православную церковь Московского патриархата, одно из провинциальных «подразделений» которой стало объектом внимания в предлагаемом тексте. В обращении к региональному материалы мы исходим из того, что религия как система в своем территориальном распространении и последующем развитии может приобретать региональную специфику, подтверждающуюся материалами других исследований . Внимание к регионалистике обратной стороной имеет вопрос о том, насколько происходящее в отдельном регионе является характерным для православного сообщества страны в целом и каковы факторы - экономические, политические, внутренне присущие религии - обеспечивающие такое едино- или разнообразие.
Поскольку идеальная модель православия как совокупности догматических и культовых характеристик в сочетании со спецификой образа жизни общины верующих существует только на уровне богословских трудов и в религиоведческих построениях, представляется, что исследователь в реальности имеет дело с исторически сложившимися, географически определенными и культурно обусловленными вариантами православия: «под определением религии всегда спрятаны гетерогенные, исторически
обусловленные элементы» (Т. Асад) . Провал попыток создания универсального определения религии подчеркивает значение как использования более частных определений , так и обращения к частным случаям презентации религиозного в культуре.
Согласимся с Л. Н. Примиано, который писал: «Когда фольклористы обсуждают «народную религию» или «религиозный фольклор» в контексте «религиозной группы», они подразумевают, что где-то существует «чистая» религия, которая определенным образом трансформируется и даже «портится», проецируясь на человеческие сообщества. Эта тенденция показывает, как фольклористы последовательно обесценивали «народную религию», приписывая ей неофициальный религиозный статус»4. С ним соглашается А. А. Панченко, объясняющий стремление сформировать идеальный конструкт религии теологическими/административными традициями религиозных институтов: «Многие исследователи... явно или скрыто предполагают, что христианство (или его отдельные этнокультурные формы - православие, католицизм и т.п.) есть не что иное, как строгое и последовательное учение, основанное на экзегетике и других отраслях богословия, каноническом праве, обрядовых предписаниях и поддерживаемое той или иной церковью. Что касается тех форм религиозной жизни, которые не укладываются в подобную структуру, то они автоматически объясняются «суевериями», «сектантством» или «язычеством». Иными словами, то, что не имеет официального конфессионального статуса, объявляется нерелевантным религии как таковой. Даже сам термин «народная религия» в этом смысле представляет собой конструкт, обязанный своим появлением влиянию определенных институций» , поэтому «говоря о Церкви и каноне, мы апеллируем не к чему- то целостному и неизменному, но к нашим представлениям о целостности и неизменности. И эти представления, и соотносимые с ними концепты могут существенно варьироваться как исторически, так и синхронно» .
По этой причине региональный ракурс изучения православия, как исторически обусловленный и генерированный локальными дискурсивными
практиками , представляется нам наиболее привлекательным. В его границах существует больше возможностей для верификации разрабатываемых концепций благодаря наличию конкретного эмпирического материала, предоставляющего возможность отследить имеющиеся синхронные и диахронные связи разных форм презентации религии как социального феномена. Акцент на региональных религиозных формах позволяет уделить большее внимание их специфике, а также установить локальные, связанные с местными историей и культурой, а также менталитетом, факторы развития религии, избегая шаблонных схем, связанных с вестернизированным (научным) и/или теологическим определением идеальной религии.
Анализ региональных вариантов исторически сложившихся религиозных систем помогает отказаться от представления о религии и религиозности как абсолютно устойчивых, универсальных моделях, допустимых к применению вне исторического и географического контекста, а также других возможных факторов объективной и субъективной природы, показать богатство конфессиональной картины страны и сложность протекающих в ее границах процессов. Прикамье как поликонфессиональный регион с продолжительным историческим периодом существования предоставляет широкие возможности проведения исследований, в том числе - и компаративистского характера, позволяющих вывести закономерности бытия религии в культуре и логики ее трансформации на современном этапе истории. Под Прикамьем автор понимает часть Западного Урала, консолидирующуюся вокруг Перми (Молотова) в границах Пермской губернии, Пермской (Молотовской) области и Пермского края в различные периоды истории.
Религиозная ситуация в регионе в конце прошлого века не стала исключением на фоне происходящих в стране процессов перестроечной и постперестроечной трансформации социокультурного пространства. Для внешнего взгляда конец ХХ в. с полным правом можно было бы объявить периодом возрождения пермского православия. Только за десятилетие 1990 гг. в регионе было открыто свыше 130 приходов, возобновили свою деятельность семь монастырей, была организована постоянно функционирующая сеть воскресных школ, открыты православные храмы и молельные комнаты в учреждениях Управления исполнения наказаний [ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 3. Д. 4. Л. 87], возобновлены крестные ходы при восстановленном Белогорском мужском монастыре, организованы Варлаамовские чтения, возрожден институт православного паломничества [ГАПК. Ф. р-1204. Оп. 3. Д. 79. Л. 8]. Формальные показатели восстановления различных форм культовой практики как способа реализации т. н. религиозных потребностей заставляли внешнего наблюдателя делать вывод о том, что в Прикамье были заново реализованы возможности для формирования и трансляции религиозного мироотношения и эффективной деятельности религиозных же институтов одной из старейших религий региона, что допускало использование понятия «религиозный ренессанс».
В постсоветской исследовательской литературе, говоря о религиозном ренессансе, чаще всего имеют в виду рост количества людей, признающих себя православными . На наш взгляд, указанный термин подразумевает не только восстановление числа соответствующих религиозных организаций и идентифицирующих себя с ними верующих, репрезентирующих себя как приверженцев определенного вероучения на уровне мышления/участия в культовой практике/образа жизни, но и наличие периода упадка (отсутствия данных маркеров) внутри культурного пространства. Необходимо отметить, что речь идет не только о том, что религия в такие периоды вытеснялась из официального дискурса, подвергалась процессам секуляризации и не определяла стратегии социального поведения граждан, но также и о размывании религиозных взглядов на мир, добровольном отказе от любой, связанной с православием, обрядности, освобождении от религии сознания индивида. В рамках данного исследования хотелось бы поднять вопрос о том, является ли допустимым утверждение о свертывании религиозной жизни населения Прикамья в результате событий 1917 г. и связанных с ними изменений в идеологической сфере. В качестве индикатора, позволяющего сделать необходимые выводы, мы будем использовать уровень интенсивности религиозного поведения верующих граждан в советский и постсоветский периоды в истории Прикамья как служащего маркером наличия религиозного сознания. К религиозному поведению будет отнесено участие верующих в разного рода обрядах, как связанных непосредственно с деятельностью институтов Русской православной церкви Московского патриархата, так и осуществляемых в рамках культовой практики, формируемой самими верующими в силу разного рода обстоятельств, традиций и мировоззренческих установок.
Одновременно автором ставится задача определения места храма и связанной с ним деятельности, в том числе и около-религиозной, для современного верующего в провинции. Под около религиозной деятельностью мы понимаем организацию при церквях учреждений
образовательного и благотворительного характера, разного рода объединений верующих - как взрослых, так и детей, а также проведение мероприятий разного профиля под эгидой православной церкви. Решение этой задачи косвенно может послужить свидетельством того, насколько правомерны утверждения политических и религиозных лидеров о доминирующей роли церкви в российской культуре: «представление о количестве верующих - это свидетельство влияния христианских церквей, мусульманских или буддистских объединений и т.д. Цифры, которые часто упоминаются в прессе, формируют представление о силе и влиянии самих религиозных лидеров. Поэтому важно понять, что скрывается за громкими заявлениями о "миллионах последователей"» .
Отметим, что целью работы является не определение некоего мифологического уровня и качества религиозности верующих, подтверждением чего могла бы являться их активное участие в культовой деятельности. Автор признает, что исследование индивидуальной и групповой религиозности является достаточно громоздкой и сложно реализуемой задачей , к сожалению, пока не имеющей четких критериев оценки, однако сама находится на позиции возможности изучения внешних форм проявления этой религиозности. Общим местом стал тот факт, что «сама православная религиозность современных россиян настолько зыбка и не структурирована организационно, догматически и идеологически, что любые критерии ее измерения и цифры, полученные на их основе, носят в принципе условный характер» . По нашему мнению, религиозность не может быть подвергнута замерам количественного характера, что не исключает возможность исследования ее проявлений для решения разного рода исследовательских задач.
Исследование также не ставит целью изучение смыслового наполнения православного ритуала в региональном аспекте, что могло бы привести к любопытным выводам о том, насколько православный канон является устойчивым в процессе внутрикультурной, кроссрегиональной трансляции. Эта проблема должна стать импульсом для самостоятельной исследовательской работы. В равной мере результатом работы не будет определение количества православных верующих в регионе для установления границ генеральной совокупности, поскольку объектом исследовании станут только непосредственные участники обрядовой деятельности, в то время как спектр индивидов, относящих себя к православным, является гораздо более широким.
В тексте мы ставим перед собой цель определения той логики, на основании которой выстраивается система отношений «человек - вера» как подразумевающих вхождение в религиозное пространство через участие в культовой практике. Другими словами, центром исследовательского интереса является вопрос о том, насколько участие в обрядности является необходимым фактором и критерием религиозной идентичности, какое место обрядовая деятельность занимает в системе ценностей и определении стратегии поведения современного верующего. Отечественными
исследователями уже выдвигалось положение о том, что существует резкое расхождение между самоидентификацией индивида и реализуемой им религиозной практикой . Вместе с тем, авторы целого блока работ готовы утверждать теснейшую связь между участием в обрядовой деятельности и другими измерениями религиозности . Очевидно, что продолжает оставаться актуальной проблема прямой связи между верой и участием в церковной жизни/присутствием в храме и того, насколько это характерно для определенных религий и групп верующих.
В связи с этим выдвигается следующая исследовательская гипотеза: участие верующего в официальной и неофициальной культовой практике не является значимым фактором для осуществления процесса религиозной самоидентификации для большинства православных верующих, в большей мере имеет мифологические основания и не может служить критерием для определения характеристик религиозности индивида. Вместе с тем, культовая практика играет роль механизма включения, как в актуальное, так и в историческое сообщество верующих, осуществляясь на основе традиционного и стереотипного поведения для большинства и не обеспечивая осознанного отношения к сакральному началу и религиозным институтам.
Проверка предлагаемых теоретических положений предполагает решение следующих исследовательских задач:
- определить место и статус культовой практики внутри религии как системы в условиях современной культуры;
- выделить основные виды культовой деятельности, ставшие объектом участия со стороны рядовых верующих в Прикамье;
- установить специфику участия православных верующих в культовой практике в течение XX - XXI вв. на территории данного региона;
- выявить количественные и качественные параметры, а также мировоззренческие основания участия верующих в обрядовой деятельности на протяжении исследовательского периода.
Исследование православия как исповедного и культурного феномена обусловлено, прежде всего, тем фактом, что с XVI в. пермская земля представляет собой пространство православной жизни, сложившееся благодаря деятельности христианских миссионеров, сопутствующих осваивающим Урал первопроходцам, интенсивной и даже агрессивной христианизации местного населения и создания развернутой системы религиозных институтов, структурирующих религиозную жизнь большинства верующих до 1917 г. и заложивших основания для воспроизводства религиозного поведения граждан на протяжении всего советского периода.
Мы полагаем, что анализ и оценка особенностей культовой практики православия в регионе и ее места в жизни верующих на протяжении исследуемого периода должны осуществляться с учетом совокупности всех исторических и культурных взаимосвязей, основанных на воспроизведении сложившихся традиций. Это обстоятельство обосновывает необходимость исторического экскурса с использованием имеющихся архивных и музейных фондов. Дореволюционные архивные и музейные материалы являются малопредставительными в плане информации о реальном религиозном поведении. Губернские газеты дореволюционного периода («Пермские губернские ведомости») уделяют минимальное внимание религиозной проблематике. Газета «Епархиальные ведомости» делает акцент на официальных и торжественных мероприятиях местной православной церкви. Клировые ведомости, составляющие большую часть объема дореволюционных фондов, репрезентативны как источник биографической информации о духовенстве, в отношении паствы уделяя внимание только числу дворов, относящихся к тому или иному приходу. Основные выводы приходится делать на основе косвенных данных, верифицируя их при помощи материалов других регионов, представленных рядом авторов .
Революционная и постреволюционная ситуация, характеризующаяся борьбой за паству со стороны «обновленцев» и «староканоничников», на уровне архивных данных освещена также несколько односторонне. Государственный архив Пермского края предоставляет подробную информацию только по деятельности обновленческой церкви, основанную на значительном объеме источников разного рода - рапорты местных властей, сообщения и рапорты представителей духовенства, жалобы прихожан и приказы по епархии. Прихожане патриарха Тихона упоминаются только в ряде текстов, связанных с пользованием храмовыми зданиями и возникающими в связи с этим казусными ситуациями. Поэтому в отношении указанного периода реконструкция имеет несколько односторонний характер. Что касается фондов Государственного архива новейшей истории, то там содержатся дела, связанные с практиками репрессий и, большей частью, не являющиеся репрезентативными для темы данного исследования.
С 1936 по 1990 гг. сбор информации по православной части религиозного пространства региона частично осуществлялся на уровне работ Уполномоченного Совета по делам религий по Пермской (Молотовской) области. Несмотря на управленческий уклон, прагматический подход и идеологические установки в решении большинства вопросов, находящиеся в архивах ежегодные отчеты, детальный разбор возникающих в конфессиональной среде ситуаций, в основном добросовестный сбор информации при помощи включенных наблюдений дают возможность для восстановления картины православной жизни Прикамья. Начиная с середины 1960 гг., на основе имеющихся архивных данных можно проследить падения качества получаемой информации и уровня ее обработки, формализм в подходах при оценке религиозной ситуации, сужение поля наблюдений, снижение качества социологических характеристик работы. Критической точкой можно считать 1990г., с характерным отсутствием сводного отчета по православной обрядности и минимумом собранных данных социологического характера, несмотря на то, что социально значимая деятельность православного сообщества как раз стала набирать обороты. Кризис общественно-политической системы на некоторое время стал и кризисом информации в отношении именно формальных характеристик православия.
Стоит отметить, что информация, предлагаемая в материалах фондов Уполномоченного Совета по делам религий при рассмотрении требует дополнительной верификации в силу своей идеологической ангажированности, с одной стороны, и необходимости составителя отчетов время от времени выдавать желаемую ситуацию за действительную, с другой. С первым обстоятельством связан тот факт, что изучение культовой практики осуществлялось только в аспекте ее преодоления, поэтому количественные замеры посещения зданий культового назначения осуществлялись по преимуществу в выходные и праздничные дни. Это формировало представление о пиках посещаемости, отчасти обеспеченных традиционным сознанием, но не об устойчивом ядре прихожан. Можно также допустить, что присутствие стороннего наблюдателя - как правило, члена КПСС, - в небольшой церкви в сельской местности сразу выдавало его намерения, что могло повлиять как на поведение присутствующих, так и на сам факт посещения службы. Следует также принимать во внимание, что включенные наблюдения проводились нерегулярно и в разном объеме по отношению к районам края и храмам областного центра, что напрямую было связано с активностью местных властей в отношении религиозных организаций. Этот факт делает затруднительной реконструкцию полной картины и осуществление процедуры сравнения половозрастного состава посетителей, сезонной динамики и др.
Поскольку основной интенцией власти было «преодоление религиозного мировоззрения», содержащийся в фондах материал не содержит в себе бесед с рядовыми верующими, что могло бы помочь более глубокому проникновению в мотивацию верующего в условиях враждебно настроенной среды. Желание доказать эффективность борьбы с религией также могло приводить к искажению подаваемых в областной центр цифр, что, впрочем, отчасти компенсируется бухгалтерской отчетностью храмов, содержащей сведения о количестве крестящихся, отпеваемых и вступающих в брак. Эти данные отчасти искажаются существовавшей практикой крещения в чужом регионе и заочного отпевания, но все равно дают представление об интенсивности религиозного поведения жителей Прикамья. Тщательный сбор всех фактов, связанных с самодеятельными культовыми практиками также способствует желанию современного исследователя максимально точно восстановить и интерпретировать картину православной культовой практики региона.
Данные по современному религиозному поведению и участию православных верующих в культовой практике были получены в ходе социологических исследований, составивших два этапа. В ходе первого (2007-2008 гг.) проводился широкий анкетный опрос православных женщин, включавший в себя и вопросы, связанные с обрядовой деятельностью и участием в ней. Полученная информация стала отправной точкой для начала в 2014 г. масштабного мониторинга пермского православия, включавшего в себя проведение включенных наблюдений в церквях краевого центра и районов (2014-2016гг.) и серию полуструктурированных и глубинных интервью с прихожанами и представителями духовенства, что позволило сделать выводы о наличии культурной преемственности и современной специфики, а также места культовой практики и связанных с ней институций в жизни православных верующих Прикамья.
Было бы несправедливым представлять осуществленный проект, не оговорив наличие целого спектра работы, подталкивающих и способствующих, а местами даже провоцирующих на внесение собственного вклада в изучение конфессиональной картины края в целом и местного православия в частности.
В отношении Пермского края необходимость осуществления исследования местного православия подкрепляется фрагментарностью тех аспектов истории Русской православной церкви в регионе, которые уже были рассмотрены исследователями. Обращение к региональному материалу большей частью местных ученых обусловлено рядом обстоятельств объективного характера, поскольку перед исследователем всегда встает проблема доступности имеющегося материала - от еще не оцифрованных материалов музейных, архивных и библиотечных фондов, не попадающих поэтому во внерегиональный доступ, до разного рода информации, требующей длительной полевой работы: сбор анкетных данных, проведение включенных наблюдений, экспертных и глубинных интервью, что требует длительного пребывания в регионе. Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что в течение долгого исторического периода к Пермской епархии относилось не только Прикамье, но и часть азиатской территории Урала, что требует обращения к архивным фондам других регионов. Наличие очень большого объема фактического материала при отсутствии сложившейся научной школы по исследованию именно местного религиозного пространства некоторое время формировала опасность превалирования краеведческого акцента при рассмотрении проблемы.
Ситуация слабой изученности православия в Прикамье начала преодолеваться с конца прошлого века. В настоящее время имеется ряд работ популярного и научного характера, как правило, посвященных частным проблемам, либо отдельным историческим периодам в развитии РПЦ в регионе . Среди работ научного характера хотелось бы отметить труды М. Г. Нечаева , А. Н. Марченко , В. В. Лавринова , П. Н. Агафонова , часть из которых является конфессионально ангажированными, что находит свое выражение в усилении оценочной части основных положений и выводов. Снятие идеологического давления в постперестроечный период привело к тому, что в части научных работ наметился дисбаланс, выразившийся в преувеличении роли религии в культурогенезе и истории страны. К тому же, все упомянутые работы затрагивают только исторический аспект пермского православия. В настоящее время не существует ни одного труда, посвященного специфике местной православной традиции, особенностям функционирования соответствующих религиозных институтов, динамике сообщества верующих на современном этапе, эволюции мифологической составляющей регионального православия в постсоветский период истории. Соответственно, и вопросы реализации коллективной культовой практики и места в ней индивида до последнего времени не стали объектом исследовательского интереса.
На данный момент имеется только одна работа, которую с натяжкой можно назвать пилотным проектом - исследование женской религиозности на территории Пермского края в 2007-2008 гг., проведенное Пермским филиалом Института философии и права Уральского отделения РАН , в рамках которого производилось анкетирование приверженок православного вероисповедания, в том числе - в вопросах вероучительного и культового характера. Доминирование представительниц женского пола среди постоянных посетителей храмов позволяет говорить, что данный текст можно считать одной из отправных точек для решения поставленных в предлагаемой работе задач.
Исследование не могло бы считаться завершенным при игнорировании большого блока работ теоретического и прикладного характера, позволяющих делать выводы о специфике современных форм религии в целом и православия в частности. Так, для формирования релевантной картины отношения и участия православных верующих в коллективной культовой практике был привлечен ряд работ отечественных исследователей.
В. Ф. Шевцова в своей монографии дает представления о том, как генерировался процесс идентичности православного с учетом факторов воздействия идеологии, клира и местных традиций, уделяя внимание фактам адаптации обрядовой деятельности к элементам традиционного мифологического мировоззрения и специфике сельскохозяйственного производства . Информация о специфике участия православных в храмовых службах содержится и в коллективном труде отечественных этнологов, посвященном особенностям быта крестьян в период, предшествующий революции 1917 г . Статья М. Булавина позволила привлечь к анализу данные архивных фондов других регионов, содержащие сведения о функционировании православных приходов в период между гражданской войной и началом процессов индустриализации и коллективизации страны . Уникальные сведения о соотнесении верующих с церковью, выделенные из материалов следственных дел периода массовых репрессий представлены в работе А. И. Казанкова . Представления об особенностях конфессиональной ситуации в стране в послевоенный период дает публикация Ж. Корминой . Работы Т. А. Чумаченко и Е. Жидковой , У. Хун посвящены анализу специфики религиозной жизни и осуществления обрядовой деятельности в период правления Н. С. Хрущева. Обрядовая деятельность в период брежневского застоя как конкурирующая по отношению к т. н. социалистической обрядности рассматривается в статье Г. Хвостовой .
Невозможность анализа провинциальных вариантов православной жизни вне внимания общим тенденциям развития религиозной жизни страны повлекла за собой привлечение работ обобщающего характера, содержащих в себе как статистические, так и аналитические данные о конфессиональной картине Российской Федерации и ее отдельных частей. Речь идет о текстах К. Каариайнена , С. А. Коначевой , Н. Митрохина , Ю. Ю. Синелиной , М. Степанянц , Л. Титаренко , С. Б. Филатова и А. Струковой , С. Б. Филатова и Р. Н. Лункина , Д. Фурмана , В. Ф. Чесноковой , К. Яжиньской , коллективной монографии «Религия и религиозность во Владимирском регионе» . Особенности современной православной обрядности и напрямую связанной с этим специфики православного религиозного сознания в народной культуре в разных ракурсах были
отражены в статьях Ж. Корминой и С. Штыркова , Н. Митрохина и О. Сибиревой . Любопытный ракурс рассмотрения православной
обрядности в рамках исправительных учреждений предлагает А. Новикова .
Теоретический каркас работы сложился благодаря выходу ряда фундаментальных статей и монографий, так или иначе, рассматривающих специфику формирования современного религиозного пространства, особенности процессов религиозной самоидентификации индивида в XX- XXI вв., проблемы категориального аппарата религиоведения. Среди отечественных авторов стоит, прежде всего, упомянуть труды А. А. Панченко, посвященные отдельным течениям в рамках русской православной традиции, но содержащие и значимые представления о формах репрезентации религиозной жизни, которые не могут быть сведены к идеальным моделям и формируются на стыке традиции и адаптации канонических норм к историко-культурному и социальному контексту . В работам полемического характера, способствующим конструированию авторского подхода в характеристике религиозных феноменов, стоит отнести статью М. Ю. Смирнова .
Если тексты отечественных авторов в большей мере послужили отправной точкой или резонансом для размышлений, то труды представителей зарубежного религиоведения способствовали формированию понятийного аппарата и теоретических оснований предлагаемого исследования. Религиозное мировоззрение индивида как самостоятельно конструируемое по принципу «лоскутности» и напрямую влияющее на участие верующего в культовой практике трактуется сообразно с концепцией
47
К. Добеллара , впрочем, совпадающей с результатами, ранее самостоятельно полученными автором . Этот подход дополняется элементами теории рационального выбора веры, обоснованного Р. Кисалой для населения современных городов , а также концепцией Т. Асада по поводу сохранения места религии в индивидуальном сознании вне сохранения ее сущности . Специфика региональных вариантов религиозных культур разрабатывалась, будучи аплицирована на Соединенные Штаты, Р. В. Стампом , чьи разработки помогли выстроить иерархию демографических, социальных и культурных факторов формирования локальных вариантов религии. Понимание процесса секуляризации как выведения религиозного на индивидуальный уровень, сращивания с культурным субстратом с одновременным лишением собственно религиозного содержания сложилось благодаря статье К. Митчелл . Представления о последствиях глобализации общества для религии были верифицированы при помощи работы П. Бейера . Необходимость восприятия используемых для
религиоведческого анализа категорий как динамических, изначально исторически и культурно ограниченных, была осознана благодаря М. Л. Сатлоу и Х. Г. Кипенбергу . Понимание сущности культовой практики стало возможным благодаря работам Э. Дюркгейма , А. ван
Геннепа и В. Тернера . Труды К. Тиле способствовали дополнительной верификации и уточнению исследовательской гипотезы. Результаты собственного осмысления автором обозначенной проблематики были ранее отражены в статье, посвященной проблеме использования базовых категорий религиоведческих дисциплин и их инструментальности .
Исследование культовой практики пермского православия потребовало использование набора подходов и методов, принадлежащих к разным социально-гуманитарным наукам и помогающих наиболее точно оценить сложившуюся картину с прочтением заложенной в ней глубинных культурных смыслов.
В ходе работа с архивными материалами были использованы общенаучные принципы историзма и комплексного подхода к анализу рассматриваемого явления. Комплексный подход был дополнен системным, подразумевающим анализ документов как взаимосвязанной целостности, составленной на основании определенных требований и связанной с достижением поставленных целей составителем. Применение элементов функционального анализа позволило оценить используемые документы на основании тех социальных функций, которые выполнял автор документа, либо тех, которые были делегированы институту, в рамках которого документы создавались. В случае нахождения лакун в необходимых сведениях применялся также информационный метод, позволяющий учитывать значение информации, ее неравнозначность и частоту повторения, что дает возможность верификации выдвигаемой гипотезы. Обобщение полученной архивной информации сделало возможным проведение ретроспективного анализа места обрядовой деятельности в пространстве православной жизни для коллектива и индивида.
Особый блок методов был использован в связи с необходимостью развертывания социологической части исследования, необходимой для понимания специфики культового поведения современного верующего. На первый взгляд, сравнительно простыми и репрезентативными для достижения поставленной цели представляются количественные методы, применение которых в большей степени зависит от наличия исследовательской команды, пакетов для статистической обработки полученной информации, установок для осуществления наблюдения и грамотно составленных материалов для анкетирования. Вместе с тем, встает проблема определения необходимого объема собранных анкет для репрезентативной выборки, который напрямую связан с размером генеральной совокупности, установить которую применительно к православному сообществу оказывается очень затруднительным.
Подсчет количества православных в регионе не может опираться на прямые данные переписи, в которой отсутствует соответствующий блок вопросов, и вынужден основываться на косвенных данных, а также соотнесении религиозной идентичности с этнической картиной региона . Отбор этносов, традиционно исповедующих православие, позволяет произвести приблизительный учет числа верующих. Однако этот критерий не может считаться абсолютно валидным, поскольку самоидентификация индивида в современном обществе может не совпадать с существующими стереотипными представлениями о титульной религиозности его этноса. Так называемые новые религиозные движения в настоящее время не имеют жесткой закрепленности по отношению к отдельным этническим группам, что также искажает получаемую картину данных. Представители некоторых этносов исповедуют две религии, при этом традиционные сторонники православия (например, болгары) никак не подтверждают во время переписи, что являются приверженцами именно учения Русской православной церкви. Открытым остается вопрос о вероисповедании таких специфических сообществ, как цыгане. Марийцы позиционируют себя как общины с сильным «языческим» компонентом в мировоззрении, конкурирующим в культовом аспекте с принятым ими православием. Установление численности православных в крае также требует оговорки, что исследование охватывает только тех респондентов, кто признает себя исповедующими православное учение в границах канонических норм, определенных РПЦ МП, поскольку при более широком рассмотрении в исследовательское поле должны быть включены и старообрядческие толки разных направлений. Открытым остается вопрос о том, относить ли к православной традиции идентифицирующих себя с православием индивидов, стремящихся создать альтернативную по отношению к местной митрополии православную структуру .
В целом рассмотрение любого из этнических сообществ как заведомо моноконфессионального является методологической ошибкой. В эпоху ценностей индустриальной культуры (самоопределение, самореализация, индивидуализм), эмансипации во всех сферах социальной жизни, гендерных революций и роста мультикультурализма индивид получает возможность самостоятельно конструировать собственную мировоззренческую картину, которая может обладать любой степенью гармоничности и включать в себя произвольный набор элементов, который К. Доббелар сравнивает с пэчворком, лоскутным одеялом . Индивид может считать себя верующим, но актуализировать эту идентичность только в момент заполнения анкеты или ответа на вопросы формализованного интервью, никак не проявляя свою религиозность в быту, профессиональной деятельности, процессах коммуникации. Религиозные чувства также могут актуализироваться в определенные моменты жизни, будучи связаны с событиями коллективного (социального) происхождения (паломничества, религиозные праздники и различные виды околокультовой деятельности) и индивидуальной природы (трагические события, экзистенциальные кризисы). Личность может идентифицировать себя с православным сообществом, используя для этого собственные мировоззренческие представления, способные входить в противоречие с доктриной и социальной концепцией православной церкви, либо при этом опираться на собственное учение эклектического характера. При этом е
Всесторонне охарактеризовать православие в Прикамье - практически невыполнимая задача для одного исследователя. Множественность ракурсов восприятия и неисчислимость занимательных деталей невозможно охватить в одной исследовательской модели, препарировать при помощи одной методологии. Эта книга была задумана как попытка уделить внимание наиболее явной и, одновременно, наиболее запутанной стороне религиозного пространства региона - культовой практике. Формально определенная каноническими нормами, она в ходе истории обросла мифами и интерпретациями, вплелась в повседневность, стала настоящим «ритуалом», если понимать под ним обязательную последовательность жизненно необходимых для человека и общества действий. Говоря о непременном присутствии культа в пространстве социума, мы далеки от утверждений о невозможности существования общества «без религии». Речь идет о том, что, в силу сложившегося способа мировосприятия, православный верующий впустил в свой жизненный мир религию не в качестве императивной модели мировоззрения, а в виде одной из частей социального пространства, тесно связанной с множеством других подпространств.
Сравнительно поздно христианизированное, Прикамье не избежало судьбы территорий, куда религиозное было принесено за счет силового воздействия. Неминуемая трансформация насильственно насаждаемых идей и образов стала причиной закрепления в представлении верующего не выверенного в догматических спорах православного канона, воплощенного в совершенном ритуале, напоминающем о Боге, а упрощенной картины взаимоотношений человека и священного начала. Полотно восприятия включило в себя идею необходимости помнить о сверхъестественном начале, всемогущем, но очень далеком. Вставшая посредником между верующим и Абсолютом церковь не приблизила прихожанина к божественному через обряд, зато превратила культовую деятельность в невидимый поводок, одновременно служащий и путеводной нитью в жизненных неурядицах. Поводок был легитимирован всем традиционным укладом жизни и со временем превратился в закрепленную схему поведения и мироотношения индивида. Для большинства эта схема обеспечила уверенность в важности и необходимости периодического присутствия в церковном пространстве, освободив от богословских сложностей в понимании отношений Бога и мира. Прагматически-прикладное отношение к церкви и всему, что с ней связано, сочеталось со ставшими привычными, годами воспроизводимыми, атрибутами религиозной жизни - крещениями, литургиями, праздниками. Ежедневно воспроизводимый литургический канон стал восприниматься как один из гарантов стабильности человеческого существования, при условии сохранения самого канона неизменным. Православная церковь однообразным языком говорила с прихожанином о вечном, и это однообразие ответным жестом возвращалось приверженностью к традиции как неразрывной с религиозным началом.
Нельзя говорить о том, что православное сообщество Прикамья не претерпело изменений в век непрекращающихся революций и войн. Традиционный уклад провинциальных городов и сельской местности, бывшей оплотом устоявшихся форм поведения и мироотношения, в ходе двадцатого века все больше поддавался напору модернизационных изменений, помещая и сообщества, и отдельных людей в ситуацию постоянного выбора - политического, социального, нравственного. Теряющая имущество, людей и систему устоявшихся взаимоотношений с окружающим миром, православная церковь смогла остаться в бытовой культуре и умах именно воспроизводством обрядности в привычных для прихожан формах. Недостатки внутренней церковной жизни, проблемы во взаимоотношениях клира и приходских активистов, несоответствие декларируемого и реального поведения верующих не смогли сыграть роль убедительных аргументов в пользу реформирования отечественного православия. Инициированные революционными событиями реформы были направлены, во многом, именно на внешнюю, культовую стороны православной жизни, то, что воспринималось как ценное именно благодаря своей неизменности. Провал деятельности «новой церкви», сокрушительный, несмотря на наличие административной поддержки, стал еще одним доказательством приоритетности формальной стороны религиозной жизни, в которую вовлечены прихожане, по отношению к любым доводам догматического, рационального и политического характера.
Участие в культовой практике для православных верующих Прикамья продолжало оставаться одним из наиболее значимых религиозных действий и в развернувшихся репрессиях по отношению к религиозным организациям и сообществам. Продолжая обращаться к религии в минуты жизненных потрясений и для проведения обрядов жизненного цикла, верующие активно сопротивлялись массовому закрытию храмов, зачастую игнорируя возможные последствия социального характера. На фоне выведения обрядности в ряд маргинальных явлений дополнительный стимул для развития получила альтернативная культовая практика, позволяющая избегать обострения конфликтов с органами светского управления и компенсировать недовольство недостатками официального духовенства. Процесс насильственной «атеизации» населения до начала Великой Отечественной войны осуществлялся, таким образом, лишь на уровне публичного функционирования РПЦ МП в центре и на местах, отчасти стимулируя постепенное увеличение слоя индифферентно религиозного населения, в силу особенностей воспитания, образования и образа жизни игнорирующего религию, но не противостоящего ей. Лишенное системы приходских школ и духовных училищ, усиленное ростом мифосознания в эпоху потрясений, пермское «народное» православие обросло еще одним слоем мифологем. Сформировался особый тип верующего, с устойчивой, но неактуализированной религиозной идентичностью, возникшей на основе воспроизводства традиционного отношения к церкви и культовой деятельности, которое внесло вклад в формирование культурного фона и акцентировалось в любых ситуациях социального вызова - от переписи населения до репрессий.
Декларируемая оттепель в отношениях государства и церкви, обозначенная фактом конкордата в годы войны, не имела принципиального значения для осуществления православной культовой практики на территории Западного Урала. К внешне значимым изменениям стоит отнести лишь открытие некоторого количества храмов и официальное возобновление отправления служб и обрядов. Альтернативная обрядовая практика продолжала оставаться серьезным конкурентом по отношению к епархиальной церковной системе. Не произошло никаких значимых трансформаций в восприятии храма и религиозного действия самими прихожанами, кроме того, что по-прежнему продолжали размываться как духовенство как консолидированная и корпоративно сплоченная группа, так и сообщество верующих, все больше подчиняющееся изменениям ритма социальной жизни. Обрядность продолжала оставаться связующим звеном между церковью как материальным воплощением религиозного начала и носителями православного сознания, с окончательной утерей верующими даже номинального членства в приходских общинах и базовых представлений об основах веры. Советский православный послевоенного периода удивительным образом сочетал в своем восприятии неразрывную связь с религией в историческом контексте с выделением ей в реальной жизни только место для фестивально-карнавальных, необременительнопраздничных форм. Превращение участия в обрядовой деятельности в вариант социальной игры, не до конца осознаваемой по сути, но от которой не стоит отказываться ни в коем случае, во многом способствовало сохранению элементов религиозной идентичности в самоидентификации значительного числа жителей Прикамья плоть до начала перестроечных реформ. Православие изменилось, но сохранило за собой традиционное место в представлении верующего .
Процессы в религиозной сфере, которые развернулись в регионе в конце 1980 гг., можно назвать религиозным ренессансом только в той части, которая касается реставрации сети культовых зданий и интенсификации в проведении служб и обрядов в храмах. Реституция старых культовых комплексов и возрождение монастырской жизни были дополнены развернувшимся, особенно после 2000 г., строительством новых церквей в краевом центре и за его пределами. Вместе с тем, это не стало толчком для количественного роста посещающих церковь в долевом отношении к населению края и не изменило представлений об обрядности как исключительном действии, желательном для верующего, но далеко необязательном в исполнении. Празднично-заходной характер посещения храма в мировоззренческом плане закрепился в индивидуальном сознании на уровне развернутой системы оправданий, с одной стороны, и самостоятельных интерпретаций выбранной стратегии публичного религиозного поведения, с другой.
При сохранении традиционных, исторически сложившихся моделей участия в культовой практике и принципов соблюдения религиозных норм во всех аспектах жизни верующего в настоящее время православное сообщество Прикамья сформировало широкий спектр позиций по отношению к самой церкви и выдвигаемым ею требованиям по отношению к прихожанам. Если на уровне социального действия, заметного для окружения единоверцев, рядовой верующий в большинстве случаев стремится к стереотипному поведению и воспроизведению устоявшейся традиции, то в мировоззренческом плане можно наблюдать элементы как реформистского, так и секулярного отношения к православию. Избежавшая реформации в западном понимании, Русская православная церковь сталкивается с ней не только на уровне возникновения обновленческих движений разного рода, но
и в точечных вариантах изменений, на уровне отдельного прихожанина. Приходится признать, что «единство любой церкви или конфессии представляет собой социальную иллюзию»516 не только на уровне теологов и клириков, каждый верующий на уровне своего дискурса, и даже просто суммы восприятий, также конструирует религиозное пространство.
В настоящее время открытым остается вопрос о том, сможет ли сумма этих индивидуальных изменений оказаться значимой для всего православного сообщества и привести к принципиальным изменениям в культовой практике и связанной с ней системе бытового поведения. Толчком в этом направлении становится расширение группы думающих верующих, отказывающихся от механического воспроизведения церковных требований и, в случае неприятия своего варианта православной жизни церковью, конструирующих собственные, вынесенные за пределы храма, версии современного православия. Ход событий покажет, останется ли православное сообщество консолидированным вокруг ригидной системы официальной православной иерархии со всеми связанными управленческими, финансовыми и культовыми особенностями, декларирующим свое единство, аморфной на периферии структуры, либо превратится в конгломерат разнообразных моделей отечественного православия, реализуемых на уровне отдельных специфичных сообществ с ярко выраженной, осознанно сконструированной конфессиональной идентичностью.
Агаджанян А. Русселе К. Как и зачем изучать современные религиозные практики // Религиозные практики в современной России. М.: Новое издательство, 2006. С. 11-32.
Агафонов П. Н. Архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник. Изд. 2-е, доп. Пермь: изд-во Пермского Петропавловского собора, 1996. 71 с.
Агафонов П. Н. Духовенство Пермской епархии в 1918-1928 гг. Ч. 1. Пермь: изд-во Пермского Петропавловского собора, 1997. 66 с.
Агафонов П. Н. Духовенство Пермской епархии в 1928-1965 гг. Век государственного атеизма. Ч. 2. Пермь: изд-во Пермского Петропавловского собора, 1997. 75 с.
Агафонов П. Н. Епископы Пермской епархии в 1918-1928 гг. Век
государственного атеизма. Ч. 1. Пермь: изд-во Пермского Петропавловского собора, 1997. 39 с.
Агафонов П. Н. Епископы Пермской епархии в 1928-1965 гг. Век
государственного атеизма. Ч. 2. Пермь: изд-во Пермского Петропавловского собора, 1997. 39 с.
Агафонов П. Н. Эволюция государственно-церковных отношений в 19201929 гг.: на материале Пермской епархии. Дисс. на соискание ученой степени канд. ист. н. Пермь, 2002. 212 с.
Архимандрит Аввакум. Детопричастие. URL:
http://pravtoday.ru/category/mnenie/page/3/ (дата обращения 19. 01. 2017). Астахова Л. С. Бабушки в православных приходах // Социология. 2006. №1.
С. 59-62.
Аринин Е. И. Философия религии. Принципы сущностного анализа. Архангельск. Изд-во Поморского государственного университета, 1998. 297 с.
Булавин М. В. Факторы сохранения крестьянской религиозности в период 1920-х гг. (На материалах Среднего Урала) // Государство, общество, церковь в истории России ХХвека: Материалы VI Международной научной конференции. (Иваново, 7-8 февраля 2007). Иваново: Изд-во Иван. гос. ун-та, 2007. С. 29-34.
Власова О. М. Пермская деревянная скульптура: между востоком и западом. Пермь: Книжный мир, 2010. 152 с..
Вяткин В. В. Пермские архипастыри-новомученики. Пермь, 2000. 60 с. Гараджа В. И. Социология религии. М.: ИНФРА-М, 2010. 304 с.
Геннеп А., ван Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. Пер. с франц. М.: «Восточная литература» РАН, 1999. 198 с.
Гофман А. Б. Социологические концепции Марселя Мосса // Концепции зарубежной этнологии. Критические этюды. М.: Наука, 1976.
Гуревич П. С. Религиоведение. М.- Воронеж: МПСИ, 2005. 694 с.
Дубин Б. «Легкое бремя: массовое православие в России 1990-2000-х годов // Религиозные практики в современной России. М.: 2006. С. 68- 88.
Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии. Пер. А. Б. Гофмана. // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М.: Канон+, 1998. С. 9-68.
Евзлин М. Космогония и ритуал. М., 1994. 312 с.
Звеерде Э. ван дер Понимая секулярность // Государство. Религия. Церковь. 2012. №2 (30). С. 90-91.
Жидкова Е. Антирелигиозная кампания времен "оттепели" в Куйбышевской области // Неприкосновенный запас» 2008, №3(59). URL:
http://magazines.russ.ru/nz/2008/3/zh12.html (Дата обращения 09.11.2016). Жиромская В. Б. Религиозность народа в 1937 году. (По материалам Всесоюзной переписи населения) // Исторический вестник. 2000. №5 (1).
URL: http://www.krotov.info/history/20/1930/1937_zher.htm (Дата обращения
09.11.2016) .
Каариайнен К. Фурман Д. Старые церкви, новые верующие. М., 2000. 248 с. Казанков А. И. Время местное: хроники провинциальной повседневности. Пермь: Перм. гос. ин-т культуры, 2016. 163 с.
Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: «Логос», 1999. 384 с.
Коначева С. А. Религиозная ситуация в постсоветской России: особенности процесса секуляризации // Трансформация идентификационных структур в современной России. Под ред. Т. Г. Стефаненко. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. С. 82-105.
Кормина Ж. Исполкомы и приходы: религиозная жизнь Псковской области в первую послевоенную пятилетку // Неприкосновенный запас. 2008 №3(59). URL: http://www.intelros.ru/readroom/nz/nz_59/2683-ispolkomy-i-prikhody-
religioznaja-zhizn.html (дата обращения 19. 01. 2017).
Кормина Ж. В., Штырков С. А. Православные версии советского прошлого: политики памяти в ритуалах коммеморации. URL: http://pandia.ru/text/77/315/37753.php (дата обращения 20.10.2016).
Кузнецов В. Г., Миронов В. В. Мифология // Религиоведение. Энциклопедический словарь. М. Академический проект, 2006. С.647. Лавринов В. В. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. 335 с.
Лавринов В. В. Очерки истории обновленческого раскола на Урале. (19221945 гг.). М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2007. 308 с.
Лосев А. Ф. Диалектика мифа // // Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994. С. 5-216.
Марченко А. Н. Епископы пермской епархии эпохи «хрущевских гонений» на Русскую православную церковь (1958-1964 гг.): очерки церковногосударственных отношений. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2011. 280 с.
Марченко А. Н. Защитник Отечества и Веры Христовой: жизнеописание подвижника православной веры Александра (Толстопятова), архиепископа Молотовского, Пермского и Соликамского. М.: «Астер», 2005. 148 с. Марченко А. «Хрущевская церковная реформа»: очерки государственноцерковных отношений (1958-1964 гг. (по материалам архивов Уральского региона). Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2007. 198 с.
Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: «Восточная литература» РАН, 2000. 407 с.
Мечковская Н. Б. Язык и религия. М.:ФАИР, 1998. 352 с.
Миненко Н. А. Русское население Урала и Сибири и православная церковь (XVIII - XIX вв.) // Религия и церковь в Сибири: Сборник научных статей и документальных материалов. Тюмень, 1995. 42 с.
Митрохин Л. Н. Религия и культура (философские очерки). М., 2000. 318 с. Митрохин Н. Русская православная церковь в России в 2000--2008 годах: очерк некоторых структурных проблем // Неприкосновенный запас. 2009. №1(63). URL: http://www.intelros.ru/readroom/nz/-63/3567-russkaja-
pravoslavnaja-cerkov-v-rossii.html (дата обращения 19. 01. 2017).
Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М.: НЛО, 2004. 656 с.
Митрохин Н. Русская православная церковь - итоги десятилетия // Неприкосновенный запас. 2003. № 6 (32). URL:
http://magazines.mss.m/nz/2003/6/mit35.html (дата обращения 19. 01. 2017). Митрохин Н. Сибирева О. «Не бойся, малое стадо!». Об оценке численности православных верующих на материале полевых исследований в Рязанской области // Неприкосновенный запас. 2007, №1 (51). URL:
http://www. intelros.ru/2007/05/29/nikolajj_mitrokhin_olga_sibireva_ne_bojj sj a_m aloe_stado_ob_ocenke_chislennosti_pravoslavnykh_verujushhikh_na_materiale_p olevykh_issledovanijj_v_rjazanskojj_oblasti.html (дата обращения 19. 01. 2017). Муравьев Ю. Культура и религия: введение в проблематику. URL: http://scepsis.ru/library/id_3.html (Дата обращения 21.04. 2012).
Найдорф М. И. Введение в теорию культуры. Основные понятия культурологии. Одесса: Друк, 2005. 192 с.
Найдыш В. М. Мифология. М.: Кнорус, 2010. 432 с.
Нечаев М. Г. Церковь на Урале в период великих потрясений: 1917 - 1922 гг. Пермь: Изд-во ПГПУ, Изд-во УрГУ, 2004. 335 с.
Новикова А. Заметки о тюремной религиозности // Неприкосновенный запас. 2004. №4 (36). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2004/4/nov17.html (дата обращения 20. 01. 2017)
Панченко А. А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. СПб.: Алетейя, 1998. 308 с.
Панченко А. А. «...на практике провести границу между церковным и народным православием (как, впрочем, и католицизмом, исламом и т. п.) невозможно». URL: http://www.bogoslov.ru/text/411298.html (дата обращения
15. 11. 2013).
Панченко А. А. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект. 2-е изд. М.: ОГИ, 2004. 541 с.
Пивоваров Д. В. Праксеология религии. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2010. Православие в судьбе Урала и России: история и современность. Мат-лы Всеросс. науч-практ. конф. ИИА УрО РАН. Екатеринбург: изд-во
Екатеринбургской епархии. 2010. 382 с.
Православная жизнь русских крестьян XIX-XX веков: Итоги
этнографических исследований. М.: Наука, 2001. 363 с.
Прикамский народный собор памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия. Пермь, 2009. 218 с.
Прикамский народный собор памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия. Пермь, 2013. 240 с.
Религия и религиозность во Владимирском регионе: коллективная
монография. Под ред. Е. И. Аринина. В 2 тт. Владимир: изд-во Влад. гос. унта. 2013.
Рязанова С. В. Диалог Запада и Востока и феномен неоориенталистских культов. Дисс. на соискание уч. ст. канд. филос. н. На правах рукописи. Пермь, 1998. 184 с.
Рязанова С. В. Категориальный аппарат религиоведения: границы, принципы, парадигмы // Научный ежегодник института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2013. Т. 13. №1. С. 37-50. Рязанова С. В., Зубарева Е. А. Методы исследования РПЦ в провинции: проблемы и перспективы // Практична философия. 2014. №3 (53). С. 35-37. Рязанова С. В., Михалева А. В. Феномен женской религиозности в постсоветском обществе: региональный аспект. Пермь: Изд-во Перм. гос. унта, 2011. 240 с.
Сафронов Р. О. Современные социологические теории религии в США и Европе // Религиоведческие исследования. 2009. №1-2. С. 25-36. Серебренников Н.Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь: Пермское книжное издательство, 1967. 103 с.
Сибирева О. Православная религиозность в позднем СССР. Пример Шацкого района Рязанской области // Неприкосновенный запас» 2010, №5 (73). URL: http: //www. intelros. ru/readroom/nz/nz-73-5-2010/7680-pravoslavnaya- religioznost-v-pozdnem-sssr-primer-shackogo-rajona-ryazanskoj-oblasti.html (дата обращения 19. 01. 2017).
Синелина Ю. Ю. Динамика религиозности россиян. 1989-2012 // Памяти Юлии Юрьевны Синелиной. Научные труды, воспоминания. М.: ИСПИ РАН, 2014. С. 146-168.
Сколько и какие верующие есть в России. URL: http://newchristianity.ucoz.ru/news/2009-07-27-34 ( Дата обращения
21.11.2010) .
Смирнов М. Ю. Возможно ли отказаться от концепта религиозности при исследовании религии // Вестник РХГА. 2015. Т. 16. Вып. 2 (2). С. 145 - 153. Смирнов М. Ю. Мифоритуальный образ русского православия // Православие и современность: проблемы секуляризма и постсекуляризма.
Москва-Орел-Ливны: изд-во Новоспасского монастыря- изд-во «Спасское дело», 2015. С. 367 - 392.
Смирнов М. Ю. Социология религии. Словарь. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. 412 с.
Социологическое ведомство оперативных исследователей. URL: http://svoi.org/index.php?newsid=143 (дата обращения 27.10.2016).
Степанянц М. Этноконфессиональные процессы в современной России: ислам // Неприкосновенный запас. 2002. № 6 (26). URL:
http://magazines.russ.ru/nz/2002/6/mariettt.html (дата обращения 19. 01. 2017) Тарусин М. Исследование «Религия и общество». URL: http://www.religare.ru/2_34822.html (Дата обращения 18.10.2016);
Терентьев Д. «Это мы, Господи!». Кто такие «настоящие» и «ненастоящие» верующие. URL: http://www.religare.ru/2_22953.html (Дата обращения
18.10.2016) .
Тиле К. Основные принципы науки о религии. URL: http://www. gumer. info/bogoslov_Buks/Relig/klass/02.php (дата обращения
06.03.2011) .
Токарев С. А. Ранние формы религии М.: Политиздат, 1990. 622 с.
Тэрнер В. Символ и ритуал. М. «Восточная литература», 1983. 86 с.
Узланер Д. А. Секуляризация как социологическое понятие // Социологические исследования. 2008. №8. С. 62-67.
Филатов С. Б., Лункин Р. Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность //Социологические исследования, №6 (2005). с. 35-45.
Филатов С., Струкова А. От протестантизма в России к русскому протестантизму // Неприкосновенный запас. 2003. № 6 (32). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2003/6/filat3.html (Дата обращения 18.10.2016). Хвостова Г. Использование социалистической обрядности для преодоления религиозности населения // Неприкосновенный запас. 2010. №5 (73). URL: http: //www. intelros. ru/readroom/nz/nz-73-5-2010/7681 -ispolzovanie- socialisticheskoj-obryadnosti-dlya-preodoleniya-religioznosti-naseleniya.html (дата обращения 19. 01. 2017).
Хун У. Содом и Гоморра в Куйбышеве: трансформация православной легенды // Неприкосновенный запас» 2012, №6 (86).
Хюбнер К. Логика мифа. М., 1996.
Черных А. В. Русский народный календарь. Пермь: Издательство «Пушка», 2006. 368 с.
Чеснокова В. Тесным путем. URL:
http://krotov.info/history/20/1990/chesnokova_00.htm (дата обращения
13.08.2011) .
Чумаченко Т. А. Государство и Русская православная церковь в 1958-1964 годах: новая политическая война с религией, Церковью и верующими // Вестник ЧелГУ. 2014. №19 (348). С. 82-90.
Шевцова В. Ф. Православие в России накануне 1917. СПб.: «ДМИТРИЙ БУЛАНИН», 2010. 488 с.
Шишонко В. Н. Пермская летопись. 1203-1881 г. / Сост. чл. разных учен. о-в, дир. нар. уч-щ Перм. губ. Василий Шишонко; Изд. печ. на средства Губ. земства. Период 5 : Ч. 2. С 1695-1701 гг. Пермь : тип. Губ. зем. управы, 1887. 659 с.
Штриккер Г. Русская Православная Церковь в Советское время. М.: ПРОПИЛЕИ, 1995. 400 с.
Элиаде М. История веры и религиозных идей. Т. 1. М.: Критерион, 2002. 464 с.
Яблоков И. Н. Религиоведение. М.: Гардарики, 2000. 536 с.
Яжиньская К. Русская православная церковь как часть государства и общества // Неприкосновенный запас. 2013. №4 (90). URL:
http://www.intelros.ru/readroom/nz/4-2013/20952-russkaya-pravoslavnaya- cerkov-kak-chast-gosudarstva-i-obschestva.html (дата обращения 19. 01. 2017).
Asad T. The Construction of Religion as an Anthropological Category // A reader in the anthropology of religion. Michael Lambek ed. Pp. 110-126.
Beyer P. Religion in the global society. London-N. Y.: Routledge, 2006. 337 p. Borovik I. Institutional and private religion in Poland 1990-1994 // New religious phenomena in Central and Eastern Europe. Krakow: Nomos, 1997. P. 235-255. Dobbelaere K. Assesing secularization theory // New Approaches to the Study of Religion. Berlin, 2004. Vol. 2. Р. 229-253.
Hubert H., Moss M. Sacrifice: it’s nature and function. Chicago-Press, 1964. 165 c. Johnson M. A Silent conspiracy? Some ethical issues of participant observation in nursing research. International Journal of Nursing Studies. 1992. №29. Р. 213223.
Kaariainen K. Religiousness in Russia after the Collapse of Communism // Social Compass. 1999. №46(1). Р. 35-46.
Kippenberg H. G. Religious History, Displaced by Modernity // Religions in the Disenchanted World. Numen. 2000. Vol. 47. №3. pp. 221-243.
Kisala R. Urbanization and religion // New Approaches to the Study of Religion. Berlin, 2004. Vol. 2. p. 255- 274.
Mitchell C. The Religious Content of Ethnic Identities // Sociology. 2006. BSA Publications Ltd. Vol. 40(6). Р. 1135-1152.
Satlow M. L. Disappearing cathegories: using cathegories in the study of religion // Method & Theory in the Study of Religion, Vol. 17, No. 4 (2005), pp. 287-298. Stump R. W. Regional Variations in the Determinants of Religious Participation // Review of Religious Research, Vol. 27, No. 3, (Mar., 1986), pp. 208-225.
Titarenko L. On the Shifting Nature of Religion during the Ongoing Post- CommunistTransformation in Russia, Belarus and Ukrain // Social Compass. 2008. №55 (2). P. 237-254.
Waddington D. Participant observation // Essential guide to qualitative methods in organizational research. Edited by C.Cassell and G. Symon. SAGE. London, 2004. P. 154-164.
Список сокращений
Г АНИ - Пермский государственный архив новейшей истории Г АПК - Г осударственный архив Пермского края