Есть приложение.
В данной работе не указана база исследования. Таким образом, можно подставить название нужной база и она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с ОНР с помощью лепки из мастики 5
1.1 Сущность понятия «мелкая моторика» 5
1.2 Возрастные особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с ОНР 8
1.3 Методы и приемы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с ОНР с помощью лепки из мастики 12
Выводы по первой главе 17
Глава 2 Экспериментальная работа по определению особенностей развития мелкой моторики у детей с ОНР с помощью лепки из мастики 18
2.1 Процедура и методика исследования 18
2.2 Анализ развития мелкой моторики у детей с ОНР 21
2.3 Программа краткосрочных образовательных практик по развитию мелкой моторики у детей с ОНР с помощью лепки из мастики 25
2.4 Анализ результатов экспериментальной работы 29
Выводы по второй главе 34
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложение 41
Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что развитие крупной и мелкой моторики у ребенка определяется в качестве одного из целевых ориентиров, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (Далее – ФГОС ДОО). Особенно это важно для развития познавательных и психических процессов детей младшего школьного возраста. У современных детей, как правило, отмечается общее моторное отставание, особенно у детей младшего дошкольников возраста с общим недоразвитием речи (далее – ОНР).
В ФГОС ДОО указано, что в дошкольном возрасте потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка большое значение приобретает проблема умственного воспитания, основой, которого является состояние развития мелкой моторики у ребенка. Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики и психологии – М.М. Кольцова [9], Д.Б. Эльконин [28] и др. отмечали, что развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, направленное на обеспечение полноценного психического развития ребенка, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
На современном этапе существует противоречие между необходимостью развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с ОНР и недостаточным использованием педагогами в работе по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с ОНР краткосрочных образовательных практик «Лепка из мастики». Разрешение данного противоречия и составит проблему настоящего исследования.
Цель исследования – выявить и экспериментально проверить педагогические условия, критерии развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с ОНР посредством применении технологии краткосрочных образовательных практик «Лепка из мастики».
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «мелкая моторика».
2. Разработать Программу краткосрочных образовательных практик «Лепка из мастики» и апробировать ее в работе с детьми младшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Проанализировать эффективность применения Программы краткосрочных образовательных практик «Лепка из мастики» в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования – процесс развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – педагогические условия развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с ОНР посредством апробации Программы краткосрочных образовательных практик «Лепка из мастики».
Гипотеза: мы предполагаем, что лепка из мастики является эффективным средством развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с ОНР.
Методы: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение за детьми, тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Методологическую основу исследования составили научные труды Л.С. Выготского, М.М. Кольцовой, Н.Д. Левитова, Е.Е. Соловьевой, Д.Б. Эльконина и других. В работах Л.С. Выготского, М.М. Кольцовой, Д.Б. Эльконина и др. раскрыта сущность понятия «мелкая моторика». В исследованиях Л.Д. Макневой, О.Е. Морозовой, Л.Т. Пушкиной и др. обоснованы педагогические условия использования лепки в развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с ОНР.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, списка использованных источников, приложения.
В младшем дошкольном возрасте наиболее активно развиваются психические процессы детей, происходит закрепление знания основных сенсорных эталонов, интенсивно происходит развитие познавательной сферы ребенка, развивается речь ребенка, пополняется словарь, совершенствуется мелкая моторика.
Мелкая моторика развивает логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливает детей к рисованию и письму, развивает мышечный аппарат, тактильную чувствительность, повышает уверенность, помогает сосредотачиваться и расслабляться, способствует развитию навыков самообслуживания. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Развитие мелкой моторики руки является необходимым условием готовности руки к активному осязательному восприятию предмета, а моторный навык, включающий как микро-, так и макродвижения руки, – составной частью оптимального двигательного стереотипа специализированных движений самого процесса осязательного восприятия и возможности использования осязания в предметной деятельности.
В ходе исследования была разработана и апробирована программа КОП «Лепка из мастики», которая рассчитана на 8 занятий. Основным условием для проведения программы КОП «Лепка из мастики» явилось то, что при планировании начала занятия объяснения или показа образца поделки, воспитатель также продумывает его эстетическое значение. Так, например, при объяснении воспитатель использует сравнительные обороты, метафоры и тропы. Также заранее воспитатель подготавливает образец подделки с учетом эстетической направленности, то есть подделка должна быть выполнена аккуратно, с соблюдением правильности черт «мини‐скульптуры», гармоничности цвета.
Анализ результатов контрольного этапа экспериментального исследования позволил сформулировать вывод о том, что у младших дошкольников с ОНР наблюдается значительная положительная динамика в развитии мелкой моторики. Следовательно, методика формирующего эксперимента эффективна, мы подтвердили выдвинутую гипотезу.
Анализируя проделанную работу, были сделаны следующие выводы:
1. Предложенная система разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, а также учитывая дефект – ОНР, объема информации, которая может быть им и воспринята.
2. Отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на пальчиковые игры, они проявляли желание и интерес играть в данные игры.
3. Возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память.
4. Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями.
Проведение таких занятий можно рекомендовать педагогам дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям детей дошкольного возраста.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Алексахин, Н. Учимся лепить и расписывать [Текст] / Н. Алексахин // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 9. – С. 23-27.
2. Блехер, Ф. Н. Психология раннего возраста [Текст] / Ф. Н. Блехер. – Москва : Эксмо, 2011. – 569 с.
3. Волкова, А. А. Лепка во второй младшей группе [Текст] / А. А. Волкова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 8. – С. 15-24.
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2012. – 856 с.
5. Грибовская, А. А. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет [Текст] / А. А. Грибовская. – Москва : Сфера, 2010. – 80 с.
6. Зимина, Н. А. Развитие творческого воображения детей на лепке [Текст] / Н. А. Зимина // Воспитание детей дошкольных учреждений. – 2017. – №4. – С. 49-57.
7. Каюмова, Р. Развитие творческого воображения в лепке [Текст] / Р. Каюмова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 3/4. – С. 17-18.
8. Козлова, Н. В. Взаимодействие с семьей в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (из опыта работы) [Текст] / Н. В. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №2. – С. 41-45.
9. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М. М. Кольцова. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 241 с.
10. Левитов, Н. Д. Развитие ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет [Текст] / Н. Д. Левитов / Педагогика. – 2014. – №2. – С. 65-68.
11. Леонтьев, А. А. Психофизическая основа речевой деятельности [Текст] / А. А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2011. – №3. – С. 36-39.
12. Макнева, Л. Д. Развитие мелкой моторики на занятиях в детском саду [Текст] / Л. Д. Макнева // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 74-77.
13. Метиева, Л. А., Удалова Э.Я. Формирование тактильно-двигательного восприятия у дошкольников [Текст] / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 37–42.
14. Морозова, О. Е. Дошкольный возраст: развитие мелкой моторики в игре [Текст] / О. Е. Морозова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №5. – С. 54-55.
15. Петровская, Е. Е. Приемы обучения изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Е. Е. Петровская // Педагогика. – 2016. – №1. – С. 69-74.
16. Пилюгина, Э. Г. Сенсорное воспитание (младший дошкольный возраст) / Э. Г. Пилюгина // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 12. – С. 37-39.
17. Пушкина, Л. Т. Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности [Текст] / Л. Т. Пушкина // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 41-44.
18. Саккулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова. – Москва : Академия, 2013. – 359 с.
19. Соловьева, Е. Е. Развитие мелкой моторики дошкольников с ОНР методами лепки [Текст] / Е. Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. – 2012. – №2. – С. 28-33.
20. Сологубов, Е. Г. Некоторые аспекты полисенсорного воздействия на организм человека в условиях сенсорной комнаты [Текст] / Е. Г. Сологубов // Сенсорные комнаты «Снузлин» : сб. ст. и метод. рекомендаций. – Москва : Вариант, 2011. – С. 69-73.
21. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду : учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / В. Б. Косминская [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ТЦСфера, 2015. – 255 с.
22. Ткаченко, Т. А. Развиваем мелкую моторику [Текст] / Т. А. Ткаченко. – Санкт-Петербург : Речь, 2013. – 412 с.
23. Усова, А. П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника [Текст] / А. П. Усова. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 458 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного обучения. ФГОС ДО [Текст]. – Москва : Проввещенеи, 2016. – 50 с.
25. Фомина, Л. В. Роль движений рук и моторной речи ребенка с ОНР [Текст] / Л. В. Фомина // Проблемы речи и психолингвистики. – 2015. – №4. – С. 52-55.
26. Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Г. С. Швайко. – Санкт-Петербург : Питер. 2012. – 354 с.
27. Щелованов, Н. М. Развитие мелкой моторики у дошкольников с ОНР [Текст] / Н. М. Щелованов. – Москва : Академия, 2012. – 258 с.
28. Элькоинин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 412 с.
29. Юрчик, Р. О. Развитие мелкой моторики в условиях введения ФГОС [Текст] / Р. О. Юрчик // Дошкольное воспитание. – 2014. – №4. – С. 32-35.
30. Яковлева, Н. Г. Педагогика и психология [Текст] / Н. Г. Яковлева. – Москва : АСТ, 2015. – 532 с.