Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 6-7-Х КЛАССОВ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Работа №40813

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы166
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
553
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития исследовательской компетенции учеников среднего школьного возраста в процессе изучения обществознания 10
1.1 Понятие «исследовательская компетенция» в психолого-педагогической
литературе 10
1.2 Возрастные особенности учеников среднего школьного возраста 17
1.3 Особенности формирования исследовательской компетенции учеников
среднего школьного возраста в процессе обучения и воспитания в кадетской школе 29
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Экспериментальное исследование рабочей программы внеурочной деятельности для учащихся 6-7-х классов, направленного на формирование исследовательской компетенции учеников среднего школьного возраста в
процессе изучения обществознания 38
2.1 Методические аспекты изучения обществознания во внеурочной
деятельности 38
2.2 Программа внеурочной деятельности, направленная на формирование
исследовательской компетенции учащихся 6-7-х классов кадетской школы во внеурочной деятельности по обществознанию 43
2.3 Описание хода и результатов опытно-экспериментальной работы 52
Выводы по главе 2 71
Заключение 73
Список литературы 76
Приложения


Актуальность темы исследования состоит в том, что обновление, качественное изменение структуры и содержания образования, методов и средств обучения, появление новых подходов к реализации, происходящее в последние годы, влияет на деятельность всех общеобразовательных организаций, но не может быть целиком и полностью быть внедрено в специализированные организации.
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает всестороннее развитие личности ребенка. Безусловно, все образовательные организации следуют стандарту, организуют внеурочную деятельность, охватывая все ее направления, в урочной деятельности меняют методы и формы работы, чтобы в полной степени реализовать качественное развитие всех компетенций школьника. Но все это происходит методом проб и ошибок.
Одной из самых главных задач, стоящих не только перед общеобразовательными организациями, а в большей степени перед школами с кадетскими классами, кадетскими школами-интернатами является воспитание гражданина, согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности. В приоритете в кадетских школах воспитание в учащемся гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека. Кадетская школа - форма военизированного образовательного учреждения, в котором целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, формируют основы для того, чтобы несовершеннолетние граждане были готовы к служению Отечеству на военном и гражданском поприще.
Таким образом, учитывая специфику учреждения, можно с уверенностью сказать, что в кадетских школах исследовательская деятельность стоит явно не на первом месте. В кадетские классы поступают учащиеся, мало заинтересованные в создании каких-либо проектов, в развитии у себя исследовательской компетенции. Выбирая кадетскую школу, большинство учеников, как и их родители, предполагают будущую военную карьеру, службу в армии и в других структурах. Они не видят и не понимают необходимости формировать у себя исследовательские компетенции. А тем временем формирование исследовательской компетенции становится все более актуальным, что обусловлено непрерывностью образования в жизни человека и большой ролью в нем самообразования, которые совместно предопределяют успешность человека в профессиональной деятельности и в становлении карьеры.
В связи с этим учителю необходимо помочь учащемуся не только понять, зачем ему нужны те или иные компетенции, но и сформировать их. Учителю также необходимо показать учащимся, что исследовательская деятельность может быть не только в области точных наук, таких как математика, физика, химия, но в области гуманитарных знаний, например, в обществознании. Заинтересовать ученика тем, что проведение исследования может быть занимательным и нужным для других людей, а не скучным и нудным, как считают большинство школьников. Неплохие возможности реализовать все вышесказанное дает внеурочная деятельность.
Состояние разработанности проблемы исследования в научной литературе. Различные подходы в определении понятия исследовательской компетенции, ее содержания, структуры, а также в выявлении особенностей формирования исследовательской компетенции у школьников предлагали многие авторы диссертационных работ. Ряд авторов, рассматривают формирование исследовательской компетенции учащихся в тандеме с проектной (И.В. Дементьева), информационной компетентностью (Л.М. Репета). [10, 41] В.В. Константинов разработал методику формирования исследовательской компетенции. [23] В.В. Климентьева, Ю.В. Соляников, Л.А. Черняева изучили исследовательскую компетенцию в рамках деятельности учащихся. [20, 52, 60]
В диссертационных работах последних лет, посвященных проблеме формирования исследовательской компетенции школьников 6-7-ых классов кадетской школы во внеурочной деятельности по обществознанию, несмотря на попытки всестороннего изучения и рассмотрения всех аспектов данной проблемы их авторами, выявлена недостаточность разработанности проблемы, нехватка практических рекомендаций методистов.
Отсюда и формируется противоречие между желанием общества и государства видеть в выпускнике кадетской школы личность, обладающую ответственностью за судьбу страны, хорошо образованную, интеллектуально развитую, и отсутствием системы формирования исследовательской компетенции у учеников кадетских школ.
На основании противоречия была определена проблема исследования: каковы педагогические условия, процедуры и методическое обеспечение формирования исследовательской компетенции учащихся 6-7-х классов кадетской школы во внеурочной деятельности по обществознанию.
Цель исследования: научно обосновать и экспериментально
проверить программу внеурочной деятельности по обществознанию, направленную на формирование исследовательской компетенции учащихся
6- 7-х классов кадетской школы во внеурочной деятельности по обществознанию.
Объект исследования: процесс формирования исследовательской компетенции учащихся 6-7-х классов во внеурочной деятельности по обществознанию.
Предмет исследования: программа внеурочной деятельности по обществознанию, направленная на формирование исследовательской компетенции учащихся 6-7-х классов кадетской школы во внеурочной деятельности по обществознанию.
Гипотеза исследования составляет предположение о том, что формирование исследовательской компетенции учащихся 6-7-х классов кадетской школы станет эффективным, если будет целенаправленным, организованным средствами внеурочной деятельности предмета «Обществознание» по специально разработанной программе.
Цель, объект, предмет, гипотеза, а также общий замысел исследования позволили сформулировать следующие задачи:
1. Раскрыть сущность, содержательную характеристику ключевых понятий исследования.
2. Выявить особенности формирования исследовательской
компетенции учащихся 6-7-х классов кадетской школы и проанализировать методические аспекты изучения обществознания во внеурочной
деятельности.
3. Обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанной программы внеурочной деятельности по обществознанию, направленной на формирование исследовательской компетенции учащихся 6
7- х классов кадетской школы во внеурочной деятельности по обществознанию.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическими основами данного исследования послужили работы зарубежных и российских ученых различных научных дисциплин. Методологическую основу исследования составил компетентностный подход, при котором результаты обучения признаются значимыми за пределами системы образования. В рамках данного подхода известные исследователи В.В. Золотцева, Я.И. Кузьминова, В.Л. Матросова, В.Д. Шадриков рассматривали понятия «компетентность» и «компетенция». Теоретической базой исследования стали:
- основополагающие идеи, которые составляют ядро психологии о подростковом возрасте (С. Холл, Э. Эриксон).
- труды в области развития личности подростка, анализ развития в психо-аналитическом ключе (3. Фрейд и А. Фрейд).
- закономерности развития ребенка подросткового возраста рассмотрены в работах (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Т.В. Драгуновой, Д.И. Фельдштейна, Г. А. Цукерман, Д.Б. Эльконина, и др).
- исследования в области определения исследовательской компетенции, выделения ее структуры и содержания (З.Н. Апазаова, Д.В. Качалов, В.В. Климентьева, В.А. Константинов, С.И. Осипова, О.В. Петунин, А.И. Савенков, Ю.В, Соляников, А.В. Хуторский).
- труды по реализации внеурочной деятельности в кадетских классах (Е.Ю. Жукова, Н.А. Масленникова).
- роль и место кадетских школ, кадетских школ-интернатов в системе образования (Ю.Г. Галанин, Н.С. Котоусов, В.К. Левченко).
- государственные нормативные документы: ФГОС ООО, приказы и инструктивно-директивные документы, определяющие государственные стратегии развития воспитания и совершенствования воспитательной работы в системе общего образования.
Также в разные годы писали о необходимости включения исследовательской деятельности в обучение учащихся такие ученые и педагоги, как Ю. К. Бабанский, П. Ф. Каптерев, А. В. Леонтович, И. Я. Лернер, Н. И. Новиков, А. В. Обухов, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, А. И. Савенков, М. Н. Скаткин, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.
Методы и методики исследования определялись целью, гипотезой и задачами решаемой проблемы. В исследовании мы использовали комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. В их числе теоретические: анализ, систематизация, классификация, обобщение и
сравнение; и эмпирические: изучение и обобщение передового
педагогического опыта, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов исследования. В выпускной квалификационной работе использовались следующие методики исследования: «Диагностика исследовательских умений», анкета выявления знаний и представлений об исследовательской деятельности В.С. Сучковой, адаптированная методика определения уровня сформированности исследовательской компетенции А.В. Воробьевой и опросник по выявлению знаний, способностей и опыта в сфере исследовательской деятельности учащихся В.С. Сучковой.
Опытно-экспериментальная база исследования Эксперимент проводился на базе ГБОУ «Васильевская КШИ им. Г ероя Советского Союза Н. Волостнова» в три этапа с февраля 2017 по октябрь 2018.
На первом, констатирующем, этапе с ноября 2016 по декабрь 2016 года осуществлялся теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по исследуемой проблеме; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; обобщался полученный материал, и разрабатывалась методика организации опытноэкспериментальной работы; проводилась диагностика исходного уровня сформированности исследовательской компетенции учащихся 6-7 классов.
На втором, формирующем, этапе (февраль 2017 - апрель 2017 и сентябрь 2017 - октябрь 2017) проводилась экспериментальная апробация программы внеурочной деятельности по обществознанию, направленной на формирование исследовательской компетенции учащихся 6-7-х классов кадетской школы во внеурочной деятельности по обществознанию
На третьем, контрольном, этапе (сентябрь - октябрь 2018) проводился контрольный эксперимент по оценке эффективности программы внеурочной деятельности по обществознанию, направленной на формирование исследовательской компетенции учащихся 6-7-х классов кадетской школы во внеурочной деятельности по обществознанию; осуществлялась систематизация и обработка результатов исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и практической разработке программы формирования исследовательской компетенции у учащихся 6-7 классов кадетских школ во внеурочной деятельности по обществознанию, экспериментальном обосновании эффективности её результатов.
Теоретическая значимость исследования: 
«исследовательская компетенция» применительно к учащимся общеобразовательной школы;
- выявлен характер взаимосвязи формирования исследовательской компетенции с особенностями учащихся подросткового возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана программа внеурочной деятельности по обществознанию для 6 - 7-х классов кадетских школ, направленная на формирование исследовательских компетенций. Выводы и материалы выпускной квалификационной работы могут быть интересны студентам, будущим учителям обществознания, методистам, а также использованы в практике работы учителей обществознания для организации и проведения дальнейшего исследовании проблемы формирования исследовательской компетенции учащихся.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования его цели и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла в ГБОУ «Васильевская КШИ им. Героя Советского Союза Н. Волостнова», а также апробировались в образовательном процессе ГБОУ «Васильевская КШИ им. Г ероя Советского Союза Н. Волостнова».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследовательская компетенция представляет собой совокупность
знаний, умений (способностей), имеющегося опыта в проведении проекта
или исследования, в решении проблем творческого характера.
Исследовательская компетенция характеризуется: готовностью учащегося к
эффективной учебно-исследовательской работе, готовностью к
самосовершенствованию и самообразованию, интеграцией
исследовательских действий в одно целое, что определяет динамику
перехода от исполнительской к созидательной и творческой деятельности.
Необходимость формирования исследовательской компетенции в
основной школе обусловлена тем, что хоть ранее исследовательские
способности и считались важными лишь для узкой группы специалистов,
которые работают в вузах, в различных отраслях науки, то сейчас ситуация
во многом изменилась. В первую очередь в том, что каждый школьник,
планирующий продолжить свое обучение в колледже или вузе, а затем
заняться профессиональной деятельностью, должен быть грамотным
исследователем. Потому как в мире, наполненном бесчисленной
информацией, сложно представить человека, не способного проявлять
исследовательскую активность, не умеющего работать с различными
источниками информации, выделять главное, видеть и формулировать
проблемы, предлагать пути их решения и др.
Внеурочная деятельность наравне с урочной способствует
формированию исследовательской компетенции. Под внеурочной
(внеклассной) деятельностью понимается деятельность, организуемая с
классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения
потребностей школьников в содержательном досуге. В частности, в процессе
внеурочной деятельности обеспечивается благоприятная учебная атмосфера
для формирования компетенций за счет отсутствия отметок, учитываются
индивидуальные и возрастные особенности учащихся, что как никогда74
необходимо в кадетской школе, отсутствует строгая регламентированность,
занятие насыщено разными видами деятельности
Главными особенностями формирования исследовательской
компетенции учащихся 6-7-х классов кадетской школы являются:
1. Целенаправленный процесс, в который кроме самих учащихся и
педагогов активно принимают участие родителей учеников и администрация
школы.
2. Направленность обучения на получение учащимися определенного
набора знаний исследовательской деятельности, на формирование
способностей и обогащения опыта учебно-исследовательской работы.
3. Реализация задач по формированию исследовательской компетенции
во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности с использованием
различных форм организации деятельности, а также благодаря
межпредметности.
4. Учет возрастных и гендерных особенностей учащихся в обучении и
воспитании учащихся подросткового возраста.
В рамках второй задачи также нами были рассмотрены методические
аспекты изучения обществознания во внеурочной деятельности, а именно:
используемые формы и уровни организации как внеурочной деятельности в
общем, так и в учебно-исследовательской внеурочной деятельности в
частности; виды и направленность внеурочной деятельности; отличия
урочной и внеурочной деятельности.
Опытно-экспериментальная работа была направлена на то, чтобы
разработать программу внеурочной деятельности по обществознанию
направленную на формирование исследовательской компетенции учащихся
6-7-х классов кадетской школы, апробировать и экспериментально проверить
ее эффективность.
С помощью внедрения во внеурочную деятельность составленной
программы мы достигли повышения уровня сформированности
исследовательской компетенции у экспериментальной группы, как в7


Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для
творческого саморазвития, -2-е изд. / B.И. Андреев. Казань: Центр
инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2. Апазаова З. Н. Формирование исследовательских умений и навыков у
будущих учителей технологии методом проектов / З. Н. Апазаова //
Вестник Адыгейского государственного университета. – 2009. – № 1. –
С. 13-16., С. 13 – 16
3. Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся
(методические рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч. 2005.
№ 6. С.4–29.
4. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к
образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–14.
5. Воробьева А. В. Исследовательские компетенции современного
школьника: сущность и содержание // Дискуссия. 2013 г. №3(33).С. 90-
95
6. Галанин Ю.Г. «Кадетское воспитание», М., 2007г., с.90
7. Гордеева М.Н. Компетенция: история становления и развития понятия
в лингвистике // Идеи и идеалы № 3 (13). Новосибирск. 2012. – Т. 2. –
С.108-115.
8. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.:
Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
9. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народ.
образование, 2001. 127 с.
10.Дементьева И. В. Формирование проектно-исследовательских
компетенций учащихся старших классов: автореф. дис.... канд. пед.
наук. Челябинск, 2013. 27 с.
11.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность в школе. –
М.: Вербум-М,2001. С.4-677
12.Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В.
Домашек. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
13.Жукова Е.А., Масленникова Н.А. Реализация внеурочной деятельности
в кадетских классах общеобразовательных учреждений в условиях
внедрения ФГОС ОО // Новой школе – новые стандарты. 2011 г.
Выпуск 3(8). С.109-113
14.Загвязинский В. И. Наступит ли эпоха Возрождения? Стратегия
инновационного развития российского образования / В. И.
Загвязинский. – М. : Логос, 2014. – 140 с., С. 26 – 36
15.Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов
вузов. 2-е изд., перераб., доп. Москва: Академический проект;
Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
16.Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов
образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
17.Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа
компетентностного подхода в образовании/Труды методологического
семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи,
перспективы». – М.: Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов, 2004.С.7
18.Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный аспект).
М.: Педагогика, 1984. 142 с.
19.Каган М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.:
Политиздат, 1974. 328 с.
20.Климентьева В. В. Развитие педагогической исследовательской
компетентности магистранта филологического образования в процессе
руководства школьным мультимедийным проектом: автореф. дис.
…канд. пед. наук : 13.00.08 / Климентьева Виктория Викторовна. –
Курск: Курский государственный университет., 2009. – 24 с., С. 24
21.Кобякова В.Н., Куровский В.Н.Исследовательская компетенция
обучающихся…Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin).2007.8 (185)78
22.Козырева О. А. Компетентность современного учителя: современная
проблема определения понятия // Стандарты и мониторинг в
образовании. 2004. С. 48–51.
23.Константинов В. А. Методика формирования исследовательской
компетентности студентов в условиях университетского ботанического
сада : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Константинов
Владимир Александрович. – Астрахань: Астраханский
государственный университет, – 22 с., С. 22
24.Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом.
М.: Академия, 2002.480 с.
25.Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера
производственного обучения. М.: Высшая школа, 1989. 166 с.
26.Леднев В. С. Содержание общего образования: проблемы структуры.
М., 1980.
27.Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития
исследовательской и проектной деятельности учащихся //
Исследовательская работа школьников. 2003. № 2. С.130–136.
28. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - М., 1985. С. 20—32
29.Мухина В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности
для развития личности // Школьные технологии. 2006. № 2. С.19–31.
30.Наш проблемный подросток/Под ред. Л.А. Регуша. СПб., 1998 . С. 125
— 127.
31.Обухов А. С. Исследовательская позиция личности // Школьные
технологии. 2007. № 5. С.22.
32.Осипова С. И. Становление исследовательской компетентности
учащихся в образовании: Монография / С. И. Осипова, Е. В. Феськова.
– LAP. : Germany. – 2011. – 203 c., С. 203
33.Педагогические основы содержания общего образования / под ред. В.
В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983.
34.Петунин О. В. Метапредметные умения школьников // Народное79
образование. 2012. № 7. С. 164–169.
35.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для
учителя. – М.: Просвещение, 2008.С.21
36.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для
студ. высш. пед. заведений. - М.: Издат. центр, 2000. - 184 с. С. 75 —
76.
37.Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 23
сентября 2011 г. N 4620/11
"Об утверждении примерных учебных планов для кадетских школ,
кадетских школ-интернатов и кадетских классов в
общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан"
[Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/917046078
38.Психология современного подростка / Под ред. А-И. Фельдштейна. М.,
1987. С. 46-55
39.Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна.
М-. 1987. С. 8-27

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ