Деятельность учителя начальных классов
по развитию нравственных качеств
у обучающихся 4 класса на уроках ОРКСЭ
(Модуль: Основы светской этики)
посредствам использования притч
Глава 1 Теоретические основы развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста по средствам использования притч на уроках ОРКСЭ
1.1 Анализ нормативно-правовых документов
1.2 Возрастные особенности младшего школьного возраста 10
1.2 Понятие и сущность нравственного развития и воспитания
1.4 Характеристика курса ОРКСЭ
1.5 Притча как универсальное средство формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста
1.6 Методика работы учителя начальных классов по использованию притчи на уроках ОРКСЭ
1.7 Словарь основных понятий
Выводы по главе 1
Глава 2 Содержание деятельности учителя по развитию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста по средствам использования притч на уроках ОРКСЭ
2.1. Входная диагностика уровня развития нравственных качеств у обучающихся 4 класса МОУ
2.2 Сборник притч для непосредственной деятельности учителя начальных классов по развитию нравственных качеств у обучающихся на уроках ОРКСЭ - «Мудрость» 41
2.3 Результаты частичной апробации сборника притч для непосредственной деятельности учителя начальных классов по развитию нравственных качеств у обучающихся на уроках ОРКСЭ –«Мудрость»
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, говорится о объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Именно с этой целью, распоряжением на основе письма министерства образования и науки РФ от 22 августа 2012 года N 08-250, был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ), Министерство устанавливает главной целью ОРКСЭ формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Осознанное нравственное поведение предполагает наличие у обучающегося определенных нравственных качеств именно не когнитивной составляющей, а эмоциональной сфере.
Эффективность данного курса, а как следствие формирование нравственных качеств, напрямую зависит от того какие средства обучения будут использованы педагогом в ходе его освоения.
При этом не каждое педагогическое средство является допустимым для формирования данных качеств, эффективность того или иного средства необходимо проверять индивидуально. Одним из таких средств воспитания школьников в процессе преподавания курса ОРКСЭ являются притчи т.к. в них заложен глубокий смысл и мощный воспитательный аспект. А на уроках данного курса очень важно отдавать приоритет именно не когнитивной составляющей, а эмоциональной сфере.
Притчи, в свою очередь, содержат воспитательные идеалы не определенной исторической эпохи, а общечеловеческие ценности, значимые на протяжении всей истории человечества: любовь, позитивное мышление, веру в собственные силы, красоту, жизнь, добро, счастье, истину. Поэтому содержательная часть, ценности притчи могут рассматриваться как уникальное средство воспитания.
Противоречие: с одной стороны - требования нормативных документов в области начального образования и цели курса ОРКСЭ, с другой стороны- отсутствие опыта профессиональной деятельности по данному направлению.
Проблема: какое содержание деятельности учителя начальных классов обеспечит развитие нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках ОРКСЭ.
Объектом исследования выступает процесс развития нравственных качеств у младшего школьника.
Предметом исследования является содержание деятельности учителя начальных классов по развитию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в процессе применения притч на уроках ОРКСЭ.
Цель данной работы заключена в разработке содержания деятельности учителя начальных классов по развитию нравственных качеств у обучающихся 4 класса на уроках ОРКСЭ (Модуль – «Основы светской этики») посредствам использования притч.
Гипотеза: Следует ожидать, что включение в содержание деятельности учителя, на уроках ОРКСЭ, притч будет способствовать более эффективному развитию нравственных качеств у обучающихся.
При выполнении данной курсовой работы был поставлен ряд задач:
• Проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста.
• Рассмотреть характеристики курса ОРКСЭ.
• Изучение понятия «притча», как метода формирования нравственных качеств.
• Проанализировать формы и методы работы с притчами на уроках ОРКСЭ.
• Подобрать методику по выявлению уровня развития нравственных качеств у младшего школьника.
• Составить сборник притч, направленный на развитие нравственных качеств при реализации модуля - «Основы светской этики».
• Теоретическая значимость состоит в систематизации учебно-методической, специальной литературы по проблеме исследования
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов при работе в рамках курса ОРКСЭ
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов. В качестве теоретической базы исследования были использованы публикации, посвящённые нравственному развитию детей таких авторов как: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. А для определения понятия «притча» была интересна работа Е. К. Ромодановской «Специфика жанра притчи.
Методы исследования: синтез и анализ, обобщение, а также такие практические методы как анализ нормативно-правовой, программно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование нравственных убеждений и качеств, является основной из задач начального общего образования, что обусловлено рядом нормативно-правовых документов регулирующих данную отрасль как на федеральном, так и региональном уровне.
2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста являются оптимальными для развития нравственных качеств. С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.
Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом, что является необходимым условием для нравственного развития.
3. Курс ОРКСЭ является оптимальным для усиленного формирования нравственных качеств т.к. призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.
4. Использования притч на уроках ОРКСЭ, в частности модуль – Основы светской этики, наиболее продуктивно способствует развитию нравственных качеств у младшего школьника т.к. именно в ходе анализа причти ребенок не просто сопереживает определённым событиям, а учится видеть в них скрытый смысл, переносить этот смысл на реальную жизнь, поведение окружающих и себя, что является лучшим способом вызвать у ребенка нравственных качеств.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Бердюгинская средняя общеобразовательная школа», д. Бердюгина, Ирбитского р-на, 4 класс.
Результаты проведенных исследований показали, что формирование нравственных качеств у детей младшего школьного возраста является прямой обязанностью учителя начальных классов, обусловленных как региональными, так и федеральными нормативно-правовыми документами.
Наибольшая ответственность за это ложиться в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики», так как целью данного курса является формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции ,что не возможно без наличия у обучающихся определенных нравственных качеств.
Формирование этих качеств возможно при помощи различных средств и методов, в рамках настоящей курсовой работы как средство была рассмотрена притча - короткое, сжатое нравоучение в прозаической или стихотворной форме. Так как именно притчи несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение личности. Это особенный учебный материал, который также эффективно воздействует на личность ребенка, как и сказка, открывая главные общечеловеческие ценности, проявления взаимопомощи, великодушия, доброты и милосердия, отзывчивости и безразличия, добра и зла, счастья и беды.
Возможность использования притчи на уроках ОРКСЭ безгранична. Они могут быть включены в начале урока, в качестве анализа и обобщения, в качестве ситуации (понятия, процесса) для обсуждения или в качестве рефлексии. Но при выборе притчи необходимо− учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, − правильно и аргументировано подбирать методические приемы, − комментировать (пояснять) притчу, не оставляя вопросы детей без ответа, − четко формулировать проблемные вопросы, на которые предстоит ответить школьникам, − определить пути размышлений учеников и т.п.
Главная задача учителя – организация сопереживания на каждом уроке. Учитель должен организовать встречу учащихся с произведением искусства, добиваясь сотрудничества.
Эффективность использования данного средства, можно отследить путем использования разного рода методик, но методика Н.Е. Богуславской «Что мы ценим в людях» , является наиболее продуктивной методикой выявления развития уровня нравственных ориентиров у младшего школьника в силу того, что она позволяет не просто определить нравственные предпочтения ,но и развить в ребенке умение анализировать поступки других людей.
Так же существует ряд притч смысловая нагрузка которых способна благоприятно повлиять на развитие нравственных качеств у младшего школьника, более того есть притчи в большой степени влияющие на определенные нравственные качества, чем другие притчи .
На основании представленных вывод было оформлено методическое пособие в виде сборника притч на развитие нравственных качеств у детей младшего школьного возраста
Нормативно-правовые документы
1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года
2.Констиутция РФ от 12 декабря 1993 года
3.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» : от 29.12.2012 N273-ФЗ (ред. от 29.07.2017).
4.ФГОС начального общего образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373
5.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
Основная литература
6. Ильин, А.Г. Народная мудрость, как средство воспитания
Трошин П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 884-887.
7. Асмолов А.Г. Бурменская . Г.В. Карабанова, Н.Г.
Салмина, С.В. Молчанов / под ред.А.Г. Асмолова – 2-е изд. - М.: Просвещение,2013. - 159 с.
8. Грицай, Т.В. Духовно-нравственное воспитание как педагогическая
категория / Т.В. Грицай // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011.
9. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс :пособие для учителей общеобразоват. организаций /А. И. Шемшурина. — М. : Просвещение, 2015
10. Емельянова Т.В, Савченко К.В Методика работы с текстами на уроках ОРКСЭ – 2015.
Дополнительная литература
11. Даль, В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского
языка / В.И. Даль. - М.: АСТ Астрель, 2008. – 349 с.
12. Амонашвили, Ш.А. Педагогические притчи / Ш.А. Амонашвили. - М.:
Амрита-Русь, 2010. - 237 с.
13. Левитский А.В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2011. – 73 с.
14. Энциклопедический словарь юного литературоведа Сост. В.И. Новиков. [Текст] – М.: Педагогика, 1988. – с. 232 – 234.
15. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю. Шведовой. [Текст]/ С.И.Ожегов. – 16-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1984. – с.310, 315, 737.
Интернет-ресурсы
16. Данилюк, А.Я. Учебно-методическое обеспечение курса «Основы религиозных культур и светской этики» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://orkce.org/node/394
17. Добро и Зло: притча [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://skaz.ru/magazine/19-007
18. Иоффе, А.Н. Коммуникация и работа с информацией в курсе ОРК и
СЭ [Электронный ресурс] / А.Н. Иоффе. – Режим доступа:
http://orkce.org/node/387
19.Открыта библиотека притч [Электронный ресурс] . Режим доступа: http://selfpickup.ru/parable/sbornik-pritch.html
20. Емельянова, Т.В, Савченко К.В. Методика работы с текстами на уроках ОРКСЭ. [Электронный ресурс] / Т.В.Емельянова. Режим доступа: http://www.orkce.org.ru