ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ М. МОНТЕССОРИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ М. МОНТЕССОРИ И ИХ ВЛИЯНИЕ
НА ОТЕЧЕСТВЕННУЮ И ЗАРУБЕЖНУЮ ПЕДАГОГИКУ 6
1.1. Сущность и принципы педагогики М. Монтессори 6
1.2. Современная практика Монтессори-школ в России и зарубежом 22
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ М. МОНТЕССОРИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 30
2.1. Содержание обучения поисковому чтению на иностранном языке на
начальном этапе средней общеобразовательной школы 30
2.2. Опытно - экспериментальная работа по использованию идей М. Монтессори при обучении поисковому чтению на иностранном языке на
начальном этапе средней общеобразовательной школы 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 3
НА ОТЕЧЕСТВЕННУЮ И ЗАРУБЕЖНУЮ ПЕДАГОГИКУ 6
1.1. Сущность и принципы педагогики М. Монтессори 6
1.2. Современная практика Монтессори-школ в России и зарубежом 22
ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ М. МОНТЕССОРИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 30
2.1. Содержание обучения поисковому чтению на иностранном языке на
начальном этапе средней общеобразовательной школы 30
2.2. Опытно - экспериментальная работа по использованию идей М. Монтессори при обучении поисковому чтению на иностранном языке на
начальном этапе средней общеобразовательной школы 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 3
В связи с гуманизацией современного образования все более популярными на сегодняшний день становятся различные методики отечественных и зарубежных представителей реформаторской педагогики. Педагогическое наследие представителей так называемого свободного воспитания (М. Монтессори, Р. Штейнера, Л.Н. Толстого, А. Нейлла, П.Петерсена, С.Френе и др.) широко используется в современном образовании. Во главе приоритетов данных педагогических школ является представление о ребенке как о природном, духовном и культурном существе, в воспитании которого на первый план выносилось понимание свободы, что влекло за собой и определенную постановку целей, организацию учебно-воспитательного процесса и собственно роль педагога. [4, с.173]
Особое место среди педагогов гуманистического движения занимает итальянский врач-психолог, педагог и воспитатель М. Монтессори.
М. Монтессори разработала свой уникальный и действенный метод обучения и воспитания детей-дошкольников. Главное в данном методе - предоставление ребенку полной свободы действий и самовыражения. Монтессори строила свою методику, наблюдая за детьми в их естественных условиях, понимая и принимая их такими, какие они есть. [50]
Эффективность методики М. Монтессори подтверждена многолетней мировой практикой работы по данной методике с разными детьми: дошкольного возраста, школьного и детьми с особыми потребностями. Методика М. Монтессори существует уже более ста лет и за это время она получила признание, большую популярность, и распространение во многих странах - прежде всего Италии, где взяла свое начало, а затем и во Франции, Германии, Голландии, США, Австралии и других странах. [15, с.8]
Что касается применения данной методики в отечественных учебных заведениях, долгое время она не использовалась и даже была запрещена, однако в конце XX века отечественные педагоги вновь обратились к наследию М. Монтессори. Интерес к ее идеям возродился благодаря трудам таких ученых как К.Е. Сумнительный, Л.Н. Литвин, М.В. Богуславский, Д.Г. Сороков, Г.Б. Корнетов и других.
По решению ЮНЕСКО имя М. Монтессори было внесено в список педагогов, состоящий всего из четырех человек, определивших ход педагогического мышления XX века. [56, с.182]
Актуальность исследования обусловлена противоречиями между объективно возрастающими требованиями общества к гуманизации современного образования с одной стороны и недостаточным использованием различных методик гуманистического движения (в том числе педагогики М. Монтессори), с другой стороны.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы являются педагогические теории М. Монтессори.
Предметом исследования является использование педагогических идей М. Монтессори при обучении чтению на иностранном языке на начальном этапе средней общеобразовательной школы.
Гипотеза: формирование навыков поискового чтения на начальном этапе средней общеобразовательной школы станет эффективнее, если использовать на уроках английского языка некоторые педагогические идеи М. Монтессори.
В связи с этим целью данной выпускной квалификационной работы является изучение и историко-педагогический анализ методики М. Монтессори, а также обобщение опыта реализации ее идей в отечественной и зарубежной педагогике.
Исходя из объекта, предмета и цели нами были выдвинуты следующие задачи:
1. рассмотреть сущность и принципы педагогики М. Монтессори, а также современную практику Монтессори-школ;
2. проанализировать содержание обучения поисковому чтению на иностранном языке на начальном этапе средней общеобразовательной школы;
3. провести опытно - экспериментальную работу по использованию идей М. Монтессори при обучении поисковому чтению на иностранном языке на начальном этапе средней общеобразовательной школы и разработать на ее основе методические рекомендации.
Методы исследования: изучение и теоретический анализ методической литературы по теме исследования, изучение опыта отечественных и зарубежных ученых-методистов, педагогический эксперимент, включающий в себя подготовку и проведение эксперимента по использованию идей М. Монтессори при обучении поисковому чтению на иностранном языке на начальном этапе средней общеобразовательной школы, анализ и обобщение полученных результатов.
Теоретическая значимость данной работы заключается в научном подходе к изучению отечественной и зарубежной методической литературы по данной теме, а именно работ М. Монтессори, Е.А. Хилтунен, Г.Б. Корнетова, Ж.М. Итара, К.Е. Сумнительного, Л.Н. Литвина, М.В. Богуславского, Д.Г. Сорокова и других, в обобщении данных материалов и их анализе.
Практическая значимость состоит в проведении опытно - экспериментальной работы по использованию идей М. Монтессори при обучении чтению на иностранном языке на начальном этапе средней общеобразовательной школы, разработке методических рекомендаций и возможности их использования в процессе обучения иностранному языку на младших этапах обучения в средней общеобразовательной школе, а также студентами высших учебных заведений педагогического направления.
Новизна данного исследования заключается в проведении опытноэкспериментальной работы и составлении методических рекомендаций по использованию идей М. Монтессори при обучении поисковому чтению на иностранном языке на начальном этапе средней общеобразовательной школы.
Выпускная квалификационная работа прошла апробацию на итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ в 2019 г.
Структура данной выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Особое место среди педагогов гуманистического движения занимает итальянский врач-психолог, педагог и воспитатель М. Монтессори.
М. Монтессори разработала свой уникальный и действенный метод обучения и воспитания детей-дошкольников. Главное в данном методе - предоставление ребенку полной свободы действий и самовыражения. Монтессори строила свою методику, наблюдая за детьми в их естественных условиях, понимая и принимая их такими, какие они есть. [50]
Эффективность методики М. Монтессори подтверждена многолетней мировой практикой работы по данной методике с разными детьми: дошкольного возраста, школьного и детьми с особыми потребностями. Методика М. Монтессори существует уже более ста лет и за это время она получила признание, большую популярность, и распространение во многих странах - прежде всего Италии, где взяла свое начало, а затем и во Франции, Германии, Голландии, США, Австралии и других странах. [15, с.8]
Что касается применения данной методики в отечественных учебных заведениях, долгое время она не использовалась и даже была запрещена, однако в конце XX века отечественные педагоги вновь обратились к наследию М. Монтессори. Интерес к ее идеям возродился благодаря трудам таких ученых как К.Е. Сумнительный, Л.Н. Литвин, М.В. Богуславский, Д.Г. Сороков, Г.Б. Корнетов и других.
По решению ЮНЕСКО имя М. Монтессори было внесено в список педагогов, состоящий всего из четырех человек, определивших ход педагогического мышления XX века. [56, с.182]
Актуальность исследования обусловлена противоречиями между объективно возрастающими требованиями общества к гуманизации современного образования с одной стороны и недостаточным использованием различных методик гуманистического движения (в том числе педагогики М. Монтессори), с другой стороны.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы являются педагогические теории М. Монтессори.
Предметом исследования является использование педагогических идей М. Монтессори при обучении чтению на иностранном языке на начальном этапе средней общеобразовательной школы.
Гипотеза: формирование навыков поискового чтения на начальном этапе средней общеобразовательной школы станет эффективнее, если использовать на уроках английского языка некоторые педагогические идеи М. Монтессори.
В связи с этим целью данной выпускной квалификационной работы является изучение и историко-педагогический анализ методики М. Монтессори, а также обобщение опыта реализации ее идей в отечественной и зарубежной педагогике.
Исходя из объекта, предмета и цели нами были выдвинуты следующие задачи:
1. рассмотреть сущность и принципы педагогики М. Монтессори, а также современную практику Монтессори-школ;
2. проанализировать содержание обучения поисковому чтению на иностранном языке на начальном этапе средней общеобразовательной школы;
3. провести опытно - экспериментальную работу по использованию идей М. Монтессори при обучении поисковому чтению на иностранном языке на начальном этапе средней общеобразовательной школы и разработать на ее основе методические рекомендации.
Методы исследования: изучение и теоретический анализ методической литературы по теме исследования, изучение опыта отечественных и зарубежных ученых-методистов, педагогический эксперимент, включающий в себя подготовку и проведение эксперимента по использованию идей М. Монтессори при обучении поисковому чтению на иностранном языке на начальном этапе средней общеобразовательной школы, анализ и обобщение полученных результатов.
Теоретическая значимость данной работы заключается в научном подходе к изучению отечественной и зарубежной методической литературы по данной теме, а именно работ М. Монтессори, Е.А. Хилтунен, Г.Б. Корнетова, Ж.М. Итара, К.Е. Сумнительного, Л.Н. Литвина, М.В. Богуславского, Д.Г. Сорокова и других, в обобщении данных материалов и их анализе.
Практическая значимость состоит в проведении опытно - экспериментальной работы по использованию идей М. Монтессори при обучении чтению на иностранном языке на начальном этапе средней общеобразовательной школы, разработке методических рекомендаций и возможности их использования в процессе обучения иностранному языку на младших этапах обучения в средней общеобразовательной школе, а также студентами высших учебных заведений педагогического направления.
Новизна данного исследования заключается в проведении опытноэкспериментальной работы и составлении методических рекомендаций по использованию идей М. Монтессори при обучении поисковому чтению на иностранном языке на начальном этапе средней общеобразовательной школы.
Выпускная квалификационная работа прошла апробацию на итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ в 2019 г.
Структура данной выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Несмотря на большое количество разнообразных методик, применяемых в современном образовании, не все методики успешно изучены и не в полной мере готовы к применению в средней общеобразовательной школе. Методика М. Монтессори, изначально разработанная для детей дошкольного возраста, для обучения их базовым бытовым потребностям (самообслуживание, базовые знания об окружающем мире, развитие речи, навыки чтения на родном для ребенка языке и т.д.) тому подтверждение. Проведя анализ методической литературы и проведя опытно-экспериментальную работу по использованию идей М. Монтессори при обучении просмотровому чтению на английском языке на начальном этапе средней общеобразовательной школы, мы пришли к следующим выводам:
1. Несмотря на то, что методика М. Монтессори была разработана более 100 лет назад, она не потеряла актуальности на сегодняшний день и практически полностью отвечает всем требованиям современного образования, преследуя своей целью саморазвитие и самоопределение каждого ребенка. В методике М. Монтессори, как и во многих других существует система своих особенностей и принципов, среди которых можно выделить:
• Принцип сензитивности (обучение по своей структуре и предметной логике должно соответствовать сензитивным периодам развития ребенка);
• Принцип свободного воспитания (детям предоставляется полная свобода передвижения в специально подготовленном дидактическом пространстве, а также свобода выбора рода деятельности);
• Принцип концентрации внимания (заключается в умении ребенка доводить начатое до конца, внимательно наблюдать за действиями педагога во время демонстрации работы с материалом, слушать его пояснения, контролировать свои ошибки и не мешать другим. Этот феномен М. Монтессори назвала «поляризацией внимания»);
• Принцип ограниченности и порядка (единственный экземпляр
каждого дидактического материала помогает формировать навыки бесконфликтного социального поведения ребенка и умения находить цивилизованное решение: ребенок учится уступать, сотрудничать и
договариваться с другими детьми в ситуации, когда несколько детей желают работать с одним и тем же дидактическим материалом);
• Принцип особого места педагога в системе образования (центр активности в учебном процессе смещается с педагога на ребенка);
• Принцип социального воспитания и интеграции (в детских садах и школах Монтессори формируются группы с детьми с разницей в возрасте в три года).
Педагогические идеи М. Монтессори оказали огромное влияние на развитие теории и практики образования по всему миру. Сегодня она считается одним из самых известных и опытных педагогов своего времени. Ее философия и методы обучения и воспитания изучаются в университетах, используются во многих специализированных детских садах и школах.
Движение монтессори-педагогики и монтессори-школ зародилось между двумя мировыми войнами и успешно процветает до сих пор. Сегодня оно включает в себя международную и множество национальных ассоциаций, более 20 000 школ по всему миру, центры и институты по разработке педагогических проблем, подготовке кадров, изготовлении печатной продукции и дидактических материалов.
Несмотря на то, что в СССР данная методика была долгое время под запретом и возродилась вновь лишь в 1960-х годах, на сегодняшний день в России существует более 400 групп в детских садах и частных школах, занимающихся по методике Монтессори. Проводятся регулярные всероссийские конференции по обмену опытом. Московский центр Монтессори, с помощью европейских специалистов, готовит квалифицированных педагогов. Существует возможность использовать данную методику как в целом, так и фрагментарно на уроках.
2. Обучение поисковому чтению на начальном этапе должно строиться с учетом психологических особенностей младших школьников. Необходимо учитывать неустойчивое внимание детей, помнить и принимать во внимание то, что оно в основном непроизвольно и зависит от внешних обстоятельств. Поэтому материалы, применяемые в обучении на начальном этапе должны быть, во-первых, интересны, а во-вторых доступны учащимся.
На начальном этапе обучения мышление школьников от наглядно- образного переходит к словесно-логическому. Таким образом, ученикам легче сосредоточиться на деятельности, имеющей наглядное мышление, а значит умственную деятельность на уроках следует чередовать с практической.
Память младших школьников также имеет наглядно-образный характер. Учащиеся младших классов часто используют изображения, как средство, облегчающее запоминание. Следовательно, материал, используемый учителем, должен быть разнообразным и эмоционально окрашенным, использование наглядных средств обязательно.
3. Проведение опытно-экспериментальной работы по применению идей М. Монтессори при обучении поисковому чтению на английском языке на начальном этапе средней общеобразовательной школы имело благоприятный исход. Мы подтвердили, что использование некоторых педагогических идей М. Монтессори способствуют более качественному формированию навыков поискового чтения на английском языке среди учащихся 3-4 классов. Также, на основе проведенной нами опытно-экспериментальной работы мы сочли необходимым выделить некоторые методические рекомендации по использованию идей М. Монтессори на уроках английского языка в 3-4 классах.
Таким образом, педагогические идеи М. Монтессори могут успешно применяться не только в специализированных Монтессори-школах и детских садах, но и в средних образовательных школах на начальном этапе обучения. Отдельные принципы и идеи применимы к обучению на уроках иностранного языка. Использование методики М. Монтессори, даже фрагментарно, благоприятно влияет на ход учебного процесса, атмосферу в классе, заинтересованность учащихся в учебном предмете и дает лучшие по сравнению с стандартными методами результаты, о чем свидетельствует проведенная нами опытно-экспериментальная работа.
1. Несмотря на то, что методика М. Монтессори была разработана более 100 лет назад, она не потеряла актуальности на сегодняшний день и практически полностью отвечает всем требованиям современного образования, преследуя своей целью саморазвитие и самоопределение каждого ребенка. В методике М. Монтессори, как и во многих других существует система своих особенностей и принципов, среди которых можно выделить:
• Принцип сензитивности (обучение по своей структуре и предметной логике должно соответствовать сензитивным периодам развития ребенка);
• Принцип свободного воспитания (детям предоставляется полная свобода передвижения в специально подготовленном дидактическом пространстве, а также свобода выбора рода деятельности);
• Принцип концентрации внимания (заключается в умении ребенка доводить начатое до конца, внимательно наблюдать за действиями педагога во время демонстрации работы с материалом, слушать его пояснения, контролировать свои ошибки и не мешать другим. Этот феномен М. Монтессори назвала «поляризацией внимания»);
• Принцип ограниченности и порядка (единственный экземпляр
каждого дидактического материала помогает формировать навыки бесконфликтного социального поведения ребенка и умения находить цивилизованное решение: ребенок учится уступать, сотрудничать и
договариваться с другими детьми в ситуации, когда несколько детей желают работать с одним и тем же дидактическим материалом);
• Принцип особого места педагога в системе образования (центр активности в учебном процессе смещается с педагога на ребенка);
• Принцип социального воспитания и интеграции (в детских садах и школах Монтессори формируются группы с детьми с разницей в возрасте в три года).
Педагогические идеи М. Монтессори оказали огромное влияние на развитие теории и практики образования по всему миру. Сегодня она считается одним из самых известных и опытных педагогов своего времени. Ее философия и методы обучения и воспитания изучаются в университетах, используются во многих специализированных детских садах и школах.
Движение монтессори-педагогики и монтессори-школ зародилось между двумя мировыми войнами и успешно процветает до сих пор. Сегодня оно включает в себя международную и множество национальных ассоциаций, более 20 000 школ по всему миру, центры и институты по разработке педагогических проблем, подготовке кадров, изготовлении печатной продукции и дидактических материалов.
Несмотря на то, что в СССР данная методика была долгое время под запретом и возродилась вновь лишь в 1960-х годах, на сегодняшний день в России существует более 400 групп в детских садах и частных школах, занимающихся по методике Монтессори. Проводятся регулярные всероссийские конференции по обмену опытом. Московский центр Монтессори, с помощью европейских специалистов, готовит квалифицированных педагогов. Существует возможность использовать данную методику как в целом, так и фрагментарно на уроках.
2. Обучение поисковому чтению на начальном этапе должно строиться с учетом психологических особенностей младших школьников. Необходимо учитывать неустойчивое внимание детей, помнить и принимать во внимание то, что оно в основном непроизвольно и зависит от внешних обстоятельств. Поэтому материалы, применяемые в обучении на начальном этапе должны быть, во-первых, интересны, а во-вторых доступны учащимся.
На начальном этапе обучения мышление школьников от наглядно- образного переходит к словесно-логическому. Таким образом, ученикам легче сосредоточиться на деятельности, имеющей наглядное мышление, а значит умственную деятельность на уроках следует чередовать с практической.
Память младших школьников также имеет наглядно-образный характер. Учащиеся младших классов часто используют изображения, как средство, облегчающее запоминание. Следовательно, материал, используемый учителем, должен быть разнообразным и эмоционально окрашенным, использование наглядных средств обязательно.
3. Проведение опытно-экспериментальной работы по применению идей М. Монтессори при обучении поисковому чтению на английском языке на начальном этапе средней общеобразовательной школы имело благоприятный исход. Мы подтвердили, что использование некоторых педагогических идей М. Монтессори способствуют более качественному формированию навыков поискового чтения на английском языке среди учащихся 3-4 классов. Также, на основе проведенной нами опытно-экспериментальной работы мы сочли необходимым выделить некоторые методические рекомендации по использованию идей М. Монтессори на уроках английского языка в 3-4 классах.
Таким образом, педагогические идеи М. Монтессори могут успешно применяться не только в специализированных Монтессори-школах и детских садах, но и в средних образовательных школах на начальном этапе обучения. Отдельные принципы и идеи применимы к обучению на уроках иностранного языка. Использование методики М. Монтессори, даже фрагментарно, благоприятно влияет на ход учебного процесса, атмосферу в классе, заинтересованность учащихся в учебном предмете и дает лучшие по сравнению с стандартными методами результаты, о чем свидетельствует проведенная нами опытно-экспериментальная работа.



