Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Диагностика детей, страдающих легкими формами дизартрии (Омская гуманитарная академия)

Работа №40758

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы35
Год сдачи2020
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
391
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Было проведено экспериментальное исследование.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 9 месяцев). По заключению логопеда в данной группе все дети имеют речевые нарушения – стертая форма дизартрии.
Есть приложения (методика экспериметального исследования и результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей речевых нарушений при легкой форме дизартрии 5
1.1 Дизартрия: этиология, симптоматика, классификация 5
1.2 Особенности речевых нарушений при легкой (стертой) форме дизартрии 8
Выводы по первой главе 13
Глава II. Методические аспекты организации и проведения логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста с легкой формой дизартрии 14
2.1 Общая характеристика организации эксперимента 14
2.2 Изучение состояния произносительной стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии 16
2.3 Методические рекомендации по развитию у дошкольников со стертой формой дизартрии произносительной стороны речи 20
Выводы по второй главе 26
Заключение 27
Список литературы 28
Приложения 31

Нарушение речевого развития, в частности, у детей – одно из распространенных явлений на данном этапе развития общества. Как полифункциональная речь связана с развитием мышления и в целом выполняет интеллектуальную и коммуникативную функции. Речь не является врожденной способностью человека, её формирование происходит параллельно с развитием самого ребенка, так же, как и другие функции психики, подвергается нарушениям. Чаще всего, у детей старшего дошкольного возраста диагностируется стертая форма дизартрии, что проявляется в нарушении фонематических процессов, а также звукопроизношения, отражается на качестве речевой деятельности детей, на сформированности произносительной стороны речи, и т.д. – Р.Е. Левина [14] и др.
Изучением особенностей речевых нарушений в дошкольном возрасте занимались А.М. Горчакова, Л.А. Кудрявцева, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин и др. Методика обследования дошкольников с легкой (стертой) формой дизартрии описана в работах Н.С. Жуковой, Е.Ф. Собботович и др. Процесс формирования произносительной стороны речи при легкой (стертой) форме дизартрии описан в научных трудах педагогов Е.Н. Винарской, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Т.В. Тумановой, Н.С. Жуковой и др.
За последние десятилетия значительно увеличился рост детей дошкольного возраста, у которых наблюдается нарушение речевого развития. В основном это дети с легкой (стертой) формой дизартрии, которые не овладели произносительной стороной речи. У них не наблюдается нарушение интеллектуального развития, а также слуха, однако к усвоению школьного курса такие дети не готовы в связи с недостаточно развитым фонетическим восприятием. В этой связи проблема обследования речевого развития дошкольников с легкой (стертой) формой дизартрии актуальна.
Цель исследования – изучить процесс обследования речевого развития дошкольников с легкой (стертой) формой дизартрии.
Объект исследования – речевое развитие дошкольников с легкой (стертой) формой дизартрии.
Предмет исследования – особенности обследования речевого развития дошкольников с легкой (стертой) формой дизартрии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дети старшего дошкольного возраста с легкой (стертой) формой дизартрии допускают большое количество ошибок при произнесении слов различной слоговой структуры, воспроизведении слоговых рядов, в процессе придумывания слов на заданный звук.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературных источников описать симптоматику и клинические характеристики дизартрии.
2. Определить особенности речевых нарушений при легкой (стертой) форме дизартрии.
3. Выявить экспериментальным путем особенности речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с легкой (стертой) формой дизартрии.
Методы исследования: теоретические – анализ литературы по общей и специальной педагогике, логопедии, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Выборка: в исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 9 месяцев). По заключению логопеда в данной группе все дети имеют речевые нарушения – легкая (стертая) форма дизартрии.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Произносительная сторона речи у детей со стертой формой дизартрии имеет определенные особенности: отсутствие того или иного звука в речи, а также замена звуков; произношение одного звука или нескольких звуков искаженно; нестойкое использование в речи звуков; замена звуков диффузной артикуляции. Выбор методики работы с детьми зависит от знания формы нарушения его звукопроизношения. Если у ребенка наблюдаются фонетические нарушения, то внимание необходимо уделить развитию его общей и мелкой моторики, артикуляционного аппарата, а если наблюдаются фонематические нарушения, то необходимо развивать фонематический слух.
Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что большинство детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии допускают большое число ошибок при произнесении изолированных звуков, слогов, слов и фраз, у них нарушено звукопроизношение двух и более звуков из разных групп, они допускают большое количество ошибок при произнесении слов различной слоговой структуры, воспроизведении слоговых рядов, в процессе придумывания слов на заданный звук. Все это говорит о низком уровне развития произносительной стороны речи. Такие дети нуждаются в интенсивной коррекционной работе по устранению данного речевого нарушения, развитию звукопроизношения и фонематического слуха.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Бочарникова, Н. С. Особенности развития просодии у детей с общим недоразвитием речи различного генеза / Н. С. Бочарникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 8. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru. (Дата обращения: 22.02.2020 г.)
2. Викжанович, С. Н. Характеристика системного недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / С. Н. Викжанович // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – № 9. – С. 306-323.
3. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии : Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е. Н. Винарская. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2011. – 165 с.
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2013. – 945 с.
5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – Москва : Детство Пресс, 2012. – 125 с.
6. Голубева, Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников : метод. пособие [Текст] / Г. Г. Голубева. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ: Союз, 2015. – 60 с.
7. Горчакова, А. М. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников [Текст] / А. М. Горчакова // Практическая психология и логопедия. – 2014. – №5. – С. 5 – 12.
8. Жинкин, Н. И. Психолингвистика. Избранные труды [Текст] / Н. И. Жинкин. – Москва : Лабиринт, 2014. – 288 с.
9. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва : Эксмо, 2011. – 288 с.
10. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Каше. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 412 с.
11. Кудрявцева, Л. А. Нарушение речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Кудрявцева. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2014. – 248 с.
12. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии [Текст] / Е. В. Лаврова. – Москва : Академия, 2012. – 463 с.
13. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина. – Санкт-Петербург : Речь, 2015. – 241 с.
14. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р. Е. Левиной. – Москва : Альянс, 2013. – 368 с.
15. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические исследования [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Москва : Академия. 2015. – 658 с.
16. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников [Текст] / А. И. Максаков. – Москва : Мозаика-Синтез, 2015. – 64 с.
17. Мещерякова, Н. П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников : диагностика, занятия, упражнения, игры [Текст] / Н. П. Мещерякова, Л. К. Жуковская, Е. Б. Терешкова. – Волгоград : Учитель, 2014. – 141 с.
18. Морозова, Е. Л. Произносительная сторона речи в онтогенезе [Текст] / Е. Л. Морозова // Логопед. – 2016. – №4. – С. 74-77.
19. Павлова, Г. Е. Логоритмические упражнения как средство развития фонематический процессов у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Г. Е. Павлова // Дефектология. – 2014. – №3. – С. 41-44.
20. Соболевская, Н.И. Произносительная сторона речи у детей со стертой формой дизартрии [Текст] / Н. И. Соболевская // Логопедия. – 2017. – №6. – С. 52-56.
21. Соботович, Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления [Текст] / Е. Ф. Собботович. – Москва : Инфра-М, 2013. – 456 с.
22. Туманова, Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов [Текст] / Под ред. Профессора Т. Б.Филичевой. – Москва : Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 569 с.
23. Тушканова, Г. Е. Особенности речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. Е. Тушканова // Дефектология. – 2013. – №3. – С. 23-25.
24. Усанова, О. Н. Логопедия [Текст] / О. Н. Усанова. – Санкт-Петербург : Речь, 2014. – 452 с.
25. Халилова, Л. Б. Детская речь : особенности речевых расстройств [Текст] / Л. Б. Халилова. – Ростов на Дону : Феникс, 2012. – 410 с.
26. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] / М. Е. Хватцев. – Москва : Эксмо, 2014. – 548 с.
27. Шахнарович, А. М. Общая психолингвистика : учебное пособие [Текст] / А. М. Шахнарович.‐ Москва : Инфра-М, 2015. – 123 с.
28. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н. Х. Швачкин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru. (Дата обращения: 22.02.2020 г.).
29. Швачкин, Н. Х. Развитие произносительной стороны речи у дошкольников [Текст] / Сборник статей / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – Москва : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. – 901 с.
30. Якимова, Н. Г. Воспитание у детей со стертой формой дизартрии правильного произношения [Текст] / Н. Г. Якимова // Дефектология. – 2015. – №4. – С. 28-34.
31. Яркова, Т. И. Нарушение фонетических процессов при стертой форме дизартрии [Текст] / Т. И. Яркова // Дефектология. – 2013. – №4. – С. 41-46.
32. Яцекова, Г. Л. Дети с нарушениями речи: негрубые расстройства и пути их устранения [Текст] / Г. Л. Яцекова. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2012. – 423 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ