Было проведено экспериментальное исследование.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 9 месяцев). По заключению логопеда в данной группе все дети имеют речевые нарушения – стертая форма дизартрии.
Есть приложения (методика экспериметального исследования и результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей речевых нарушений при легкой форме дизартрии 5
1.1 Дизартрия: этиология, симптоматика, классификация 5
1.2 Особенности речевых нарушений при легкой (стертой) форме дизартрии 8
Выводы по первой главе 13
Глава II. Методические аспекты организации и проведения логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста с легкой формой дизартрии 14
2.1 Общая характеристика организации эксперимента 14
2.2 Изучение состояния произносительной стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии 16
2.3 Методические рекомендации по развитию у дошкольников со стертой формой дизартрии произносительной стороны речи 20
Выводы по второй главе 26
Заключение 27
Список литературы 28
Приложения 31
Нарушение речевого развития, в частности, у детей – одно из распространенных явлений на данном этапе развития общества. Как полифункциональная речь связана с развитием мышления и в целом выполняет интеллектуальную и коммуникативную функции. Речь не является врожденной способностью человека, её формирование происходит параллельно с развитием самого ребенка, так же, как и другие функции психики, подвергается нарушениям. Чаще всего, у детей старшего дошкольного возраста диагностируется стертая форма дизартрии, что проявляется в нарушении фонематических процессов, а также звукопроизношения, отражается на качестве речевой деятельности детей, на сформированности произносительной стороны речи, и т.д. – Р.Е. Левина [14] и др.
Изучением особенностей речевых нарушений в дошкольном возрасте занимались А.М. Горчакова, Л.А. Кудрявцева, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин и др. Методика обследования дошкольников с легкой (стертой) формой дизартрии описана в работах Н.С. Жуковой, Е.Ф. Собботович и др. Процесс формирования произносительной стороны речи при легкой (стертой) форме дизартрии описан в научных трудах педагогов Е.Н. Винарской, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Т.В. Тумановой, Н.С. Жуковой и др.
За последние десятилетия значительно увеличился рост детей дошкольного возраста, у которых наблюдается нарушение речевого развития. В основном это дети с легкой (стертой) формой дизартрии, которые не овладели произносительной стороной речи. У них не наблюдается нарушение интеллектуального развития, а также слуха, однако к усвоению школьного курса такие дети не готовы в связи с недостаточно развитым фонетическим восприятием. В этой связи проблема обследования речевого развития дошкольников с легкой (стертой) формой дизартрии актуальна.
Цель исследования – изучить процесс обследования речевого развития дошкольников с легкой (стертой) формой дизартрии.
Объект исследования – речевое развитие дошкольников с легкой (стертой) формой дизартрии.
Предмет исследования – особенности обследования речевого развития дошкольников с легкой (стертой) формой дизартрии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дети старшего дошкольного возраста с легкой (стертой) формой дизартрии допускают большое количество ошибок при произнесении слов различной слоговой структуры, воспроизведении слоговых рядов, в процессе придумывания слов на заданный звук.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературных источников описать симптоматику и клинические характеристики дизартрии.
2. Определить особенности речевых нарушений при легкой (стертой) форме дизартрии.
3. Выявить экспериментальным путем особенности речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с легкой (стертой) формой дизартрии.
Методы исследования: теоретические – анализ литературы по общей и специальной педагогике, логопедии, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические – тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Выборка: в исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 9 месяцев). По заключению логопеда в данной группе все дети имеют речевые нарушения – легкая (стертая) форма дизартрии.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Произносительная сторона речи у детей со стертой формой дизартрии имеет определенные особенности: отсутствие того или иного звука в речи, а также замена звуков; произношение одного звука или нескольких звуков искаженно; нестойкое использование в речи звуков; замена звуков диффузной артикуляции. Выбор методики работы с детьми зависит от знания формы нарушения его звукопроизношения. Если у ребенка наблюдаются фонетические нарушения, то внимание необходимо уделить развитию его общей и мелкой моторики, артикуляционного аппарата, а если наблюдаются фонематические нарушения, то необходимо развивать фонематический слух.
Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что большинство детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии допускают большое число ошибок при произнесении изолированных звуков, слогов, слов и фраз, у них нарушено звукопроизношение двух и более звуков из разных групп, они допускают большое количество ошибок при произнесении слов различной слоговой структуры, воспроизведении слоговых рядов, в процессе придумывания слов на заданный звук. Все это говорит о низком уровне развития произносительной стороны речи. Такие дети нуждаются в интенсивной коррекционной работе по устранению данного речевого нарушения, развитию звукопроизношения и фонематического слуха.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.