Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие универсальных учебных действий на уроках окружающего мира (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №40747

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы57
Год сдачи2020
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
489
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
Выборка. Исследование проводилось с 20 учащимися 3 класса (11 девочек и 9 мальчиков), которые составили экспериментальную группу (ЭГ).
Много приложений ( в том числе результаты экспериментального исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира 6
1.1. Сущность понятия «универсальные учебные действия» 6
1.2. Формирование универсальных учебных действий (УУД) при изучении окружающего мира 11
1.3. Типовые задания для развития универсальных учебных действий на уроках окружающего мира 20
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира посредством организации исследовательской деятельности 26
2.1. Выявление уровня развития универсальных учебных действий младших школьников 26
2.2. Серия уроков-исследований, направленных на развитие универсальных учебных действий младших школьников 30
Выводы по второй главе 33
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложения 38

Актуальность исследования. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (далее – УДД) как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В требованиях ФГОС НОО второго поколения чётко ставится задача достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, в том числе компетентностей исследовательского характера.
Учитывая требования ФГОС НОО, необходимо акцентировать внимание на исследовательском подходе в обучении наблюдению младших школьников, поскольку уроки-исследования повышают эффективность умственной деятельности обучающихся, способствует развитию практических умений и навыков, более быстрому и глубокому усвоению материала, развивает УДД. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить особенности развития УУД у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «универсальные учебные действия».
2. Определить возможности уроков учебной дисциплины «окружающий мир» в развитии универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
3. Охарактеризовать типовые задачи для развития УУД у детей младшего школьного возраста окружающего мира.
4. Выявить уровень развития УУД у детей младшего школьного возраста в экспериментальном исследовании.
5. Разработать серию уроков-исследований, направленных на развитие УУД у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: применение системы заданий исследовательского характера, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий на уроках по предмету «Окружающий мир», будет способствовать повышению эффективности данного процесса.
Объект исследования – процесс развития универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Предмет исследования – педагогические условия развития УУД у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, аналогия, систематизация); эмпирические (наблюдение, анкетирование, опрос, эксперименты, изучение текстовых документов (источников).
Методологическую основу исследования составили научные труды А.Г. Асмолова, С.Л. Белых, А.И. Савинова, В.П. Сергеевой, Г.О. Шаровой и др. А.Г. Асмолов, В.П. Сергеева, Г.О. Шарова и др. определили содержание и структуру УДД применительно к младшим школьникам. С.Л. Белых, А.И. Савинов и др. в своих исследованиях проанализировали методические особенности развития УУД у детей младшего школьного возраста в процессе проведения уроков-исследований. Н.Ф. Виноградова, С.Г. Воровщиков, В.Б. Лебединцев и др. выявили возможности учебной дисциплины «Окружающий мир» в развитии УДД у младших школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав педагогическую и методологическую литературу по изучаемой теме, была раскрыта сущность понятия «универсальные учебные действия». Основываясь на определение, данное А.Г. Асмоловым, под «универсальными учебными действиями» подразумевается система обобщенной деятельности обучающегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной деятельности, которые обеспечивают способность детей к самостоятельному усвоению новых знаний, к сознательному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию
С целью определения особенностей развития УУД (познавательных и предметных) у младших школьников было организовано и проведено экспериментальное исследование. Для экспериментального исследования был выбран курс «Окружающий мир» (3 класс, УМК «Школа России»). В ходе экспериментального исследования было установлено, что познавательные УДД у третьеклассников развиты в основном на среднем и низком уровнях. Это послужило причиной разработки серии уроков-исследований по курсу «Окружающий мир» (3 класс, УМК «Школа России»).
Смысл исследований творческого характера согласно УМК «Школа России» заключается в добывании учениками знаний об объектах и явлениях природы. К творческой продукции школьников относятся как сами знания, так и способы их получения. В ходе работы с учащимися 3-го класса по развитию универсальных учебных действий было разработано и проведено два урока-исследования. Также были составлены рекомендации по развитию у третьеклассников УУД на уроках окружающего мира в процессе проведения исследований.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.



1. Антонова, Н. А. Экологическая культура младших школьников как объект изучения педагогики и смежных с нее наук / Н. А. Антонова // Педагогические исследования. – 2017. – №2. – С. 63-66.
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская и др. / под ред. А. Г. Асмолова. – Москва : Просвещение, 2012. – 151 с.
3. Бандерова, В. В. Формирование у младших школьников понимания взаимосвязей в природе в рамках экологического воспитания / В. В. Бандерова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 136–139.
4. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2016. – №3. – С. 68–74.
5. Белых, С. Л. Управление исследовательской активностью ученика : Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев / С. Л. Белых / Комментарии А. С. Савичева; под ред. А. С. Обухова. – Москва : Журнал «Исследовательская работа школьников», 2017. – 56 с.
6. Болотова, Е. К. Организация экологического воспитания в начальной школе на основе деятельностного подхода / Е. К. Болотова // Педагогика. – 2015. – №4. – С. 42-44
7. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность младших школьников в области экологии / Н. Е. Веракса, О .Р. Галимов. – Москва : Мозаика-Синтез, 2014. – 412 с.
8. Виноградова, Н. Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования / Н. Ф. Виноградова // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 11-15.
9. Воровщиков, С. Г. Разработка метапредметной образовательной программы в начальной школе / С. Г. Воровщиков // Управление начальной школой: Качественное образование с первой ступени: журнал. – Москва : МЦФЭР, 2016. – № 1. – С. 5-13.
10. Головина, С. В. Современный урок: проблемы, перспективы / С. В. Головина. – Волгоград : Учитель, 2015. – 76 с.
11. Горленко, Н. М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н. М. Горленко, О. В. Запятая, В. Б. Лебединцев, Т. Ф. Ушева // Народное образование. – 2017. – № 4. – С. 153-160.
12. Губанов, Е. В. Новый стандарт начального общего образования : оцениваем результаты, инновации, риски / Е. В. Губанов, С. А. Веревко // Педагогическая диагностика: науч.-практ. журн. – Москва : Школьные технологии, 2014. – № 2. – С. 52-62.
13. Клепинина, З. А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» : учеб. пособие для бакалавриата / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. – Москва : Академия, 2017. – 336 с.
14. Ковалев, Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г. А. Ковалев // Вопросы психологии. – 2016. – №1. – С. 12-14.
15. Лебединцев, В. Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся / В. Б. Лебединцев // Управление начальной школой : Качественное образование с первой ступени : журнал. – Москва : МЦФЭР, 2014. – № 4. – С. 33-47.
16. Миронов, А. В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» : учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. образования педвузов / А. В. Миронов. – Москва : Феникс, 2017. – 512 с.
17. Новикова, Т. Г. Инновационные процессы в образовании : теория и практика / Т. Г. Новикова. – Москва : АПК и ПРО, 2016. – 493 с.
18. Пинская, М. А. Оценивание в условиях новых ФГОС : трудности перехода / М. А. Пинская // Начальная школа. – 2015. – №4. – С. 56-59.
19. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О .Б. Логиновой. – Москва : Просвещение, 2017. – 120 с.
20. Плешаков, А. А. Окружающий мир 3 класс. Часть 1. / А. А. Плешаков. – Москва : Просвещение. 2012. – 189 с.
21. Плешаков, А. А. Окружающий мир 3 класс. Часть 2. / А. А. Плешаков. – Москва : Просвещение. 2012. – 189 с.
22. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / Под ред. А. Б. Воронцова. – Москва : Просвещение, 2017. – 176 с.
23. Савенков, А. И. Учебное исследование в начальной школе / А. И. Савенков // Начальная школа ДО и После. – 2015. – №12. – С. 101–108.
24. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. – Москва : Изд. дом «Федоров», 2016. – 540 с.
25. Сергеева, В. П. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические технологии : учебное пособие / В. П. Сергеева. – Москва : Академия, 2012. – 320 с.
26. Страхова, И. А. Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий / И. А. Страхова // Методист : науч.-метод. журн. – Москва : Академия АПКиППРО, 2014. – № 4. – С. 12-17.
27. Шарова, Г. О. Исследовательская деятельность как способ познания окружающего / Г. О. Шарова // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 69-71.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2016.– 50 с.
29. Ходаева, Л. Ю. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения / Л. Ю. Ходаева // Управление начальной школой. – 2017. – №6. – С. 52-56.
30. Цукерман, Г. А. Учебная задача – точка роста поисковой активности. Комментарии к видеозаписям уроков. Часть 3. / Г. А. Цукерман. – Москва : АПКиППРО, 2015. – 548 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ