Развитие универсальных учебных действий на уроках окружающего мира (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
Выборка. Исследование проводилось с 20 учащимися 3 класса (11 девочек и 9 мальчиков), которые составили экспериментальную группу (ЭГ).
Много приложений ( в том числе результаты экспериментального исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира 6
1.1. Сущность понятия «универсальные учебные действия» 6
1.2. Формирование универсальных учебных действий (УУД) при изучении окружающего мира 11
1.3. Типовые задания для развития универсальных учебных действий на уроках окружающего мира 20
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира посредством организации исследовательской деятельности 26
2.1. Выявление уровня развития универсальных учебных действий младших школьников 26
2.2. Серия уроков-исследований, направленных на развитие универсальных учебных действий младших школьников 30
Выводы по второй главе 33
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложения 38
Выборка. Исследование проводилось с 20 учащимися 3 класса (11 девочек и 9 мальчиков), которые составили экспериментальную группу (ЭГ).
Много приложений ( в том числе результаты экспериментального исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира 6
1.1. Сущность понятия «универсальные учебные действия» 6
1.2. Формирование универсальных учебных действий (УУД) при изучении окружающего мира 11
1.3. Типовые задания для развития универсальных учебных действий на уроках окружающего мира 20
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию универсальных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира посредством организации исследовательской деятельности 26
2.1. Выявление уровня развития универсальных учебных действий младших школьников 26
2.2. Серия уроков-исследований, направленных на развитие универсальных учебных действий младших школьников 30
Выводы по второй главе 33
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложения 38
Актуальность исследования. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (далее – УДД) как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В требованиях ФГОС НОО второго поколения чётко ставится задача достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, в том числе компетентностей исследовательского характера.
Учитывая требования ФГОС НОО, необходимо акцентировать внимание на исследовательском подходе в обучении наблюдению младших школьников, поскольку уроки-исследования повышают эффективность умственной деятельности обучающихся, способствует развитию практических умений и навыков, более быстрому и глубокому усвоению материала, развивает УДД. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить особенности развития УУД у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «универсальные учебные действия».
2. Определить возможности уроков учебной дисциплины «окружающий мир» в развитии универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
3. Охарактеризовать типовые задачи для развития УУД у детей младшего школьного возраста окружающего мира.
4. Выявить уровень развития УУД у детей младшего школьного возраста в экспериментальном исследовании.
5. Разработать серию уроков-исследований, направленных на развитие УУД у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: применение системы заданий исследовательского характера, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий на уроках по предмету «Окружающий мир», будет способствовать повышению эффективности данного процесса.
Объект исследования – процесс развития универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Предмет исследования – педагогические условия развития УУД у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, аналогия, систематизация); эмпирические (наблюдение, анкетирование, опрос, эксперименты, изучение текстовых документов (источников).
Методологическую основу исследования составили научные труды А.Г. Асмолова, С.Л. Белых, А.И. Савинова, В.П. Сергеевой, Г.О. Шаровой и др. А.Г. Асмолов, В.П. Сергеева, Г.О. Шарова и др. определили содержание и структуру УДД применительно к младшим школьникам. С.Л. Белых, А.И. Савинов и др. в своих исследованиях проанализировали методические особенности развития УУД у детей младшего школьного возраста в процессе проведения уроков-исследований. Н.Ф. Виноградова, С.Г. Воровщиков, В.Б. Лебединцев и др. выявили возможности учебной дисциплины «Окружающий мир» в развитии УДД у младших школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Учитывая требования ФГОС НОО, необходимо акцентировать внимание на исследовательском подходе в обучении наблюдению младших школьников, поскольку уроки-исследования повышают эффективность умственной деятельности обучающихся, способствует развитию практических умений и навыков, более быстрому и глубокому усвоению материала, развивает УДД. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить особенности развития УУД у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «универсальные учебные действия».
2. Определить возможности уроков учебной дисциплины «окружающий мир» в развитии универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.
3. Охарактеризовать типовые задачи для развития УУД у детей младшего школьного возраста окружающего мира.
4. Выявить уровень развития УУД у детей младшего школьного возраста в экспериментальном исследовании.
5. Разработать серию уроков-исследований, направленных на развитие УУД у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: применение системы заданий исследовательского характера, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий на уроках по предмету «Окружающий мир», будет способствовать повышению эффективности данного процесса.
Объект исследования – процесс развития универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Предмет исследования – педагогические условия развития УУД у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, аналогия, систематизация); эмпирические (наблюдение, анкетирование, опрос, эксперименты, изучение текстовых документов (источников).
Методологическую основу исследования составили научные труды А.Г. Асмолова, С.Л. Белых, А.И. Савинова, В.П. Сергеевой, Г.О. Шаровой и др. А.Г. Асмолов, В.П. Сергеева, Г.О. Шарова и др. определили содержание и структуру УДД применительно к младшим школьникам. С.Л. Белых, А.И. Савинов и др. в своих исследованиях проанализировали методические особенности развития УУД у детей младшего школьного возраста в процессе проведения уроков-исследований. Н.Ф. Виноградова, С.Г. Воровщиков, В.Б. Лебединцев и др. выявили возможности учебной дисциплины «Окружающий мир» в развитии УДД у младших школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Проанализировав педагогическую и методологическую литературу по изучаемой теме, была раскрыта сущность понятия «универсальные учебные действия». Основываясь на определение, данное А.Г. Асмоловым, под «универсальными учебными действиями» подразумевается система обобщенной деятельности обучающегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной деятельности, которые обеспечивают способность детей к самостоятельному усвоению новых знаний, к сознательному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию
С целью определения особенностей развития УУД (познавательных и предметных) у младших школьников было организовано и проведено экспериментальное исследование. Для экспериментального исследования был выбран курс «Окружающий мир» (3 класс, УМК «Школа России»). В ходе экспериментального исследования было установлено, что познавательные УДД у третьеклассников развиты в основном на среднем и низком уровнях. Это послужило причиной разработки серии уроков-исследований по курсу «Окружающий мир» (3 класс, УМК «Школа России»).
Смысл исследований творческого характера согласно УМК «Школа России» заключается в добывании учениками знаний об объектах и явлениях природы. К творческой продукции школьников относятся как сами знания, так и способы их получения. В ходе работы с учащимися 3-го класса по развитию универсальных учебных действий было разработано и проведено два урока-исследования. Также были составлены рекомендации по развитию у третьеклассников УУД на уроках окружающего мира в процессе проведения исследований.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
С целью определения особенностей развития УУД (познавательных и предметных) у младших школьников было организовано и проведено экспериментальное исследование. Для экспериментального исследования был выбран курс «Окружающий мир» (3 класс, УМК «Школа России»). В ходе экспериментального исследования было установлено, что познавательные УДД у третьеклассников развиты в основном на среднем и низком уровнях. Это послужило причиной разработки серии уроков-исследований по курсу «Окружающий мир» (3 класс, УМК «Школа России»).
Смысл исследований творческого характера согласно УМК «Школа России» заключается в добывании учениками знаний об объектах и явлениях природы. К творческой продукции школьников относятся как сами знания, так и способы их получения. В ходе работы с учащимися 3-го класса по развитию универсальных учебных действий было разработано и проведено два урока-исследования. Также были составлены рекомендации по развитию у третьеклассников УУД на уроках окружающего мира в процессе проведения исследований.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников при реализации экологических проектов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование логических универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников решению задач (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Реализация субъектной позиции учащихся основной школы в процессе обучения математике (на примере 7 класса) (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА В КУРСЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Культура древнего Рима на уроках 5 класса: формы и методы преподавания
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия реализации регионального компонента при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



