ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В ХОДЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 6
1.1 Роль и место лексических навыков в формировании иноязычной
коммуникативной компетенции 6
1.2 Анализ УМК «Mosaik» для учащихся 7 класса СОШ с углубленным
изучением немецкого языка 13
1.3 Проектирование учебных занятий и формирование лексической компетенции с помощью информационно-коммуникационных технологий. 17 ГЛАВА 2. ВНЕДРЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
2.2 Организация и результаты проведения педагогического эксперимента по применению мобильных приложений на уроке немецкого языка у учащихся 7
классов СОШ 32
2.2.1 Констатирующий этап 32
2.2.2 Формирующий этап 34
2.2.3 Контрольный этап 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 6
1.1 Роль и место лексических навыков в формировании иноязычной
коммуникативной компетенции 6
1.2 Анализ УМК «Mosaik» для учащихся 7 класса СОШ с углубленным
изучением немецкого языка 13
1.3 Проектирование учебных занятий и формирование лексической компетенции с помощью информационно-коммуникационных технологий. 17 ГЛАВА 2. ВНЕДРЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
2.2 Организация и результаты проведения педагогического эксперимента по применению мобильных приложений на уроке немецкого языка у учащихся 7
классов СОШ 32
2.2.1 Констатирующий этап 32
2.2.2 Формирующий этап 34
2.2.3 Контрольный этап 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средних общеобразовательных школах. Одной из основных задач учителя является активизация познавательной деятельности учащихся в ходе обучения иностранным языкам. Использование ИКТ, в частности, мобильных технологий, открывает новые возможности в преподавании иностранного языка, делает процесс обучения более интересным и привлекательным для всех участников образовательного процесса.
Актуальность исследуемой работы определяется необходимостью создания теоретических основ в формировании лексических навыков для развития коммуникативной компетенции как условия повышения эффективности с учетом системных знаний, интегрального мышления и дискурсивных способностей, в процессе обучения в гимназии.
Цель исследования заключается в рассмотрении условий успешного формирования лексических навыков на уроке немецкого языка в СОШ средствами мобильных программ и приложений.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) выявить специфику структурно-содержательного плана формирования лексических навыков учащихся СОШ;
2) определить роль и место информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка;
3) произвести анализ учебно-методического комплекса как основы разработки собственной методики с применением мобильных технологий ;
4) составить и подробно описать список мобильных приложений, способствующих формированию лексических навыков у учащихся;
5) разработать и экспериментально апробировать технологию формирования лексических навыков у учащихся СОШ на среднем этапе обучения немецкого языка с использованием мобильных приложений.
Гипотеза исследования. В качестве гипотезы мы выдвигаем предположение о том, что процесс формирования лексических навыков учащихся будет носить деятельностный, рефлексивный характер с учётом интеграции собственно лингвистического и культурологического содержания в условиях развивающей образовательной среды с опорой на использование информационно-коммуникативных технологий (мобильных приложений и программ).
Объектом исследования является процесс обучения учащихся немецкому языку при использовании на уроках мобильных технологий.
Предметом исследования является условия формирования лексических навыков учащихся на уроках немецкого языка с использованием мобильных технологий.
Основные методы исследования:
— анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой теме, изучение основных понятий «лексический навык», «информационно-коммуникационные технологии», «мобильные приложения»;
— опросно-диагностический метод (тестирование);
- педагогическое моделирование; разработка модульного курса по немецкому языку в 7-ых классах с целью формирования лексических навыков в СОШ;
- педагогический эксперимент.
Научная новизна работы: раскрытие специфики и эффективности работы с мобильными приложениями при изучении и закреплении пройденных лексических материалов согласно программе УМК.
Теоретическая значимость работы обусловлена необходимостью формирования лексических навыков в процессе обучения немецкому языку как важное условие инновационного подхода к организации образовательного процесса в СОШ. Результаты исследования дополняют теоретические знания о применении мобильных сервисов для формирования лексических навыков как комплексной технологии обучения. Теоретически обоснованы преимущества использования мобильных сервисов в ходе формирования лексических навыков на уроках по немецкому языку учащихся на средней ступени обучения в СОШ;
Практическая значимость исследования заключается в том, что: создана и апробирована теоретическая модель процесса формирования лексических навыков в процессе обучения немецкому языку в СОШ; рассмотрены организационно-педагогические условия её реализации в СОШ; полученные результаты могут быть использованы в преподавании иностранного языка на среднем этапе в СОШ, гимназиях и лицеях; разработанная учебно-методическая технология формирования лексического навыка у учащихся с использованием мобильных приложений на уроках по иностранному языку может стать основой для создания учебного пособия школьников.
Основная исследовательская работа осуществлялась на базе кафедры теории и практики преподавания иностранных языков института филологии и межкультурной коммуникации Казанского Федерального Университета. В качестве эмпирической базы исследования выступила МБОУ “Г имназия 94” Московского района г. Казани.
Апробация данного исследования проводилась в ходе итоговой студенческой конференции, в результате которой была опубликована статья в итоговом сборнике публикаций (КФУ, 05.04.2019).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и двух приложений.
Во введении определяется тема исследования, обосновывается его актуальность, формулируются цель и задачи.
В первой главе были рассмотрены и проанализированы теоретические основы понятия «лексический навык», его роль в изучении иностранного языка, выведено наше определение данного понятия на основе изученной литературы русских и зарубежных методистов, а также перечислены основные цели развития лексических навыков. Кроме того, были рассмотрены основные характеристики понятия «информационно - коммуникационные технологии», предложенные ведущими методистами, рассмотрены преимущества ИКТ в учебном процессе. В третьем параграфе был проанализирован учебно-методический комплекс, на основе которого проводился педагогический эксперимент на уроке немецкого языка в СОШ.
Вторая глава представляет собой исследование методических аспектов применения мобильных приложений на уроках немецкого языка, апробация и результат проведенного педагогического эксперимента по формированию лексических навыков у учащихся 7-ых классов в МБОУ «Гимназия 94» с использованием мобильных технологий.
В заключении обобщены результаты проведённого исследования.
Актуальность исследуемой работы определяется необходимостью создания теоретических основ в формировании лексических навыков для развития коммуникативной компетенции как условия повышения эффективности с учетом системных знаний, интегрального мышления и дискурсивных способностей, в процессе обучения в гимназии.
Цель исследования заключается в рассмотрении условий успешного формирования лексических навыков на уроке немецкого языка в СОШ средствами мобильных программ и приложений.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) выявить специфику структурно-содержательного плана формирования лексических навыков учащихся СОШ;
2) определить роль и место информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка;
3) произвести анализ учебно-методического комплекса как основы разработки собственной методики с применением мобильных технологий ;
4) составить и подробно описать список мобильных приложений, способствующих формированию лексических навыков у учащихся;
5) разработать и экспериментально апробировать технологию формирования лексических навыков у учащихся СОШ на среднем этапе обучения немецкого языка с использованием мобильных приложений.
Гипотеза исследования. В качестве гипотезы мы выдвигаем предположение о том, что процесс формирования лексических навыков учащихся будет носить деятельностный, рефлексивный характер с учётом интеграции собственно лингвистического и культурологического содержания в условиях развивающей образовательной среды с опорой на использование информационно-коммуникативных технологий (мобильных приложений и программ).
Объектом исследования является процесс обучения учащихся немецкому языку при использовании на уроках мобильных технологий.
Предметом исследования является условия формирования лексических навыков учащихся на уроках немецкого языка с использованием мобильных технологий.
Основные методы исследования:
— анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой теме, изучение основных понятий «лексический навык», «информационно-коммуникационные технологии», «мобильные приложения»;
— опросно-диагностический метод (тестирование);
- педагогическое моделирование; разработка модульного курса по немецкому языку в 7-ых классах с целью формирования лексических навыков в СОШ;
- педагогический эксперимент.
Научная новизна работы: раскрытие специфики и эффективности работы с мобильными приложениями при изучении и закреплении пройденных лексических материалов согласно программе УМК.
Теоретическая значимость работы обусловлена необходимостью формирования лексических навыков в процессе обучения немецкому языку как важное условие инновационного подхода к организации образовательного процесса в СОШ. Результаты исследования дополняют теоретические знания о применении мобильных сервисов для формирования лексических навыков как комплексной технологии обучения. Теоретически обоснованы преимущества использования мобильных сервисов в ходе формирования лексических навыков на уроках по немецкому языку учащихся на средней ступени обучения в СОШ;
Практическая значимость исследования заключается в том, что: создана и апробирована теоретическая модель процесса формирования лексических навыков в процессе обучения немецкому языку в СОШ; рассмотрены организационно-педагогические условия её реализации в СОШ; полученные результаты могут быть использованы в преподавании иностранного языка на среднем этапе в СОШ, гимназиях и лицеях; разработанная учебно-методическая технология формирования лексического навыка у учащихся с использованием мобильных приложений на уроках по иностранному языку может стать основой для создания учебного пособия школьников.
Основная исследовательская работа осуществлялась на базе кафедры теории и практики преподавания иностранных языков института филологии и межкультурной коммуникации Казанского Федерального Университета. В качестве эмпирической базы исследования выступила МБОУ “Г имназия 94” Московского района г. Казани.
Апробация данного исследования проводилась в ходе итоговой студенческой конференции, в результате которой была опубликована статья в итоговом сборнике публикаций (КФУ, 05.04.2019).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и двух приложений.
Во введении определяется тема исследования, обосновывается его актуальность, формулируются цель и задачи.
В первой главе были рассмотрены и проанализированы теоретические основы понятия «лексический навык», его роль в изучении иностранного языка, выведено наше определение данного понятия на основе изученной литературы русских и зарубежных методистов, а также перечислены основные цели развития лексических навыков. Кроме того, были рассмотрены основные характеристики понятия «информационно - коммуникационные технологии», предложенные ведущими методистами, рассмотрены преимущества ИКТ в учебном процессе. В третьем параграфе был проанализирован учебно-методический комплекс, на основе которого проводился педагогический эксперимент на уроке немецкого языка в СОШ.
Вторая глава представляет собой исследование методических аспектов применения мобильных приложений на уроках немецкого языка, апробация и результат проведенного педагогического эксперимента по формированию лексических навыков у учащихся 7-ых классов в МБОУ «Гимназия 94» с использованием мобильных технологий.
В заключении обобщены результаты проведённого исследования.
В течение всего процесса обучения иностранным языкам в средних общеобразовательных учреждениях происходит совершенствование навыков и умений, приобретаемых в процессе обучения, что направлено на использование языка как средства познания в разных областях науки, культуры и техники. Каждый этап обучения иностранных языков преследует цель формирования и развития коммуникативных навыков учащихся, умения использовать ИЯ как средство коммуникации. Это, в свою очередь невозможно без формирования лексических навыков. Изучение научно - методической литературы по исследуемой теме позволило сформулировать собственное определение данному понятию. Лексический навык есть способность автоматизированно извлекать из долговременной памяти лексические единицы, соответствующие коммуникативному заданию. Лексический навык предполагает владение формальными признаками слова, которые необходимы для его оформления в речи, семантикой или, другими словами, значением слова; и функциональными признаками слова, т. е. его употреблением.
Овладение лексическим навыком достигает своей эффективности с помощью использования информационно-коммуникационных технологий. В данном исследовании были взяты за основу определения российских и зарубежных ученых-методистов, которые раскрыли значение понятия “информационно-коммуникационные технологии” и было сформулировано собственное толкование. ИКТ в обучении - это совокупность мультимедийных методов, приемов, способов и средств обеспечения педагогических задач для целенаправленного образовательного обучения, контроля и самоконтроля на основе информационных технологий и современных средств связи. Традиционная система обучения иностранным языкам, включающая классно-урочную систему и печатные пособия, устаревает и должна претерпевать изменения посредством современных образовательных технологий в обучении. В нашем исследовании мы акцентировали своё внимание на мобильных приложениях как отрасли ИКТ. Мобильные технологии являются актуальными в системе образования в связи с тем, что они содействуют развитию у учащихся учебнопознавательной активности к изучению немецкого языка, а также формируют необходимые компетенции для адаптации к быстрому жизненному темпу и новейшим ИКТ технологиям.
Для проверки эффективности использования мобильных технологий в процессе формирования лексических навыков у учащихся средних классов был организован педагогический эксперимент на базе КФУ и МБОУ «Гимназия 94» с углубленным изучением немецкого языка в 7-ых классах. Он предполагал разработку программы опытно-экспериментальной работы, формирование экспериментальной и контрольной групп, анализ и обобщение результатов.
В результате анализа констатирующего этапа было выявлено, что уровень владения лексическими единицами у школьников достаточно низок. Лишь 12% учащихся успешно прошли тестирование, по результатам которого можно выявить у учащихся высокий уровень владения иностранной лексикой.
По окончании эксперимента в группе учащихся 7 «Б» класса наблюдались следующие результаты: к высокому уровню сформированности лексических навыков были отнесены 30% респондентов; к среднему уровню - 60% участников эксперимента; к низкому - 10% школьников.
Данные, полученные в результате реализации модели и программы педагогического эксперимента в ЭГ, свидетельствуют об эффективности процесса формирования у школьников на средней ступени обучения лексических навыков. Результаты повторного диагностического среза, который был организован в конце формирующего этапа в ЭГ, отличаются более высокой положительной динамикой, чем в КГ.
В ходе исследования данной исследовательской работы были решены следующие задачи:
- осуществлен анализ таких теоретических понятий как «лексический навык», «информационно-коммуникационные технологии», определена их роль в обучении иностранным языкам;
- точно определены цели, задачи и содержание лексических навыков на уроках иностранного языка с помощью ИКТ;
- произведён анализ учебно-методического комплекса по немецкому языку для учащихся 7-ых классов в СОШ, на основе которого был отобрана лексика для проведения педагогического эксперимента;
- произведён обзор мобильных приложений, способствующих формированию лексических навыков учащихся в СОШ;
- разработан модульный курс по теме «Femsehen» и проведён педагогический эксперимент в контрольной и экспериментальной группе среди параллели 7-ых классов, в результате которого можно проследить положительную динамику изменения уровня сформированности лексических навыков благодаря использованию мобильных технологий в СОШ.
Таким образом, благодаря теоретическому и методическому обоснованию проблемы, можно сделать вывод о том, что данные, полученные в результате реализации модели и программы педагогического эксперимента в ЭГ, свидетельствуют о значительных преимуществах применения мобильных технологий в процессе формирования у учащихся средних классов лексических навыков. Установлено, что мобильные приложения как отрасль информационно-коммуникационных технологий отражают эффективность изучения лексических единиц немецкого языка и высокую мотивированнность учащихся к учебно-познавательной деятельности.
Овладение лексическим навыком достигает своей эффективности с помощью использования информационно-коммуникационных технологий. В данном исследовании были взяты за основу определения российских и зарубежных ученых-методистов, которые раскрыли значение понятия “информационно-коммуникационные технологии” и было сформулировано собственное толкование. ИКТ в обучении - это совокупность мультимедийных методов, приемов, способов и средств обеспечения педагогических задач для целенаправленного образовательного обучения, контроля и самоконтроля на основе информационных технологий и современных средств связи. Традиционная система обучения иностранным языкам, включающая классно-урочную систему и печатные пособия, устаревает и должна претерпевать изменения посредством современных образовательных технологий в обучении. В нашем исследовании мы акцентировали своё внимание на мобильных приложениях как отрасли ИКТ. Мобильные технологии являются актуальными в системе образования в связи с тем, что они содействуют развитию у учащихся учебнопознавательной активности к изучению немецкого языка, а также формируют необходимые компетенции для адаптации к быстрому жизненному темпу и новейшим ИКТ технологиям.
Для проверки эффективности использования мобильных технологий в процессе формирования лексических навыков у учащихся средних классов был организован педагогический эксперимент на базе КФУ и МБОУ «Гимназия 94» с углубленным изучением немецкого языка в 7-ых классах. Он предполагал разработку программы опытно-экспериментальной работы, формирование экспериментальной и контрольной групп, анализ и обобщение результатов.
В результате анализа констатирующего этапа было выявлено, что уровень владения лексическими единицами у школьников достаточно низок. Лишь 12% учащихся успешно прошли тестирование, по результатам которого можно выявить у учащихся высокий уровень владения иностранной лексикой.
По окончании эксперимента в группе учащихся 7 «Б» класса наблюдались следующие результаты: к высокому уровню сформированности лексических навыков были отнесены 30% респондентов; к среднему уровню - 60% участников эксперимента; к низкому - 10% школьников.
Данные, полученные в результате реализации модели и программы педагогического эксперимента в ЭГ, свидетельствуют об эффективности процесса формирования у школьников на средней ступени обучения лексических навыков. Результаты повторного диагностического среза, который был организован в конце формирующего этапа в ЭГ, отличаются более высокой положительной динамикой, чем в КГ.
В ходе исследования данной исследовательской работы были решены следующие задачи:
- осуществлен анализ таких теоретических понятий как «лексический навык», «информационно-коммуникационные технологии», определена их роль в обучении иностранным языкам;
- точно определены цели, задачи и содержание лексических навыков на уроках иностранного языка с помощью ИКТ;
- произведён анализ учебно-методического комплекса по немецкому языку для учащихся 7-ых классов в СОШ, на основе которого был отобрана лексика для проведения педагогического эксперимента;
- произведён обзор мобильных приложений, способствующих формированию лексических навыков учащихся в СОШ;
- разработан модульный курс по теме «Femsehen» и проведён педагогический эксперимент в контрольной и экспериментальной группе среди параллели 7-ых классов, в результате которого можно проследить положительную динамику изменения уровня сформированности лексических навыков благодаря использованию мобильных технологий в СОШ.
Таким образом, благодаря теоретическому и методическому обоснованию проблемы, можно сделать вывод о том, что данные, полученные в результате реализации модели и программы педагогического эксперимента в ЭГ, свидетельствуют о значительных преимуществах применения мобильных технологий в процессе формирования у учащихся средних классов лексических навыков. Установлено, что мобильные приложения как отрасль информационно-коммуникационных технологий отражают эффективность изучения лексических единиц немецкого языка и высокую мотивированнность учащихся к учебно-познавательной деятельности.
Подобные работы
- ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИКТ) В ХОДЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Информационно-коммуникационные технологии как способ формирования иноязычного лексического навыка у обучающихся 5 класса
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2021 - ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ГОВОРЕНИЮ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Использование аудиовизуальных средств обучения для развития лексического навыка говорения у обучающихся основной школы на уроках
второго иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2019



