Особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР с использованием дидактических игр (Фонетико-фонематическое нарушение речи, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
База исследования: МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 173» г. Барнаула. Исследуемая совокупность 6 детей с нормальным речевым развитием, посещающих подготовительную группу общего вида и 6 детей с нарушением речи: ФФНР, посещающих логопедическую группу для детей старшего дошкольного возраста. Возраст детей на момент исследования шесть – семь лет.
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
1 Теоретические основы формирования фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР с использованием дидактических игр 6
1.1 Фонетико-фонематическая сторона речи и особенности ее развития в онтогенезе 6
1.2 Нарушения фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР 11
1.3 Условия использования дидактических игр для формирования фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР 14
Глава 2 Формирование фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР с использованием дидактических игр 19
2.1 Организация и методика проведения исследования фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР 19
2.2 Анализ результатов исследования уровня развития фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР 25
2.3 Рекомендации педагогам по использованию дидактических игр для формирования фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР 29
Заключение 36
Список использованных источников 38
Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности дошкольника к чтению и письму является чистая, чёткая, правильная во всех отношениях речь. В 5 лет многие дети правильно произносят все звуки родного языка без вмешательства специалиста – логопеда, и нет препятствий к усвоению ими грамоты. В том случае, если у ребёнка старшего дошкольного возраста обнаруживаются сложные речевые нарушения, то процесс обучения его грамоте серьёзно осложняется.
По данным разных источников, сегодня порядка 70% дошкольников имеют недостаточно развитый фонематический слух.У таких детей отмечается несформированность фонематического восприятия: они испытывают трудности при формировании навыков звуко-буквенного анализа. Это, в свою очередь, может привести к тем или иным проблемам в речевом развитии детей и помешать овладению грамотным чтением и письмом в дальнейшем. Вместе с тем, формирование фонематических представлений – это сложный и трудоёмкий процесс как для детей, так и для педагогов. Разнообразить и сделать его увлекательным, интересным для детей, а значит, и значительно облегчить, могут помочь игровые приёмы, дидактические игры и пособия.
На наш взгляд, вопросы использования дидактических игр для формирования фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР недостаточно разработан и нуждается в дальнейшем изучении.
Цель исследования – выявить особенности использования дидактических игр в процессе формирования фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР.
Гипотеза исследования ‒ использование дидактических игр будет способствовать формированию фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР.
Объект исследования процесс формирования фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР.
Предмет исследования – использование дидактических игр для формирования фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР.
В нашей стране проблемами фонематических процессов занимались такие видные исследователи как Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, Н.С. Журова и многие другие исследователи, но исследований применительно именно к дошкольникам с общим недоразвитием речи в связи с задачами формирования звукового анализа и фонематических представлений, немного, что обуславливает актуальность темы настоящей работы.
Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи.
1. Изучить понятие и особенности формирования фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе.
2. Рассмотреть специфику фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ФФНР.
3. Выявить условия использования дидактических игр формирования фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР.
4. Подготовить методику проведения исследования по выявлению особенностей фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР.
5. Провести экспериментальную работу по выявлению особенностей фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР.
6. Разработать рекомендации по использованию дидактических игр в процессе формирования фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР.
Теоретической основой явились труды К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой [27], Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумаковой,
Л.Е. Журовой [13, 14], Н.С. Жуковой Н.С., Е.М. Мастюковой и др.
Теоретическая значимость исследования определялась тем, что его результаты позволяли расширить и углубить знания об особенностях фонематических представлений у детей с ФФНР.
Практическая значимость исследования заключалась в разработке методики исследования фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР, а также в том, что предложена программа дидактических игр для фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
Фонетико-фонематическая сторона речи ребенка развивается в определенном порядке. Начинают различать сначала гласные, а потом согласные звуки. Сначала возникает различение между наличием и отсутствием согласного, а потом развивается различение согласных, сначала ребенок выделяет в речи сонорные звуки, а потом другие согласные. По мнению Р.И. Лалаевой, когда у ребенка недоразвита фонетико-фонематическая сторона речи, у него наблюдаются недостаточно сформированные фонематические представления и он искажает структуру слов и предложений. Самая сложная форма языкового анализа это фонематический анализ. Исходя из этого, самыми часто встречающимися будут искажения звукобуквенной структуры слова.
У дошкольников с ФФНР прослеживается недоразвитое фонематическое восприятие. Их смазанная, непонятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушение фонематического восприятия речи, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс фонематического восприятия речи в целом.
Отклонения фонематического восприятия могут быть производными, т.е. иметь вторичный характер, «такое явление наблюдается при нарушении речевых кинестезий, имеющих место при морфологических и двигательных поражениях органов речи». У детей с ФФНР восприятие фонем отличается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.
В устной речи недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. По акустико-артикуляционному сходству смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонкие и глухие согласные; лабиализованные гласные; сонорные; свистящие и шипящие; аффрикаты смешиваются как между собой, так и с любым из своих компонентов.
В экспериментальной части нами была подобрана методика по определению особенностей фонематического развития у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты проведенного исследования показывают, что у детей с ФФНР допущено больше ошибок при нахождении первого и последнего согласного звука в словах, это указывает на недостаточный уровень фонематического слуха и восприятия, вместе с нарушенным звукопроизношением. При обследовании детей из группы с ФФНР требовалось дополнительное интонирование звуков, иногда даже оно не помогало детям выполнить задание. Им потребовалось и больше времени для выполнения задания.
Нами была предложена программа, которая состоит из дидактических игр и направлена на формирование фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с ФФНР. Данная программа содержит дидактические игры по развитию фонематического восприятия, формированию навыков звукового анализа и синтеза, игры хороши тем, что их можно использовать в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей. Программа может применяться на различных этапах формирования навыков звукового анализа и на различных уровнях: на этапе знакомства с определёнными гласными и согласными; на этапах формирования и закрепления понятий «гласный» и «согласный» звук; «твёрдый» и «мягкий» согласный звук; на этапе дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков; при выполнении звуко-буквенного анализа слогов и слов.
1. Анисимова, Ю.Н. Логопед и родители в процессе коррекции речевых нарушений: поиски эффективных форм взаимодействия [Текст] / Ю. Н. Анисимова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2015. №4. С.17-43.
2. Артемьева, И.В. Развивающие игры на занятиях для детей 4-5 лет с нарушением речи [Текст] / И. В. Артемьева, А. М. Сибагатулина // Логопед. 2015. – №7. – С. 31-35.
3. Бабина, Г.В., Грассе, Н.А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи [Текст] // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. – М. – Воронеж: МОДЭК, 2001. – С.174-192.
4. Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / Бельтюков В.И. ‒ М.: Просвещение, 1964. – 90 с.
5. Большакова, С.Е. Логопедическое обследование ребенка [Текст] / Большакова С.Е. – М.: А.О.П., 1995. – 30 с.
6. Веселова, Е.И. Игры и упражнения на каждый день для детей 4-5 лет с ОНР. В 2-х ч. Ч. 2. [Текст] / Е.И. Веселова, Е.М. Скрябина. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.
7. Волкова, Т. А. Рабочая программа для логопедического пункта ДОО [Текст] / Т. А. Волкова // Дошкольная педагогика. – 2015. – №5. – С. 48-52.
8. Воробьева, Т.А. Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушениями речи [Текст] // Дошкольная педагогика: Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. ‒ 2006. – № 3. ‒ С. 38-41.
9. Гвоздев, А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка [Текст] / Гвоздев А.Н. – М.: ‒ 1961. ‒ 148 с.
10. Голых, Е.А. Сказочная деревня звуков: авторское пособие для старших дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Е. А. Голых // Логопед. – 2015. – №7. – С. 49-53.
11. Дошкольная логопедическая служба [Текст] / Под ред. О.А. Степановой. – М.: ТЦ Сфера. ‒ 2006. – 128 с.
12. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин. – М.: Директ-Медиа. ‒ 2008. – 1104 с.
13. Журова, Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Е Журова, Д.Б. Эльконин// Сенсорное воспитание дошкольников. – 1963.‒ № 2.‒ С.134-138
14. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Текст] / Иншакова О.Б. – М.: Владос, 2011. – 280 с.
15. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г.А. Каше – М.: Просвещение. ‒ 1985. ‒ 177 с.
16. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] /А.Н. Корнев.‒ СПб.: Речь. ‒ 2003. ‒ 336с.
17. Крупенчук, О.И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией [Текст] / О.И. Крупенчук // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. – 2005. – № 6. – С. 36-41.
18. Куделина, Ю.Ю. Учимся слышать звуки: консультация для родителей [Текст] / Ю. Ю. Куделина // Логопед. – 2015. – №7. – С. 71-73.
19. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст] / Р.И. Лалаева. – М.: Просвещение. ‒ 2004.‒ 236 с.
20. Моисеева, Л. О подготовке руки к письму [Текст] / Л.О. Моисеева // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2006. – № 12. ‒ С. 33-44.
21. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет [Текст] / Е.Р. Плутаева // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2005. – № 3. ‒ С. 28-35
22. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст] / Под ред. О.Б. Иншаковой. ‒ 2-е изд., испр. ‒ МПСИ. ‒ 2007.– 288с.
23. Радина, Е.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.:Академия. ‒ 2001. ‒ 560 с.
24. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
25. Спирова, Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи [Текст] / Л.Ф Спирова – М.: Изд-во АПН РСФСР. ‒ 1957. – 55с.
26. Ткаченко, Т.А. Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи [Текст] // Актуальные проблемы логопедии /Отв. ред. Селиверстов В.И. – М., 1980.‒ С.57-63.
27. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Пособие для логопедов и воспитателей [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Чиркина. – М.: Издательство «ГНОМ и Д». ‒ 2000. – 80 с.
28. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников [Текст] / Т.А.Фотекова, – М. ‒ 2000. – 84 с.
29. Чевелева, Л.П. Приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Л.П. Чевелева // Дефектология. – 1986. – №5. – С.57-61.
30. Чумакова, И. Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / И. Чумакова, Е. Горбунова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №1. – С. 69-83.