База исследования: АлтГПУ г. Барнаула.
Выборка: 22 студентов 1-2 курсов в возрасте от 18 до 20 лет, из них 11 девушек и 11 юношей. Все испытуемые склоны к аддиктивному поведению (никотиновая зависимость).
Есть приложение (результаты исследования в табличном виде и их обработка).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы влияния аддиктивного поведения на межличностные отношения студентов вуза 5
1.1 Сущность понятия «аддиктивное поведение» 5
1.2 Специфика межличностных отношений студентов вуза 10
Глава 2 Эмпирическое исследование влияние аддитивного поведения студентов на межличностные отношения в группе 18
2.1 Процедура и методика исследования 18
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 20
Заключение 26
Список использованных источников 27
Приложения 30
Актуальность исследования объясняется тем, что нынешнее общество стремиться иметь здоровых, образованных людей, имеющих цели в жизни и способные их осуществлять. Но большая часть людей в последнее время сталкиваются с различными трудностями, обусловленными межличностными отношениями, что приводит их к агрессивности, фрустрации и необходимому поиску выхода из них.
Студенческие аддикции – это одна из важнейших социальных проблем, которая в ярко выраженной форме может обладать такими негативными последствиями, как потеря трудоспособности, появление конфликтных ситуаций с окружающими, совершение преступлений. Большое количество исследований говорят о том, что аддиктивное поведение в период студенческого возраста быстро вызывает формирование зависимости, которая в свою очередь ведет ко многим негативным последствиям, таким, как неудачный процесс социализации, правонарушениям, распространению ВИЧ-инфекции. Сказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Сущность понятия «аддиктивное поведение» раскрыто в научных трудах Е.В. Змановской, Т.Л. Крюковой, В.Г. Морогина и др. Механизмы становления межличностных отношений определены А.А. Бодалевым, Е.П. Ильиным, А.А. Леонтьевым, Е.И. Роговым и др. Специфика межличностных отношений в студенческом возрасте определена в исследованиях Г.И. Козырева, Н.В. Майсак, И.Ф. Нурмухаметовой и др.
Цель исследования: изучить влияние аддиктивного поведения на межличностные отношения студентов вуза.
Объект исследования: межличностные отношения студентов вуза как психологический феномен.
Предмет исследования: специфика влияния аддиктивного поведения на межличностные отношения студентов вуза.
Гипотеза исследования: аддиктивное поведение оказывает влияние на качество межличностных отношений студентов вуза.
Задачи исследования.
1. Раскрыть сущность понятия «аддиктивное поведение».
2. Определить особенности межличностных отношений студентов вуза.
3. Выявить в эмпирическом исследовании влияние аддиктивного поведения на межличностные отношения студентов вуза.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические: тестирование; методы математической обработки данных.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к понятию «аддикция», «аддиктивное поведение» – Е.Е. Плотниковой, К.К. Платонова и др.;
- подходы к закономерностям формирования межличностных отношений в студенческой группе – В.Н. Куницыной, И.В. Ульяновой и др.
Выборка: 22 студентов 1-2 курсов в возрасте от 18 до 20 лет, из них 11 девушек и 11 юношей. Все испытуемые склоны к аддиктивному поведению (никотиновая зависимость).
База исследования: АлтГПУ г. Барнаула.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В психологии аддиктивное поведение, это сложности со стремлениями к чувственным ощущениям. У людей с аддикцией есть ожидание или установка к формированию новых зависимостей. Для них характерно снижение порога психологической приемлемости. В то время как уровень психической неустойчивости повышен. Для человека с аддиктивным поведением характерна сильная тяга к любым наслаждениям. Такие люди, как правило, привыкли брать и получать. Жить для других и ради других им не свойственно. Ради новых удовольствий и приятных ощущений такие индивиды идут на все, со спокойствием взирают на слезы тех, кто пытается достучаться до их разума.
В студенческом возрасте часто возникает неточное, преувеличенное представление о себе самом, своем месте среди окружающих людей, сверстников. Стремление выделиться, проявить свою «оригинальность» может принимать незрелые формы. Нередко встречается ярко выраженное самомнение студентов, пренебрежительное отношение к сверстникам.
Повышение эмоциональной восприимчивости идет рука об руку и с ростом способности к сопереживанию. В результате восприятие чувств других людей меняется: проявляется сердечное понимание, умение откликнуться на движения души другого человека, особенно сверстника — особенность общения в юношеском возрасте.
Результаты корреляционного анализа показывают, что компетентностный тип межличностного общения студентов обусловлен такими личностными качествами, как эмоциональная устойчивость, склонность к групповому взаимодействию, осторожность, смелость и т.д. При этом, в ситуации межличностного взаимодействия часть студентов с зависимым типом испытывает внутреннее напряжение, с агрессивным – самоуверенность.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – Санкт-Петербург : Речь, 2018. – 502 с.
2. Антипин, В. Б. Агрессивность современной молодежи как психолого-педагогическая проблема общества [Текст] / В. Б. Антипин // Омский научный вестник. – 2016. – № 5. – С. 87-90.
3. Барахович, И. И. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа : дис. на соискание учёной степени канд.пед.наук [Текст] / И. И. Барахович. – Красноярск, 2016. – 214 с.
4. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 471 с.
5. Болдырева, Т. А. Деформации личности: попытка систематизации современных психологических подходов в русле концепции индивидуальности [Текст] / Т. А. Болдырева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – № 2 (163). – С. 96-99.
6. Болотин, Ю. Е. Агрессивное поведение в юношеском возрасте [Текст] / Ю. Е. Болотин // Современная психология и педагогика: проблемы и решения : сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5(4). – Новосибирск : СибАК, 2017. – С. 85-89.
7. Булыгина, Л. Н. Проблемы формирования коммуникативной культуры личности [Текст] / Л.Н. Булыгина // Проблемы человека в контексте современной культуры : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Нижний Тагил : НТГСПА, 2017. – С 172-177.
8. Буравлева, Н. А. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся в ходе образовательного процесса [Текст] / Н. А. Буравлева // Вектор науки ТГУ. – Серия : Педагогика и психология. – 2015. – № 3. – С. 205-208.
9. Герт, В. А. Общение как основа индивидуализации человека (методологический аспект исследования) [Текст] / В. А. Герт // Вопросы психологии. – 2015. – №5. – С. 74-79.
10. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика : учебно-методическое пособие [Текст] / А. В. Гоголева. – Воронеж : НПО МОДЭК, 2016. – 240 с.
11. Дмитриева, Н. В. Психология аддиктивного поведения : монография [Текст] / Н. В. Дмитриева, Д. В. Четвериков – Новосибирск, 2016. – 278 с.
12. Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) [Текст] / Е. В. Змановская. – Москва : Мысль, 2016. – 398 с.
13. Игнатьева, С. А. Коммуникативная компетентность как компонент коммуникативной культуры личности [Текст] / С. А. Игнатьева. – Москва : Просвещение, 2017. – 385 с.
14. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 458 с.
15. Козырев, Г. И. Внутриличностные конфликты студентов [Текст] / Г. И. Козырев // Социально-гуманитарное знание. – 2018. – №2. – С. 108-112.
16. Котов, А. В. К природе двух форм аддиктивного поведения [Текст] / А. В. Котов // Клиническая фармакология и лекарственная терапия. – 2016. – №1. – С. 53-58.
17. Крюкова, Т. Л. Основные подходы к изучению совладающего поведения в зарубежной и отечественной психологии [Текст] / Т. Л. Крюкова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2016. – №4. – С. 58-68.
18. Куницына, В. Н. Стиль общения в студенческом возрасте и его формирование [Текст] / В. Н. Куницына // Вопросы психологии. – 2016. – №5. – С. 64-68
19. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – Москва : Издательство: Красанд, 2015. – 321 с.
20. Майсак, Н. В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения [Текст] / Н. В. Майсак // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. – С. 78-86.
21. Михейкина, С. В. К вопросу о взаимосвязи агрессивного и уверенного поведения в системе психологической интерпретации поведенческой активности личности [Текст] / С. В. Михейкина // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2017. – № 1. – С. 1-7.
22. Морогин, В. Г. Социально-неодобряемое поведение [Текст] / В. Г. Морогин // Вопросы психологии. – 2015. – №3. – С. 85-88.
23. Нурмухаметова, И. Ф. Понимание аддикции и возрастная динамика её проявлений [Текст] / И. Ф. Нурмухаметова // Вестник Башкирского университета. – 2017. – №4. – С. 26-29.
24. Платонов, К. К. Психология индивидуальности [Текст] / К. К. Платонов. – Москва : Юрайт, 2016. – 406 c.
25. Плотникова, Е. Е. Социализация личности как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Е. Е. Плотникова // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. – Нижний Новгород, 2015. – С. 91-95.
26. Рогов, Е. И. Психология общения [Текст] / Е. И. Рогов. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 336 с.
27. Серикова, Л. А. Научно-исторические предпосылки изучения проблем формирования личности [Текст] / Л. А. Серикова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. – № 6. – С. 136–141.
28. Ульянова, И. В. Исторические аспекты становления педагогического феномена «смысложизненные ориентации личности» [Текст] / И. В. Ульянова // Знание. Понимание. Умение – 2014. – № 1 – С. 183-185.