Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование сформированности пространственно-временных представлений у старших дошкольников с дизартрией

Работа №40691

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы36
Год сдачи2020
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
440
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение (результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ИХ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1 Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста в онтогенезе 6
1.2 Особенности формирования пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 10
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 15
ГЛАВА 2 ДИАГНОСТИКА ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 16
2.1 Организация, цель, задачи и методологическое обоснование исследования 16
2.2 Содержание исследования 17
2.3 Анализ результатов исследования 23
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

Актуальность исследования. Проблема ориентировки в пространстве и времени и формирования правильных пространственно-временных представлений и понятий у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией является одной из актуальных в области психологии, педагогики, поскольку ориентировка в пространстве и времени лежит в основе познавательной деятельности человека. Грубые, стойкие нарушения пространственно-временной координации (ориентации) создают трудности в их обучении и бытовой адаптации. Таким образом, важно как можно раньше начать коррекционную работу с детьми данной категории.
В литературе по специальной педагогике и психологии подчеркивается, что совершенствование пространственно-временных представлений ведет к более полному познанию ребенком внешнего мира – Б.Г. Ананьев, A.A. Люблинская, Т.А. Муссейибова, Н.Я. Семаго, Н.Г. Яковлева и др. Все виды детской деятельности тесно связаны с ориентировкой в пространстве и времени, с восприятием пространственных свойств и отношений предметов. Развитие пространственно-временных представлений играет большую роль в процессе приспособления ребенка в быту.
Исследования, проведенные учеными доказали, что дети старшего дошкольного возраста с дизартрией имеют в основном низкий уровень развития пространственно-временных представлений. Ряд ученых – Л.Г. Парамонова, Е.Н. Соколова, Ю.В. Терентьева и др. выделяют у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией особенности нарушения восприятия внутреннего пространства (соматопространство), восприятия внешнего пространства, восприятие квазипространства (понимание логико-грамматических конструкций), затрудняются дети в определении основных временных понятий. Нарушения в развитии пространственно-временных представлений оказывают негативное влияние на развитие всех познавательных процессов ребенка, что в будущем создаст определенные трудности в овладении учебной информацией.
Для дошкольников с дизартрией характерно особое, фрагментарное восприятие окружающей действительности, отсутствие целостного понимания происходящего. В клинической картине дизартрии выявляется недостаточность пространственно-временных представлений в отношении как физического, так и психологического пространства и времени. При формировании представлений о пространстве у детей с дизартрией большие трудности проявляются в неумении рассчитать собственные шаги, когда ребенок поднимается или спускается по лестнице, разложить предметы по порядку и т.д. Так же, из-за нарушенной пространственной ориентации ребенок с дизартрией плохо осознает свое тело.
Труднодоступна для понимания детям с дизартрией и такая категория как время. Они живут исключительно в настоящем. Особенности психического развития позволяют им воспринимать происходящее только «здесь и сейчас». У таких детей неосознанные и избирательные воспоминания, а будущее наполнено неизвестностью. Вследствие своеобразного восприятия времени, дети с дизартрией оказываются не в состоянии ждать. Для полноценной жизни необходимо помнить прошедшие события и рационально планировать будущие. Поэтому, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у ребенка с дизартрией элементарные представления о времени. Сказанное определят актуальность темы исследования.
Проблема исследования: какова специфика формирования пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Цель – исследование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с дизартрией.
Объект исследования – состояние пространственно-временных представлений у старших дошкольников.
Предмет исследования – особенности пространственно-временных представлений у старших дошкольников с дизартрией.
Гипотеза исследования: возможно у дошкольников с дизартрией имеются недостатки базисных пространственно-временных представлений.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и сопоставления, синтез и обобщение; эмпирические методы – диагностические методики, направленные на определение особенностей развития пространственной ориентировки и временных представлений у дошкольников; количественные и качественные методы обработки эмпирических данных; интерпретационные методы.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме формирования пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
2. Подобрать комплекс методик экспериментального исследования состояния пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
3. Проанализировать специфику пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Методологическую основу составили исследования, проведенные такими учеными, как А.А. Веселовская, Л.С. Выготский, Л.А. Кудрявцева, А.А. Люблинская, Р.О. Морозова, Т.А. Павлова. А.В. Семенович, Е.Н. Соколова, Д.Л. Яркова и другие. А.А. Люблинской, Л.С. Выготским и др. проанализирована природа формирования пространственно-временных представлений в онтогенезе. А.А. Веселовской, К.С. Кудрявцевой, Т.А. Павловой, Е.Н. Соколовой и др. раскрыта специфика формирования пространственной ориентировки у дошкольников с речевыми нарушениями. А.М. Левочкиной, Р.О. Морозовой, Д.Л. Ярковой и др. раскрыты причины нарушений в развитии временных представлений у дошкольников с дизартрией.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложения


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный анализ литературы свидетельствует, что современные педагоги уделяют особое внимание изучению пространственно-временных представлений в силу их особой роли. Низкий уровень сформированности пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста оказывает отрицательное воздействие на психическую и учебную деятельность. Это отражается на процессе формирования устной речи, овладения письмом, чтением, освоении математических представлений, формировании изобразительных навыков, организации деятельности на занятии и уроке, формировании бытовых и трудовых навыков, навыков самообслуживания.
Психические процессы прямо или косвенно участвующие в развитии пространственно-временных представлений, как и сами представления, у детей с дизартрией качественно специфичны. До самого конца дошкольного возраста у детей с дизартрией нет четких представлений о пространственных взаимоотношениях объектов, о схеме тела стоящего напротив человека. У них появляются трудности при ориентировке практически во всех направлениях пространства, в особенности правого и левого. Понимание и употребление временных и пространственных представлений для дошкольников старшего возраста с дизартрией является сложным, непонятным.
Проведенное нами исследования показало, что для старших дошкольников с дизартрией характерны нарушения в развитии пространственно-временных представлений.
У многих детей с дизартрией отмечается несформированность самых элементарных уровней овладения пространством. У них возникают значительные трудности в анализе пространственных взаимоотношений внешних объектов в вертикальной и горизонтальной плоскостях по отношению к их собственному телу. Дети с дизартрией показывают и слабую ориентировку во времени: они не знают основные временные единицы: части суток, дни недели, месяцы и времена года. Плохо развитая ориентировка во времени влияет на усвоение детьми грамматики: различение форм времени глагола, его совершенного и несовершенного вида. Для детей с дизартрией затруднительно устанавливать временные отношения, последовательность происходящих событий, причинно-следственных связей между ними.
Полученные результаты исследований свидетельствуют о том, что дети старшего дошкольного возраста с дизартрией нуждаются в организации специального обучения в развитии пространственно-временных представлений. Особого внимания дефектологов и воспитателей требуют дошкольники с дизартрией, показавшие по результатам обследования навыков пространственной ориентировки и временных представлений низкий уровень (пространственная ориентировка – 70% и временные представления – 40%).
Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с дизартрией обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. Чтобы улучшить ориентировку ребенка старшего дошкольного возраста с дизартрией в пространстве и времени необходима комплексная работа не только педагога-дефектолога, работающего с ребенком, но и активное участие семьи.
Итак, мы подтвердили выдвинутую гипотезу.



1. Аббасов, М. Г. Состояние некоторых навыков пространственной ориентировки у младших умственно отсталых школьников / М. Г. Абассов // Дефектология. – 2015. – № 1. – С. 38 – 42
2. Аблитарова, А. Р. Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста / А. Р. Аблитарова, Н. В. Кондрашова // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург, 2017. – С. 55-59.
3. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. И. Аксенова. – Москва : Академия, 2018. – 400 с.
4. Акшонина, А. Я. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложными сенсорными и множественными нарушениями развития / А. Я. Акшонина, Г. В. Васина. – Москва : ООО « ИПТК «Логос» ВОС», 2018. – 356 с.
5. Ананьев, Б. Г. Антропология / Б. Г. Ананьев. – Санкт-Петербург : Питер. 2016. – 587 с.
6. Веселовская, А. А. Особенности развития пространственно-временных представлений у дошкольников с отклонениями в развитии / А. А. Веселовская // Дефектология. – 2016. – №1. – С. 33-36.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2017. – 874 с.
8. Галкина, О. И. Начальное обучение и формирование у детей пространственных представлений / О. И. Галкина // Логопед. – 2018. – №4. – С. 28-31.
9. Галлямова, Р. Ф. Формирование представлений о времени и его измерении у детей дошкольного возраста / Р. Ф. Галямова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ст.: http://festival.1september.ru. (дата обращения: 10.02.2020 г.)
10. Ковшиков, В. А. Дефектология / В. А. Ковшиков. – Москва : Инфра-М, 2017. – 412 с.
11. Козырева, О. А. Организационно-методические вопросы логопедической работы с детьми, имеющими отклонение в развитии / О. А. Козырева // Практический психолог и логопед. – 2015. – № 1. – С. 46-55.
12. Коровина, Т. И. Сенсорное воспитание дошкольников с нарушениями речи / Т. И. Коровина // Дефектология. – 2015. – №3. – С. 52-55.
13. Кудрявцева, Л. А. Дети с нарушениями речи / Л. А. Кудрявцева. – Нижний Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2017. – 248 с.
14. Курочкина, Д. Л. Сенсорное воспитание при нарушениях речи / Д. Д. Курочкина. – Москва : ТЦ Сфера, 2019. – 225 с.
15. Лебеденко, Е. Н. Формирование представлений о времени / Е. Н. Лебеденко. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2018. – 75 с.
16. Левочкина, А. М. Развитие пространственного ориентирования и пространственного мышления у старших дошкольников средствами дидактических игр / А. М. Левочкина // Дефектология. – 2018. – №4. – С. 44-48.
17. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2017. – 457 с.
18. Моргачева, И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. Методическое пособие / И. Н. Моргачева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2016. – 212 с.
19. Морозова Р. О. Проблема ориентировки в пространстве у старших дошкольников в процессе подвижных игр / Р. О. Морозова // Дефектология. – 2015. – №2. – С. 41-45.
20. Мусейибова, Т. А. Ориентировка в пространстве / Т. А. Мусейибова // Дошкольное воспитание. – 2018. – №8. – С. 17 – 25.
21. Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста / Р. Л. Непомнящая. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2017. – 125 с.
22. Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т. А. Павлова // Сб. игровых упражнений. – Москва : Школьная пресса, 2017. – 64 с.
23. Парамонова, Л. Г. Пространственная ориентировка у детей с дизартрией / Л. Г. Парамонова // Логопед. – 2015. – №4. – С. 15-17.
24. Семаго, Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст / Н. Я. Семаго. – Москва : Айрис – Пресс, 2016. – 523 с.
25. Семенович, А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза : Учебное пособие / А. В. Семенович. – Москва : Генезис, 2016. – 171 с.
26. Соколова, Е. Н. Развитие пространственного мышления у дошкольников с дизартрией / Е. Н. Соколова // Дефектология. – 2017. – №2. – С. 52-56.
27. Терентьева, Ю. В. Социально-психологические особенности детей с дизартрией 6-7 лет / Ю. В. терентьева // Дефектология. – 2015. – № 4. – С. 74-77.
28. Фотекова, Т. А. Особенности развития познавательных процессов у детей с дизартрией / Т. А. Фотекова // Дефектология. – 2016. – №2. – С. 25-28.
29. Яковлева, Н. Г. Дефектология / Н. Г. Яковлева. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 452 с.
30. Яркова, Д. Л. Нарушение речи как причина несформированности пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста / Д. Л. Яркова // Дефектология. – 2015. – №3. – С. 58-61.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ