Формирование логических универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников решению задач (Алтайский государственный педагогический университет)
В данной работе не указана база исследования, таким образом, можно подставить свою и она (работа) подойдет для любого города и вуза.
Много приложений.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников при решении текстовых задач» 5
1.1. Характеристика понятие «универсальные логические действия» 5
1.2. Особенности формирования логических универсальных учебных действий в различных программах по математике 13
1.3. Особенности обучения решению текстовых задач в различных программах по математике 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию логических познавательных универсальных учебных действий учащихся при решении текстовых задач 30
2.1. Выявление уровня сформированности логических УУД и умений решать текстовые задачи 30
2.2. Разработка рекомендаций по формированию логических УУД при решении текстовых задач 36
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложения…………………………………………………………………………47
Важным аспектом новых Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) для начальной школы является формирование универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В составе основных видов УУД выделяют четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный. Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформулированы познавательные универсальные действия, которые включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Логических универсальных учебных действий являются средством обобщения и систематизации знаний, а также составляют основу выведения новых знаний с помощью имеющихся. Логические действия в первую очередь формируются на уроках математики, так как именно в этой области знаний логические формы и отношения проявляются в явной форме – как предмет усвоения учащимися. Практика показывает, что уроки математики являются наиболее благоприятными для систематического формирования логических понятий и действий, что дает большие потенциальные возможности для развития логического мышления младших школьников.
Вместе с тем, в системе начального общего образования существуют еще проблемы, связанные с развитием мыслительных операций, с установлением причинно-следственных связей, построением логической цепи рассуждений, выдвижением гипотез и их обоснованием. Дети затрудняются анализировать, обобщать, строить высказывания по аналогии, устанавливать связи между понятиями, отношениями, способами действий; решать нестандартные задания, отличающиеся от традиционных.
На основании всего вышесказанного выбранная тема курсовой работы «Формирование логических универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников решению задач» является актуальной.
Цель работы: выделить условия формирования универсальных учебных действий при решении текстовых задач в начальной школе.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что формирование логических универсальных учебных действий при обучении решению текстовых задач будет эффективным, если работу по формированию умений решать задачи осуществлять в три этапа и уделять внимание формированию понимания обучающимися смысла логических связок и кванторов:
Задачи исследования:
- Выделить сущность понятия «логические универсальные учебные действия»
- Определить особенности формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников при решении текстовых задач
- Определить уровень сформированности универсальных учебных действий и умения решать текстовые задачи.
Объект исследования: процесс формирования логических универсальных действий. Предмет: условия формирования логических универсальных действий.
Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования, констатирующий эксперимент.
Теоретическую базу исследования составили работы Н.А. Истоминой, М.И. Моро, В.С. Егоровой, А.К. Мендыгалиевой, Г.И. Жабиной и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Среди всех видов универсальных учебных действий логические умения играют ведущую роль, так как именно они развивают способность познавать окружающий мир, усваивать содержание любой учебной дисциплины, овладевать предметными (специальными) умениями. Развитие логических действий связано с освоением учащимися логических законов, операций и приемов, которыми невозможно овладеть без предметного содержания.
К логическим УУД относятся: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
На уроках математики в начальной школе при организации работы по решению текстовых задач все эти мыслительные операции можно развить, выполняя ряд рекомендаций:
1. Обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.
2. Учитывать цели формирования познавательных УУД при отборе и структурировании содержания образования, выборе конкретных методов и форм обучения.
3. Поисковая деятельность обучающихся, насколько это возможно, должна носить поисковый характер.
4. Решение познавательных задач должно происходить в тесной связи с практическими и игровыми мотивами.
5. Каждое новое понятие (действие) должно быть вначале сформировано во внешнем плане, с опорой на реальные предметы или их образы.
6. Каждое действие на начальном этапе своего формирования должно быть максимально развёрнуто; все операции, составляющие его, должны обязательно проговариваться.
7. Сворачивание действия должно происходить по мере продвижения ученика от материальной (материализованной) формы выполнения действия к речевой и умственной.
8. В силу сложности для младших школьников рассматриваемых вопросов учитель должен позаботиться о создании в ходе работы положительного эмоционального настроя учащихся, ситуации успеха.