База исследования: МБОУ «СОШ «18» г. Сыктывкара, 3 «а» класс (16 учащихся).
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов (требование заказчика).
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
§1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ» 5
§2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ 9
§3. АНАЛИЗ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» А.А. ПЛЕШАКОВА «ШКОЛА РОССИИ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 13
§ 5. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА МБОУ СОШ № 18 г. Сыктывкара 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Актуальность исследования. Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и проблематичных тем, которая должна рассматриваться всеми, кто имеет отношение к педагогике. Культура поведения неразрывна с развитием и воспитанием личности младшего школьника.
Формирование культуры поведения подрастающего поколения является одной из главных проблем на современном этапе. Низкий культурно-нравственный уровень общества в целом ведет к необходимости создания новых подходов и путей формирования культуры поведения личности, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм поведения. Известно, что фундамент культуры поведения закладывается в младшем школьном возрасте, что определяет дальнейшее благополучное развитие личности и общества в целом. Таким образом, в современных условиях среди важных задач воспитания учащихся младшего школьного возраста в соответствии с возрастными особенностями на первый план выдвинуто формирование культуры поведения.
Проблема формирования у младших школьников представлений о культуре поведения в курсе «Окружающий мир» занимает особое место, так как в настоящее время отмечается недостаточное знание детьми младшего школьного возраста культурных норм поведения. Данная проблема возникла из противоречия – на современном этапе развития нашего общества много внимания уделяется развитию культуры поведения, большое количество родителей современных учеников младшей школы знают нормы культурного поведения, но их дети недостаточно информированы о них.
Тему формирования представлений о культуре разных народов изучали многие ученые и методисты. В научных трудах Т.Г. Жарковской, А.И. Липкиной и др. раскрыта сущность понятия «культура поведения». В работах Э.А. Киреевой, Д.Б. Эльконина и др. определены возрастные особенности воспитания культуры поведения у младших школьников. В исследованиях И.С. Марьенко, Р.А. Хабиб и др. определены условия формирования культуры поведения младших школьников в учебной деятельности.
Цель исследования: определить условия, способствующие формированию культуры поведения младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования культуры поведения младших школьников.
Предмет исследования: условия, способствующие формированию культуры поведения младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «культура поведения».
2. Определить возрастные особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию культуры поведения.
3. Проанализировать УМК «Школа России» с точки зрения формирования у младших школьников культуры поведения.
4. Определить условия и способы формирования у младших школьников культуры поведения.
5. Определить уровень сформированности культуры поведения у младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Практические:
1. Беседа с учащимися.
2. Статистическая обработка данных, полученных в результате проведения эксперимента.
Культура поведения является индикатором общей образованности и воспитанности человека. Именно частью культуры поведения является этикет, без знания правил которого в разных ситуациях практически невозможно комфортно влиться в современное общество. Культура поведения младшего школьника представляет собой совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Выделяют следующие структурные компоненты культуры поведения детей старшего дошкольного возраста: культура деятельности культура общения, культурно-гигиенические навыки.
Ребенок младшего школьного возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к окружающему. Отличительной особенностью чувств младших школьников является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к культуре поведения. Дети с уважением относятся к другим и себе; одновременно растет и самокритичность: ребенок, имевший опыт работы со сверстниками более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует.
Анализ программы предмета «Окружающий мир» указывают на необходимость формирования у младших школьников основных норм культуры поведения. Они нацелены на передачу младшим школьникам знаний об имеющихся в обществе ценностях и традициях, направлены на формирование личной позиции учащихся, способствуют формированию отношения к семье как основе российского общества.
После анализа результатов исследования, можно сформулировать вывод о том, что у третьеклассников есть представления о нормах культуры поведения, большая часть имеет средний уровень сформированности культуры поведения и использует их в своем поведении. Однако есть часть младших школьников, у которых недостаточно сформированы знания о нормах нравственного поведения, не развиты духовно-нравственные качества и, соответственно, они не используют их в своем поведении, либо используют, но не осознанно. Результаты исследования обуславливают необходимость воспитания культуры поведения младших школьников.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2013. – 488 c.
2. Виноградова Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 11-15.
3. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.
4. Громова Т.В. Младший школьный возраст: системный эффект духовно-нравственного воспитания // Воспитание и дополнительное образование. – 2014. – № 1. – С. 22-26.
5. Деркач В.В. Роль традиций в условиях глобализации //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. – С. 732-732.
6. Ермолич С.Я. Подготовка социального педагога к формированию нравственно-правовых представлений младших школьников // Преподаватель XXI век. – 2012. – № 1. – С. 188-189.
7. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании – 2018. – №3 – С. 9-12.
8. Игнатьева Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2015. – №9. – С. 24-29.
9. Киреева Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров). – М.: КноРус, 2012. – 496 c.
10. Клепиков В.Н. Ценностные приоритеты развития социального института воспитания // Воспитание школьников. – 2012. – № 8. – С. 3-9.
11. Князева В.В. Педагогика. – М.: Вузовская книга, 2016. – 872 c.
12. Летова Л.Д. Основы духовно-нравственного воспитания младших школьников // Воспитание школьников. – 2015. – №5. –С. 24-28.
13. Липкина А.И. О нравственной жизни школьника // Психологический журнал. – 2018. – №1. – С. 19-20.
14. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника // Психологический журнал. – 2011. – №1. – С. 40.
15. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы // Начальная школа. – 2015. – № 7. – С. 21-29.
16. Мох О.К. Гражданское воспитание младших школьников // Начальное образование. – 2014. –№ 1(30). – С. 29-32.
17. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях: Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2014. – 133 с.
18. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях: Ч. 2. – Москва: Просвещение, 2014 – 141 с.
19. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.: Педагогика, 2018. – 188 с.
20. Сергеева В.П. Теоретические основы воспитания: Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений. – Москва: ИЦ Академия, 2017. – 272 c.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2016. – 50 с.
22. Шварова Е.Л., Смирнова О.А. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств на уроках курса «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2017. – №11. – С. 85-88.
23. Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. – М.: Педагогика, 2016. – 188 с.
24. Эльконин Д.Б. Возрастная психология. – Москва: Педагогическое общество России, 2018. – 269 с.