Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические особенностей современных мусульман

Работа №40609

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
441
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения психологических особенностей современных мусульман 9
1.1. Общая характеристика ислама как религии 9
1.2. Характерные особенности современной религиозности 18
1.3. Функции религиозного ритуала в обществе 22
Глава 2. Психология само-конструирования жизненного мира согласно
теории К. Джерджена 34
Глава 3. Эмпирическое исследование психологических особенностей
девушек-представителей мусульманского сообщества 40
3.1. Организация исследования психологических особенностей поведения девушек-представителей мусульманского сообщества 40
3.2. Теоретико - методологические вопросы исследования характеристик проявлений способов само-конструирования жизненного мира мусульман в контексте мультиканальной коммуникации 42
3.3. Эмпирические результаты исследования устойчивых характеристик способов само-конструирования жизненного мира мусульман в контексте мультиканальной коммуникации 46
3.4. Идея иерархичности взаимодействия и способа само-конструирования жизненного мира мусульман 65
Заключение и выводы 67
Список литературы 71

Актуальность темы исследования. На протяжении последних десятилетий в мире, в частности, в России наблюдается возрождение религиозности и увеличение ее роли в различных сферах жизнедеятельности человека. Однако простое увеличение количества принявших ислам, рост обрядности и общин нельзя однозначно объяснять как качественный рост религиозности. Важным фактором обращения и изменения отношения к религии является специфика социальной ситуации.
Согласно работам ряда мыслителей (М. Фуко, Ф. Джеймисон, Ж. Лиотар и др.), современный период социально-общественного устройства обознается как «эпоха постмодерна». Одной из характеристик «общества постмодерна» является его неопределенность. Следствием такой неопределенности (социальной, культурной, политической, экономической) выступают попытки личности найти какую-то опору в этом «непонятном мире» (в силу человеческой природы).
Одной из причин данной неопределенности является распад метанарративов, то есть системы универсальных понятий, смыслов и ценностей, которое свойственно постмодерну. Как следствие, человек в современном мире является свидетелем эпохи, где нет общих правил, норм поведения, стандартов и ориентиров. Общество не навязывает человеку определенные ценности и нормы. Каждый человек часто самостоятельно формирует свои нормы, правила, ценности и идеологию.
Отсутствие единой идеологии, правил и норм поведения, к которым так привыкло Российское общество, способствует поиску ориентиров и определенности. Господство ценностей рынка, провозглашаемых и так активно внедряемых западной культурой, не удовлетворяет население, которое до этого считало своими ценностями общество, народ, семью и коллектив. В свою очередь, возможность найти опору в современном мире дает религия, в которой четко и ясно прописано «как надо жить», в частности, ислам. Таким образом,
религия выступает неким способом организации и самоконструирования жизненного мира людей.
Однако принимая мусульманство человек сталкивается с большим количеством проблем. В первую очередь-это недостаточная информированность. Г оворя о проблемах информационного характера, следует, прежде всего, иметь в виду дезориентацию «новичка» в имеющихся источниках, его неспособность обработать весь массив противоречивой информации по исламской тематике. Неумение выделять главное приводят к тому, что «новичок», ощущая растерянность и беспомощность иногда в самых элементарных вопросах, испытывает потребность в авторитетном руководстве, становясь «легкой добычей» для тех, кто использует религию в своих корыстных целях.
С другой стороны, происходит сильное влияние современного общества на поведение молодого человека мусульманина. На сегодняшний день наблюдаются некоторые изменения в поведении молодых людей - представителей мусульманского сообщества. Раньше они ограничивали круг друзей, у них был некоторый строгий алгоритм поведения с противоположным полом, они находились в полной изоляции от общественной жизни и были «зациклены» лишь на догматической стороне религии. Сегодня же они более гибки во следовании некоторым правилам, они больше принимают участие в общественной жизни, у них расширился круг интересов, и они стали более социализированными.
Таким образом, мы считаем актуальным исследование психологических факторов, которые влияют на поведение молодых людей - представителей мусульманского сообщества. Выявление этих психологических детерминант дает возможность предотвращения возникновения радикальных взглядов и направлений среди представителей мусульманского сообщества, их безболезненная адаптация к социуму и реализация себя в общественной жизни.
В исследовании мы обратились к женщинам - мусульманкам, которые выступают некоторым маркером современного общества, так как мужчины -
мусульмане, как правило, не выделяются своим внешним видом. Внешние особенности женщин-мусульманок в свою очередь оказывают влияние не только на практику и идеологию различных религиозных групп, но и на общественную культуру в целом.
На тему возрождения ислама написано достаточное количество работ, в том числе и в Татарстане (Г. Балтанова [1], И. Кузнецова-Моренко [19], Л. Салахитдинова [27], Т. Титова [41] и Д. Гараев [4], А. Хакимзянова [45], Г. Гузельбаева [5], [6], [7], А. Саттарова [8], [49], Г. Галиева [36], В.М. Якупов [49], [50] и др.). Эти публикации посвящены различным аспектам жизни мусульманских женщин: их правам и свободам, их участию в политике и в выборах, гендерному равноправию, феминизации экономической активности.
Вместе с тем, в современных источниках практически не представлены исследования психологических особенностей женщин-мусульманок. Однако изучение психологии и жизненного мира мусульманок открывает широкие возможности понимания представителей мусульманских сообществ.
Таким образом, объектом нашего исследования является психологические особенности жизненного мира мусульман.
Предмет: проявления способов самоконструирования жизненного мира мусульман в контексте мультиканальной коммуникации.
Цель: выявить устойчивые характеристики способов
самоконструирования жизненного мира мусульман в контексте мультиканальной коммуникации.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что в способах самоконструирования жизненного мира мусульман преобладают иерархические аспекты.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по теме психологических особенностей современных мусульман.
2. Проанализировать литературные источники по психологии самоконструирования жизненного мира согласно теории К. Джерджена.
3. Разработать методику анализа и описания интервью
4. Выявить характерные черты способов самоконструирования жизненных миров мусульман.
Методологической и теоретической основой работы явились классические положения психологии, социологические концепции социального взаимодействия Э. Дюркгейма, представления о социальном конструкционизме К. Джерджена, определяющие социальное знание как конституирующй элемент повседневной жизни индивида и социального сообщества, принцип единства сознания и деятельности С. Л. Рубинштейна, согласно которой формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется, а также представления о вербальных и невербальных проявлениях лингвистических паттернов Р. Дилтса и принципы семанализа Ю. Кристевой.
Методы исследования: в ходе теоретического и методологического обоснования проблемы использовался метод аналитического исследования, а также качественные методы исследования наблюдение и интервью с точки зрения мультиканальной коммуникации или дискурса. Понятие
мультиканального дискурса довольно новый и перспективный предмет исследования. Представители данной традиции язык рассматривают не только как вербальную структуру, а как язык, включающий в себя спектр коммуникативных каналов, таких как движения глаз, проксемику и различные типы жестов.
Научная новизна:
1. Разработана методика анализа и описания способов
самоконструирования жизненного мира в контексте мультиканальной коммуникации.
2. Выявлены и описаны устойчивые иерархичные характеристики способов самоконструирования жизненного мира мусульман.
Практическая значимость исследования состоит в понимании жизненного мира мусульман, которая дает возможность другим людям, сообществам понимать их и вступать с ними в адекватную коммуникацию и взаимодействие.
Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 3 девушки, проповедующие ислам в возрасте 20-ти и 23-х лет, а также были проанализированы 3 видеоролика с выступлениями имамов (лидеров мусульманского сообщества).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и выводов, библиографического списка и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, нами был произведен теоретический обзор представлений о религии ислам, о формировании паттернов взаимодействия и самоконструирования жизненного мира между членами группы явилось основанием для проведения исследования, направленного на выявление устойчивых характеристик способов самоконструирования жизненного мира мусульман в контексте мультиканального дискурса, как метода, способного оценить не только речь, но и жесты человека. Изучение невербальных форм выражения речи позволило нам сделать предположение о том, что в способах самоконструирования жизненного мира мусульман преобладают иерархические аспекты, что и подтвердилось в результате нашего исследования.
Для подтверждения данного предположения была поставлена следующая эмпирическая задача: с помощью метода мультиканальной коммуникации, на
основе фокусов языка, выделенных Р. Дилтсом и их невербальными выражениями (Ю. Чекчурин и М. Пелехатый), выявить устойчивые характеристики способов самоконструирования жизненных миров мусульман.
В исследовании принимали участие 3 девушки, проповедующие ислам, и были проанализированы 3 видеоролика с выступлениями имамов. Всего исследовалось 3 фокуса языка (разделение, иерархия критериев и объединение) и их подтипы.
Представление об устойчивых характеристиках способов самоконструирования жизненного мира мусульман составлялось на основании интерпретации данных качественного анализа.
В результате проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Выявлены устойчивые иерархичные характеристики способов самоконструирования жизненного мира мусульман
2. На основе обобщения литературных источников и анализа метода мультиканальной коммуникации была разработана схема анализа и описания интервью с учетом жестов
Практические рекомендации. Результаты проведенного исследования должны привлечь внимание социологов, социальных психологов для возможности конструктивного взаимодействия с данным социальным сообществом, для возможности ее членов большей адаптации, социализации и мирного сосуществования в обществе.
Перспектива дальнейших исследований видится в развитии темы в нескольких направлениях.
• Исследование и сравнение проявления способов самоконструирования жизненнего мира мусульман в зависимости от половой принадлежности испытуемых
• Исследование и сравнение проявления способов самоконструирования жизненнего мира мусульман в зависимости от возраста испытуемых
• Исследование устойчивых характеристик способов самоконструирования жизненного мира других сообществ


1. Балтанова Г. Р. Ислам в современном Татарстане // Ислам в истории и культуре татарского народа / Под ред. Я. Г. Абдуллина, Р. М. Амирханова, Ф. М. Султанова - Казань, 2000
2. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат Гараджа В. И. Социология религии. Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / В.И. Гараджа. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2005.-348 с.о социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман М.: «Медиум», 1995. - 323 с.
3. Гадымова А.Р., Максимова Е.В. ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПРОВОСЛАВНОЙ И МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРАХ // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 4-5.;
4. Г айнутдин Р. Ислам в современной России / Муфтий Равиль Г айнутдин
— М.: Фал ер-Пресс, 2004. 320 с.
5. Гузельбаева Г.Я. Адаптация российских мусульман к исламским
глобализационным процессам: между «традицией» и «инновацией» //
Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость. Материалы V Всероссийского социологического конгресса, 19-21 октября 2016 г. - М., 2016.
6. Гузельбаева Г.Я. Ислам в российской политической культуре // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2017. №6.
7. Гузельбаева Г.Я. Межэтнические взаимодействия в Республике Татарстан: современные состояния и новые вызовы // Россия и мусульманский мир. 2016. №3. С. 22-28.
8. Гузельбаева Г.Я. Новые исламские идентичности в Татарстане: локальное измерение // Материалы XV международной научно-практической конференции «Векторы развития России». - М., 2016. Фазлиев А.М. Образ татарской женщины-мусульманки и развитие женского движения в контексте исторической памяти: возрождающиеся и новые традиции / А.И. Саттарова, А.М. Фазлиев // Вестник КазГУКИ. - 2015. - № 4, Ч.2. - С. 29-34
9. Джерджен К.Дж. Социальный конструкционизм: знание и практика. Минск: БГУ, 2003.
10. Джерджен К. Движение социального конструкционизма в
современной психологии //Социальная психология: саморефлексия
маргинальности. Хрестоматия. М., 1995. .- С. 51-73
11. Джерджен К Социальная психология как история //Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995.
12. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии.
- М., 1991
13. Дюркгейм Э. М. Мосс. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. - М., 1996
14. Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представления коллективные // Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995.- С.208-243.
15. Дюркгейм Э. Социология и теория познания // Хрестоматия по истории психологии. - М.: МГУ, 1980.- С. 212-235.
16. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемистическая система в Австралии. (Введение, Глава 1.) // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. - М., 1998. - с. 174-230.
17. Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003.
18. Ислам в Татарстане: Опыт толерантности и культура
сосуществования. — Казань: Мастер-Лайн, 2002. 102 с.
19. Ислам и средства массовой информации. Сборник материалов / Под ред. Кузнецовой-Моренко И. Б. Салахатдиновой JI. Н. Казань: КГУ им. В. И. Ульянова-Ленина. 2004. -76 с.
20. Ислам: Энциклопедический Словарь. M., 1991
21. Керимов Г. М. Шариат. Закон жизни мусульман: Ответы Шариата на проблемы современности. СПб., 2007.
22. Коран. Перевод с араб. акад. И. Ю. Крачковского. М., 1990.
23. Коран. Перевод с араб. яз. и комм. Э.Р.Кулиева. - М., 2004.
24. Кристева Ю. Жест: практика или коммуникация? // Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. — М., 2004. — С. 114—135.
25. Кибрик А. А. 2018. Русский мультиканальный дискурс. Часть II. Разработка корпуса и направления исследований // Психологический журнал 39(2). 79-90.
26. Кибрик А. А. 2018. Русский мультиканальный дискурс. Часть I. Постановка проблемы // Психологический журнал 39(1). 70-80.
27. Кузнецова-Моренко И. Ислам и мусульмане в общероссийских и татарских телевизионных программах / И. Кузнецова-Моренко, Л. Салахатдинова // Россия и мусульманский мир. - 2006. - № 6. - С. 59-72.
28. Кулиев Э. Р. (в соавторстве с М. Ф. Муртазиным) Исламоведение:
Пособие для преподавателя — М.: Изд-во Московского исламского
университета, 2008
29. Мосс М. Социальные функции священного: Избр. произведения / Пер. с франц. под общ. ред. И. В. Утехина. — СПб.: Евразия, 2000. — 444 с.
30. Набиев Р. А. Ислам и государство: Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке / Р.А. Набиев. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002. - 244 с.
31. Особенности современной межнациональной и этнокультурной ситуации в Республике Татарстан. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2008. — 236 с.
32. Пелехатый М. М., Чекчурин Ю. А. Сертификационный курс НЛП- Практик, — М.: Твои книги, 2014. — 272 с.
33. Религии и религиозные объединения в Республике Татарстан. Справочник / Сост. Р. А. Набиев. Казань: Изд-во Института истории АН РТ, 2004. — 152 с.
34. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995
35. РЭМП У. ДЮРКГЕЙМ И ПОСЛЕ: РЕЛИГИЯ, КУЛЬТУРА И ПОЛИТИКА. Ramp W. Durkheim and after. Religion, culture, and politics // The Sociology of religion / Ed. by Bryan S. Turner. - Oxford: Wiley-Blackwell, 2010
36. Современные этнокультурные процессы в молодежной среде Татарстана: язык, религия, этничность / Я. 3. Гарипов, Р. И. Зиннурова, К. М. Миннулин и др. — Казань: РИЦ «Школа», 2000. 112 с.
37. Социальная психология: саморефлексия маргинальности:
Хрестоматия / РАН. ИНИОН. Лаб. социологии; Отв. ред. М.П. Гапочка; Ред.- сост. Е.В. Якимова. - М.: ИНИОН, 1995. - 252 с
38. Тернер Р. Личность в обществе: вклад социальной психологии в социологию / Р. Тернер // Современная зарубежная социология (70-80-е годы).
— М., 1993
39. Тернер, Б. Религия в постсекулярном обществе / Б. Тернер // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2012. - № 2 (30). - C. 22-51
40. Титова Т.А. Женская мусульманская религиозность как объект современных социальных исследований / Т.А.Титова, Д.М.Гараев // Религия и идентичность: сборник научных статей и сообщений. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. - С. 58-67.
41. Титова Т.А. Религиозная идентичность русского населения
Республики Татарстан: степень и форма актуализации / Т.А.Титова, В.Е.Козлов // XI Конгресс антропологов и этнологов России: сб. Материалов.
Екатеринбург:ИЭА РАН , ИИиА УрО РАН, 2015. С.259
42. Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психол. журн. 2009. Т. 30. № 2. С. 5—19.
43. Улановский А.М. Теория речевых актов и соци альный конструкционизм // Постнекласси ческая психология. Журнал конструкциони стской психологии и нарративного подхода. 2004. № 1. C. 88—98.
44. Фазлиев А.М., Саттарова А.И. Женское мусульманское движение в контексте исторической памяти: региональный опыт и самобытность // Межконфессиональное взаимодействие в пространстве исторической памяти: Международная научная конференция, Казань, 29-30 мая 2015 г.: сборник материалов / сост. и отв. ред. Р.А. Набиев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016.
- 588 с. - (Серия «Культура, религия и общество», вып. 27). - С. 393-401.
45. Хакимзянова А. С. ИСЛАМСКАЯ ГЕНДЕРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ: ВЫЗОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ / А. С. Хакимзянова // Навстречу XXII Всемирному философскому конгрессу: переосмысливая философию/ - Казань: Изд-во КГЭУ, 2008
46. М. Хальбвакс. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступительная статья С.Н. Зенкина - М.: Новое издательство, 2007
47. Эрвье-Леже, Д. В поисках определённости : парадоксы религиозности в обществах развитого модерна / Д. Эрвье-Леже // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2015. -№ 1 (33). - С. 254-268.
48. Якимова, Екатерина Витальевна. Социальное конструирование реальности : социально-психологические подходы : Науч.-аналит. обзор / Е. В. Якимова; Рос. акад. наук. Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. - М. : ИНИОН РАН, 1999. - 115 с
49. Якупов В М. Ислам в Татарстане в 1990-е годы. - Казань: Издательство «Иман», 2005. - С. 11-12.
50. Якупов В. М. Специфика и особенности социализации личности мусульманина в исламских учебных заведениях / В.М. Якупов. Электронный ресурс. — URL: html://www.islamrt.ru (дата обращения 20.06.2018)
51. Berger В. M. Disenchanting the Consept of community / B.M. Berger // Western Polit. Quart. Salt Lake City. - 1988.- Vol.25. - No. 6.- P. 50-52.
52. Caillois R. Man and the sacred. - Urbana and Chicago: University of Illinois Press, 2001
53. Gergen K.J. Social Psychology as History // Journal of Personality and Social Psychology. 1973. Vol. 26. № 2. P. 309-320.
54. Gergen K.J. Realities and relationships: soundings in social construction. Cambridge (MA): Harvard University Press, 1994
55. Raskin J.D. Constructivism in psychology: Per sonal construct psychology, radical construc tivism, and social constructionism // Amer. Communication J. 2002. V. 5. Iss. 3. P. 7—24.
56. Jameson F. The Ancients and the Postmoderns: On the Historicity of Forms. London & New-York: Verso, 2015.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ