ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ И ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Подростковый возраст и его особенности 7
1.2. Стиль детско - родительских отношений. Образ родителей в
представлении подростков 16
1.3. Теоретический анализ понятия толерантность, толерантность к
неопределенности в зарубежной и отечественной психологии 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 40
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ И ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 42
2.1. Описание выборки исследования 42
2.2. Методы исследования 42
2.3. Процедура исследования 49
2.3. Математико-статистические методы обработки данных 51
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ И ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 55
3.1. Результаты исследования взаимосвязи представлений об отношении
родителей и толерантности к неопределенности в подростковом возрасте 55
3.2. Анализ и интерпретация полученных данных 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ВЫВОДЫ 71
ЛИТЕРАТУРА 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Актуальность исследования. Подростковый возраст - период, когда продолжается активное развитие и становление личности, а для данной ситуации характерна неопределённость (И.С. Кон, Е.Ф. Рыбалко, Г. Крайг, В.П. Зинченко и др.). На успешность прохождения подростком данного этапа существенное влияние оказывает среда, в которой растёт подросток, его окружение. В первую очередь - это родители и та система отношений, в которую подросток включен, а точнее - то, как подросток субъективно видит и оценивает эти взаимоотношения. Именно окружающая среда помогает подростку справляться с возникающей нестабильностью и неопределённостью.
Однако важную роль в этом играют и личностные особенности подростка, в частности такая черта, как толерантность к неопределённости. Толерантность к неопределенности рассматривается как биполярное измерение, на одном полюсе которого находится толерантность к неопределенности, а на другом - интолерантность, т.е. неспособность переносить неопределенность (Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф., 2009). Толерантность к неопределенности (ТКН) как предмет изучения привлекла внимание русскоязычных исследователей сравнительно недавно — первая работа выполнена Е.Г. Луковицкой в 1998 году. Если обобщить взгляды разных авторов, толерантность к неопределенности можно определить, как способность человека переносить конфликт и напряжение, которые возникают в ситуации двойственности, неполноты или противоречивости информации Нетолерантные к неопределенности люди воспринимают противоречивую ситуацию как источник угрозы, толерантные испытывают интерес и азарт. В связи с этим внимание к феномену толерантности к неопределенности особенно важно в контексте подросткового возраста, поскольку общеизвестно, что подростковый возраст характеризуется конфликтностью, психоэмоциональной неустойчивостью, повышением агрессивности и тревожности. Особенно значимую роль для формирования толерантности к неопределенности в подростковом возрасте играет социальная среда. Важную роль играют детско-родительские отношения, которые также оказывают влияние на специфику толерантность к неопределенности подростков. Если детско-родительские отношения искажены, деструктивны и не соответствуют возрастным и личностным особенностям подростка, то у него может сформироваться интолерантность и повышенная тревога в ситуациях неопределенности.
Однако, исследования, посвященные изучению толерантности к неопределенности у подростков крайне фрагментарны и недостаточны. Исследования, посвященные изучению взаимосвязи представлений об отношении родителей и толерантности к неопределенности в подростковом возрасте, отсутствуют. Таким образом, вследствие высокой практической и теоретической значимости и недостаточной разработанности проблемы взаимосвязи представлений об отношении родителей и толерантности к неопределенности в подростковом возрасте, тема исследования является актуальной. Вышеперечисленные положения обуславливают актуальность темы данного исследования.
Теоретическая значимость заключается в том, что подробно изучена и описана взаимосвязь компонентов толерантности к неопределённости с особенностями представлений о детско-родительских отношениях, на основании чего можно планировать более глубокое изучение данного вопроса.
Социальная значимость заключается в том, что анализ взаимосвязи представлений об отношении родителей и толерантности к неопределенности в подростковом возрасте позволит разрабатывать более эффективные программы профилактики и коррекции нарушений детско-родительских отношений в семьях с детьми подросткового возраста, а также поможет выработать более эффективные способы коррекции толерантности к неопределенности у подростков.
Практическая значимость исследования. Полученные в работе результаты могут быть использованы в педагогической практике для повышения уровня эффективности учебно-воспитательной деятельности в школах. Отдельные положения и выводы, полученные по результатам исследования, могут использоваться в практике работы классных руководителей, и психологического консультирования подростков, по проблемам толерантности к неопределенности.
Также результаты исследования могут быть использованы для информационно-просветительской деятельности среди родителей, в консультативных центрах и в школе с целью помочь родителям оказать поддержку подростку в развитии у него толерантности к неопределенности.
Объект исследования: представления об отношении родителей в подростковом возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь представлений об отношении родителей и толерантности к неопределенности в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить взаимосвязь представлений об отношении родителей и толерантности к неопределенности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: основана на том, что существует взаимосвязь представлений об отношении родителей и толерантности к неопределенности в подростковом возрасте; существуют различия в особенностях представлений об отношении родителей и толерантности к неопределенности у мальчиков и девочек подросткового возраста, которые обусловлены межполовыми особенностями.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме представлений об отношении родителей и толерантности к неопределенности в подростковом возрасте.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь представлений об отношении родителей и толерантности к неопределенности в подростковом возрасте.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1. Методика «Родителей оценивают дети». Авторы: И.А. Фурманов и А.А. Аладьин (Фурманов);
2. Методика PCRS «Толерантность к неопределенности» (Родник, Хезер, Г олд, Хал) в адаптации Бажановой Н. А., Бардиер Г. Л.
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое, дисперсия; определение достоверности различий в значениях показателей (t- критерий Стьюдента).
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции Пирсона, проверка достоверности.
Выборка: В исследовании приняли участие 60 подростков. Возраст испытуемых варьируется от 12 до 13 лет.
Таким образом, анализ результатов исследования показал, что подростки склонны иногда воспринимать родителей как чрезмерно опекающих их, но в то же время, предъявляющих чрезмерные требования и выдвигающие большое количество запретов при минимальном количестве санкций. При этом подростки полагают, что родители также могут и игнорировать их потребности. Достаточно высоко подростки оценили и такое нарушение как неустойчивость стиля воспитания, исходя из чего, можно сделать вывод, что их родители не всегда придерживаются одного стиля воспитания и склонны использовать различные воспитательные методы, а также применять их бессистемно.
Действительно, всё вышеперечисленное может приводить к тому, что стиль воспитания родителей воспринимается как неустойчивый: с одной стороны, они тревожатся о подростке и опекают его, при этом могут игнорировать потребности, а также выдвигают требования и запреты, не ограничивая их какими-либо санкциями. Это может способствовать тому, что у подростков не формируется чётких границ: он понимает, что делать что-то нельзя, но не понимает, что будет, если он всё же это сделает. В результате требования и запреты могут оставаться без исполнения, а ребёнок получает противоречивые послания, на основании которых не может выстроить чёткую систему.
Подростки в некоторой (но не очень значительной) степени согласны с тем, что родители предъявляют к ним невысокие требования, и в то же время чрезмерные санкции. В их представлении родители иногда стремятся видеть в них детские качества, вовлекать в решение собственных проблем и проецировать свои нежелательные черты, а также, родители, по мнению подростков, могут быть неуверенны в своих воспитательских способностях.
В представлении подростков стиль воспитания их родителей выглядит противоречивым и не всегда стабильным. В данной группе наблюдаются различные особенности процесса воспитания, при этом, по мнению подростков, родители часто вовлекают их в решение собственных проблем и, в то же время, испытывают повышенную тревогу за них.
Активность и энергичность подростка связаны с низким уровнем санкций и запретов, а также со способностью родителей не включать его в решение собственных проблем. Умение менять свои планы и решения, перестраиваться в новых ситуациях, не настаивать на своем, если этого требует ситуация, связано у подростков с их представлениями о недостаточной опеке со стороны родителей, большим количеством запретов и санкций, а также о нестабильном и непоследовательном стиле воспитания.
Можно предположить, что представление подростков о неустойчивости стиля воспитания и неразвитости родительских чувств мешает формированию высокого уровня находчивости, тогда как представление о низком количестве запретов и санкций связано с высоким уровнем находчивости. Вероятно, наличие большого числа запретов и санкций сужает мышление ребёнка и мешает ему мыслить открыто и творчески, ограничивает его способности к поиску новых выходов из привычных ситуаций, также как неуверенность и непоследовательность родителей в выборе методов воспитания.
Умение менять свои планы и решения, перестраиваться в новых ситуациях, не настаивать на своем, если этого требует ситуация, связано у подростков с их представлениями о недостаточной опеке со стороны родителей, большим количеством запретов и санкций, а также о нестабильном и непоследовательном стиле воспитания.
Чрезмерная опека подростка (в его представлении) связана с его оптимизмом, при том, что недостаточная опека и их склонность выносить родительский конфликт в сферу воспитания, напротив, связаны с низким уровнем оптимизма.
Можно предположить, что воспитательная неуверенность родителей и их склонность оберегать ребёнка от взрослых проблем связаны с наличием у подростка тяги к новому, неизвестному, отказ от испытанного и надежного, смелость.
Также можно сделать вывод, что именно нарушения особенностей воспитания связано с формированием у подростков адаптивности - в попытках подстроиться под противоречивый стиль воспитания, избежать наказание или обойти запрет подросток становится более гибким и хитрым, у него развивается способность приспосабливаться к самым различным ситуациям и условиям.
Анализ взаимосвязей в группе мальчиков и девочек в целом показал сходную структуру корреляций показателей толерантности к неопределённости и представлений подростков разного пола об их взаимоотношениях с родителями. В то же время стоит отметить, что в группе девочек более весомыми показателями (имеющими больше взаимосвязей) являются толерантность к неопределённости, воспитательная неуверенность и расширение сферы родительских чувств, тогда как в группе мальчиков большее количество взаимосвязей имеет неустойчивость стиля воспитания.
Таким образом, проведённый анализ показал, что толерантность к неопределённости тесно связана с представлениями о детско-родительских отношениях у подростков. Представления о воспитательной неуверенности, неустойчивом стиле воспитания и страхе родителей потерять ребёнка связаны с низкой толерантностью подростка к неопределённости, низкой находчивостью и энергичностью, однако коррелируют с высокой адаптивностью. Склонность родителей включать подростков в решение собственных проблем также приводит к негативным последствиям. Недостаточные запреты и санкции, так же как и чрезмерные, могут способствовать низкому уровню толерантности к неопределённости и её компонентов. Родителям важно поддерживать умеренный уровень санкций и запретов, а также в разумной удовлетворять потребности ребёнка.
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1980. - Т. 1.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / под ред. Г. М. Андреева: Аспект Пресс, 2010.
3. Берк Л. Е. Развитие ребенка / под ред. Берк Л. Е. СПб.: Питер, 2006.
4. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. М. : Междунар. пед. акад., 1995.
5. Варга А. Я. Введение в системную семейную психотерапию/ под ред. А.Я. Варга. М.: Когито-Центр; 2015.
6. Выготский Л.С. Психология подростка. / под ред. Ю.И. Фролова. М.: Роспедагентство, 1997.
7. Гусев А.И. Толерантность к неопределенности как составляющая личностного потенциала. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. - 300-329 с.
8. Егоров А.Ю. Расстройства поведения подростков / под ред. Егоров А. Ю. СПб.: Речь, 2011.
9. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие / под ред. О.А.Карабанова М.: Гардарики, 2015. — 320 с.
10. Карпов А. В. Психология менеджмента: учеб. пособие /под ред. Карпов А. В. М.: Гардарики, 2005.
11. Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности // Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 1. - С. 74-86.
12. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития/ под ред. Крайг Г., Бокум Д. СПб.: Питер, 2005. - 107 с.
13. Литягина, Е. В. Нерешенные задачи взросления как психологические условия формирования аддиктивного поведения старшеклассников: диссер. ... канд. психол. наук. Калуга, 2004.
14. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998.
15. Мириманова М.С., Обухов А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие // Развитие исследовательской' деятельности учащихся: метод, сб. сост., ред. А.С. Обухов. М.: Народное образование, 2001. С. 88-98.
16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / под ред. Мухина В. С. М.: Академия, 2012.
17. Петрова Н.И. Толерантность самоактуализирующейся личности // Толерантность и проблема идентичности. Материалы междунар. науч.- практич. конф. Ежегодник Российского психологического общества, 2002. Т. 9 (4). - 254 с.
18. Петровская Л.А. Воспитание как общение-диалог. Вопросы психологии / под ред. Л.А. Петровская, А.С. Спиваковская- № 2. М.: Педагогика, 1983. - С. 187-193.
19. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для пед. вузов / под ред. Поливанова К. Н. М.: Академия, 2000.
20. Психология подростка / Под ред. А. А. Реана, СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2003.
21. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / под ред. Ф.Райе. М.: Питер, 2012. - 624 с.
22. Селигман М. Обычные семьи, особые дети: пер. с англ./ под ред. М. Селигман, Р.М. Дарлинг, М.: Теревинф, 2017. - 368 с.
23. Смирнягина М. М. Возрастные границы и психологическое содержание стабильного периода подросткового возраста. Чилябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. №5 (138).
24. Спиваковская А. С. Как быть родителями / под ред. А. С. Спиваковская, М.: Педагогика, 1986. - С. 160
25. Столин В.В. Самосознание личности. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия / под ред. В. В. Столин. — Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2012. - С. 75.
26. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно
содержательные процессы развития личности / под ред. Фельдштейн Д. И. М.: Флинта: Моск. психол.- социал. ин-т, 1999.
27. Фризен М. А. Психологическое содержание подросткового возраста: специфика личностного развития и проектирование образовательной среды // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки, 2014. №2 (24).
28. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии /под ред. Чеснокова И. И. М.: Прогресс, 2007.
29. Эйнсворт М. Д. С. Объектные отношения, зависимость и привязанность: теоретический обзор проблемы взаимосвязи мать-младенец. Психология привязанности: Тексты/ Сост. и перев. М.Л.Мельниковой; Под ред. С.Ф. Сироткина. Ижевск. 2005. - С. 37-129.
30. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006.