Введение
Глава 1. Становление творческого мировоззрения у женщин-художников: некультурные аспекты 13
1.1. Истоки и условия формирования личности Наталии Гончаровой в
период (1881-1915) 13
1.2. Биография Зинаиды Серебряковой и влияние интеллектуальной
среды на её становление как художника (1884-1924) 24
Глава 2. Заграничный путь художниц на основании источников личного
нисхождения 33
2.1. Творческий мир Наталии Гончаровой в период эмиграции (1915) 47
2.2. Французский период творчества Зинаиды Серебряковой (1924 -1967)
Заключение 60
Список использованной литературы и источников 64
Приложение 68
Актуальность темы
«Серебряный век» занимает особое место в русской культуре. Творчество крупного деятеля культуры определяет в некоторой степени специфику развития всей эпохи в целом. В этой связи интересно рассмотреть творческий путь двух наиболее ярких представительниц русского искусства XX столетия: талии Сергеевны Гончаровой и Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, которые плавили значительный след в русской живописи. Творчество, так же, как и личность Наталии Гончаровой, стало ивлекать исследователей в качестве предмета изучения ещё при жизни, первым исследованием творчества художницы была книга Эли «Наталия Гончарова. Михаил Ларионов»3 1913 года, но для него лось затруднительным написание биографии авангардистки, так как мало было известно фактов о её жизни. В период эмиграции (1915 - 2) о Наталии Гончаровой написала эссе её современник Марина Цветаева, в котором мы можем подчерпнуть новые сведения о творчестве и личной жизни дожницы.
Чаще всего исследования её творческого пути затрагивали определенные Шшкации о художнице, где рассматриваются отдельные стороны её профессиональной жизни. На Западе интерес к творчеству Наталии Гончаровой проявила ещё в Щ году искусствовед Мэри Шамо, которая опубликовала книги о Йгжнице, изданные на английском и французском языках. В них содержатся упоминания о Н. Гончаровой и Михаиле Ларионове, а также рецензии на её тгы. В 1979 году книга была издана в Лондоне на английском языке . В Ш году к творчеству Наталии Гончаровой обратился искусствовед, историк пони Партон и издал каталог её работ. Несмотря на большую фактическую лгу, проделанную автором, в книге среди известных произведений Н.Петаровой были помещены иллюстрации сомнительного происхождения. Это вызвало резкую критику искусствоведов разных стран, особенно российских.
Искусство Зинаиды Евгеньевны Серебряковой также с самого начала ее творческого пути привлекло внимание зрителей и критиков. Первым, кто обратился к её творчеству, был А.Н. Бенуа в 1910 году. После заявления о ieoe в художественной среде и первого показа на выставке своих произведений, работы получили отклики в журналах «Золотое руно», «Апполон». Первым опытом осмысления творчества Зинаиды Серебряковой была монография 1922 года.
/ Выставка работ 3. Серебряковой в 1965 году стала важным событием в культурной жизни СССР как один из этапов на пути «реабилитации» её творчества на Родине. В это время были опубликованы содержательные статьи, посвященные отдельным периодам искусства Зинаиды Серебряковой. В 1979 тзу была издана основательная монография В.П. Князевой , где творчество -художницы рассматривается в контексте культурных процессов эпохи, выпускались статьи в журналах А.Н. Савинова , Д.А. Шмаринова , И.М. Шмидта , которые рассматривали в частности индивидуальный стиль живописи 3. Серебряковой.
На Западе впервые обратились к творчеству художницы в 1995 году. Во Франции был опубликован каталог с её произведениями. Современный искусствовед Н.И. Трегуб , в своих работах рассматривает индивидуальный ::идь живописи Зинаиды Серебряковой.
Таким образом, мы вынуждены констатировать, что авторы в большей пени ограничивались рассмотрением определенных тем в живописи художниц, либо изучением русского периода творческой и личной жизни, а французский период был затронут меньше, в связи с его малой изученностью.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1881 по данный период обусловлен годами жизни Наталии Гончаровой, а также с - 1967 - годы жизни Зинаиды Серебряковой.
Объект исследования - творческий путь Зинаиды Серебряковой и Гончаровой
Предмет исследования - источники личного происхождения женщин- южников
Цель данной работы - осуществить культурно - историческую инструкцию этапов творческой деятельности Наталии Гончаровой и Серебряковой на основании изучения источников личного нахождения (дневников, писем).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику выявленных источников личного происхождения
2. Рассмотреть процесс становления творческого пути художниц: истоки, принципы, личностные характеристики и факторы, определившие судьбу их самих и их искусства
3. Выявить общие и различные черты биографии и творчества Наталии Гончаровой и Зинаиды Серебряковой
4. Проследить эволюцию творческой деятельности Зинаиды Серебряковой и Наталии Гончаровой, как в русском, так и французском периодах. Показать, что французский период не менее значим в художественном смысле, чем русский.
Обзор источников и литературы
Весь комплекс источников можно разделить в данной работе на сколько групп:
Первая группа источников - это визуальные источники, которые представлены некоторыми художественными произведениями Зинаиды фебряковой: «Жатва», «Беление холста», «Спящая крестьянка», «Баня», ^Автопортрет за туалетом». Данные источники хранятся в музейных фондах государственной Третьяковской галереи, в Государственном Русском музее, а токе в Одесском художественном музее. Картинами Наталии Гончаровой:
Стрижка овец», «Сбор яблок», «Хоровод» и «Автопортрет с желтыми Они находятся в Серпуховском историко-художественном музее, а фоке в Государственной Третьяковской галерее. Автопортреты важны для укрытия мироощущения художниц. Крестьянская тема была близка для обеих живописи.
и Вторая группа - визуальные источники и биографии Зинаиды Серебряковой. Интервью её младшей дочери Екатерины Борисовны Серебряковой, данное накануне её столетнего юбилея в 2013 году . Е. фебрякова большую часть жизни прожила со своей матерью во Франции, сотому её воспоминания заполняют пробелы в биографии Зинаиды Серебряковой, дополняют деталями, характеризующий культурно- горический мир художницы и среду, которая её окружала.
Упоминаниями современников. Письма служат основным источником для усмотрения жизни и творчества Зинаиды Серебряковой. Сборник ранее опубликованных материалов был представлен в книге «Зинаида Серебрякова. |реъма. Современники о художнице» под редакцией В.П. Князевой. В нём Держится семейная переписка Зинаиды Серебряковой, письма советским и рубежным искусствоведам. Письма Зинаиды Серебряковой художнику Евгению Климову также представляют собой важный источник . В них делится радостными событиями последних лет жизни: выставкой в ЖГСР и долгожданной встречей с детьми. Также к столетию со дня рождения Ё, Серебряковой был издан каталог , в котором опубликована автобиография ножницы.
Для верификации писем Зинаиды Серебряковой во многом важную роль воспоминания современников. Они дали возможность представить картину мира художницы.
Воспоминания дочери Татьяны Борисовны помогли раскрыть истоки её творческого пути: посещение музеев, чтение литературы, деревенская жизнь, она нашла свою любимую крестьянскую тему, сформировали личность.
Впервые часть дневниковых записей Наталии Гончаровой были опубликованы в каталогах: «Михаил Ларионов - Наталия Гончарова: Шедевры парижского наследия. Живопись», а также в сборнике «Н.Гончарова : Исследования и публикации» , который включает в себя часть публикации архивов художницы.
Полное биографическое исследование Владимира Полушина Наталии Гончаровой представляет важный интерес для исследования её творчества. В впервые издана большая часть рукописей на французском, голландском, немецком и других языках, представленных из личного архива ножницы.
Воспоминания художника Юрия Анненкова в книге «Дневник моих утреч. Цикл трагедий.», который был знаком с выдающимися деятелями веской культуры, в том числе и с Наталией Гончаровой, важны для мысления творчества художницы через современника.
Анализ писем Марины Цветаевой к Наталии Гончаровой в 1928 - 1932 годах позволяет узнать, как происходил процесс написания книги поэтессы о тожнице.
Для раскрытия данной темы была привлечена следующая литература:
1) Научные труды и статьи, посвященные истории русского искусства XX века. Особый интерес представляют работы Д.В. Сарабьянова, Е.А. Борисовой, Н.П. Лапшиной. Отдельное издание было выпущено по искусству русского авангарда, где рассматривается разнообразие художественных идей начала XX века в связи с творчеством ярких представителей её ярких представительниц «Амазонки авангарда: Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова».
2) Научные труды, монографии, рассматривающие биографию Наталии Гончаровой и Зинаиды Серебряковой, в которых авторы открывают оригинальный и первоначальный взгляд на творчество художниц. По творчеству Зинаиды Серебряковой был привлечен труд В.П. Князевой, в котором творчество художницы рассматривается в связи с культурной эпохой. Автор отмечает, какое влияние на её живопись оказал французский импрессионизм. В книге А.А. Русаковой «Зинаида Серебрякова»32 подробно повествуется о судьбе художницы, а также представлен анализ её творческого пути. Для исследования биографии Наталии Гончаровой была использована монография русского и французского писателя, теоретика русского авангарда - Эли Эганбюри Его труд представляет собой источник, из которого мы можем узнать первоначальные факты из жизни русской авангардистки. В нём также содержится альбом с 4 литографиями и 20 работ автотипий Н. Гончаровой. Особый интерес представляет книга Марины Цветаевой «Наталья Гончарова (жизнь и творчество)»34. Она даёт представление об основных этапах творчества художницы, её жизни через современника. Книга была написана на основе материалов интервью, рассказов Наталии Гончаровой о себе. Автор переложил художника и его картины на свой поэтический язык.
3) Научные труды и статьи, раскрывающие отдельные стороны творческой деятельности художниц. Исследовательские работы Н.И. Трегу, А.А. Богданов, Гусарова А. К, И.М. Шмидт стали важным ресурсом по вопросам, касающихся тем живописи Зинаиды Серебряковой. Не менее интересными исследованиями в характеристике стилевых особенностей живописи Наталии Гончаровой являются работы Н. Мислер, А. Н. Лукановой, Е. Илюхиной.
Обоснование структуры работы
Работа состоит из введения, двух глав (каждая из которых из двух параграфов), заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.
Первая глава рассматривает становление творческого пути художниц, их биографию в русский период через дневники и письма.
Вторая глава представляет анализ творчества Наталии Гончаровой и Зинаиды Серебряковой в период эмиграции на основании источников личного происхождения.
Подводя итог проведенному исследованию, отметим, что рассмотрение личности двух художниц через источники личного происхождения позволили под новым углом взглянуть на творчество Зинаиды Серебряковой и Наталии Гончаровой. Они следовали абсолютно разным стилевым направлениям в живописи: Зинаида Серебрякова создавала новое, свободное искусство, отторгала все новаторские течения, была далека от искусства авангарда, господствующего в культуре того времени. Наталия Гончарова же, наоборот, в своём творчестве проповедовала все течения нового искусства. Стала признанной царицей русского и мирового авангарда.
Несмотря на это, у них было много схожего:
Во-первых, становлению творческого пути художниц способствовала интеллектуальная среда, в которой они росли. Зинаида Серебрякова выросла в семье художников, огромное влияние на неё как на живописца оказал её дядя, А.Н. Бенуа, который знакомил Зинаиду Евгеньевну с живописью великих русских и французских мастеров прошлого. Наталия Гончарова принадлежала к дворянскому роду, её отец был известным архитектором. Именно Сергей Михайлович настоял на том, чтобы Наталия Гончарова поступила в училище Живописи ваяния и зодчества, которое определило дальнейшую судьбу художницы. На неё также значительное влияние оказала живопись французских художников того времени. Сельская местность, в котором прошли детство и юность художниц, оставила глубокий след в их душе. Зинаида Серебрякова в своих письмах отмечала, что имение «Нескучное» было самым счастливым временем в её жизни. Наталия Гончарова, уехав из деревни в город, на протяжении всей жизни сожалела о том, что вынуждена была жить и работать в городе, предпочитая больше сельский быт.
Во - вторых, творчество обеих художниц объединяло то, что они не стесненные рамками установленных запретов, воспевали человеческое тело и прекрасную наготу в своих картинах. Крестьянская тема занимала важное место в их живописи. Зинаида Серебрякова часто изображала крестьянских девушек обнаженными, она не приукрашивала своих моделей и рисовала их со всеми неправильностями сложения. Наталия Гончарова также разрушала гармонию изящной красоты и идеального женского тела с пропорциями Афродиты. Её фигуры - с большими ногами и крестьянскими - натуженными руками.
В - третьих, эмиграция не была периодом творческого застоя Наталии Гончаровой и Зинаиды Серебряковой. В Париже они находили новые темы для творчества и их работы выставлялись. Наталия Гончарова была признана во многих странах, благодаря парижским сезонам Сергея Дягилева её творчество имело успех. Французский период был сфокусирован в основном на театральном творчестве, до 1929 года (смерти С.П. Дягилева) Наталия Гончарова была ведущим художником его постановок. Несмотря на это, она не забывает о живописи. В Париже художница находилась под влиянием различных течений. Её работы выставлялись во многих городах Европы и Америки.
Зинаида Серебрякова много работала, её произведения экспонировались на выставках во Франции, в Германии, в Бельгии. В период с 1924 по 1939 художница приняла участие более чем в 20 выставках. Во Франции 3. Серебрякова плодотворно работала и достигла новых высот в своём искусстве.
Источники личного происхождения носят субъективный характер, ретроспективность и аутентичность, которые необходимо учитывать при анализе текстов.
Несмотря на свой несомненный талант, в своих письмах Зинаида Серебрякова критически относилась к своему искусству. В них художница в большей степени делилась переживаниями, а не анализировала собственные творческие проблемы. Письма позволили выявить мотивы её творчества, проследить становление её художественного пути, наиболее полно в них отразилась личная жизнь Зинаиды Серебряковой. Во французский период
письма родным были единственной нитью, которые связывали её Россией.
Через родных Зинаида Серебрякова узнавала то, что происходило с культурой в это время в СССР. Дети отправляли ей советские книги, монографии по искусству, а также открытки с репродукциями русских живописцев.
Таким образом, Зинаида Серебрякова никогда не теряла своего оптимизма к жизни, как бы тяжело ей не приходилось, она никогда не изображала этого в своих произведениях. Её картины наполнены энергией, бодростью, наполнены жизнью, и лишь в письмах она подробно писала о том, как ей приходилось переживать переломные моменты в жизни: революцию 1917 года, эмиграцию и Вторую мировую войну.
Для верификации писем Зинаиды Серебряковой во многом важную роль сыграли воспоминания современников. Они дали возможность представить полную картину мира художницы.
Воспоминания дочери Татьяны Борисовны помогли раскрыть истоки её творческого пути: посещение музеев, чтение литературы, деревенская жизнь, где она нашла свою любимую крестьянскую тему, сформировали личность.
В своей статье А.Н. Бенуа высказывает мнение о первой выставленной работе Зинаиды Серебряковой «За туалетом» на выставке, что позволяет нам выяснить, как впервые было воспринято её искусство в художественной среде.
Дневниковые записи Наталии Гончаровой были периодическими и практически не содержат дат их ведения. Дат и фактов художница не помнила, они ей были ни к чему, она находилась в вечности, и у неё был свой отсчет времени. Марина Цветаева отмечала: «Несущественность для Гончаровой хронологии, почти нет дат». В годы жизни в России Наталия Гончарова практически не вела записей, поэтому в исследовании данного периода её жизни и творчества мы опирались на воспоминания её современников. Чаще художница вела дневник уже во Франции. Записи наполнены ностальгией о детстве, в которых она писала проникновенные строки о своей матери, сожалела о том, что оставила её одну в России. Дневник в годы эмиграции был для неё единственным собеседником, которому она могла доверить самое сокровенное, подводила итоги своего творчества и писала об одиночестве: «Сегодня чудесная золотая осень. Деревья ещё мало пожелтели, но весь воздух золотой. Я целый день одна и сейчас пойду в лес с жёлто - золотистыми папоротниками. Я теперь редко гуляю одна, а видишь всё кругом только одна».
Чувство одиночества и тоски прослеживается у обеих художниц в записях в период эмиграции. Однако обе художницы - Наталия Гончарова и Зинаида Серебрякова, уехав и страны, не потеряли своей русской самобытности, своего стиля и индивидуальности. Любовь к России нашла отражение в записях дневников, хотя именно эмиграция, как это не прискорбно констатировать, дала им возможность реализоваться в профессии.
Непризнанные в России и почти неизвестные на Западе, они стали заложниками и жертвами политической ситуации. Переосмысление их творческого наследия через призму их личных записей, является важным шагом по восстановлению целостной картины русской культуры XX столетия.
1. Анненков Ю.П. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. - Москва: Вагриус, 2005. - 736 с.
2. Бенуа А.Н. Художественные письма. 1908-1917. Т. 1- Санкт-Петербург: Сад искусства, 2006. - 205 с.
3. Бенуа А.Н. Мои воспоминания. Кн. 1.4. 1. - Москва: Наука, 1990. - 732 с.
4. Гончарова Н. Стрижка овец / Картина. 1907. Холст, масло. 118 х 102 // Серпуховский историко-художественный музей.
5. Гончарова Н. Автопортрет с желтыми лилиями. / Картина / 1907. Холст, масло. 58,2x77 //Государственная Третьяковская галерея.
6. Гончарова Н. Сбор яблок. / Картина / 1909. Холст, масло. 88,9^123,4 // Частный архив.
7. Гончарова Н. Хоровод. / Картина/ 1910. Холст, масло. 100x133 см // Серпуховский историко-художественный музей.
8. Дневник Н.С. Гончаровой. 1912 год // Н. Гончарова, М. Ларионов: Исследования и публикации / Отв. Ред. Г.Ф. Коваленко. - Москва: Наука, 2001,- 252 с.
9. Дневник Н.С. Гончаровой //Михаил Ларионов - Наталия Гончарова. Шедевры из парижского наследия. Живопись / Авт.-сост. А.Г.Луканова. [Каталог]. - Москва: Государственная Третьяковская галерея, 1999. -528с.
10. Дневник Н.С. Г ончаровой // Наталия Г ончарова: Г оды в России. [Каталог выставки. ГРМ]. - Санкт - Петербург: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2002. - 342 с.
11. Зинаида Серебрякова. Письма. Современники о художнице / Авт.-сост. В. П. Князева; авт.примеч. Ю. Н. Подкопаева - Москва: Изобразительное искусство, 1987,- 301с.
12. Наталья Гончарова, Михаил Ларионов. Воспоминания современников / Сост. Г. Ф. Коваленко. Москва: Галарт. 1995. - 168 с.
13. Письма Зинаиды Серебряковой Евгению Климову [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/11307.php (дата обращения 10.03. 2018)
14. Письма Марины Цветаевой к Наталье Гончаровой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: hUp://www.nas led! е- ms.ru/podshivk a/7311 ,php (дата обращения 02.10. 2018)
15. Серебрякова 3. Автопортрет. За туалетом. / Картина / 1909 г. Холст, масло. 75 х 65 см //Государственная Третьяковская галерея.
16. Серебрякова 3. Баня, / Картина / 1913 г. Холст, масло. 135 х 174 // Государственный Русский музей.
17. Серебрякова 3. Жатва. / Картина / 1915 г, Холст, масло. 142 х 177 // Одесский художественный музей.
18. Серебрякова 3. Беление холста. / Картина /1917г. Холст, масло. 141,8 х
173,6 // Государственная Третьяковская галерея.
19. Серебрякова 3.: Сборник материалов и каталог экспозиции к 100- летию со дня рождения художника. - Москва: Советский художник, 1986. - 254с.
20. Сомов К.А. Мир художника. Письма. Дневники. Суждения современников.- Москва: Искусство, 1979. - 624 с.
Литература
1. Азизян. И. А. Диалог искусств «Серебряного века». - Москва: ПрогрессТрадиция, 2001. - 399с.
2. Амазонки авангарда: Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова / Под. ред. Джона Боулта и Мэтью Драйта. Каталог выставки. - Москва, 2000. - 368 с.
3. Алленов. М. М. Русское искусство XVIII начала XX в. - Москва: Трилистник, 2000. - 479 с.
4. Дроздова В. Зинаида Серебрякова. - Москва: Искусство, 2001. - 218 с.
5. Ефремова E.B. Зинаида Серебрякова. - Москва: Арт - Родник, 2006. - 96
6. Илюхина Е.А. Гончарова и мода // Наталия Гончарова: Годы в России. - Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2004. - 248с.
17. Князева В.П. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. - Москва:
Изобразительное искусство, 1979.“ 256 с.
8. Лапшина Н. "Мир искусства". Очерки истории и творческой практики. -
Москва: Искусство, 1977. - 265 с.
9. Лихачев Д. С. Русская культура. - Москва: Искусство, 2000. - 440с.
‘ 10. Павлинов И. С. Зинаида Серебрякова. Мир ее искусства. - Москва: Слово/Slovo, 2017.- 431с.
: 11. Полушин В.Л. Наталья Гончарова. Царица русского авангарда. - I: Москва: Молодая гвардия, 2016. - 521 с.
I 12. Русакова А.А. Зинаида Серебрякова. - Москва: Молодая гвардия, 2011.— 227с.
£ 13. Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX начала XX века. - Москва: Галарт, 2001. — 294 с.
; 14. Сарабьянов Д. В. Модерн: история стиля. - Москва: Галарт, 2001. - : 303с.
15. Толстой А. В. Художники русской эмиграции. - Москва: Искусство XXI век. 2005,-382 с.
16. Трегуб Н.И. Зинаида Серебрякова. Французский период: поиск
собственной темы (1924-1939)// Художественная культура русского : зарубежья: 1917-1939 : сб. ст. - Москва: Искусство. 2008, С. - 192-204.
f 17. Трегуб Н.И. Портреты Зинаиды Серебряковой // Художник. - 2002. №1.- С. 54-56.
18. Шмидт И.М. Зинаида Евгеньевна Серебрякова // Очерки по истории
русского портрета конца XIX — начала XX века / под ред. Н.Г.
19. Цветаева М.И. «Цветы и гончарня. Письма Марины Цветаевой к Наталье Гончаровой. 1928-1932. Марина Цветаева. “Наталья Гончарова”. Жизнь и творчество». - Москва: Дом - хмузей Марины Цветаевой, 2006. - 167 с.
20. Эганбюри Э. Наталия Гончарова. Михаил Ларионов. - Москва: Ц. А. Мюнстер, 1913. - 113 с.
21. Chamot М. Goncharova. Stage Designs and Paintings. London.Oresko Books., 1979. 104 p.
22. Chamot M. Goncharova. Stage Designs and Paintings. London.Oresko Books., 1979. 104 p.