ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 8
1.1. Предпосылки, сущность и задачи проектной деятельности 8
1.2. Специфика проектной деятельности по русскому языку в 5-9 классах
(на основе требований ФГОС) 14
1.3. Сущность метода проектов как инновационного типа обучения 23
Выводы по 1 главе 24
ГЛАВА II. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.1. Основные требования к проектной технологии 25
2.2. Организация педагогического исследования по проблеме применения
метода проектов на уроках русского языка в 5-9 классах 33
2.3 Проект «Мой учебник русского языка» 43
Выводы по 2 главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Проект «Мой учебник русского языка» 54
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе. Сегодня объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных технологий и методов обучения, в том числе и к применению проектов в образовательном процессе. Такая технология обучения отражает главную цель обучения - научить учащихся действовать на основе полученных знаний, активно применять их в различных сферах деятельности, то есть не только и не столько владеть знаниями и навыками, а уметь находить информацию, знание и применять их на практике. В.А. Власенко справедливо замечает, «сформированная способность к проектированию собственной деятельности сама по себе уже является образовательным результатом, востребованным современным обществом» [Власенко, 2013: 3].
Метод проектов - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования. Проектная деятельность способствует развитию интеллектуального, творческого, волевого потенциала обучающихся, формирует способность к рефлексии, создает условия для формирования научного мировоззрения и исследовательских навыков.
Тема данной выпускной квалификационной (бакалаврской) работы - Проектная деятельность как средство реализации практикоориентированного обучения на уроках словесности
Актуальность данной работы обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, в обществе кардинально изменились представления о целях образования и путях их реализации: раньше знания, умения и навыки считались основными итогами образования, а в последнее время обучение стало пониматься как процесс, который включает в себя подготовку учащихся к реальной жизни (социализация), умение сотрудничать и работать в команде, быть готовым к быстрому переучиванию в соответсвии с заказом государства.
Во-вторых, Стандарт второго поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода.[ФГОС ООО]
В-третьих, наряду с наличием научных и практических наработок и признанием необходимости применения проектной технологии в образовательной деятельности обучающихся, мы столкнулись с недостаточным использованием в школьной практике дидактического потенциала метода проектов на уроках русского языка, что обусловлено рядом причин, связанных, в том, числе и профессиональной подготовкой будущего учителя к профессиональной деятельности.
Оценивая степень разработанности проблемы, следует признать то, что при кажущемся большом объеме и многогранности исследований (Г.Б. Голуб, В.А. Власенко, Н.А. Краля, Н., В. Матяш, Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова, И.С. Сергеев, М.Ю. Артемов и т.д.), посвященных изучению применения проектной деятельности в образовательной деятельности обучающихся, целый ряд вопросов остается спорным и недостаточно решенным: в традиции её изучения и научного освещения всё еще наблюдаются лакуны, что обусловлено сложной природой самого объекта исследования.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является учебно-воспитательный процесс на уроках словесности в 5-9 классах общеобразовательных учреждений.
Предмет исследования - практико-ориентированные аспекты организации проектной деятельности на уроках словесности в 5-9 классах.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретически обосновать эффективность методики применения технологии проектной деятельности в учебном процессе; на примере учебного проекта “Мой учебник русского языка” показать практические аспекты её применения.
Достижение цели предполагает решение следующих конкретных задач.
1) изучить научную литературу, нормативные документы, систематизировать материал по теме исследования, выявить основные методические традиции организации проектной деятельности в условиях общеобразовательной школы
2) определить терминологический аппарат исследования, в который входят такие понятия, как метод проектов, проектная деятельность, исследовательская деятельность, учебный проект;
3) рассмотреть методику организации проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности обучающихся в предметной области «Русский язык»;
4) средствами экспериментального исследования (констатирующий эксперимент) выявить отношение учащихся и учителей к проектной деятельности;
5) на конкретном примере учебного проекта “Мой учебник русского языка” показать методику организации проектной деятельности для учащихся 5 класса.
На различных этапах работы нами были использованы теоретические методы (изучение научной литературы по теме исследования, анализ опыта работы учителей-практиков), констатирующий эксперимент (наблюдение, анкетирование), метод моделирования (Проект «Мой учебник русского языка»). При анализе полученных результатов использовались методы математической обработки данных.
База исследования: 12 учителей русского языка и литературы МБОУ «Костенеевская средняя общеобразовательная школа» ЕМР РТ, МБОУ "Яко- влевская основная общеобразовательная школа" ЕМР РТ, МБОУ «Танаевская средняя общеобразовательная школа» ЕМР РТ, МБОУ «Поспеловская средняя общеобразовательная школа» ЕМР РТ, а также 18 учеников 6, 8 классов МБОУ «Костенеевская средняя общеобразовательная школа» ЕМР РТ.
Теоретико-методологическую основу данной работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей по организации проектной деятельности учащихся в системе основного общего образования (Д.Дьюи, Г.Б. Голуб, И.Зимняя, Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомова и др.); современные исследования, обобщающие методические основы организации проектной деятельности в разных преметных областях (В.Власенко, О.Сафонова, Н.В. Матяш и др.)
Научная новизна определена выбором объекта и предмета исследования. Выпускная работа представляет опыт комплексного анализа, включающего описательные и сопоставительные этапы исследования по организации проектной деятельности в процесс обучения русскому языку в 5-9 классах.
Практическая значимость работы, на наш взгляд, заключается в том, что систематизированы научно-методические рекомендации по освоению проектной деятельности в основной школе, являющиеся основой ее организации (этапы, формы, перечень проектно-исследовательских умений, виды проектов и заданий). Данный материал может быть использован студентами филологических факультетов, проходящих практику в школе, а также при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Методика преподавания русского языка», в процессе изучения дисциплины «Современные технологии обучения русскому языку»
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении обосновываются актуальность и новизна темы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, обосновываются теоретическая и практическая значимость работы.
В главе 1 «Теоретические основы организации проектной деятельности на уроках словесности в образовательном учреждении» представлен теоретический материал содержащий обзор истории применения метода проектов в образовательном процессе, определяющий специфику проектной деятельности по русскому языку. В главе 2 «Проектная деятельность на уроках русского языка» рассматриваются основные требования к проектной технологии, дан анализ констатирующего эксперимента, дается описание учебного проекта «Мой учебник русского языка». В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме. В список использованной литературы включены теоретико-методологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы. В целом библиография насчитывает 39 источников.
Апробация работы. Основные положения и выводы ВКР нашли отражение в статье: Проектное обучение на уроках словесности: экспериментальное исследование // Студенческий вестник. - № 6 (56) - М.: Интернаука, 2019.
Учебно-воспитательный процесс всегда находился в тесной взаимосвязи с эпохой, временем. Время, то есть экономико-социальная обстановка, царствующая идеология во многом определяют ее цели, задачи, содержание и даже методы работы с учащимися. Современная образовательная система не является исключением, и то, что мы вошли в эру информационного общества, наша ориентация на западное обучение находят прямое отражение в учебном процессе. Одной из особенностей XXI века признают проектность как определяющую черту современного мышления.
Метод проектов уже достаточно длительное время активно внедряется в учебно-воспитательный процесс основного школьного образования и признается как педагогическая технология, наиболее адекватная запросам образовательного учреждения в условиях современного информационного общества. Этот метод не должен заменять остальные, в том числе традиционные методы обучения, однако необходимо понимать то, что он предоставляет ученикам возможность реализовать на практике то, что они познали через традиционное обучение. Проект по русскому языку выполняется по общепринятым правилам и законам учебного проектирования, но отличается от остальных тем, что в наиболее полной степени способствует формированию коммуникативной и языковой компетенции. Несмотря на преимущества данного метода, имеется ряд сложностей с его полноценным внедрением в процесс обучения. Учителя, столкнувшиеся с необходимостью организовывать проектные работы учащихся, с одной стороны, встретились с обилием информации об истории становления метода, его типах, этапах, с другой - с отсутствием понятных, методически грамотных пособий, в которых предлагался бы алгоритм применения данного метода с подробными объяснениями, иллюстрированными примерами применения в школьной практике.
Анкетирование проводилось среди 12 учителей русского языка и литературы МБОУ «Костенеевская средняя общеобразовательная школа» ЕМР РТ, МБОУ "Яковлевская основная общеобразовательная школа" ЕМР РТ, МБОУ «Танаевская средняя общеобразовательная школа» ЕМР РТ, МБОУ «Поспеловская средняя общеобразовательная школа» ЕМР РТ, а также 18 учеников 6, 8 классов МБОУ «Костенеевская средняя общеобразовательная школа» ЕМР РТ.
Анкетирование показало, что 42% учителей редко применяет проектную технологию в образовательном процессе.
25% педагогов чаще всего обращаются к данному методу в соответствии с требованиями к современному процессу обучения, хотя и считают, что проектная деятельность занимает большую часть урочного и внеурочного времени, не позволяет учителю отрабатывать практические умения и навыки.
17 % опрошенных негативно относятся к применению метода проектов, считая, что это мешает дисциплине на уроке, отмечая, что нужно больше внимания уделять развитию правописной компетенции. Только 8% респондентов ответили, что владеют методикой организации проектной деятельности, считают, что именно метод проектов способствует формированию и развитию метапредметных результатов обучения. Часть респондентов (8%) выбрала ответ: не готов (не готова) ответить. В ходе беседы с учителями мы выяснили следующее: учителя не применяют или редко применяют новые технологии обучения потому, что, во-первых, им не хватает времени из-за занятости «бумажной» работой, не относящейся напрямую к учебной деятельности, а во-вторых, проведение уроков на основе интерактивной технологии требует большого количества времени.
Интерес представляют ответы учащихся. В отличие от педагогов они в основном положительно относятся к инновационным технологиям, в том числе методу проектов. 55% опрошенных учащихся с удовольствием выполняют исследовательскую работу, 28% в качестве наиболее привлекательного метода называют проектный. Однако количество учащихся, которые смогли на практике реализовать проект по русскому языку недостаточное: среди учащихся 6 классов лишь 28%, а среди учащихся 8 классов лишь 67% ответили положительно на данный вопрос. Наиболее привлекательными для учащихся кажутся выполнение проектов по лексике (39%), стилистике (33%), а вот проектные работы по фонетике, словообразованию как желанные не отметил никто. Выбор типа проекта зависит от того, на какой ступени находятся обучающиеся. В 6 классе больше всего выбирают информационный тип проекта, в меньшей степени - творческий. Культурологические, лингвистические аспекты остаются без внимания учащихся. К 8 классу картина меняется: 50% учащихся изъявляют желание поработать над проектом, в которых язык и культура были бы во взаимосвязи; к творческим проектам интерес сохраняется примерно на том же уровне, а информационные проекты интересуют все меньше (лишь 13% учащихся 8 классов). Таким образом, складывается довольно противоречивая картина: ФГОС, профессиональный стандарт документа и другие документы предъявляют требования по активации использования проектного метода в образовательном процессе; учащиеся основной школы считают привлекательным данный метод и готовы участвовать в его реализации; мнения учителей разделяется: есть те, которые хотели бы применять этот метод более часто, однако отсутствие методических рекомендаций их сдерживает, а есть те, которые предпочитают традиционный метод обучения, так как на метод проектов «нет сил и времени».
Реализация проекта «Мой учебник русского языка» была осуществлена на базе МБОУ «Костенеевская средняя общеобразовательная школа» ЕМР РТ среди учащихся 5 класса.
Использование игровых технологий на уроках словесности способствует развитию самостоятельного мышления и воображения учеников, помогает воспитывать культуру общения учащихся и формирует умение работать в коллективе и с коллективом, создает на уроке условия для самовыражения каждого школьника.
1. Бондаренко М.А.Русский язык. Поурочные разработки: 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2016. - 239 с.
2. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В двух частях. Ч.1. - М.: ООО «Русское слово», 2014. - 249 с.
3. Ладыженская Т.А. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2014. - 144 с.
4. Ладыженская Т.А. Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2014. - 159 с.
5. Рабочая программа по русскому языку к УМК Т.А. Ладыженской. 6 класс / Сост. Т.Н. Трунцева. - М.: Вако, 2016. - 112 с.
6. Рабочая программа по русскому языку. 7 класс / Сост. Т.Н. Трунцева. - М.: ВАКО, 2013. - 112 с.
7. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Посвещение, 2011. - 111 с.
8. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М.: Просещение, 2014. - 271 с.
9. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М.: Просещение, 2014. - 271 с.
10. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М.: Просвещение, 2012. - 192 с.
11. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. - М.: Просвещение, 2012. - 176 с.
12. Черногрудова Е.П. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс. К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской «Русский язык. В двух частях». - М.: Изд-во «Экзамен», 2013. - 159 с.
13. Шмелев А.Д. Русский язык: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 288 с.
14. Шмелев А.Д. Русский язык: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 288 с.
Научная литература
15. Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы на внеклассных занятиях по русскому языку в старших классах: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 21 с.
16. Абрамова С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку (статья первая) // Русский язык в школе. - 2011. - №5. - С. 24 - 29.
17. Власенко В.А. Методика организации проектной деятельности учащихся основной школы при обучении информатике в условиях информационно-коммуникационной образовательной среды: автореф дис. . канд. пед. наук. - М., 2013. - 24 с.
18. Голуб Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно- ориентированного образования: методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы. - Самара: изд-во «Учебная литература», издательский дом «Федоров», 2006. - 176 с.
19. Ивашедкина О.А. Технология организации проектной деятельности // Современные педагогические технологии. Основная школа. - С-Пб.: КАРО, 2015. - 176 с.
20. Кандалина Л. Проектная технология изучения иностранных языков // Фэн haM мэктэп. - 2004. - №9. - С. 19 - 21.
21. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 176 с.
22. Коробова А.Э. Педагогические идеи Джона Дьюи и их интерпретация в отечественной педагогической теории и практике 20-30-х годов: автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2000. - 27 с.
23. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.
24. Латышина Д.И. История педагогики (история образования и педагогической мысли). Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 603 с.
25. Левченко Т.В. Проектная деятельность учащихся в сфере экологии // Экологическое образование. - 2003. - № 3. - С. 40 - 44.
26. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: дис. ... д-ра психол. наук. - Брянск, 2000. - 385 с.
27. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии.
Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш.
образования. - М.: Изд. центр «Академия», 2014. - 160 с.
28. Методика обучения учащихся технологии: книга для учителя / под ред. В.Д. Симоненко. - Брянск: Ишим, 1998. - 296 с.
29. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. -110с.
30. Полат Е.С.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е.
Петров; Под редакцией Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 224с.
31. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. педвузов и сист. повыш. квалиф. пед. кадров. - М.: Академия, 2003. - 272 с.
32. Сафонова О.В. Проектная деятельность школьников при изучении монографической темы (на примере творчества А.С. Пушкина в 9 классе): дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 207 с.
33. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005. - 80 с.
34. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 153 с.
35. Черепанова JI.B. Проектная деятельность в обучении русскому языку // Русская словесность. - 2006. - № 5. - С.46-50.
36. Филимонов А. А., Гам В. И. Организация проектной деятельности: учеб.-метод. пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. - 251с.
Интернет-ресурсы
37. Артемов М.Ю. Историко-критический анализ метода проектов в
системе языкового образования. - URL:
https://cvberleninka.ru/article/v/istoriko-kriticheskiv-analiz-metoda-proektov-v- sisteme-vazykovogo-obrazovaniva; (дата обращения: 03.12.2018).
38. Профессиональный стандарт педагога. - URL: http://ds15ladushki. edu22. info/data/documents/PROF STANDART - РБРАОООА_1^Ядата обращения: 30.12.2018).
39. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования.