Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕШИТЕЛЬНОСТИ

Работа №40465

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
347
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНОЛОГИИ И ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕШИТЕЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1 Сущность понятий «гендер», «гендерные особенности» и «решительность» в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Особенности гендерных проявлений и развитие решительности у подростков 13
1.3 Влияние гендерных особенностей на развитие решительности в подростковом возрасте 21
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА РАЗВИТИЕ РЕШИТЕЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 30
2.1 Организация исследования. Описание методик 30
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 32
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время проблема гендерных различий становится все более широко изучаемой в разных науках (антропологии, истории, философии, культурологии, литературоведении, психологии и других), которые рассматривают ее в контексте своих специальностей. Интерес к данной проблеме со стороны общества значительно возрос во многом благодаря, с одной стороны, веками выстроенной иерархии взаимоотношений между полами, в рамках которой мужчина занимает главенствующее, а женщина - подчиненное положение, а с другой стороны, новым условиям взаимодействия мужчин и женщин в современном мире. Причем нужно отметить, что неравенство полов одобряется самим обществом и проявляется в виде соблюдения общественных норм и правил, принятых в обычной жизни, а также гендерных ролей, приписанных мужчинам и женщинам, в соответствии с которыми они себя ведут и гендерных стереотипов, сильно влияющих на всю ситуацию в целом. На основе этого формируются гендерные различия, проявляющиеся в социально-психологических характеристиках, заключающиеся в отличительных особенностях мужчин и женщин по поведенческому, социальному, ментальному и эмоциональному аспектам. Соответственно, фактор пола является одним из важных аспектов любого психологического исследования. Несмотря на это, можно констатировать не разработанность проблемы гендерных различий в разных сферах психологии, в частности, волевой.
Известно, что волевая активность в значительной степени определяется теми качествами личности, которые лежат в ее основе. К их числу относятся инициативность, самостоятельность, решительность, настойчивость. Для человека очень важным является такое волевое качество, как решительность. Оно определяется, как способность быстро оценивать обстоятельства и принимать определенные решения, причем, приняв их не колебаться, а действовать уверенно. Решительность - важное качество, когда ситуация не терпит промедления, требует быстрой реакции. Если у человека достаточно времени, а решение он все же не принимает или меняет на противоположное, говорят об особенно отрицательном качестве воли - нерешительности.
Подростковый возраст представляет собой наиболее сложный период наравне с другими детскими возрастами, поскольку в этот период происходит становление личности. Отличительным признаком данного периода являются фундаментальные изменения, которые осуществляются в сфере Я-концепции подростка, имеющее огромное значение при становлении подростка личностью, а также для его последующего развития. Актуальность данного исследования состоит в том, что важную роль решительность играет в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте происходят стабилизация качеств личности и развитие волевой саморегуляции. Однако большая часть исследований волевой регуляции и волевых особенностей детей различного возраста, была выполнена без учета гендерного аспекта этой проблемы. Проблема гендерных различий в проявлении решительности, как одной из основных составляющих волевой регуляции, остается в психологии малоисследованной.
В работах многих авторов (А.Ф. Лазурский, C.JL Рубинштейн, К.Н. Корнилов, В.А. Крутецкий, Е.П. Щербаков и др.) дается характеристика волевых качеств, делается попытка их классификации и определения роли в различных видах деятельности. Однако анализу содержательной стороны волевых качеств в научной литературе уделялось значительно меньше внимания. Так, в частности, недостаточно исследована компонентная структура волевых качеств, уровень их функционального проявления и другие особенности. Актуальность данной работы обусловлена изучением гендерных различий в проявлении решительности, что крайне слабо отражено в психологической науке. Суть проблемы заключается в определении наличия или отсутствия гендерных различий в проявлении решительности у подростков разного пола.
Цель исследования: исследовать влияние гендерных особенностей на проявление решительности в подростковом возрасте.
Объект исследования: учащиеся подросткового возраста.
Предмет исследования: гендерные особенности, проявление решительности.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что
1. у маскулинной личности подростка наиболее выражена решительность, чем у фемининной;
2. подростки мужского пола более решительны, чем подростки женского пола.
В соответствии с гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. провести теоретический анализ понятий «гендер», «гендерные особенности» и «решительность» в современной психологии;
2. изучить особенности гендерных проявлений и развитие решительности у подростков;
3. исследовать влияние гендерных особенностей на развитие решительности в подростковом возрасте;
4. проанализировать полученные результаты исследования и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
• тестирование;
• метод статистической проверки гипотез - t-критерий Стьюдента.
Методики:
•Шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского
личностного опросника (FPI);
• Методика «Самооценка волевых качеств» Н.Е. Стамбуловой;
• Тест - «Решительны ли вы?».
Базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании участвовали учащиеся 8-го класса, в количестве 47 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы при разработке профилактических занятий, подготовке методических рекомендаций, психолого-педагогической коррекции неспособности к волевому усилию, а также неспособности сделать тот или иной выбор самостоятельно в подростковом возрасте.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подростковый возраст представляет собой наиболее сложный период наравне с другими детскими возрастами, поскольку в этот период происходит становление личности. Отличительным признаком данного периода являются фундаментальные изменения, которые осуществляются в сфере Я-концепции подростка, имеющее огромное значение при становлении подростка личностью, а также для его последующего развития. Актуальность данного исследования состоит в том, что важную роль решительность играет в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте происходят стабилизация качеств личности и развитие волевой саморегуляции. Однако большая часть исследований волевой регуляции и волевых особенностей детей различного возраста, была выполнена без учета гендерного аспекта этой проблемы. Проблема гендерных различий в проявлении решительности, как одной из основных составляющих волевой регуляции, остается в психологии малоисследованной.
Целью выпускной квалификационной работы являлось исследование гендерных особенностей проявления решительности в подростковом возрасте, а также исследование отличий проявления решительности по половому признаку.
В соответствии с целью, были выдвинуты следующие гипотезы исследования:
1. у маскулинной личности подростка наиболее выражена решительность, чем у фемининной;
2. подростки мужского пола более решительны, чем подростки женского пола.
Для достижения гипотезы были реализованы следующие задачи:
1. Был проведен теоретический анализ понятий «гендер», «гендерные особенности» и «решительность» в современной психологии в современной психологии. Было выявлено, что гендер - совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Гендерные особенности - это особенности, связанные с признаками половой принадлежности. Решительность - это индивидуальное качество воли человека, связанное со способностью и умением (навыком) самостоятельно и своевременно принимать ответственные решения и упорно реализовывать их.
2. Были изучены особенности гендерных проявлений и развитие решительности у подростков.
3. Было организовано эмпирическое исследование взаимосвязи гендерных особенностей проявления решительности в подростковом возрасте при помощи следующих методик: Шкала «маскулинность- фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (FPI), который предназначен для диагностики состояний и свойств личности; методика «Самооценка волевых качеств» Н.Е. Стамбуловой для оценки уровня развития волевых качеств, а именно смелости и решительности; тест - «Решительны ли вы?», который направлен на выявления степени решительности.
4. При выявлении половых различий проявления решительности в подростковом возрасте нами был использован - t-критерий Стьюдента. В результате чего, нами был сделан следующий вывод:
• отличий выраженности маскулинности у мальчиков и девочек не выявлено, поскольку данный гендерный признак проявляется в равной степени, как у мальчиков, так и у девочек. Это можно объяснить тем, что индивидуум имеет возможность обладать феминными и маскулинными особенностями характера безотносительно к индивидуальному полу.
•проявление смелости и решительности в исследуемой группе подростков не имеет отличий. Это можно объяснить тем, что у подростков мужского и женского пола развивается способность длительно преследовать сознательно поставленные цели, умение преодолевать
препятствия и трудности на этом пути. Они значительно чаще сами ставят перед собой определенные цели, сами планируют свою деятельность и нередко проявляют значительную настойчивость, выдержку,
решительность и даже мужество в процессе достижения этих целей.
• отличий в степени проявления решительности мальчиков и девочек не было выявлено. Это можно объяснить тем, что решительность в первую очередь качество человека (рассудительность, осторожность,
предусмотрительность, целеустремленность, ответственность), которая выражается в виде способности самостоятельно принимать и исполнять решения в самых ответственных ситуациях. В отличие от смелости, решительность проявляется осознанно, следовательно, это разумное проявление человеческой воли.
Г ипотеза исследования, которая заключалась в предположении о том, что у маскулинной личности подростка наиболее выражена решительность, чем у фемининной не нашла своего подтверждения, поскольку статистически не были выявлены отличия уровня решительности маскулинных учащихся и учащихся, у которых не был выявлен данный гендерный признак.
Гипотеза исследования, которая заключалась в предположении о том, что подростки мужского пола более решительны, чем подростки женского пола не нашла своего подтверждения, так как статистически не были выявлены отличия проявления решительности по половому признаку.


1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. // Вопросы психологии. - 2017. - № 5. - С. 70-78.
2. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2014. - 89 с.
3. Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс- медиа // Гендерные исследования. - 2015. - № 5. -С. 261-273.
4. Александрова Ю.В. Возрастная психология. Книга. 3. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей. - М.: Современный гуманитарный университет, 2015. - 66 с.
5. Алешина Ю.Е, Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. // Вопросы психологии. - 2014. -№ 4. - С. 74-82.
6. Баканов Е.Н. Исследование генезиса волевого действия. - М: МГУ, 2014. - С. 22-29.
7. Балгимбаева З.М. Психология гендерных предубеждений. - Алматы: «Алла прима», 2016. - 160 с.
8. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учебное пособие. - СПб., Питер, 2016. - 431 с.
9. Березин С.В., Турусова О.В. Общая психология. - Самара, Самарский госуниверситет, 2015. - 218 с.
10. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2015. - 320 с.
11. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа. - 2011. - №1. - С. 32-35.
12. Булычев И.И. Гендерная структура// теоретический журнал «CREDONEW». - 2016. - №5. - С. 12-21.
13. Вербин С. Наука принятия решений. - СПб.: Питер, 2012. - 154с.
14. Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований. // Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций / Под общ.ред. О.А. Ворониной. - М.: МЦГИ- МВШСЭН - МФФ, 2017. - 416 с.
15. Гамезо М.В. Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ.ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2017. - 352 с.
16. Гусева Ю.Е. Раздельное по полу обучение: усиление половой дифференциации или создание «нового типа» людей // Лидерство. Гендерные перспективы. Труды Первой международной конференции. Санкт-Петербург, 27-28 октября 2013 г. / Под ред. Л. А. Герасимовой. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2014.- С. 119-121.
17. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. - М.: Педагогика, 2017. - 182 с.
18. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012 . - 560 с.
19. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования // Российский гендерный порядок: социологический подход. Коллективная монография. - СПб.: Изд-во Европейского университета, 2017. - С. 9-33.
20. Иванников В.А. Проблема воли: история и современность // Проблемы психологии воли. - 2011. - №19. - С. 7-9.
21. Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли. - 2011. - №6. - С. 19-23.
22. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2011. - С.114-254.
23. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.
24. Калин В.К. На путях построения теории воли. // Психологический журнал. - 2017. - №2. - С. 57-63.
25. Каширская И.К. Социально-психологический анализ основных источников информации и процесс гендерной социализации. - СПб.: Питер, 2013. - 262 с.
26. Клецина И.С. Практикум по гендерной психологии. - СПб.: Питер, 2013. - 479 с.
27. Котлова Т.Б., Рябова Т.Б. Библиографический обзор исследований по проблемам гендерных стереотипов // Женщина в российском обществе. - 2017.- № 1. - С. 25-33.
28. Ланина Н.В. Тенденции гендерного развития современной молодежи // Ананьевские чтения- 2018: Материалы научно-практической конференции. - СПб., 2018. -С. 733-734.
29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 456 с.
30. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 2014 . - 688 с.
31. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., Просвещение, 2017. - 448 с.
32. Ожигова Л.Н. Психология гендерной идентичности личности.
- Краснодар: Кубанский государственный универститет, 2016. - 290 с.
33. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для, вузов. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2015. - 288 с.
34. Первушина О.Н. Общая психология: Методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2016. - 92 с.
35. Петяйкин И.П. Психологические особенности решительности.
- М., 2014. - 158 с.
36. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности: Учебное пособие к спецсеминару. - М.: Прометей, 2016. - 52 с.
37. Радина Н.К., Терешенкова Е.Ю. Возрастные и
социокультурные аспекты гендерной социализации подростков. // Вопросы психологии. - 2016. - № 5. - С. 49-59.
38. Радюк И.В. Гармония в «Гармонии» - единство противоположностей // Педагогическое обозрение. - 2017. - №6. - С. 1724.
39. Семенова Л.Э. Социокультурные аспекты гендерной
социализации в детском возрасте. Программа спецкурса для студентов факультета психологии. -Н.Новгород, 2013. - 117 с.
40. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та,
2013. - 284 с.
41. Тартаковская И.Н. Гендерная социология. - М.: Вариант;
Невский простор, 2015. -368 с.
42. Терешенкова Е.Ю, Радина Н.К. Особенности развития гендерной идентичности личности. Женщина и мужчина в современном обществе: Сборник статей / Под ред. Л.Э. Семеновой. Вып. 1. - Н. Новгород: МГЭИ (нижегородский филиал), 2014. - 176 с.
43. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития
личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. -2018. - №6. - С. 31 - 42.
44. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М., 2017. - 415 с.
45. Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств. - СПб., 2015. - 326 с.
46. Хасан Б.И., Тюменева Ю.А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. - 2017. - №3. - С. 33-40.
47. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. - М.: Наука, 2017. - 143 с.
48. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. - М., 2014. - 278 с.
49. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности. // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М»,
2016. - С. 589-601.
50. Волчкова Н.И., Федяева М.В. Особенности гендерной
идентичности у современных подростков. // Гуманитарные научные исследования. - 2012. - №6 [Электронный ресурс]. URL:
http://human.snauka.ru/2012/06/1427 (дата обращения: 15.12.2018).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ