Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ЛИЧНОСТИ (на примере военнослужащих)

Работа №40461

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
451
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические обоснование изучения влияния психологических защит на профилактику эмоционального выгорания у военнослужащих 8
1.1. Сущность понятия эмоционального выгорания 8
1.2. Развитие и стадии синдрома эмоционального выгорания 11
1.3. Характеристика психологических защит личности 20
1.4. Психологическое обоснование изучения влияния психологических защит
на эмоциональное выгорание военнослужащих 25
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния психологических защит на эмоциональное выгорание военнослужащих 31
2.1. Организация и проведение исследования 31
2.2. Статистический анализ результатов исследования 34
Выводы по второй главе 64
Заключение 68
Литература 71
Приложения 75

Актуальность исследования. Известно, что труд положительно влияет на психику человека. Применительно же к разным видам профессиональной деятельности принято считать, что существует большая группа профессий, выполнение которых приводит к профессиональным заболеваниям разной степени тяжести. Наряду с этим существуют виды труда, которые не отнесены к вредным, но условия и характер профессиональной деятельности оказывают травмирующее влияние на психику.
Исследователи отмечают также, что многолетнее и выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий, в том числе и профессии военного, происходит развитие синдрома эмоционального выгорания (СЭВ).
В современном мире с его скоростью и требованию к каждому индивидууму эмоциональное выгорание - синдром, который встречается все чаще. Моральное и умственное истощение достигает такой точки, что затруднительно спокойно продолжать заниматься своей деятельностью, общаться с окружающими людьми и даже адекватно оценивать окружающую действительность.
Многие люди замечают у себя признаки этой проблемы, пытаются понять, что это такое и как бороться с эмоциональным выгоранием, чтобы улучшить качество своей жизни. Для этого нужно понимать особенности психического расстройства, уметь обнаружить стадию развития синдрома и вовремя обратиться к специалисту, если собственные действия и работа над собой не дают нужного результата. При этом стоит отметить, что лучше предупредить развитие проблемы, предприняв меры профилактики.
Профессиональное выгорание нарушает целостность личности,
снижают ее адаптивность, отрицательно сказываются на продуктивности труда. Отдельные аспекты этой проблемы освещены в работах С.П.Безносова, Н.В.Водопьяновой, Р.М.Грановской, Л.Н.Корнеевой.
Исследователи отмечают, что в наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа «человек-человек». Это вызвано тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда. Необходимо отметить, что профессиональные деформации по-разному выражаются у представителей различных профессий. Актуальность данной проблемы в рамках профессии военнослужащего возрастает на фоне проводящегося реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации, перевода военной службы на контрактную основу, изменения условий современной войны и средств ведения боевых действий. Указанные обстоятельства поднимают на более высокий уровень требования к качеству подготовки, обучения и воспитания личного состава, поддержанию психологического здоровья как военного подразделения в целом, так и каждого военнослужащего в частности. При этом в научно-методической литературе редко встречаются публикации и результаты научных исследований, всесторонне осветивших и изучивших проблему эмоционального выгорания, применительно к профессии военнослужащего. Это и послужило поводом для решения проблемы профилактики эмоционального выгорания посредством активизации конструктивных психологических защит личности.
Объект исследования: синдром эмоционального выгорания личности.
Предмет исследования: влияние конструктивных психологических зашит на эмоциональное выгорание военнослужащих.
Гипотеза исследования: психологические защиты можно условно разделить на конструктивные и деструктивные. Использование деструктивных психологических защит приводит к эмоциональному истощению, редукции личных достижений, деперсонализации, а конструктивные психологические защиты способствуют превенции синдрома эмоционального выгорания.
Цель исследования: установить степень влияния психологических защит на эмоциональное выгорание военнослужащих.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретический анализ подходов к изучению эмоционального выгорания личности.
2. Анализ теорий направленных на изучение механизмов психологических защит личности.
3. Обосновать необходимость изучения влияния психологических защит на эмоциональное выгорание военнослужащих.
4. Эмпирическое изучение влияние психологических защит на профилактику синдрома эмоционального выгорания у военнослужащих.
Теоретико-методологическая основа исследования
- личностно-деятельностный подход (В.А. Петровский), предполагающий рассмотрение психологического благополучия личности в процессе деятельности (просмотр фильма, общение и т.д.), в которой образуются различные ситуации, способствующие развитию психологического благополучия;
- гуманистический подход (Дж. Бюдженталь, С. Джурард, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Шостром; А.Б. Орлов, Л.А. Петровская и др.), предполагающий анализ психологического благополучия через представления о позитивных аспектах функционирования личности;
- субъектно-средовой подход (Дж. Гибсон, С.К. Нартова-Бочавер, В.И. Панов, М. Черноушек и др.), раскрывающий идею о действии внешних факторов через внутренние условия.
Теоретическая база исследования выстроена на основе принципов российской и зарубежной психологии: принцип детерминизма, принцип
единства сознания и деятельности, психодинамический принцип и принцип развития.
Интерпретация результатов работы осуществлялась на основе психоэволюционной теории Р. Плутчика и структурной теории личности Х. Келлермана; на основе методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности Р.Б. Кэттела.
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования; эмпирические: метод опроса, психодиагностика; методы статистического анализа эмпирических данных.
В исследовании использованы следующие методики: методика
диагностики профессионального выгорания «MBI» (К. Маслач, С. Джексон, адаптирован Н.Е. Водопьяновой) [30]; опросник Плутчика Келлермана Конте «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index); Адаптированный русскоязычный вариант многофакторного личностного опросника Кеттела, 16PF форма С (адаптирован Э. С. Чугуновой, А. Н. Капустиной, Л. В. Мургулец при консультации И. М. Палея.) [31].
Эмпирическую базу исследования составили результаты диагностики военнослужащих проходящих, военную службу на контрактной основе.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась научной обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических позиций; опорой на фундаментальные теории зарубежной и отечественной психологии; применением обоснованных, валидных, надежных, апробированных методик психодиагностического исследования; репрезентативностью выборки исследования; комплексным использованием стандартных методов математической статистики с использованием компьютерных технологий.
Научная новизна исследования:
1. Впервые теоретически подтверждена необходимость изучения влияния конструктивных и деструктивных механизмов психологических защит на развитие эмоционального выгорания у военнослужащих.
2. Теоретически доказано и эмпирически подтверждено влияние психологических защит на развитие эмоционального выгорания.
3. Выявлено процентное влияние внутренних факторов личности на профилактику эмоционального выгорания у военнослужащих.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты вносят вклад в ту часть позитивной психологии, где рассматривается проблема эмоционального выгорания личности: полученные данные раскрывает новый инструментарий для предупреждения эмоционального выгорания, увеличения работоспособности и снижения напряженности у человека.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в работе психологов в рамках психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии для целенаправленного влияния на психологическую устойчивость личности. Проведенное исследование расширяет существующие средства оказания психологической помощи населению.
Структура дипломной работы отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений, в которых содержатся материалы эмпирического исследования, рисунки и таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование подтвердило первоначальную гипотезу, правильность постановки задачи исследования и дало возможность сформулировать следующие научно-практические рекомендации:
• Полученные в результате исследования выводы следует использовать в рамках психологической консультации, психологической коррекции и психотерапии для углубления и развития знания в области предупреждения эмоционального выгорания.
• Практические психологи имеют возможность использовать предложенную батарею методик для активизации определенных психологических защит личности с целью предупреждения развития эмоционального выгорания.
• Полученные в ходе эмпирического исследования данные позволят целенаправленно влиять на профилактику эмоционального выгорания военнослужащих
• Проведенное исследование расширяет существующие средства оказания психологической помощи субъектам служебной деятельности.
В теоретическом плане показано:
Анализ проблемы эмоционального выгорания дал общее понимание данного феномена как эмоциональное истощение личности.
Разные психологические защиты на разных этапах эмоционального выгорания могут быть продуктивными и деструктивными.
Корреляционный анализ позволил выявить следующие: через уменьшение использования психологической защиты «подавление» (p<0,01; г= 0,59) и «реактивные образования» » (p<0,05; г= 0,46) мы можем уменьшить признаки эмоционального выгорания. При этом подавление имеет одну прямую связь с «фактором I» (p<0,01; г= 0,60)
практицизм/чувствительность и «фактором О» (p<0,001; г= 0,46) - спокойствие/тревожность. Следовательно, смещая индивидуальные
психологические характеристики личности в сторону несентиментальности,
самоуверенности, суровости, рассудительности, гибкости в суждениях, практичности, некоторой жесткости и черствости по отношению к окружающим, рациональности, логичности, безмятежности, хладнокровии, спокойствия мы также можем уменьшать проявление эмоционального выгорания. В качестве эффективной психологической защиты себя показывает «интеллектуализация», имеющая обратную корреляционную связь с эмоциональным выгоранием (p<0,05; г= -0,43). На интеллектуализацию оказывает влияние «фактор М» (p<0,01; г= 0,60) - практичность/мечтательность. Следовательно, смещая индивидуальные психологические характеристики личности в стону, прозаичности, ориентации на внешнюю реальность, развитого конкретного воображения, практичности, реалистичности можно активизировать
«интеллектуализацию» и в свою очередь уменьшить проявление эмоционального выгорания.
Дисперсионный анализ показал, что такие деструктивные психологические защиты как регрессия и проекция на 30% детерминируют развитие эмоционального выгорания. Конструктивные психологические защиты - «компенсация» и «реактивные образования» на 42 % влияют на профилактику эмоционального выгорания. Так как «компенсация» и «реактивные образования» предполагают попытку исправления или нахождения замены этих проблем, что толкает человека на поиск выхода из сложившейся ситуации эмоционального истощения и выгорания.
Перспективы дальнейшего исследования. Полученные результаты позволили наметить программу дальнейшего исследования в виде создания технологии по целенаправленной коррекции уровня эмоционального выгорания военнослужащих посредством актуализации конструктивных психологических защит используемых субъектом служебной деятельности.


I. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. - СПб., 2004.
2. Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М., 2003, С. 80-97;
3. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань: Издательство Казанского университета, 1987.
4. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. 1985. - № 6. - С. 107-115.
5. Алиев Х. Защита от стресса. - М., 1996.
6. Аминов А.Н. Российская энциклопедия социальной работы // Синдром эмоционального сгорания: В 2 т. Т. 2. - М., 1997.
7. Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья. - СПб.: Питер, 1999.
8. Багрий М.А., Качина А.А. Особенности формирования синдромов стресса в разных видах профессиональной деятельности. - СПб., 2001.
9. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома "эмоционального сгорания" // Вестник МГУ. - сер. 14, Психология. 1995. - № 1 - С. 54-58.
10. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб: Речь, 2004.
II. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. - М.: Институт психологии РАН, 1995.
12. Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении. - СПб.: Питер. 1999.
13. Бойко В.В. Энергия эмоций. - СПб.: Питер, 2004.
14. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М., 1996.
15. Василюк Ф. Психология переживаний. - М., 1984.
16. Водопьянова, Н.Е. Синдром "выгорания" в профессиях системы
"человек-человек". Практикум по психологии менеджмента и
профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2003. - С. 276-282.
17. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика - СПб.: Питер, 2005.
18. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в
коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
19. Глауберман Д. Радость сгорания: как конец света может стать новым началом. - М.: ООО Издательство "Добрая книга", 2004.
20. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь - СПб.: Речь, 2002.
21. Губачёв Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. - СПб., 2002.
22. Демина А.Д., Кайгородова Н.З., Супрун А.П. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения. - Барнаул, 1993.
23. Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. - C.394-399.
24. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
25. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. - Т. 18. - 1997. - № 6. - С. 35-44.
26. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 11. - С. 2-16.
27. Коростылёва Л.А. Самореализация личности в профессиональной сфере: генезис затруднений // Психологические проблемы самореализации
личности. Вып. 5. / Под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылёвой. - СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2001. - С. 3-23.
28. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. - М., 2005.
29. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977. - 380 с.
30. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.:Питер, 2001. - 288 с.
31. Берн Э. Групповая психотерапия и трансактный анализ / Э. Берн; пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Академический Проект; Культура, 2013. - 384 с.
32. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук. - СПб: Питер, 2007. - 688 с.
33. Бэйнс Дж. Практика повышения уровня сознания / Дж. Бэйнс. - М.: Институт Герметической Науки Дарио Саласа, 2003. - 128 с.
34. Воронина А.В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа / А.В. Воронина // Сибирский психологический журнал. - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2005. - №21. - С. 142-147.
35. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. М. : Смысл, 2003. - 1136 с.
36. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана / Т.О. Гордеева // Психология мотивации достижения. - М.: Смысл, 2006. - 332 с.
37. Леонтьев, Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии,
2011. № 1.- С. 12.
38. Лепешинский Н.Н. Адаптация опросника «Шкала психологического благополучия» К. Рифф / Н.Н. Лепешинский // Психологический журнал. - Минск: МУУ, 2007. - №3. - С. 73-96.
39. Линч М. Базовые потребности и субъективное благополучие с точки зрения теории самодетерминации / М. Линч // Психология. Журнал высшей школы экономики. - М.: НИИ ВШЭ, 2004. - Том 1, № 3. - С. 137-142.
40. Менегетти А. Психология жизни / А. Менегетти. - СПб., 1992.
41. Методики диагностики и измерения психических состояний личности / Автор и составитель А.О. Прохоров. — М.: ПЕР СЭ, 2004. - 176 с.
42. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
43. Психологические тесты для профессионалов / Сост. Н.Ф. Гребень. Минск: Соврем. Шк., 2007. - 496с.
44. Райх В. Анализ характера / В. Райх. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО- Пресс, 2000. - 528 с.
45. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - Терминологическая правка В. Данченко К.: PSYLIB, 2004.
46. Фесенко П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук / П. П. Фесенко. М., 2005. -39 с.
47. Хакимзянов Р.Н. Влияние эмоционального выгорания на профессиональную компетентность инспекторов ДПС // Психология " наука будущего. Материалы IV Международной конференции молодых ученых "Психология " наука будущего" 17"18 ноября 2011 г., Москва / Под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. " М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2011. " С. 480-483.
48. Хакимзянов Р. Н. Профессиональная компетентность как критерий развития профессионализма / И. М. Пучкова, Р. Н. Хакимзянов // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2012. - Том 154, № 6. - С. 258-266.
49. Хакимзянов Р.Н. Психологическое содержание профессиональной успешности субъекта деятельности / Р. Н. Хакимзянов // Образование и саморазвитие. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2015. -№3 (45). - С. 250-253.
50. Mayer J. D., Salovey P. What is emotional intelligence? / J. D. Mayer, P. Salovey // Emotional development and emotional intelligence: educational implications / ed. by P. Salovey, D. Sluyter. - N.Y.: Perseus Books Group, 1997. - P. 3-31.
51. McClelland D. C. Testing for competence rather than for «intelligence» / D. C. McClelland // American Psychologist. - 1973. - № 28. - 143 p.
52. Khakimzyanov R. N. Professional competence as a level of professionalism / I. M. Puchkova, R. N. Khakimzyanov // The Social Sciences (Pakistan). - 2015. - Volume 10, Issue 4. - P. 465-471.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ