Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОСОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Работа №40399

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
517
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения стрессосовладающего поведения в отечественной и зарубежной психологии 7
1.1. Общая характеристика стратегий совладающего поведения 7
1.2. Основные стратегии стрессосовладающего поведения подростков 20
1.3. Конфликтное поведение детей с особыми образовательными потребностями:
причины и способы профилактики 27
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование особенностей стратегий совладающего поведения у подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях 31
2.1. Описание экспериментальной выборки и методик исследования 31
2.2. Анализ результатов исследования 37
2.3 Пути совершенствования методики воспитания для профилактики
конфликтов в коллективе воспитанников с ОВЗ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы. Проблема совладающего поведения на сегодняшний день является одной из актуальных и активно разрабатывается в современной психологии. Психологическое предназначение совладающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше приспособить человека к требованиям сложившейся трудной ситуации. Совладание представляет собой динамические когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на управление внешними или внутренними факторами, которые оцениваются ею как угрожающие.
Психологическое преодоление (совладание) является переменной, зависящей, по крайней мере, от двух факторов - личности субъекта и реальной ситуации. На одного и того же человека в разные периоды времени событие может оказывать различное по степени травматичности воздействие.
Особый теоретический и практический интерес в современных условиях развития российского социума представляет исследование стрессосовладающего поведения подростков. Подростки часто остаются наедине со своими чувствами, подавляют их. При этом ограничивается и возможность осознания чувств, и развитие способов более полноценной и качественной саморегуляции своего психоэмоционального состояния. Другой человек, значимый близкий редко воспринимается как потенциальный участник переживания возникшей трудной ситуации, тем более как сотрудник в ее разрешении. Не часто подростки воспринимают и себя в роли помощника или эмоционального соучастника.
Среди подростков особо выделяются дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Отметим, что в на сегодняшнем этапе развития российского общества ясно просматривается тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилась численность детей с ограниченными возможностями здоровья. Термин «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, деятельность которых характеризуется каким- либо ограничениям или недостатком способности проявлять активность разными способами или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.
Копинг-поведение подростков с ОВЗ в целом и в конфликтных ситуациях в частности до сих пор остается еще малоизученным. Наблюдается дефицит методического инструментария диагностики стратегий преодоления кризисных ситуаций. Кроме того, далеко не всегда учитывается специфика самой кризисной ситуации, сфера ее возникновения. Этим объясняется актуальность темы настоящего исследования.
Степень научной разработанности темы. Большинство исследований по совладающему поведению выполнено за рубежом (Amirkhan J.H., Kanner A.D., Lazarus R.S., Ryan N.M., Sacks J.M. и др.). В отечественной психологии изучение проблематики совладающего поведения началось сравнительно недавно, тем не менее, существует ряд фундаментальных исследований на эту тему (Анцыферова Л.И., Балабанова Е.С., Белорукова Н.О., Горьковая И.А., Данилова Т.А., Крюкова Т.Д. Сапоровская М.В. и др.).
Таким образом, в настоящее время существует множество работ, посвященных изучению особенностей стратегий совладающего поведения подростков. Вместе с тем недостаточно изучены особенности стратегий совладающего поведения подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Данная проблема определила актуальность и тему исследования: «Особенности стратегий совладающего поведения у младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата».
Объект исследования - стрессосовладающее поведение подростков с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Предмет исследования - особенности стрессосовладающего поведения подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях.
Цель исследования - основе изучения способов совладающего поведения подростков с ОВЗ в зависимости от содержания стрессогенной социально-психологической ситуации выявить особенности стратегий
стрессосовладающего поведения у младших подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие и дать общую характеристику стратегий совладающего поведения;
2) рассмотреть основные стратегии стрессосовладающего поведения подростков;
3) изучить конфликтное поведение детей с особыми образовательными потребностями: причины и способы профилактики;
4) осуществить экспериментальное исследование особенностей стратегий совладающего поведения у подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях;
5) проанализировать результаты исследования особенностей стратегий совладающего поведения у подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях;
6) сформулировать рекомендации по совершенствованию методики воспитания для профилактики конфликтов в коллективе подростков с ОВЗ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у младших подростков с ОВЗ существуют особенности стратегий стрессосовладающего поведения в конфликтных ситуациях, а именно: характер и адаптивность способов совладающего реагирования на стрессовое событие взаимосвязаны с содержанием социально-психологической ситуации.
Методологическая основа исследования:
- фундаментальные исследования совладающего поведения Л.И. Анцыферовой, Е.С. Балабановой, Н.О. Белоруковой, Т.А. Даниловой и др.;
- труды В.М. Ялтонского, Н.М. Лыковой, И.Н. Никольской и др., определяющие стратегии совладающего поведения подростков;
- концепция В.В. Ковалёва, рассматривающая клиникопсихологические исследования психических нарушений у детей с различным уровнем двигательных возможностей.
Методы исследования:
1) теоретические - анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические:
- опросник способов совладания (авторы Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк);
- методика диагностики стрессосовладающего поведения (Д. Амирхан);
3) интерпретационные - количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования: проведённое исследование позволяет расширить знания о стратегиях стрессосовладающего поведения младших подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях.
Практическая значимость исследования: полученные данные могут быть использованы в деятельности дефектологов, психологов и социальных педагогов.
База исследования: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнечный» Приволжского района г. Казани.
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Стратегии совладания раскрываются в различных формах адаптации, как активное взаимодействие человека с социальной средой. Стратегии поведения являются различными вариантами процесса адаптации. Они могут сочетаться и дополнять друг друга, могут изменяться в зависимости от сферы жизни человека, в которой он проявляется.
Проведя анализ основных стратегий совладающего поведения подростков можно отметить, что развитие способности к поиску и реализации оптимальных решений в кризисных ситуациях происходит по мере взросления и приобретения жизненного опыта. Важнейшим аспектом в решении выработки совладающих стратегий является усиление рационального осмысленного подхода к решению своих проблем, связанного с когнитивными способностями ребенка.
Выражение трудности социальной адаптации младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата способствует формированию тормозных черт личности с проявлениями робости, застенчивости, неумения постоять за свои интересы, стремления быть менее заметным, с выраженным чувством неполноценности. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью. Под влиянием даже незначительных психотравмирующих факторов окружающей среды легко возникает состояние декомпенсации с усилением чувства неполноценности, замкнутости, пониженным настроением, плаксивостью, нарушениями сна и аппетита.
Также мы провели экспериментальные исследования с целью выявления особенностей стратегий совладающего поведения у младших подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях, по результатам которых мы приходим к следующему:
1. Проведя исследование с целью определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей у младших подростков (Опросник способов совладания), мы выявили, что наименьшее число подростков использует стратегию «Самоконтроль» (10 %). Стратегию «Планирование решения проблемы» используют 15 % подростков. 20 % подростков выбирают стратегию «Бегство-избегание» и наибольшее количество младших подростков выбрали стратегию «Поиск социальной поддержки» - 55 %.
2. Используя методику исследования базисных копинг-стратегий - «Индикатор стратегий преодоления стресса» (автор Д. Амирхан), мы выявили, что 20 % подростков выбрали стратегию «Разрешение проблем», 50 % подростков выбрали стратегию «Поиск социальной поддержки» и 30 % подростков выбрали стратегию «Избегание».
Исходя из данных результатов, можно сделать вывод о том, что особенности стратегий совладающего поведения у младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата - это преодоление негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п.
Изучив копинг-стратегии в группе стрессоустойчивых подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях, мы выяснили, что наиболее предпочитаемыми из них являются поиск помощи, настойчивость и юмор. Поиск помощи предполагает обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем (родителям, друзьям, психологам или другим специалистам). Настойчивость проявляется в том, что подростки упорно стремятся к достижению поставленной цели, не отступая и прикладывая усилия, чтобы добиться намеченного. Стратегия юмора предполагает переосмысление проблемы с подчеркиванием ее смешных сторон.
Наименее предпочитаемыми стрессоустойчивыми подростками с ОВЗ в конфликтных ситуациях копинг-стратегиями являются - уход, фантазии и нерешительность. Фантазия позволяет достичь желаемого хотя бы в воображении, а возникающие при этом положительные эмоции дают силы для существования в трудных жизненных ситуациях. Однако, следует отметить, что фантазирование может привести к избеганию реальности и неспособности перейти к реальным действиям при решении возникающих проблем. Стратегия ухода предполагает стремление подростка избегать возникающих стрессовых ситуаций и самоизолироваться, т.е. отдалиться от других, что часто связано с ожиданием возможного осуждения со стороны окружающих. Нерешительность проявляется в стремлении отложить принятие решения либо не принимать его совсем.
Изучив копинг-стратегии в группе нестрессоустойчивых подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях, мы выяснили, что наиболее предпочитаемыми из них являются самообвинение, отрицание, осторожность. Самообвинение характеризуется повышенным чувством вины, стремлением принять чрезмерную ответственность за происходящее на себя, представлением о том, что источником стрессовой ситуации является сам подросток. Отрицание - это отказ принять тот факт, что случилось стрессовое, травмирующее событие, т.е. информация, которая угрожает самосохранению, самоуважению или социальному престижу личности подростка, не воспринимается. Отрицание как неконструктивная копинг- стратегия характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности. Осторожность проявляется в желании не совершать опрометчивых поступков, обдумать ситуацию и принять взвешенное решение.
Наименее выраженные копинг-стратегии нестрессоустойчивых подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях - самоизменение, позитивное мышление и контроль эмоций.
Проведенный статистический анализ позволил нам утверждать, что подростки с ОВЗ с высоким уровнем стрессоустойчивости более склонны применять конструктивные копинг-стратегии, а нестрессоустойчивые подростки - деструктивные. Т.о. гипотеза нашего исследования подтвердилась.
В качестве ближайших перспектив исследования считаем целесообразным реализацию разработанной нами программы по развитию у подростков с ОВЗ эффективных способов совладания со стрессом в конфликтных ситуациях.


1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Доступ: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174. Дата обращения:
23.05.2019.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. - Доступ: URL: http://www.consultant.ru/document. Дата обращения:
23.05.2019.
3. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / под ред. Н.В. Лалетина. - Красноярск, 2013. - С. 71 - 95.
4. Басов Н.Ф. социальное обеспечение и защита инвалидов в Росси: советский период и современность / Н.Ф. Басов // Вестник ПСТГУ. - 2014. - Вып.4 (9). - С. 56 - 59.
5. Бобровникова Н.С. Профилактика буллинга в образовательной среде / Н.С. Бобровникова // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 759-762.
6. Болдина М.А. Технологии социальной работы с детьми - инвалидами / М. Болдина // Социально - экономические явления и процессы.
- 2014. - №11(057). - С. 166 - 170.
7. Бочавер А.А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей / А.А. Бочавер // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т.6. №1. - С. 47-51.
8. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова.
- СПб.: Питер, 2014. - 366 с.
9. Вассерман Л.И. Методика для психологической диагностики способов совладания / Л.И. Вассерман. - СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2013. - 218 с.
10. Годовникова Л.В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс / Л. Г одовникова. - М.: Учитель, 2014. - 87 с.
11. Голиков Н.А. Дети с выраженными ограничениями в здоровье: как оптимизировать качество их жизни в массовой школе? / Н.А. Г оликов // Народное образование. - 2015. - № 5. - С. 188-196.
12. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей / Р.М. Грановская и др. - СПб.: Питер, 2013. - 420 с.
13. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова. - Балашов: Николаев, 2014. - 80 с.
14. Екушевская А.С. Эволюция отношения общества к человечеству с ОВЗ / А.С. Екушевская // История и социально-образовательная мысль. - 2014. - №2. - С.25 - 32.
15. Емелина О.И. становление системы помощи детям раннего возраста за рубежом / О. Емелина. - 2014. - №3. - С. 48 - 52.
16. Игнатова Н.С. Домашняя игротека как форма взаимодействия педагогов и родителей, воспитывающих детей с ОВЗ: семинар-практикум / Н.С. Игнатова // Логопед. - 2015. - № 8. - С. 62-69.
17. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни / Е.Р. Исаева. - СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. - 248 с.
18. Корнилова О.А. Инклюзия: иллюзии и реальность проблемы обучения особенных детей в условиях современного российского общества / О.А. Корнилова // Вестник университета. - 2018. - № 6. - С. 183-187.
19. Корытова Г.С. Защитное и совладающее поведение личности: теоретические основания / Г.С. Корытова. - Улан-Удэ; Изд-во БГУ, 2006. - 292 с.
20. Костюченко Е.В. Особенности совладающего поведения больных ревматоидным артритом / Е.В. Костюченко // Клинико-психологические аспекты медицинской практики: материалы областной науч.-практ. конф., посвященной 20-летию медико-психологического факультета УО ГрГМУ 25 октября 2016 г. - 2016. - С. 119-123.
21. Кружкова О.В. Диспозиции защитного и совладающего поведения личности: теоретический конструкт и эмпирическая модель / О.В. Кружкова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т.2. - №3. - С.222- 226.
22. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы / Т.Л. Крюкова. - Кострома: Изд-во КГУ им. НА. Некрасова, 2007. - 190 с.
23. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. - 2017. - №
3. - С. 93-112.
24. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы / Т.Л. Крюкова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2018. - № 5. - С. 184-187.
25. Крюкова Т.Л. О диагностике совладающего (копинг) поведения у современной молодёжи // Психология на рубеже веков / Ред. Е. Е. Сапогова. - Изд-во Тульского гос. ун-та, 2000. - С. 238.
26. Котомкина Л.И. Особые дети - особое взаимодействие / Л.И. Котомкина // Школа и производство. - 2015. - № 5. - С. 35-38.
27. Крыжановская Л.М. Опыт психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ / Л. Крыжановская. - М.: Владос, 2018. - 375 с. - (Инклюзивное образование).
28. Лакреева А.В., Пищулина Я.А. Конфликтное поведение детей с
особыми образовательными потребностями: причины и способы
профилактики / А.В. Лакреева и др. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 29. - С. 97-101.
29. Мамедова Ю.И. Инновационный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии / Ю.И. Мамедова // Дошкольная педагогика. - 2018. - № 5. - С. 54-63
30. Манске К. Инклюзивное обучение грамоте детей с трех лет с синдромом Дауна и другими особенностями здоровья / К. Манске. - М.: Научное образование, 2018. - 144 с.
31. Морозова Т.Ю. Изучение особенностей копинг-поведения в юношеском возрасте / Т.Ю. Морозова // Системная психология и социология. - 2014. - № 9. - С.37-41.
32. Москвитина О.А. Гендерные особенности совладающего поведения младших подростков // Теория и практика психологии образования: Материалы 2-й Российской научной конференции / Под ред. С.П.Иванова, - Смоленск: СГПУ, 2012.- С.44-48.
33. Наумов А.А. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательных учреждениях. Инновационный опыт / А. Наумов. - М.: Учитель, 2013. - 147 с.
34. Петрова Н.В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во 49 время игр / Н.В. Петрова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - № 3. - С. 48-51.
35. Прилепских О.С., Волобуева Е.В. Особенности копинг-поведения детей младшего школьного возраста в процессе адаптации к школе / О.С. Прилепских и др. // Прикладная психология и психоанализ. - 2013. - № 2. - С. 26-29.
36. Сабанов З.М. Организационные основы реабилитации инвалидов в Российской Федерации / З.М. Сабанов // Общество и право. - 2016. - № 3. - С. 217-221.
37. Самборук А.Ю. Проблемы социализации детей с ограничениями в развитии / А. Самборук // KANT. - 2017. - №4(25). - С. 15-18.
38. Свидерская С.П. Особые дети / С.П. Свидерская // Социальная работа. - 2015. - № 9. - С. 57-58.
39. Совпадающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - 295 с.
40. Социальная работа с инвалидами: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. - М.: Кнорус, 2018. - 400 с.
41. Староверова М.С., Кавалев Е.В. Инклюзивное образование.
Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: метод.
рекомендации / М.С. Староверова и др. - М.: Владос, 2018. - 167 с.
42. Стефанко А.В. Здоровьесбережение в коррекционной и образовательной деятельности / А. Стефанко. - М.: Детство - Пресс, 2018. - 192 с.
43. Старченкова Е.С. Концепция проактивного совладающего поведения / Е.С. Старченкова // Вестник СПбГУ. - 2014. - Сер.12. - Вып.2. -
Ч.1. - С.198-203.
44. Фирсов М.В. История социальной работы: учеб. пособие / М. Фирсов. - М.: Кнорус, 2019. - 396 с.
45. Шамарина Е.В. Педагогические приемы развития мелкой моторики учащихся с задержкой психического развития / Е.В. Шамарина // Начальная школа. - 2017. - № 8. - С. 68-72.
46. Шишкина О.В. Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации социального проекта «Дорожная карта ребенка с ограниченными возможностями здоровья» / О.В. Шишкина. - Йошкар-Ола, 2016. - 222 с.
47. Ялтонский В.М. Современные теоретические подходы к исследованию совладающего поведения / В.М. Ялтонский // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2016. - №1. - С.45-48.
48. Lazarus, S. Coping Theory and Research: Past, Present, and Future / S. Lazarus. - Psychosomatic Medicine. 2003. - №55. - P. 234-237.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ