ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОСОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения стрессосовладающего поведения в отечественной и зарубежной психологии 7
1.1. Общая характеристика стратегий совладающего поведения 7
1.2. Основные стратегии стрессосовладающего поведения подростков 20
1.3. Конфликтное поведение детей с особыми образовательными потребностями:
причины и способы профилактики 27
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование особенностей стратегий совладающего поведения у подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях 31
2.1. Описание экспериментальной выборки и методик исследования 31
2.2. Анализ результатов исследования 37
2.3 Пути совершенствования методики воспитания для профилактики
конфликтов в коллективе воспитанников с ОВЗ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения стрессосовладающего поведения в отечественной и зарубежной психологии 7
1.1. Общая характеристика стратегий совладающего поведения 7
1.2. Основные стратегии стрессосовладающего поведения подростков 20
1.3. Конфликтное поведение детей с особыми образовательными потребностями:
причины и способы профилактики 27
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование особенностей стратегий совладающего поведения у подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях 31
2.1. Описание экспериментальной выборки и методик исследования 31
2.2. Анализ результатов исследования 37
2.3 Пути совершенствования методики воспитания для профилактики
конфликтов в коллективе воспитанников с ОВЗ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы. Проблема совладающего поведения на сегодняшний день является одной из актуальных и активно разрабатывается в современной психологии. Психологическое предназначение совладающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше приспособить человека к требованиям сложившейся трудной ситуации. Совладание представляет собой динамические когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на управление внешними или внутренними факторами, которые оцениваются ею как угрожающие.
Психологическое преодоление (совладание) является переменной, зависящей, по крайней мере, от двух факторов - личности субъекта и реальной ситуации. На одного и того же человека в разные периоды времени событие может оказывать различное по степени травматичности воздействие.
Особый теоретический и практический интерес в современных условиях развития российского социума представляет исследование стрессосовладающего поведения подростков. Подростки часто остаются наедине со своими чувствами, подавляют их. При этом ограничивается и возможность осознания чувств, и развитие способов более полноценной и качественной саморегуляции своего психоэмоционального состояния. Другой человек, значимый близкий редко воспринимается как потенциальный участник переживания возникшей трудной ситуации, тем более как сотрудник в ее разрешении. Не часто подростки воспринимают и себя в роли помощника или эмоционального соучастника.
Среди подростков особо выделяются дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Отметим, что в на сегодняшнем этапе развития российского общества ясно просматривается тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилась численность детей с ограниченными возможностями здоровья. Термин «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, деятельность которых характеризуется каким- либо ограничениям или недостатком способности проявлять активность разными способами или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.
Копинг-поведение подростков с ОВЗ в целом и в конфликтных ситуациях в частности до сих пор остается еще малоизученным. Наблюдается дефицит методического инструментария диагностики стратегий преодоления кризисных ситуаций. Кроме того, далеко не всегда учитывается специфика самой кризисной ситуации, сфера ее возникновения. Этим объясняется актуальность темы настоящего исследования.
Степень научной разработанности темы. Большинство исследований по совладающему поведению выполнено за рубежом (Amirkhan J.H., Kanner A.D., Lazarus R.S., Ryan N.M., Sacks J.M. и др.). В отечественной психологии изучение проблематики совладающего поведения началось сравнительно недавно, тем не менее, существует ряд фундаментальных исследований на эту тему (Анцыферова Л.И., Балабанова Е.С., Белорукова Н.О., Горьковая И.А., Данилова Т.А., Крюкова Т.Д. Сапоровская М.В. и др.).
Таким образом, в настоящее время существует множество работ, посвященных изучению особенностей стратегий совладающего поведения подростков. Вместе с тем недостаточно изучены особенности стратегий совладающего поведения подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Данная проблема определила актуальность и тему исследования: «Особенности стратегий совладающего поведения у младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата».
Объект исследования - стрессосовладающее поведение подростков с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Предмет исследования - особенности стрессосовладающего поведения подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях.
Цель исследования - основе изучения способов совладающего поведения подростков с ОВЗ в зависимости от содержания стрессогенной социально-психологической ситуации выявить особенности стратегий
стрессосовладающего поведения у младших подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие и дать общую характеристику стратегий совладающего поведения;
2) рассмотреть основные стратегии стрессосовладающего поведения подростков;
3) изучить конфликтное поведение детей с особыми образовательными потребностями: причины и способы профилактики;
4) осуществить экспериментальное исследование особенностей стратегий совладающего поведения у подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях;
5) проанализировать результаты исследования особенностей стратегий совладающего поведения у подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях;
6) сформулировать рекомендации по совершенствованию методики воспитания для профилактики конфликтов в коллективе подростков с ОВЗ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у младших подростков с ОВЗ существуют особенности стратегий стрессосовладающего поведения в конфликтных ситуациях, а именно: характер и адаптивность способов совладающего реагирования на стрессовое событие взаимосвязаны с содержанием социально-психологической ситуации.
Методологическая основа исследования:
- фундаментальные исследования совладающего поведения Л.И. Анцыферовой, Е.С. Балабановой, Н.О. Белоруковой, Т.А. Даниловой и др.;
- труды В.М. Ялтонского, Н.М. Лыковой, И.Н. Никольской и др., определяющие стратегии совладающего поведения подростков;
- концепция В.В. Ковалёва, рассматривающая клиникопсихологические исследования психических нарушений у детей с различным уровнем двигательных возможностей.
Методы исследования:
1) теоретические - анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические:
- опросник способов совладания (авторы Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк);
- методика диагностики стрессосовладающего поведения (Д. Амирхан);
3) интерпретационные - количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования: проведённое исследование позволяет расширить знания о стратегиях стрессосовладающего поведения младших подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях.
Практическая значимость исследования: полученные данные могут быть использованы в деятельности дефектологов, психологов и социальных педагогов.
База исследования: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнечный» Приволжского района г. Казани.
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложений.
Психологическое преодоление (совладание) является переменной, зависящей, по крайней мере, от двух факторов - личности субъекта и реальной ситуации. На одного и того же человека в разные периоды времени событие может оказывать различное по степени травматичности воздействие.
Особый теоретический и практический интерес в современных условиях развития российского социума представляет исследование стрессосовладающего поведения подростков. Подростки часто остаются наедине со своими чувствами, подавляют их. При этом ограничивается и возможность осознания чувств, и развитие способов более полноценной и качественной саморегуляции своего психоэмоционального состояния. Другой человек, значимый близкий редко воспринимается как потенциальный участник переживания возникшей трудной ситуации, тем более как сотрудник в ее разрешении. Не часто подростки воспринимают и себя в роли помощника или эмоционального соучастника.
Среди подростков особо выделяются дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Отметим, что в на сегодняшнем этапе развития российского общества ясно просматривается тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилась численность детей с ограниченными возможностями здоровья. Термин «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, деятельность которых характеризуется каким- либо ограничениям или недостатком способности проявлять активность разными способами или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.
Копинг-поведение подростков с ОВЗ в целом и в конфликтных ситуациях в частности до сих пор остается еще малоизученным. Наблюдается дефицит методического инструментария диагностики стратегий преодоления кризисных ситуаций. Кроме того, далеко не всегда учитывается специфика самой кризисной ситуации, сфера ее возникновения. Этим объясняется актуальность темы настоящего исследования.
Степень научной разработанности темы. Большинство исследований по совладающему поведению выполнено за рубежом (Amirkhan J.H., Kanner A.D., Lazarus R.S., Ryan N.M., Sacks J.M. и др.). В отечественной психологии изучение проблематики совладающего поведения началось сравнительно недавно, тем не менее, существует ряд фундаментальных исследований на эту тему (Анцыферова Л.И., Балабанова Е.С., Белорукова Н.О., Горьковая И.А., Данилова Т.А., Крюкова Т.Д. Сапоровская М.В. и др.).
Таким образом, в настоящее время существует множество работ, посвященных изучению особенностей стратегий совладающего поведения подростков. Вместе с тем недостаточно изучены особенности стратегий совладающего поведения подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Данная проблема определила актуальность и тему исследования: «Особенности стратегий совладающего поведения у младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата».
Объект исследования - стрессосовладающее поведение подростков с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Предмет исследования - особенности стрессосовладающего поведения подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях.
Цель исследования - основе изучения способов совладающего поведения подростков с ОВЗ в зависимости от содержания стрессогенной социально-психологической ситуации выявить особенности стратегий
стрессосовладающего поведения у младших подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие и дать общую характеристику стратегий совладающего поведения;
2) рассмотреть основные стратегии стрессосовладающего поведения подростков;
3) изучить конфликтное поведение детей с особыми образовательными потребностями: причины и способы профилактики;
4) осуществить экспериментальное исследование особенностей стратегий совладающего поведения у подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях;
5) проанализировать результаты исследования особенностей стратегий совладающего поведения у подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях;
6) сформулировать рекомендации по совершенствованию методики воспитания для профилактики конфликтов в коллективе подростков с ОВЗ.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у младших подростков с ОВЗ существуют особенности стратегий стрессосовладающего поведения в конфликтных ситуациях, а именно: характер и адаптивность способов совладающего реагирования на стрессовое событие взаимосвязаны с содержанием социально-психологической ситуации.
Методологическая основа исследования:
- фундаментальные исследования совладающего поведения Л.И. Анцыферовой, Е.С. Балабановой, Н.О. Белоруковой, Т.А. Даниловой и др.;
- труды В.М. Ялтонского, Н.М. Лыковой, И.Н. Никольской и др., определяющие стратегии совладающего поведения подростков;
- концепция В.В. Ковалёва, рассматривающая клиникопсихологические исследования психических нарушений у детей с различным уровнем двигательных возможностей.
Методы исследования:
1) теоретические - анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические:
- опросник способов совладания (авторы Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк);
- методика диагностики стрессосовладающего поведения (Д. Амирхан);
3) интерпретационные - количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования: проведённое исследование позволяет расширить знания о стратегиях стрессосовладающего поведения младших подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях.
Практическая значимость исследования: полученные данные могут быть использованы в деятельности дефектологов, психологов и социальных педагогов.
База исследования: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнечный» Приволжского района г. Казани.
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и приложений.
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Стратегии совладания раскрываются в различных формах адаптации, как активное взаимодействие человека с социальной средой. Стратегии поведения являются различными вариантами процесса адаптации. Они могут сочетаться и дополнять друг друга, могут изменяться в зависимости от сферы жизни человека, в которой он проявляется.
Проведя анализ основных стратегий совладающего поведения подростков можно отметить, что развитие способности к поиску и реализации оптимальных решений в кризисных ситуациях происходит по мере взросления и приобретения жизненного опыта. Важнейшим аспектом в решении выработки совладающих стратегий является усиление рационального осмысленного подхода к решению своих проблем, связанного с когнитивными способностями ребенка.
Выражение трудности социальной адаптации младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата способствует формированию тормозных черт личности с проявлениями робости, застенчивости, неумения постоять за свои интересы, стремления быть менее заметным, с выраженным чувством неполноценности. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью. Под влиянием даже незначительных психотравмирующих факторов окружающей среды легко возникает состояние декомпенсации с усилением чувства неполноценности, замкнутости, пониженным настроением, плаксивостью, нарушениями сна и аппетита.
Также мы провели экспериментальные исследования с целью выявления особенностей стратегий совладающего поведения у младших подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях, по результатам которых мы приходим к следующему:
1. Проведя исследование с целью определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей у младших подростков (Опросник способов совладания), мы выявили, что наименьшее число подростков использует стратегию «Самоконтроль» (10 %). Стратегию «Планирование решения проблемы» используют 15 % подростков. 20 % подростков выбирают стратегию «Бегство-избегание» и наибольшее количество младших подростков выбрали стратегию «Поиск социальной поддержки» - 55 %.
2. Используя методику исследования базисных копинг-стратегий - «Индикатор стратегий преодоления стресса» (автор Д. Амирхан), мы выявили, что 20 % подростков выбрали стратегию «Разрешение проблем», 50 % подростков выбрали стратегию «Поиск социальной поддержки» и 30 % подростков выбрали стратегию «Избегание».
Исходя из данных результатов, можно сделать вывод о том, что особенности стратегий совладающего поведения у младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата - это преодоление негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п.
Изучив копинг-стратегии в группе стрессоустойчивых подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях, мы выяснили, что наиболее предпочитаемыми из них являются поиск помощи, настойчивость и юмор. Поиск помощи предполагает обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем (родителям, друзьям, психологам или другим специалистам). Настойчивость проявляется в том, что подростки упорно стремятся к достижению поставленной цели, не отступая и прикладывая усилия, чтобы добиться намеченного. Стратегия юмора предполагает переосмысление проблемы с подчеркиванием ее смешных сторон.
Наименее предпочитаемыми стрессоустойчивыми подростками с ОВЗ в конфликтных ситуациях копинг-стратегиями являются - уход, фантазии и нерешительность. Фантазия позволяет достичь желаемого хотя бы в воображении, а возникающие при этом положительные эмоции дают силы для существования в трудных жизненных ситуациях. Однако, следует отметить, что фантазирование может привести к избеганию реальности и неспособности перейти к реальным действиям при решении возникающих проблем. Стратегия ухода предполагает стремление подростка избегать возникающих стрессовых ситуаций и самоизолироваться, т.е. отдалиться от других, что часто связано с ожиданием возможного осуждения со стороны окружающих. Нерешительность проявляется в стремлении отложить принятие решения либо не принимать его совсем.
Изучив копинг-стратегии в группе нестрессоустойчивых подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях, мы выяснили, что наиболее предпочитаемыми из них являются самообвинение, отрицание, осторожность. Самообвинение характеризуется повышенным чувством вины, стремлением принять чрезмерную ответственность за происходящее на себя, представлением о том, что источником стрессовой ситуации является сам подросток. Отрицание - это отказ принять тот факт, что случилось стрессовое, травмирующее событие, т.е. информация, которая угрожает самосохранению, самоуважению или социальному престижу личности подростка, не воспринимается. Отрицание как неконструктивная копинг- стратегия характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности. Осторожность проявляется в желании не совершать опрометчивых поступков, обдумать ситуацию и принять взвешенное решение.
Наименее выраженные копинг-стратегии нестрессоустойчивых подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях - самоизменение, позитивное мышление и контроль эмоций.
Проведенный статистический анализ позволил нам утверждать, что подростки с ОВЗ с высоким уровнем стрессоустойчивости более склонны применять конструктивные копинг-стратегии, а нестрессоустойчивые подростки - деструктивные. Т.о. гипотеза нашего исследования подтвердилась.
В качестве ближайших перспектив исследования считаем целесообразным реализацию разработанной нами программы по развитию у подростков с ОВЗ эффективных способов совладания со стрессом в конфликтных ситуациях.
Стратегии совладания раскрываются в различных формах адаптации, как активное взаимодействие человека с социальной средой. Стратегии поведения являются различными вариантами процесса адаптации. Они могут сочетаться и дополнять друг друга, могут изменяться в зависимости от сферы жизни человека, в которой он проявляется.
Проведя анализ основных стратегий совладающего поведения подростков можно отметить, что развитие способности к поиску и реализации оптимальных решений в кризисных ситуациях происходит по мере взросления и приобретения жизненного опыта. Важнейшим аспектом в решении выработки совладающих стратегий является усиление рационального осмысленного подхода к решению своих проблем, связанного с когнитивными способностями ребенка.
Выражение трудности социальной адаптации младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата способствует формированию тормозных черт личности с проявлениями робости, застенчивости, неумения постоять за свои интересы, стремления быть менее заметным, с выраженным чувством неполноценности. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью. Под влиянием даже незначительных психотравмирующих факторов окружающей среды легко возникает состояние декомпенсации с усилением чувства неполноценности, замкнутости, пониженным настроением, плаксивостью, нарушениями сна и аппетита.
Также мы провели экспериментальные исследования с целью выявления особенностей стратегий совладающего поведения у младших подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях, по результатам которых мы приходим к следующему:
1. Проведя исследование с целью определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей у младших подростков (Опросник способов совладания), мы выявили, что наименьшее число подростков использует стратегию «Самоконтроль» (10 %). Стратегию «Планирование решения проблемы» используют 15 % подростков. 20 % подростков выбирают стратегию «Бегство-избегание» и наибольшее количество младших подростков выбрали стратегию «Поиск социальной поддержки» - 55 %.
2. Используя методику исследования базисных копинг-стратегий - «Индикатор стратегий преодоления стресса» (автор Д. Амирхан), мы выявили, что 20 % подростков выбрали стратегию «Разрешение проблем», 50 % подростков выбрали стратегию «Поиск социальной поддержки» и 30 % подростков выбрали стратегию «Избегание».
Исходя из данных результатов, можно сделать вывод о том, что особенности стратегий совладающего поведения у младших подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата - это преодоление негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п.
Изучив копинг-стратегии в группе стрессоустойчивых подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях, мы выяснили, что наиболее предпочитаемыми из них являются поиск помощи, настойчивость и юмор. Поиск помощи предполагает обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем (родителям, друзьям, психологам или другим специалистам). Настойчивость проявляется в том, что подростки упорно стремятся к достижению поставленной цели, не отступая и прикладывая усилия, чтобы добиться намеченного. Стратегия юмора предполагает переосмысление проблемы с подчеркиванием ее смешных сторон.
Наименее предпочитаемыми стрессоустойчивыми подростками с ОВЗ в конфликтных ситуациях копинг-стратегиями являются - уход, фантазии и нерешительность. Фантазия позволяет достичь желаемого хотя бы в воображении, а возникающие при этом положительные эмоции дают силы для существования в трудных жизненных ситуациях. Однако, следует отметить, что фантазирование может привести к избеганию реальности и неспособности перейти к реальным действиям при решении возникающих проблем. Стратегия ухода предполагает стремление подростка избегать возникающих стрессовых ситуаций и самоизолироваться, т.е. отдалиться от других, что часто связано с ожиданием возможного осуждения со стороны окружающих. Нерешительность проявляется в стремлении отложить принятие решения либо не принимать его совсем.
Изучив копинг-стратегии в группе нестрессоустойчивых подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях, мы выяснили, что наиболее предпочитаемыми из них являются самообвинение, отрицание, осторожность. Самообвинение характеризуется повышенным чувством вины, стремлением принять чрезмерную ответственность за происходящее на себя, представлением о том, что источником стрессовой ситуации является сам подросток. Отрицание - это отказ принять тот факт, что случилось стрессовое, травмирующее событие, т.е. информация, которая угрожает самосохранению, самоуважению или социальному престижу личности подростка, не воспринимается. Отрицание как неконструктивная копинг- стратегия характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности. Осторожность проявляется в желании не совершать опрометчивых поступков, обдумать ситуацию и принять взвешенное решение.
Наименее выраженные копинг-стратегии нестрессоустойчивых подростков с ОВЗ в конфликтных ситуациях - самоизменение, позитивное мышление и контроль эмоций.
Проведенный статистический анализ позволил нам утверждать, что подростки с ОВЗ с высоким уровнем стрессоустойчивости более склонны применять конструктивные копинг-стратегии, а нестрессоустойчивые подростки - деструктивные. Т.о. гипотеза нашего исследования подтвердилась.
В качестве ближайших перспектив исследования считаем целесообразным реализацию разработанной нами программы по развитию у подростков с ОВЗ эффективных способов совладания со стрессом в конфликтных ситуациях.
Подобные работы
- ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОСОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



