ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДИКА АУДИТА ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Нормативно-правовое регулирование аудита организации бухгалтерского
учета и учетной политики предприятия 6
1.2. Планирование аудиторской проверки организации бухгалтерского учета,
системы внутреннего контроля и учетной политики 9
1.3. Основные направления аудита организации бухгалтерского учета, системы
внутреннего контроля и учетной политики 18
2. АУДИТ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, СИСТЕМЫ
ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ОПТОВИК» 29
2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО
«Оптовик» 29
2.2. Планирование аудита организации бухгалтерского учета, системы
внутреннего контроля и учетной политики в ООО «Оптовик». Расчет общего уровня существенности 36
2.3. Основные аудиторские процедуры, выполненные в ходе проверки 39
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА,
СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ООО «ОПТОВИК» 50
3.1. Предложения по совершенствованию организации бухгалтерского учета,
системы внутреннего контроля и учетной политики 50
3.2. Качественный и количественный эффект от предложенных мероприятий. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Реформа бухгалтерского учета и переход на применение международных стандартов финансовой отчетности изменили роль учета в организации: из простой регистрации фактов хозяйственной жизни он превратился в один из важнейших элементов управления бизнесом.
Аудитор должен изучить деятельность аудируемого лица и среду, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля, в объеме, достаточном для выявления и оценки рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, явившегося следствием ошибок или недобросовестных действий руководства и (или) работников аудируемого лица, а также достаточном для планирования и выполнения дальнейших аудиторских процедур.
Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, имеет большое значение при проведении аудита. В частности, такое понимание дает основу для планирования аудита и выражения профессионального суждения аудитора об оценке рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности и ответных действиях в связи с этими рисками в процессе аудита, таких, как:
а) установление уровня существенности и оценка того, остается ли суждение о существенности неизменным в процессе проведения аудита;
б) рассмотрение уместности выбора и порядка применения учетной политики и адекватности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
в) выявление областей аудируемого лица, требующих особого внимания аудитора, в частности операции со связанными сторонами, уместность допущений руководства о непрерывности деятельности организации или изучение целей хозяйственных операций;
г) определение ожидаемых хозяйственных показателей аудируемого лица
для использования их при выполнении аналитических процедур;
д) планирование и выполнение дальнейших аудиторских процедур в целях сокращения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня;
е) оценка достаточности и надлежащего характера полученных аудиторских доказательств, таких, как уместность допущений, а также устных и письменных заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица.
Аудитор использует профессиональное суждение для определения требуемого объема знаний о деятельности аудируемого лица и его среде, включая систему внутреннего контроля. Первоочередной задачей аудитора является выяснение того, достаточно ли достигнутое понимание деятельности для оценки рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также для планирования и выполнения дальнейших аудиторских процедур. Объем знаний деятельности аудируемого лица, необходимый аудитору, как правило, ниже объема знаний, которым обладает руководство аудируемого лица.
Актуальность темы исследования заключается в унификации способов и методов ведения учета в организации, а это может быть достигнуто только путем правильной организации бухгалтерского учета, установления должного уровня системы внутреннего контроля, а также формирования полноценной и актуальной учетной политики. Единообразие ведения учета, в свою очередь, повысит качество информации, представленной в финансовой (бухгалтерской) отчетности ее заинтересованным пользователям.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование организации бухгалтерского учета, системы внутреннего контроля и учетной политики на примере ООО «Оптовик» (г. Елабуга), а также разработка мероприятий по их совершенствованию в организации.
Исходя из поставленной цели, сформированы следующие задачи:
- исследование методики аудита организации бухгалтерского учета, системы внутреннего контроля и учетной политики;
- анализ финансово-экономического состояния организации;
- аудит организации бухгалтерского учета, системы внутреннего контроля и учетной политики организации;
- разработка предложений по совершенствованию организации бухгалтерского учета, системы внутреннего контроля и учетной политики;
- расчет качественного и количественного экономического эффекта от внедрения предложенных мероприятий.
Объект исследования - ООО «Оптовик» (г.Елабуга).
Предмет исследования: система внутреннего контроля и бухгалтерского учета предприятия.
Нормативной базой для исследования выбранной темы стали акты действующего законодательства РФ (Кодексы, Федеральные законы, Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, Положения по бухгалтерскому учету, Письма МФ РФ).
Информационная база исследования: учредительные документы
предприятия, локальные нормативные документы организации, первичная документация организации, бухгалтерские регистры, бухгалтерская и налоговая отчетность за 2016-2018 гг.
При написании работы использовались следующие методы исследования: сравнение (мнений различных авторов, позиции министерств и ведомств); исследование (на примере хозяйствующего субъекта); анализ (учетных данных и бухгалтерской отчетности).
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные рекомендации по совершенствованию организации бухгалтерского учета, системы внутреннего контроля и учетной политики могут быть применены на практике с целью обеспечения контроля по соблюдению нормативных правовых актов законодательства РФ, а также с целью повышения достоверности показателей, представленных в финансовой (бухгалтерской) отчетности организации.
В ходе написания выпускной квалификационной работы была
исследована организация бухгалтерского учета, системы внутреннего контроля
и учетной политики в ООО «Оптовик».
В ходе исследования данной темы анализу была подвергнута
деятельность за 2016-2018 гг., и были сделаны основные выводы по
проведенному анализу экономических показателей:
1. Доля внеоборотных активов постепенно снижается, что никак не
связано с продажей объектов основных средств. Данное снижение связано с
накоплением сумм амортизационных начислений.
2. Коэффициенты ликвидности не всегда соответствуют нормативным
значениям, что является неблагоприятным фактором для стабильности
финансового положения организации.
3. Ликвидность бухгалтерского баланса сохраняется на достаточно
высоком уровне в динамике (75%).
4. Предприятие не в состоянии покрыть свои текущие запросы за счет
собственных источников финансирования.
5. Показатели рентабельности неоднозначны: рентабельность продаж
отрицательная, но в динамике улучшается, рентабельность активов в динамике
сохраняется на стабильно высоком уровне, рентабельность оборотных активов
также сохраняет высокое значение с течением времени.
Таким образом, финансовое состояние аудируемого лица можно
охарактеризовать как удовлетворительное.
На этапе планирования выявлено, что руководителем ООО «Оптовик»
утвержден приказ №290 от 31.12.2018 г. «Учетная политика для целей
бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности» на 2019 год
ПТ-107-01-1.
При экспертизе организационно-технического подраздела учетной70
политики для целей бухгалтерского учета организации было выявлено, что в
учетной политике предусмотрены все необходимые элементы:
- порядок формирования и утверждения учетной политики;
- порядок внесения изменений в учетную политику организации
- организационные аспекты учетной политики;
- технические аспекты учетной политики.
При исследовании организационных аспектов учетной политики,
которую применяет организация, было установлено, что ведение
бухгалтерского учета в организации осуществляется бухгалтерской службой.
Руководителем ООО «Оптовик» утвержден приказ №290 от 31.12.2018
«Учетная политика для целей налогового учета ПТ-107-02-1.
По результатам проведенного исследования были выявлены следующие
недостатки:
1. Отсутствует утвержденный учетной политикой стандарт «Первичные
учетные документы, на основании которых ведется бухгалтерский и налоговый
учет.
2. Отсутствует график документооборота (хотя в учетной политике
имеется указание на его наличие). Это значительно снижает внутренний
контроль за движением документов от момента их составления до момента
подготовки бухгалтерской отчетности.
3. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных
документов (предусмотренный в учетной политике организации), не утвержден
документально, что влияет на уровень внутреннего контроля за порядком
оформления первичных учетных документов в организации.
4. Не предусмотрен график проведения инвентаризаций.
5. Предусмотрен устаревший лимит учета основных средств, которые
будут учтены в составе материально-производственных запасов.
6. Не предусмотрен способ списания стоимости специальной одежды при
отпуске в эксплуатацию, если срок ее полезного использования превышает 1271
месяцев.
7. При отражении порядка учета доходов и расходов (как по обычным,
так и по прочим видам деятельности) организацией не установлен порядок
отражения выручки и расходов по разным видам деятельности.
8. Нарушен порядок оформления результатов инвентаризации.
9. Отсутствует приложение конкретный перечень прямых расходов.
10. Не установлено, создаются ли следующие резервы в бухгалтерском и
налоговом учете: резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, резерв по
сомнительным долгам.
11. Не установлен отчетный период по налогу на прибыль – месяц или
квартал.
12. Нет приложений формы налоговых регистров.
Далее предложены следующие мероприятия по совершенствованию
организации бухгалтерского учета, системы внутреннего контроля и учетной
политики организации.
1. Необходимо разработать стандарт «Первичные учетные документы, на
основании которых ведется бухгалтерский и налоговый учет в целях
унификации всех форм первичной учетной документации и обеспечения
единообразия в учете организации.
2. Внедрить график документооборота, т.к. четкая организация
документооборота - прохождения (движения) документа от момента
составления или поступления от других организаций и лиц до сдачи на
хранение в архив – обеспечивает полноту и своевременность получения
информации.
3. Внедрить форму приказа на утверждение перечня лиц, которым
предоставлено право подписи первичных учетных документов.
4. Составить на 2019 год график проведения инвентаризаций и утвердить
его руководителем до начала отчетного года.
Своевременное проведение инвентаризаций имущества и финансовых72
обязательств (в соответствии с утвержденным графиком их проведения)
позволит предупредить неоправданные потери (недостачи).
5. Установить единый (как в целях бухгалтерского, так и налогового
учета) лимит стоимости основных средств, которые будут учитываться в
составе материально-производственных запасов – 40 тыс.руб.
6. Прописать равномерный способ списания стоимости специальной
одежды.
7. Предусмотреть в учетной политике доходы и расходы по обычным
видам деятельности по их видам.
8. Для исправления недостатка по оформлению результатов
инвентаризации графы 10-11 инвентаризационной описи №ИНВ-1, ИНВ-3 в
обязательном порядке необходимо заполнять вручную.
9. Утвердить конкретный перечень прямых расходов, учитываемых в
налоговом учете организации.
При разработке перечня прямых расходов, связанных с производством
товаров (выполнением работ, оказанием услуг), и утверждении его в составе
приложения к учетной политике будет достигнуто единообразие в налоговом
учете организации.
10. Предусмотреть создание следующих резервов в бухгалтерском и в
налоговом учете: резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, по
сомнительным долгам.
Создание резерва по сомнительным долгам позволит предприятию
увеличить сумму расходов для целей налогового учета в настоящий момент, а
не при списании дебиторской задолженности (в случае невозможности ее
взыскания). Определять величину резерва по сомнительным долгам
предлагается путем составления таблицы.
Данное предложение способствует минимизации налога на прибыль в
организации и очень полезно для использования в жестких экономических
условиях.73
11. Необходимо выбрать отчетный период по налогу (в соответствии с
требованиями налогового законодательства) и утвердить его в учетной
политике для целей налогового учета.
12. Разработать формы следующих налоговых регистров в организации:
налоговый регистр учета операций по реализации имущества с убытком;
налоговый регистр нормирования процентов по кредитам; налоговый регистр
расчета остаточной стоимости имущества (в целях расчета налоговой базы по
налогу на имущество); налоговый регистр по расчету суммы НДФЛ к
удержанию с каждого работника.
Данное предложение повысит точность расчета суммы расходов в
налоговом учете в отношении: суммы расходов по амортизации основных
средств, реализованных с убытком; суммы расходов по процентам; расчета
налога на имущество. Рассчитать выгоду в суммовом выражении по этому
предложению на сегодняшний день не удастся, но в будущем это поможет ООО
«Оптовик» избежать налоговых рисков – штрафов и пеней.
Исправление всех вышеуказанных недостатков в составе учетной
политики, в учете доходов и расходов организации повысит надежность и
достоверность информации, представляемой в финансовой (бухгалтерской)
отчетности организации. Руководство ООО «Оптовик» заинтересовано в
предложениях по повышению качества внутреннего контроля за содержанием и
применением учетной политики в целях бухгалтерского и налогового учета, и
принимает их к сведению с целью дальнейшего использования.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 03.12.2001 №197-ФЗ (от
01.04.2019 N 48-ФЗ). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
05.08.2000 №117-ФЗ (от 01.05.2019 N 101-ФЗ). // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая):
Федеральный закон №14-ФЗ от 26.01.1996г. (от 03.08.2018 N 292-ФЗ).
4. Кодекс профессиональной этики аудиторов. Одобрен Советом по
аудиторской деятельности при Минфине России (протокол №4 от 22 марта
2016г., с изм. от 27 июня 2017г., протокол №9 и от 18 декабря 2018 г., протокол
№15).
5. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (от 01.05.2019 N 96-ФЗ). //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
6. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от
06.12.2011г. (в ред. от 28.11.2018 N 444-ФЗ.).
7. Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ
от 30.12.2008г. (в ред. от 23.04.2018 N 112-ФЗ).
8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденные
Приказом Минфина России №94н от 31.10.2000г. (в ред. Приказа Минфина РФ
от 08.11.2010 N 142н).
9. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная
политика организации», утвержденное Приказом Минфина России от
06.10.2008г. №106н (в ред. от 08.11.2010г. №4).
10. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская
отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина России от75
06.07.1999г. №43н (в ред. от 08.11.2010 №3).
11. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99 «Доходы
организации», утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999г. №32н
(в ред. от 08.11.2010г. №7).
12. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы
организации», утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999г. №33н
от 06.04.2015 N 57н).
13. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 22/2010 «Исправление
ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утвержденное Приказом
Минфина России от 28.06.2010г. №63н (от 06.04.2015 N 57н).
14. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998г.
№34н (от 11.04.2018 N 74н).
15. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском
учете, утвержденное Минфином СССР от 29.07.1983г. №105.
16. Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности
организаций» от 02.07.2010г. №66н (от 06.03.2018 N 41н).
17.
18. Агафонова М.Н Бухгалтерский учет и отчетность – М.: Налоговый
вестник. - 2011. – 260 с.
19. Алексеева Г.И. Бухгалтерский учет. – М.: Маркет ДС. – 2017. – 612
с.
20. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля
коммерческой организации. - М.: Экзамен, 2012.-600с.
21. Василенко М.Е. Состояние и проблемы адаптации международных
стандартов аудита в России. // Все для бухгалтера. – 2016. - №8. – С.12-16.
22. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет на современном предприятии. -
М.: ЭКОР-КНИГА. - 2017. – 808 с.
23. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Старовойтова Е.В. Аудит. -76
М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2016. – 190 с.
24. Дмитриева И.М. Аудит: учебное пособие для бакалавров. – М.:
Юрайт, 2018 – 312 с.
25. Жминько С.И., Петух А.В. Существенность в аудите:
многоуровневый подход. // Международный бухгалтерский учет. – 2011. - №39.
– С.45-49.
26. Казакова Н.А. Аудит: теория и практика. Учебник для бакалавров. –
М.: Юрайт, 2019 – 356 с.
27. Кондраков Н.П. "Бухгалтерский учет". Учебное пособие. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2019. – 640 с.
28. Наговицына О.В. Учетная политика организации для целей
бухгалтерского учета: понятийный аппарат. // Международный бухгалтерский
учет. – 2018. – №26. – С.14-22.
29. Осипова А.И. Зарубежный опыт формирования учетной политики.
// Международный бухгалтерский учет. – 2018.- №34. – С.18-24.
30. Палий В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой
отчетности. – М.: ИНФРА-М. - 2016. – 152 с.
31. Подольский В.И. Аудит: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт,
2017. – 426 с
32. Сквирская Е.Л. Новые федеральные стандарты аудиторской
деятельности. // Журнал «Финансовые и бухгалтерские консультации»
(электронный журнал). – 2018. -№12. – С. 13.
33. Соколов Б. Система внутреннего контроля в коммерческих
организациях. // Аудит и налогообложение. 2018. - №6.- С.15-18.
34. Суглобов А.Е., Орлова Е.А. Этапы и значение стандартизации в
системе нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в
Российской Федерации. // Международный бухгалтерский учет. – 2018. - №34.
– С.18-23.
35. Шишкоедова Н.Н. Общие требования к формированию учетной77
политики. // Советник бухгалтера. – 2019. - №1. – С.20-26.
36. Шишкоедова Н.Н. Бухгалтерский документооборот и
инвентаризация. // Советник бухгалтера. – 2019. - №4. – С.43-51.
37. Шишкоедова Н.Н. Рабочий план счетов и прочие аспекты учетной
политики. // Советник бухгалтера. – 2017. - №5. – С.25-31.