Объект исследования - КГБУЗ «Диагностический центр Алтайского края» (г. Барнаул).
Вид деятельности - оказание современной консультативно-диагностической помощи жителям Алтайского края в соответствии с территориальной программой государственных гарантий обеспечения медицинской помощи.
Введение 3
1 Теоретические основы управления коммуникациями организации 5
1.1 Коммуникационные процессы в организации 5
1.2 Роль коммуникационной системы в управлении 13
2 Анализ организационных коммуникаций в КГБУЗ «Диагностический центр Алтайского края» 17
2.1 Система коммуникаций в организации 17
2.2 Барьеры в организационных коммуникациях 22
2.3 Совершенствование управления коммуникациями в организации 26
Заключение 30
Список использованных источников 32
В последние годы, которые связаны с существенными преобразованиями в экономике России, все больше ценят умения организаций достигать взаимопонимания и сотрудничества с контактными аудиториями, в составе которых живут, работают, конфликтуют ее работники. Поэтому почти нет организаций, у которых не было бы коммуникационных проблем и необходимости в их профессионально разрешать. В этой связи формирование коммуникационных сетей и создание условий для успешного функционирования коммуникаций в организациях составляют одну из важных задач управления.
Управление в любых организациях реализовывается через персонал. Одним из значимых инструментов в управлении в руках руководства (менеджеров) является имеющаяся в их ведении информация. Действительно, обмен информацией включается как важнейшее звено во все основные виды деятельности организаций, следовательно, если коммуникационные связи (как внутренние, так и внешние) не существуют или не действуют, это негативно отражается на работе всей организации.
Таким образом, в связи с актуальностью темы целью данной курсовой работы является исследование роли коммуникации в управлении на примере КГБУЗ «Диагностический центр Алтайского края».
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы управления коммуникациями организации;
провести анализ организационных коммуникаций в КГБУЗ «Диагностический центр Алтайского края», выявить их недостатки;
разработать предложения, направленные на совершенствование управления коммуникациями в исследуемой организации.
Объект исследования работы коммуникации в организации, предмет – основные аспекты управления коммуникациями в организации на примере КГБУЗ «Диагностический центр Алтайского края».
В исследовании были использованы следующие методы: анализ научной и литературы, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение, описание, контент-анализ современной периодической печати в области теории организации.
Информационную базу работы составляют современная научная литература, периодические издания по теории организации и по вопросам коммуникаций в организациях.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
По словам авторов коммуникационных исследований, имеет место большое количество проблем, а также коммуникационные барьеры, которые снижают эффективность коммуникаций сотрудников организации. Задача руководства организаций заключается в том, чтобы выявлять данные барьеры и разрабатывать конкретные рекомендации по повышению эффективности межличностных коммуникаций. Понимание процессов коммуникаций и способов совершенствования умений общаться будет содействовать росту эффективности управленческой деятельности.
Обмен информацией – это важнейшее звено всех основных видов деятельности организации. Можно уверенно утверждать, что отсутствие или низкая эффективность использования внешних и внутренних коммуникаций негативно могут сказаться на функционировании предприятия в целом. Руководители должны обладать своевременной, точной и полной информацией, без которой невозможно принимать эффективные решения.
Коммуникационные процессы в КГБУЗ «Диагностический центр Алтайского края» можно охарактеризовать следующим образом:
более всего преобладают межличностные коммуникации, проявляемые без помощи техсредств и информационных технологий;
возможности обратной связи ничем не ограничиваются;
чаще всего коммуникации в компании происходят с помощью устной речи, т.е. они вербальные;
помимо формальных коммуникаций в учреждении присутствуют и неформальные.
Связи внутри учреждения с вышестоящими подразделениями осуществляют при помощи бумажных носителей (приказов, распоряжений, годовых планов работ и пр.), а также – с помощью внутренней локальной сети. Координация деятельности сотрудников реализуется при помощи устных распоряжений на еженедельных оперативных совещаниях (планерках), на бумажных носителях, в виде приказов и распоряжений.
К сожалению, в системе менеджмента учреждения по-прежнему достаточно часто используют устную информацию, как в работе внутри подразделений, между подразделениями, так и при передаче сведений высшему руководству, что часто приводит к недостоверности и искажению сведений.
Также в рамках работы было проведено анкетирование сотрудников учреждения (50 человек) с целью выявления коммуникативных барьеров в ходе делового общения. Получены следующие результаты:
из 50 человек 36 человек, или 72%, полагают, что их уверенность в деловом общении зависит от авторитарности (статусности) собеседников;
8 человек, или 16%, полагают, что им в деловом общении мешают барьер «Непонимание»;
6 человек, или 12%, выделили барьер «Избегание».
Что касается организационных барьеров, то наибольшее количество респондентов (38 человек, или 76%) видят проблему в искажении сообщений, 8 человек, или 16%, – в информационных перегрузках, и 4 человека, или 8%, считают неудовлетворительной структуру медицинской организации.
В целом, основными предложениями по оптимизации коммуникационных процессов в КГБУЗ «ДЦАК» являются следующие:
коммуникации должны быть ясные, точные, основанные на достоверных фактах;
требуется постоянно поддерживать благоприятный социально-психологический климат;
необходимо поддерживать культуру общения в компании;
исключить условия возникновения деструктивного конфликта;
внедрить систему сбора предложений по совершенствованию коммуникаций посредством анонимной почты;
организовывать внутрифирменные семинары и тренинги по повышению эффективности деловых коммуникаций.