ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ - СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования взаимосвязи уровня тревожности и прогностической компетентности детей-сирот школьного возраста 7
Понятие и виды прогностической компетентности 7
Основные подходы к исследованию прогностической компетентности 14
Индивидуально-личностные особенности детей младшего школьного возраста 25
1.3.1 Индивидуально-личностные особенности детей-сирот младшего школьного возраста 29
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Исследование взаимосвязи уровня тревожности и прогностической компетентности детей-сирот школьного возраста 35
Организация и методы исследования 35
Результаты исследования 39
Взаимосвязь уровня тревожности и прогностической
компетентности детей-сирот младшего школьного возраста 39
Взаимосвязь уровня тревожности и прогностической
компетентности детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях 54
Сравнительный анализ взаимосвязи уровня тревожности и прогностической компетентности детей-сирот и детей, воспитывающихся в семьях, младшего школьного возраста 63
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Приложение 1. Методы исследования 80
Приложение 2. Коррелограммы взаимосвязи исследуемых показателей 85
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования взаимосвязи уровня тревожности и прогностической компетентности детей-сирот школьного возраста 7
Понятие и виды прогностической компетентности 7
Основные подходы к исследованию прогностической компетентности 14
Индивидуально-личностные особенности детей младшего школьного возраста 25
1.3.1 Индивидуально-личностные особенности детей-сирот младшего школьного возраста 29
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Исследование взаимосвязи уровня тревожности и прогностической компетентности детей-сирот школьного возраста 35
Организация и методы исследования 35
Результаты исследования 39
Взаимосвязь уровня тревожности и прогностической
компетентности детей-сирот младшего школьного возраста 39
Взаимосвязь уровня тревожности и прогностической
компетентности детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях 54
Сравнительный анализ взаимосвязи уровня тревожности и прогностической компетентности детей-сирот и детей, воспитывающихся в семьях, младшего школьного возраста 63
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Приложение 1. Методы исследования 80
Приложение 2. Коррелограммы взаимосвязи исследуемых показателей 85
В настоящее время исследование прогностической компетентности в различных отраслях психологии становится все более популярным. Активное изучение прогностической компетентности и вероятностного прогнозирования было начато во второй половине двадцатого века такими величайшими отечественными психологами, как И.М. Фейгенберг, Б.Ф.Ломов, Е.Н.Сурков, А.В. Брушлинский, Е.А.Сергиенко [21, 32, 54, 61]. Исследования этих ученых были посвящены выявлению общих закономерностей прогностической компетентности [10].
Современный человек ежедневно сталкивается с множеством стрессогенных ситуаций, вследствие чего неуклонно растет нагрузка на механизмы, которые способствуют разрешению проблемных ситуаций и их предвосхищению. Прогнозирование включает в себя разработку человеком стратегии собственного поведения в той или иной ситуации [1]. Антиципационный механизм обеспечивает формирование цели, планирование и программирование поведения и деятельности, он включается в процессы принятия решения, коммуникативные акты [7]. Несмотря на большое количество работ, посвященных исследованию прогностической компетентности как в норме, так и патологии, вопрос о специфике прогностической компетентности детей-сирот остается открытым и по сей день.
На сегодняшний день темпы роста численности детей-сирот замедлились, что подтверждается данными Министерства образования и науки РФ, согласно которым число детей-сирот за 2017 год снизилось до 50000 по сравнению с данными за 2016 год, за который было зарегистрировано около 60 тыс. сирот. Но, несмотря на это, количество детей, оставшихся без попечения родителей вследствие целого ряда тех или иных причин все равно остается на высоком уровне.
Помимо этого актуальность данной тематики обусловливается недостаточной изученностью влияния на прогностические способности такого личностного фактора, как тревожность. Выявление взаимосвязи уровня тревожности и прогностической компетентности позволит расширить представление о феномене антиципации, возможностях развития прогностической способности.
В связи с вышеизложенным, целью моей работы является определение характера взаимосвязи уровня тревожности и прогностической компетентности детей-сирот школьного возраста.
Объект исследования - прогностическая компетентность, уровень тревожности детей-сирот школьного возраста.
Предмет исследования - взаимосвязь прогностической компетентности и уровня тревожности детей-сирот младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования. У детей-сирот младшего школьного возраста имеется связь между тревожностью и конструированием в прогнозах пассивной позиции, узостью социального контекста прогнозирования.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить теоретическую базу работ, посвященных исследованию прогностической компетентности.
2. Провести анализ литературы, посвященной индивидуальноличностным особенностям детей-сирот младшего школьного возраста и детей, воспитывающихся в семьях.
3. Исследовать взаимосвязи между уровнем тревожности и прогностической компетентностью детей-сирот и детей, воспитывающихся в семьях, младшего школьного возраста.
4. Выявить специфику прогностической компетентности у детей-сирот и детей, воспитывающихся в семьях, с разными уровнями тревожности.
Теоретико-методологическую основу моего исследования составили теоретические положения по проблеме изучения прогностической компетентности Б.Ф. Ломова, Е.Н. Суркова, И.М. Фейгенберга, А.Н. Бернштейна, Е.А. Сергиенко, А.И. Ахметзяновой, антиципационная концепция неврозогенеза В.Д. Менделевича, согласно которой возникновение невротических расстройств рассматривается как результат антиципационной несостоятельности личности.
Методы исследования. Для решения поставленных задач был проведен теоретический анализ психологической литературы, использовался комплекс психодиагностических методик, а также методы статистической обработки (корреляционный анализ с использованием линейного коэффициента корреляции Пирсона). С целью выявления уровня тревожности детей младшего школьного возраста использовались тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Для выявления прогностической компетентности были использованы следующие методики: «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», разработанная кафедрой дефектологии и клинической психологии Казанского (Приволжского) федерального университета (А.И. Ахметзянова и др.); методика исследования особенностей прогностической деятельности «Угадайка» (Л.И.Переслени; В.Л. Подобед).
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическое исследование было проведено на базе ГБУ «Детский дом Приволжского района г.Казани», а также МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №85». Количество испытуемых составило 40 человек - дети-сироты и дети, воспитывающиеся в семьях, в возрасте от 8 до 9 лет (18 мальчиков и 22 девочки), которые были разделены на две выборки.
Теоретическая значимость работы заключается в более глубоком изучении феномена прогностической компетентности, расширении представлений о специфике прогностической компетентности детей-сирот, ее взаимосвязи с уровнем тревожности.
Практическая значимость работы. Возможно применение теоретических положений и результатов проведенного исследования в практической работе психолога в целях первичной диагностики, а также при разработке тренинговых и коррекционных занятий, которые направлены на развитие прогностических способностей личности на разных этапах онтогенеза, учебных спецкурсов и семинаров по проблемам развития прогностической компетентности.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на XII международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии»; на V международной научно-образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии»; на III международной научной конференции «Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы». По данной работе осуществлено три публикации.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Современный человек ежедневно сталкивается с множеством стрессогенных ситуаций, вследствие чего неуклонно растет нагрузка на механизмы, которые способствуют разрешению проблемных ситуаций и их предвосхищению. Прогнозирование включает в себя разработку человеком стратегии собственного поведения в той или иной ситуации [1]. Антиципационный механизм обеспечивает формирование цели, планирование и программирование поведения и деятельности, он включается в процессы принятия решения, коммуникативные акты [7]. Несмотря на большое количество работ, посвященных исследованию прогностической компетентности как в норме, так и патологии, вопрос о специфике прогностической компетентности детей-сирот остается открытым и по сей день.
На сегодняшний день темпы роста численности детей-сирот замедлились, что подтверждается данными Министерства образования и науки РФ, согласно которым число детей-сирот за 2017 год снизилось до 50000 по сравнению с данными за 2016 год, за который было зарегистрировано около 60 тыс. сирот. Но, несмотря на это, количество детей, оставшихся без попечения родителей вследствие целого ряда тех или иных причин все равно остается на высоком уровне.
Помимо этого актуальность данной тематики обусловливается недостаточной изученностью влияния на прогностические способности такого личностного фактора, как тревожность. Выявление взаимосвязи уровня тревожности и прогностической компетентности позволит расширить представление о феномене антиципации, возможностях развития прогностической способности.
В связи с вышеизложенным, целью моей работы является определение характера взаимосвязи уровня тревожности и прогностической компетентности детей-сирот школьного возраста.
Объект исследования - прогностическая компетентность, уровень тревожности детей-сирот школьного возраста.
Предмет исследования - взаимосвязь прогностической компетентности и уровня тревожности детей-сирот младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования. У детей-сирот младшего школьного возраста имеется связь между тревожностью и конструированием в прогнозах пассивной позиции, узостью социального контекста прогнозирования.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить теоретическую базу работ, посвященных исследованию прогностической компетентности.
2. Провести анализ литературы, посвященной индивидуальноличностным особенностям детей-сирот младшего школьного возраста и детей, воспитывающихся в семьях.
3. Исследовать взаимосвязи между уровнем тревожности и прогностической компетентностью детей-сирот и детей, воспитывающихся в семьях, младшего школьного возраста.
4. Выявить специфику прогностической компетентности у детей-сирот и детей, воспитывающихся в семьях, с разными уровнями тревожности.
Теоретико-методологическую основу моего исследования составили теоретические положения по проблеме изучения прогностической компетентности Б.Ф. Ломова, Е.Н. Суркова, И.М. Фейгенберга, А.Н. Бернштейна, Е.А. Сергиенко, А.И. Ахметзяновой, антиципационная концепция неврозогенеза В.Д. Менделевича, согласно которой возникновение невротических расстройств рассматривается как результат антиципационной несостоятельности личности.
Методы исследования. Для решения поставленных задач был проведен теоретический анализ психологической литературы, использовался комплекс психодиагностических методик, а также методы статистической обработки (корреляционный анализ с использованием линейного коэффициента корреляции Пирсона). С целью выявления уровня тревожности детей младшего школьного возраста использовались тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Для выявления прогностической компетентности были использованы следующие методики: «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», разработанная кафедрой дефектологии и клинической психологии Казанского (Приволжского) федерального университета (А.И. Ахметзянова и др.); методика исследования особенностей прогностической деятельности «Угадайка» (Л.И.Переслени; В.Л. Подобед).
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическое исследование было проведено на базе ГБУ «Детский дом Приволжского района г.Казани», а также МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №85». Количество испытуемых составило 40 человек - дети-сироты и дети, воспитывающиеся в семьях, в возрасте от 8 до 9 лет (18 мальчиков и 22 девочки), которые были разделены на две выборки.
Теоретическая значимость работы заключается в более глубоком изучении феномена прогностической компетентности, расширении представлений о специфике прогностической компетентности детей-сирот, ее взаимосвязи с уровнем тревожности.
Практическая значимость работы. Возможно применение теоретических положений и результатов проведенного исследования в практической работе психолога в целях первичной диагностики, а также при разработке тренинговых и коррекционных занятий, которые направлены на развитие прогностических способностей личности на разных этапах онтогенеза, учебных спецкурсов и семинаров по проблемам развития прогностической компетентности.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на XII международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии»; на V международной научно-образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии»; на III международной научной конференции «Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы». По данной работе осуществлено три публикации.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Проблема изучения прогнозирования как универсального механизма психической организации, который является неотъемлемой частью любой деятельности, представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом планах. В настоящее время не подлежит сомнению факт зависимости поведения человека от механизмов антиципации, раскрывающих способность человека к предвосхищению будущего. В связи с этим в психологии сформировалось множество разнообразных теорий, концепций, которые касаются проблемы феномена антиципации в организации поведения и деятельности человека.
В моей работе были рассмотрены подходы к классификации и изучению прогностической компетентности, которые отражены в трудах таких ученых, как Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, А.Н.Берштейн, Л.А.Регуш, Е.А. Сергиенко, И.М.Фейгенберг, В.Д. Менделевич, А.И. Ахметзянова. Несмотря на разностороннее изучение феномена антиципации, как в норме, так и в патологии, остается нерешенным вопрос о специфике антиципации детей- сирот, которая может быть обусловлена таким фактором, как повышенный индекс тревожности. В связи с чем, целью моего исследования было выявление характера взаимосвязи уровня тревожности и прогностической компетентности детей-сирот младшего школьного возраста.
В начале исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой прогностическая компетентность детей-сирот младшего школьного возраста коррелирует с показателями тревожности. В результате проведенного исследования вышеуказанное предположение было эмпирически подтверждено.
Полученные результаты позволяют утверждать, что для детей-сирот ввиду наличия высокого уровня общей школьной тревожности, страха несоответствовать ожиданиям окружающих характерно конструирование в прогнозах пассивной позиции, то есть рассмотрение в качестве активных субъектов, участвующих в разрешении прогнозируемой ситуации, других участников, а также построение прогнозов в рамках узкого социального контекста, не включающего более широкие социальные связи и отношения.
Помимо этого стоит отметить, что высокий уровень школьной тревожности, страх ситуаций, сопряженных с проверкой знаний и достижений, обусловливает у детей-сирот большую детализированность прогнозов, подробное описание компонентов прогнозируемых ситуаций. Также необходимо подчеркнуть, что дети-сироты с высокими уровнями, как общей, так и школьной тревожности, склонны демонстрировать инфантильные, не соответствующие возрасту и социально-коммуникаивному развитию паттерны поведения в прогнозируемых ситуациях. Тогда как сироты с низким уровнем тревожности и дети, воспитывающиеся в семьях, в своих прогнозах ориентируются на зрелые, соответствующие возрасту модели поведения.
В выборке детей, воспитывающихся в семьях, не было выявлено значимых взаимосвязей между показателями тревожности и прогностической компетентности. Однако качественный анализ прогнозов, данных детьми этой выборки, позволил отметить у них большую вариативность прогнозов, отличающую их от выборки детей-сирот. То есть дети, воспитывающиеся в семьях, склонны рассматривать сразу несколько альтернативных вариантов развития прогнозируемых событий, что снижает риск возникновения девиаций в данной выборке.
В этом контексте такие факторы, как инвариативность прогнозов, то есть рассмотрение единственно возможного варианта развития событий, высокий уровень общей тревожности, характерные для выборки детей-сирот, согласно антиципационной концепции неврозогенеза В.Д. Менделевича, могут стать преморбидными чертами возникновения неврозов, что является значимым выводом для клинической психологии.
Таким образом, ввиду возможного попадания детей-сирот в группу риска возникновения невротических расстройств, можно рекомендовать проведение в детских домах, учреждениях интернатного типа проведение всевозможных тренингов, направленных на развитие прогностической компетентности, снижение индекса тревожности.
В моей работе были рассмотрены подходы к классификации и изучению прогностической компетентности, которые отражены в трудах таких ученых, как Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, А.Н.Берштейн, Л.А.Регуш, Е.А. Сергиенко, И.М.Фейгенберг, В.Д. Менделевич, А.И. Ахметзянова. Несмотря на разностороннее изучение феномена антиципации, как в норме, так и в патологии, остается нерешенным вопрос о специфике антиципации детей- сирот, которая может быть обусловлена таким фактором, как повышенный индекс тревожности. В связи с чем, целью моего исследования было выявление характера взаимосвязи уровня тревожности и прогностической компетентности детей-сирот младшего школьного возраста.
В начале исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой прогностическая компетентность детей-сирот младшего школьного возраста коррелирует с показателями тревожности. В результате проведенного исследования вышеуказанное предположение было эмпирически подтверждено.
Полученные результаты позволяют утверждать, что для детей-сирот ввиду наличия высокого уровня общей школьной тревожности, страха несоответствовать ожиданиям окружающих характерно конструирование в прогнозах пассивной позиции, то есть рассмотрение в качестве активных субъектов, участвующих в разрешении прогнозируемой ситуации, других участников, а также построение прогнозов в рамках узкого социального контекста, не включающего более широкие социальные связи и отношения.
Помимо этого стоит отметить, что высокий уровень школьной тревожности, страх ситуаций, сопряженных с проверкой знаний и достижений, обусловливает у детей-сирот большую детализированность прогнозов, подробное описание компонентов прогнозируемых ситуаций. Также необходимо подчеркнуть, что дети-сироты с высокими уровнями, как общей, так и школьной тревожности, склонны демонстрировать инфантильные, не соответствующие возрасту и социально-коммуникаивному развитию паттерны поведения в прогнозируемых ситуациях. Тогда как сироты с низким уровнем тревожности и дети, воспитывающиеся в семьях, в своих прогнозах ориентируются на зрелые, соответствующие возрасту модели поведения.
В выборке детей, воспитывающихся в семьях, не было выявлено значимых взаимосвязей между показателями тревожности и прогностической компетентности. Однако качественный анализ прогнозов, данных детьми этой выборки, позволил отметить у них большую вариативность прогнозов, отличающую их от выборки детей-сирот. То есть дети, воспитывающиеся в семьях, склонны рассматривать сразу несколько альтернативных вариантов развития прогнозируемых событий, что снижает риск возникновения девиаций в данной выборке.
В этом контексте такие факторы, как инвариативность прогнозов, то есть рассмотрение единственно возможного варианта развития событий, высокий уровень общей тревожности, характерные для выборки детей-сирот, согласно антиципационной концепции неврозогенеза В.Д. Менделевича, могут стать преморбидными чертами возникновения неврозов, что является значимым выводом для клинической психологии.
Таким образом, ввиду возможного попадания детей-сирот в группу риска возникновения невротических расстройств, можно рекомендовать проведение в детских домах, учреждениях интернатного типа проведение всевозможных тренингов, направленных на развитие прогностической компетентности, снижение индекса тревожности.
Подобные работы
- ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В СИТУАЦИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы прогностической компетентности в психологии
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ К ЗДОРОВЬЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



