Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование исследования взаимосвязи уровня тревожности и прогностической компетентности детей-сирот школьного возраста 7
Понятие и виды прогностической компетентности 7
Основные подходы к исследованию прогностической компетентности 14
Индивидуально-личностные особенности детей младшего школьного возраста 25
1.3.1 Индивидуально-личностные особенности детей-сирот младшего школьного возраста 29
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Исследование взаимосвязи уровня тревожности и прогностической компетентности детей-сирот школьного возраста 35
Организация и методы исследования 35
Результаты исследования 39
Взаимосвязь уровня тревожности и прогностической
компетентности детей-сирот младшего школьного возраста 39
Взаимосвязь уровня тревожности и прогностической
компетентности детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях 54
Сравнительный анализ взаимосвязи уровня тревожности и прогностической компетентности детей-сирот и детей, воспитывающихся в семьях, младшего школьного возраста 63
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Приложение 1. Методы исследования 80
Приложение 2. Коррелограммы взаимосвязи исследуемых показателей 85
В настоящее время исследование прогностической компетентности в различных отраслях психологии становится все более популярным. Активное изучение прогностической компетентности и вероятностного прогнозирования было начато во второй половине двадцатого века такими величайшими отечественными психологами, как И.М. Фейгенберг, Б.Ф.Ломов, Е.Н.Сурков, А.В. Брушлинский, Е.А.Сергиенко [21, 32, 54, 61]. Исследования этих ученых были посвящены выявлению общих закономерностей прогностической компетентности [10].
Современный человек ежедневно сталкивается с множеством стрессогенных ситуаций, вследствие чего неуклонно растет нагрузка на механизмы, которые способствуют разрешению проблемных ситуаций и их предвосхищению. Прогнозирование включает в себя разработку человеком стратегии собственного поведения в той или иной ситуации [1]. Антиципационный механизм обеспечивает формирование цели, планирование и программирование поведения и деятельности, он включается в процессы принятия решения, коммуникативные акты [7]. Несмотря на большое количество работ, посвященных исследованию прогностической компетентности как в норме, так и патологии, вопрос о специфике прогностической компетентности детей-сирот остается открытым и по сей день.
На сегодняшний день темпы роста численности детей-сирот замедлились, что подтверждается данными Министерства образования и науки РФ, согласно которым число детей-сирот за 2017 год снизилось до 50000 по сравнению с данными за 2016 год, за который было зарегистрировано около 60 тыс. сирот. Но, несмотря на это, количество детей, оставшихся без попечения родителей вследствие целого ряда тех или иных причин все равно остается на высоком уровне.
Помимо этого актуальность данной тематики обусловливается недостаточной изученностью влияния на прогностические способности такого личностного фактора, как тревожность. Выявление взаимосвязи уровня тревожности и прогностической компетентности позволит расширить представление о феномене антиципации, возможностях развития прогностической способности.
В связи с вышеизложенным, целью моей работы является определение характера взаимосвязи уровня тревожности и прогностической компетентности детей-сирот школьного возраста.
Объект исследования - прогностическая компетентность, уровень тревожности детей-сирот школьного возраста.
Предмет исследования - взаимосвязь прогностической компетентности и уровня тревожности детей-сирот младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования. У детей-сирот младшего школьного возраста имеется связь между тревожностью и конструированием в прогнозах пассивной позиции, узостью социального контекста прогнозирования.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить теоретическую базу работ, посвященных исследованию прогностической компетентности.
2. Провести анализ литературы, посвященной индивидуальноличностным особенностям детей-сирот младшего школьного возраста и детей, воспитывающихся в семьях.
3. Исследовать взаимосвязи между уровнем тревожности и прогностической компетентностью детей-сирот и детей, воспитывающихся в семьях, младшего школьного возраста.
4. Выявить специфику прогностической компетентности у детей-сирот и детей, воспитывающихся в семьях, с разными уровнями тревожности.
Теоретико-методологическую основу моего исследования составили теоретические положения по проблеме изучения прогностической компетентности Б.Ф. Ломова, Е.Н. Суркова, И.М. Фейгенберга, А.Н. Бернштейна, Е.А. Сергиенко, А.И. Ахметзяновой, антиципационная концепция неврозогенеза В.Д. Менделевича, согласно которой возникновение невротических расстройств рассматривается как результат антиципационной несостоятельности личности.
Методы исследования. Для решения поставленных задач был проведен теоретический анализ психологической литературы, использовался комплекс психодиагностических методик, а также методы статистической обработки (корреляционный анализ с использованием линейного коэффициента корреляции Пирсона). С целью выявления уровня тревожности детей младшего школьного возраста использовались тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Для выявления прогностической компетентности были использованы следующие методики: «Способность к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы», разработанная кафедрой дефектологии и клинической психологии Казанского (Приволжского) федерального университета (А.И. Ахметзянова и др.); методика исследования особенностей прогностической деятельности «Угадайка» (Л.И.Переслени; В.Л. Подобед).
Опытно-экспериментальная база исследования. Эмпирическое исследование было проведено на базе ГБУ «Детский дом Приволжского района г.Казани», а также МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №85». Количество испытуемых составило 40 человек - дети-сироты и дети, воспитывающиеся в семьях, в возрасте от 8 до 9 лет (18 мальчиков и 22 девочки), которые были разделены на две выборки.
Теоретическая значимость работы заключается в более глубоком изучении феномена прогностической компетентности, расширении представлений о специфике прогностической компетентности детей-сирот, ее взаимосвязи с уровнем тревожности.
Практическая значимость работы. Возможно применение теоретических положений и результатов проведенного исследования в практической работе психолога в целях первичной диагностики, а также при разработке тренинговых и коррекционных занятий, которые направлены на развитие прогностических способностей личности на разных этапах онтогенеза, учебных спецкурсов и семинаров по проблемам развития прогностической компетентности.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на XII международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии»; на V международной научно-образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии»; на III международной научной конференции «Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы». По данной работе осуществлено три публикации.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Проблема изучения прогнозирования как универсального механизма психической организации, который является неотъемлемой частью любой деятельности, представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом планах. В настоящее время не подлежит сомнению факт зависимости поведения человека от механизмов антиципации, раскрывающих способность человека к предвосхищению будущего. В связи с этим в психологии сформировалось множество разнообразных теорий, концепций, которые касаются проблемы феномена антиципации в организации поведения и деятельности человека.
В моей работе были рассмотрены подходы к классификации и изучению прогностической компетентности, которые отражены в трудах таких ученых, как Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, А.Н.Берштейн, Л.А.Регуш, Е.А. Сергиенко, И.М.Фейгенберг, В.Д. Менделевич, А.И. Ахметзянова. Несмотря на разностороннее изучение феномена антиципации, как в норме, так и в патологии, остается нерешенным вопрос о специфике антиципации детей- сирот, которая может быть обусловлена таким фактором, как повышенный индекс тревожности. В связи с чем, целью моего исследования было выявление характера взаимосвязи уровня тревожности и прогностической компетентности детей-сирот младшего школьного возраста.
В начале исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой прогностическая компетентность детей-сирот младшего школьного возраста коррелирует с показателями тревожности. В результате проведенного исследования вышеуказанное предположение было эмпирически подтверждено.
Полученные результаты позволяют утверждать, что для детей-сирот ввиду наличия высокого уровня общей школьной тревожности, страха несоответствовать ожиданиям окружающих характерно конструирование в прогнозах пассивной позиции, то есть рассмотрение в качестве активных субъектов, участвующих в разрешении прогнозируемой ситуации, других участников, а также построение прогнозов в рамках узкого социального контекста, не включающего более широкие социальные связи и отношения.
Помимо этого стоит отметить, что высокий уровень школьной тревожности, страх ситуаций, сопряженных с проверкой знаний и достижений, обусловливает у детей-сирот большую детализированность прогнозов, подробное описание компонентов прогнозируемых ситуаций. Также необходимо подчеркнуть, что дети-сироты с высокими уровнями, как общей, так и школьной тревожности, склонны демонстрировать инфантильные, не соответствующие возрасту и социально-коммуникаивному развитию паттерны поведения в прогнозируемых ситуациях. Тогда как сироты с низким уровнем тревожности и дети, воспитывающиеся в семьях, в своих прогнозах ориентируются на зрелые, соответствующие возрасту модели поведения.
В выборке детей, воспитывающихся в семьях, не было выявлено значимых взаимосвязей между показателями тревожности и прогностической компетентности. Однако качественный анализ прогнозов, данных детьми этой выборки, позволил отметить у них большую вариативность прогнозов, отличающую их от выборки детей-сирот. То есть дети, воспитывающиеся в семьях, склонны рассматривать сразу несколько альтернативных вариантов развития прогнозируемых событий, что снижает риск возникновения девиаций в данной выборке.
В этом контексте такие факторы, как инвариативность прогнозов, то есть рассмотрение единственно возможного варианта развития событий, высокий уровень общей тревожности, характерные для выборки детей-сирот, согласно антиципационной концепции неврозогенеза В.Д. Менделевича, могут стать преморбидными чертами возникновения неврозов, что является значимым выводом для клинической психологии.
Таким образом, ввиду возможного попадания детей-сирот в группу риска возникновения невротических расстройств, можно рекомендовать проведение в детских домах, учреждениях интернатного типа проведение всевозможных тренингов, направленных на развитие прогностической компетентности, снижение индекса тревожности.
1. Абитов, И.Р. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения (в норме и при психосоматических и невротических расстройствах) [Текст]: автореф.дис...канд. психол. наук. / И.Р. Абитов. - Казань, 2007. - 133 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст]: учебник / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. - 299 с.
3. Акопов, А.Ю. Сравнительное изучение прогностической деятельности дошкольников, взрослых и больных шизофренией [Текст] / А.Ю. Акопов // Вопросы психологии. М., 1983, № 3. - С. 97-101.
4. Анохин, П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности [Текст]: избр. тр. / АН СССР, Отделение физиологии/ П.К. Анохин. М.: Наука, 1979. - 454 с.
5. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы [Текст]: учебник / П.К. Анохин. - М.: Наука, 1980. - 197 с.
6. Анцыферова, Л.И. Мудрость и ее проявление в разные периоды жизни человека [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - М., 2004.- № 3. - С. 17-24.
7. Артищева, Л.В., Латиева, А.И. Взаимосвязь уровня тревожности и прогностической компетентности детей-сирот младшего школьного возраста [Текст] // Сборник научных трудов XII Международной научно- образовательной конференции (Казань, 24 апреля 2018 г.) / под ред. А.И. Ахметзяновой. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - C. 18-25
8. Асмолов, А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии [Текст]: учебник / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2002. - 480с.
9. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст]: учеб. для вузов / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1990. - 367с.
10. Ахметзянова, А.И. Специфика антиципации младших школьников в условиях дефицитарного дизонтогенеза [Текст] / А.И.Ахметзянова //Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - 2017. - № 56 (7). - С. 268-280.
11. Ахметзянова, А.И. Теоретический анализ представлений о развитии антиципирующей функции психического отражения [Текст] / Ахметзянова А.И. //Гуманитарные и социальные науки.- СевероКавказский научный центр высшей школы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Южный федеральный университет, 2015. - №3.- С. 233-249.
12. Ахметзянова, А.И., Сайфуллина, Н.А. Исследование речекоммуникативной функции прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] /А.И.Ахметзянова, Н.А.Сайфуллина//Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика. Сборник научных трудов XII Международной научно-образовательной конференции. 24 апреля 2018 г. Казань: Отечество, 2018. - № 12. - С. 8-12.
13. Ахметзянова, А.Н. Взаимосвязи особенностей антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис... канд. психол. наук /А.Н. Ахметзянова. - Казань, 2002. - 19 с.
14. Бажин, Е.Ф. Об особенностях вероятностного прогнозирования при некоторых психопатологических и нейропсихологических синдромах [Текст] / Бажин Е.Ф., Меерсон Я.А., Тонконогий И.М. // Шизофрения и вероятностное прогнозирование. - М., 1977. - С. 34-73.
15. Базылевич, Т.Ф. К проблеме задатков прогностических способностей [Текст] / Т.Ф. Базылевич // Психологический журнал. - М., 1994. - № 6.
- С. 90-99.
16. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца [Текст]: учебник / Т. Бауэр. - Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1985. - 320 с.
17. Бернштейн, Н.А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности [Текст]: учебник / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1966. - 349 с.
18. Блинков, С.М. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека [Текст]: учебник / С.М. Блинков, И.М. Фейгенберг, М.А. Цискаридзе. - М.: Наука, 1977. -349 с.
19. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]: учебник/ Божович Л.И.- СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 398 с.
20. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст]: пособие для студентов / Г.М.Бреслав. - М: «Педагогика», 1990. - 140с.
21. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование [Текст]: учебник / А.В. Брушлинский. - М. Мысль, 1979. - 230 с.
22. Булыгина, Т.Б. Прогнозирование в учебной деятельности и нравственном поведении младших школьников [Текст]: учеб. пособие для вузов / Т.Б. Булыгина. - СПб. : Питер, 1996. - 90 с.
23. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст]: учебник / А.Валлон. Пер. с франц. - М.: Просвещение, 1967. - 196 с.
24. Ветошкина, С. А. Особенности эмоциональной сферы у детей-сирот [Текст] / Ветошкина С.А.// Современная зарубежная психология. - 2015. - № 1. - С. 15-25.
25. Гончарова, О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции
и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями [Текст]: автореф. дис... канд. психол. наук / O.JI. Гончарова. - Казань, 2003. - 23 с.
26. Громова, Ч.Р. Сравнительное изучение антиципационных особенностей у детей с невротическими расстройствами и их
родителей [Текст]: дис... канд. психол. наук: 19.00.13 / Ч.Р. Громова. - Казань, 2003. - 135с.
27. Демакина, О.В. Особенности формирования клинических проявлений остеохондроза поясничного отдела позвоночника в зависимости от параметров антиципационной деятельности пациента [Текст]: автореф. дис. канд. мед. наук / О.В. Демакина. - Казань, 2004. - 150 с.
28. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития [Текст] учеб. пособие для студентов / под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграфсервис, 2004. - 336с.
29. Дубровина, И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст]: учебник / И.В. Дубровина, А.Г. Рузская. - М.: Просвещение,2005. - 157с.
30. Кондратьева, И.Н. Планирование своей деятельности младшими школьниками [Текст] / И.Н. Кондратьева // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 47-55.
31. Конева, О.Б. Психологические особенности социальноэмоциональных нарушений личности детей-сирот [Текст] //
Журнал «Вестник Южно-Уральского
государственного университета. - Серия: Психология», 2009.- №6. - С. 59-65.
32. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст]: учебник/ Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - М.: Наука, 1980. - 280 с.
33. Лурия, А.Р. Мозг человека и психические процессы [Текст]: учебник / А.Р. Лурия. - М.: Педагогика, 1963. - 315 с.
34. Лысюк, Т.К. Эмпирическая картина становления продуктивного целеполагания у детей 2-4 лет [Текст] / Л.Г. Лысюк // Вопросы психологии. - М., 2000. - № 1. - С. 58-67.
35. Менделевич, В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина [Текст]: учебник / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. - М.: МЕДпресс- информ, 2002. - 607 с.
36. Менделевич, В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза [Текст]: монография. - М.: ИД «Городец», 2018. - 448 с.
37. Меницкий, Д.Н. Высшая нервная деятельность человека и животных в вероятностно-организованной внешней среде [Текст]: автореф. докт. дис... / Д.Н. Меницкий. - М., 1981.- 61 с.
38. Миллер, Д. Планы и структура поведения [Текст]: учебник / Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. - М.: Прогресс, 2000. - 228 с.
39. Найссер, У. Познание и реальность: смысл и принципы когнитивной психологии [Текст]: учебник / У. Найссер. - Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1981. - 230 с.
40. Нигматуллина, И. А. Современные аспекты изучения коммуникативной функции антиципационной состоятельности [Текст]
/ И. А. Нигматуллина, Ф. Р. Яппарова // Образование и личность: разнообразие зон развития: сборник междунар. науч. -практической конф. - Казань: НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного
образованиям редакционно-издательский цент «Школа«, 2017. - С. 79
81.
41. Ничипоренко, Н. П., Менделевич, В. Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст] /Н.П.Ничипоренко, В.Д.Менделевич // Психологический журнал. - 2006. - № 5. - С. 50-58.
42. Ничипоренко, Н.П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств [Текст]/ Н.П. Ничипоренко // Вопросы психологии. - М., 2007.- №2. - С. 123-130.
43. Переслени, Л.И. Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития [Текст] / Л.И. Переслени,
В.Л. Подобед // Дефектология. - М.,1982. - № 6. - С. 11-177.
44. Переслени, Л.И. Особенности вероятного прогнозирования у детей в норме и патологии [Текст] / Л.И. Переслени // Вопросы психологии. — М., 1976.- № 2. - С. 115-123.
45. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов/ А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1997. - 336 с.
46. Пиаже, Ж. Антиципирующая деятельность [Текст] / Ж. Пиаже // Экспериментальная психология. - М.: Прогресс, 1966. - № 6. - С. 43-46.
47. Платонов К.К. Краткий словарь психологических понятий. [Текст] / К.К. Платонов. - М.: Высш.шк., 1984. - 174 с.
48. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании
будущего [Текст]: учебник/ Л.А. Регуш. - СПб.: «Речь», 2003.- 352с.
49. Росс, Л. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии [Текст]: учебник/ пер. с англ. В.В. Емельянова, B.C. Магуна / Л. Росс, Р.М. Нисбетт.- М.: Аспект Пресс, 2000. - 429 с.
50. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учебник / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: ПитерКом, 1999. - 720 с.
51. Рябова, Т.В. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и креативности у психически здоровых и больных шизофренией [Текст]: дис...канд. психол. наук: 19.00.01 / Т.В. Рябова. - Казань,
2003. - 109 с.
52. Сапогова, Е.Е. Психологи развития человека [Текст]: учебное пособие/Е.Е.Сапогова. - М: Аспект Пресс, 2005. - 460с.
53. Сергиенко, Е.А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд [Текст]: учебник / Е.А. Сергиенко. - М.: Институт психологии РАН, 2006. - 464с.
54. Сергиенко, Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека [Текст]: учебное пособие для студентов / Е.А. Сергиенко. - М.: Прогресс, 1992. - 142 с.
55. Скиданенко, Т.В. Пограничные психические расстройства при эпилепсии и их связь с антиципационными особенностями психической деятельности [Текст]: автореф. дис... канд. мед. наук. / Т.В. Скиданенко. - Казань, 2003. - 20 с.
56. Сумина, Н.Е. Взаимосвязь антиципационной состоятельности и личностных свойств [Текст]: автореф. дисс... канд. психол. наук / Н.Е. Сумина. - Казань, 2008. - 22 с.
57. Узелевская, А.Э. Взаимосвязь прогностической (антиципационной) компетентности с клиническими формами, выраженностью и степенью компенсации личностных расстройств [Текст]: автореф. дисс. канд. психол. наук/ А.Э. Узелевская. - Казань, 2002. - 25 с.
58. Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования [Текст]: учебник / Д.Н.Узнадзе. - М.: Наука, 1966.- 451 с.
59. Ушаков, Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства [Текст]: учебник / Г.К. Ушаков. - М.: Медицина, 1987. - 303 с.
60. Фейгенберг, И.М. Память и вероятностное прогнозирование [Текст] / И.М. Фейгенберг // Вопросы психологии. - М., 1973. - № 3. - С. 8-18.
61. Фейгенберг, И.Н. Нарушение вероятностного прогнозирования при шизофрении [Текст] / И.Н. Фейгенберг // Вопросы психологии. - М.,1973. - №5. - С. 5-19.
62. Цукерман, Г. А., Елизарова Н. В. О детской самостоятельности [Текст]/ Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - М., 1990. - № 6. - С. 37 - 44.
63. Allport F.H. Theories of perception and the concept of structure. N.Y., 1955
64. Wundt W. Vorlesungen under die Menschen und Thierseele von Wilhelm Wundt. Bd 1. Leipzig, Vob. 1874.