Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Осмысление феномена национал-социализма в истории философии и современной культуре: от эстетики к эстетизации

Работа №40290

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы92
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
390
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I Оценка феномена национал-социализма в концепциях философов
ХХ столетия.
§1.1 Феномен масс и тоталитарное государство в исследованиях Ханны
Арендт и Хосе Ортеги-и-Гассета
§1.2 Диалектика Просвещения как предпосылка формирования национал-
социализма: Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно.
Глава II. Мифотворчество и эстетика национал-социализма §2.1 Идеология нацизма как плод новой мифологизации культуры: Е.М. Лифшиц
§2.2 Ритуал как воспроизведение символов нацистской идеологии:
праздник и повседневность
Глава III. Эстетизация национал-социализма:
§3.1 Идеология и насилие, как основание тоталитарного государства, в
концепции Славоя Жижека
§ 3.2 Феномен дегуманизации искусства. Движение Nazi-chic и Гитлер как герой интернет - мемов: эстетизация фашизма как обесценивание исторического прошлого
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Двадцатый век - трагическое время, триумф банального зла, антигуманизма и непростительной жестокости. Преодоление ужасов прошлого столетия стало основой нового мира, который начал и продолжает жить с оглядкой на свою кровавую историю. Нацизм стал тем уроком, который нельзя забывать. Еще до недавнего времени темы, связанные с холокостом, концлагерями, нацистской идеологией и Второй мировой войной вообще, воспринимались миром как постыдное прошлое, по поводу которого не могло быть размышлений и дискуссий о том, хорошо это или плохо, ответ был очевиден.
Сегодня мы понимаем, что дискуссии, размышления, анализ этих вопросов не только возможны, но даже необходимы. Исторический опыт поставил перед нами границу, которою мир уже однажды перешел, и теперь, чтобы не переступать ее вновь, важно понять, как и почему национал- социализм увлек такое количество людей.
Многочисленные труды философов, социологов, политологов и психологов XX века помогли выявить причины привлекательности нацисткой идеологии. Многие из них достаточно хорошо изучены, но в реалиях XXI века проявилась ещё одна, ранее незаметная и почти не исследованная - эстетизация нацизма.
Актуальность проблемы исследования. Сегодня, особенно в странах Азии, наблюдается эстетизация нацистских атрибутов: свастики, военной формы, различных символов, гимнов и т.д., это своеобразное движение носит название «нацистский шик» (nazi chic). Сотни людей считают нормальным и даже эстетически приятным носить форму солдата СС, или ужинать в кафе, стены которого увешаны портретами Гитлера. Это странное, совершенно неприемлемое для европейца движение, вполне спокойно без осуждения со стороны правительства существует в странах Азии: Таиланде, Японии, Южной Корее. Молодые люди, участвующие в подобных движениях, утверждают, что для них в этом отсутствует какая-либо идеологическая подоплека, они видят в этом лишь внешнюю красоту.
В Европейских странах, а также современной России нацизм нормализируется, теряет образ ужаса и становится частью поп-культуры. Сегодня, как и в годы существования нацистской Германии, именно стиль, именно нацистская эстетика, играя на своеобразных представлениях человека о прекрасном и гармоничном, является равновесной причиной выбора в пользу атрибутов третьего рейха для многих людей.
Азиатский мир склонен к тоталитаризму. Мы хорошо видим это на примере Японии, принимавшей активное участие во Второй мировой войне на стороне Германии; на примере Китая, который и сегодня живет, пусть и в модернизированном, но все еще тоталитарном обществе; на примере Северной Кореи, которая, не скрывая характера своего социально-политического строя, продолжает консервироваться, поддерживая жесткий режим внутри страны, выходит на мировую арену как безусловный агрессор. Возникшая симпатия к эстетике нацизма в этих странах не может не вызывать опасений.
Европейская цивилизация, сохранившая до сих пор память и боль прошедших войн, всё ещё далека от азиатского восприятия нацистской эстетики, но не трудно заметить тенденцию к смягчению, первые шаги к тому, чтобы общество воспринимало нацизм как норму. В нашей культуре особую популярность обретает не нацизм в целом, но личность Г итлера. В интернете он повсюду, столкновения с его персоной невозможно избежать. Фотографии домашних питомцев, случайных вещей, узоров, визуально напоминающих очертания Гитлера, мемы, использующие за основу его портреты, есть даже игра, «Шесть шагов к Гитлеру», ее суть в том, чтобы за шесть, или менее ходов, от случайной статьи на сайте Википедия перейти к статье о Гитлере. На YouTube есть обширная коллекция пародийных версий разговора Бруно Ганца в фильме «Падение», отрывка его монолога, в тот момент, когда Гитлер получает новость об окончательном поражении: «Гитлер недоволен, тем, как заканчивается Гарри Поттер», «Гитлер реагирует на развод Ким Кардашьян», «Гитлер проинформирован о том, что его пицца придет позднее», «Гитлер и скайп», и т.д.
Изображения Гитлера и нацистов изобилуют во множестве фильмов, большинство из которых представляют альтернативный вариант истории, например, «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино (2009), в нем Гитлер умирает в граде пуль; в «Железном небе» (2012), в котором нацисты избежали хаоса последних дней войны на гигантском космическом корабле и основали базу на другой стороне Луны, откуда они собираются вторгнуться на Землю. Есть и комедии о Гитлере, в первую очередь роман «Look Who's Back», по которому был снят одноименный фильм, в котором Гитлер просыпается, его одежда все еще пропитана бензином, в современном Берлине. Изучая немецкую германию XXI века, он оценивает все с нацистской точки зрения с предсказуемо смешными последствиями.
Подобная волна тривиализации подкрепляется также тем, что в академической среде все чаще холокост оценивается как один геноцид среди многих, а Сталин подвергается не меньшему осуждению, чем Гитлер, из чего следует мысль о том, что исход Второй мировой войны — это переход восточной части Европы из-под власти одного тоталитарного режима, к другому, а вовсе не освобождение стран от нацизма. В интернете все больше сайтов, наполненных статьями о возможном альтернативном развитии истории, о возможной победе нацистской германии в этой войне, на данную тему был снят сериал «Человек в высоком замке», по одноименной книге Филипа Дика, его сюжет - это альтернативная мировая история, где страны ОСИ одержали победу в войне и оккупировали территории союзных государств. Подобные тенденции вызывают опасение.
Гитлер все чаще появляется на экранах, даже в тех фильмах и сюжетах, которые далеки от исторического жанра, он уже не исторический персонаж, а мем. Все это способствует «нормализации» нацистского прошлого, которое можно определить лишь, как отход от гуманизма и морали. Нацизм, из-за подобных тенденций в искусстве, уже не кажется исключительным, как когда- то. Такая нездоровая «нормализация» должна породить собственную противоположность, а именно заявление об исторической уникальности и злой, бесчеловечной сущности нацизма.
Политика нацистов вполне удовлетворяет стремлениям нашего времени, что безусловно не может сказываться на обществе положительно. Именно эта проблема является центром данной работы. Нацизм эстетически привлекателен, он подкупает своей внешней красотой. Есть то, что можно назвать эстетикой нацизма /фашизма /тоталитаризма. Эстетика - это чувственное освоение действительности, т.е. эстетический посыл тоталитарного искусства стремиться оказать воздействие на наши чувства. Поскольку искусство начиная с ХХ века, является особо политизированным, то совершенно неудивительно, что в нем возможно рассмотреть все черты идеологии, захвативший массовое сознание. Но, искусство способно не просто завуалированно преподнести любую идею, незаметно внедрив ее в сознание человека, оно способно изменить наше отношение к какой-либо идее, сыграв на чувствах. Современный мир прощает красоте многое, и в случае с нацизмом может за это дорого заплатить.
Степень разработанности проблемы нацизма вообще в Российской науке и философии остаётся относительно невысокой, хотя в мире в целом тема тоталитарных режимов и национал-социализма в частности, сегодня достаточно востребована для исследований, в том числе в философских кругах.
Первыми исследованиями феномена фашизма стали философы, которые творили параллельно с процессом становления тоталитарных государств: Хосе Ортега-и-Гассет, Ханна Арендт, Карл Поппер, Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Фридрих Август фон Хайек, Франц Леопольд Нейман, И.А. Ильин, Эрих Фромм, М.А. Лифшиц.
К современным исследователям данного феномена можно отнести: Славоя Жижека, Умберто Эко, Зигмунта Баумана, Гавриила Розенфельда, Лауру Кидд, Майкла Тётеберга, Лутфуллина Рафаэля, А.П. Бутенко, Ральфа Дарендорфа.
Разрабатывая проблему национал-социализма, мы не можем избежать таких тем как: насилие, мораль, идеология, революция, эстетизация, игра и ритуал. Поэтому с необходимостью обращаемся к работам А. Бергсона А.А. Гусейнова, Н. Лумана, М.К. Мамардашвили, И. Шевеленко, Й. Хёйзинга.
Объектом исследования данной работы является феномен национал социализма его отражение в современной культуре, предмет составляет проблема нормализации и эстетизации нацизма в интернет-пространстве.
Цель данного исследования: с помощью философского анализа рассмотреть, как национал-социализм стал нормой для современного общества, выявить причины популярности образа Гитлера у современной молодежи. Понять каковы границы этой проблемы, что заключено в следующих задачах:
1. Выявить общие черты национал-социализма в концепциях философов ХХ столетия;
2. Рассмотреть тенденции мифотворчества в эстетика национал- социализма;
3. Провести анализ феномена эстетизации национал-социализма в современной культуре;
Среди методов, использованных при написании данной работы можно выделить такие как изучение источников, сравнение источников, анализ и синтез, аналогия, герменевтический метод, общелогические методы и приёмы исследования.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав (1 глава - 2 параграфов, 2 глава - 2 параграфов, 3 глава - 3 параграфа) и заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение проведенного нами исследования можно сделать следующие основные выводы по теме.
Задаваясь вопросом каковы причины такой склонности к нацизму, почему общество делает выбор в его пользу уже не в первый раз, мы обращаемся к опыту предшественников, которые активно занимались разработкой этой темы. Каждый из них попытался выделить главную причину, которая, на его взгляд, поспособствовала торжеству кровавого режима. Хосе Ортега-и-Гассет как один из первых исследователей говорит о формировании безликого, заурядного человека массы, численность которых стала настолько велика, что они смогли получить доступ к власти, навязав миру собственное невежество.
Ханна Арендт продолжает его мысль, но уходит вглубь проблемы, и рассматривает причины, по которым мир не просто терпел навязанные ему правила игры, но и принимал в ней активное участие, при этом не испытывая моральных переживаний. Философинья приходит к выводу о том, что так проявляет себя банальное зло, которое паразитирует на бездействии и покорности людей.
Адорно и Хоркхаймер затрагивают тему диалектики просвещения. Культ разума, рациональности привел к тому, что ХХ век стал режимом диктаторов, т.к. буржуазная европейская цивилизация в потенциале и являлась фашизмом. Идеалом человека просвещения можно назвать машину, механизм, который кажется идеальной конструкцией, не дает сбоев. Стремясь к этому идеалу люди сами превратились в роботов, выполняющих вверяемые им функции, а после были упрощены правителями до отдельных «винтиков», где каждый подлежал замене. «Фашизм, избавил подвластные ему народы от бремени моральных чувств посредством дисциплины».
Национал-социализм и его эстетика в целом привлекательны для человека, т.к. содержат в себе элемент игры, смесь мифа и религии, эстетически целостны. В современной культуре мы проходим стадию нормализации всего, что связанно с нацизмом, и не только в массовой культуре, но и в среде ученых. Нацизм теряет свою исключительность, о которой много писала Ханна Аренд, теперь это лишь одна из множества ошибок. Современная культура эстетизирует и нормализует нацистское прошлое.
Гитлер, как часть поп-культуры не может не вызывать опасений. Его трансформация из исторического персонажа в бренд, свидетельствует о низком уровне морали в нашем обществе. Процесс мемификации личности фюрера не имеет отношения к низкому уровню образования, ведь те, кто используют его образ, владеют достаточным уровнем знания о его деяниях. Однако, это не мешает иронически отстранённому настроению нашего времени.
Сегодня, мы не можем себе позволить мягкость в отношении такого своеобразного нестандартного неонацизма. «Нормализация» со временем может дойти до абсурда, если градус зла снижается уже сегодня, то очевидно, что вскоре нацизм перестанет восприниматься в негативном ключе, и в лучшем случае преобладающее к нему отношение будет нейтральным.
Воспринимать нацистский шик, многообразные мемы и пародии, как нечто безопасное невозможно. Сатира - это тонкое искусство, большинство сатиры не понимает, и порой то что автор пытался высмеять может остаться незаметным, а сам факт «нормализации» автоматически закрепиться в сознании. «Унижение» нацизма, осмеяние его идей мы не можем воспринимать, как его уничтожение. Это подтверждает и то, что сатира направленна не только на нацизм, есть сатира на верующих фанатиков, вороватую власть, системных людей, наша и мировая культура полна сатиры, но она всегда существует для узкого круга людей способных ее осознать, она «элитарна».
Мир находится в шатком положение, существование авторитарных и тоталитарных режимов в наши дни это подтверждает. Сменив одежду, переставив слова в лозунгах, массу можно легко обмануть.
Если говорить о перспективах исследования, то от изучения частного случая тоталитарного режима, можно перейти к изучению тоталитаризма в целом, провести между существовавшими режимами четкие границы что позволит наиболее полно их изучить.



1. Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. М.: Европа, 2008. 424с. ISBN: 978 - 5 - 9739 - 0162 - 2
2. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996. 672с. ISBN: 5 - 87129 - 006 - Х
3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. 303с. ISBN: 5 -87106 - 073 - 0
4. Асемоглу, Д., Робинсон Дж. А. Экономические истоки диктатуры и демократии. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 512 с. ISBN: 978-5-7598-0825-1
5. Баталов, Э. Я. В мире утопии: пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М.: Политиздат, 1989. 3189с. ISBN: 5 - 250 - 00726 - 0
6. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994. 384с. ISBN: 5 - 88373 - 001 - 9
7. Бёрк, П. Что такое культуральная история? М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 240 с. ISBN: 978-5-7598-1207-4
8. Гусейнов А. А. Философия, мораль, политика - М.: ИКЦ «Академкнига», 2002. 304с. ISBN: 5 - 94628 - 065 - 1
9. Дарендорф Ральф Тропы из утопии. М.: Праксис, 2002. 536 с. ISBN: 5901574-08-7
10. Жижек Славой Искусство смешного возвышенного. О фильме Дэвида Линча «Шоссе в никуда». М.: Издательство «Европа», 2011. 168 с. ISBN: 978-5-9739-0204-9
11. Жижек Славой Киногид извращенца: Кино, философия, идеология. Екатеринбург: Гонзо, 2014. 472 с. ISBN:978-5-904577-34-6
12. Жижек Славой Хрупкий Абсолют, или почему стоит бороться за христианское наследие. М.: Художественный журнал, 2004. 178с. ISBN: 5901116-07-0
13. Жижек Славой Чума фантазий. X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2012. 388 с. ISBN: 978-966-8324-96-3
14. Жижек Славой Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии. М.: Издательский дом «Дело», 2014. 528 с. ISBN: 978-5-77490823-3
15. Жижек, Славой Накануне Господина: сотрясая рамки. М.: Издательство «Европа», 2014. 280 с. ISBN: 978-5-9739-0216-2
16. Зигмунт Бауман Актуальность холокоста. М.: Издательство «Европа», 2010. 316 с. ISBN: 978-5-9739-0193-6
17. Ирина Шевеленко Модернизм как архаизм: Национализм и поиски модернистской эстетики в России. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 533с. ISBN: 978-5-4448-0803-0
18. Калинин И. Расизм, ксенофобия, дискриминация. Какими мы их увидели. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 384 с. ISBN: 978- 5-4448- 0053-9
19. Куренной В. Философия фильма: упражнения в анализе. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 232 с. ISBN: 978-5-86793-676-1
20. Лифшиц М. Мифология древняя и современная. М.: Искусство, 1979. 582 с. ISBN: 105-07-043-3-79
21. Лосев А.Ф. Эстетика возрождения. М.: Мысль, 1978. 623с. ISBN: 10507-13452-78
22. Луман Н. Власть. М.: Праксис, 2001. 256с. ISBN: 5 - 901574 - 06 - 0
23. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация // Как я понимаю философию. 2-е., М.: Прогресс Культура, 1992. 414с. ISBN: 5010025701
24. Мур Б. Социальные истоки диктатуры и демократии: Роль помещика и крестьянина в создании современного мира. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. 488 с. ISBN: 978-5- 7598-1004-9
25. Нойманн Ф. Л. Бегемот. Структура и практика национал- социализма 1933 - 1944. СПб.: Владимир Даль, 2015. 591 с. ISBN: 978-5-93615-145-З
26. Струве П. Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М.: Республика, 1997. 527 с. ISBN: 5—250—02646
27. Тойнби А.Дж. Роль личности в истории. М.: Астрель, 2012. 222с. ISBN: 978
- 985 - 18 - 1259 - 8
28. Фрайер X. Революция справа. М.: Праксис, 2008. 144 с. ISBN: 978-5-90157471-3
29. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 447с. ISBN 5—250—02472—6
30. Хайек Ф. Дорога к рабству. М.: АСТ, 2010. 317с. ISBN: 978 - 5 - 17 - 066304
31. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. 603с. ISBN: 5 - 17 - 007923 - 0
32. Хёйзинга Йохан Человек играющий. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с. ISBN: 978-5-89059-168-5
33. Хосе Ортега-и-Гассет Восстание Масс. М.: АСТ, 2002. 512с. ISBN: 5 - 17 - 007796 - 3
34. Эко У. Вечный фашизм. // Пять эссе на темы этики. Спб.: Симпозиум, 2000. 161с. ISBN: 5 - 89091 - 125 - 2
35. Як, Б. Национализм и моральная психология сообщества. М.: Изд-во Института Гайдара, 2017. 520 с. ISBN: 978-5-93255-490-6


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ