Виртуальное общение молодежи в социальных сетях (Социологический практикум, Российская Академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))
|
Введение 3
1 Теоретические аспекты виртуального общения молодежи 6
1.1 Особенности виртуального общения молодежи 6
1.2 Статистический анализ роли социальных сетей в жизни современной молодежи 9
2 Социологические исследования виртуального общения молодежи в социальных сетях 14
2.1 Определение роли социальных сетей в жизни современной молодежи 14
2.2 Социологическое исследование поведения в социальных сетях у молодежи на примере социальной сети «ВКонтакте» 17
Заключение 25
Список используемых источников и литературы 27
1 Теоретические аспекты виртуального общения молодежи 6
1.1 Особенности виртуального общения молодежи 6
1.2 Статистический анализ роли социальных сетей в жизни современной молодежи 9
2 Социологические исследования виртуального общения молодежи в социальных сетях 14
2.1 Определение роли социальных сетей в жизни современной молодежи 14
2.2 Социологическое исследование поведения в социальных сетях у молодежи на примере социальной сети «ВКонтакте» 17
Заключение 25
Список используемых источников и литературы 27
Ценностные ориентации, жизненные приоритеты, профессиональные предпочтения современной молодежи всегда остаются весьма актуальным предметом исследования, так как именно от нового поколения зависит будущее страны и всего мира в целом. Молодежь является важнейшим субъектом социальных перемен, огромной инновационной силой.
Социализация и адаптация любого современного человека происходит на фоне стремительного развития техники и социальных сетей, виртуальное пространство стало частью социокультурного пространства и новой территорией коммуникации, которая предоставляет как дополнительные ресурсы для самореализации человека, но и содержат серьезные социальные риски, которые могут приводить к серьезным психологическим проблемам и последствиям.
Это и чрезмерное неконтролируемое погружение в виртуальное пространство; высокий риск включения в мошеннические и опасные сообщества; стремительный рост объема экстремистских, террористических материалов и объединений с криминальным содержанием; возможность использования манипуляционных и иных способов воздействия, в т.ч. с помощью «скрыться» в сети под чужим именем. Описанные риски и стремительные изменения требуют дополнительного изучения.
Современное общество и коммуникации в нем уже сложно представить без виртуального пространства в целом, Интернета и социальных сетей в частности. При этом данный вид взаимодействия постоянно развивается. Так, в России наиболее популярным ресурсом является «ВКонтакте», созданный Павлом Дуровым в 2006 г. А уже в 2012 г. ресурс входит в число лидеров в странах СНГ и в первую двадцатку рейтинга мировых сайтов такого профиля по статистике использования.
Аудиторию в 50 млн человек радиостанции достигли за 38 лет, телевидение – за 13 лет, Интернет – спустя 4 года, а Facebook создал вокруг себя 100-миллионную сеть участников меньше чем за 9 месяцев. По результатам исследований TNS в 2013 г., самыми востребованными социальными сетями в России являются ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, LiveJournal, Twitter .
Цель исследования – изучить результаты социологических исследований виртуального общения молодежи в социальных сетях.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
− рассмотреть особенности виртуального общения молодежи;
− провести статистический анализ роли социальных сетей в жизни современной молодежи;
− определить роли социальных сетей в жизни современной молодежи;
− изучить результаты социологического исследования поведения в социальных сетях у молодежи на примере социальной сети «ВКонтакте».
Объект исследования – специфика и проблематика коммуникаций современной молодежи. Предмет – виртуальное общение молодежи в социальных сетях.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов, таких как Е. Р. Агадуллина, В. В. Бритвина, Д. А. Губанов, Н. В. Крыжановская, О. О. Лимонова и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретические аспекты виртуального общения молодежи; во второй главе проведен анализ социологического исследования поведения в социальных сетях у молодежи на примере социальной сети. В заключении приведены выводы по результатам исследования
Социализация и адаптация любого современного человека происходит на фоне стремительного развития техники и социальных сетей, виртуальное пространство стало частью социокультурного пространства и новой территорией коммуникации, которая предоставляет как дополнительные ресурсы для самореализации человека, но и содержат серьезные социальные риски, которые могут приводить к серьезным психологическим проблемам и последствиям.
Это и чрезмерное неконтролируемое погружение в виртуальное пространство; высокий риск включения в мошеннические и опасные сообщества; стремительный рост объема экстремистских, террористических материалов и объединений с криминальным содержанием; возможность использования манипуляционных и иных способов воздействия, в т.ч. с помощью «скрыться» в сети под чужим именем. Описанные риски и стремительные изменения требуют дополнительного изучения.
Современное общество и коммуникации в нем уже сложно представить без виртуального пространства в целом, Интернета и социальных сетей в частности. При этом данный вид взаимодействия постоянно развивается. Так, в России наиболее популярным ресурсом является «ВКонтакте», созданный Павлом Дуровым в 2006 г. А уже в 2012 г. ресурс входит в число лидеров в странах СНГ и в первую двадцатку рейтинга мировых сайтов такого профиля по статистике использования.
Аудиторию в 50 млн человек радиостанции достигли за 38 лет, телевидение – за 13 лет, Интернет – спустя 4 года, а Facebook создал вокруг себя 100-миллионную сеть участников меньше чем за 9 месяцев. По результатам исследований TNS в 2013 г., самыми востребованными социальными сетями в России являются ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, LiveJournal, Twitter .
Цель исследования – изучить результаты социологических исследований виртуального общения молодежи в социальных сетях.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
− рассмотреть особенности виртуального общения молодежи;
− провести статистический анализ роли социальных сетей в жизни современной молодежи;
− определить роли социальных сетей в жизни современной молодежи;
− изучить результаты социологического исследования поведения в социальных сетях у молодежи на примере социальной сети «ВКонтакте».
Объект исследования – специфика и проблематика коммуникаций современной молодежи. Предмет – виртуальное общение молодежи в социальных сетях.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов, таких как Е. Р. Агадуллина, В. В. Бритвина, Д. А. Губанов, Н. В. Крыжановская, О. О. Лимонова и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретические аспекты виртуального общения молодежи; во второй главе проведен анализ социологического исследования поведения в социальных сетях у молодежи на примере социальной сети. В заключении приведены выводы по результатам исследования
Социализация современной молодежи происходит под влиянием многих факторов, отдельные из них практически невозможно подвергнуть цензуре – это воздействие Интернета и социальных сетей, через которые организация социального взаимодействия претерпела значительные изменения. Вектор влияния глобальной сети на формируемую личность является самым непредсказуемым и может привести к нежелательным последствиям, нивелируя воспитательные усилия семьи, системы образования и государства в целом.
Виртуальная реальность и виртуальный мир, виртуальные возможности и виртуальные удовольствия – понятия, которые создают в воображении современной молодежи место, где разрешаются проблемы, сбываются мечты, удовлетворяются желания. В отличие от человеческих грез и фантазий, существующих во внутреннем мире, в киберпространстве представлены многочисленные элементы внешней реальности. Виртуальное присутствие реальных людей, возможность виртуально-реального взаимодействия с ними придают особую достоверность виртуальному миру.
В условиях, когда реальная жизнь у молодых людей гармонична и упорядочена, все равно виртуальный мир своим разнообразием, яркостью и свободой является для них более привлекательным. По этой причине подавляющее большинство оказалось вовлечено в киберпространство, особое место в котором занимают коммуникации в социальных сетях. Естественно, молодые люди осознают, что социальная сеть – это удобный инструмент коммуникаций. Однако из-за недостатка социального опыта на очередном этапе социализации они склонны использовать возможности Интернета для решения проблем личного характера, снижения последствий переживания кризисов и конфликтных ситуаций.
Социальные сети служат в подавляющем большинстве случаев для молодежи средством личного общения, в единичных случаях – средством отдыха.
Большая часть молодежи имеет некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. Это означает, что зависимости у человека нет, но, в то же время, виртуальное пространство имеет важное значения для респондента, который проводит в социальных сетях существенное количество времени.
Виртуальные социальные сети играют важную роль в жизни современной молодежи. Однако практическое использование социальных сетей в основном сводится к двум ее функциональным возможностям – развлечению и общению. Причем молодежь привлекает то, что в социальных сетях границы, свойственные реальной социальной жизни, фактически стираются, благодаря чему пользователям легче реализовывать желания или преодолевать свои комплексы, отвлечься от проблем. Практически не используется функции самоактуализации, а также коммерческие возможности социальных сетей.
Можно сделать вывод, что социальные сети расширяют возможности реального взаимодействия, однако многие из них остаются невостребованными.
Анализ негативных последствий воздействия Интернета и социальных сетей на сознание личности указывает на то, что в виртуальном пространстве происходит превращение личности из активного субъекта в объект общественного процесса. Причиной этому может служить то, что, присоединяясь к мировому интернет-сообществу, человек свою реальную активность трансформирует в виртуальную и больше времени проводит в киберпространстве, где общается, работает и развлекается.
Сфера виртуальной культуры оказывает значительно больше влияния, если взаимодействие в виртуальном пространстве становится второй жизнью, аналогом и продолжением реальности. Так происходит отчуждение личности от общества. Как следствие, нарушение реальных коммуникативных связей и кризис социальных отношений.
Виртуальная реальность и виртуальный мир, виртуальные возможности и виртуальные удовольствия – понятия, которые создают в воображении современной молодежи место, где разрешаются проблемы, сбываются мечты, удовлетворяются желания. В отличие от человеческих грез и фантазий, существующих во внутреннем мире, в киберпространстве представлены многочисленные элементы внешней реальности. Виртуальное присутствие реальных людей, возможность виртуально-реального взаимодействия с ними придают особую достоверность виртуальному миру.
В условиях, когда реальная жизнь у молодых людей гармонична и упорядочена, все равно виртуальный мир своим разнообразием, яркостью и свободой является для них более привлекательным. По этой причине подавляющее большинство оказалось вовлечено в киберпространство, особое место в котором занимают коммуникации в социальных сетях. Естественно, молодые люди осознают, что социальная сеть – это удобный инструмент коммуникаций. Однако из-за недостатка социального опыта на очередном этапе социализации они склонны использовать возможности Интернета для решения проблем личного характера, снижения последствий переживания кризисов и конфликтных ситуаций.
Социальные сети служат в подавляющем большинстве случаев для молодежи средством личного общения, в единичных случаях – средством отдыха.
Большая часть молодежи имеет некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. Это означает, что зависимости у человека нет, но, в то же время, виртуальное пространство имеет важное значения для респондента, который проводит в социальных сетях существенное количество времени.
Виртуальные социальные сети играют важную роль в жизни современной молодежи. Однако практическое использование социальных сетей в основном сводится к двум ее функциональным возможностям – развлечению и общению. Причем молодежь привлекает то, что в социальных сетях границы, свойственные реальной социальной жизни, фактически стираются, благодаря чему пользователям легче реализовывать желания или преодолевать свои комплексы, отвлечься от проблем. Практически не используется функции самоактуализации, а также коммерческие возможности социальных сетей.
Можно сделать вывод, что социальные сети расширяют возможности реального взаимодействия, однако многие из них остаются невостребованными.
Анализ негативных последствий воздействия Интернета и социальных сетей на сознание личности указывает на то, что в виртуальном пространстве происходит превращение личности из активного субъекта в объект общественного процесса. Причиной этому может служить то, что, присоединяясь к мировому интернет-сообществу, человек свою реальную активность трансформирует в виртуальную и больше времени проводит в киберпространстве, где общается, работает и развлекается.
Сфера виртуальной культуры оказывает значительно больше влияния, если взаимодействие в виртуальном пространстве становится второй жизнью, аналогом и продолжением реальности. Так происходит отчуждение личности от общества. Как следствие, нарушение реальных коммуникативных связей и кризис социальных отношений.



