Методические основы формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности (Уральский государственный педагогический университет)
|
С целью определения особенностей сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста, из них 11 девочек и 9 мальчиков, в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 4 месяцев.
Есть приложение с результатами исследования.
В данной работе не указано название базы исследования. таким образом, можно подставить название нужной базы исследования и работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. …3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………………………. …6
1.1 Содержание и методика работы по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста……………………………….. …6
1.2 Анализ программ ДОО в аспекте формирования диалогической речи детей старшего дошкольного возраста………………………………. ..12
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………….. ..17
2.1 Диагностика уровня сформированности умений диалогической речи детей старшего дошкольного возраста………………………………. ..17
2.2. Комплекс театрализованных занятий, направленных на формирование диалогической речи детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………. ..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. ..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… ..30
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… ..33
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста, из них 11 девочек и 9 мальчиков, в возрасте от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 4 месяцев.
Есть приложение с результатами исследования.
В данной работе не указано название базы исследования. таким образом, можно подставить название нужной базы исследования и работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. …3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………………………. …6
1.1 Содержание и методика работы по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста……………………………….. …6
1.2 Анализ программ ДОО в аспекте формирования диалогической речи детей старшего дошкольного возраста………………………………. ..12
ГЛАВА 2 ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………….. ..17
2.1 Диагностика уровня сформированности умений диалогической речи детей старшего дошкольного возраста………………………………. ..17
2.2. Комплекс театрализованных занятий, направленных на формирование диалогической речи детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………. ..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. ..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… ..30
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………… ..33
Актуальность исследования. ФГОС дошкольного образования ставит перед педагогами четкую задачу: научить ребенка владеть речью как средством общения и культуры; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь [28, с. 11]. Решать ее предлагается во всех видах детской деятельности. Однако, в настоящее время не разработана методика работы по развитию связной диалогической речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности, а также методики диагностики диалогических навыков детей.
Проблеме развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посвящены научные труды В.Ф. Беркова, К.А. Ефимовой, И.М. Роговой и др. О.В. Бережнова, В.Ф. Берков Л.Л. Тимофеева и др. раскрыли сущность понятия «диалог», «Диалогическая форма речи». И.М. Рогова обращаясь к проблеме поиска педагогических условий в развитии речи у дошкольников, раскрывает исторический аспект методики формирования диалогической речи дошкольников. Так, указывает И.М. Рогова, проблема обучения устной речи привлекала самое пристальное внимание методистов (П.Б. Гурвича, И.В. Рахманова, А.П. Старкова, С.Ф. Шатилова, Е.И. Пассова и др.): вместо требования научить отвечать на вопросы впервые было сформулировано положение о необходимости развития монологической и диалогической речи. В результате была создана система дифференцированного обучения этим видам речи [25, с. 76]. Методы и приемы формирования диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста раскрыты в работах Н.П. Сазоновой, С.Н. Цейтлин и др.
Анализ литературы показывает, что долгое время в методике обучения диалогической речи детей обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками.
В ходе анализа научной литературы было определено, что в настоящее время недостойное внимание уделяется формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Проблема исследования: как формируется диалогическая форма речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Цель исследования – изучить особенности формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Объект исследования – процесс формирования диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – условия формирования диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста диалогическая речь недостаточно сформирована: наблюдаются нарушения в составлении вопросно-ответных конструкций, прослеживаются ошибки в обращенной речи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание и методику работы по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать образовательные программы по проблеме формирования диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить особенности сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать программу театрализованной деятельности по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические – изучение и анализ литературы, обобщение и систематизация полученной информации;
- эмпирические – диагностические методики, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методики исследования:
1. Методика Н.Ф. Комаровой «Разговор со сверстником».
2. Методика А.В. Чулковой «Формирование диалогической речи».
Методологическую основу работы составили научные труды – В.Ф. Беркова, С.Н. Цейтлин и др.; раскрывающих проблему развития диалогической речи у дошкольников – А.А. Ковалевой, А.Н. Лебедевой и др.; применение театрализованной деятельности как метода обучения диалогической речи – К.А. Ефимовой, Л.М. Крагшвиной и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведен анализ научной литературы по проблеме развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Уточнены сущность понятия «диалогическая речь».
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты опытно-экспериментального исследования могут быть использованы в работе воспитателей ДОУ по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Структура: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Проблеме развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посвящены научные труды В.Ф. Беркова, К.А. Ефимовой, И.М. Роговой и др. О.В. Бережнова, В.Ф. Берков Л.Л. Тимофеева и др. раскрыли сущность понятия «диалог», «Диалогическая форма речи». И.М. Рогова обращаясь к проблеме поиска педагогических условий в развитии речи у дошкольников, раскрывает исторический аспект методики формирования диалогической речи дошкольников. Так, указывает И.М. Рогова, проблема обучения устной речи привлекала самое пристальное внимание методистов (П.Б. Гурвича, И.В. Рахманова, А.П. Старкова, С.Ф. Шатилова, Е.И. Пассова и др.): вместо требования научить отвечать на вопросы впервые было сформулировано положение о необходимости развития монологической и диалогической речи. В результате была создана система дифференцированного обучения этим видам речи [25, с. 76]. Методы и приемы формирования диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста раскрыты в работах Н.П. Сазоновой, С.Н. Цейтлин и др.
Анализ литературы показывает, что долгое время в методике обучения диалогической речи детей обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками.
В ходе анализа научной литературы было определено, что в настоящее время недостойное внимание уделяется формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Проблема исследования: как формируется диалогическая форма речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Цель исследования – изучить особенности формирования диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Объект исследования – процесс формирования диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – условия формирования диалогической формы речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста диалогическая речь недостаточно сформирована: наблюдаются нарушения в составлении вопросно-ответных конструкций, прослеживаются ошибки в обращенной речи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание и методику работы по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать образовательные программы по проблеме формирования диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить особенности сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать программу театрализованной деятельности по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические – изучение и анализ литературы, обобщение и систематизация полученной информации;
- эмпирические – диагностические методики, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методики исследования:
1. Методика Н.Ф. Комаровой «Разговор со сверстником».
2. Методика А.В. Чулковой «Формирование диалогической речи».
Методологическую основу работы составили научные труды – В.Ф. Беркова, С.Н. Цейтлин и др.; раскрывающих проблему развития диалогической речи у дошкольников – А.А. Ковалевой, А.Н. Лебедевой и др.; применение театрализованной деятельности как метода обучения диалогической речи – К.А. Ефимовой, Л.М. Крагшвиной и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведен анализ научной литературы по проблеме развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Уточнены сущность понятия «диалогическая речь».
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты опытно-экспериментального исследования могут быть использованы в работе воспитателей ДОУ по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Структура: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Становление диалога играет важнейшую роль в ходе речевого развития дошкольника и занимает существенную часть в общей системе работы по развитию речи в дошкольной организации. Диалогическую речь можно назвать целью и средством практического овладения языком. Для развития диалогической речи, ребенку необходимо освоить разные стороны речи, также развитие диалога влечет за собой использование дошкольниками отдельных слов и синтаксических конструкций.
Творческий энтузиазм и познавательный интерес к театрализованной деятельности помогут пробудить профессиональный подход и личная фантазия воспитателя, который для активизации творческого потенциала своих воспитанников может использовать в работе стихотворения, загадки, игры, костюмированные представления, демонстрацию иллюстраций, прослушивание отрывка музыкального произведения, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов. Вдумчивый подход воспитателя к организации занятия, комплексная предварительная подготовка создадут неформальную, живую обстановку, повысят заинтересованность и эмоциональную отдачу детей. Появление сказочного героя создаст оригинальную интригу, которая вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие.
С целью определения особенностей сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование. Анализ результатов экспериментального исследования показал, что уровень сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста недостаточный. Так было выявлено, что старшие дошкольники имеют в основном средний (50%) и низкий (30%) уровни сформированности диалогической речи по методике Н.Ф. Комаровой «Разговор по сверстником»; средний А.В. Чулковой «Формирование диалогической речи». Результаты свидетельствуют о необходимости развивать диалогическую речь у детей старшего дошкольного возраста.
С целью развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста была разработана программа театрализованной деятельности. Театрализация в детском саду помогает разрешить многие проблемы педагогики и детской психологии, связанные с нравственным воспитанием и эстетическим развитием детей, формированием коммуникативных навыков, снятием эмоционального напряжения. В основе театрального искусства лежит игра, поэтому оно так привлекает взрослых и детей, способствует большему взаимопониманию, открывает возможности решения конфликтных ситуаций. Дети в старшем дошкольном возрасте совершенствуют свои исполнительские умения, уровень их психоэмоционального развития позволяет расширить диапазон литературного и фольклорного материала для театральных постановок.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Творческий энтузиазм и познавательный интерес к театрализованной деятельности помогут пробудить профессиональный подход и личная фантазия воспитателя, который для активизации творческого потенциала своих воспитанников может использовать в работе стихотворения, загадки, игры, костюмированные представления, демонстрацию иллюстраций, прослушивание отрывка музыкального произведения, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов. Вдумчивый подход воспитателя к организации занятия, комплексная предварительная подготовка создадут неформальную, живую обстановку, повысят заинтересованность и эмоциональную отдачу детей. Появление сказочного героя создаст оригинальную интригу, которая вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие.
С целью определения особенностей сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста было проведено экспериментальное исследование. Анализ результатов экспериментального исследования показал, что уровень сформированности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста недостаточный. Так было выявлено, что старшие дошкольники имеют в основном средний (50%) и низкий (30%) уровни сформированности диалогической речи по методике Н.Ф. Комаровой «Разговор по сверстником»; средний А.В. Чулковой «Формирование диалогической речи». Результаты свидетельствуют о необходимости развивать диалогическую речь у детей старшего дошкольного возраста.
С целью развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста была разработана программа театрализованной деятельности. Театрализация в детском саду помогает разрешить многие проблемы педагогики и детской психологии, связанные с нравственным воспитанием и эстетическим развитием детей, формированием коммуникативных навыков, снятием эмоционального напряжения. В основе театрального искусства лежит игра, поэтому оно так привлекает взрослых и детей, способствует большему взаимопониманию, открывает возможности решения конфликтных ситуаций. Дети в старшем дошкольном возрасте совершенствуют свои исполнительские умения, уровень их психоэмоционального развития позволяет расширить диапазон литературного и фольклорного материала для театральных постановок.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Психолого-педагогические основы совершенствования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Уральский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2023 - Методические основы формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности (Уральский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКЕТНОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020



