Работа носит теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома (теории).
Введение 3
1 Теоретические аспекты инноваций в торговле 5
1.1 Понятие «инновации» и «инновационное развитие» 5
1.2 Основные виды инноваций в коммерческой деятельности торговых организаций 8
1.3 Особенности инновационного развития предприятий розничной торговли 13
2 Анализ современных тенденций в инновационном развитии торговли РФ 17
2.1 Инновации в современной розничной торговли 17
2.2 Интернет-торговля как инновационная форма развития торговли 19
3 Перспективы инновационного развития торговли на современном этапе 24
Заключение 28
Список использованных источников 30
В условиях усиления конкуренции инновации являются важным фактором повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе осуществляющих коммерческую деятельность. Нововведения способствуют активизации торговых процессов, преобразованию форм и методов торговли, совершенствованию программных технологий.
В экономической литературе преобладают издания, посвященные инновационному предпринимательству, в которых оно рассматривается преимущественно с организационно-правовой точки зрения. Другой подход к инновационному предпринимательству заключается в том, что предприниматель является инновационным по определению, то есть в принципе является субъектом, осуществляющим инновации.
Инновационные процессы рассматриваются в различных отраслях и сферах деятельности. При этом особое внимание следует обратить на инновации в розничной торговле при осуществлении коммерческих бизнес-процессов.
Розничная торговля является одним из ведущих секторов экономики. Внедрение инноваций в розничной торговле способствует повышению качества реализуемых товаров и предоставляемых услуг. Наиболее развитым видом торгового бизнеса выступают торговые сети, поэтому основная часть инноваций и технологий в розничной торговле разрабатывается и внедряется именно в торговых сетях. Эффективность коммерческой деятельности в розничной торговле обусловлена уровнем организации бизнес-процессов по закупке и продаже товаров.
Однако проблема внедрения инноваций в коммерческую деятельность при осуществлении закупок и продажи товаров в настоящее время изучена недостаточно. В этой связи исследование, посвященное внедрению инноваций в коммерческую деятельность организаций торговли, является актуальным.
Цель исследования – изучить инновационное развитие торговли.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть основных видов инноваций в коммерческой деятельности торговых организаций;
- исследовать особенности инновационного развития предприятий розничной торговли;
- провести анализ инноваций в современной розничной торговле;
- исследовать интернет-торговлю как инновационную форму развития торговли;
- изучить перспективы инновационного развития торговли на современном этапе.
Объект исследования – система организации, технологии и проектирования торговых предприятий. Предмет – инновационное развитие торговли.
Исследование основывается на общенаучных методах, принципах сравнительного анализа и системного подхода к изучению процессов закупки и продажи товаров. В ходе исследования использовались диалектический, системный и комплексный подходы, статистические методы анализа.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов, таких как С.Б. Алексина, С. Б. Ильяшенко, О.С. Каращук, О. В. Леушина и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретические аспекты инноваций в торговле; во второй главе проведен анализ современных тенденций в инновационном развитии торговли РФ; в третьей главе рассмотрены перспективы инновационного развития торговли на современном этапе. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
В исследованиях последних лет значительное внимание уделяется проблемам инноваций в различных сферах деятельности. В то же время, несмотря на повышение активности исследований по данному направлению, наблюдается низкий уровень инновационной активности предприятий. При этом основными причинами сложившейся ситуации являются отсутствие условий для осуществления инновационной деятельности основной массой предприятий, низкий уровень восприимчивости к новшествам.
Инновационная активность организаций предполагает внедрение технологических, организационных и маркетинговых инноваций.
Внедрение инноваций в коммерческую деятельность торговых организаций в России осложняется неприспособленностью прежней системы управления инновациями к новым условиям хозяйствования. Внедрение коммерческих инноваций требует значительных финансовых вложений и характеризуется длительностью научно-производственного цикла, неопределенностью конечного результата и, следовательно, высоким риском. В инновационной сфере часто отсутствует непосредственная связь между размерами вложенных инвестиций и их отдачей в виде прибыли, поэтому отмечается низкая заинтересованность предприятий во внедрении инноваций.
Для повышения эффективности коммерческой деятельности необходимо внедрение технологических, организационных и маркетинговых инноваций в розничной торговле, которая является важной отраслью экономики. При этом рекомендуется в соответствии с основными бизнес-процессами в розничной торговле внедрять инновации при закупках и при продаже товаров. В закупочной деятельности рекомендуется применять программные комплексы, позволяющие автоматизировать основные закупочные операции.
Инновации в коммерческой деятельности при продаже товаров рекомендуется подразделять на инновации, облегчающие деятельность торговых работников, и инновации, облегчающие процесс продажи товаров.
Внедрение инноваций в коммерческую деятельность торговых организаций позволит повысить их конкурентоспособность и эффективность коммерческой деятельности, а также качество торгового обслуживания населения.
Торговое обслуживание покупателей России неуклонно улучшается, что связано с проводимой в стране государственной политикой защиты потребителей, а также с высокой конкуренцией между торгующими субъектами. В настоящее время инновации являются приоритетным направлением развития отечественной экономики и обеспечивают переход субъектов предпринимательства, ориентированных на будущее, к новым способам осуществления обслуживания в торговле. Вопросам изучения инноваций посвящено множество современных исследований, среди которых следует выделить работы, изучающие торговое обслуживание.
Важнейшей инновацией в торговом обслуживании является развитие фирменного обслуживания в России, которое имеет свои отличительные характеристики на рынке и правовую защиту посредством зарегистрированного знака обслуживания. Обычно организации торговли формируют брендированное собственным знаком обслуживание на этапе активной экспансии своих торговых точек за рубеж.
1. Алексина С.Б. Повышение конкурентоспособности в электронной торговле / С.Б. Алексина, С.С. Шипилова // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 2 (58). - С. 429-432.
2. Алексина С.Б. Современное состояние регионального товародвижения в российской федерации и перспективы его развития / С.Б. Алексина, А.Ф, Никишин, Т.В. Панкина // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 6-8. - С. 7-10.
3. Гетман А. О. Развитие инноваций в торговле / А.О. Гетман // Научно-методический электронный журнал КОНЦЕПТ. - 2017. - №14. – С. 58-62.
4. Иванов Г.Г. Корпоративная социальная ответственность в торговом бизнесе / Г.Г. Иванов, Е.А. Майорова // Российское предпринимательство. - 2015. - Т. 16. - № 20. - С. 3569-3582.
5. Ильяшенко С.Б. Особенности и тенденции развития дистанционной торговли в России. В книге: современные тенденции и перспективы развития торговой отрасли Российской Федерации / С.Б. Ильяшенко. - Уфа, 2016. - С. 167-185.
6. Ильяшенко С.Б. Актуальные вопросы оценки эффективности рекламных каналов в электронной торговле / С. Б. Ильяшенко // Интеграционные процессы в науке в современных условиях. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. - Уфа, 2016. - С. 38-41.
7. Ильяшенко С.Б. Социальные сети internet как инструмент повышения эффективности электронной торговли / С. Б. Ильяшенко // Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. - Уфа, 2016. - С. 105-107.
8. Исаенко Е. В. Маркетинговые инновации в розничной торговле / Е. В. Исаенко, О. Н. Дегтярь // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2017. - № 6(67). - С. 232-243.
9. Каращук О.С. Повышение качества торгового обслуживания и развитие управления качеством в торговле. В книге: Cовременные тенденции и перспективы развития торговой отрасли Российской Федерации / О.С. Каращук, С.С. Шипилова. - Уфа, 2016. - С. 55-84.
10. Куренкова В.П. On-line и off-line торговля: интеграция как тренд в современном розничном бизнесе / В.П. Куренкова // VI Найденовские чтения. Инновационные процессы и культура предпринимательства на потребительском рынке товаров и услуг Международная научно-практическая конференция. Сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов: в 2-х частях. Под редакцией Ю.В.Рагулиной; Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы. - 2014. - С. 87-90.
11. Корытченкова М.А. Проблема инноваций в современной торговле / М.А. Корытченкова, А.Ф. Никишин // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 2 (58). - С. 323-325.
12. Леонова Ю.Г. Методические аспекты оценки эффективности функционирования торговой организации на основе клиентоориентированного подхода. В книге: Cовременные тенденции и перспективы развития торговой отрасли Российской Федерации / Ю.Г. Леонова. - Уфа, 2016. - С. 106-126.
13. Леушина О. В. Инновации в торговле / О. В. Леушина, Н.А. Лучина // Журнал «Современная научная мысль». - 2016. – № 2. - С. 57-60.
14. Майорова Е.А. Нематериальные активы и их влияние на социально-экономическую эффективность торговли / Е.А. Майорова, А.Ф. Никишин, Т.В. Панкина // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 1-1 (66-1). - С. 1133-1136.
15. Майорова Е.А. Методика оценки эффективности структуры нематериальных ресурсов / Е.А. Майорова // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3 (56). - С. 733-736.
16. Майорова Е.А. Оценка влияния нематериальных активов на эффективность работы торговых организаций на основе факторных моделей / Е.А. Майорова // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 1-2 (66-2). - С. 541-543.
17. Матузенко Е. В. Совершенствование информационного обеспечения коммерческой деятельности розничного торгового предприятия / Е. В. Матузенко, С. И. Шиленко, Я. В. Костенко // Фундаментальные исследования. - 2014. - №11-5. - С. 1118-1123.
18. Наплекова Ю. А. Исследование современных подходов к обслуживанию потребителей в сетевом ритейле / Ю. А. Наплекова, Л. М. Дикунова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2017. - № 2(63). - С. 144-156.
19. Никишин А.Ф. Интеграция электронной и традиционной форм в современной торговле / А.Ф. Никишин, С.Б. Алексина // Современные концепции развития науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. - Уфа, 2016. - С. 105-108.
20. Никишин А.Ф. Услуга самовывоза как фактор развития электронной торговли / А.Ф. Никишин, Т.В. Панкина, С.С. Шипилова // Проблемы экономики и менеджмента. - 2015. - № 10 (50). - С. 36-39.
21. Попенкова Д.К. Инновации в сфере ритейла / Д.К. Поценкова // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 4-1 (45-1). - С. 755-758.
22. Роздольская, И. В. Маркетинг инновационных идей: проблемы выявления, методы генерации и способы реализации / И. В. Роздольская // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2013. - № 1. - С. 25-32.
23. Родик М.А. Понятие инноваций и применение инновационной деятельности в розничной торговле / М. А. Родик // Журнал «Сфера услуг: инновации и качество». – 2016. – № 25. - С. 76.