Объект работы - Открытое акционерное общество «Пассажирское автотранспортное предприятие №2» г. Нижневартовска.
Межстрочный интервал одинарный (требование заказчика).
Есть приложения. Работа по объему большая.
В современных условиях одним из ключевых факторов развития, как регионов, так и отдельных муниципальных образований становится эффективно функционирующая инфраструктура, представляющая собой элемент их жизнеобеспечения и определяющая в конечном итоге качество жизни населения.
Важнейшим элементом инфраструктуры выступает пассажирский транспорт, поэтому ключевым направлением социально-экономического развития общества является формирование транспортной политики, способствующей развитию каждого субъекта РФ и его муниципалитетов за счет реализации качественных транспортных услуг и обеспечения связности экономического пространства.
Однако во многих региональных и муниципальных программных документах по развитию транспорта факторы организационно-экономического характера, направленные на совершенствование управления и внедрения рациональных форм организации производства, в настоящее время принимаются во внимание недостаточно полно. В большинстве случаев акцент делается только на улучшение состояния транспортной инфраструктуры, а не на повышении результативности ее использования. Вместе с тем, активизация региональных ресурсов особенно важна в период рецессии, что объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Цель работы заключается в разработке путей совершенствования транспортного обслуживания населения г. Нижневартовска на примере ОАО «ПАТП-2».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть теоретические основы транспортной политики в системе пассажирских перевозок в РФ, ХМАО-Югре и г. Нижневартовске;
оценить состояние и перечислить основные проблемы транспортного обслуживания населения г. Нижневартовска;
проанализировать результаты деятельности ОАО «ПАТП-2» и выявить основные проблемы предприятия в сфере транспортного обслуживания населения города;
разработать рекомендации по совершенствованию деятельности ОАО «ПАТП-2» и городской транспортной политики в целом.
Объектом исследования в данном случае выступает транспортное обслуживание населения в РФ.
Предмет исследования – транспортное обслуживание населения в г. Нижневартовске.
В качестве основных методов исследования использовались наблюдение, описание, сравнение, анализ, синтез, опрос (анкетирование).
Практическая значимость работы состоит в возможности решения на основе результатов исследования проблем транспортной политики в г. Нижневартовске и других муниципальных образованиях РФ.
Сеть общественного пассажирского транспорта города Нижневартовска представлена единственной системой внутригородского автобусного сообщения.
Существующая сеть общественного транспорта характеризуется средней степенью интенсивности потоков, в городском округе организованы 39 постоянных и сезонных маршрутов пассажирского транспорта.
Ежедневно на маршрутной сети города работает 103 (летом – 85) муниципальных (класс М3) и около 250 коммерческих автобусов (класс М2).
На муниципальных маршрутах работают автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров в условиях города с автоматической коробкой передач, что позволяет повысить комфортность поездки, снизить утомляемость водителя, и, как следствие, повысить безопасность движения.
Одним из нижневартовских предприятий, функционирующих в сфере транспортного обслуживания населения, является ОАО «ПАТП-2», осуществляющее автобусные пассажирские перевозки на территории г. Нижневартовска. На данный период в парке предприятия насчитывается 104 единицы городских автобусов. Каждый день на линию выходит 69 автобусов, обслуживающих 11 городских маршрутов. Ежедневно автотранспортом предприятия пользуются 36,5 тысяч пассажиров.
В 2016 г. в организации имело место снижение выручки на 7,5% после роста в 2015 г. на 3,4%. Одновременно и в 2015 г., и в 2016 г. произошло повышение себестоимости услуг с 89,9% сначала до 92,5%, а затем до 94,8% от суммы выручки. В итоге размер валовой прибыли и прибыли от продаж в 2016 г. сократился на 36,2% по сравнению с предыдущим периодом.
Тенденцию к снижению темпов роста выручки можно объяснить пробелами в стратегическом управлении деятельностью компании. Падение прибыли в первую очередь связано с отсутствием значительных изменений, касающихся серьезного уменьшения затрат и снижения себестоимости.
В то же время дальнейшее развитие транспортного обслуживания населения г. Нижневартовска требует комплексной реализации мер государственного регулирования и повышения инвестиционной привлекательности транспортной инфраструктуры.
Основными проблемами здесь, на наш взгляд, являются неэффективная работа ответственных за реализацию транспортной политики органов государственной власти и МСУ, недостаточное финансирование в рамках федеральных и государственных программ и приоритет унитарных предприятий в выделении средств, а также низкая информированность предпринимателей о возможностях получения информационной, консультационной и финансовой поддержки.
Достижению более благоприятных финансовых результатов ОАО «ПАТП-2» будет способствовать совершенствование работы в сфере закупочных операций, экономное использование материальных ресурсов, ГСМ и электроэнергии, а также повышение уровня профессиональной подготовки и производительности труда персонала
1. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: – http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2017).
2. Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ (ред. от 30.07.2016) «Об уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: – http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2017).
3. Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: – http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2017).
4. Федеральный закон от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: – http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2017).
5. Федеральный закон от 20.04.2015 г. № 86-ФЗ (ред. от 23.03.2017) «О государственном регулировании цен (тарифов) на услуги по перевозкам пассажиров, багажа, автомобильных транспортных средств, железнодорожного подвижного состава с использованием судов, обеспечивающих сообщение между морскими портами республики Крым, города федерального значения Севастополя и морскими портами Краснодарского края, и на связанные с такими перевозками дополнительные услуги» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: – http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2017).
6. Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: – http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2017).
7. Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: – http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2017).
8. Модельный закон о транспортной деятельности (принят в г. Санкт-Петербурге 31.10.2007 Постановлением 29-8 на 29-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: – http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2017).
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 02.10.2016) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». Режим доступа: – http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2017).
10. Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112 (ред. от 28.04.2015) «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». Режим доступа: – http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2017).
11. Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 г. № 1097 (ред. от 23.03.2017) «О допуске к управлению транспортными средствами» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». Режим доступа: – http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2017).
12. Приказ Министерства транспорта РФ от 9.07.2012 г. № 204 (ред. от 26.06.2017) «Об утверждении административного регламента федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предприятиями законодательства РФ в сфере автомобильного транспорта» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». Режим доступа: – http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2017).
13. Решение Думы города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.12.2016 №90 «Об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Нижневартовска на 2017-2035 годы» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». Режим доступа: – http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2017).
14. Постановление Администрации города Нижневартовска от 17.12.2015 №2269 «Об утверждении муниципальной программы «Содержание дорожного хозяйства, организация транспортного обслуживания и благоустройство территории города Нижневартовска» на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». Режим доступа: – http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.12.2017).
15. Анкома, П. Правовое регулирование сферы пассажирских перевозок автомобильным транспортом / П. Анкома, Е.М. Михайлова // Сборник трудов конференции Сибирской академии финансов и банковского дела. – 2016. – С. 361-365.
16. Дашпилов, Ц.Б. Картографирование и анализ развития транспортной сети Восточной Сибири: дис. канд. геогр. н. / Ц.Б. Дашпилов. – Иркутск, 2016. – 170 с.
17. Девятова, Н.С. Транспортное развитие муниципальных образований / Н.С. Девятова. – Иркутск: Издательство БГУЭП, 2013. – 205 с.
18. Дементьева О.А. Соответствие ресурсов местных бюджетов полномочиям местного самоуправления: декларация и реальность // Законодательство и экономика. – 2013. – № 2. – С. 5-16.
19. Иванов, М.В. Развитие транспортной инфраструктуры региона: факторы, направления, инструментарий оценки: дис. канд. эк. н. / М.В. Иванов. – Нижний Новгород, 2016. – 196 с.
20. Кельбах, С.В. Стратегия пространственной интеграции экономики посредством модернизации дорожно-транспортной инфраструктуры: дис. док. эк. н. / С.В. Кельбах. – СПб., 2015. – 331 с.
21. Колышев, А.С. Государственно-частное партнерство в сфере транспорта: российская практика / А.С. Колышев // Сборник тезисов докладов конференции «ГЧП в сфере транспорта: модели и опыт». – СПб : Институт «Высшая школа менеджмента» СПбГУ, 2016. – С. 22-23.
22. Коровин, М.Ю. Обоснование экономических методов эффективного развития железнодорожного транспорта при снижении доли участия государства в инфраструктурных проектах: дис. канд. эк. н. / М.Ю. Коровин. – Москва, 2016. – 144 с.
23. Костин, А.А. Современное состояние и перспективы развития маршрутных перевозок пассажиров А.А. Костин, В.Ю. Савченко-Бельский // Вестник университета. – 2017. – №5. – С. 93-97.
24. Литвяков, С.С. Государственно-частное партнерство в финансировании транспортной инфраструктуры в Российской Федерации: дис. канд. эк. н. / С.С. Литвяков. – Москва, 2014. – 199 с.
25. Макаров, Д.Б. Инструментарий развития транспортной инфраструктуры региона: дис. док. эк. н. / Д.Б. Макаров. – Тамбов, 2015. – 171 с.
26. Малышева, М.А. Теория и методы современного государственного управления: учебно-методическое пособие / М.А. Малышева. – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2013. – 280 с.
27. Маркелов, Г.Я. Применение метода сценариев для анализа и управления в транспортной системе (на примере города Хабаровска): дис. канд. тех. н. / Г.Я. Маркелов. – Хабаровск, 2014. – 171 с.
28. Муслимов, Ф.А. Развитие муниципально-частного партнерства в управлении муниципальной собственностью / Ф.А. Муслимов // Молодой ученый. – 2015. – №23. – С. 621-625.
29. Сафронов, К.Э. Роль доступного общественного транспорта в социально-экономическом развитии городов / К.Э. Сафронов // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2012. – № 2(24). – С. 125-130.
30. Свитенко М.А. Развитие малого и среднего предпринимательства как фактор укрепления экономической безопасности страны / М.А. Свитенко // Новые парадигмы общественного развития: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции и закономерности: материалы международной научно-практической конференции (28 декабря 2015г.). – Ч.3. / отв. ред. Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. – Саратов: Изд-во «Академия управления», 2016. – С. 28-31.
31. Славина, Ю.А. Научно-практические методы оценки качества обслуживания населения городским наземным пассажирским транспортом: дис. канд. тех. н. / Ю.А. Славина. – Саратов, 2015. – 194 с.