Ирреальный мир романа “История моего брата”3юльфю Ливанели
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЙ ПИСАТЕЛЬ З. ЛИВАНЕЛИ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ТУРЕЦКОГО ПОСТМОДЕРНИЗМА
1.1 Особенности и традиции турецкого постмодернизма 7
1.2 Биография и творческое наследие З. Ливанели 24
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ РОМАНА З. ЛИВАНЕЛИ “ИСТОРИЯ МОЕГО БРАТА”
2.1 Художественное воплощение темы реального и ирреального в романе
“История моего брата” 41
2.2 Основные художественные приемы передачи психологического состояния,
внутреннего мира героев 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЙ ПИСАТЕЛЬ З. ЛИВАНЕЛИ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ТУРЕЦКОГО ПОСТМОДЕРНИЗМА
1.1 Особенности и традиции турецкого постмодернизма 7
1.2 Биография и творческое наследие З. Ливанели 24
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ РОМАНА З. ЛИВАНЕЛИ “ИСТОРИЯ МОЕГО БРАТА”
2.1 Художественное воплощение темы реального и ирреального в романе
“История моего брата” 41
2.2 Основные художественные приемы передачи психологического состояния,
внутреннего мира героев 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ
Зюльфю Ливанели - современный турецкий музыкант, сценарист, политический деятель, писатель и режиссер, лауреат многочисленных отечественных и международных премий.
Ливанели давно и прочно вошёл в число известных писателей современности. В своём творчестве он, большей частью, обращается к реалиям окружающей нас действительности, тем не менее в его произведениях реальное в любой момент может уступить место ирреальному, действительное - кажущемуся. В его прозе банальность реальности, первоначально заявленная зарисовками жалкого быта, тривиальностью событий в жизни заурядных людей, преображается за счет описания внутренних психологических процессов: воспоминаний, страхов, фантазий героев. Не просто герои и их судьбы, но сама реальность и многообразные отношения с ней человека - вот главная тема всего творчества Ливанели.
Книги Ливанели переводятся и публикуются более чем на 30 языках мира, в том числе и на русский. Настоль повышенный интерес отечественного читателя к творчеству писателя повляил организованный в 2010 году в Санкт-Петербурге турецкими и российскими предпринимателями, представителями различных сфер образования и искусства “Русско-Турецкого Культурного Центра”, президентом которого стал Зульфю Ливанели. Данный центр предоставляет возможность глубже познать тардиции, культуру и литературу этих народов. Свидетельством тому, деятельность российского тюрколога, востоковеда, лингвиста, литературног о переводчика и критика, и в то же время директора “Русско-Турецкого Культурного Центра” Аврутиной Апполинари Сергеевны, которая перевела на русский язык романы крупнейших современных писателей, таких, как Орхан Памук, Назым Хикмет, Сабахаттин Али, Бильге Карасу, Ахмед Танпынар, Зюльфю Ливанели и др.
Актуальность и новизна данного исследования заключаются в том, что роман “История моего брата” турецкого писателя З. Ливанели становится объектом
Степень разработанности проблемы. Турецкий постмодернизм является предметом интереса многих зарубежных и отечественных тюркологов, востоковедов и литературоведов. В нашей работе нами были рассмотрены труды- Репенковой М. М , которые помогли нам разобраться в таком сложном, неоднозначном явлении, как турецкий литературный постмодернизм. М. М. Репенкова в своих работах, на примере прозаических произведений писателей, стоявших у истоков постмодернистской литературы, - Орхана Памука, Муратхана Мунгана, Назлы Эрай, Бильге Карасу, Пынар Кюр раскрывает определяющие черты указанного направления в национальной совесности, характеризует новые модели мышления, утвердившиеся в разных модификациях турецкого постмодернизма, и особенности нового языка посткультуры, используемого турецкими авторами. Данные работы помогли нам выявить специфику турецкого постмодернизма. Не менее важное значение имеют труды Сулеймановой А. С , посвященные процессу развития турецкой прозы в XX в. А. С. Сулейманова не только исследовала общественно-политические и литературные предпосылки возникновения постмодернистского направления в турецкой литературе, но также выявила и систематизировала его основные характеристики. Данные труды отечественных литературоведов дали нам целостное системное представление о феномене постмодернизма в турецкой литературе конца XX в.
Среди зарубежных исследователей стоит отметить труды турецких литературоведов Кубилая Актулума и Хакана Сазейка . В своих трудах, на примерах турецких постмодернистских произведений, эти учёные наглядно характеризуют литературные приемы характерные турецкому постмодернизму. Работы турецих исследователей послужили нам образцом для выявления в предмете нашего исследования - романе З. Ливанели “История моего брата” основных художественных приемов постмодернистского течения. Другие видные современные турецкие исследователи Еджевит Йылдыз и Фетхи Наджи в своих трудах дают общее описание эстетике турецкого авангардного романа XX в. и исследуют то, как роман, впитывая метапрозаическое повествование, интертекстуальность и другие литературные особенности постмодерна, получает широкое распространение в Турции.
Объектом исследования является литературоведческий анализ реального и ирреального в романе “История моего брата” З. Ливанели, где художественная условность занимает центральное место.
Предметом исследования является художественный текст романа З.Ливанели “История моего брата”.
Целью данной работы является анализ романа “История моего брата” З. Ливанели, с позиции историко-культурных и субъективно-психологических аспектов, помогающих раскрыть идейный замысел автора. Для достижения цели работы перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Выявить специфику турецкого постмодернизма и места в нем З. Ливанели.
2. Проанализировать особенности авторского восприятия действительности, характеризующегося взаимопроникновением реального и ирреального, на примере романа “История моего брата”.
При написании нашей работы использовались культурно-исторический, биографический, сравнительно-сопоставительный, литератроведческий методы исследования. Исходя из того, что биография и личность любого писателя является определяющим моментом творчества, в своей работе мы обратились к биографическому методу, который позволил рассмотреть взаимосвязь между биографией З. Ливанели и особенностями его творчества. Прибегая к сравнительно-сопоставительному методу, на примере романа Ливанели “Серенада”, мы выявили общие черты постмодернистического течения и то, как постмодернистские приемы применялись писателем в романе. Культурно-исторический метод способствовал восприятию и анализу романа “История моего брата” в рамках пространственно-временных категорий постмодерна.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании полученных результатов на спецкурсах современной турецкой литературы, а также при дальнейшем изучении творчества Ливанели.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Введение включает в себя обоснование темы, актуальности и новизны исследования, а так же определяет методологию исследования, его цели и задачи.
Первая глава “Современный писатель З. Ливанели как представитель турецкого постмодернизма” посвящена анализу особенностей развития турецкого постмодернизма, приведены оценки отечественных и зарубежных критиков, а также была рассмотрена биография и личность З. Ливанели, как одного из представителей постмодернистического течения.
В главе второй “Особенности идейно-композиционной структуры романа З. Ливанели “История моего брата” мы обратили внимание на особенности авторского восприятия действительности, приемов передачи психологического состояния внутреннего мира героев романа.
В заключении сделаны общие выводы по всей работе. Основное содержание работы изложено на 80 страницах. Список использованной литературы включает 97 наименований. В приложении на турецком языке приведены воспоминания знакомых и друзей З. Ливанели из жизни, профессиональные и непрофессиональные рецензии на романы писателя, а так же отрывки и схемы сюжетных линий из анализируемого нами романа “История моего брата”.
Ливанели давно и прочно вошёл в число известных писателей современности. В своём творчестве он, большей частью, обращается к реалиям окружающей нас действительности, тем не менее в его произведениях реальное в любой момент может уступить место ирреальному, действительное - кажущемуся. В его прозе банальность реальности, первоначально заявленная зарисовками жалкого быта, тривиальностью событий в жизни заурядных людей, преображается за счет описания внутренних психологических процессов: воспоминаний, страхов, фантазий героев. Не просто герои и их судьбы, но сама реальность и многообразные отношения с ней человека - вот главная тема всего творчества Ливанели.
Книги Ливанели переводятся и публикуются более чем на 30 языках мира, в том числе и на русский. Настоль повышенный интерес отечественного читателя к творчеству писателя повляил организованный в 2010 году в Санкт-Петербурге турецкими и российскими предпринимателями, представителями различных сфер образования и искусства “Русско-Турецкого Культурного Центра”, президентом которого стал Зульфю Ливанели. Данный центр предоставляет возможность глубже познать тардиции, культуру и литературу этих народов. Свидетельством тому, деятельность российского тюрколога, востоковеда, лингвиста, литературног о переводчика и критика, и в то же время директора “Русско-Турецкого Культурного Центра” Аврутиной Апполинари Сергеевны, которая перевела на русский язык романы крупнейших современных писателей, таких, как Орхан Памук, Назым Хикмет, Сабахаттин Али, Бильге Карасу, Ахмед Танпынар, Зюльфю Ливанели и др.
Актуальность и новизна данного исследования заключаются в том, что роман “История моего брата” турецкого писателя З. Ливанели становится объектом
Степень разработанности проблемы. Турецкий постмодернизм является предметом интереса многих зарубежных и отечественных тюркологов, востоковедов и литературоведов. В нашей работе нами были рассмотрены труды- Репенковой М. М , которые помогли нам разобраться в таком сложном, неоднозначном явлении, как турецкий литературный постмодернизм. М. М. Репенкова в своих работах, на примере прозаических произведений писателей, стоявших у истоков постмодернистской литературы, - Орхана Памука, Муратхана Мунгана, Назлы Эрай, Бильге Карасу, Пынар Кюр раскрывает определяющие черты указанного направления в национальной совесности, характеризует новые модели мышления, утвердившиеся в разных модификациях турецкого постмодернизма, и особенности нового языка посткультуры, используемого турецкими авторами. Данные работы помогли нам выявить специфику турецкого постмодернизма. Не менее важное значение имеют труды Сулеймановой А. С , посвященные процессу развития турецкой прозы в XX в. А. С. Сулейманова не только исследовала общественно-политические и литературные предпосылки возникновения постмодернистского направления в турецкой литературе, но также выявила и систематизировала его основные характеристики. Данные труды отечественных литературоведов дали нам целостное системное представление о феномене постмодернизма в турецкой литературе конца XX в.
Среди зарубежных исследователей стоит отметить труды турецких литературоведов Кубилая Актулума и Хакана Сазейка . В своих трудах, на примерах турецких постмодернистских произведений, эти учёные наглядно характеризуют литературные приемы характерные турецкому постмодернизму. Работы турецих исследователей послужили нам образцом для выявления в предмете нашего исследования - романе З. Ливанели “История моего брата” основных художественных приемов постмодернистского течения. Другие видные современные турецкие исследователи Еджевит Йылдыз и Фетхи Наджи в своих трудах дают общее описание эстетике турецкого авангардного романа XX в. и исследуют то, как роман, впитывая метапрозаическое повествование, интертекстуальность и другие литературные особенности постмодерна, получает широкое распространение в Турции.
Объектом исследования является литературоведческий анализ реального и ирреального в романе “История моего брата” З. Ливанели, где художественная условность занимает центральное место.
Предметом исследования является художественный текст романа З.Ливанели “История моего брата”.
Целью данной работы является анализ романа “История моего брата” З. Ливанели, с позиции историко-культурных и субъективно-психологических аспектов, помогающих раскрыть идейный замысел автора. Для достижения цели работы перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Выявить специфику турецкого постмодернизма и места в нем З. Ливанели.
2. Проанализировать особенности авторского восприятия действительности, характеризующегося взаимопроникновением реального и ирреального, на примере романа “История моего брата”.
При написании нашей работы использовались культурно-исторический, биографический, сравнительно-сопоставительный, литератроведческий методы исследования. Исходя из того, что биография и личность любого писателя является определяющим моментом творчества, в своей работе мы обратились к биографическому методу, который позволил рассмотреть взаимосвязь между биографией З. Ливанели и особенностями его творчества. Прибегая к сравнительно-сопоставительному методу, на примере романа Ливанели “Серенада”, мы выявили общие черты постмодернистического течения и то, как постмодернистские приемы применялись писателем в романе. Культурно-исторический метод способствовал восприятию и анализу романа “История моего брата” в рамках пространственно-временных категорий постмодерна.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовании полученных результатов на спецкурсах современной турецкой литературы, а также при дальнейшем изучении творчества Ливанели.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Введение включает в себя обоснование темы, актуальности и новизны исследования, а так же определяет методологию исследования, его цели и задачи.
Первая глава “Современный писатель З. Ливанели как представитель турецкого постмодернизма” посвящена анализу особенностей развития турецкого постмодернизма, приведены оценки отечественных и зарубежных критиков, а также была рассмотрена биография и личность З. Ливанели, как одного из представителей постмодернистического течения.
В главе второй “Особенности идейно-композиционной структуры романа З. Ливанели “История моего брата” мы обратили внимание на особенности авторского восприятия действительности, приемов передачи психологического состояния внутреннего мира героев романа.
В заключении сделаны общие выводы по всей работе. Основное содержание работы изложено на 80 страницах. Список использованной литературы включает 97 наименований. В приложении на турецком языке приведены воспоминания знакомых и друзей З. Ливанели из жизни, профессиональные и непрофессиональные рецензии на романы писателя, а так же отрывки и схемы сюжетных линий из анализируемого нами романа “История моего брата”.
Зюльфу Ливанели в своих рассказах - читателю, в своих песнях - слушателю, в своих фильмах - зрителю показывает, что самое главное в успехе это максимальное использование как обществом, так и отдельным человеком своего потенциала. Он также подчеркивает, что главными элементами пассивности являются угодливость и сопротивление к переменам. Он наделяет главного героя физическими, духовными и социальными чертами. В его рассказах, подходящих для создания творческого героя-активиста, нет места для героев, которые не в силах унять пыл души, совладеть с порочными чувствами и развиваться. Писатели-постмодернисты используя многовариантность толкования и эпатаж, создают ирреальное пространство и вводят своих читателей в заблуждение. Такой подход к литературе повышает сопротивляемость читателей к стрессовым ситуациям в современной жизни, призывают их смотреть на вещи с разных сторон.
В рамках данной квалификационной работы был проведен анализ романа “История моего брата”, с позиции историко-культурных и субъективно-психологических аспектов, помогающих раскрыть идейный замысел автора. Перед тем как приступить к литературоведческому анализу романа писателя “История моего брата”, в первой главе “Современный писатель З. Ливанели как представитель турецкого постмодернизма” нами были проанализированы историко-культурные аспекты, на фоне которых в Турции развивается постмодернистские направление и которые в последствии найдут свои отголоски в творчестве писателя. Для этого мы обратились к анализу особенностей и традиций турецкого постмодернизма, а также биографии и творческого наследия З. Ливанели.
В процессе культурно-исторического и биографического методов исследования, мы выяснили, что творчество Зюльфю Ливанели выпало на тяжелый период в истории Турецкой Республики. Общественно-политическая жизнь Турции в это время была отмечена глубоким экономическим кризисом, который привел к военному перевороту. Год спустя принимается конституция, которая вносит ряд изменений в политическую и общественную жизнь страны, появляется свобода слова, но длится это не долго. Власть жестко контролирует содержание и распространение информации, печатные продукции, музыкальных и сценических произведений. Многие выдающиеся писатели и журналисты Турции находятся под гонением, среди них также был Зюльфю Ливанели. Отражением общественного настроения в литературе явилось зарождение турецкого постмодернистского течения.
Литература изменяет свою внутреннюю природу, жизнь и искусство, писатель и читатель, высокое и низкое, реальное и ирреальное, все эти бывшие оппозиции теперь взаимно дополняют друг друга соединяются в целостном культурно историческом пространстве. Неопределенность, фрагментарность, ирония, а также деконструктивные гибридные образы свойственные литературе постмодернизма, находят своё отражение в творчестве современного турецкого писателя З. Ливанели. Он занимает прочную позицию среди шестерки турецких писателей-постмодернистов первой волны, которых М. М. Репенкова выделяет в своих работах. Орхан Памук, Муратхан Мунган, Назлы Эрай, Бильге Карасу, Пынар Кюр и Зюльфю Ливанели, привнеся в национальную словесность новую философию, новую эстетику и новый язык, заложили основы мощного, литературного направления - турецкого постмодернизма.
Во второй главе в процессе литературоведческого анализа особенностей идейно-композиционной структуры романа З. Ливанели “История моего брата” нами были выявлены субъективно-психологические аспекты, помогающие раскрыть идейный замысел автора. Для анализа особенностей авторского восприятия действительности, нами было рассмотрено художественное воплощение темы реального и ирреального в романе, а также основные художественные приемы передачи психологического состояния, внутреннего мира героев.
В процессе исследования мы пришли к выводу, что роман обладает рядом художественных особенностей, значительно отличающих его от других произведений писателя. Используя разные формы повествования в произведениях Зюльфю Ливанели отражает свою оригинальность. Он предпочитает такую организацию сюжета, в которой вместе с созданием образа героя, наделенного определенными общественными элементами, представлена его борьба за место в обществе и неприятие им. Создавая сюжет, Ливанели удается искусно отобразить в нем политическую и социальную обстановку в мире, а также влияние её на судьбы главных героев. Его роман затрагивает социальную проблему или отчуждение главного героя. Здесь настоящее, прошлое, главный герой и общество связанны между собой. Роман написан в форме метапрозы, где повествование структурируется в зависимости от конфронтации связанных историй.
В романе “История моего брата” присутствует множество различных историй, как реальных, так и взятых главным героем Ахмедом из литературы. В целом на протяжении всего романа внимание читателей приковано к 2-ум историям: история брата Мехмеда и убийство Арзу. В приложении мы схематично отобразили эти две сюжетные линии. В произведениях Зюльфю
Ливанели форма повествование, подстраиваясь под требования эпохи постмодернизма, имеет широкую вариацию. В целом рассказчик в романах, реалистично передавая действия главных героев, увеличивает достоверность элементов сюжета. Временами писатель под авторской маской играет с читателями, дает им подсказки, которые наводят их на размышления о неправдивости происходящего.
Помимо метаповествования и принципа игры, З. Ливанели прибегает к таким постмодернистским техникам как: контекстность и интертекстуальность, ироничность, многоуровневость текста. Многообразие литературных техник, используемых писателем в романе “История моего брата”, помогло ему наилучшим образом раскрыть внутренник мир и психологическое состояние героев.
В рамках данной квалификационной работы был проведен анализ романа “История моего брата”, с позиции историко-культурных и субъективно-психологических аспектов, помогающих раскрыть идейный замысел автора. Перед тем как приступить к литературоведческому анализу романа писателя “История моего брата”, в первой главе “Современный писатель З. Ливанели как представитель турецкого постмодернизма” нами были проанализированы историко-культурные аспекты, на фоне которых в Турции развивается постмодернистские направление и которые в последствии найдут свои отголоски в творчестве писателя. Для этого мы обратились к анализу особенностей и традиций турецкого постмодернизма, а также биографии и творческого наследия З. Ливанели.
В процессе культурно-исторического и биографического методов исследования, мы выяснили, что творчество Зюльфю Ливанели выпало на тяжелый период в истории Турецкой Республики. Общественно-политическая жизнь Турции в это время была отмечена глубоким экономическим кризисом, который привел к военному перевороту. Год спустя принимается конституция, которая вносит ряд изменений в политическую и общественную жизнь страны, появляется свобода слова, но длится это не долго. Власть жестко контролирует содержание и распространение информации, печатные продукции, музыкальных и сценических произведений. Многие выдающиеся писатели и журналисты Турции находятся под гонением, среди них также был Зюльфю Ливанели. Отражением общественного настроения в литературе явилось зарождение турецкого постмодернистского течения.
Литература изменяет свою внутреннюю природу, жизнь и искусство, писатель и читатель, высокое и низкое, реальное и ирреальное, все эти бывшие оппозиции теперь взаимно дополняют друг друга соединяются в целостном культурно историческом пространстве. Неопределенность, фрагментарность, ирония, а также деконструктивные гибридные образы свойственные литературе постмодернизма, находят своё отражение в творчестве современного турецкого писателя З. Ливанели. Он занимает прочную позицию среди шестерки турецких писателей-постмодернистов первой волны, которых М. М. Репенкова выделяет в своих работах. Орхан Памук, Муратхан Мунган, Назлы Эрай, Бильге Карасу, Пынар Кюр и Зюльфю Ливанели, привнеся в национальную словесность новую философию, новую эстетику и новый язык, заложили основы мощного, литературного направления - турецкого постмодернизма.
Во второй главе в процессе литературоведческого анализа особенностей идейно-композиционной структуры романа З. Ливанели “История моего брата” нами были выявлены субъективно-психологические аспекты, помогающие раскрыть идейный замысел автора. Для анализа особенностей авторского восприятия действительности, нами было рассмотрено художественное воплощение темы реального и ирреального в романе, а также основные художественные приемы передачи психологического состояния, внутреннего мира героев.
В процессе исследования мы пришли к выводу, что роман обладает рядом художественных особенностей, значительно отличающих его от других произведений писателя. Используя разные формы повествования в произведениях Зюльфю Ливанели отражает свою оригинальность. Он предпочитает такую организацию сюжета, в которой вместе с созданием образа героя, наделенного определенными общественными элементами, представлена его борьба за место в обществе и неприятие им. Создавая сюжет, Ливанели удается искусно отобразить в нем политическую и социальную обстановку в мире, а также влияние её на судьбы главных героев. Его роман затрагивает социальную проблему или отчуждение главного героя. Здесь настоящее, прошлое, главный герой и общество связанны между собой. Роман написан в форме метапрозы, где повествование структурируется в зависимости от конфронтации связанных историй.
В романе “История моего брата” присутствует множество различных историй, как реальных, так и взятых главным героем Ахмедом из литературы. В целом на протяжении всего романа внимание читателей приковано к 2-ум историям: история брата Мехмеда и убийство Арзу. В приложении мы схематично отобразили эти две сюжетные линии. В произведениях Зюльфю
Ливанели форма повествование, подстраиваясь под требования эпохи постмодернизма, имеет широкую вариацию. В целом рассказчик в романах, реалистично передавая действия главных героев, увеличивает достоверность элементов сюжета. Временами писатель под авторской маской играет с читателями, дает им подсказки, которые наводят их на размышления о неправдивости происходящего.
Помимо метаповествования и принципа игры, З. Ливанели прибегает к таким постмодернистским техникам как: контекстность и интертекстуальность, ироничность, многоуровневость текста. Многообразие литературных техник, используемых писателем в романе “История моего брата”, помогло ему наилучшим образом раскрыть внутренник мир и психологическое состояние героев.
Подобные работы
- Ирреальный мир романа “История моего брата”3юльфю Ливанели
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



