Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Проблеме изучения индивидуальных различий посвящены многочисленные зарубежные и отечественные исследования, выполненные в русле дифференциальной психологии (Либин Е.Ф., 2000; Ахвердова О. А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В., 2004; и др.), комплексных исследований человека (Ананьев Б. Г., 1968, 1980; и др.), исследований интегральной индивидуальности (Мерлин В.С., 1964, 1968; и др.), способностей и особенностей нервной системы (Теплов Б.М., 1961, 1998; Небылицын В.Д., 1976; Голубева Э. А., 1986; И.В. Равич-Щербо, 1988; и др.), многомерно-функциональ-ного подхода (Крупнов А.И., 1983, 2001; Прядеин В.П., 1999), исследований оценочной функции психики (Батурин Н.А., 1998, 2003), и др. Общим для этих разнообразных подходов является обращение к внутреннему миру человека, его психическому складу, представленному сочетанием индивидуальных особенностей.
Понятие «психический склад» упоминается в работах многих отечественных авторов, в частности, в работах Б.Ф. Поршнева (1979), А.В. Петровского (1984), Б.Г. Ананьева (1996), А.П. Садохина (2002), Ф.Х. Кессиди (2003) и др., но при этом отсутствует его четкое определение и соотнесение с другими понятиями. В данной работе психический склад рассматривается как относительно устойчивая и неповторимая система психических свойств и качеств личности, определяющая специфику отражения и переживания различных сторон природной и социальной действительности, влияющая на формирование субъективной картины мира и проявляющаяся в особенностях деятельности и поведения личности.
Психический склад личности изучается в психологии в рамках нескольких подходов: 1) теории личностных черт, 2) теории личностных профилей, 3) теории типов личности. В теории личностных черт (Allport G.W., Odbert H.S.; 1936) психический склад характеризуется посредством определения уровней выраженности отдельных черт, а достаточно дифференцированное описание психического склада достигается при использовании нескольких методик, каждая их которых может оценить ту или иную часть возможных черт. Теория личностных профилей берет свое начало из теории черт и тесно связана с возникновением многофакторных личностных опросников (16PF Р.Кеттелла, MMPI С.Хатауэя и Дж.МакКинли), практическое применение которых позволило обнаружить устойчивые паттерны черт, характерные для определенных групп людей. Примером таких паттернов являются коды профилей (profile codes) в MMPI (Анастази А., Урбина С., 2001).
Теория типов личности в качестве подхода к изучению психического склада имеет давнюю традицию, прошла ряд этапов своего становления от первично-синтетического, нерасчлененного подхода к созданию типологий до аналитического, который первоначально и вызвал к жизни теорию черт. К на¬стоящему времени наблюдается «возобновление интереса и появление более тонкого подхода к использованию типов и стилей как части концептуального арсенала, пригодного для изучения и объяснения индивидуальных различий» (Анастази А., Урбина С., 2001).
4
Для современного состоянии теории типов психического склада личности характерен ряд противоречий: 1) в философии издавна выделялись некоторые базовые координаты человеческой души, нашедшие отражение в рационализме Р. Декарта, сенсуализме Т.Гоббса, интуитивизме А.Бергсона, и др. (Кра¬пивенский С.Э., 1998), однако они редко учитываются при построении типологий психического склада, в которых используются любые основания, начиная с даты рождения и заканчивая особенностями нервной системы; 2) в разное время учеными было создано огромное число типологий, однако качественная научная рефлексия проблем типирования до сих пор отсутствует; 3) аналитическая психология К.Г.Юнга, включая его теорию психологических типов, пользуется широкой популярностью у отечественных психологов, включена в про¬граммы подготовки студентов-психологов, в то время как интерес к постюнгианским подходам, в которых положения теории психологических типов Юнга подвергаются дальнейшей разработке и эмпирической верификации, у отечественных ученых-психологов отсутствует; 4) зарубежные психологи- исследователи проявляют значительный интерес к постюнгианской типологии К.Бриггс и И.Бриггс Майерс, тогда как в отечественной психологической науке этот интерес выражен слабо; 5) последние 10-15 лет постюнгианские типоведческие методики, не прошедшие стандартной психометрической проверки, широко используются отечественными психологами-практиками и специали-стами смежниками (Шульман Г.А., 1995; Букалов А.В., 1996; 1999; Карнаух И.И., Танаев В.М., 2000; и др.), когда как теоретико-экспериментальных исследований, выполненных в русле концепции Майерс-Бриггс, в нашей стране очень мало.
Выделенные противоречия обусловливают необходимость постановки и изучения проблем типологизации (разработки научно обоснованных и имею¬щих практическую ценность типологий) и типирования (разработки и использования технологий, позволяющих отнести конкретную личность к тому или иному типу). Раздел психологии, посвященный изучению типологий психического склада личности, как уже выделенных, так тех, что еще будут предложе¬ны в будущем, может быть назван типоведением. Типоведение помещает конкретную личность в многомерное пространство, осями которого являются разнообразные типологии.
Термин «типоведение» (от Typewatching) возник в США в качестве наименования одной из современных типологий, созданной К.Бриггс и И.Бриггс Майерс на основе идей К.Г.Юнга. Именно эти авторы начали реализовывать типоведческий подход к исследованию личности, стараясь поставить его на надежную научную основу, широко используя статистические методы, накапливая большой эмпирический материал. Сказанное отличает типоведение К. Бриггс и И.Бриггс Майерс и его инструментарий (индикатор типов Майерс- Бриггс, MBTI) от множества других отечественных и зарубежных типологий, в основе которых нередко лежат интересные идеи и интуитивные догадки, но которым недостает эмпирической обоснованности и статистической достоверности. Использование данной методики на отечественных выборках является актуальным, поскольку позволяет не только изучить особенности типологической структуры различных этнических, половых, профессиональных и возрастных групп, но и получить результаты, сопоставимые с данными зарубежных исследований.
Целью данной работы является изучение возможностей использования в отечественной культуре типоведческого подхода (в варианте концепции К.Бриггс и И.Бриггс Майерс) к исследованию психического склада личности.
Объект исследования - психический склад личности представителей разных этнических, профессиональных и возрастных групп.
Предмет исследования - типы психического склада личности, а также этнические, гендерные, профессиональные и возрастные особенности их соотношения.
Общую гипотезу исследования составило предположение о том, что частота встречаемости типов психического склада личности по Майерс-Бриггс является вариативной и зависит от этнической и половой принадлежности, профессии и возраста типируемых.
Данная гипотеза конкретизируется в следующих предположениях:
1. Особенности гендерных ролей, реализуемых в определенном этносе, влияют на частоту встречаемости различных типов психического склада личности внутри этноса.
2. Конкретный характер профессии и степень ее массовости влияют на особенности распределения типов психического склада личности у представителей данной профессии.
3. Существуют различия в соотношении типов психического склада личности на этапе освоения профессии и у работающих специалистов.
4. Соотношение типов психического склада личности меняется от студенческого к зрелому возрасту
Задачи исследования:
1) Осуществить теоретический анализ литературы, касающейся истории и современного состояния проблемы изучения психического склада личности.
2) Рассмотреть наиболее распространенные типологические концепции, охарактеризовать степень их разработанности и оснащенности методическим инструментарием.
3) Исследовать психометрические свойства индикатора типов Майерс- Бриггс (F) - МВТ1 (F) - как инструмента типирования на отечественной выборке.
4) Провести типоведческий анализ особенностей психического склада представителей различных этнических и гендерных групп.
5) Изучить особенности психического склада специалистов и студентов различных профессиональных областей.
6) Рассмотреть динамику типов психического склада личности в зависимости от возраста и этапа профессионального становления субъекта.