Введение
Глава 1 Теоретическое обоснование экологической культуры личности в образовательном пространстве современной школы 12
1.1 Сущность экологической культуры, ее компонентный
состав 12
1.2 Значимость экологического мышления в формировании экологической
культуры 22
1.3 Методы формирования экологической культуры учащихся в процессе
урочной и внеурочной деятельности 29
Глава 2 Педагогический эксперимент формирования экологической культуры учащихся 6-х классов 37
2.1. Модель формирования экологической культуры учащихся 6-х классов в
процессе урочной и внеурочной деятельности 37
2.2 Диагностика развития экологической культуры учащихся 6-х классов в процессе урочной внеурочной деятельности 49
Заключение 59
Литература 62
Приложение 1. «Модель формирования экологической культуры учащихся
6-х классов в процессе урочной и внеурочной деятельности 69
Приложение 2. Тест на определение сформированности экологической
культуры учащихся 70
Приложение З. Критерии сформированности экокультуры 71
Приложение 4. Конспекты внеклассных мероприятий и технологические карты уроков 72
Рождаясь на свет, человек не сразу становится человеком в полном смысле этого слова, он укореняет свою человечность через понимание себя, других, природного мира. Процесс понимания непосредственно связан с процессом познания человеком окружающего мира. Человек неразрывно был связан с природным миром на протяжении своего развития. Проблема взаимоотношений в системе «человек - природа» не нова, она имела место всегда. Планомерное и сознательное взаимодействие возможно при достижении каждой личности достаточного уровня экологической и нравственной культуры, экологического мышления, формирование которых начинается с детского возраста и продолжается в течение всей жизни.
Аналитическим центром Юрия Левады (Левада-Центр) был проведен социологический замер основных проблем, волнующих россиян, отражающий примерно равную картину в различные годы: экологическое состояние природной среды не является первостепенным в рейтинге опасений наших граждан. Следовательно, проблема формирования экологического мышления является актуальной [38]. На основе имеющихся данных обозначается необходимость привлечения внимание граждан к экологическим вопросам современности с целью формирования экологической культуры.
Современные социальные, технологические изменения видоизменили все стороны жизни социума и, самое важное, как подмечает доктор психологических наук Д.И. Фельдштейн, определили изменения самих качеств личности: его осознание, восприятие, мышление относительно природного мира. Задача современного учителя - сформировать экологически грамотную личность, замотивированную в гармонизации отношений в системе «человек - природа», развивая экологическое мышление и экологическую культуры в целом.
После принятия законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» были созданы предпосылки правовой базы для развития системы по формированию экологической культуры, мышления, и образования в целом. Актуальность данного вопроса состоит в том, что экологическое воспитание и экокультура учащихся - чрезвычайно важная проблема современного мира. Путь к экологической культуре лежит через эффективное экологическое образование. Любой современный учитель, вне зависимости от преподаваемого предмета, должен ответить на главные вопросы в педагогике «чему» и «как» учить детей, чтобы сформировать у них современное научное мировоззрение, представление о роли человека в природном мире, об особенностях взаимоотношений системы «человек - природа».
С принятием законов в Российской Федерации «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (2012), «Об образовании в Российской Федерации» (2012), новых федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (2012) были обусловлены пути решения проблемы формирования экологической культуры учащихся[39].
В соответствии с этой целью авторами А.Н.Захлебным, Е.Н.Дзятковской, А.Ю.Либеровым (сотрудники лаборатории экологического образования Российской академии образования) была представлена модель экологического образования в РФ и даны методические рекомендации для ее эффективной реализации в рамках ФГОС.
Экологическая грамотность является приоритетной направленностью непрерывного образования, воспитания и формирования всесторонне развитой личности. Формированием экологической культуры занимается как система образования и семья, так и многие общественные институты гражданского общества.
В соответствии с установленной структурой экообразования в мире рационально определить несколько ступеней образования:
• первая - воспитание в семье и в дошкольных учреждениях,
• вторая - обучение в общеобразовательном учреждении, в
начальных и средних профессиональных учебных заведениях;
• третья - образование в высших учебных заведениях;
• четвертая - послевузовское обучение.
Эти принципы являются отражением современной модели непрерывного экологического образования и воспитания.
В настоящее время непрерывное экологическое образование в Российской Федерации осуществляется на основе ФГОС, указывающих, что экообразование должно реализовываться на всех уровнях общего образования в процессе урочной и внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы образовательной организации (Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года).
Таким образом, на сегодняшний день в 12 регионах РФ функционируют законы об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры, в 60 субъектах Федерации приняты постановления администрации или правительства, касающиеся вопросов экологического образования[41].
Проведя обзор литературы, было установлено, что в США не существует определенного стандарта по экологическому образованию, но преобладающее число штатов осуществляет деятельность по ее формированию. Реализация данной программы осуществляется с помощью детских программ ( с 10 лет), участие в природоохранных мероприятиях и акциях.
Интересен опыт Германии по созданию системы непрерывного экологического образования, созданной на региональных традициях взаимодействия с природой [34].
Согласно Федеральному Закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (статья 3) воспитание системы и развитие механизмов экологического образования, воспитания и формирования экологического мышления и культуры на сегодняшний день - один из принципов хозяйственной деятельности органов государственной власти Российской Федерации всех уровней [10].
Изучив научную литературу, диссертации по нашей теме эколого - педагогического исследования, мы пришли к выводу о том, что, не смотря на имеющиеся шаги по решению проблемы формирования экологической культуры учащихся, отдельные аспекты не достаточно освящены в практике. Необходим поиск, аргументация организационных условий образовательного пространства школы и их апробация, способствующая формированию экологической культуры учащихся.
Основная идея эколого - педагогического исследования закладывается в том, что экологическая культура учащегося, формируемая в условиях образовательного пространства школы, является личностным образованием, базирующемся на развитии когнитивной, эмоциональной сферы личности, развитии экологического мышления, природоохранной деятельности и результатом ее формирования является активная реализация субъектной позиции учащегося.
Степень разработанности проблемы исследования:
Исследование проблемы экологической культуры осуществляется длительное время и по различным направлениям:
• значение образования в формировании экологической культуры (О.С. Анисимов, Г.Н. Каропа, Е.А. Когай, С.Д. Дерябо, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, О.Н. Козлова, В.В. Сериков, С.И. Сторожук, И.Т. Суравегина, В.А. Левин);
• особенности взаимодействия людей с природой, обеспечивающей выживание и развитие человека, и необходимость коренной перестройки мировоззрения людей (H.A. Агаджанян, В.П. Алексеев, A.B. Зайцев, И.Ф. Кефели, И.К. Лисеева, К.И. Настинова, Т.Ю. Соколова и др.);
• формирование экологических знаний, раскрывающих особенности взаимоотношений человека с окружающей средой, дающих представления об экологических проблемах (Л.Р. Ахметшина, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачев, Н.М. Мамедов, Е.Е. Морозова, О.Н. Рябцева, З.А. Хусаинов);
• развитие экологического сознания (С.В.Аниськин, Л.В.Романенко, Г.В.Буковская и др.);
• выявление связи нравственного воспитания, этики, отношения к природе и духовных ценностей (Е.В. Бондаревская, В.И.Блинников, К.Ю.Богачев, С.Н. Глазачев, Ю.М. Гришаева, Н.В. Кочетков, Т.Н. Лиханова, Л.В.Наранова, В.В. Николина, В.А. Сухомлинский, Л.И. Терентьева, А.К. Шульженко);
• формы и способы организация экологической деятельности (Л.М. Горбунов, Н.И. Карпова, А.Д. Урсул, Е.Г. Шаронова) Коробков, Сергей Дмитриевич [42].
Таким образом, можно сделать вывод, что содержание экологической культуры раскрывается через понятия «экологические отношения» и «экологическая деятельность». Перевод фактов сознания в факты практических экологических действий. Результатом экологического образования в интересах устойчивого развития должны стать изменения установок и форм поведения учащихся в отношении к окружающему миру[32]. Проверка полученных знаний на практике является высшей степенью процесса познания, так как только на практике возможна проверка каждого шага познания, истина которого испытывается процессом экологического мышления.
Перед образовательными учреждениями на государственном уровне ставится задачу совершенствования и преобразования экологического образования учащихся. На современном этапе имеется определенное противоречие: между потребностью социума в экологически культурной, грамотной личности, способной присоединиться к процессу охраны и исследования окружающей среды, в решение социально-экологических проблем, и довольно низким уровнем экологической культуры учащихся общеобразовательных школ.
Проблема формирования экологической культуры в учебно - воспитательном процессе современной школы не нашла достаточного освещения в образовательной практике. Поэтому актуальность проблемы обусловила выбор темы педагогического исследования: «Формирование экологической культуры учащихся 6-х классов в процессе урочной и внеурочной деятельности».
Цель исследования: научно обосновать, спроектировать, экспериментально апробировать модель формирования экологической культуры учащихся 6 классов в процессе урочной и внеурочной деятельности.
Объект исследования: формирование экологической культуры личности.
Предмет исследования: модель эффективного формирования экологической культуры учащихся.
Гипотеза исследования: формирование экологической культуры
учащихся будет проходить успешно, если:
- организовать процесс формирования экологической культуры в образовательном пространстве школы в урочное и внеурочное время;
- осуществить экологическую направленность учебно - воспитательного процесса;
- усилить развитие экологического мышления в научно- исследовательской и творческой деятельности учащихся;
Цель определила необходимость решения следующих задач:
1) Раскрыть сущность экологической культуры учащихся и ее компонентный состав;
2) Разработать модель формирования экологической культуры учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности;
3) Экспериментально апробировать и выявить эффективность модели формирования экокультуры.
Теоретико - методологическую основу педагогического исследования составили:
1) основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.И. Загвязинский, М.С. Коган, В.В, Краевский)
2) личностно-ориентированный ( А.Л. Венгер, Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев)
3) деятельностный (К.А. Абульханова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн)
• Введение в научное исследование по педагогике: Учеб.пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; Под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1988. - 239 с.
• Загвязинский, В.Г. Методология и методика дидактического исследования / В.Г. Загвязинский. - М.: 1981. - 160 с.
• Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. - 165 с.
• Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). - М.: Педагоги ка, 1986. - 152 с.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования:
• теоретический анализ педагогической литературы по проблеме формирования экологической культуры учащихся;
• тестирование;
• педагогическое наблюдение;
• изучение и обобщение передового педагогического опыта;
• моделирование ;
• педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
• методы математической обработки результатов исследования.
Опытно - экспериментальная база педагогического исследования:
МАОУ «Гимназия №139» Приволжского р-на г.Казани. В эколого - педагогическом исследовании приняли участие 50 учащихся 6-х классов, 25 из которых сформировали экспериментальную группу.
Научная новизна исследования:
1. Разработаны организационные основы поэтапного формирования экологической культуры учащихся в процессе урочной и внеурочной деятельности;
2. Спроектирована модель процесса воспитания экологической
культуры учащихся в условиях образовательной среды, включающая следующие модули: когнитивный, творческо - деятельностный, интеллектуально - аналитический, рефлексивный, оценочно - результативный;
3. Разработаны критерии для выделения уровней сформированности экологической культуры учащихся.
Теоретическая значимость исследования: заключается в выявлении компонентов экологической культуры, необходимости сформирования экологической культуры, ценности взаимосвязи «человек - природа».
Практическая значимость исследования: состоит в разработке модели формирования экокультуры учащихся для использования на уроках биологии и во внеурочной деятельности.
Достоверность исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования, его целям и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования: Основные положения и результаты исследования докладывались на заседании методического объединения учителей биологии МАОУ «Гимназия №139» Приволжского района г. Казани, на открытой городской научно-практической конференции г.Казани на базе ГДЭБЦ (8.11.2017), на всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Учитель года 2018», а также апробировались в образовательном процессе МАОУ «Гимназия №139» Приволжского района г. Казани.
Результаты исследования отражены в следующих публикациях:
• Модель становления экологической культуры личности в условиях устойчивого развития общества: Материалы VIII Международной научной конференции. - Челябинск, 2017. - 68 с. - С.63-65.
• Формирование экологической культуры обучающихся при
изучении естественнонаучных дисциплин: Материалы IV
Всероссийской научно - практической конференции с международным участием
• REVISTA PUBLICANDO VOL. 4, NUM. 13 (1) (2017) VOL 4. NO 13 (1) 2017
• Чтения памяти профессора А.А.Попова.Сборник научных материалов. отв. ред. Т.В.Андреева.-Казань.Изд-во Казан.ун- та.2018
Структура и объем работы: Эколого - педагогическое исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 65 наименований и 4 приложений. Текст диссертации представлен на 136. страницах, иллюстрирован таблицами, диаграммами и рисунками.
Устремление человечества к единению с природой, осознание социума коллективным субъектом биосферы, ответственности за сохранение биоразнообразия и жизни на планете - это путь к формированию новейшей, экологической культуры, способной прогнозировать свой действия в природном мире, основываясь на разум, нравственность и экологическое мышление.
«Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозу жизни на Земле», - говорится об экологической культуре в Московской международной Декларации [47].
В современном мире экологическая культура анализируется как необходимый аспект всеобщей культуры, присущий каждому человеку. Следовательно, возникает особый интерес к изучению становления данного определения, изучение взаимодействия системы «человек - природа» на разных этапах своего развития, а также заинтересованность в этом познании современных учащихся.
Проблема воспитания экологического образования и формирования культуры учащихся - это не дань моде, а обусловленное жизнью веление времени. Для того чтобы обеспечить человечеству жизнь в будущем, подрастающему поколению необходимо запастись ценностями, обогатиться экологическими знаниями и мышлением и в соответствии с этим выстраивать гармонизированные отношения в системе «человек - природа - общество». Для грамотного практического применения приобретенных экологических компетенций учащимся необходима помощь и сотрудничество взрослых: учителей, родителей и других участников учебно - воспитательного процесса.
Экологическое воспитание и культура на сегодняшний день является одной из первостепенных задач, стоящих перед социумом.
Экологическая культура учащихся, устремлена на развитие у них, способностей оценивать результаты своего воздействия на природные объекты, нравственной ответственности за собственную стратегию поведения и умений грамотно действовать в природной среде.
Экологическая культура позволяет приобрести общечеловеческую систему ценностей гуманистического характера:
• человек является неотъемлемой частью природного мира;
• природа обладает универсальными ценностями;
• ответственность за судьбу биосферы и ее многообразие накладывается на человека.
Задача современного педагога организовать образовательно - творческую деятельность, согласно ФГОС, в основе которого лежит системно - деятельностный подход. Экологическая культура в образовательном пространстве школы воспитывает и развивает нравственные и эстетические основы человека, а также способность содействовать трансляции приобретённых экологических знаний и умений. Для этого учитель грамотно использует различные формы организации учебного процесса - уроки, квесты, классные часы, брейн - ринги и т.д.
Данная эколого-образовательная модель позволяет сформировать у учащихся нравственное, ценностное восприятие природного мира, навыки в природоохранной деятельности; эстетические ценности природы способствуют творческому развитию личности, развитию интереса и глубокому расширению экологических знаний.
В результате проведенного педагогического эксперимента было выявлено три уровня сформированности экологической культуры учащихся ( низкий, средний, высокий).
S Низкий уровень - характеризуется отсутствием у учащихся экологических представлений и знаний. Данный уровень определяет начальную стадию процесса формирования экологической культуры. Необходимость участия в экологической деятельности, изучении природных объектов определяется наличием внешнего стимула (учителя, классного руководителя, родителя). С трудом выдвигает гипотезы, прибегая к помощи учителя. Содержание ответов соответствует менее половины эталона, не владеет терминологией.
S Средний уровень - характеризуется наличием у учащихся достаточных экологических знаний и умений, заинтересованы в получении определенных знаний о природе, охотно осваивают навыки практического взаимодействия с природными объектами. Способен дать ответ на вопрос, но требуется дополнение и помощь; может предложить более 1 традиционной идеи. Обучающийся делает попытки составить прогноз собственной стратегии поведения.
S Высокий уровень - характеризуется способностью к целому, причинному анализу экологических проблем и ситуаций; владеет терминологией, умение обобщать знания и делать выводы о проблемах взаимоотношений в системе «человек - природа». Определяется стремлением распространить экологические знания и участием в практической, творческой, научно - исследовательской деятельности.
В связи с вышеизложенным по исследованию данной проблемы сформулированы следующие выводы:
1) Экологическая культура - сложное, многоаспектное образование, включающее в себя различные компоненты, находящиеся в тесной взаимосвязи и образующие единую систему;
2) Реализация модели свидетельствует об эффективности взаимодействия урочной и внеурочной деятельности в образовательном пространстве школы;
3) Проведенный эколого - педагогический эксперимент указывает на положительную динамику экологической культуры и воспитанности учащихся.
1) Абдрашитова И.В. Нравственное и эстетическое воспитание в процессе становления экологической культуры.- Казань, Мастер Лайн, 2001.-234с.
2) Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. - М : Наука, 1980 - 129
3) Асафова, Е.В. Диагностика экологически значимых ценностей студентов// Мониторинг качества воспитания в контексте педагогического образования/ / Е.В. Асафова; под ред. В.И. Андреева. - Казань: Изд-во КГУ, 2004. - С.83-90.
4) Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2008.- 406с.
5) Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры /Э.В. Гирусов. - М.: 1989. - 202 с.
6) Давыдов С.А. Социология: конспект лекций. Издательство: Эксмо; Год: 2015;160с
7) Деларю В.В., Социальная экология и массовое сознание, Волгоград: ВолГАСА, 2000
8) Дежникова, Н.С. Экологическое воспитание в контексте социокультурной динамики / Н.С. Дежникова // Педагогика. - 2002. - №10. - С.51-56
9) Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с. С. 170-173
10) Зан Т, Зарубежная фантастика Издательство: Домино Эксмо Год:2004
11) Захарченко И.С., Школьная Л.Р., Корнеенков А.Д Экологическое мышление в современном образовании// Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 4. - С. 116-118;
12) Захлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы: содержание природоохранительного образования /А.Н. Захлебный. - М.: Педагогика, 1981. - 184 с
13) Зверев И.Д., Трайтак Д.И. Методика преподавания биологии: исторический очерк //Биология в школе. - 1987. № 5. - С.22-26., с. 26.
14) Иванова, Т.В. Экологические ценности в общественном сознании / Т.В Иванова // Вопросы психологии. - 1999. - №3. - С.83-88
15) Илларионова Н.В., Илларионов Н.С. Социально-экологические аспекты ускорения общественного развития. - Кишинев, Штиница, 1988. - 129 с.
16) Казаренков В. И.; Правительство Москвы, Моск. ком. образования, Моск. гор. пед. ун-т 99 с. 21 см М. МГПУ 1998Кочергин, А.Н. Экологическая культура как духовно-нравственный фактор и философия /А.Н. Кочергин //Лесной вестник. - 2011. - №2. - С. 89-94.]
17) Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов.. 2003
18) Леонтьев А.Н.. Мышление// Психология мышления. Хрестоматия./под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. - М: МГУ, 1982
19) Лихачев Б. Т. Педагогика Под редакцией д.п.н., В.А. Сластенина Москва Издательство - Владос 2010
20) Лузан П. П. Научное и инновационное мышление - самостоятельны или в одном? //Журнал Экономической теории. - Екатеринбург
21) Маркова Н.А. Культурология М: Культура и Спорт ЮНИТИ, 1995224с.
22) Маленков А.Г. Ноосфера и Человек Ноосферы Издательство: Маджерик Год: 2009, 368с
23) Материалы XVI Международной конференции. Экологическое образование в интересах устойчивого развития. - Санкт-Петербург, 2010. - 374 с.
24) Моисеева Л.В., Колтунова И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников. Екатеринбург: УрГПУ, 1993
25) Новожилова Е.О. Журнал «Вестник Адыгейского государственного университета». Серия 1: Выпуск № 4 (130) , 2014
26) Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник. ВЕРТИКАЛЬ, 2014,
27) Пидкасистый П.И., Педагогика, М.: 2006. - 608 с
28) Плешаков А.А. «Зеленые страницы» , Просвещение 2016
29) Рахматуллаева М. Д., Кадырова Р. Научные основы формирования экологического воспитания на основе метапредметного подхода в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 302-305. — URL https://moluch.ru/archive/21/2130/ (дата обращения: 25.04.2018)]
30) Реймерс Н.Ф. Природопользование. - М.: Мысль, 1990. - 637 с.
31) Роджерс К. Свобода учиться/К.Роджерс,Дж.Фрейберг. - М., 2002. - 304с.
32) Розин В.М. Введение в культурологию М:ИНФА-М-ФОРУМ, 2000, 224с
33) Рублева О.В. Интеграция содержания образования как систематизирующий фактор становления экологической культуры личности: Автореф. канд. пед. наук. Самара, 2000. - 18 с.).
34) Столяренко Л. Д. Основы психологии «Феникс» Ростов-на-Дону 2000
35) Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). - М.: Педагоги ка, 1986. - 152 с.
36) Топор А. В., Оболоник Е. Ф. Формирование экологической культуры учащихся педагогического колледжа как этап становления будущего специалиста // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 410-412. — URL https://moluch.ru/archive/38/4330/ (дата обращения: 02.06.2018).
37) Трегубова О.Г. «Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы» Диссертация, Пермь, 2015
38) Урсул А.Д., Романович А.Л. Концепция устойчивого развития и проблема безопасности. Наука и образование.-2001.-№3.- 278с.
39) Фролов И. Т.. Гносеологические проблемы..., стр. 39; In: Arzt u.
Philosophic. Berlin, 1961, SS. 160—161.Хорошавина С.Г Концепции
современного естествознания М., 2000г., с. 336
40) Ягодин Г.А, Аргунова М.В., Плюснина Т.А, Моргун Д.В., Шейнис Г.В. Система психолого-педагогической диагностики и оценки для экологического образования в интересах устойчивого развития. / Под ред. Г. А. Ягодина. - М: МИОО, 2010. - 192 с.
41) Browner Carol^. Why environmental education? It is critical to maintaining our quality of life / М. Browner Carol // EPA Journal. - 1995. - No.2. - P. 6-8.]
42) Catton W. R., Danlap R. E. Environmental sociology: A new paradigm // Amer. Sociologi J. Water Science in the Public School Classroom/ J. By Ric // Texas
43) Two Concepts, One Goal: Education for International Understanding and Education for Sustainable Development. - Bangkok: UNESCO, 2005. - 158p.,a4
44) Water ResourcesInstitute Fall. - 1996. - Vol. 22, no.3. - P. 14.].st. 1978.
45) К. D. Wustneck. Zur philosophischen Verahgememenmg und
Bestimmung des Modellbegriffs. Deutsche Zeitschrift f. Philosophie, 1963,
№ 12, S. 1514
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет».
46) Аналитический центр «Левада - центр»
http://www.levada.ru/2004/06/?cat=37 (дата обращения: 12.10.2017)
47) . Селедец В.П., Коженкова С.И. «Социальная экология» Учеб. пособие. Ч.1. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006. - 128 с. [Электронный ресурс] http://www.ecobiocentre.ru/upload/pdp02.pdf (дата обращения:05.02.2018)
48) http://www.ecobiocentre.ru/upload/pdp02.pdf (дата обращения: 17.06.2017)
49) Проект Федерального закона N 90060840-3 "Об экологической культуре" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.07.2001) [Электронный ресурс!URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=P RJ;n=9544;req=doc (дата обращения: 16.02.2018)
50) http://www.dissercat.com/content/formirovanie-ekologicheskoi-kultury- shkolnikov-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya#ixzz5HTz55F5e (дата обращения: 15.04.2018)
51) Реферат «Взаимодействие человека и природы» [Электронный ресурс]
URL: http://otherreferats.allbest.ru/ecology/00091926 0.Ыш!(дата
обращения: 01.06.2018)
52) http://www.orator.biz/librarv/encvclopaedia/mushlenie (дата
обращения:23.07.2017)
53) Рипачева Е. А. Журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена» Выпуск № 69 / 2008 [Электронный ресурс] URL: http://cvberleninka.ru/article/n/modeli-integratsii- otechestvennogo-i-zarubezhnogo-opyta-formirovaniva-ekologicheskov-kulturv-
molodezhi#ixzz3WiRKsocN http://slovonline.ru/slovar ctc/ (дата
обращения: 12.12.2017)
54) https://elibrarv.ru/title about■asp?id=31840(дата обращения:05.03.18)
55) Манифест Движения Дружин по Охране Природы [Электронный
ресурс] URL: http: //prvroda. in.ua/dop/manifest-ru/ (дата
обращения: 15.06.2018)
56) Никитина Б.А. Автореферат диссертации по социологии диссертация на тему: «Экологическая культура и ее формирование у современных школьников» - Москва, 1996 год [Электронный ресурс] URL: http://testent.ru/publ/studentv/ehkologiia i ustojchivoe razvitie/koncepciia ustojc hivogo razvitiia/34-1-0-973 (дата обращения: 12.09.2018)
57) Марфенин Н.Н. Статья «Экология и устойчивое развитие» 19.07.2010 [Электронный ресурс] http://www.bibliotekar.ru/socialnava-ecologia/35.htm
58) http://otherreferats.allbest.ru/ecology/00091926 0.html (дата обращения: 16.06.2017)
59) http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=PRJ;n=9544;req=doc
60) Боровкова Т.И. Педагогическая инноватика как источник продуктивной творческой деятельности педагога. - М.: Инфра-М; 2015 [Электронный ресурс]. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=504843
61) Ильин Г.Л. Инновации в образовании: учеб. пособие. - М.: Прометей,
2015. - 425 с. [Электронный ресурс].
http: //znanium.com/catalog.php?bookinfo=557161 (дата обращения: 16.06.2018)
62) Колдаев В.Д. Методология и практика научно-педагогической деятельности: учеб. пособие. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 400 с. [Электронный ресурс]. http://znanium.com/bookread2.php?book=542667 (дата обращения: 07.04.2018)
63) Левитес Д.Г. Педагогические технологии: учебник. - М.:НИЦ ИНФРА-
М, 2016. - 403 с. [Электронный ресурс].
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=546172 (дата
обращения: 15.05.2018)
64) Околелов О.П. Педагогика высшей школы. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. http: //znanium.com/bookread2 .php?book=546123(дата обращения: 17.02.2017)
65) Рузавин Г.И. Методология научного познания: учеб. пособие для вузов.
[Электронный ресурс]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 287 с. -
http://znanium.com/bookread.php?book=392013 (дата обращения: 03.03.2018)