ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ 7
1.1 Анализ проблемы ценностных ориентаций личности в отечественной и
зарубежной науке 7
1.2 Теоретические подходы к понятию «смысложизненные ориентации» в
психологической науке 16
1.3 Психологическая характеристика традиционных ценностей
представителей Средней Азии на примере таджиков 26
Выводы по первой главе 32
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ 34
2.1 Организация исследования. Описание методик 34
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 36
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время исследование ценностных и смысложизненных ориентаций рассматривается как одно из наиболее важных и актуальных направлений. Изучение ценностных и смысложизненных ориентаций современных студентов в России имеет особое значение, поскольку Россия - поликультурная страна и многочисленные этнические группы, проживающие на ее территории, имеют длительный исторический опыт мирного сосуществования. В этом плане можно говорить об их культурной близости, сходстве ценностей и векторах их изменений в последние годы, анализируя которые можно четко увидеть перемены, происходящие в обществе.
Первыми исследователями ценностных ориентаций личности в отечественной науке были А.Г. Здравомыслов, В.Б. Ольшанский, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др. Большой вклад в разработку этой проблематики внесли Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Иващенко, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин и др. Проблема принятия личностью ценностей различных социальных групп активно изучалась в работах В.П. Вардомацкого, Д.А. Леонтьева, С.Г. Климовой, Н.И. Лапина, М.С. Яницкого и др. Кросс-культурные различия ценностных ориентаций исследовались B.C. Агеевым, Т.Б. Беляевой, В.М. Бызовой, Г.Г. Дилигенским, Р. Инглхартом, И.С. Коном, Н.М. Лебедевой, Е.В. Павелко и др.
Исследования трансформации ценностных ориентаций в новых исторических условиях тесно связываются с процессом социализации. В процессе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, С.А. Беличева, В.Г. Леонтьев, А.В. Мудрик, B.C. Мухина и др.). Этнические аспекты социализации изучали Е.П. Белинская, И.С. Кон, Л.Д. Кузьмицкайте, В.П. Левкович, Т.Г. Стефаненко и др.
Сложность изучения актуальной проблемы современной науки - ценностно-мотивационной и смысложизненной сферы личности - состоит в отсутствии единого представления о природе и функциях ценностных и смысловых ориентаций. В последнее время возникла необходимость исследования факторов, влияющих на становление ценностномотивационной сферы личности, детерминантами которой являются культурно-психологические особенности личности. В связи с этим актуальным является изучение этнопсихологических особенностей ценностных и смысловых ориентаций студентов.
Цель исследования: изучение смысла жизни и ценностных ориентаций студенческой молодёжи из Средней Азии (Таджикистана) и российских студентов в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) Проанализировать научную литературу по проблеме ценностных и смысложизненных ориентаций.
2) Изучить психологическую характеристику традиционных ценностей таджиков.
3) Исследовать ценностные и смысложизненные ориентации студенческой молодёжи из Средней Азии (Таджикистана) и российских студентов.
4) Выполнить количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных.
5) Сформулировать выводы по теме исследования.
Объект исследования: русские студенты и студенты, приехавшие из Таджикистана.
Предмет исследования: ценностные и смысложизненные ориентации студенческой молодёжи из Средней Азии (Таджикистана) и российских студентов
Методы исследования:
- теоретико-методологический анализ исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме;
- методы: анализ психологической литературы, тестирование;
- психодиагностические методики: Тест жизненных ориентиров (Д.А. Леонтьев), Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (тест Потемкиной).
- методы математической статистики (сопоставление результатов выборок по t-критерию Стьюдента, корреляционный и факторный анализ).
Гипотеза исследования: Существуют различия между ценностными и смысложизненными ориентациями (цель, процесс, результат, альтруизм, эгоизм, локус - контроля Я, локус - контроля - жизнь, осмысленность жизни) у студенческой молодёжи из Средней Азии и русских студентов.
Эмпирическая база исследования: представители таджикского и русского этносов, проживающие на территории республики Татарстан, а именно в г. Елабуга. В исследовании приняли участие студенты очной формы обучения ЕИ КФУ в возрасте 18-22 лет, всего в количестве 60 человек, из которых 30 человек - представители русской культуры - составили первую группу; 30 человек - представители таджикской культуры - вторую.
Практическая значимость исследования: исследование этнопсихологических особенностей ценностных ориентаций личности может быть учтено при просветительской работе с представителями различных этнических групп, при проведении психологического консультирования. Материалы исследования представляют интерес для психологов, педагогов вузов и школ. Полученные данные могут быть использованы для профессиональной подготовки психологов и педагогов.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность работы, обозначаются цели и задачи работы, предмет и объект исследования.
Первая глава посвящена теоретическим основам изучения ценностных и смысложизненных ориентаций. Во второй главе содержится описание эмпирического исследования ценностных и смысложизненных ориентаций студентов русской и таджикской культуры, анализ и интерпретация эмпирических данных.
После каждой главы приведены выводы, которые сообщают информацию об изучаемом предмете исследования. В заключении присутствуют выводы, констатирующие результаты, демонстрирующие решение поставленных задач и достижение цели выпускной квалификационной работы.
На основании анализа результатов нашего исследования мы сформулировали следующие выводы. Содержание этнокультурной идентичности - это процесс интеграции и идентификации основ распространения; такой процесс вызван подсознательным стремлением к единству с окружающей средой через интеграцию в культурно-символическую сферу. Этнопсихологические и нормативно-оценочные стандарты конкретной этнической группы наглядно и четко проявляются именно в ее юности и в период раннего взросления (который выпадает на студенческие годы), и, что особенно важно для наших целей, этническое мировоззрение и самосознание молодежи содержат наибольший потенциал для дальнейшего развития этнопсихологической компетентности через набор грамотных и профессионально построенных учебных программ этнопсихологической компетентности в рамках обучения в ВУЗах нашей страны.
Позитивная этническая идентичность с высокими ценностными показателями особенно важна для создания позитивного имиджа; это предполагает позитивное отношение к другим этническим группам. Большинство респондентов при проведении исследования отметили положительные эмоции в связи с тем, что они таджики или русские. Однако и те, и другие указывают на легкость взаимодействия с между собой, независимо от этнической принадлежности, но отметили сложность социального взаимодействия, вызванную их недостаточным знанием языков.
Поскольку этнические группы (русские и таджики) постоянно взаимодействуют, в обеих группах существуют положительные этнические отношения: терпимость к другим этническим группам, солидарность. Это взаимодействие обогащает представителей обеих этнических групп на уровне нормативного значения, делая их носителями обеих культур. Этнические группы имеют схожие черты в смысложизненных и ценностных ориентациях, а это плюс при взаимном общении, при построении общей деятельности.
Комплексные программы развития этнического самосознания молодежи должны быть направлены не только на самодиагностику, но и на развитие моральных ценностей, национальной и гражданской идентичности, патриотизма, чувства принадлежности и принадлежности к тому, что происходит в их стране и во всем мире работа в команде, понимание совместимости интересов и других важных этнопсихологических ценностных ориентаций.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ.вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 672 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А. Бодалева. - М., 2001.- 272с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.201 с.
4. Арманд А.Д., Люри Д.И., Жерихин В.В. Анатомия кризисов - М.: Наука, 2000. - 220 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 2001. -
345 с.
6. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2001.
7. Буланова - Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 512 с.
8. Волкова Е.Н. Субъектность как деятельное отношение к самому себе, к другим людям и к миру // Мир психологии. - 2005. - № 3. - С. 33-39.
9. Диагностика профессионального самоопределения / Сост. Я.С. Сунцова. - Ижевск, 2009. - 112 с.
10. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
11. Жукова И.Г. Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромова. - М.: МГУ, 2008. - 24 с.
12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
13. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. - СПб.: Питер,2003. - 640 с.
14. Капцов А.В. Взаимосвязь эмоциональной и аксиологической направленности личности. // Известия Самарского научного центра РАН. Специальный выпуск: Актуальные проблемы психологии. - 2006. - N 4. - С. 66-72.
15. Кобылкин Р.А. Ценностные ориентации человека в современной России // Человек в современных философских концепциях: Материалы Международной конференции. - Волгоград, 2000. - С. 145-147.
16. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005 - 940 с.
17. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Сфера, 2006. - 464 с.
18. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2009. - 280 с.
19. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: Смысл, 2002. - 334с.
20. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. - М.: Духовное познание, Калуга, 2012. -224 с.
21. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.
22. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
23. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 2005. - 456 с.
24. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. - Кн.2. - М.: Владос, 2005. - 496 с.
25. Полещук Ю.А. Направленность личности студентов. // Психология. - 2000. - № 3. - С. 16 - 25.
26. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 181 с.
27. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.: Модэк, 2002. - 400 с.
28. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. Т.1. - М., 2000.
С. 25 - 29.
29. Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской - М.: АСТ, 2009. - 624 с.
30. Психология мотивации и эмоций. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2002. - 751 с.
31. Психология человека от рождения до смерти. / Под редакцией А.А. Реана. - Спб.: прайм - Еврознак, 2002. - 656 с.
32. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.
33. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 416 с.
34. Сапогова Е.Е. Концепты и ориентиры современного образования // Вестник высшей школы. - 2005. - № 10. - С. 8 - 13.
35. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в
психологии. - СПб.: Речь, 2001. - 350 с.
36. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. - М.: Академия, 2003.- С.137.
37. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической
антропологии. Психология человека: Введение в психологию
субъективности. Учебное пособие для вузов. Книга 2: - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.
38. Сосновский Б.А. Психология. Учебник. - М., 2008. - 660 с.
39. Социальная психология образования / Под ред. А.Н. Сухова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 359 с.
40. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности в 2-х тт. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2005 - .Т. 2. - 454 с.
41. Фрейд З. Я и оно. - М., 2001. - 375 с.
42. Фромм Э. Человек для себя. - Мн.: Коллегиум, 2002. - 253 с.
43. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. - СПб.: Речь, 2001. - 240 с.
44. Шамолов А.А. Социокультурная традиция и модернизация таджикского общества: Материалы научного семинара. - Душанбе, 2010. - С.14-21.
45. Шпунтова В.В. К проблеме ценностей: местоположение
смысловых универсалий в структуре личности // Психологические исследования: сб. науч. тр. Выпуск 3. - Самара: «Универс-Групп», 2006. - С. 207-223.
46. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 144 с.
47. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. (Серия: Библиотека зарубежной психологии). - 342 с.
48. Яковук Т.И. Меняющаяся молодежь в меняющемся обществе / под науч. ред. Е.М. Бабосова. - Брест: БГТУ, 2003. -354 с.
49. Яницкий М.С. Ценностные ориентиры личности как динамическая система - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 189 с.
50. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до
старости. Логические схемы и таблицы. Учебное пособие для вузов. [Электронный ресурс]. URL: http://psvchoioumal.ru/books/857-volkov-b-s-
psihologiva-vozrasta.html#t20c (дата обращения 30.04.2019)
51. Жуланова И.В., Медведев А.М. Возрастно-психологические особенности современного студенчества. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pssw.vspu.ru/other/science/publications/med jul 105.htm обращения 22.04.2019)
52. Крысько В. Этническая психология. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/krusko/03.php (дата обращения
28.04.2019)
53. Леонтьев А.Н. Мотивы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychologyonline.net/articles/doc-307.html (дата обращения
27.04.2019)
54. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь - Библиотека Гумер психология. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/dict/12.php (дата обращения
01.05.2019)
55. Тест Потемкиной. Диагностика социально-психологических
установок личности в мотивационно-потребностной сфере. [Электронный ресурс]. URL: https://hr-portal.ru/tool/test-potemkinoy-diagnostika-socialno-
psihologicheskih-ustanovok-lichnosti-v-motivacionno (дата обращения
02.05.2019)