ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ 7
1.1 Анализ проблемы ценностных ориентаций личности в отечественной и
зарубежной науке 7
1.2 Теоретические подходы к понятию «смысложизненные ориентации» в
психологической науке 16
1.3 Психологическая характеристика традиционных ценностей
представителей Средней Азии на примере таджиков 26
Выводы по первой главе 32
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ 34
2.1 Организация исследования. Описание методик 34
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 36
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ 7
1.1 Анализ проблемы ценностных ориентаций личности в отечественной и
зарубежной науке 7
1.2 Теоретические подходы к понятию «смысложизненные ориентации» в
психологической науке 16
1.3 Психологическая характеристика традиционных ценностей
представителей Средней Азии на примере таджиков 26
Выводы по первой главе 32
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ 34
2.1 Организация исследования. Описание методик 34
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 36
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время исследование ценностных и смысложизненных ориентаций рассматривается как одно из наиболее важных и актуальных направлений. Изучение ценностных и смысложизненных ориентаций современных студентов в России имеет особое значение, поскольку Россия - поликультурная страна и многочисленные этнические группы, проживающие на ее территории, имеют длительный исторический опыт мирного сосуществования. В этом плане можно говорить об их культурной близости, сходстве ценностей и векторах их изменений в последние годы, анализируя которые можно четко увидеть перемены, происходящие в обществе.
Первыми исследователями ценностных ориентаций личности в отечественной науке были А.Г. Здравомыслов, В.Б. Ольшанский, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др. Большой вклад в разработку этой проблематики внесли Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Иващенко, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин и др. Проблема принятия личностью ценностей различных социальных групп активно изучалась в работах В.П. Вардомацкого, Д.А. Леонтьева, С.Г. Климовой, Н.И. Лапина, М.С. Яницкого и др. Кросс-культурные различия ценностных ориентаций исследовались B.C. Агеевым, Т.Б. Беляевой, В.М. Бызовой, Г.Г. Дилигенским, Р. Инглхартом, И.С. Коном, Н.М. Лебедевой, Е.В. Павелко и др.
Исследования трансформации ценностных ориентаций в новых исторических условиях тесно связываются с процессом социализации. В процессе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, С.А. Беличева, В.Г. Леонтьев, А.В. Мудрик, B.C. Мухина и др.). Этнические аспекты социализации изучали Е.П. Белинская, И.С. Кон, Л.Д. Кузьмицкайте, В.П. Левкович, Т.Г. Стефаненко и др.
Сложность изучения актуальной проблемы современной науки - ценностно-мотивационной и смысложизненной сферы личности - состоит в отсутствии единого представления о природе и функциях ценностных и смысловых ориентаций. В последнее время возникла необходимость исследования факторов, влияющих на становление ценностномотивационной сферы личности, детерминантами которой являются культурно-психологические особенности личности. В связи с этим актуальным является изучение этнопсихологических особенностей ценностных и смысловых ориентаций студентов.
Цель исследования: изучение смысла жизни и ценностных ориентаций студенческой молодёжи из Средней Азии (Таджикистана) и российских студентов в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) Проанализировать научную литературу по проблеме ценностных и смысложизненных ориентаций.
2) Изучить психологическую характеристику традиционных ценностей таджиков.
3) Исследовать ценностные и смысложизненные ориентации студенческой молодёжи из Средней Азии (Таджикистана) и российских студентов.
4) Выполнить количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных.
5) Сформулировать выводы по теме исследования.
Объект исследования: русские студенты и студенты, приехавшие из Таджикистана.
Предмет исследования: ценностные и смысложизненные ориентации студенческой молодёжи из Средней Азии (Таджикистана) и российских студентов
Методы исследования:
- теоретико-методологический анализ исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме;
- методы: анализ психологической литературы, тестирование;
- психодиагностические методики: Тест жизненных ориентиров (Д.А. Леонтьев), Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (тест Потемкиной).
- методы математической статистики (сопоставление результатов выборок по t-критерию Стьюдента, корреляционный и факторный анализ).
Гипотеза исследования: Существуют различия между ценностными и смысложизненными ориентациями (цель, процесс, результат, альтруизм, эгоизм, локус - контроля Я, локус - контроля - жизнь, осмысленность жизни) у студенческой молодёжи из Средней Азии и русских студентов.
Эмпирическая база исследования: представители таджикского и русского этносов, проживающие на территории республики Татарстан, а именно в г. Елабуга. В исследовании приняли участие студенты очной формы обучения ЕИ КФУ в возрасте 18-22 лет, всего в количестве 60 человек, из которых 30 человек - представители русской культуры - составили первую группу; 30 человек - представители таджикской культуры - вторую.
Практическая значимость исследования: исследование этнопсихологических особенностей ценностных ориентаций личности может быть учтено при просветительской работе с представителями различных этнических групп, при проведении психологического консультирования. Материалы исследования представляют интерес для психологов, педагогов вузов и школ. Полученные данные могут быть использованы для профессиональной подготовки психологов и педагогов.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность работы, обозначаются цели и задачи работы, предмет и объект исследования.
Первая глава посвящена теоретическим основам изучения ценностных и смысложизненных ориентаций. Во второй главе содержится описание эмпирического исследования ценностных и смысложизненных ориентаций студентов русской и таджикской культуры, анализ и интерпретация эмпирических данных.
После каждой главы приведены выводы, которые сообщают информацию об изучаемом предмете исследования. В заключении присутствуют выводы, констатирующие результаты, демонстрирующие решение поставленных задач и достижение цели выпускной квалификационной работы.
Первыми исследователями ценностных ориентаций личности в отечественной науке были А.Г. Здравомыслов, В.Б. Ольшанский, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др. Большой вклад в разработку этой проблематики внесли Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Иващенко, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин и др. Проблема принятия личностью ценностей различных социальных групп активно изучалась в работах В.П. Вардомацкого, Д.А. Леонтьева, С.Г. Климовой, Н.И. Лапина, М.С. Яницкого и др. Кросс-культурные различия ценностных ориентаций исследовались B.C. Агеевым, Т.Б. Беляевой, В.М. Бызовой, Г.Г. Дилигенским, Р. Инглхартом, И.С. Коном, Н.М. Лебедевой, Е.В. Павелко и др.
Исследования трансформации ценностных ориентаций в новых исторических условиях тесно связываются с процессом социализации. В процессе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, С.А. Беличева, В.Г. Леонтьев, А.В. Мудрик, B.C. Мухина и др.). Этнические аспекты социализации изучали Е.П. Белинская, И.С. Кон, Л.Д. Кузьмицкайте, В.П. Левкович, Т.Г. Стефаненко и др.
Сложность изучения актуальной проблемы современной науки - ценностно-мотивационной и смысложизненной сферы личности - состоит в отсутствии единого представления о природе и функциях ценностных и смысловых ориентаций. В последнее время возникла необходимость исследования факторов, влияющих на становление ценностномотивационной сферы личности, детерминантами которой являются культурно-психологические особенности личности. В связи с этим актуальным является изучение этнопсихологических особенностей ценностных и смысловых ориентаций студентов.
Цель исследования: изучение смысла жизни и ценностных ориентаций студенческой молодёжи из Средней Азии (Таджикистана) и российских студентов в Российской Федерации.
Задачи исследования:
1) Проанализировать научную литературу по проблеме ценностных и смысложизненных ориентаций.
2) Изучить психологическую характеристику традиционных ценностей таджиков.
3) Исследовать ценностные и смысложизненные ориентации студенческой молодёжи из Средней Азии (Таджикистана) и российских студентов.
4) Выполнить количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных.
5) Сформулировать выводы по теме исследования.
Объект исследования: русские студенты и студенты, приехавшие из Таджикистана.
Предмет исследования: ценностные и смысложизненные ориентации студенческой молодёжи из Средней Азии (Таджикистана) и российских студентов
Методы исследования:
- теоретико-методологический анализ исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме;
- методы: анализ психологической литературы, тестирование;
- психодиагностические методики: Тест жизненных ориентиров (Д.А. Леонтьев), Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (тест Потемкиной).
- методы математической статистики (сопоставление результатов выборок по t-критерию Стьюдента, корреляционный и факторный анализ).
Гипотеза исследования: Существуют различия между ценностными и смысложизненными ориентациями (цель, процесс, результат, альтруизм, эгоизм, локус - контроля Я, локус - контроля - жизнь, осмысленность жизни) у студенческой молодёжи из Средней Азии и русских студентов.
Эмпирическая база исследования: представители таджикского и русского этносов, проживающие на территории республики Татарстан, а именно в г. Елабуга. В исследовании приняли участие студенты очной формы обучения ЕИ КФУ в возрасте 18-22 лет, всего в количестве 60 человек, из которых 30 человек - представители русской культуры - составили первую группу; 30 человек - представители таджикской культуры - вторую.
Практическая значимость исследования: исследование этнопсихологических особенностей ценностных ориентаций личности может быть учтено при просветительской работе с представителями различных этнических групп, при проведении психологического консультирования. Материалы исследования представляют интерес для психологов, педагогов вузов и школ. Полученные данные могут быть использованы для профессиональной подготовки психологов и педагогов.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность работы, обозначаются цели и задачи работы, предмет и объект исследования.
Первая глава посвящена теоретическим основам изучения ценностных и смысложизненных ориентаций. Во второй главе содержится описание эмпирического исследования ценностных и смысложизненных ориентаций студентов русской и таджикской культуры, анализ и интерпретация эмпирических данных.
После каждой главы приведены выводы, которые сообщают информацию об изучаемом предмете исследования. В заключении присутствуют выводы, констатирующие результаты, демонстрирующие решение поставленных задач и достижение цели выпускной квалификационной работы.
На основании анализа результатов нашего исследования мы сформулировали следующие выводы. Содержание этнокультурной идентичности - это процесс интеграции и идентификации основ распространения; такой процесс вызван подсознательным стремлением к единству с окружающей средой через интеграцию в культурно-символическую сферу. Этнопсихологические и нормативно-оценочные стандарты конкретной этнической группы наглядно и четко проявляются именно в ее юности и в период раннего взросления (который выпадает на студенческие годы), и, что особенно важно для наших целей, этническое мировоззрение и самосознание молодежи содержат наибольший потенциал для дальнейшего развития этнопсихологической компетентности через набор грамотных и профессионально построенных учебных программ этнопсихологической компетентности в рамках обучения в ВУЗах нашей страны.
Позитивная этническая идентичность с высокими ценностными показателями особенно важна для создания позитивного имиджа; это предполагает позитивное отношение к другим этническим группам. Большинство респондентов при проведении исследования отметили положительные эмоции в связи с тем, что они таджики или русские. Однако и те, и другие указывают на легкость взаимодействия с между собой, независимо от этнической принадлежности, но отметили сложность социального взаимодействия, вызванную их недостаточным знанием языков.
Поскольку этнические группы (русские и таджики) постоянно взаимодействуют, в обеих группах существуют положительные этнические отношения: терпимость к другим этническим группам, солидарность. Это взаимодействие обогащает представителей обеих этнических групп на уровне нормативного значения, делая их носителями обеих культур. Этнические группы имеют схожие черты в смысложизненных и ценностных ориентациях, а это плюс при взаимном общении, при построении общей деятельности.
Комплексные программы развития этнического самосознания молодежи должны быть направлены не только на самодиагностику, но и на развитие моральных ценностей, национальной и гражданской идентичности, патриотизма, чувства принадлежности и принадлежности к тому, что происходит в их стране и во всем мире работа в команде, понимание совместимости интересов и других важных этнопсихологических ценностных ориентаций.
Позитивная этническая идентичность с высокими ценностными показателями особенно важна для создания позитивного имиджа; это предполагает позитивное отношение к другим этническим группам. Большинство респондентов при проведении исследования отметили положительные эмоции в связи с тем, что они таджики или русские. Однако и те, и другие указывают на легкость взаимодействия с между собой, независимо от этнической принадлежности, но отметили сложность социального взаимодействия, вызванную их недостаточным знанием языков.
Поскольку этнические группы (русские и таджики) постоянно взаимодействуют, в обеих группах существуют положительные этнические отношения: терпимость к другим этническим группам, солидарность. Это взаимодействие обогащает представителей обеих этнических групп на уровне нормативного значения, делая их носителями обеих культур. Этнические группы имеют схожие черты в смысложизненных и ценностных ориентациях, а это плюс при взаимном общении, при построении общей деятельности.
Комплексные программы развития этнического самосознания молодежи должны быть направлены не только на самодиагностику, но и на развитие моральных ценностей, национальной и гражданской идентичности, патриотизма, чувства принадлежности и принадлежности к тому, что происходит в их стране и во всем мире работа в команде, понимание совместимости интересов и других важных этнопсихологических ценностных ориентаций.
Подобные работы
- ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМА ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖИ РАЗНЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ
ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017



