Введение 3
Глава I. Репрезентация морали и нравственности в общественно - политических телепрограммах 7
1.1. Основные понятия работы: репрезентация, мораль, нравственность,
процесс репрезентации на телеэкране 7
1.2. Жанровые особенности общественно -политических передач 9
1.3. Приемы и подходы, используемые при контакте с телевизионной
аудиторией 18
Глава II. Мораль и нравственность в программе «Человек и закон» Первого канала 30
2.1. Репрезентация морали и нравственности в сюжетах программы «Человек
и закон», жанровые особенности и приемы 30
2.2. Репрезентация морали и нравственности через речь и поведение ведущего А. Пиманова программы «Человек и Закон» 45
Заключение 54
Список литературы и источников
Актуальность магистерской работы: многими исследователями и телевизионными критиками затрагивается вопрос работы журналистов через призму их профессиональной этики. При этом работа самих журналистов, понимание и трактовка принципов морали и нравственности влияет на развитие общества, восприятие телезрителями картины мира. Формирование правильной, допустимой трактовки принципов морали и нравственности требует ответственности в работе журналистов над материалами. Применяемые же подходы создания общественно-политических передач и затрагивание общественно важных тем помогает решать волнующие общество вопросы, а также служит воспитательный элементом по отношению к молодому поколению.
«Человек и закон» - авторская программа А. Пиманова, где аудитории предлагается анализ актуально -значимых для общества проблем или резонансных событий, вызывающих у телезрителя отклик.
Степень изученности не высока. Существуют работы по изучению журналисткой профессиональной этики в целом. Условия формирования профессиональной морали журналиста в постсоветском обществе рассматривали Д. С. Авраамов, Г. В. Лазутина, исторические формирования профессиональной морали журналистов рассматривали Я. Н. Засурский, А. Г. Рихтер. Общественно -политическая программа «Человек и закон» рассматривалась с точки зрения изучения жанровых особенностей, специфики формата и жанрового своеобразия А. Е. Чебурковой, а также с точки зрения изучения журналистского расследования как жанра на примере общественно-политических передач Е.А. Алексеевой, Д. Бобровой. Однако исследователи не затрагивают трактовку понимания морали и нравственности через призму работы ведущего и журналиста в работе над общественно-политической телепрограммой, а также подходы и приемы, используемые в работе для раскрытия общественно важных тем.
Теоретической базой магистерской стали работы Казакова Ю. В. «Нормативно-ценностные основания саморегулирования профессионального сообщества журналистов» (2002), посвященная регулированию профессионального журналистского сообщества, Кулмыгановой И. А. «Нравственные критерии в профессиональной журналистской деятельности» (1992), посвященные критериям нравственности в деятельности журналиста, Смирновой Е. А. «Профессионально-этические нормы в современной российской журналистике» (2015), посвященная нормам и этике в современной работе журналистов, Третьяковой О. В. «Журналистика и правовая культура общества» (2012). А также работы по профессиональной этике журналиста Д. С. Авраамова, Г. В. Лазутиной, М. А. Федотова, С. Г. Корконосенко, а также работы по журналистскому расследованию как жанру, его типологии и жанровой структуре А. А. Тертычного, работы по профессиональной журналисткой этике Свитич Л. Г., Теплюк В. М, и работы по основам журналистского творчества Саппак В. С., Муратова А. С, Кузнецова Г. В.
Объект исследования: репрезентация нравственности и морали на российском телевидении.
Предмет исследования: приемы и методы работы журналиста при создании журналистского материала в общественно -политической передаче «Человек и закон».
Цель работы: выявить и определить приемы и подходы репрезентации нравственности и морали в общественно -политической передаче «Человек и закон» на Первом канале.
Задачи магистерской работы заключаются в следующем:
1) определить жанровые особенности общественно -политических передач.
2) выявить приемы и подходы, используемые при контакте с телевизионной аудиторией.
3) определить журналистские приемы и подходы в создании телевизионного журналистского материала в выпусках «Человек и закон».
4) проанализировать работу ведущего в авторской общественно - политической программе, выявить репрезентацию морали и нравственности в речи телеведущего программы «Человек и Закон».
Методами исследования работы для решения поставленных задач стали: 1) метод теоретического анализа литературы по данной теме, который был использован для сбора материала.
2) качественный метод сбора эмпирической информации, который были использованы для выбора выпусков программы «Человек и Закон»;
3) метод сравнительно -сопоставительного анализа, метод наблюдения и для выявления специфики подачи информации с точки зрения моральных и нравственных ценностей в программе «Человек и Закон».
4) метод сюжетного анализа был использован при изучении сценарной работы программы «Человек и Закон»;
5) метод лингвистического анализа, метод анализа изобразительно - выразительных средств были использованы в изучении сюжетов программы «Человек и Закон», а также речевого
6) метод изучения документов и архивов с выпусками передач, выбранных для эмпирической базы.
Практическая значимость работы заключается в том, что исследование будет полезно для дальнейшего изучения общественно-политических передач с точки зрения профессиональной морали и нравственности, а также для самих журналистов при работе над созданием передач такого жанра и в работе с героями журналистских расследованиях, помимо этого также в учебном процессе на отделении журналистики при чтении курса по журналистскому расследованию в качестве рекомендаций по работе с героями и участников материалов. Помимо этого, выявленные приемы и подходы в работе над темой будут полезны для практических журналистов при работе в данной сфере на телевидении. Теоретическая значимость заключается в изучении репрезентации морали и нравственности в программе «Человек и Закон» в работе журналистов и ведущего.
Эмпирической базой работы стали выпуски телевизионной программы «Человек и закон» Первого канала с 12.10.2018 по 26.04.2019.
Новизна работы заключается в том, что будет рассмотрена авторская общественно-политическая телепрограмма А. Пиманова «Человек и закон» с точки зрения трактовки морали и нравственности: какие проблемы поднимаются и какие используются подходы и приемы для трактовки той или иной проблемы.
Гипотеза. В общественно -политической передаче «Человек и закон» могут использоваться методы речевого воздействия и методы влияния на аудиторию.
Структура. Магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Ведение включает актуальность исследования, рассмотрение степени изученности проблемы, цель, объект, предмет исследования, а также задачи. Во ведении описывается методологическая основа магистерской работы, ее эмпирическая база, теоретическая и практическая значимости, новизна работы и гипотеза.
Первая глава посвящена репрезентации морали и нравственности в общественно политических программах, в первом параграфе раскрываются основные понятия работы: репрезентация, мораль, нравственность, процесс репрезентации на телеэкране, второй параграф содержит жанровые особенности общественно -политических передач, третий параграф описывает приемы и подходы, используемые при контакте с телевизионной аудиторией. Вторая глава посвящена морали и нравственности в программе «Человек и закон» Первого канала. Первый параграф второй главы посвящен изучению жанровых приемов и подходов сюжетов программы «Человек и закон», второй параграф второй главы посвящен репрезентации морали и нравственности через речь и поведение редакции и ведущего А. Пиманова программы «Человек и Закон». В заключении подводятся итоги исследования
Таким образом, с поставленными целью и задачами било выявлено:
Так журналистское расследование как жанр занимает основную часть программы и предстает в той или иной степени в разных ипостасях и раскрывает разные темы и проблемы. Иногда журналистское расследование сочетается с очерком как с жанром - когда героем сюжета становиться человек или ряд людей и его проблема, портрет героев раскрывается через анализ проблемы в журналистском расследовании как в жанре. При этом жанр интервью используется в основном как метод в этих двух других жанрах, нежели как самостоятельный.
Основными методами в журналистском расследовании становиться: метод интервью, метод скрытой камеры, эксперимент.
Композиция сюжетов представляет собой два такой приема:
1) подача информации постепенно, как бы нанизывая новый факт на другой и выстраивая тем самым связанную цепочку;
2) синхроны с интервью с потерпевшими или очевидцами выстраиваются вслед за утверждениями журналиста в закадровом тексте и служат подтверждающий информацией: журналист описывает ситуацию в закадровом тексте и далее интервьюируемый подтверждает сказанное своими словами;
Чаще всего в сетке программы находятся расследования политическо - экономических преступлений, расследования коррупции, при этом оба типа могут быть между собой взаимосвязаны. А также расследования социально - бытовых преступлений. При этом под последний тип может подходить широкий спектр изучаемых программой «Человек и закон» проблем. При этом такое использование журналистского расследования как жанра объясняется в первую очередь запросом аудитории в помощи решения волнующих их проблем и спецификой самой программы. Таким образом показывается проблемы других людей, авторы программы дают нравственную оценку поведению виновников возникновения этой проблемы, а также поведению пострадавших, таким образом приводя нравственный пример из современности под моральную ценность.
На данный момент можно сказать, что в программе «Человек и закон» преобладает сюжеты на политическую и социальную тематику, которые переплетаются с криминальной темой, при этом в основном выбираются тем, которые на слуху и в обсуждении у общества или же требует срочного решения или помощи в лице журналистского сообщества. При этом же через свои тексты и через выражение своего мнения авторы программы выполняют интегративного функцию, влияют на функционирование общества в целом, прививая моральные и нравственные нормы, и при этом выполняют социально -педагогическую функцию - пропагандируя определенные ценности жизни. При помощи своего мнения редакция программы «Человек и закон» выражает свои нравственные взгляды и чувства по отношению семейному, человеческому, общественному взаимопониманию и отношениям. Выражают свое отношение к понятиям добра, зла и человеческой совести. При этом редакция программы «Человек и Закон» рассказывая о человеческих отношениях в разных сферах общественной жизни дают оценку качествам людей, которые являются героями сюжетов программы, привлекая внимание зрителей к примерам поведения, основанных на добре и зле, справедливости, долга и чести.
Основными методами влияния на аудиторию в сюжетах программы «Человек и закон» являются:
1) прием психологического заряжения - метод внушения;
2) Пример внушения;
3) Метод запугивания - прием избирательной подачи материала;
4) Метод эмоционального воздействия - сенсационность.
А. Пиманов высказывая определенное мнение от своего лица и лица программы использует такие приемы речевого воздействия:
1) изобразительно -выразительные средства: метафоры, олицетворения, эпитеты;
2) текстовые реминисценции;
3) убеждение с элементами внушения;
4) внушение;
5) внушение-заряжение;
6) внушение-убеждение;
7) биопсихологический метод: передача эмоционального отношения к информации;
8) психолингвистические: высказывания с яркими образными характеристиками.
Таким образом, в работе были выявлены приемы влияния авторов сюжетов и ведущего через специфику общественно-политической передачи «Человек и Закон» - авторы презентуют нравственные ценности через конкретные примеры, формируя тем самым мораль. Выявленные приемы и подходы в работе над темой будут полезны для практических журналистов при работе в данной сфере на телевидении, а также характеризует черты передачи «человек и Закон» как общественно -политической программы. Таким образом гипотеза о том, что в общественно-политической передаче «Человек и закон» могут использоваться методы речевого воздействия и методы влияния на аудиторию - подтвердилась.
1) Авраамов Д. С. Профессиональная этика журналиста / Д. С. Авраамов - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 272 с.
2) Абишева В. Т, Шаукентаева А. Е. К вопросу о профессиональной культуре телеведущего / В. Т. Абишева, А. Е. Шаукентаева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук № 4-2, 2016 - С. 131-134.
3) Ануфриенко С. В. Дискурс публицистического текста телевизионных передач "Человек и закон": особенности взаимодействия текста с действительностью / С. В. Ануфриенко // Культура, Духовность, общество №12 - 2014 - С. 20-25.
4) Ануфриенко С. В. Аудиовизуальные эффекты воздействия на аудиторию в телевизионных материалах программы "Человек и закон" / С. В. Ануфринко // Международный исследовательский журнал № 8-1(27) - 2014 - С. 85-88.
5) Ахмадиев Ф. В. Профессиональная мораль журналиста как социокультурное явление: дис. ... канд. филолог. наук - Уфа, 2009 - 22 с.
6) Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. - 432 с.
7) Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Моральный выбор журналиста / В. И. Бакштановский, В. И. Согомонов- Тюмень: Центр прикладной этики, 2002. - 448 с.
8) Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляции поведения / М. И. Бобнева М.: Наука, 1978. - 312 с.
9) Боброва Д. Алексеева Е. А. Журналистское расследование в цикле общественно-политических передач / Д. Боброва, Е. А. Алексеева // Сборник статей XII международной научно -практической конференции Том. Часть I - 2017 - С. 277-278.
10) Володина Н. М. Язык СМИ - основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. - М.: Изд-во МГУ, 2003.
11) Герасимова С. А. Телевидение как средство формирования и управления общественным сознанием // Управленческое консультирование. - 2007. - №2. - С. 143 - 148.
12) Гордеева Н. Г. Речевой портрет ведущего авторской телепрограммы (на примере идиостиля М. Леоньтева, М. Максимовой, А. Пиманова) / Г. Н. Гордеева // Кемеровский государственный университет - 2013. - С. 5-73.
13) Гуревич Г. С. Нравственность и право. / Г. С. Гуревич - М.: Красная печать, 1924 - 246 с.
14) Дунаева В. Пособие для начинающих журналистов. -
[Электронный ресурс] _
http ://www. library. cjes. ru/online/?a=con&b_id=625&c_id=7464 (дата
обращения: 12.12.2018 год)
15) Дымова И. А. Профессиональная этика журналистика. / Дымова И. А. - Оренбург: Университет, 2013. - 164 с.
16) Егоров В. В., Соколов Ю. В и др. Политическая и профессиональная культура журналиста на ТВ-экране. Научное издание - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2002 - 79 с.
17) Егоров В. В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии. Научное издание - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2002 - 92 с.
18) Зелинский С. А. Информационно -психологическое воздействие на массовое сознание. - СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2008. - 280 с.
19) Караева М. П. Право и нравственность в социальном обществе. / м. П. Караева - М.: Изд-во АН СССР, 1951 - 184 с.
20) Каландаров К. Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. - М.: Гуманитарный центр «Монолит». - 1998.
- 80 с.
21) Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2004.
- 528 с. Колодкин Б. В. Манипулирование массовым сознанием: социально - философский анализ // Социальная философия и философия истории: Вестник СевНТУ №103: Философия: зб. наук. пр. - Севастополь: Вид-во СевНТУ, 2010. С. 24 - 26.
22) Казаков Ю. В. Нормативно-ценностные основания
саморегулирования профессионального сообщества журналистов авторефер. ... канд. социологич. наук - Тюмень, 2002 - 21 с.
23) Карчагин Е. В. Справедливость: понятие, ценность, норма Е. В. Карчагин - Волгоград: ВолгГАСУ, 2013 - 185 с.
24) Корконосенко С. Г. Основы журналисткой деятельности. / С. Г. Корконосенко - М.: Юрайт, 2014 - 332 с.
25) Киричёк П. Н., Федорова О. В. Этика журналиста. / П. Н. Киричёк, О. В. Федотова - Саранск. Изд-во Мордов. ун-та, 2004. - 140 с.
26) Кумылганова И. А. Профессиональная этика журналиста: Зарубежный опыт. / И. А. Кумылганова - М.: ф-т журн.МГУ, 2012 - 196 с.
27) Кулмыганова И. А. Нравственные критерии в профессиональной журналистской деятельности диссерт. ... канд. филолог. наук - Москва, 1992
- 221 с.
28) Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. - М.: МГУ 2000. - 224 с.
29) Кузнецов Г. В. Телевизионная журналистика / Г. В. Кузнецов, А. Я. Цвик, А. Я. Юровский - М., 2002 - 202 с.
30) Кузьмина Н. А. Современный медиатекст: учебное пособие / Н.А. Кузьмина. - Омск, 2011. - 414 с.
31) Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста / Г. В. Лазутина - М.: Аспект Пресс, 2001 - 240 с.
32) Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста / Г. В. Лазутина - М.: Аспект Пресс, 2011. - 224 с.
33) Лапина Н. Л. Генезис морального суждения дис. ... канд. филос. наук - Краснодар, 2004 - 22 с.
34) Лукина М. М. Технология интервью учебное пособие / М. М. Лукина, М.: Аспект Пресс, 2003. - 191 с.
35) Мансурова А. И. Вербальные способы манипуляции общественным сознанием // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - Казань: Изд-во КГУ, 2009. - №1. - С. 69 - 73.
36) Микешина Л. А. Репрезентация. / Гуманитарная энциклопедия: Концепты // Центр гуманитарных технологий, 2002-2019 - [Электронный ресурс] - https://gtmarket.ru/concepts/7282 (дата обращения: 24.03.2019)
37) Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста учебное пособие / Г. Мельник, А. Тепляшина / СПб.: Питер,
2009. - 272 с.
38) Муратов С. А. Нравственные принципы телевизионной журналистики (опыт этического кодекса). / С. А. Муратов- М.: ф-т журн. МГУ, 1994 - 55 с.
39) Петрова О.А., Шишкин Н.Э., Барнева Е.В. Журналистское мастерство: учеб.- метод. пособие / О. А. Петрова, Н. Э. Шишкин, Е. В. Барнева - Тюмень: ТюмГУ. 2009 - 80 с.
40) Салемгареева Л.С. СМИ и общественное сознание: влияние,
проблемы, технологии манипулирования // Вестник электронных и печатных СМИ. 2007. №2. - [Электронный ресурс] -
URL:http://vestnik.ipk.ru/vip_2_salem.html/ (дата обращения: 30.01.2019)
41) Свитич Л. Г. Профессия: журналист / Л. Г. Свитич - М.: Аспект Пресс, 2003. - 255 с.
42) Смирнова Е. А. Профессионально -этические нормы в современной российской журналистике авторефер. ... диср. канд. филолог. наук - Москва, 2015 - 22 с.
43) Смирнов П. И. Норма: регулятор поведения и одно из основных понятий социологии // Теоретический журнал Credonew №3(67) 2011 - С. 115.
44) Суховеева И. А. Криминально-правовые программы: эволюция и современное состояние автореф. дис.... канд. филолог. наук - Ростов-на- Дону, 2012 - 31 с.
45) Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие как проблема речевого общения // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М.: Наука, 1990 - С.123.
46) Теплюк В. М. Этика журналистского творчества / В. М. Теплюк- М., 1980. - 172 с.
47) Тертычный А. А. Расследовательская журналистика // Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс. 2002 - 323 с.
48) Тертычный А. А. Объективность информации в СМИ: достижима ли она? / А. А. Тертычный // Научные ведомости Серия Гуманитарные науки №37 - 2018 - С. 99-104.
49) Тертычный А. А. Социальный факт: методы его (реконструкции на примере журналистского расследования) / А. А. Тертычный // Социально - гуманитарные знания № 8 - 2017 - С. 164-178.
50) Тертычный А. А. Современная расследовательская журналистка: жанровая структура Вестник воронежского государственного университета Серия: философия, журналистика № 2 2017 - С. 126-131.
51) Тертычный А. А. Расследовательская журналистика / А. А. Тертычный Учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2002 - 245 с.
52) Тертычный А. А. Журналистские расследования в России: типологическая трансформация / А. А. Тертычный // Вопросы теории и практики журналистики № 4 - 2016 - С. 607-617.
53) Тертычный А. А. Журналистские расследования в отечественных СМИ: современное состояние / А. а. Тертычный // Медиаскоп №2 - 2014 - С.4.
54) Тертычный А. А. Методы профессиональной деятельности журналиста / А. А. Тертычный Книга М.: ВК - 2011 - 548 с.
55) Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 558 с.
56) Третьякова О. В. Журналистика и правовая культура общества авторефер. диср. ... доктора. политич. наук - Санкт-Петербург, 2012 - 42 с.
57) Федетова О. В. Журналистская этика в переходном обществе: мотивы социально -профессиональной трансформации авторефер. диср. ... канд. филолог. наук - Саранск, 2003 - 24 с.
58) Чебуркова А. Е. Специфика формата и жанровое своеобразие общественно-политической программы "Человек и закон" / А. Е. Чебуркова // Волгоградский государственный университет, Массовая коммуникация № 9
- 2014 - С. 75-77.
59) Черепахов М. С. Таинства мастерства публициста / М. С. Черепахов - М., 1984. - 150 с.
60) Шелестюк Е. В. Речевое воздействие: онтология и таксономия / Е. В. Шелестюк // Вопросы когнитивной лингвистики, Языкознание №1 - 2007 - С. 23-30.
61) Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика / М. И. Шостак
- М.: РИП-холдинг, 2001. - 165 с.
62) Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика / М. И. Шостак М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1999 - 192 с.
63) Шум Ю. Журналистское расследование. Методические рекомендации / Ю. Шум Учебное-методическое пособие М: Барс, 2001 - 118 с.
Список источников
1) Картаслов.ру значение слова «Репрезентация» - [Электронный ресурс] - https ://kartaslov.ru/значение-слова/репрезентация (дата обращения: 24.03.2019)
2) Репрезентация словари и энциклопедии на Академике -
[Электронный ресурс] -
http s ://dic. ac ademic. ru/dic. ns f/philo s ophy_history/483/PEnPE3EHT АЦИ Я (дата обращения: 24.03.2019)
3) Сайт Первого канала «Человек и закон - [Электронный ресурс] - https://www.1tv.ru/shows/chelovek-i-zakon (дата обращения:
22.10.2018)
4) Сайт программы «Человек и закон» - [Электронный ресурс] - https://chelovekizakon.ru/ (дата обращения: 12.10.2018)
5) 3) Группа «Человек и закон» в социальной сети «Вконтакте» - [Электронный ресурс] - https://vk.com/chelovek zakon (дата обращения: 22.10.2018)