ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения психологических особенностей
современных мусульман 9
1.1. Общая характеристика ислама как религии 9
1.2. Характерные особенности современной религиозности 18
1.3. Функции религиозного ритуала в обществе 22
Глава 2. Психология самоконструирования жизненного мира согласно
теории К. Джерджена 34
Глава 3. Эмпирическое исследование психологических особенностей
девушек-представителей мусульманского сообщества 40
3.1. Организация исследования психологических особенностей поведения девушек-представителей мусульманского сообщества 40
3.2. Теоретико - методологические вопросы исследования характеристик
проявлений способов самоконструирования жизненного мира мусульман в контексте мультиканальной коммуникации 42
3.3. Эмпирические результаты исследования устойчивых характеристик
способов самоконструирования жизненного мира мусульман в контексте мультиканальной коммуникации 46
3.4. Идея иерархичности взаимодействия и способа самоконструирования
жизненного мира мусульман 65
Заключение и выводы 67
Список литературы 71
Актуальность темы исследования. На протяжении последних десятилетий в мире, в частности, в России наблюдается возрождение религиозности и увеличение ее роли в различных сферах жизнедеятельности человека. Однако простое увеличение количества принявших ислам, рост обрядности и общин нельзя однозначно объяснять как качественный рост религиозности. Важным фактором обращения и изменения отношения к религии является специфика социальной ситуации.
Согласно работам ряда мыслителей (М. Фуко, Ф. Джеймисон, Ж. Лиотар и др.), современный период социально-общественного устройства обознается как «эпоха постмодерна». Одной из характеристик «общества постмодерна» является его неопределенность. Следствием такой неопределенности (социальной, культурной, политической, экономической) выступают попытки личности найти какую-то опору в этом «непонятном мире» (в силу человеческой природы).
Одной из причин данной неопределенности является распад метанарративов, то есть системы универсальных понятий, смыслов и ценностей, которое свойственно постмодерну. Как следствие, человек в современном мире является свидетелем эпохи, где нет общих правил, норм поведения, стандартов и ориентиров. Общество не навязывает человеку определенные ценности и нормы. Каждый человек часто самостоятельно формирует свои нормы, правила, ценности и идеологию.
Отсутствие единой идеологии, правил и норм поведения, к которым так привыкло Российское общество, способствует поиску ориентиров и определенности. Господство ценностей рынка, провозглашаемых и так активно внедряемых западной культурой, не удовлетворяет население, которое до этого считало своими ценностями общество, народ, семью и коллектив. В свою очередь, возможность найти опору в современном мире дает религия, в которой четко и ясно прописано «как надо жить», в частности, ислам. Таким образом, религия выступает неким способом организации и самоконструирования жизненного мира людей.
Однако принимая мусульманство человек сталкивается с большим количеством проблем. В первую очередь-это недостаточная информированность. Говоря о проблемах информационного характера, следует, прежде всего, иметь в виду дезориентацию «новичка» в имеющихся источниках, его неспособность обработать весь массив противоречивой информации по исламской тематике. Неумение выделять главное приводят к тому, что «новичок», ощущая растерянность и беспомощность иногда в самых элементарных вопросах, испытывает потребность в авторитетном руководстве, становясь «легкой добычей» для тех, кто использует религию в своих корыстных целях.
С другой стороны, происходит сильное влияние современного общества на поведение молодого человека мусульманина. На сегодняшний день наблюдаются некоторые изменения в поведении молодых людей - представителей мусульманского сообщества. Раньше они ограничивали круг друзей, у них был некоторый строгий алгоритм поведения с противоположным полом, они находились в полной изоляции от общественной жизни и были «зациклены» лишь на догматической стороне религии. Сегодня же они более гибки во следовании некоторым правилам, они больше принимают участие в общественной жизни, у них расширился круг интересов, и они стали более социализированными.
Таким образом, мы считаем актуальным исследование психологических факторов, которые влияют на поведение молодых людей - представителей мусульманского сообщества. Выявление этих психологических детерминант дает возможность предотвращения возникновения радикальных взглядов и направлений среди представителей мусульманского сообщества, их безболезненная адаптация к социуму и реализация себя в общественной жизни.
В исследовании мы обратились к женщинам - мусульманкам, которые выступают некоторым маркером современного общества, так как мужчины - мусульмане, как правило, не выделяются своим внешним видом. Внешние особенности женщин-мусульманок в свою очередь оказывают влияние не только на практику и идеологию различных религиозных групп, но и на общественную культуру в целом.
На тему возрождения ислама написано достаточное количество работ, в том числе и в Татарстане (Г. Балтанова [1], И. Кузнецова-Моренко [19], Л. Салахитдинова [27], Т. Титова [41] и Д. Гараев [4], А. Хакимзянова [45], Г. Гузельбаева [5], [6], [7], А. Саттарова [8], [49], Г. Галиева [36], В.М. Якупов [49], [50] и др.). Эти публикации посвящены различным аспектам жизни мусульманских женщин: их правам и свободам, их участию в политике и в выборах, гендерному равноправию, феминизации экономической активности.
Вместе с тем, в современных источниках практически не представлены исследования психологических особенностей женщин-мусульманок. Однако изучение психологии и жизненного мира мусульманок открывает широкие возможности понимания представителей мусульманских сообществ.
Таким образом, объектом нашего исследования является психологические особенности жизненного мира мусульман.
Предмет: проявления способов самоконструирования жизненного мира мусульман в контексте мультиканальной коммуникации.
Цель: выявить устойчивые характеристики способов самоконструирования жизненного мира мусульман в контексте мультиканальной коммуникации.
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что в способах самоконструирования жизненного мира мусульман преобладают иерархические аспекты.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по теме психологических особенностей современных мусульман.
2. Проанализировать литературные источники по психологии самоконструирования жизненного мира согласно теории К. Джерджена.
3. Разработать методику анализа и описания интервью
4. Выявить характерные черты способов самоконструирования жизненных миров мусульман.
Методологической и теоретической основой работы явились классические положения психологии, социологические концепции социального взаимодействия Э. Дюркгейма, представления о социальном конструкционизме К. Джерджена, определяющие социальное знание как конституирующй элемент повседневной жизни индивида и социального сообщества, принцип единства сознания и деятельности С. Л. Рубинштейна, согласно которой формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется, а также представления о вербальных и невербальных проявлениях лингвистических паттернов Р. Дилтса и принципы семанализа Ю. Кристевой.
Методы исследования: в ходе теоретического и методологического обоснования проблемы использовался метод аналитического исследования, а также качественные методы исследования наблюдение и интервью с точки зрения мультиканальной коммуникации или дискурса. Понятие мультиканального дискурса довольно новый и перспективный предмет исследования. Представители данной традиции язык рассматривают не только как вербальную структуру, а как язык, включающий в себя спектр коммуникативных каналов, таких как движения глаз, проксемику и различные типы жестов.
Научная новизна:
1. Разработана методика анализа и описания способов самоконструирования жизненного мира в контексте мультиканальной коммуникации.
2. Выявлены и описаны устойчивые иерархичные характеристики способов самоконструирования жизненного мира мусульман.
Практическая значимость исследования состоит в понимании жизненного мира мусульман, которая дает возможность другим людям, сообществам понимать их и вступать с ними в адекватную коммуникацию и взаимодействие.
Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 3 девушки, проповедующие ислам в возрасте 20-ти и 23-х лет, а также были проанализированы 3 видеоролика с выступлениями имамов (лидеров мусульманского сообщества).
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и выводов, библиографического списка и приложений.
Таким образом, нами был произведен теоретический обзор представлений о религии ислам, о формировании паттернов взаимодействия и самоконструирования жизненного мира между членами группы явилось основанием для проведения исследования, направленного на выявление устойчивых характеристик способов самоконструирования жизненного мира мусульман в контексте мультиканального дискурса, как метода, способного оценить не только речь, но и жесты человека. Изучение невербальных форм выражения речи позволило нам сделать предположение о том, что в способах самоконструирования жизненного мира мусульман преобладают иерархические аспекты, что и подтвердилось в результате нашего исследования.
Для подтверждения данного предположения была поставлена следующая эмпирическая задача: с помощью метода мультиканальной коммуникации, на основе фокусов языка, выделенных Р. Дилтсом и их невербальными выражениями (Ю. Чекчурин и М. Пелехатый), выявить устойчивые характеристики способов самоконструирования жизненных миров мусульман.
В исследовании принимали участие 3 девушки, проповедующие ислам, и были проанализированы 3 видеоролика с выступлениями имамов. Всего исследовалось 3 фокуса языка (разделение, иерархия критериев и объединение) и их подтипы.
Представление об устойчивых характеристиках способов самоконструирования жизненного мира мусульман составлялось на основании интерпретации данных качественного анализа.
В результате проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
1. Выявлены устойчивые иерархичные характеристики способов самоконструирования жизненного мира мусульман
2. На основе обобщения литературных источников и анализа метода мультиканальной коммуникации была разработана схема анализа и описания интервью с учетом жестов
Практические рекомендации. Результаты проведенного исследования должны привлечь внимание социологов, социальных психологов для возможности конструктивного взаимодействия с данным социальным сообществом, для возможности ее членов большей адаптации, социализации и мирного сосуществования в обществе.
Перспектива дальнейших исследований видится в развитии темы в нескольких направлениях.
• Исследование и сравнение проявления способов самоконструирования жизненнего мира мусульман в зависимости от половой принадлежности испытуемых
• Исследование и сравнение проявления способов самоконструирования жизненнего мира мусульман в зависимости от возраста испытуемых
• Исследование устойчивых характеристик способов самоконструирования жизненного мира других сообществ
1. Балтанова Г. Р. Ислам в современном Татарстане // Ислам в истории и культуре татарского народа / Под ред. Я. Г. Абдуллина, Р. М. Амирханова, Ф. М. Султанова - Казань, 2000
2. Бергер П. Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат Гараджа В. И. Социология религии. Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / В.И. Гараджа. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2005.-348 с.о социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман М.: «Медиум», 1995. - 323 с.
3. Гадымова А.Р., Максимова Е.В. ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ПРОВОСЛАВНОЙ И МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРАХ // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 4-5.;
4. Г айнутдин Р. Ислам в современной России / Муфтий Равиль Г айнутдин
— М.: Фал ер-Пресс, 2004. 320 с.
5. Гузельбаева Г.Я. Адаптация российских мусульман к исламским
глобализационным процессам: между «традицией» и «инновацией» //
Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость. Материалы V Всероссийского социологического конгресса, 19-21 октября 2016 г. - М., 2016.
6. Гузельбаева Г.Я. Ислам в российской политической культуре // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2017. №6.
7. Гузельбаева Г.Я. Межэтнические взаимодействия в Республике Татарстан: современные состояния и новые вызовы // Россия и мусульманский мир. 2016. №3. С. 22-28.
8. Гузельбаева Г.Я. Новые исламские идентичности в Татарстане: локальное измерение // Материалы XV международной научно-практической конференции «Векторы развития России». - М., 2016. Фазлиев А.М. Образ татарской женщины-мусульманки и развитие женского движения в контексте исторической памяти: возрождающиеся и новые традиции / А.И. Саттарова, А.М. Фазлиев // Вестник КазГУКИ. - 2015. - № 4, Ч.2. - С. 29-34
9. Джерджен К.Дж. Социальный конструкционизм: знание и практика. Минск: БГУ, 2003.
10. Джерджен К. Движение социального конструкционизма в
современной психологии //Социальная психология: саморефлексия
маргинальности. Хрестоматия. М., 1995. .- С. 51-73
11. Джерджен К Социальная психология как история //Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995.
12. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии.
- М., 1991
13. Дюркгейм Э. М. Мосс. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. - М., 1996
14. Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представления коллективные // Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995.- С.208-243.
15. Дюркгейм Э. Социология и теория познания // Хрестоматия по истории психологии. - М.: МГУ, 1980.- С. 212-235.
16. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемистическая система в Австралии. (Введение, Глава 1.) // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. - М., 1998. - с. 174-230.
17. Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003.
18. Ислам в Татарстане: Опыт толерантности и культура
сосуществования. — Казань: Мастер-Лайн, 2002. 102 с.
19. Ислам и средства массовой информации. Сборник материалов / Под ред. Кузнецовой-Моренко И. Б. Салахатдиновой JI. Н. Казань: КГУ им. В. И. Ульянова-Ленина. 2004. -76 с.
20. Ислам: Энциклопедический Словарь. M., 1991
21. Керимов Г. М. Шариат. Закон жизни мусульман: Ответы Шариата на проблемы современности. СПб., 2007.
22. Коран. Перевод с араб. акад. И. Ю. Крачковского. М., 1990.
23. Коран. Перевод с араб. яз. и комм. Э.Р.Кулиева. - М., 2004.
24. Кристева Ю. Жест: практика или коммуникация? // Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. — М., 2004. — С. 114—135.
25. Кибрик А. А. 2018. Русский мультиканальный дискурс. Часть II. Разработка корпуса и направления исследований // Психологический журнал 39(2). 79-90.
26. Кибрик А. А. 2018. Русский мультиканальный дискурс. Часть I. Постановка проблемы // Психологический журнал 39(1). 70-80.
27. Кузнецова-Моренко И. Ислам и мусульмане в общероссийских и татарских телевизионных программах / И. Кузнецова-Моренко, Л. Салахатдинова // Россия и мусульманский мир. - 2006. - № 6. - С. 59-72.
28. Кулиев Э. Р. (в соавторстве с М. Ф. Муртазиным) Исламоведение:
Пособие для преподавателя — М.: Изд-во Московского исламского
университета, 2008
29. Мосс М. Социальные функции священного: Избр. произведения / Пер. с франц. под общ. ред. И. В. Утехина. — СПб.: Евразия, 2000. — 444 с.
30. Набиев Р. А. Ислам и государство: Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке / Р.А. Набиев. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002. - 244 с.
31. Особенности современной межнациональной и этнокультурной ситуации в Республике Татарстан. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2008. — 236 с.
32. Пелехатый М. М., Чекчурин Ю. А. Сертификационный курс НЛП- Практик, — М.: Твои книги, 2014. — 272 с.
33. Религии и религиозные объединения в Республике Татарстан. Справочник / Сост. Р. А. Набиев. Казань: Изд-во Института истории АН РТ, 2004. — 152 с.
34. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995
35. РЭМП У. ДЮРКГЕЙМ И ПОСЛЕ: РЕЛИГИЯ, КУЛЬТУРА И ПОЛИТИКА. Ramp W. Durkheim and after. Religion, culture, and politics // The Sociology of religion / Ed. by Bryan S. Turner. - Oxford: Wiley-Blackwell, 2010
36. Современные этнокультурные процессы в молодежной среде Татарстана: язык, религия, этничность / Я. 3. Гарипов, Р. И. Зиннурова, К. М. Миннулин и др. — Казань: РИЦ «Школа», 2000. 112 с.
37. Социальная психология: саморефлексия маргинальности:
Хрестоматия / РАН. ИНИОН. Лаб. социологии; Отв. ред. М.П. Гапочка; Ред.- сост. Е.В. Якимова. - М.: ИНИОН, 1995. - 252 с
38. Тернер Р. Личность в обществе: вклад социальной психологии в социологию / Р. Тернер // Современная зарубежная социология (70-80-е годы).
— М., 1993
39. Тернер, Б. Религия в постсекулярном обществе / Б. Тернер // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2012. - № 2 (30). - C. 22-51
40. Титова Т.А. Женская мусульманская религиозность как объект современных социальных исследований / Т.А.Титова, Д.М.Гараев // Религия и идентичность: сборник научных статей и сообщений. - Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. - С. 58-67.
41. Титова Т.А. Религиозная идентичность русского населения
Республики Татарстан: степень и форма актуализации / Т.А.Титова, В.Е.Козлов // XI Конгресс антропологов и этнологов России: сб. Материалов.
Екатеринбург:ИЭА РАН , ИИиА УрО РАН, 2015. С.259
42. Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психол. журн. 2009. Т. 30. № 2. С. 5—19.
43. Улановский А.М. Теория речевых актов и соци альный конструкционизм // Постнекласси ческая психология. Журнал конструкциони стской психологии и нарративного подхода. 2004. № 1. C. 88—98.
44. Фазлиев А.М., Саттарова А.И. Женское мусульманское движение в контексте исторической памяти: региональный опыт и самобытность // Межконфессиональное взаимодействие в пространстве исторической памяти: Международная научная конференция, Казань, 29-30 мая 2015 г.: сборник материалов / сост. и отв. ред. Р.А. Набиев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016.
- 588 с. - (Серия «Культура, религия и общество», вып. 27). - С. 393-401.
45. Хакимзянова А. С. ИСЛАМСКАЯ ГЕНДЕРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ: ВЫЗОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ / А. С. Хакимзянова // Навстречу XXII Всемирному философскому конгрессу: переосмысливая философию/ - Казань: Изд-во КГЭУ, 2008
46. М. Хальбвакс. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступительная статья С.Н. Зенкина - М.: Новое издательство, 2007
47. Эрвье-Леже, Д. В поисках определённости : парадоксы религиозности в обществах развитого модерна / Д. Эрвье-Леже // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2015. -№ 1 (33). - С. 254-268.
48. Якимова, Екатерина Витальевна. Социальное конструирование реальности : социально-психологические подходы : Науч.-аналит. обзор / Е. В. Якимова; Рос. акад. наук. Ин-т науч. информ. по обществ. наукам. - М. : ИНИОН РАН, 1999. - 115 с
49. Якупов В М. Ислам в Татарстане в 1990-е годы. - Казань: Издательство «Иман», 2005. - С. 11-12.
50. Якупов В. М. Специфика и особенности социализации личности мусульманина в исламских учебных заведениях / В.М. Якупов. Электронный ресурс. — URL: html://www.islamrt.ru (дата обращения 20.06.2018)
51. Berger В. M. Disenchanting the Consept of community / B.M. Berger // Western Polit. Quart. Salt Lake City. - 1988.- Vol.25. - No. 6.- P. 50-52.
52. Caillois R. Man and the sacred. - Urbana and Chicago: University of Illinois Press, 2001
53. Gergen K.J. Social Psychology as History // Journal of Personality and Social Psychology. 1973. Vol. 26. № 2. P. 309-320.
54. Gergen K.J. Realities and relationships: soundings in social construction. Cambridge (MA): Harvard University Press, 1994
55. Raskin J.D. Constructivism in psychology: Per sonal construct psychology, radical construc tivism, and social constructionism // Amer. Communication J. 2002. V. 5. Iss. 3. P. 7—24.
56. Jameson F. The Ancients and the Postmoderns: On the Historicity of Forms. London & New-York: Verso, 2015.