Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты репрезентации образа жителя мегаполиса на региональном телевидении
§1.1. Телевизионный образ и особенности его репрезентации 8
§1.2. Региональное телевидение как средство репрезентации образа жителя мегаполиса 14
Выводы по первой главе 21
Глава II. Практическая реализация репрезентации образа жителя мегаполиса на региональном телевидении
§2.1. Репрезентация образа жителя мегаполиса на телеканале «ТНВ - Татарстан» 23
§2.2. Репрезентация образа жителя мегаполиса на телеканале «Эфир» 37
§2.3. Сравнительная характеристика процесса репрезентации жителя мегаполиса на разных региональных телеканалах 47
Выводы по второй главе 49
Заключение 53
Список источников и использованной литературы 56
Телевидение в современном мире обладает различными возможностями воздействия на аудиторию и непосредственно влияет на формирование образов действительности. И если федеральные телеканалы представляют в некоем обобщенном и усредненном виде освещение событий, произошедших не только на территории государства, но и на международной арене, и рефлексию на них, то региональное телевидение, повествующее о той жизни, «в которой учатся, работают, отдыхают люди города N» , погружает зрителя в реальные и близкие события.
Положение регионального телевидения в современном мире претерпевает существенные изменения: переход на цифровое телевидение и наличие 20 базовых каналов первого и второго мультиплекса ставит под вопрос само его наличие. В то же время, важность и необходимость существования регионального телевидения очевидна: узнать прогноз погоды в своем регионе (городе), узнать о прошедших или предстоящих культурных мероприятиях, о чрезвычайных происшествиях - все эти вопросы конкретного субъекта далеко не всегда будут представлены в сетке вещания федерального телеканала. Создание специализированных информационных каналов (например, отдельный новостной канал «Эфир-
случае будет выступать как сохранение регионального телевидения.
Одновременно с этим увеличение населения и законы экономики в современном мире формируют особые условия для роста мегаполисов: закономерные перемещения групп людей с периферии к центру обуславливают демографическую концентрацию в определенных локациях. Мегаполис - город с многомилионным населением, чаще всего, выступая столицей субъекта федерации, является представителем культуры, традиций, экономической деятельности и закладывает основной вектор развития региона. По данным портала «Вести.RU», в 2017 году под определение мегаполиса подходили следующие города: Москва (более 12 млн. человек), Санкт-Петербург (более 5 млн. человек), Новосибирск (1,5 млн. человек), Екатеринбург (1,4 млн. человек), Нижний Новгород (1,2 млн. человек), Казань (1,2 млн. человек), Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону (1,1 млн. человек) - и в каждом городе (или регионе, который он представляет) имеется несколько телеканалов регионального телевидения, вещающих об их жителях.
Образ жителя мегаполиса - человека, проживающего в многомиллионном городе может быть представлен на региональном телевидении с разных сторон: это может быть образ жителя более крупного мегаполиса, столицы или города федерального значения (чаще - Москвы и Санкт-Петербурга) или образ жителя регионального мегаполиса, представленной на одноименном региональном телеканале (например, образ казанца на татарстанском телевидении).
Таким образом, актуальность исследуемой темы определяется ростом мегаполисов и необходимостью наличия регионального телевидения для отражения жизни их жителей.
Степень разработанности научной проблемы.
Изучением развития и функционирования регионального телевидения занимались: Даутова Р.В., Фатыхова М.Х., Айтуганова М.Л., Ершов Ю.М., Попова О.Ю.
К особенностям телевизионного образа обращались: Арапова Э.И. Хлызова А.А., Масловский М.В., Вартазарян С.Р., Фрользова Н.Т., Арутюнова Н.В.
Можно сделать вывод, что понятие образа (в частности, образа жителя мегаполиса) не рассматривалось в контексте изучения регионального телевидения.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые в теории журналистики представлен анализ репрезентации образа жителя мегаполиса на региональном телевидении.
Объектом исследования выступает региональное телевидение.
Предмет исследования - репрезентация образа жителя мегаполиса на региональном телевидении.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в определении особенностей репрезентации образа жителя мегаполиса на региональном телевидении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить особенности репрезентации телевизионного образа;
2) Проанализировать развитие и современное состояние регионального телевидения;
3) Изучить контент современных региональных телеканалов, связанный с образом жителя мегаполиса.
Теоретико-методологическая база исследования представлена трудами по истории телевидения и по теории журналистики. В выпускной квалификационной работе автор опирается на труды Мясниковой М.А., Егорова В.В., Хлызовой А.А., Разлогова К.Э.
Основным методом исследования выступил дискурсивный анализ телевизионных текстов, также в работе применялись методы теоретического анализа, метод историзма.
Эмпирической базой исследования является случайная выборка программы телекомпании «Эфир» («Город» и «Перехват» за 2019 год) и телеканала «ТНВ-Татарстан» («Новости Татарстана» и «Вызов 112» за 2019 год), в которую вошли 25 выпусков регионального телевидения.
Практическая значимость работы определяется тем, что материалы настоящего исследования могут послужить основой для разработки учебного пособия для студентов направления «Телевидение».
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, поделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы и источников. В первой главе «Теоретические аспекты репрезентации образа жителя мегаполиса на региональном телевидении» автор рассматривает понятие «телевизионный образ» и региональное телевидение как средство его репрезентации. Во второй главе «Практическая реализация репрезентации образа жителя мегаполиса на региональном телевидении» дается анализ связанного с образом жителя мегаполиса контента региональных телеканалов «ТНВ - Татарстан» и «Эфир» и дается сравнительная характеристика процесса репрезентации жителя мегаполиса на разных региональных телеканалах. В Заключении приводятся основные выводы выпускной квалификационной работы.
В ходе проведенного исследования в соответствии с поставленными задачами автор пришел к следующим выводам.
Если к понятию «телевизионный образ» обращались многие исследователи, то понятие «телевизионный образ жителя мегаполиса» ранее в науке не рассматривалось. В связи с чем автор предлагает свое определение. Телевизионный образ жителя мегаполиса - созданный аудиовизуальными средствами телевидения образ человека, проживающего в городе с населением более миллиона человек, подчеркивающий особенности, оригинальность характера и поступков, отличающих одну личность от других.
В качестве основных критериев анализа особенностей репрезентации образа жителя мегаполиса было принято взять следующие: 1) социальнополитический контекст, который позволяет зрителю прочувствовать актуальность и важность информации; 2) характеристика телеканала; 3) соотношение изображения и звука; 4) лексический состав телевизионного текста; 5) ассоциативная связь с архетипными образами (популярная музыка, картинки, использование изображений известных людей); 6) однозначность/неоднозначность образа, возможность последующей трактовки образа.
Региональное телевидение, являясь отражением реальности региона, не может не затрагивать и проблемы жителя мегаполиса, что влияет на формирование его образа, особенно, для выходцев из сельской местности. Чем выше культура горожан, тем сильнее образ мегаполиса в контексте объединения разных элементов культурной жизни и, следовательно, более целостным становится культурное пространство мегаполиса, что и раскрывается в последующем анализе информационных программ.
Контент современных региональных телеканалов, связанный с образом жителя мегаполиса в программах «Новости Татарстана» и «Город» очень схож. Тематика, в рамках которой раскрывается образ жителя мегаполиса, схожа в обоих программах: вопросы здравоохранения, безопасности, социальные проблемы. Самый большой блок сюжетов, как нам кажется посвящен культурным мероприятиям, проводимым в городе, что показывает его граждан как творческих и просвещенных людей. Несомненным сходством обеих программ является попытка показать образ жителя мегаполиса только с лучшей стороны, так как от этого зависит и образ всего региона. Отличием в особенностях репрезентации образа жителя мегаполиса, на наш взгляд, заключается, прежде всего, в самой идее программы и концепции телеканала. Телеканал «Эфир» - канал городской, освещающий непосредственно жизнь мегаполиса для самих жителей, телеканал «ТНВ - Татарстан» - канал республиканский, целевая аудитория которого выходит за пределы одного города.
Противоположный образ жителя мегаполиса создается в программах «Вызов 112» и «Перехват» в силу их тематического своеобразия: сюжеты о различных преступлениях формируют негативный образ жителя мегаполиса. Из особенностей его репрезентации в криминальных новостях можно выделить следующие. Прежде всего, специфика программ предусматривает формат «конкретное нарушение-конкретный человек», в связи с чем часто житель мегаполиса предстает и как пострадавший, и как виноватый. При съемке дорожно-транспортных происшествий, драк, судебных заседаний большая часть людей старается не показывать своего лица: стоят спиной, закрывают лицо рукой, используют медицинские маски.
Не только виновники каких-либо происшествий, но и их родственники и свидетели стараются не показывать лиц в кадре. В программе «Вызов 112» комментарии дают лишь представители органов правопорядка о соответствии преступления определенной статье уголовного или административного кодекса, в программе «Перехват» нами такого отмечено не было. В силу нежелания появляться в кадре основных действующих лиц, в сюжетах часто присутствует съемка крупным планом (поврежденные части машин, бутылки, дома) или же какая-то общая панорама улиц, скверов, дорог. При этом закадровый текст играет важную роль основного носителя информации.
Таким образом, особенности репрезентации образа жителя мегаполиса на региональном телевидении неразрывно связаны с концепцией программы и телеканала.