Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внеклассные формы и методы обучения истории в школе

Работа №40018

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
464
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Формы и методы внеклассной работы и их особенности 9
1.1. Основные формы внеклассной работы по истории 9
1.2. Основные методы внеклассной работы по истории 21
Глава 2. Организация и проведение внеклассного мероприятия по истории 27
2.1. Опыт учителей истории по организации внеклассных мероприятий 27
2.2. Авторская разработка внеклассного мероприятии по истории «Игра «Поле чудес» на тему «Великая Отечественная война 1941-1945
гг.»» 34
Заключение 43
Список использованных источников и литературы 45
Приложение 49

Прогрессивное становление общества требует от средних учебных заведений — воспитание личностей с современным типом сознания, активных, креативных, грамотных, проявляющих инициативу и фантазию в поставленных перед школьниками задачами. Но, сокращение учебных часов на изучение истории, проявляет сильную необходимость применения иных форм обучения и воспитания будущего поколения. Существенную значимость проблемы воспитания обязывает вносить изменения и создание новых, улучшенных средств и методов обучения истории, например, применять внеурочную деятельность по истории.
Нужно выделить еще одну очень важную сторону внеклассной работы. Еще в прошлом веке, замечательный педагог нашего времени В.А. Сухомлинский писал: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого - то, и - результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками» . С этим высказыванием сложно не согласится.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования осуществляется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность .
Под внеклассной деятельностью, в рамках реализации ФГОС второго поколения, понимается образовательная и воспитательная деятельность, применяемая в формах, отличающихся от классно-урочной, и направленная
на достижение предполагаемых итогов освоения основной образовательной программы общего образования .
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, так как, данной теме уделено большое внимание, и она нашла свое отражение не только в самом стандарте, но и в постановлениях Министерства образования, правительства Российской Федерации и в других нормативных актах. Внеурочная деятельность также, в соответствии с ФГОС, включена в основную образовательную программу, так как ее использование необходимо для усваивания полученных знаний и практического использования отдельных нюансов содержания программ учебных предметов .
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и мета предметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой, обучающийся не только что-либо
узнает, но и учиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что в современном мире образовательный процесс в школе не возможно осуществлять эффективно без внеурочной деятельности, так как она тоже является одним из важных методов воспитания нового поколения, так как, работа в учебных исторических коллективах - кружках, сообществах - формирует у школьников дух партнерства, общительности, увлеченности, сильного познавательного и активного интереса к истории, и науке в целом, так же она помогает учащимся перебарывать отрицательные черты характера, как замкнутость, эгоизм, отсутствие дисциплины. Учитывая данный аспект, мы предприняли попытку разработать внеклассное мероприятие, которое бы заинтересовало обучающихся и способствовало формированию патриотизма.
Характеристика источников. Вопросы способов и методик обучения, использования разных внеурочных видов преподавания, их форм, перспектив и особенностей поднимался не раз в педагогической литературе. Среди особо знаменитых авторов можно отметить И.Я. Лернера , А.Ф. Родина , Ю.Е. Соколовского3, А.А. Вагина4, А.А. Рудина5 и др.
И.Я. Лернер в своих работах выработал концепцию проблемного обучения, выявил дидактические элементы и создал определенную систему методов обучения, которая включает в себя информационно-рецептивный, инструктивно-репродуктивный, эвристический, исследовательский, проблемного изложения и метод сравнения каждой части обучения с потребностями и мотивами школьников. Кроме этого, он открыл взаимосвязь между методами преподавания, организационными формами, средствами и приемами обучения и обосновал состав и структуру содержания образования, адекватные социальному опыту, выделив в них кроме знаний, умений и навыков опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
В пособии А.Ф. Родина «Массовые формы внеклассной работы по истории» , автор поставил задачу — выявить содержание и методы необходимых видов массовой внеурочной деятельности по истории. Автор использует не только свой личный опыт и наблюдения, но и обращается к лучшему опыту учителей Москвы, Краснодара, Воронежа и др. Пособие А.Ф.
Родина и Ю.Е. Ефимова «Экскурсионная работа по истории»1 обобщает опыт экскурсионной работы по истории передовых учителей истории по организации и проведению экскурсий с учащимися.
Целым рядом педагогов исследовались различные методы, применяемые в процессе внеурочной деятельности по истории, их положительный педагогический опыт и блестящие примеры разрешают нынешним учителям и преподавателям воспользоваться этими исследованиями на практике. Здесь необходимо обозначить работы таких авторов, как Л.В. Алиева, Кочетов Н.С. , Л.В. Байбородова, Т.А. Новикова5, А.С. Сиденко6 и др.
Г ораздо сильнее обогащают базу исследования теоретические разработки и практические выводы о проведенных внеурочных мероприятиях учителями-практиками, выложенные в системе Internet, и на собственных страницах педагогов России . Учителя-практики в своих статьях отмечают особую необходимость во введении внеклассных форм преподавания по историческим дисциплинам для воспитания и развития современного поколения.
Несмотря на большое количество педагогической исследовательской литературы и статей, написанных на различные темы по историческому образованию и воспитанию, она до наших дней остается быть актуальной, вследствие прогрессирования и становления общества.
Привлеченная, для написания выпускной квалификационной работы научная и научно-методическая литература дала возможность определить
объект и предмет исследования.
Объектом данного исследования выступает процесс обучения истории в школе.
Предметом исследования является организация внеклассной работы по истории.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование новых форм и методов во внеклассной работе по истории эффективно повлияет на формирование положительных личностных качеств обучающихся, будет способствовать развитию их познавательных интересов.
Цель работы - охарактеризовать внеклассные формы и методы работы по истории, раскрыв их потенциал в разработке мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Для решения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
- выделить основные формы внеклассной работы по истории в общеобразовательной организации;
- показать наиболее распространенные методы, используемые педагогами во внеурочной деятельности;
- проанализировать опыт учителей истории по организации внеклассного мероприятия;
- разработать внеклассное мероприятие по истории на тему «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.».
Методологическая основа. В исследовательской работе была использована группа общих методов:
Теоретический уровень - поиск, анализ источников и литературы;
Эмпирический уровень - изучение и обобщение полученных данных исходя из опыта педагогов и экспериментального исследования.
Такие методы позволяют осмыслить, систематизировать и переработать найденный материал, а вслед за этим, собрать подробную «картину» событий и явлений.
Научная новизна и теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в проведении комплексного исследования; выявлены основные пути по реализации эффективного использования новых технологий во внеклассной работе при обучении истории на уровне основной школы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное в ходе педагогической практики внеклассное мероприятие, активизирует интерес учащихся к истории, уважение к Отечеству и может быть использовано во внеклассных занятиях по истории в общеобразовательных учебных учреждениях.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, а так же приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Урок, даже самый удачный, имеет один общий недостаток: ограничен во временных рамках и не допускает отвлечений, даже когда класс нуждается в ответе на какие-либо вопросы. Иное дело — внеклассные занятия, в которых педагог не связан ограниченными временными и плановыми рамками. Являясь тесно связанной с учебной работой, внеклассная работа в отличие от учебной строится по способу добровольного свободного выбора, а содержание внеклассной деятельности обязано отвечать индивидуальным интересам учащихся. Подобный подход дает возможность в полном объеме принимать во внимание их интересы, учитывая уровень развития учащихся.
Определяя задачи внеклассной работы, А.Ф. Родин справедливо утверждал, что она направлена на достижение тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами.
В первой главе выпускной квалификационной работе, мы рассмотрели основные и эффективные формы и методы, применяемые во внеклассной деятельности. Тем самым нам удалось подвести итоги и сделать выводы о том, что вместе с развитием общества, постепенно модернизируется и преподавание истории во внеклассной работе, создаются новые приемы и формы обучения.
Во второй главе были проанализированы некоторые разработки внеклассных мероприятий и практическое применение форм, приемов и методов на примере и опыте учителей - практиков во внеклассной деятельности. В процессе проведенного исследования была доказана гипотеза выпускной квалификационной работы. Нами установлено, что внеклассное историческое образование становится эффективным средством для формирования положительных личностных качеств учащихся и развитие познавательных интересов учащихся, при которых были использованы инновационные методики и приемы внеклассного обучения.
В процессе проведенного нами исследования, была доказана гипотеза выпускной квалификационной работы. В ходе прохождения педагогической практики в основном общеобразовательном учреждении нами было разработано внеклассное мероприятие в форме игры «Поле чудес» на тему «Великая Отечественная война 1941 -1945 гг.», и установлено, что
внеклассная деятельность учащихся, стала эффективным средством в развитии познавательных интересов изучения истории, формировании положительных личностных качеств, патриотического и нравственного воспитания, а также гордости за свою страну, и почитание предков.


1.1. Алексеева В.Н. Опыт работы по теме: «Внеклассное мероприятие по истории» 23.03.2009 // multiurok.ru (дата обращения: 25.01.2018).
1.2. Внеклассные мероприятия по истории // www.uchportal.ru (дата обращения: январь, 2019).
1.3. Коренной перелом в Великой Отечественной войне // sovtime.ru (дата обращения: 12.09.2018).
1. 4. Косова Е.А. Учебно-методическая разработка внеклассного мероприятия «Своя игра» по всеобщей истории XX в. // https://www.uchportal.ru/load/193 (дата доступа: январь 2019).
1.5. Краткий курс истории. План «Барбаросса» // histrf.ru (дата обращения: 12.09.2018).
1.6. Лазаров С. А., Воробьев Д.О. Новые подходы к применению кинолектория как эффективной формы преподавания // cyberleninka. ru (дата обращения: 25.01.19).
1.7. Мещерякова Г. Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС ООО //pedsovet.org (дата обращения: 23.12.2018).
1.8. Миронова А. А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и во внеурочное время (из опыта работы) // Конструктивные педагогические заметки. - Новосибирск: НГПУ, 2018. - Т. 1, №6. - С. 108 - 123.
1. 9. Первая и единственная женщина - летчик в мире, совершившая воздушный таран //chechnyatoday.com (дата обращения: 13.09.2018).
1.10. Щербинкина Н. А. Предметная неделя по истории посвященная 100-летию Велиой Российской революции // www.pedopyt.ru (дата обращения: 28.01.19).
1.11. Щербинкина Н.А. Онлайн -тест «Великая Российская революция» // turovohistori.ucoz.ru/tests (дата обращения: 28.01.19).
II. Литература
2. 1. Артыков Т.А. Мотивация к учению как показатель реадаптации к учебной деятельности // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 232-237.
2.2. Бурлакова Г.В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Концепт. - 2016. - №11. - С. 52-55.
2.3. Брюханова Е. Н., Малявина А.М. Осваиваем новый образовательный стандарт: внеурочная деятельность «Лаборатория общения » // Филологический класс. - 2014. - №4 (38). - С. 25-29.
2.4. Вагин А. А. Методика обучения истории в школе. - М.: Просвещение, 2016. - 354 с.
2. 5. Васильев В. Проектно -исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. - 2017. - №9. - С. 177-180.
2. 6. Ворновская Н.И. Формирование познавательных интересов младших школьников: На материале историко -культурного краеведения. - Калининград, 2018. - 184 с.
2.7. Востокова Е. В. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения // Интеграция образования. - 2017. - №2. - С. 52-56.
2.8. Выготский Л. С. Конкретная психология человека // Вестник Московского университета. Серия. 14: Психология. - 2016. - № 1. - С. 52-65.
2. 9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Просвещение, 2016. - 500 с.
2.10. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 174 с.
2. 11. Гордеева В.В. Правовое воспитание в школе 9-11 классы: разработки организационно-деятельностных игр. - Волгоград: Учитель,
2017. - 198 с.
2.12. Григорьев Д. В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М., 2016. - 144 с.
2.13. Гикис С. Н. Использование педагогических технологий в организации внеклассной воспитательной работы со старшеклассниками // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2019. - № 162. - С. 18-25.
2.14. Давыдов В. В. Лекции по общей психологии. - 2 -ое изд. - М.: Академия, 2018. - 176 с.
2.15. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2016. - 213 с.
2.16. Долженко Г. П. Экскурсионное дело [Текст]: учеб. пособие для бакалавров и магистрантов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017. - 308 с.
2. 17. Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Воспитание школьников. - 2016. - №3. - С. 88-90.
2. 18. Евладова Е.Б. Логинова Л. Г. Михайлова Н.Н Дополнительное образование детей. - М.: Владос, 2016. - 349 с.
2.19. Ивасько Г. А. Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности в условиях школы -интерната // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2016. - №3. - С. 12-15.
2.20. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике. - М:. ИКЦ, 2015. - 448 с.
2.21. Короткова М. В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания в школе. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 271 с.
2.22. Кочетов Н.С. Предметные недели в школе. История. - Волгоград, 2015. - 98 с.
2. 23. Ладошкин Н.А. Организация развития интеллектуального потенциала школьников во внеурочной деятельности: проблемы и пути решения // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - №6. - С. 18-25.
2. 24. Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 кл.: из опыта работы: Книга для учителя. - М., 2016. - 77 с.
2.25. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл, 1993. - 43 с.
2.26. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 2016. - 186 с.
2.27. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 2016. - 64 с.
2. 28. Немкова И. Н. Формирование социально -экологической культуры учащихся средствами внеклассной деятельности // Гаудеамус. -
2016. - №19. - С. 18-19.
2.29. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. - 2016. - №7. - С. 153.
2. 30. Пьянин В.С. Функции тьютора в контексте психологопедагогического сопровождения студентов // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 3. - С. 4-6.
2.31. Писаренко Л. Б Формирование патриотизма у обучающихся через внеурочную деятельность // Образование. Карьера. Общество. - 2017. - №3. - С. 18-20.
2.32. Родин А. Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории в восьмилетней школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2016. - 127 с.
2.33. Рубин А. А. Юрченко З. В. Внеурочная работа по общественным предметам. // Преподавание истории в школе. - 2016. - № 5. - С. 102-107.
2.34. Северина О. А. Гражданско -правовое воспитание школьников. 8 - 11 классы. Диагностика. Методическое пособие. - М.: Изд-во «Глобус», 2017. - 79 с.
2.35. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. - Т. 1. - М.: Педагогика, 2016. - 98 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ