ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
|
Введение 3
Глава I Теоретические подходы к изучению проблемы
родительского отношения к детям в семьях, воспитывающих
детей с легкой степенью умственной отсталости 7
1.1 Умственная отсталость ребенка как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Роль родительских отношений в психосоциальном
развитии детей 24
1.3 Особенности оказания психолого-педагогической помощи семье воспитывающей ребенка с нарушениями интеллекта
в условиях образовательной организации 34
Выводы по главе 1 48
Глава II Экспериментальное исследование особенностей
родительских отношении в семьях, воспитывающих детей
с легкой степенью умственной отсталости 51
2.1 Организация эмпирического исследования 51
2.2 Анализ результатов исследования родительских отношений в семьях воспитывающих детей
с умственной отсталостью 56
2.3 Анализ результатов исследования родительских отношений в семьях воспитывающих
детей в норме 66
2.4 Анализ результатов сравнения родительских отношений в
в семьях воспитывающих детей с легкой степенью умственной
отсталостью и в семьях с детьми в норме 72
Выводы по главе II 75
Заключение 78
Список использованной литературы 81
Глава I Теоретические подходы к изучению проблемы
родительского отношения к детям в семьях, воспитывающих
детей с легкой степенью умственной отсталости 7
1.1 Умственная отсталость ребенка как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Роль родительских отношений в психосоциальном
развитии детей 24
1.3 Особенности оказания психолого-педагогической помощи семье воспитывающей ребенка с нарушениями интеллекта
в условиях образовательной организации 34
Выводы по главе 1 48
Глава II Экспериментальное исследование особенностей
родительских отношении в семьях, воспитывающих детей
с легкой степенью умственной отсталости 51
2.1 Организация эмпирического исследования 51
2.2 Анализ результатов исследования родительских отношений в семьях воспитывающих детей
с умственной отсталостью 56
2.3 Анализ результатов исследования родительских отношений в семьях воспитывающих
детей в норме 66
2.4 Анализ результатов сравнения родительских отношений в
в семьях воспитывающих детей с легкой степенью умственной
отсталостью и в семьях с детьми в норме 72
Выводы по главе II 75
Заключение 78
Список использованной литературы 81
Актуальность. В настоящее время в нашем обществе происходит существенное развитие различных сфер бытия, в том числе института семьи. Семья является главным институтом воспитания, в котором происходит процесс становления личности человека, формирования духовно-нравственных основ, усвоение социальных норм поведения, формирование основ общения, а также включение в общественную жизнь, и социализация.
В семейном кодексе Российской Федерации отражены права и обязанности родителей по воспитанию детей: построение семейных отношений на основе любви и уважения; родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей; родители обязаны заботиться о физическом и психическом здоровье детей, а также о их духовном и нравственном развитии; обеспечивать удовлетворение интересов детей [29].
Качество отношения родителей к детям определяет развитие личности ребенка, усвоение им социальных норм и правил, социализацию и интеграцию в общество [15].
Родительское отношение, широко разрабатываемое многими учеными понятие и рассмотренное в разных аспектах. Выделены стили и стратегии семейного воспитания (Я.А. Коменский, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Новикова, И. Г. Песталоцци, А.Н. Радищев, А.В. Петровский). Проблемы психотравмирующего влияния на ребенка нарушений в семейном взаимодействии и признаки гармоничных внутрисемейных отношений описывают А.А. Бодалев, А. Е. Личко, А.С. Спиваковская. Э.Г. Эйдемиллер. Выделены понятия и особенности родительского отношения и его влияние на развитие детей (А.Я. Варга, С.Н. Сорокоумова, В.В. Ткачёва, У.В. Ульенкова, С. А. Беликова). Такие ученые, как С.А. Беликова, И.А. Г орьковая, И.М. Марковская, изучают вопросы отношения детей к родителям с разными стилями воспитания[10].
Рассмотрены проблемы родительского отношения в семьях, воспитывающих ребенка с нарушениями в развитии. Описанием проблем семей,
воспитывающих детей с нарушениями развития, в том числе с умственной отсталостью, занимались В.А. Вишневский, А.И. Захаров, М.М. Либлинг, Н.В. Мазурова, И.И. Мамайчук, И.М. Марковская, И.Ю. Левченко, Г.А. Мишина, Р. В. Овчарова. Существенную роль в исследовании также сыграли отечественные научные работы в области психолого-педагогической коррекции
внутрисемейных отношений, в семьях воспитывающих детей с нарушениями в развитии (А.Н. Смирнова, Л. М. Шипицына, В.В. Ткачёва).
Несмотря на значительную степень изученности проблемы родительского отношения в целом, эмпирические исследования родительского отношения, к детям с легкой степенью умственной отсталости в отечественной специальной психологии и педагогике недостаточны, и в основном носят описательный характер. Это затрудняет организацию научно-обоснованной психологопедагогической помощи родителям, воспитывающим детей с легкой степенью умственной отсталости. Существующие программы коррекции родительского отношения в таких семьях немногочисленны [40].
Воспитание в семье ребенка с легкой степенью умственной отсталости является тяжелым психологическим стрессом для родителей. Неблагоприятная динамика нарушений в развитии у детей оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей, так как они находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации [22]. Как следствие у них, формируются личностные нарушения, проявляющиеся в разных эмоциональных состояниях и реакциях, в эмоциональной неустойчивости родителей, что влияет на родительское отношение к ребенку. Отсутствие теплых, дружеских взаимоотношений родителей с ребенком, приводит к невозможности построения адекватных отношений ребенка с социальным окружением [50]. Формирует у него такие негативные черты личности как агрессивность, обособленность, тревожность и др. Важными факторами родительского отношения являются: психоэмоциональное состояние родителей; установки родителей на болезнь ребенка; компетентность в вопросах особенностей развития и воспитания ребенка с умственной отсталостью; стили семейного воспитания. Потребность в оказании специальной психологической помощи родителям, воспитывающим детей с легкой степенью умственной отсталости, возникает из-за огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. Психологическая помощь необходима родителям для: нейтрализации тех психологических проблем, которые возникают вследствие их личностных переживаний; увеличения объема знаний, способствующего пониманию потребностей и возможностей ребенка; овладения практическими навыками, позволяющими методически правильно общаться с ребенком; создания благоприятной среды в период его пребывания дома; для развития личности ребенка[45]. В связи с этим возникает необходимость разработки психологопедагогических условий для оптимизации родительского отношения к детям с легкой степенью умственной отсталости. Психологическая и социальная значимость, а также недостаточная разработанность этой проблемы обусловили выбор темы исследования и определили его цель.
Цель исследования: изучить особенности родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования: родительское отношение к детям.
Предмет исследования: особенности родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования: существуют значимые различия выраженности показателей родительского отношения к детям в семьях с детьми с легкой умственной отсталостью и в семьях со здоровыми детьми того же возраста
Задачи исследования:
1. Изучить научную психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности родительских отношении в семьях,
воспитывающих детей с легкой степенью умственной отсталости
3. Выявить особенности родительских отношении в семьях,
воспитывающих здоровых детей
4. Определить наличие значимых различий в выраженности показателей родительского отношения к детям в семьях с детьми с легкой умственной отсталостью и в семьях со здоровыми детьми
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:
-теоретические: анализ, сопоставление, обобщение литературных
источников;
- эмпирические: проективная методика «Кинетический рисунок семьи» Р.С. Бернса и С.Х. Кауфмана, тест В.В. Ткачевой «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии», тест «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова, методика PARI, адаптированная Т.В. Нещерет, методы математической статистики: описательная статистика У- критерий Манна-Уитни.
Данная работа может быт использована для построения программы и осуществления психологического сопровождения семей воспитывающих детей с легкой умственной отсталостью.
Структура работы. Состоит из введения, основной части из 2 глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников и приложения.
В семейном кодексе Российской Федерации отражены права и обязанности родителей по воспитанию детей: построение семейных отношений на основе любви и уважения; родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей; родители обязаны заботиться о физическом и психическом здоровье детей, а также о их духовном и нравственном развитии; обеспечивать удовлетворение интересов детей [29].
Качество отношения родителей к детям определяет развитие личности ребенка, усвоение им социальных норм и правил, социализацию и интеграцию в общество [15].
Родительское отношение, широко разрабатываемое многими учеными понятие и рассмотренное в разных аспектах. Выделены стили и стратегии семейного воспитания (Я.А. Коменский, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Новикова, И. Г. Песталоцци, А.Н. Радищев, А.В. Петровский). Проблемы психотравмирующего влияния на ребенка нарушений в семейном взаимодействии и признаки гармоничных внутрисемейных отношений описывают А.А. Бодалев, А. Е. Личко, А.С. Спиваковская. Э.Г. Эйдемиллер. Выделены понятия и особенности родительского отношения и его влияние на развитие детей (А.Я. Варга, С.Н. Сорокоумова, В.В. Ткачёва, У.В. Ульенкова, С. А. Беликова). Такие ученые, как С.А. Беликова, И.А. Г орьковая, И.М. Марковская, изучают вопросы отношения детей к родителям с разными стилями воспитания[10].
Рассмотрены проблемы родительского отношения в семьях, воспитывающих ребенка с нарушениями в развитии. Описанием проблем семей,
воспитывающих детей с нарушениями развития, в том числе с умственной отсталостью, занимались В.А. Вишневский, А.И. Захаров, М.М. Либлинг, Н.В. Мазурова, И.И. Мамайчук, И.М. Марковская, И.Ю. Левченко, Г.А. Мишина, Р. В. Овчарова. Существенную роль в исследовании также сыграли отечественные научные работы в области психолого-педагогической коррекции
внутрисемейных отношений, в семьях воспитывающих детей с нарушениями в развитии (А.Н. Смирнова, Л. М. Шипицына, В.В. Ткачёва).
Несмотря на значительную степень изученности проблемы родительского отношения в целом, эмпирические исследования родительского отношения, к детям с легкой степенью умственной отсталости в отечественной специальной психологии и педагогике недостаточны, и в основном носят описательный характер. Это затрудняет организацию научно-обоснованной психологопедагогической помощи родителям, воспитывающим детей с легкой степенью умственной отсталости. Существующие программы коррекции родительского отношения в таких семьях немногочисленны [40].
Воспитание в семье ребенка с легкой степенью умственной отсталости является тяжелым психологическим стрессом для родителей. Неблагоприятная динамика нарушений в развитии у детей оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей, так как они находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации [22]. Как следствие у них, формируются личностные нарушения, проявляющиеся в разных эмоциональных состояниях и реакциях, в эмоциональной неустойчивости родителей, что влияет на родительское отношение к ребенку. Отсутствие теплых, дружеских взаимоотношений родителей с ребенком, приводит к невозможности построения адекватных отношений ребенка с социальным окружением [50]. Формирует у него такие негативные черты личности как агрессивность, обособленность, тревожность и др. Важными факторами родительского отношения являются: психоэмоциональное состояние родителей; установки родителей на болезнь ребенка; компетентность в вопросах особенностей развития и воспитания ребенка с умственной отсталостью; стили семейного воспитания. Потребность в оказании специальной психологической помощи родителям, воспитывающим детей с легкой степенью умственной отсталости, возникает из-за огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. Психологическая помощь необходима родителям для: нейтрализации тех психологических проблем, которые возникают вследствие их личностных переживаний; увеличения объема знаний, способствующего пониманию потребностей и возможностей ребенка; овладения практическими навыками, позволяющими методически правильно общаться с ребенком; создания благоприятной среды в период его пребывания дома; для развития личности ребенка[45]. В связи с этим возникает необходимость разработки психологопедагогических условий для оптимизации родительского отношения к детям с легкой степенью умственной отсталости. Психологическая и социальная значимость, а также недостаточная разработанность этой проблемы обусловили выбор темы исследования и определили его цель.
Цель исследования: изучить особенности родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования: родительское отношение к детям.
Предмет исследования: особенности родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования: существуют значимые различия выраженности показателей родительского отношения к детям в семьях с детьми с легкой умственной отсталостью и в семьях со здоровыми детьми того же возраста
Задачи исследования:
1. Изучить научную психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности родительских отношении в семьях,
воспитывающих детей с легкой степенью умственной отсталости
3. Выявить особенности родительских отношении в семьях,
воспитывающих здоровых детей
4. Определить наличие значимых различий в выраженности показателей родительского отношения к детям в семьях с детьми с легкой умственной отсталостью и в семьях со здоровыми детьми
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:
-теоретические: анализ, сопоставление, обобщение литературных
источников;
- эмпирические: проективная методика «Кинетический рисунок семьи» Р.С. Бернса и С.Х. Кауфмана, тест В.В. Ткачевой «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии», тест «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова, методика PARI, адаптированная Т.В. Нещерет, методы математической статистики: описательная статистика У- критерий Манна-Уитни.
Данная работа может быт использована для построения программы и осуществления психологического сопровождения семей воспитывающих детей с легкой умственной отсталостью.
Структура работы. Состоит из введения, основной части из 2 глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников и приложения.
В ходе теоретического анализа по проблеме формирования оптимизации родительского отношения к детям с легкой степенью умственной отсталости, нами было обнаружено, что в психолог-педагогической литературе «родительское отношение» изучалось зарубежными и отечественными авторами.
Рассмотренные в зарубежной литературе концепции, определяют родительское отношение только как одно из условий для развития личности ребенка и его социализации, когда в отечественной психологии при рассмотрении родительского отношения напротив преимущественно подчеркивается ведущая роль взрослого, его личность, в общении и психическом развитии ребенка.
В своем исследовании вслед за отечественными учеными А.А. Бодалевым, В.В. Столиным мы определяем родительское отношение как связь родителя с ребенком, проявляющаяся в эмоциональных и поведенческих реакциях, а также особенностях понимания личности ребенка и его потребностей, формирующаяся у родителей под влиянием культурных моделей родительского поведения, основанных на собственном жизненном опыте и личностных особенностях родителя.
Родительское отношение представляет собой ряд взаимосвязанных компонентов (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), которые направлены на удовлетворение потребностей своих особых детей и создание гармоничных условий для их развития и социализации.
Проанализировав особенности детей с легкой степенью умственной отсталости, можем отметить, что они могут вызвать у родителей определенные искажения родительского отношения. С другой стороны родительское отношение оказывает основное влияние на развитие личности ребенка, и в зависимости от качества родительского отношения дефект может усугубиться, или наоборот компенсироваться более сохранными качествами ребенка. Исход из этого, мы отмечаем необходимость оказания специализированной психологической помощи по оптимизации родительского отношения, к детям с легкой степенью умственной отсталости. Для этого необходимо определить наличие отличительных особенностей родительского отношения в семьях с умственно отсталыми детьми.
Эмпирическая часть исследования частично подтвердила гипотезу исследования о наличии статистически значимых различий в выражености показателей родительского отношения у родителей детей с легкой степенью умственной отсталости и у родителей здоровых детей.
В ходе исследования были получены следующие факты:
1. При рассмотрении особенностей проявления родительского отношения в семьях с умственно отсталыми детьми было выявлено, что наиболее сформированным компонентом родительского отношения здесь можно считать поведенческий компонент, связанный с умением выстраивать адекватную систему взаимоотношений с ребенком. Эмоциональный и когнитивный компоненты родительского отношения можно считать сформированными лишь в 50% обследуемых семей. Это отражается в показателях эмоционального благополучия и способности эмоционального принятия своего ребенка, а также в способности адекватно оценивать его потребности и возможности.
2. По результатам исследования у большей части родителей здоровых детей сформированы все три компонента родительского отношения, их взаимоотношения с ребенком можно считать оптимальными. В свою очередь наименее развитым компонентом выступает поведенческий, что отражается в распределении процента семей способных выбирать адекватные стратегии взаимодействия с ребенком, с учетом всех эго потребностей и способностей.
3. Так в ходе статистического анализа с помощью У критерия Манна - Уитни было выявлено, что каждый из компонентов родительского отношения в семьях с умственно отсталыми детьми имеет значимые отличительные особенности по отношению к семьям со здоровыми детьми. Наибольшее количество различий отмечается в эмоциональной сфере: у родителей умственно отсталых детей более выражены показатели «излишней эмоциональной дистанции с детьми»; «неудовлетворенности семейной ролью»; и менее выражен показатель «эмоционального принятия ребенка».
В когнитивной сфере родители детей с умственной отсталостью так же уступают родителям здоровых детей по показателям «рациональное понимание—непонимание проблем ребенка» и «излишней концентрации на ребенке».
В то время как в поведенческой сфере различия заключаются в выборе различных стратегий воспитания. Родители в воспитании умственно отсталого ребенка чаще предпочитают выбирать авторитарный стиль воспитания и реже по сравнению с родителями здоровых выбирают либеральный стиль воспитания.
Таким образом, наиболее сформированным компонентом родительского отношения в семьях воспитывающих детей с легкой степенью умственной отсталости является поведенческий компонент, а наименее сформирован эмоциональный. При этом в виду их взаимовлияния поведенческий компонент также бывает неустойчив, что выражается в авторитарном стиле воспитания многих родителей. Полученные нами данные значимы, поскольку семья является главным институтом воспитания, в котором происходит процесс становления личности человека, формирования духовно-нравственных основ, усвоение социальных норм поведения, формирование основ общения, а также включение в общественную жизнь, и социализация. Особенно это актуально в семьях с детьми, имеющими те или иные нарушения в развитии. Своевременное выявление и коррекция особенностей родительского отношения в таких семьях позволит оптимизировать развитие и что самое главное социализацию детей с легкой степенью умственной отсталости.
Данная работа может быт использована для построения программы и осуществления психологического сопровождения семей воспитывающих детей с легкой умственной отсталостью.
Рассмотренные в зарубежной литературе концепции, определяют родительское отношение только как одно из условий для развития личности ребенка и его социализации, когда в отечественной психологии при рассмотрении родительского отношения напротив преимущественно подчеркивается ведущая роль взрослого, его личность, в общении и психическом развитии ребенка.
В своем исследовании вслед за отечественными учеными А.А. Бодалевым, В.В. Столиным мы определяем родительское отношение как связь родителя с ребенком, проявляющаяся в эмоциональных и поведенческих реакциях, а также особенностях понимания личности ребенка и его потребностей, формирующаяся у родителей под влиянием культурных моделей родительского поведения, основанных на собственном жизненном опыте и личностных особенностях родителя.
Родительское отношение представляет собой ряд взаимосвязанных компонентов (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), которые направлены на удовлетворение потребностей своих особых детей и создание гармоничных условий для их развития и социализации.
Проанализировав особенности детей с легкой степенью умственной отсталости, можем отметить, что они могут вызвать у родителей определенные искажения родительского отношения. С другой стороны родительское отношение оказывает основное влияние на развитие личности ребенка, и в зависимости от качества родительского отношения дефект может усугубиться, или наоборот компенсироваться более сохранными качествами ребенка. Исход из этого, мы отмечаем необходимость оказания специализированной психологической помощи по оптимизации родительского отношения, к детям с легкой степенью умственной отсталости. Для этого необходимо определить наличие отличительных особенностей родительского отношения в семьях с умственно отсталыми детьми.
Эмпирическая часть исследования частично подтвердила гипотезу исследования о наличии статистически значимых различий в выражености показателей родительского отношения у родителей детей с легкой степенью умственной отсталости и у родителей здоровых детей.
В ходе исследования были получены следующие факты:
1. При рассмотрении особенностей проявления родительского отношения в семьях с умственно отсталыми детьми было выявлено, что наиболее сформированным компонентом родительского отношения здесь можно считать поведенческий компонент, связанный с умением выстраивать адекватную систему взаимоотношений с ребенком. Эмоциональный и когнитивный компоненты родительского отношения можно считать сформированными лишь в 50% обследуемых семей. Это отражается в показателях эмоционального благополучия и способности эмоционального принятия своего ребенка, а также в способности адекватно оценивать его потребности и возможности.
2. По результатам исследования у большей части родителей здоровых детей сформированы все три компонента родительского отношения, их взаимоотношения с ребенком можно считать оптимальными. В свою очередь наименее развитым компонентом выступает поведенческий, что отражается в распределении процента семей способных выбирать адекватные стратегии взаимодействия с ребенком, с учетом всех эго потребностей и способностей.
3. Так в ходе статистического анализа с помощью У критерия Манна - Уитни было выявлено, что каждый из компонентов родительского отношения в семьях с умственно отсталыми детьми имеет значимые отличительные особенности по отношению к семьям со здоровыми детьми. Наибольшее количество различий отмечается в эмоциональной сфере: у родителей умственно отсталых детей более выражены показатели «излишней эмоциональной дистанции с детьми»; «неудовлетворенности семейной ролью»; и менее выражен показатель «эмоционального принятия ребенка».
В когнитивной сфере родители детей с умственной отсталостью так же уступают родителям здоровых детей по показателям «рациональное понимание—непонимание проблем ребенка» и «излишней концентрации на ребенке».
В то время как в поведенческой сфере различия заключаются в выборе различных стратегий воспитания. Родители в воспитании умственно отсталого ребенка чаще предпочитают выбирать авторитарный стиль воспитания и реже по сравнению с родителями здоровых выбирают либеральный стиль воспитания.
Таким образом, наиболее сформированным компонентом родительского отношения в семьях воспитывающих детей с легкой степенью умственной отсталости является поведенческий компонент, а наименее сформирован эмоциональный. При этом в виду их взаимовлияния поведенческий компонент также бывает неустойчив, что выражается в авторитарном стиле воспитания многих родителей. Полученные нами данные значимы, поскольку семья является главным институтом воспитания, в котором происходит процесс становления личности человека, формирования духовно-нравственных основ, усвоение социальных норм поведения, формирование основ общения, а также включение в общественную жизнь, и социализация. Особенно это актуально в семьях с детьми, имеющими те или иные нарушения в развитии. Своевременное выявление и коррекция особенностей родительского отношения в таких семьях позволит оптимизировать развитие и что самое главное социализацию детей с легкой степенью умственной отсталости.
Данная работа может быт использована для построения программы и осуществления психологического сопровождения семей воспитывающих детей с легкой умственной отсталостью.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОСПРИЯТИИ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОСПРИЯТИИ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - Оптимизации родительского отношения к детям с легкой степенью умственной отсталости в процессе группового консультирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ТИПА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА СФОРМИРОВАННОСТЬ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В ИНТЕРНАТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - Самоотношение матери воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021



