Введение 3
Глава I Теоретические подходы к изучению проблемы
родительского отношения к детям в семьях, воспитывающих
детей с легкой степенью умственной отсталости 7
1.1 Умственная отсталость ребенка как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Роль родительских отношений в психосоциальном
развитии детей 24
1.3 Особенности оказания психолого-педагогической помощи семье воспитывающей ребенка с нарушениями интеллекта
в условиях образовательной организации 34
Выводы по главе 1 48
Глава II Экспериментальное исследование особенностей
родительских отношении в семьях, воспитывающих детей
с легкой степенью умственной отсталости 51
2.1 Организация эмпирического исследования 51
2.2 Анализ результатов исследования родительских отношений в семьях воспитывающих детей
с умственной отсталостью 56
2.3 Анализ результатов исследования родительских отношений в семьях воспитывающих
детей в норме 66
2.4 Анализ результатов сравнения родительских отношений в
в семьях воспитывающих детей с легкой степенью умственной
отсталостью и в семьях с детьми в норме 72
Выводы по главе II 75
Заключение 78
Список использованной литературы 81
Актуальность. В настоящее время в нашем обществе происходит существенное развитие различных сфер бытия, в том числе института семьи. Семья является главным институтом воспитания, в котором происходит процесс становления личности человека, формирования духовно-нравственных основ, усвоение социальных норм поведения, формирование основ общения, а также включение в общественную жизнь, и социализация.
В семейном кодексе Российской Федерации отражены права и обязанности родителей по воспитанию детей: построение семейных отношений на основе любви и уважения; родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей; родители обязаны заботиться о физическом и психическом здоровье детей, а также о их духовном и нравственном развитии; обеспечивать удовлетворение интересов детей [29].
Качество отношения родителей к детям определяет развитие личности ребенка, усвоение им социальных норм и правил, социализацию и интеграцию в общество [15].
Родительское отношение, широко разрабатываемое многими учеными понятие и рассмотренное в разных аспектах. Выделены стили и стратегии семейного воспитания (Я.А. Коменский, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Новикова, И. Г. Песталоцци, А.Н. Радищев, А.В. Петровский). Проблемы психотравмирующего влияния на ребенка нарушений в семейном взаимодействии и признаки гармоничных внутрисемейных отношений описывают А.А. Бодалев, А. Е. Личко, А.С. Спиваковская. Э.Г. Эйдемиллер. Выделены понятия и особенности родительского отношения и его влияние на развитие детей (А.Я. Варга, С.Н. Сорокоумова, В.В. Ткачёва, У.В. Ульенкова, С. А. Беликова). Такие ученые, как С.А. Беликова, И.А. Г орьковая, И.М. Марковская, изучают вопросы отношения детей к родителям с разными стилями воспитания[10].
Рассмотрены проблемы родительского отношения в семьях, воспитывающих ребенка с нарушениями в развитии. Описанием проблем семей,
воспитывающих детей с нарушениями развития, в том числе с умственной отсталостью, занимались В.А. Вишневский, А.И. Захаров, М.М. Либлинг, Н.В. Мазурова, И.И. Мамайчук, И.М. Марковская, И.Ю. Левченко, Г.А. Мишина, Р. В. Овчарова. Существенную роль в исследовании также сыграли отечественные научные работы в области психолого-педагогической коррекции
внутрисемейных отношений, в семьях воспитывающих детей с нарушениями в развитии (А.Н. Смирнова, Л. М. Шипицына, В.В. Ткачёва).
Несмотря на значительную степень изученности проблемы родительского отношения в целом, эмпирические исследования родительского отношения, к детям с легкой степенью умственной отсталости в отечественной специальной психологии и педагогике недостаточны, и в основном носят описательный характер. Это затрудняет организацию научно-обоснованной психологопедагогической помощи родителям, воспитывающим детей с легкой степенью умственной отсталости. Существующие программы коррекции родительского отношения в таких семьях немногочисленны [40].
Воспитание в семье ребенка с легкой степенью умственной отсталости является тяжелым психологическим стрессом для родителей. Неблагоприятная динамика нарушений в развитии у детей оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей, так как они находятся в длительно действующей психотравмирующей ситуации [22]. Как следствие у них, формируются личностные нарушения, проявляющиеся в разных эмоциональных состояниях и реакциях, в эмоциональной неустойчивости родителей, что влияет на родительское отношение к ребенку. Отсутствие теплых, дружеских взаимоотношений родителей с ребенком, приводит к невозможности построения адекватных отношений ребенка с социальным окружением [50]. Формирует у него такие негативные черты личности как агрессивность, обособленность, тревожность и др. Важными факторами родительского отношения являются: психоэмоциональное состояние родителей; установки родителей на болезнь ребенка; компетентность в вопросах особенностей развития и воспитания ребенка с умственной отсталостью; стили семейного воспитания. Потребность в оказании специальной психологической помощи родителям, воспитывающим детей с легкой степенью умственной отсталости, возникает из-за огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. Психологическая помощь необходима родителям для: нейтрализации тех психологических проблем, которые возникают вследствие их личностных переживаний; увеличения объема знаний, способствующего пониманию потребностей и возможностей ребенка; овладения практическими навыками, позволяющими методически правильно общаться с ребенком; создания благоприятной среды в период его пребывания дома; для развития личности ребенка[45]. В связи с этим возникает необходимость разработки психологопедагогических условий для оптимизации родительского отношения к детям с легкой степенью умственной отсталости. Психологическая и социальная значимость, а также недостаточная разработанность этой проблемы обусловили выбор темы исследования и определили его цель.
Цель исследования: изучить особенности родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования: родительское отношение к детям.
Предмет исследования: особенности родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования: существуют значимые различия выраженности показателей родительского отношения к детям в семьях с детьми с легкой умственной отсталостью и в семьях со здоровыми детьми того же возраста
Задачи исследования:
1. Изучить научную психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить особенности родительских отношении в семьях,
воспитывающих детей с легкой степенью умственной отсталости
3. Выявить особенности родительских отношении в семьях,
воспитывающих здоровых детей
4. Определить наличие значимых различий в выраженности показателей родительского отношения к детям в семьях с детьми с легкой умственной отсталостью и в семьях со здоровыми детьми
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:
-теоретические: анализ, сопоставление, обобщение литературных
источников;
- эмпирические: проективная методика «Кинетический рисунок семьи» Р.С. Бернса и С.Х. Кауфмана, тест В.В. Ткачевой «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии», тест «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова, методика PARI, адаптированная Т.В. Нещерет, методы математической статистики: описательная статистика У- критерий Манна-Уитни.
Данная работа может быт использована для построения программы и осуществления психологического сопровождения семей воспитывающих детей с легкой умственной отсталостью.
Структура работы. Состоит из введения, основной части из 2 глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников и приложения.
В ходе теоретического анализа по проблеме формирования оптимизации родительского отношения к детям с легкой степенью умственной отсталости, нами было обнаружено, что в психолог-педагогической литературе «родительское отношение» изучалось зарубежными и отечественными авторами.
Рассмотренные в зарубежной литературе концепции, определяют родительское отношение только как одно из условий для развития личности ребенка и его социализации, когда в отечественной психологии при рассмотрении родительского отношения напротив преимущественно подчеркивается ведущая роль взрослого, его личность, в общении и психическом развитии ребенка.
В своем исследовании вслед за отечественными учеными А.А. Бодалевым, В.В. Столиным мы определяем родительское отношение как связь родителя с ребенком, проявляющаяся в эмоциональных и поведенческих реакциях, а также особенностях понимания личности ребенка и его потребностей, формирующаяся у родителей под влиянием культурных моделей родительского поведения, основанных на собственном жизненном опыте и личностных особенностях родителя.
Родительское отношение представляет собой ряд взаимосвязанных компонентов (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), которые направлены на удовлетворение потребностей своих особых детей и создание гармоничных условий для их развития и социализации.
Проанализировав особенности детей с легкой степенью умственной отсталости, можем отметить, что они могут вызвать у родителей определенные искажения родительского отношения. С другой стороны родительское отношение оказывает основное влияние на развитие личности ребенка, и в зависимости от качества родительского отношения дефект может усугубиться, или наоборот компенсироваться более сохранными качествами ребенка. Исход из этого, мы отмечаем необходимость оказания специализированной психологической помощи по оптимизации родительского отношения, к детям с легкой степенью умственной отсталости. Для этого необходимо определить наличие отличительных особенностей родительского отношения в семьях с умственно отсталыми детьми.
Эмпирическая часть исследования частично подтвердила гипотезу исследования о наличии статистически значимых различий в выражености показателей родительского отношения у родителей детей с легкой степенью умственной отсталости и у родителей здоровых детей.
В ходе исследования были получены следующие факты:
1. При рассмотрении особенностей проявления родительского отношения в семьях с умственно отсталыми детьми было выявлено, что наиболее сформированным компонентом родительского отношения здесь можно считать поведенческий компонент, связанный с умением выстраивать адекватную систему взаимоотношений с ребенком. Эмоциональный и когнитивный компоненты родительского отношения можно считать сформированными лишь в 50% обследуемых семей. Это отражается в показателях эмоционального благополучия и способности эмоционального принятия своего ребенка, а также в способности адекватно оценивать его потребности и возможности.
2. По результатам исследования у большей части родителей здоровых детей сформированы все три компонента родительского отношения, их взаимоотношения с ребенком можно считать оптимальными. В свою очередь наименее развитым компонентом выступает поведенческий, что отражается в распределении процента семей способных выбирать адекватные стратегии взаимодействия с ребенком, с учетом всех эго потребностей и способностей.
3. Так в ходе статистического анализа с помощью У критерия Манна - Уитни было выявлено, что каждый из компонентов родительского отношения в семьях с умственно отсталыми детьми имеет значимые отличительные особенности по отношению к семьям со здоровыми детьми. Наибольшее количество различий отмечается в эмоциональной сфере: у родителей умственно отсталых детей более выражены показатели «излишней эмоциональной дистанции с детьми»; «неудовлетворенности семейной ролью»; и менее выражен показатель «эмоционального принятия ребенка».
В когнитивной сфере родители детей с умственной отсталостью так же уступают родителям здоровых детей по показателям «рациональное понимание—непонимание проблем ребенка» и «излишней концентрации на ребенке».
В то время как в поведенческой сфере различия заключаются в выборе различных стратегий воспитания. Родители в воспитании умственно отсталого ребенка чаще предпочитают выбирать авторитарный стиль воспитания и реже по сравнению с родителями здоровых выбирают либеральный стиль воспитания.
Таким образом, наиболее сформированным компонентом родительского отношения в семьях воспитывающих детей с легкой степенью умственной отсталости является поведенческий компонент, а наименее сформирован эмоциональный. При этом в виду их взаимовлияния поведенческий компонент также бывает неустойчив, что выражается в авторитарном стиле воспитания многих родителей. Полученные нами данные значимы, поскольку семья является главным институтом воспитания, в котором происходит процесс становления личности человека, формирования духовно-нравственных основ, усвоение социальных норм поведения, формирование основ общения, а также включение в общественную жизнь, и социализация. Особенно это актуально в семьях с детьми, имеющими те или иные нарушения в развитии. Своевременное выявление и коррекция особенностей родительского отношения в таких семьях позволит оптимизировать развитие и что самое главное социализацию детей с легкой степенью умственной отсталости.
Данная работа может быт использована для построения программы и осуществления психологического сопровождения семей воспитывающих детей с легкой умственной отсталостью.
1. Акимова, Л.Н. Психология сексуальности.[Текст] / Л.Н.Акимова. Одесса: СМИЛ, 2016. - 254 с.
2. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья.[Текст] / Е.П.Арнаутова.- М.: 2015- 264с
3. Антонова, Л.Б. Роль развивающей предметно-пространственной среды в гендерном воспитании дошкольников . [Текст]/ Л.Б. Антонова, Е.Н.Комиссарова // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2016. - № 3-1 (70). -80 с.
4. Агавелян, О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития: Моногр. исслед. [Текст] / О.К. Агавелян. - Челябинск: Мирос, 1999. - 357 с.
5. Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания.[Текст] / Н.Л. Белопольская. Школьный психолог. - 1999. - № 20. -120 с.
6. Бодалев, А.А. Личность и общение. [Текст] / А.А. Бодалев. - М.,
2004. - 389 с.
7. Власова,Т.А,Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М. ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973. - 176 с.
8. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии.[Текст] / Л.С.Выготский. - М.: 1986. -360 с.
9. Галимова,Н.М. Подготовка умственно отсталых старшеклассников к будущей семейной жизни: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. Спец.13.00. 03-коррекц. педагогика (олигофренопедагогика).[Текст] / Н.М.Галимова.Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2000. - 140 с.
10. Гончар, С.Н. К вопросу о полоролевом воспитании дошкольников на основе гендерных моделей мужественности и женственности.[Текст] / С.Н. Гончар, Н.В.Килинская // Грани познания : электрон. науч.-образоват. журн. - 2013. - № 2 (7).
11. Гоян, И. Н. Конфигурация гендерных представлений дошкольников в условиях семейного воспитания.[Текст] / И.Н.Гоян, М.М.Малкович // Социальное воспитание. - Витебск (Республика Беларусь),
2014. - № 2 (4). -120с.
12. Дубровина,И.В.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.[Текст] / И.В.Дубровина. М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 320 с
14. Жмурина, К. В. Влияние мультфильмов на формирование у детей семейных ценностей // Молодой ученый.[Текст] / К.В.Жмурина. — 2017. — №3. — 390 с.
15. Заиграева, Н.В. Гендерная социализация и полоролевые представления подростков с интеллектуальной недостаточностью.[Текст] / Н.В. Заиграева, И.А. Коробейников // Дефектология. — 2013. — № 2. — 120с.
16. Закрепина, А.В. Педагогическая помощь семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью // Дефектология.[Текст] / А.В.Закрепина. - 2014.- № 2. - 110 с.
18. Зальцман, Л.М. Работа с родителями детей, имеющими нарушения зрения и интеллекта// Дефектология.[Текст] / Л.М.Зальцман. - №2 - 2013.- 160 с.
19. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века.[Текст] / Х.С.Замский. М., 1995. - 368 с.
20. Занков, Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка.[Текст] / Л.В.Занков.— М.: Учпедгиз, 1935. - 176 с.
21. Иванова,С.А. Формирование полоролевой идентичности старших дошкольников средствами народной культуры :дис. ... канд. пед. Наук[Текст] / С.А.Иванова. - Владимир, 2013. - 213 с.
22. Казанцева,Т.А.Дети сограниченными возможностями:проблемы гендерной социализации.[Текст]/Т. А. Казанцева // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2013. - 164 с.
23. Каштанова, С.Н. Исследование полоролевой идентичности у подростков с умственной отсталостью [Электронный ресурс] / Каштанова С.Н, Николаева
А.И. // Соврем. проблемы науки и ecTecTBO3HaHM.-2014.URL:http://www.science- education. ru/ru/article/view?id=16508
24. Киселевская ,Н.А. Гендерные особенности полоролевого поведения умственно отсталых младших школьников[Текст] / Н. А. Киселевская// Серия «Психология» 2015. Т. 13. - 103 с.
25. Кон, И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей.[Текст] / И.С.Кон. М., 1975. - 776 с.
26. Кон, И. С. Психология половых различий // Вопр. психологии.[Текст] / И.С.Кон. - 1981. - № 2.- 96 с
27. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.[Текст] / Т.А.Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
28. Кучукова, А.В. Генезис понятия «гендерное воспитание дошкольников»: социокультурный контекст // Вестник ВЭГУ[Текст] / А.В.Кучукова. 2015 №2. - 260 с.
29. Левченко,И.Ю Психологическая помощь семье,воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Метод. пособие.[Текст] / И.Ю.Левченко,В.В.Ткачева. - М.: Просвещение, 2013.- 240 с.
30. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.[Текст] / А. Е. Личко.- Москва, Речь, 2013. - 256 с.
31. Логинов, Д. А. Какого пола ученик? // Народное образование.[Текст] / Д.А.Логинов - № 7. - 2013. - 265 с
32. Маллер, А.Р. Педагог и семья ребенка-инвалида (некоторые вопросы педагогической этики) // Дефектология.[Текст] / А.Р.Маллер. 1995. № 5. - 108 с.
33. Маллер,А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей.[Текст] / А.Р.Маллер. М., 1996. - 260 с.
34. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.[Текст] / И.И.Мамайчук. Спб., 2015. - 220 с.
35. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии.[Текст] /