СОДЕРЖАНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ..................
ВСТУПЛЕНИЕ............................
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КЛИРИНГОВЫХ РАСЧЕТОВ...........................
1.1. Понятие клиринга и его место в сфере расчетов.............
1.2. Экономическая сущность клиринга как объекта правовой регуляции и его преимущества ...............................
1.3. Особенности финансово-правового клиринга и его место в системе права Украины.........................
Выводы к Разделу.........................
РАЗДЕЛ 2 ИСТОРИЧЕСКИХ АСПЕКТА ПРАВОВОЙ РЕГУЛЯЦИИ КЛИРИНГОВЫХ РАСЧЕТОВ...........
2.1. Основные разновидности финансово-правового клиринга по законодательству Советского Союзу..............................................................
2.2. Расчеты на основе контокоррента как один из видов клиринговых расчетов..............................................
2.3. Особенности правовой регуляции разовых и постоянно действующих видов клиринговых расчетов................................
Выводы к Разделу.........................
РАЗДЕЛ 3 ПРАВОВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ В УКРАИНЕ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО КЛИРИНГА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КЛИРИНГОВЫХ РАСЧЕТОВ......
3.1. Особенности правовой регуляции налогового клиринга..
3.2. Правовая регуляция других видов финансово-правового клиринга.............................
3.3. Особенности налогообложения клиринговых расчетов в Украине............................
3.4. Направления усовершенствования правовой регуляции клиринга в сфере финансовых отношений.....................
Выводы к Разделу.......................
ВЫВОДЫ.........................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ И ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.....
3
Актуальность темы. В связи с организацией в Украине экономической системы, основанной на рыночных принципах, изменяется характер государственной регуляции во всех сферах общественных отношений и в том числе в сфере финансовой деятельности государства и территориальных обществ. В новых экономических условиях финансы начинают играть определяющую роль в жизни государства и общества. Ведь именно наличие необходимой финансовой базы является гарантией независимости государства и самостоятельности территориальных обществ. Однако, на сегодняшний день в Украине существует проблема дефицита и несбалансованості государственного бюджета, отсутствующая достаточная финансовая база местных бюджетов. Кризис платежей и роста дебиторско-кредиторской задолженности субъектов ведения хозяйства и, в первую очередь, взаимной задолженности между субъектами ведения хозяйства и бюджетами разных уровней, обусловливают необходимость применения и усовершенствования прогрессивных способов расчетов. Разработка мероприятий по уменьшению объемов просроченной кредиторской и дебиторской задолженности субъектов ведения хозяйства, предотвращения ее образования в будущем и усиления платежной дисциплины как необходимых условий обеспечения выполнения бюджетов разных уровней за доходами предусматривается во многих актах законодательства Украины, в частности, в Указе Президента Украины от 25.12.2001 №1251/2001 "Об укреплении финансовой дисциплины и предотвращения правонарушений в бюджетной сфере"[200]. В этой связи особенную актуальность приобретают исследования, направленные на решение теоретических и практических вопросов внедрения новых и усовершенствование существующих прогрессивных форм и способов расчетов.
Одним из эффективных и экономически выгодных способов расчетов есть клиринг, сущность которого заключается в прекращении обязанностей или обязательств участников расчетов путем зачета однородных встречных или последовательных требований. Такие расчеты на сегодняшний день используются, в частности, в сфере межгосударственных расчетов, в банковской деятельности, на фондовом рынке, а также в сфере финансовой деятельности государства и территориальных обществ. Однако, в последнее время отмечается негативное влияние зачетных схем на экономику Украины, поскольку они часто осуществляются с нарушением законодательства. В результате этого взаимозачеты открывают возможности для уклонения от налогообложения и приводят к недополучению средств бюджетами всех уровней. Однако, главной причиной указанных негативных явлений является отсутствие надлежащей организации проведения клиринга и контроля за его применением, а не сам клиринг как способ расчетов. В этой связи необходимо определить порядок осуществления клиринга и организовать надлежащий контроль за этим процессом, а не запрещать применения этого способа расчетов, как это уже имело место в истории нашего государства и повторяется сегодня. Эффективность клиринговых расчетов обеспечивается, в первую очередь, адекватной правовой регуляцией. Однако, в Украине механизм правовой регуляции клиринговых расчетов в целом и в сфере финансовой деятельности государства и территориальных обществ в частности является несовершенным. Существует большое количество нормативно-правовых актов разной юридической силы, которые постоянно изменяются, достаточно часто не согласовываются между собой, в результате чего возникают проблемы при их применении на практике. Одной из причин этого является неразработанность теоретических принципов клиринга в отечественной правовой науке, что свидетельствует об актуальности избранной темы.
Связь диссертации с научными программами, планами, темами. Тема диссертации избрана в инициативном порядке, учитывая ее актуальность и отсутствие специальных научных исследований. Диссертация выполнена как часть общего плана научно-исследовательской работы кафедры конституционного и административного права юридического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. В отдельных аспектах она связана с темой "Совершенствования правового положения субъектов хозяйственной деятельности в условиях формирования рыночной экономики Украины" (номер государственной регистрации 0198W004863), которая разрабатывалась на юридическом факультете в период с 1 января 1997 года по 31 декабря 2000 года, и темой "Формирования механизма реализации и защиты прав и свобод граждан в Украине", которая с 1 января 2000 года разрабатывается на юридическом факультете.
Цель и задание исследования. Целью исследования является разработка теоретических принципов клиринговых расчетов в сфере финансовой деятельности государства и территориальных обществ и формулировки научно обоснованных предложений относительно усовершенствования законодательства Украины в отмеченной сфере, а также в сфере налогообложения клиринговых расчетов.
Для достижения этой цели в процессе этого исследования автором были поставлены такие задания:
1) Определить место клиринга в сфере расчетных правоотношений.
2) Выделить существенные признаки клиринга, который применяется в сфере финансовых правоотношений.
3) Определить место правовых норм, которые регламентируют клиринг в сфере финансовых отношений, в системе права Украины.
4) Разработать предложения относительно усовершенствования правовой регуляции отдельных разновидностей клиринга в сфере финансовой деятельности государства и территориальных обществ, а также налогообложения клиринговых расчетов в Украине.
Объект исследования. Объектом этого исследования являются общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления клиринговых расчетов в сфере финансовой деятельности государства и территориальных обществ, а также налогообложения клиринговых расчетов.
Предмет исследования. Предметом этого исследования являются правовые нормы, которые регламентируют клиринговые расчеты в сфере финансовой деятельности государства и территориальных обществ и налогообложения клиринговых расчетов в Украине.
Методы исследования. В процессе диссертационного исследования автором применялись, в частности, диалектический метод научного познания, исторический метод, метод логического анализа, сравнительно-правовой метод, системно-структурный метод.
Использование исторического метода позволило определить основные этапы развития правовой регуляции клиринговых расчетов в Украине, проанализировать особенности правовой регуляции отдельных видов финансово-правового клиринга, которые применялись в нашем государстве в период существования Советского Союза, а также учесть опыт правовой регуляции этого способа расчетов при формулировке теоретических принципов клирингу и разработке предложений относительно усовершенствования действующего законодательства Украины.
Путем применения логического метода анализа, в частности, проанализированы законодательные и другие нормативно-правовые акты, которые регламентируют общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления клиринговых расчетов, а также сформулированы теоретические принципы клиринга.
Метод сравнительного правоведения использовался автором этого исследования с целью изучения опыта правовой регуляции финансово-правового клиринга в других государствах, в частности, в Российской Федерации, Республике Казахстан, в Германии, а также обоснование целесообразности учета его при усовершенствовании законодательства Украины.
Применение системно-структурного метода предоставило возможность определить место правовых норм, которые регламентируют клиринг в сфере финансовой деятельности государства и территориальных обществ, в системе права Украины.
Научно-теоретическая основа исследования. В Украине теоретические принципы правовой регуляции клиринговых расчетов в целом и клиринга в сфере финансовой деятельности государства и территориальных обществ в частности являются неразработанными. Эта диссертация является первым специальным исследованием правовой регуляции клиринговых расчетов, которая проведена в условиях построения в Украине рыночной экономики, на основе нормативно-правовых актов законодательства независимой Украины. Необходимо обратить внимание, что в юридической науке советского периода единственным исследованием клиринговых расчетов является диссертация Десяткова в.м. на тему "Правовые вопросы взаимных расчетов в советском хозяйстве" [158], защита которой состоялась в 1954 году. Учитывая, что клиринговые расчеты были очень распространенными в Советском Союзе, анализ опыта их правовой регуляции имел очень важное значение для разработки теоретических принципов и практических рекомендаций относительно применения этого способа расчетов. Однако, в новых экономических условиях характер правовой регуляции финансовых отношений в целом и клиринга в отмеченной сфере в частности изменяется, применяются более сложные его разновидности, что требует внедрение новых подходов в правовой регуляции этого способа расчетов.
В процессе этого исследования автором применялись теоретические доработки отечественных и зарубежных специалистов в отрасли юриспруденции и финансовой науки. Да, определение места правовых норм, которые регламентируют клиринг в сфере финансовой деятельности государства и территориальных обществ, а также порядок налогообложения клиринговых расчетов, в системе права Украины, автором этого исследования осуществлены на основе выводов специалисты относительно системы права и, в первую очередь, особенностей правового института как ее структурного элемента, сделанных, в частности, Алексеевим с.с. [1; 2], Кучерявенком м.п. [105], Бризгалиним а.в. [115], Кудреватих с.а. [115], Матузовим н.и. [48], Переваловим в.о. [75], Копейчиковим в.в. [69], Агарковим м.м. [111], Пацуркивским п.с. [107] и др.
Исследования правовой природы контокоррента как отдельной разновидности расчетов проводились, в частности, Агарковим м.м. [111], Ципкиним м.с. [148], Вормсом а.е. [119] и др., однако, их точки зрения из указанного вопроса не совпадают. Автором этого исследования были проанализированные позиции отмеченных специалистов с целью выяснения правовой природы контокоррента как одной из разновидностей клиринга как способа расчетов.
Отдельные аспекты соотношения понятий "форма безналичных расчетов" и "способ безналичных расчетов" освещались, в частности, Компанеець о.с. [30], Полонским е.г. [30], Вороновою л.к. [12], Тосуняном г.а. [51], Райхером в.к. [139], Либерманом ф.х. [37], Кузьминим в.ф. [33], Куником я.а. [35; 36], Подцерковним о.п. [161], Ростовцевою н.в. [163] и др. Однако, на сегодняшний день отмеченные вопросы остаются дискуссионными. Кроме того, специальное исследование относительно определения места клиринга в системе безналичных расчетов в отечественной юриспруденции отсутствует.
Некоторые вопросы клиринга в сфере финансовых правоотношений были освещены в своих трудах Карасьовою м.в. [29] и Бергом о.в. [157]. Однако, это было проведено не в процессе специального анализа клиринговых расчетов, а в связи с исследованием связанных с ними правовых вопросов.
Учитывая, что в результате клиринга прекращаются встречные (или последовательные) обязанности (обязательство), важное значение для разработки теоретически-правовых принципов клиринга в сфере финансовой деятельности государства и территориальных обществ имеет решение вопроса относительно использования в финансовом праве (рядом со сроком "обов’язок" или вместо него) гражданско-правового срока "зобов’язання". Выводы на этот счет были сделаны специалистами в отрасли финансового права, в частности, Вороновою л.к. [76; 102], Бекерскою д.а. [76], Пацуркивским п.с. [107], Карасьовою м.в. [28], Химичевою н.и. [78]. В то же время, единственная позиция из отмеченного вопроса в юридической науке отсутствует.
Поскольку разработка теоретически-правовых принципов клиринга является невозможной без учета закономерностей экономических процессов, автором этого исследования использовались выводы относительно экономической сущности и преимуществ клиринга, сделанные специалистами в отрасли экономической науки, в частности, А. казацевим [26], Шабановою н.н. [58; 59], Г.зайденваргом [21], Усоскиним м.м. [52], Березиною м.п. [5; 6] и др.
Научная новизна полученных результатов. Диссертация является первым в Украине специальным научным исследованием правовых принципов клиринга в сфере финансовой деятельности государства и территориальных обществ, а также налогообложения клиринговых расчетов. Исследование проводилось как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
На защиту автором выносятся такие основные результаты исследования, которые обоснованы в диссертации, является основой для разработки предложений относительно усовершенствования законодательства и имеют научную новизну:
1. Клиринг, в процессе которого погашаются встречные (или последовательные) денежные требования, является способом именно денежных расчетов. Соответственно, правоотношения, которые складываются в сфере безналичных расчетов в процессе применения клиринга денежных требований, являются разновидностью расчетных правоотношений.
2. Клиринг в сфере расчетных правоотношений является способом безналичных расчетов, который является составной частью правовой формы безналичных расчетов.
3. Финансово-правовой клиринг – это урегулированный нормами финансового права способ расчетов, который заключается в прекращении финансовых обязанностей участников расчетов путем зачета денежных требований в процессе осуществления финансовой деятельности государства и территориальных обществ в лице уполномоченных ими органов.
4. Финансово-правовой клиринг разделяется на клиринг при участии субъектов ведение хозяйства и межбюджетный клиринг.
5. Существенными признаками финансово-правового клиринга при участии субъектов ведения хозяйства являются: денежный характер требований; наличие в законе нормы, которой предусмотрена возможность проведения зачета; прекращение в результате зачета однородного встречного (или последовательной) требования определенной финансово-правовой обязанности при условии, что срок выполнения однородного встречного (или последовательной) требования уже наступил на момент зачета; четкое определение в законе круга требований, которые могут погашаться зачетом; установление в законе порядка проведения зачета; определение в законодательном акте субъектов, уполномоченных осуществлять контроль за проведением зачета и порядка осуществления такого контроля; установление на законодательном уровне ответственности за нарушение закрепленного порядка проведения зачета.
6. Разновидностью финансово-правового клиринга при участии субъектов ведения хозяйства является налоговый клиринг, который заключается в прекращении налоговых обязанностей налогоплательщиков путем зачета денежных требований налогоплательщиков к государству или территориальным обществам относительно возвращения излишне оплаченных (стягнених) сумм налогов, сборов (обязательных платежей) или предоставления бюджетного возмещения в случаях, предусмотренных налоговыми законами Украины.
7. Правовую регламентацию клиринга, в результате которого прекращаются налоговые обязанности субъектов ведения хозяйства, необходимо осуществить в Налоговом кодексе Украины, а клиринга, в результате которого прекращаются финансовые обязанности субъектов, которые не связаны с уплатой налогов, а также межбюджетного клиринга – в Бюджетном кодексе Украины.
8. С целью сокращения встречных финансовых потоков между бюджетами, ускорение прохождения платежей в процессе выполнения бюджетов за доходами и расходами, экономии бюджетных средств, а также повышение контроля за использованием бюджетных средств является целесообразным внедрение в Украине на законодательном уровне системы централизованного клиринга из обслуживания бюджетной системы, осуществляемой оператором клиринга – национальной клиринговой палатой.
Практическое значение полученных результатов заключается в спрямованні этого исследования на решение актуальных вопросов клиринга в сфере финансовых отношений, которые возникают при применении этого способа расчетов, и усовершенствования финансового, в том числе налогового и бюджетного, законодательство Украины. Результаты, полученные в процессе этого исследования, могут быть использованы в правотворческой деятельности при подготовке законов и подзаконных нормативно-правовых актов в сфере финансовой деятельности государства и территориальных обществ. В частности, в диссертации сформулированные конкретные предложения относительно внесения изменений и дополнений к действующему (Бюджетного кодекса Украины) и перспективному (проекта Налогового кодекса Украины) законодательству Украины. Кроме того, результаты исследования могут использоваться в практике правоприменения, а также при подготовке соответствующих разделов учебников, учебных пособий, при преподавании курса "Финансовое право", спецкурса "Банковское законодательство". Теоретические выводы и положения, изложенные в этом диссертационном исследовании, могут использоваться в последующих научных исследованиях.
Личный взнос добытчика. Диссертация является самостоятельным исследованием. Публикации, в которых изложенные результаты исследования, подготовленные добытчиком лично, без участия соавторов.
Апробация результатов диссертации. Результаты исследования были обнародованы на научно-практической конференции за международным участием "Государственная региональная политика и местное самоуправление" (Украинская Академия государственного управления при Президенте Украины; город Киев, 30 мая 2000 года) [101], на научно-практической конференции студентов и аспирантов "Проблемы государства и права глазами молодых исследователей" (Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко; город Киев, 5–6 апреля 2001 года), на Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов "Правовые проблемы современности глазами молодых исследователей" (Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко; город Киев, 29–30 ноября 2001 года), на научно-практической конференции студентов и аспирантов "Проблемы государства и права глазами молодых исследователей" (Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко; город Киев, 11–12 апреля 2002 года), на научно-практическом семинаре аспирантов юридического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко (21 ноября 2001 года), а также неоднократно обсуждались на кафедре конституционного и административного права юридического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.
Публикации. Результаты исследования опубликованы в нижеозначенных статьях:
1. Ващенко ю.в. Основные этапы развития централизованного клиринга в Советском Союзе // Вестник Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Юридические науки. – К.: Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, 2002. – Выпуски 45–48. – 315 с. – С.300 – 302.
2. Ващенко ю.в. Особенности налогообложения налогом на добавленную стоимость клиринговых расчетов в Украине // Актуальные проблемы международных отношений: Сборник научных трудов. – К.: Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Институт международных отношений, 2001. – Выпуск 27 (часть ІІ). – 228 с. – С. 107–119.
3. Ващенко ю.в. Понятие и правовая природа клиринга // Государство и право: Сборник научных трудов. Юридические и политические науки. Выпуск 10. – К.: Институт государства и права им. В.м. корецкого НАН Украины, 2001. – 532 с. – С. 329 – 334.
4. Юлия Ващенко. Правовая регуляция клиринга в сфере бюджетных и налоговых отношений // Предпринимательство, хозяйство и право. – 2002. – №2. – С. 56 – 59.
5. Ващенко Ю. правове регуляция клиринга долговых обязательств в Украине на региональном уровне // Сборник научных трудов Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины / За заг. Ред. В.и.лугового, В.м. князева. – К.: Изд-во УАДУ, 2000. – Вип. 2. – В 4 ч. Ч. IV. – 516 с. – С. 21–26.
Проведенное исследование дает основания сделать такие выводы и сформулировать следующие предложения:
1. Клиринг встречных (или последовательных) денежных требований, который применяется в сфере расчетных правоотношений, является способом денежных расчетов.
2. Клиринг в сфере расчетных правоотношений является способом расчетов и составным элементом правовой формы безналичных расчетов.
3. Клиринг в сфере финансовых правоотношений (дальше – финансово-правовой клиринг) можно определить как урегулированный нормами финансового права способ расчетов, который заключается в прекращении финансовых обязанностей участников расчетов путем зачета денежных требований в процессе осуществления финансовой деятельности государства и территориальных обществ.
4. Можно выделить такие разновидности финансово-правового клиринга:
1. Клиринг встречных (или последовательных) денежных требований субъектов ведения хозяйства и бюджетов соответствующих уровней.
1.1. Прекращение налоговых обязанностей налогоплательщиков путем зачета встречных (или последовательных) денежных требований налогоплательщиков к государству или территориальным обществам относительно возвращения излишне оплаченных (стягнених) сумм налогов, сборов (обязательных платежей) или предоставления бюджетного возмещения в случаях, предусмотренных налоговыми законами Украины. Для обозначения отмеченной разновидности финансово-правового клиринга автор этого исследования предлагает применять термин "налоговый клиринг".
1.2. Прекращение финансовых обязанностей субъектов ведения хозяйства путем зачета их встречных (последовательных) денежных требований к государству или территориальным обществам, которые возникли из других (не на основании норм налогового законодательства) правовых оснований (в частности, в сфере бюджетного законодательства, из гражданско-правовых оснований).
2. Межбюджетный клиринг, то есть, клиринг денежных требований между бюджетами.
5. Клиринг в сфере финансовой деятельности государства и территориальных обществ в лице уполномоченных органов регламентируется нормами финансового права.
6. Считаем возможным выделить такие признаки финансово-правового клиринга при участии субъектов ведения хозяйства:
- наличие в законе нормы, которой предусмотрена возможность проведения зачета;
- денежный характер требований;
- прекращение в результате зачета денежного требования финансовой обязанности при условии, что срок выполнения денежного требования уже наступил на момент зачета;
- четкое определение в законе круга денежных требований, которые могут погашаться зачетом;
- установление в законе порядка проведения зачета;
- определение в законодательном акте субъектов, уполномоченных осуществлять контроль за проведением зачета и порядка осуществления такого контроля;
- установление на законодательном уровне ответственности за нарушение закрепленного порядка проведения зачета.
7. В Украине применяются такие разновидности налогового клиринга:
- двусторонний клиринг налоговой задолженности налогоплательщиков перед бюджетами и денежных требований отмеченных налогоплательщиков в бюджеты соответствующих уровней из возвращения излишне оплаченных сумм налогов и сборов и разных видов бюджетного возмещения.
- многосторонний клиринг налоговой задолженности налогоплательщиков перед бюджетами и денежных требований налогоплательщиков в бюджеты соответствующих уровней из возвращения излишне оплаченных сумм налогов и сборов, а также разных видов бюджетного возмещения.
8. Налоговый клиринг может иметь место при наличии таких условий:
- наличие задолженности налогоплательщика перед бюджетами из уплаты налогов, сборов (пени, штрафов);
- наличие сумм излишне оплаченных (стягнених) налогов, сборов или других сумм, которые подлежат возвращению в соответствии с налоговыми законами;
- подача налогоплательщиком заявления к налоговому органу о зачете или возвращении надлежащих ему сумм (в случае, когда в соответствии с законодательством зачет осуществляется по решению налогового органа без согласия налогоплательщика);
- принятие налоговым органом решения о зачете.
9. Налоговый клиринг может осуществляться такими способами:
- зачет бюджетной задолженности и задолженности налогоплательщика перед бюджетами, срок требования которой уже наступил;
- зачет бюджетной задолженности в счет будущих платежей налогоплательщика из налога (сбора), в результате исправления которого возникла бюджетная задолженность;
- зачет бюджетной задолженности в счет выполнения долгов из уплаты других налогов и сборов, пени, а также погашения недоимки.
10. Правовую регламентацию клиринга, в результате которого прекращаются налоговые обязанности субъектов ведения хозяйства предложено осуществить в Налоговом кодексе Украины, клиринга, в результате которого прекращаются финансовые обязанности субъектов, не связанные с уплатой налогов, а также межбюджетного клиринга – в Бюджетном кодексе Украины.
11. С целью сокращения встречных финансовых потоков между бюджетами, ускорение прохождения платежей в процессе выполнения бюджетов за доходами и расходами, экономии бюджетных средств, а также повышение контроля за использованием бюджетных средств предложено внедрить в Украине систему централизованного клиринга из обслуживания бюджетной системы, осуществляемую оператором клиринга – национальной клиринговой палатой.
12. Учитывая, что много взаимозачетов происходит на местном уровне или нескольких смежных отраслей ли между субъектами ведения хозяйства одной, предложено организовать контроль за осуществлением зачетов долговых обязательств путем создания местных (региональных) и ведомственных систем клиринга долговых обязательств субъектов ведения хозяйства.
1. Алексеев с.с. Структура советского права. – М.: Юрид. лит., 1975. – 264 с.
2. Алексеев с.с. Теория права. – М.: Изд-во БЕК, 1994. – 224 с.
3. Атлас М. развитие Государственного банка СССР / Под ред. В.п. дьяченко. – М.: Госфиниздат, 1958.– 383 с.
4. Бельский к.с. Финансовое право. – М.: Юрист, 1994. – 208 с.
5. Березина м.п. Безналичные расчеты в экономике России. – М.: АО "Консалтбанкир", 1997. – 294 с.
6. Березина м.п., Крупнов ю.с. Межбанковские расчеты. – М.: Финстатинформ, 1994. – 223 с.
7. Бесчеревных В.в. развитие советского бюджетного права. – М.: Изд-во Московского Ун-та, 1960. – 80 с.
8. Братусь с.н. Предмет и система советского гражданского права. – М.: Изд-во юрид. литературы, 1963. – 198 с.
9. Бричко л.в. Законодательство о расчетах в народном хозяйстве СССР. – М.: Юридическая литература, 1977. – 104 с.
10. Васильев а.м. Система социалистического права: Курс лекций. – М.: Изд-во ВЮЗИ, 1961. – 36 с.
11. Вильнянский с.и. Кредитно-расчетные правоотношения: Учебное пособие. – Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1995. – 58 с.
12. Воронова л.к. Правовое регулирование кредитно-расчетных отношений в народном хозяйстве. – К.: Выща шк., 1988.– 216 с.
13. Воронова л.к. Советское финансовое право. – К.: Высшая школа, 1973. – 202 с.
14. Грачева е.ю. Финансовое право России. – М.: ТЕИС, 1995. – 231 с.
15. Грачева е.ю., Соколиная Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. – 2-ое изд., перераб., исправ. И доп. – М.: Новый юрист, 1998. – 240 с.
16. Гуревич и.с. Очерки советского банковского права. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1959. – 129 с.
17. Ермакова т.с. Финансовое правоотношение: Учебное пособие. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 34 с.
18. Ерпылева Н.ю. международное банковское право: Учеб. пособие. – М.: Издательская группа "Форум" – "Инфра -М", 1998. – 264 с.
19. Ефимова л.г. Банковское право: Учебное и практическое пособие – М.: Изд-во БЕК, 1994. – 360 с.
20. Ефимова л.г., Новоселова л.а. Банки: ответственность за нарушения при расчетах. – М.: Инфра-м, 1996. – 624 с.
21. Зайденварг Г. Безналичные расчеты в народном хозяйстве СССР. – М.: Госфиниздат, 1955.– 72 с.
22. Иванова и.г., Маковник т.д. Казначейская система исполнения бюджетов. – Спб: Питер, 2001. – 198 с.
23. Иоффе о.с. Обязательственное право. – М.: Юридическая литература, 1975. – 880 с.
24. Иконников в.в. Кредит в социалистическом обществе. – М.: Госфиниздат, 1959. – 86 с.
25. Иконников в.в. Развитие кредитной системы СССР в восстановительный и реконструктивный период и кредитная реформа (1921-1931 годы). – М.: Типография Госбанка СССР, 1937.– 113 с.
26. Казанцев А. Взаимные расчеты в народном хозяйстве СССР. – М.: Госфиниздат, 1959. – 166 с.
27. Карасева м.в. Финансовое правоотношение. – Воронеж, 1997. – 304 с.
28. Карасева м.в. Финансовое правоотношение. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА - М), 2001. – 288 с.
29. Карасева м.в. Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 256 с.
30. Компанеец е.с., Полонский Э.Г. Применение законодательства о кредитовании и расчетах. – М.: Юрид. лит., 1967.– 257 с.
31. Костюченко о.а. Банковское право. – К.: МАУП, 1998. – 124 с.
32. Котюк в.о. Теория права: курс лекций: навч. пособие для юрид. фак. вузов. – К.: Вентури, 1996. – 208 с.
33. Кузьмин в.ф. Кредитные и расчетные правоотношения в промышленности. – М.: Юрид. лит., 1975.– 200 с.
34. Кузьмин в.ф. Правовое регулирование безналичных расчетов в народном хозяйстве: Лекция для слушателей факультета повышения квалификации. – М.: Издательство "ВЗФЭИ", 1977.– 33 с.
35. Куник я.а. Кредитные и расчетные отношения в торговле. – М.: Экономика, 1970. – 296 с.
36. Куник я.а. Кредитные отношения в торговле. – Изд-е 2-ое, доп. и перераб. – М.: Экономика, 1976.– 207 с.
37. Либерман ф.х. Вопросы расчетов за продукцию и услуги в практике Госарбитража. – М.: Юрид. лит., 1959. – 163 с.
38. Либерман ф.х. Расчетная дисциплина при поставках. – М.: Юрид. лит., 1974. – 196 с.
39. Малеин и.с. Кредитно-расчетные правоотношения и финансовый контроль. – М.: Издательство "Наука", 1964. – 151 с.
40. Новоселова л.а. Денежные расчеты в предпринимательской деятельности. – М.: Юринформ, 1996. – 145 с.
41. Пацуркивский п.с. Основные проблемы теории финансового права. – Ч.: ЧДУ, 1998. – 424 с.
42. Пискотин м.и. Советское бюджетное право (основные проблемы). – М.: Юридическая литература, 1971. – 312 с.
43. Поленина с.в. Теоретические проблемы системы советского законодательства. – М.: Изд-во "Наука", 1979. – 207 с.
44. Ровинский е.а. Основные вопросы теории советского финансового права. – М.: Госюриздат, 1960. – 192 с.
45. Ровинский Е. советское финансовое право: Учебное пособие для студентов ВЮЗИ. – М.: МГЭИ, 1957. – 188 с.
46. Сидорова н.в. Теоретические основы бюджетного права. – Х.: Бизнес Інформ, 1998. – 236 с.
47. Сурилов а.в. Теория государства и права: Учеб. пособие. – К.– Одесса: Выща шк., 1989. – 439 с.
48. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.и.матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1997. – 672 с.
49. Тосунян г.а. Банковское дело и банковское законодательство в россии: опыт, проблемы, перспективы. – М.: Дело ЛТД, 1995. – 304 с.
50. Тосунян г.а. Государственное управление в области финансов и кредита в России: Учебное пособие. – М.: Дело, 1997. – 304 с.
51. Тосунян г.а., Викулин а.ю. Экмалян А.м. банковское право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под общ. ред. акад. Б.Н.Топорнина.– М.: Юристъ, 1999. – 446 с.
52. Усоскин м.м. Организация и планирование краткосрочного кредита. – М.: Госфиниздат, 1956. – 356 с.
53. Флейшиц е.а. Расчетные и кредитные правоотношения. – М.: Юрид.лит., 1956. – 277 с.
54. Халфина р.о. Общее учение о правоотношении. – М.: Юридическая литература, 1974. – 350 с.
55. Химичева н.и. Правовые основы бюджетного процесса в СССР. – Саратов: Изд-во Саратов. Ун-та, 1966. – с.
56. Худяков а.и. Основы теории финансового права. – Алматы: Жети Жаргы, 1995. – 350 с.
57. Цыпкин С.Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой деятельности Советского государства. – М.: Издательство МГУ, 1983. – 79 с.
58. Шабанова н.н. Безналичные расчеты в СССР. – М.: Госфиниздат, 1950.– 129 с.
59. Шабанова н.н. Денежное обращение и кредит СССР. – Ташкент: "УКИТУВЧИ", 1985.– 301 с.
60. Шершеневич г.ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.).– М.: Фирма СНАРК, 1995. – 556 с.
61. Явич л.с. Общая теория права. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1976. – 285 с.
Пять и больше авторов
62. Банковское дело / Под ред. О.И.Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 573 с.
63. Банковское право: Учебное пособие / за заг. Ред. А.о. селиванова. – К.: Издательский дом "Ін Юре", 2000. – 384 с.
64. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.г.баранова, О.в. врублевская и. др. – М.: Изд-во "Перспектива": ИНФРА-м, 1998. – 222 с.
65. Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник: / Под ред. проф. Нарышкиной Р.Л. – М.: Международные отношения, 1984 – 304 с.
66. Государственный банк СССР (1917-1957): краткий очерк к сорокалетию Октября / Под руководством В.ф. попова. – М.: Госфиниздат, 1957. – 254 с.
67. Денежное обращение и кредит СССР: Учебник / Под ред. В.С.Геращенко. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1986.– 375 с.
68. Деньги и кредит в социалистическом обществе: Учебник / Под ред. О.и. лаврушина. – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1990. – 263 с.
69. Общая теория государства и права: Навч. посіб. / Колодий а.м., Копейчиков в.в., Лисенков с.л. и другие / За ред. Копейчикова в.в. – стер. вид. – К.: Юринком Интер, 1999. – 320 с.
70. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Дмитриев д.а., Кузьмин и.ф., Лазарев в.в. и др.; Под общ. ред. А.с. пиголкина. – 2-ое изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1995. – 384 с.
71. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. Лазарева в.в. – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. – 472 с.
72. Советское финансовое право / В.В. Бесчеревных, М.л. коган, Н.а. куфакова, Э.Г. Полонский, С.Д. Цыпкин. – М: Юрид. лит., 1974. – 461 с.
73. Советское финансовое право: Учебник / Воронова л.к., Горбунова о.н., Давыдова Л.А. и др. – М.: Юр. лит., 1987. – 462 с.
74. Советское финансовое право / Под ред. Е.А.Ровинского. – 3-ое изд. – М.: Юрид. лит., 1978. – 344 с.
75. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. Корельского в.м. и Перевалова в.д. – М.: Издательская группа ИНФРА – М - НОРМА, 1997. – 570 с. - С. 317.
76. Финансовое право: Навч. пособие для студентов юрид. вузов и факультетов. – К.: Вентури, 1995. – 272 с.
77. Финансовое право: Учебник для студентов юр. вузов / Є.О. Алісов, Л.к. воронова, С.т. кадькаленко и др. – Х.: Консум, 1998. – 496 с.
78. Финансовое право: Учебник / Отв. Ред. Н.и. химичева. – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2001. – 600 с.
79. Финансовое право: Учебник / Л.к.воронова, Л.А. Давыдова, Н.и. химичева, М.в. карасева. – М.: БЕК, 1995. – 525 с.
80. Гражданское право: Учебное пособие для студентов юрид. вузов и факультетов. – К.: Вентури, 1996. – 480 с.
Многотомные издания
81. Алексеев с.с. Общая теория права: В 2-х томах. – Т. И. – М.: Юрид. лит., 1981. – 360 с.
82. Банковская система России. Настольная книга банкира. В трех книгах. Книга II.– М.: ТОО "Инжинирингово-консалтинговая компания "ДЕКА", 1995.– 768 с.
83. Маркс К. Капитал. В трех томах.– М.: Госполитиздат, 1953. – т.1. – 794 с.
84. Украинская советская энциклопедия. В 9-ти томах.– К.: Главная редакция Украинской советской энциклопедии, 1983.– т. 9.– 566 с.
Переводные издания
85. Банковское право США / А.м. поллард, Ж.г. пассейк, К.Х. Эллис, Ж.п. дейли / Пэр. с англ. / Под ред. Я.а. куника. – М.: Прогресс, 1992. – 768 с.
86. Гавальда К., Стуфле Ж. банковское право: Учреждения, счета, операции, услуги: Пэр. с фр. – М.: АО "Финстатинформ", 1996. – 566 с.
87. Годме Поль Мари. Финансовое право: Пэр. с франц. – М.: Прогресс, 1978. – 429.
Словари
88. Амбарцумов а.а., Стерликов ф.ф. 1000 терминов рыночной экономики: Справочное пособие. – Г., 1993. – 299 с.
89. Банковская энциклопедия / Под ред. Мороза а.м. – К.: Фирма "Ельтон", 1993.– 327 с.
90. Банковская энциклопедия. Под ред. С.и. лукаш, Л.А.Малютиной. – Днепропетровск, 1994.– С.179.
91. Ожегов с.и. Словарь русского языка. – М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1973. – 846 с.
92. Словарь иноязычных слов / За ред. О.с. мельничука. – К.: Главная редакция Украинской советской энциклопедии Академии Наук Украинской ССР, 1974. – 774 с.
93. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. Прохоров а.м. – Изд-е 4-ое, испр. и доп. – М.: "Советская энциклопедия", 1989. – 1632 с.
94. Финансово-кредитный словарь / Под ред. В.ф. гарбузова. В 3-х томах. – М.: Финансы и статистика, 1984.– 511 с.
95. Экономика и право: Энциклопедический словарь Гамблера: Пэр. с нем./ Под общ. ред. А.П. Горкина, Н.Л. Тумановой, Н. шаповаловой и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998.– 432 с.
96. Энциклопедический словарь бизнесмена. Менеджмент, маркетинг, информатика / Под общей редакцией М.и. молдованова. – Киев, 1993.– 300 с.
Составные части сборника
97. Бакун о.в. Виды и особенности налоговой ответственности граждан // Научный вестник Черновицкого университета. Серия "Правоведение". Выпуск 91. – Черновцы, 2000. – С. 68 – 72.
98. Ващенко ю.в. Основные этапы развития централизованного клиринга в Советском Союзе // Вестник Киевского Национального университета имени Тараса Шевченко. Юридические науки. Выпуски 45–48.– К.: Киевский Национальный университет имени Тараса Шевченко, 2002. – 315 с. – С.300 – 302.
99. Ващенко ю.в. Особенности налогообложения налогом на добавленную стоимость клиринговых расчетов в Украине // Актуальные проблемы международных отношений: Сборник научных трудов. – К.: Киевский Национальный университет имени Тараса Шевченко, Институт международных отношений, 2001. – Выпуск 27 (часть ІІ). – 228 с. – С. 107–118.
100. Ващенко ю.в. Понятие и правовая природа клиринга // Государство и право: Сборник научных трудов. Юридические и политические науки. Выпуск 10. – К.: Институт государства и права им. В.м. корецкого НАН Украины, 2001. – 532 с. – С. 329 – 334.
101. Ващенко Ю. правове регуляция клиринга долговых обязательств в Украине на региональном уровне // Сборник научных трудов Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины / За заг. Ред. В.и.лугового, В.м. князева. – К.: Изд-во УАДУ, 2000. – Вип. 2. – В 4 ч. Ч. IV. – 516 с. – С. 21–26.
102. Воронова л.к. Кодификация налоговых норм как высшая форма систематизации финансового законодательства (вопрос теории и практики) // Налоговая политика в Украине и ее нормативно-правовое обеспечение. – Зб. наук. трудов по материалам международной научно-практической конференции (1–2 декабря 2000 г.).– Ірпінь: Академия ДПС Украины 2000. – 349 с. – С. 116 –118.
103. Воронова л.к. О совершенствовании финансового законодательства // Проблемы финансового права. Международная научная конференция. – Черновцы: Изд-во "Рута", 1996. – С.16–25.
104. Карасева м.в. К вопросу о предмете финансового права в Российской Федерации // Проблемы финансового права. Международная научная конференция. – Черновцы: Изд-во "Рута", 1996. – С. 25–32.
105. Кучерявенко М. податковий обязанность: содержание, структура, средства обеспечения // Вестник Академии правовых наук Украины. – 2001. – №3 (26). – 276 с. – С. 122 – 134.
106. Кучерявенко М. поняття сложного института налогового права // Вестник Академии правовых наук Украины. – Х. – 1998. –№4. – С. 104 – 112.
107. Пацуркивский п.с. Место финансового права в системе права // Научный вестник Черновицкого университета. – 1999. – Выпуск 48. Серия "Правоведение". – С. 35 – 43.
108. Пацуркивский п.с. Юридическая природа финансового правоотношения, его особенности и виды в современных условиях // Научный вестник Черновицкого университета. Серия "Правоведение". Выпуск 24. – Черновцы, 1998. – С. 87–107.
109. Пришва Н. удосконалення правовой регуляции подоходного налога – составляющей местного бюджета // Сборник научных трудов Украинской Академии государственного управления при Президенте Украины / За заг. Ред. В.и.лугового, В.м. князева. – К.: Изд-во УАДУ, 2000. – Вип. 2. – В 4 ч. Ч. IV. – 516 с. – С. 217–220.
110. Ясинский в.л. Организация вексельного обращения и системы взаимозачетов в Украине // Актуальные проблемы государственного управления: Научный сборник. – Вип.4. – Одесса: ОФ УАДУ, 2000. – 340 с. – с.209–219.
Составные части журнала
111. Агарков м.м. Задачи законодательного регулирования договора контокоррента // Кредит и хозяйство.– Г., 1930.– № 1. – С.67–71.
112. Агарков м.м. Ценность частного права // Правоведение. – 1992. – № 1. – С.31–41.
113. Березина м.п. Построение платежных систем за рубежом // Банковское дело. – 1997. – №8. – С.32–37.
114. Березина м.п. Построение платежных систем за рубежом // Банковское дело. – 1997. – №9. – С.28–31.
115. Брызгалин А.В., Кудреватых С.А. К вопросу о формировании налогового права как подотрасли права // Государство и право. – 2000. – № 6. – С. 61–67.
116. Ващенко Юлия. Правовая регуляция клиринга в сфере бюджетных и налоговых отношений // Предпринимательство, хозяйство и право. – 2002. – №2. – С. 56 – 59.
117. Весельский М. поняття и механизм исправления налогов в Украине // Право Украины. – 1999. – № 6. – С. 54 – 57.
118. Викулин а.ю. О юридическом определении понятия "банковские операции" // Банковское право. – 1999. – №4. – С. 20–25.
119. Вормс а.е. Юридическая природа контокоррента и применение его в советских банках // Кредит и хозяйство. – № 11.– 1928.– С. 68–73.
120. Вымениц А.С. Системы ведения контокоррента // Кредит и хозяйство. – 1929. – №7–8. – С.71 –74.
121. Гиндин М. за дальнейшее укрупнение зачетных групп // Деньги и кредит. – 1958. – №6. – С. 19–27.
122. Демушкина Е. правовая природа клиринга // Рынок ценных бумаг.–М, 1997.– № 23 (110).– С. 27–29.
123. Дискуссия о "едином счете" // Кредит и хозяйство. – Г., 1927.– № 5. – С.77–79.
124. Карасева м.в. О предмете финансового права на современном этапе // Государство и право. – 1997. – №11. – С. 22–31.
125. Коган м.л. О роли Госбанка СССР в бюджетном процессе // Актуальные проблемы административного и финансового права. – Г., 1984. – С.114–123.
126. Конов Н. Некоторые итоги работы МБВР кожевенной промышленности Московской области // Бюллетень Московской областной конторы Госбанка .– Г., 1932.– № 5.– С.14–15.
127. Коробков в.с. Кредитная реформа и контокоррент // Кредит и хозяйство. – Г., 1930.– № 2–3. – С. 64–69.
128. Лехциер И., Тафля И. совершенствовать организацию расчетов // Деньги и кредит. – 1958. – №7. – С. 46–49.
129. Лупандин к.к. Контокоррент // Кредит и хозяйство. – 1928.– № 9. – С. 54–60.
130. Малеева Е., Рыжков О. договор контокоррента // Хозяйство и право . – № 10. – 1997. – С. 119–128.
131. Мокан И. улучшить организацию зачетов // Деньги и кредит. – 1959. – №2. – С. 61–64.
132. Навашин д.с. Безналичные расчеты и банковский кредит // Кредит и хозяйство. – 1927. – №5. – С. 16–24.
133. Нечай а.а. Динамика финансовых отношений и новый подход к категориям финансового права // Государство и право. – 2000. – №12. – С. 33–38.
134. Объединенный счет в Госбанке // Кредит и хозяйство. – 1928. – № 28. – С.71–72.
135. Осипчук Л. Взаимозачет: негативное влияние на исполнение государственного бюджета // Предпринимательство, хозяйство и праве. – 1999. – № 4. – С.51–53.
136. Пересмотр банковских операций // Кредит и хозяйство. – № 1.– 1929.– С.128–129.
137. Пиливер Р. морейнис А. Единый счет (Проект Наркомфина) // Кредит и хозяйство. – 1929. – №6. – С.46–49.
138. План кредитно-экономической работы Москонторы в IV квартале // Бюллетень Московской областной конторы Госбанка СССР.– Г., 1932.– № 10.– С.30–31.
139. Райхер в.к. Рецензия на книгу Флейшиц е.а. "Расчетные и кредитные правоотношения" // Советское государство и право.– 1957.– № 12.– С.137.
140. Сивульский н.и. Зачетные операции в расчетах // Деньги и кредит. – 1982. – № 8 . – С.25–27.
141. Сигова е.м. Построение систем межбанковских расчетов // Банковское дело. – 1997. – №5. – С. 24–27.
142. Сигова е.м. Построение систем межбанковских расчетов. Проект создания централизованной сеты // Банковское дело. – 1997. – №6. – С. 12–15.
143. Смородинская н.в. Современные платежно-расчетные системы: аналитическое представление // Банковские услуги. – 1999.– №7. – С.4–29.
144. Соловьев В. "Публичное" и "частное" в налоговом правое // Законодательство и экономика. – 2000. – №8 (196). – С. 29 – 37.
145. Телюкина м.в. Прекращение гражданско-правовых обязательств путем зачета требований // Право и экономика. – 2000. – № 3. – С.19–24.
146. Фролова н.в. Понятие и состав налогового правонарушения // Государство и право. – Г., 1999. – № 7. – С. 97–101.
147. Хабаров С. комментарий к Федеральному Закону "О рынке ценных бумаг"// Право и экономика.– М.– 1999.– № 4.– С. 4–10.
148. Цыпкин М.С. К вопросу о едином счете // Кредит и хозяйство.– Г., 1927.– № 3–4. – С. 77–96.
149. Черный Б.в. клиринг обязательств по сделкам с иностранной валютой // Банковское дело. – 1999. – №6. – С.18–20.
150. Чурин С. Правовые формы предпринимательских расчетов, основанных на зачете взаимных требований // Хозяйство и право. – 1999.– № 1. – С. 111–114.
151. Шавырин А. Клиринговые расчеты // Банковские технологии.–М., 1998.–№ 7.– С.12–15.
152. Шенгер Ю. О роли кредита в децентрализированных зачетах // Деньги и кредит. – 1959. – №7. – С. 26 – 35.
153. Шмеман я.а. К вопросу о "едином счете" // Кредит и хозяйство. – 1927. – №8–9.– С.75–79.
154. Экономика Украины в 2001 году // Правительственный курьер. – 24 января 2002 г. – № 15. – С.6 – 7.
155. Юрицын В.В., Жирин л.к. О кредитовании операций по зачету взаимных требований // деньги и кредит. – 1987. – №9. – С. 43–45.
156. Ягодкин н.п. О расчетах через ОВР // Деньги и кредит. – 1982. – №4. – С. 44–45.
Диссертации
157. Берг о.в. Моделирование законодательства субъектов Российской Федерации о бюджетных отношениях в муниципальных образованиях: Дисс.канд.юрид.наук: 12.00.12 – Саратов, 1999. – 180 с.
158. Десятков в.м. Правовые вопросы взаимных расчетов в советском хозяйстве: Дисс ... кандидата юридических наук 12.00.03: – Свердловск, 1954. – 289 с.
159. Другова ю.в. Бюджетный федерализм: правовой аспект: Дисс. кандидата юридических наук: 12.00.12 – Г., 1999. – 206 с.
160. Лесовая н.н. Клиринг как компонент инфраструктуры рынка ценных бумаг: Применение международного опыта в России: Дисс.канд. экон. наук: 08.00.10. – Спб, 1997.– 129 с.
161. Подцерковный О.П. Организационно-правовые основы расчетных отношений в хозяйственном комплексе Украины: Диссертация . кандидата юридических наук: 12.00.04 – Одесса, 1999. – 194 с.
162. Романенков а.и. Федеральное казначейство в системе межбюджетных отношений: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.10 – Спб, 2000. – 219 с.
163. Ростовцева н.в. Правовое регулирование аккредитивной формы расчетов: Дисс.канд. юрид. наук:12.00.03.– Г., 1998. – 154 с.
164. Челышев М.ю. взаимодействие гражданского и налогового права в регулировании отношений с участием предпринимателей: Дисс. кандидата юридических наук: 12.00.03 – Казань, 1998. – 215 с.
Авторефераты диссертаций
165. Воронина м.а. Правовая форма экономических отношений (структура, функции, соответствие): Автореферат диссертации на получение научной степени кандидата юридических наук: 12.00.01 / Украинская государственная юридическая академия. – Харьков, 1994. – 20 с.
166. Очкуренко с.в. Правовая регуляция отношений, которые возникают в процессе кредитной деятельности коммерческих банков: Автореф. Дис.канд. юрид.наук: 12.00.07 / Одесская Национальная юридическая академия. – Одесса, 2001. – 21 с.
167. Пацуркивский п.с. Проблемы общей теории финансового права в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. Дисс..докт. юрид.наук: 12.00.07 / Киевский университет имени Тараса Шевченко. – К., 1998. – 41 с.
Иностранная литература
168. David Palfreman, Philip Ford. Elements of Banking. – London.: Pitman Publishing, 1988.– в 700 г.
169. The world clearing houses. – 3rd Edition / Ian W. T/ McGaw. – N.Y, в 1999. – 403 г.
Нормативно-правовые акты
170. Конституция Украины, утвержденная Законом Украины от 28 июня 1996 года // Сведения Верховной Рады Украины. – 1996. – №30. – Ст.141.
171. Бюджетный кодекс Украины от 21 июня 2001 года // Правительственный курьер. – 2001. – №131.
172. Закон Украины "О банках и банковской деятельности" от 20 марта 1991 года // Законы Украины. Официальное видання.Т.1. – Киев: Верховная Рада Украины. Институт законодательства, 1996. – С.285–299.
173. Закон Украины "О банках и банковской деятельности" от 7 декабря 2000 №2121-ІІІ // Официальный вестник Украины. – 2001. – №1–2.
174. Закон Украины "О бюджетной системе Украины" в редакции Закона Украины от 29 июня 1995 года №253/95-ВР // Сведения Верховной Рады Украины. – 1995. – №26. – Ст.195.
175. Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 1997 год" от 15 августа 1997 года №503/97-ВР // Сведения Верховной Рады Украины. – 1997. – №33. – Ст.207.
176. Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 1998 год" от 30 декабря 1997 года №796/97-ВР // Сведения Верховной Рады Украины. – 1998. – №21. – Ст.109.
177. Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 1999 год" от 31 декабря 1998 года №378-14 // Сведения Верховной Рады Украины. – 1999. – №8. – Ст.59.
178. Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2000 год" от 17.02.2000 г. №1458-ІІІ // Сведения Верховной Рады Украины. – 2000. – №14–15–16. – Ст.121.
179. Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2001 год" от 7 декабря 2000 года №2120 // Правительственный курьер. – 2000. – №243.
180. Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2002 год" от 20 декабря 2001 года №2905 // Правительственный курьер. – 2002. – №4.
181. Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 года // Официальный вестник Украины. – 1997. – №25. – С.20.
182. Закон Украины "О Национальном банке Украины" от 20 мая 1999 года // Официальный вестник Украины. – 1999. – №24. – Ст.1087.
183. Закон Украины "О Национальной депозитарной системе Украины и особенности электронного обращения ценных бумаг в Украине // Ведомости Верховной Рады Украины.– 1998.– №15.– Ст. 67.
184. Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" в редакции Закона Украины от 22 мая 1997 года №283/97-ВР // Сведения Верховной Рады Украины.– 1997.– №27.– Ст. 181.
185. Закон Украины "О налоге на добавленную стоимость" в редакции Закона Украины 3 апреля 1997 года №168/97-ВР // Сведения Верховной Рады Украины.– 1997.– №21.– Ст.156.
186. Закон Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21 декабря 2000 года №2181-ІІІ // Правительственный курьер от 21 февраля 2001 года.
187. Закон Украины "О платежных системах и переводе денег в Украине" от 5 апреля 2001 года №2346-ІІІ // Сведения Верховной Рады Украины. – 2001. – №29. – Ст.137.
188. Закон Украины "О крестьянском (фермерское) хозяйстве" в редакции Закона Украины от 22 июня 1993 года №3312-ХІІ // Сведения Верховной Рады Украины. – 1993. – №32. – Ст.341.
189. Закон Украины "О потребительской кооперации" от 10 апреля 1992 года №2265-ХІІ // Сведения Верховной Рады Украины. – 1992. – №30. – Ст.414.
190. Закон Украины "О фиксированном сельскохозяйственном налоге" от 17 декабря 1998 года №320-XIV // Сведения Верховной Рады Украины. – 1999. – №5–6. – Ст.39.
191. Закон Украины "О финансовых услугах и государственной регуляции рынков финансовых услуг" от 12 июля 2001 года №2664-ІІІ // Правительственный курьер. – 2001. – №154.
192. Закон Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" от 18 июня 1991 года // Сведения Верховной Рады Украины. – 1991. – №38. – Ст.508.
193. Гражданский кодекс Украины // Право Украины.– 1993.– № 11–12.
194. Гражданский кодекс Украины, введенный в строй Законом Украины от 29.11.2001 (не приобрел действия) // http:/ zakon.gov.ua/data/2p/html/0935-1_2001-11-29_4html.
195. Декрет Кабинета Министров Украины "О подоходном налоге из граждан" от 26 декабря 1992 №13-92 // Сведения Верховной Рады Украины. – 1993. – №10. – Ст.77.
196. Проект Налогового кодекса Украины, принятый Верховной Радой Украины во втором чтении (Постановление Верховной Рады Украины от 29.11.2001 №2827-ІІІ) // http://zakon.gov.ua/project.html?pn=3266-1.
197. Концепция государственной региональной политики: Затв. Указом Президента Украины от 25 мая 2001 года №341/2001 // Официальный вестник Украины. – 2001. – №22. – Ст.983.
198. О Государственном казначействе Украины: Указ Президента Украины от 27 апреля 1995 года №335/95 // http://www.rada.kiev.ua/laws/pravo/new/cgi-bin/search.cgi.
199. О некоторых изменениях в налогообложении: Указ Президента Украины от 07.08.98 №857/98 // Официальный вестник Украины. – 1998. – №32. – Ст.1202.
200. Об укреплении финансовой дисциплины и предотвращения правонарушений в бюджетной сфере: Указ Президента Украины от 25.12.2001 №1251/2001 // Правительственный курьер. – 2002. – №6.
201. Положение о Государственном казначействе: Затв. постановлением Кабинета Министров Украины от 31 июля 1995 года №590.
202. Порядок погашения задолженности предприятиям и организациям системы агропромышленного комплекса из компенсации собственных затрат, понесенных на строительство в 1998 году объектов социально-культурного назначения на селе: Затв. постановлением Кабинета Министров Украины от 25 ноября 1999 года №2140 // Официальный вестник Украины. –1999. – №48. – Ст.2345.
203. Порядок проведения возмещения сумм налога на добавленную стоимость в части, что принадлежит зачислению на текущий счет плательщика налога: Затв. постановлением Кабинета Министров Украины от 7 декабря 1999 года №2215 // Официальный вестник Украины. – 1999. – №49. – Ст.2409.
204. Порядок проведения расчетов относительно возмещения сумм налога на добавленную стоимость в части, что принадлежит зачислению на текущий счет плательщика налога: Затв. постановлением Кабинета Министров Украины "О благоустройстве возмещения налога на добавленную стоимость и расчетов с бюджетом" от 26.09.2001 №1270 // Официальный вестник Украины. – 2001. – №40. – Ст.1805.
205. Порядок проведения расчетов с бюджетом предприятий топливно-энергетического комплекса и возмещения налога на добавленную стоимость предприятиям горно-металлургического комплекса: Затв. постановлением Кабинета Министров Украины от 19 сентября 2001 года №1210 // Официальный вестник Украины. – 2001. – №39. – Ст.1759.
206. Порядок проведения расчетов за электрическую и тепловую энергию, природный газ, услуги водоснабжения и водоотвода: Затв. постановлением Кабинета Министров Украины от 7 июня 2000 года №934 // Официальный вестник Украины. – 2000. – №23. – С.967.
207. Порядок погашения задолженности Министерства обороны, Cлужби безопасности, Министерства внутренних дел, других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований и правоохранительных органов за военное имущество (работы, услуги): Затв. постановлением Кабинета Министров Украины от 13 ноября 2000 года №1692 // Официальный вестник Украины. – 2000. –№46. – Ст.1998.
208. Порядок проведения расчетов за электрическую и тепловую энергию, природный газ, услуги водоснабжения и водоотвода: Затв. постановлением Кабинета Министров Украины от 7 июня 2000 года №934 в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 14 ноября 2000 года №1693 // Официальный вестник Украины. – 2000. –№46. – Ст.1999.
209. Порядок перечисления субвенций на финансирование льгот и субсидий населению на оплату электроэнергии, природного и капнувшего газа, твердого топлива, жилищно-коммунальных услуг и услуг связи: Затв. постановлением Кабинета Министров Украины от 24.01.2001 №52 // Официальный вестник Украины. – 2001. – №4. – Ст.132.
210. О механизме реализации статьи 42 Закона Украины "О Государственном бюджете Украины на 1999 год": Постановление Кабинета Министров Украины от 13.11.99 №2084 // Официальный вестник Украины. – 1999. – №46. – Ст.2271.
211. Временный порядок перечисления субвенций на проведение расходов из льгот и субсидий населению на оплату электроэнергии, природного газа, услуг тепло-, водоснабжения и водоотвода и услуг связи в 2002 году за счет поступлений в общий фонд государственного бюджета отчислений от платы за транзит природного газа через территорию Украины и рентной платы за природный газ собственной добычи: Затв. постановлением Кабинета Министров Украины от 28.01.2002 №95 // Официальный вестник Украины. – 2002. – №5. – Ст.193.
212. Инструкция №7 "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины": Затв. постановлением Правления Национального банка Украины от 02.08.96 №204 // Банковское право: учебное пособие / Упорядн. М.П.Кучерявенко. – Харьков: ООО "Торсинг", 1999. – С.301–343.
213. Инструкция о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте: Затв. постановлением Правления Национального банка Украины от 29.03.2001 №135 // Официальный вестник Украины. – 2001. – №18. – С.794.
214. Положение от 24.05.93 №22001/116 "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины": Затв. решением Правления Национального банка Украины от 24.05.93, оформленным протоколом № 37.
215. Временные методические указания о порядке проведения взаимозачета средств по финансированию расходов в счет погашения недоимки по надлежащим в бюджет платежам: Затв. приказом Министерства финансов Украины и Национального банка Украины от 23 сентября 1996 года №200/84 // Официальный вестник Украины. – 2001. –№16. –Ст.706.
216. Лицензионные условия осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: Затв. решением Государственной комиссии из ценных бумаг и фондового рынка от 14.03.2001 №60 // Официальный вестник Украины. – 2001. – №16. – С 97.
217. Порядок проведения зачета излишне оплаченных или невозмещенных налоговых платежей налогоплательщика, что ликвидируется: Затв. приказом Министерства финансов Украины от 5 июля 2001 года №327 // Официальный вестник Украины. – 2002. – №10. – С 354.
218. Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности: Письмо Государственной налоговой администрации Украины вот 13.11.2001 г. №7256/6/15-1316 // Вестник законодательства Украины. – 2001. – №11. – С.47.
219. Порядок возмещения налога на добавленную стоимость: Затв. приказом Государственной налоговой администрации Украины и Государственного казначейства Украины от 21.05.2001 №200/86 // Официальный вестник Украины. – 2001. – №24. – Ст.1087.
220. Общий лист Государственной налоговой администрации Украины (04.04.2000 за №2369/5/24-2216) с Государственным казначейством Украины (04.04.2000 за №03-07-1/161-2347) // Бизнес – Бухгалтерия. Право. Налоги. Консультации. – 17.04.2000.
221. Общий лист Государственной налоговой администрации Украины и Национального банка Украины от 09.06.98 №6137/11/16-1101 // Атланта – Налоги и бухгалтерский учет. – 23.06.2000.
222. О погашении задолженности предприятиям и организациям агропромышленного комплекса по компенсации стоимости построенных объектов социально-культурного назначения на селе: Общий лист Министерства агропромышленного комплекса Украины, Главного управления Государственного казначейства Украины, Министерства финансов Украины, Государственной налоговой администрации Украины от 23.04.98 №37-17-2-11/4099.
223. Относительно налогообложения межведомственных зачетов: Лист Государственной налоговой администрации Украины от 14.12.98 №14888/10/16-1218 // Бизнес. – 09.05.1999.
224. О бюджете г. Киева на 2002 год: Решение Киевского городского совета от 20 декабря 2001 года №162/1596 // Крещатик. – 12.01.2002.
225. О централизованном порядке проведения расчетов городского бюджета за природный газ и теплоснабжение, электроэнергию, водоснабжение и водоотвод в составе льгот и субсидий: Распоряжение Киевской городской государственной администрации от 06.06.2001 №1133 // Крещатик. – 08.07.2002.
226. О преодолении платежного кризиса и урегулирования механизма взаимозачетов: Распоряжение Киевской областной государственной администрации от 04.08.98 №423.
227. О некоторых вопросах практики применения отдельных норм действующего законодательства при решении споров: Лист Высшего арбитражного суда Украины от 01.07.96 №01-8/241 // Сборник решений и арбитражной практики Высшего арбитражного суда Украины. – 1996. – №3. – С.34–50.
228. О практике решения отдельных категорий споров (по материалам судебной коллегии Высшего арбитражного суда Украины по пересмотру решений, постановлений, постановлений): Лист Высшего арбитражного суда Украины от 22.09.2000 №01-8/516 // Бизнес – Бухгалтерия. Право. Налоги. Консультации. Сборник систематизированного законодательства. – 13.03.2001.
229. О некоторых вопросах практики решения споров, связанных с применением законодательства о налогах: Обзорный лист Высшего хозяйственного суда Украины от 23.11.2001 года №01-9/1271 // Налоги и бухгалтерский учет. – 11.02.2002.
230. Инструкция о безналичных расчетах и кредитовании по операциям, связанным с расчетами. – Г., 1960. – 270 с.
231. Инструкция о безналичных расчетах и кредитовании по операциям, связанным с расчетами. – Г., 1970. – 285 с.
232. Инструкция по кассовому исполнению Госбюджета СССР Госбанка СССР вот 25.12.71 №27. – Г., 1972. – 486 с.
233. О дальнейшем совершенствовании экономического механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе страны: постановление Совета Министров СССР вот 20 мая 1986 года №358 // Собрание постановлен Правительства Союза Советских Социалистических Республик. – 1986.– № 17.– Ст. 90.
234. О договоре контокоррента: постановление ЦИК и СНК СССР вот 23 июня 1930 года // Денежное обращение и кредитная система Союза ССР за 20 течение: Сборник важнейших законодательных материалов за 1917-1937 г.г./ Под ред. В.п. дьяченко, Н.Н.Ровинского. – М.: Госфиниздат, 1939.– 354 с. – С. 245–247.
235. О доложит о работе Госбанка СССР: постановление СНК СССР вот 25 мая 1932 года №785 // Денежное обращение и кредитная система Союза ССР за 20 течение: Сборник важнейших законодательных материалов за 1917-1937 г.г./ Под ред. В.п. дьяченко, Н.Н.Ровинского. – М.: Госфиниздат, 1939.– 354 с. – С. 285–288.
236. О кредитной реформе: Постановление ЦИК и СНК СССР вот 30 января 1930 года // Денежное обращение и кредитная система Союза ССР за 20 течение: Сборник важнейших законодательных материалов за 1917-1937 г.г./ Под ред. В.п. дьяченко, Н.Н.Ровинского. – М.: Госфиниздат, 1939.– 354 с. – С.LXXIX.
237. О порядке отчислений в бюджет вот прибыли государственных предприятий и общественных организаций: инструкция Министерства финансов СССР вот 26 августа 1958 года №246 // Сборник основных нормативных актов по советскому финансовому праву / Отв. Ред. Ровинский е.а. – Г., 1961. – 336 с. – С. 67–87.
238. О порядке применения системы кредитования, установленной постановлениями СНК СССР вот 14 января и 20 марта 1931 года: постановление Союза труда и обороны СССР вот 16 июня 1931 года №248 // Денежное обращение и кредитная система Союза ССР за 20 течение: Сборник важнейших законодательных материалов за 1917-1937 г.г./ Под ред. В.п. дьяченко, Н.Н.Ровинского. – М.: Госфиниздат, 1939.– 354 с. – С. 270–272.
239. О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и вторых стран – членов СЕВ: постановление Совета Министров СССР вот 13 января 1987 года // Сборник нормативных актов по советскому финансовому праву: учебно-методическое пособие / Под ред. Н.И.Химичевой. – 167 с. – С. 105–115.
240. О практике рассмотрения арбитражами спорол, связанных с расчетами за продукцию, товары и услуги: Инструктивные указания Госарбитража СССР вот 17 марта 1975 года №И-1-7 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 февраля 1983 года) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР.– № 7.– 1983 .– С.24–37.
241. Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства СССР в связи с постановлениями Совета Министров СССР вот 1 октября 1964 года №822 "Об утверждении Устава Всесоюзного банка финансирования капитальных вложений (Стройбанка СССР)" и вот 8 октября 1965 года №746 "Об утверждении Правил финансирования строительства: постановление Совета Министров СССР вот 13 декабря 1968 года №984 // Собрание постановлен Правительства СССР. – 1969. – № 1. – Ст. 4.
242. Об оборотных средствах объединений, трестов и вторых хозяйственных организаций: постановление Совета труда и обороны СССР вот 23 июня 1931 года // Денежное обращение и кредитная систему Союза ССР за 20 течение: Сборник важнейших законодательных материалов за 1917-1937 г.г./ Под ред. В.п. дьяченко,