ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ВИДЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ 7
1.1 Порядок исполнения наказания в виде обязательных
работ 7
1.2 Условия исполнения и отбывания наказания в виде обязательных
работ 11
1.3 Обязанности администрации и ответственность осужденных,
приговоренных к обязательным работам 13
2. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ВИДЕ
ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 19
2.1 Порядок исполнения наказания в виде исправительных
работ 19
2.2 Условия исполнения и отбывания наказания в виде исправительных
работ 24
2.3 Обязанности администрации и ответственность осужденных,
приговоренных к исправительным работам 27
3. СООТНОШЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 32
3.1 Сходства и отличия отбывания наказания в виде обязательных и
исправительных работ 32
3.2 Основные вопросы применения наказания в виде обязательных и
исправительных работ 35
4. ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ 41
4.1 Понятие, признаки, сущность уголовного наказания и их отличия от
иных мер уголовно-правового характера 41
4.2 Понятие системы уголовных наказаний и его виды по УК РФ 47
4.3 Исправительные и обязательные работы как виды уголовных
наказаний 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Развитость общества, его институтов и благосостояния находится в прямой зависимости от эффективности исполнения наказаний. В первую очередь это касается тех из них, которые не связаны с изоляцией от общества, одними из которых являются обязательные и исправительные работы.
Обязательные работы, как вид уголовного наказания, стал известен в уголовно-исполнительной практике лишь с 2004 года, хотя во многих зарубежных странах он выступает одним из самых эффективных видов наказания. Применение обязательных работ на практике данных государств показало положительные результаты, что показывает необходимость его исполнения.
Что касается исправительных работ, то он известен уголовному праву России еще с советского периода. Плюсами данного вида наказания выступают то, что осужденный занят на оплачиваемой работе, при этом он никак не разрывается от привычной социальной среды.
Согласно статистическим данным Федеральной службы исполнения наказания количество лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, за период с 2016 по 2018 годы из всех лиц, прошедшим по учетам за данный период составляет 7,65 процентов. При этом количество лиц, осужденных к исправительным работам, выросли на 18 процентов с 2016 по 2018 год, а вот осужденных к обязательным работам, наоборот, уменьшились на 5 процентов в 2018 году по сравнению с 2016 годом *.
На наш взгляд, данная тенденция связана с тем, что исполнение наказания в виде исправительных работ дает возможность осужденному зарабатывать, тогда, как обязательные работы представляют собой бесплатные общественные работы. Выходит, что сейчас суды при назначении наказания исходят из того, что назначение исправительных работ более эффективно будет выполнять цели наказания, предусмотренные Уголовным кодексом, нежели обязательные работы.
Оба наказания, как уже упоминалось, не связаны с изоляцией от общества, он сохраняет свои тесные социальные связи, поэтому исполнение указанного наказания носит более сложный характер. Уголовно - исполнительной инспекции достаточно трудно контролировать поведение осужденного, поэтому первичными надзорными функциями наделена администрация организации.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что данная тема выпускной квалифицированной работы актуальна на сегодняшний день.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказания в виде исправительных и обязательных работ.
Предмет исследования - нормы права, регламентирующие указанные отношения, практика их применения, а также работы ученых и специалистов.
Цель данной работы - исследование порядка исполнения наказания в виде исправительных и обязательных работ, выявление общего и различия между исполнением наказания в виде обязательных работ и исправительных работ.
Исходя из целей, были сформулированы следующие задачи:
1. Выявить порядок исполнения наказания в виде обязательных и исправительных работ в отдельности;
2. Обозначить условия отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ в отдельности;
3. Определить обязанности администрации организации, в которых отбывают наказание осужденные к обязательным и исправительным работам в отдельности;
4. Изучить судебную практику по вопросам исполнения наказания в виде обязательных и исправительных работ;
5. Выявить общие черты в исполнении наказания в виде обязательных и исправительных работ и их различия;
6. Определить недостатки законодательства по вопросам исполнения наказания в виде обязательных и исправительных работ.
Методологическую основу исследования составили следующие методы научного познания: формально-юридический, логический, социологический, сравнительно-правовой и др.
Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
Действующее законодательство наиболее полно регламентирует вопрос исполнения наказания в виде обязательных и исправительных работ. Хоть и непрерывно происходит процесс совершенствования законодательства по данному вопросу, существуют некоторые проблемы, связанные с исполнением наказания.
Хотя штраф представляет собой более строгий вид наказания, чем обязательные работы, исправительные работы, необходимо изменить часть 5 статьи 46 УК устанавливающую, что в случае злостного уклонения от уплаты штрафа он заменяется исправительными работами. По замыслу законодателя замена штрафа исправительными работами является мерой, усиливающей наказание, а фактически происходит смягчение наказания.
Нельзя согласиться с законодателем и в том, что исправительные работы - более тяжкое наказание, чем лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Зачастую потерять работу или лишиться права заниматься той или иной деятельностью может оказаться более тяжким наказанием, чем остаться на прежней работе, но получать несколько меньшие деньги.
Порядок назначения судом наказания в виде исправительных или обязательных работ должен предусматривать получение согласия осужденного на исполнение этих видов наказания.
В ст. 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» необходимо закрепить квотирование рабочих мест для осужденных к исправительным работам, предусмотреть систему льгот в целях обеспечения заинтересованности работодателей в приеме на работу лиц, осужденных к исправительным работам.
Порядок заключения трудового договора с лицами, направленными для отбывания наказания в виде исправительных работ, законодательно не регламентирован. В связи с этим необходимо использовать механизм, аналогичный регулированию трудовых отношений с лицами, проходящими альтернативную гражданскую службу, где заключение трудового договора без предписания военного комиссариата не допускается. В таком случае для допуска осужденного к работе будет достаточно оформить приказ о приеме без заключения трудового договора.
Определение конкретных объектов для отбывания обязательных работ в таком случае целесообразно возложить на центры занятости населения, поскольку именно на эти отделы администраций органов местного самоуправления возложена обязанность трудоустройства безработных граждан и именно они владеют информацией о наличии свободных рабочих мест.
Необходимо установить законодательный запрет лицам, осужденным к исправительным работам, расторгать трудовой договор не только по собственному желанию, но и по соглашению сторон.
Следует сократить максимальный размер удержаний из заработка несовершеннолетних при отбывании ими наказания в виде исправительных работ. Представляется, что он не должен превышать 10%, учитывая то обстоятельство, что заработная плата работающих несовершеннолетних в стране, как правило, значительно ниже, чем у взрослых лиц. Кроме того, в УК РФ следует указать, что исправительные и обязательные работы могут назначаться только несовершеннолетнему, достигшему к моменту вынесения приговора 16 лет.
Необходимо также установить, что судом при назначении исправительных работ как вида уголовного наказания, должны быть учтены размер ежемесячных доходов, наличие детей, договорных обязательств и т.п. Это поможет избежать тех случаев, когда лишение свободы воспринимается как альтернативный вид уголовной ответственности.
Не стоит воспринимать исправительные работы как вид штрафа в «рассрочку». Это два самостоятельных видов наказания, а значит у них есть свои специфические черты.
Штраф - это лишь единовременное денежное взыскание, карательный характер которого направлен лишь на уменьшение денежной собственности осужденного, тогда как исправительные работы помимо взыскания, которое выплачивается в определенном промежутке времени, предусматривают и ограничения в трудовой дееспособности. А значит, они не могут восприниматься как единое целое.
В связи с этим можно сделать вывод, что исправительные и обязательные работы не изжили себя как виды наказаний. Хотя есть в их исполнении определенные недостатки, однако они являются самостоятельными институтами и наиболее часто применяются в наше время.
1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. 2009. №. 4 ст. 445.
2. Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в г. Женева 18.06.1998) // Российская газета.- № 238.-1998.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ // СЗ РФ, 1997, №. 2, ст. 198.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // СЗ РФ, 2001, №. 52 (ч. I), ст. 4921.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ, 17.06.1996, №. 25, ст. 2954.
6. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) // Ведомости ВС РСФСР. 1960.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // СЗ РФ, 2002, N. 1 (ч. 1), ст. 3.
8. Федеральный закон от 25.07.2012 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» //Доступ из справочно-правовой системы«Консультант Плюс». Версия Проф [локальный ресурс] (дата обращения: 01.03.2019).
9. Постановление Правительства РФ от 14.07.1997 N 875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» // СЗ РФ, 1997, N. 29, ст. 3533.
10. Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» // СЗ РФ. 1997. N. 25. Ст. 2947.
11. Приказ Минюста РФ от 20.05.2009 N 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно- правового характера без изоляции от общества» // Российская газета, N 151, 14.08.2009.
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 (ред. от 18.12.2018) "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания".
13. Постановление Исполкома муниципального образования г. Казани от 24.04.2014 N 2217 «Об определении видов работ и перечня организаций, в которых отбывается уголовное наказание в виде обязательных и исправительных работ»// URL: http://docs.cntd.ru/document/432900697 (дата обращения: 12.02.2019)
14. Постановление Наркомюста РСФСР от 12.12.1919 «Руководящие начала по уголовному праву Р.С.Ф.С.Р.» // Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917 - 1952. М., 1953. С. 58.
15. Постановление ВЦИК от 01.06.1922 «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» // СУ РСФСР. 1922. № 15. ст. 153.
16. Постановление ВЦИК от 22.11.1926 «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. редакции 1926 года» // СУ РСФСР. 1926. № 80. ст. 600.
Судебная практика
17. Определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2008 N 376-О- О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ячменевой Марины Владимировны на нарушение ее конституционных прав части третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СПС Г арант.
18. Определение Конституционного Суда РФ от 16.02.2006 N 62-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Северского городского суда Томской области о проверке конституционности части четвертой статьи 50 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СПС Г арант.
19. Решение по уголовному делу № 2-5456/2014 // Архив
Набережночелнинского городского суда за 2014 г.
20. Решение по уголовному делу № 2-4448/2014 // Архив
Набережночелнинского городского суда за 2014 г.
21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"// «Российская газета» - № 295. - 2015.
22. Определение Конституционного Суда от 24.06.2008 № 351-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Власова Владимира Сергеевича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 10 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»//ЦКЬ: http://legalacts.ru/doc/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-24062008-n-357- о-о-оЬ/(дата обращения: 11.02.2019)
Специальная, научная и учебная литература
23. Аммосова В.И. К вопросу назначения уголовного наказания в виде исправительных работ в России и странах-участницах содружества независимых государств // Назначение и исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы. Сборник. М., 2015. С. 9.
24. Безверхов А.Г. О законодательном закреплении дефиниции уголовного наказания // Российская юстиция. 2010. № 12.
25. Бородина А.А. Трудоустройство осужденных к наказанию в виде обязательных работ // Российский следователь. - М.: Юрист, 2010, С. 36 - 38.
26. Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации // Проспект. 2018. С. 276.
27. Егоров В. А., Яковлев Н. А. Исправительные работы как перспективное направление в политике уголовно - исполнительных инспекций // Уголовное право и процесс. Юридическая наука, 2017. С. 59.
28. Ендольцева А. В. Уголовная политика России и ее значение в регулировании общественных отношений в сфере борьбы с преступностью // Уголовное право и криминология, 2018. С. 103.
29. Коробеев А.И. Уголовно-правовая политика современной
России в сфере пенализации (депенализации): кнут или пряник? //
Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2014. № 3. С. 52.
30. Келина С.Г. «Иные меры уголовно -правового характера» как институт уголовного права // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: Мат-лы 4-й междунар. науч.-практич. конф. М., 2007. С. 286 - 287.
31. Красоткин П.Н. Применение мер воспитательного воздействия к осужденным, отбывающим наказания в виде обязательных работ и исправительных работ // дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2014. С.195.
32. Ложкина Л.В. Совершенствование порядка исполнения наказания в виде обязательных работ // Вестник Удмуртского Университета, 2012. С.155
33. Лядов Э. В. Содержание уголовного наказания в виде обязательных работ // Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки», 2018. С. 148.
34. Меньшагин В.Д. О принудительных работах по месту работы//Социалистическая законность,- 1938.-№ 12,-С. 25-26.
35. Милюков С.Ф. Российская система наказаний / С.Ф. Милюков. СПб., 1998. С. 7.
36. Мирусин И. С. К вопросу об обязательности труда
осужденных // Уголовно - исполнительное право, 2017. С.52.
37. Пуминова А.А. Исправительные работы: значение,
проблемы применения // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 300-302. — URL https://moluch.ru/archive/149/42049/ (дата обращения: 05.03.2019).
38. Романова С.В. Актуальные проблемы назначения
уголовного наказания в виде исправительных работ // Концепт. - 2014.,
39. Скрипченко Н.Ю. Теория и практика применения иных мер уголовно-правового характера к несовершеннолетним: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. С. 11.
40. Смирнов А.Н., Коростылева О.В. Исправительные работы и их
применение: учебное пособие/А.Н. Смирнов, О.В. Коростылева. - Новокузнецк: Изд-во «Изограф», 2009. С. 14.
41. Супонина Е. А. О перспективах обязательных работ как вида административного наказания в РФ // Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки», 2018. С. 148.
42. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Серия. Юридическое наследие. XX век: Курс лекций. Часть общая. Т. 1. Переизд. с ориг. СПб., 1902. Тула: Автограф, 2009.
43. Толкаченко А.А. Новое в законодательстве об уголовных наказаниях / А.А. Толкаченко // Право в Вооруженных Силах. 2004. № 6.
44. Яхшибекян Э.Н. Эффективность исполнения, отбывания наказания в виде обязательных работ: монография // Москва : Юстиция, 2017. С.187.