Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ КРЕАТИВНОСТИ (19.00.11)

Работа №3994

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы161стр.
Год сдачи2000
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1195
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Постановка проблемы, задач и методики исследования 10
1.1 Креативность и ее психологические составляющие 10
1.2 Различные подходы к изучению любознательности и изобретательности 64
1.3 Цели, задачи и методы исследования креативности, любознательности и изобретательности 75
ГЛАВА 2. Соотношения креативности с различными » переменными любознательности и изобретательности
личности 98
2.1 Связь креативности с регуляторно-динамическими и
мотивационно-смысловьши характеристиками любознательности и изобретательности личности 98
2.2 Факторный анализ показателей креативности, любознательности и изобретательности 107
2.3 Соотношение различных переменных любознательности и изобретательности личности 121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124
ЛИТЕРАТУРА 127




Актуальность исследования. В настоящее время все больше внимания уделяется проблеме креативности личности. Данная проблема столь широка и многогранна, что трудно назвать область знания, где бы она не возникала. Имеется множество научных исследований, открывающих новые стороны в постановке проблемы креативности личности. Однако существует масса неизученных аспектов данной проблемы.
Актуальность изучения креативности в психолого-педагогической науке объясняется прежде всего возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью общих концептуальных основ креативности. Необходимо формировать креативность поскольку она способствует развитию творческой личности и индивидуальности и является основой концептуальных психологических принципов креативного обучения и воспитания.
Креативность как интеллектуально-личностная категория является резервом человеческой цивилизации. Народная мудрость гласит, что все люди являются одаренными от природы и проблема состоит лишь в том, чтобы определить область одаренности и в дальнейшем совершенствовать талант.
На современном этапе социального развития произошло некоторое отставание образования от современной науки. Во многих школах ученик по- прежнему служит «сосудом» накопления знаний, предлагаемых учителем. Однако ученику необходимо предложить не только запланированный объем знаний по всем предметам, но и научить его добывать их самостоятельно. Задача школы состоит в воспитании творческой личности, в создании условий саморазвития творческой индивидуальности и самосовершенствования. «Образование - это не только как бы передача знаний, научение этим знаниям. В слове образование скрыто слово «образ», т.е. формирование самого себя, а точнее - проявление в себе самого себя» (И.И.Ремезова, Т.П.Анишина, 1992).

Н.Ф.Випшякова предлагает внедрение креативного образования. Концепция данного образования создает возможности для самоактуализации и развития творческой индивидуальности личности. Она направлена на развитие личностных стратегий, оригинальности и одаренности. Задача психологов и педагогов определить творческий потенциал, наклонности личности, создать условия развития ее одаренности. Немецкий философ М.Хайдеггер так понимает сущность подлинного образования: «...подлинное образование... призвано основывать, удерживать, охранять и воссоздавать богатство культурно-исторических, нравственно-духовных ценностей и смыслов. Только такое образование способно: во-первых, захватывать духовность человека в целом, возвращая его к своей сущности и побуждать жить в ней; а во-вторых, открывать высшее предназначение и достоинство человека в том, чтобы беречь истину бытия и тем самым тайну всего существующего на этой земле» (Н.Ф.Випшякова, 1995).
Таким образом, предлагаемая креативная психопедагогика представляет сложный симбиоз психологической и педагогической наук и искусства совершенствования креативного потенциала личности. Если современная педагогика делает акцент на количественный аспект приобретения знаний во всех научных областях, то психология рассматривает качество и соответственно субъектно-объектные отношения в обучении сменяются субъектными.
Креативная направленность в обучении приводит к смене ценностных ориентаций, к внедрению творческого использования полученных знаний. И соответственно коренным отличием психологии от педагогики служит то, что результатом первой является личность созидающая, а второй - знающая.
Общество заинтересовано в творческих личностях, поскольку сотворчество креативов приводит к творческому продукту. Следовательно, первоначальная задача - развитие креативности и таланта каждого ребенка.

В документе «ЮНЕСКО и воспитание в духе мира» отражены взгляды мирового сообщества на развитие личности. Доминирующей целью является развитие таланта ребенка, далее - формирование творческих способностей, на третьем месте - процесс усвоения знаний, умений, навыков. Наша педагогика имеет иную структуру: освоение системы ЗУН, формирование творческих способностей в определенной учебной деятельности, а развитие таланта осуществляется без установки со стороны психологов и педагогов.
Мы считаем, что лишь доминирование креативности в системе образования изменит и личность, и само общество. Не только личность является результатом общества, но и общество базируется на творчески развитых индивидуальностях.
Исходя из задач современного общества, мы изучаем проблему креативноста и ее взаимосвязь с личностными аспектами. Лишь рассмотрев креативность как целостное образование, мы можем стремиться к развитию данного качества у каждого учащегося.
Объект исследования - креативность и познавательные свойства личности.
Предмет исследования - креативность и ее связь с различными переменными любознательности и изобретательности личности.
Теоретическая основа исследования. В связи с отсутствием единого понимания креативности, разноплановостью подходов к ее изучению, проблема ее целостного исследования остается открытой. Это связано с тем, что исследователи в основном рассматривают ее как некую группу когнитивных характеристик, относящихся к интеллекту. Кроме этого, личностные же аспекты креативности до настоящего времени не исследованы.
Теоретической основой исследования явились положения о системном строении свойств личности (К.А.Абульхановаг-Славская, С.И.Кудинов,

6
А.И.Крупнов, Н.И.Рейнвальд и другие). Анализ любознательности и изобретательности личности был осуществлен на основе многомерной функциональной организации черт личности, разработанной А.И.Круп- новым, который показал продуктивность своего подхода в целом ряде исследований (С.И.Кудинов, Е.АБогославская и другие).
Согласно предложенной А.И.Крупновым модели, каждое свойство личности включает в себя динамический, мотивационный, когнитивный, эмоциональный, регуляторный и продуктивный компоненты. В свою очередь они содержат по две биполярные переменные, позволяющие характеризовать более конкретно любое свойство личности.
Перспективность и продуктивность данного подхода обусловлены тем, что, во-первых, он способствует решению фундаментальной проблемы преодоления разрыва между динамическими, продуктивными, мотивационными, эмоциональными, регуляторными и когнитивными характеристиками личности при изучении различных психических образований, которые по своей природе являются целостными, системными. Во-вторых, он открывает возможности познания структуры личностных свойств и внутренних механизмов взаимодействия их различных компонентов. В-третьих, он создает предпосылки для разработки научно¬обоснованных технологий развития и коррекции различных свойств личности. В-четвертых, позволяет считывать природу различных компонентов свойств личности, с одной стороны - динамических, эмоциональных и регуляторных, а с другой - мотивационных, когнитивных и продуктивных характеристик.
В качестве основных методов исследования применялись методы экспертного оценивания, анкетирования и наблюдения. В исследовании любознательности учащихся использовался «Тест суждений», разработанный А.И.Крупновым. Кроме того, нами была разработана методика для изучения изобретательности. Для изучения креативности была

выбрана фигурная форма А теста творческого мышления Е.ПТорренса. Результаты тестирования были подвергнуты статистической обработке (корреляционный, факторный и погрупповой анализ).
Надежность и достоверность полученных данных обеспечивалась научной обоснованностью, применением методов, адекватных целям, задачам и предмету исследования, а также применением методов статистической обработки полученного материала. Данные, полученные по всем методикам, были сопоставлены между собой с помощью корреляционного и факторного анализа.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
- Показана недостаточность одноаспектного изучения таких личностных свойств, как изобретательность и любознательность. Раскрыто сложное строение любознательности и изобретательности как системных свойств личности, включающих в себя динамические, эмоциональные, регуляторные, мотивационные, когнитивные и продуктивные характеристики.
- Раскрыты общие и специфические признаки любознательности и изобретательности, показана их автономность и самостоятельность.
- Установлены сходства и отличия в психологической структуре любознательности и изобретательности на основе факторного анализа.
- Разработан и психометрически проверен «Тест суждений» диагностики изобретательности.
- Рассмотрены общие и специфические связи креативности с мотивационно-смысловыми характеристиками любознательности и изобретательности. Показано, что продуктивно-смысловые характеристики любознательности положительно соотносятся с показателями скорости и гибкости умственных действий. Более широкий спектр связей обнаружен между продуктивно-смысловыми характеристиками изобретательности и креативности.

- Выявлены особенности соотношения креативности с регуляторно - динамическими характеристиками любознательности и изобретательности. Наибольшее число значимых связей обнаружено между показателями скорости, гибкости мыслительных операций и динамическими, эмоциональными, регуляторными переменными любознательности. В то время как регуляторно - динамические переменные изобретательности коррелируют только с показателем оригинальности креативности. Что касается последнего показателя креативности - разработанности, то он не обнаружил сколько-нибудь значимых связей с переменными любознательности и изобретательности.
Практическая значимость работы заключается в использовании результатов исследования учителями и психологами при организации учебно-воспитательного процесса, при разработке программ спецкурсов с целью развития креативности, любознательности и изобретательности. Полученные результаты могут быть использованы при диагностике изобретательности и любознательности учащихся.
Положения, выносимые на защиту:
- познавательные свойства личности (любознательность и изобретательность) являются системными образованиями, включающими в себя единство динамических, эмоциональных, регуляторных, мотивационных, когнитивных и продуктивных характеристик;
- переменные любознательности и изобретательности по-разному коррелируют с показателями креативности: любознательность более тесно связана с гибкостью и скоростными показателями креативности, а изобретательность преимущественно с признаками оригинальности;
- любознательность как выразитель познавательной активности и изобретательность как основа творческой активности не всегда согласуются между собой; скорее они выступают как самостоятельные и независимые факторы личностной активности в интеллектуальной деятельности.

Структура диссертации:
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вплоть до сегодняшнего дня к изучению проблемы креативности привлекались относительно незначительные психологические ресурсы. С нашей точки зрения основные трудности связаны с трудностями определения критериев креативности, с односторонним подходом к проблеме.
В нашей работе мы определили следующие значимые моменты:
- Показана недостаточность одноаспектного изучения таких личностных свойств как изобретательность и любознательность. Раскрыто сложное строение любознательности и изобретательности как системных свойств личности, включающих в себя динамические, эмоциональные, регуляторные, мотивационные, когнитивные и продуктивные характеристики.
- Определены общие и специфические признаки любознательности и изобретательности, показана их автономность и самостоятельность.
- Установлены сходства и отличия в психологической структуре любознательности и изобретательности на основе факторного анализа.
- Разработан и психометрически проверен «Тест суждений» диагностики изобретательности.
- Рассмотрены общие и специфические связи креативности с мотивационно-смысловыми характеристиками любознательности и изобретательности.
- Выявлены особенности соотношения креативности с регуляторно - динамическими характеристиками любознательности и изобретательности.
Таким образом, проведенное нами исследование в соответствии с задачами и гипотезами позволяет сделать следующие выводы:
1. Определены общие и специфические признаки любознательности и изобретательности, показана их автономность и самостоятельность.

125
2. С помощью корреляционного анализа выявлены как общие, так и специфические связи креативности со свойствами любознательности и изобретательности.
3. В качестве общих выступили связи между показателями продуктивности любознательности, изобретательности и гибкостью мыслительных действий, а также между эгоцентрической мотивацией указанных свойств личности и разработанностью как признаком креативности.
4. Специфика же соотношений показателей креативности с переменными любознательности и изобретательности выступила в том, что любознательность более тесно связана с гибкостью и скоростными показателями умственных действий, а изобретательность с их оригинальностью.
5. Разработанная методика диагностики изобретательности дает возможность целостного изучения изобретательности с целью дальнейшего совершенствования и развития. Основное содержание программы развития может быть направлено: во-первых, на минимизацию агармонических составляющих этих свойств, которые снижают уровень проявлений любознательности и изобретательности; во-вторых, на повышение гармонических переменных, которые обеспечивают повышенный уровень познавательной и творческой активности.
6. Результаты исследования использовались учителями и психологами школы при организации учебно-воспитательного процесса. В ходе исследования были определены индивидуальные различия в структуре любознательности и изобретательности, разработаны индивидуальные упражнения развития данных свойств, которые нашли реализацию на спецкурсах, а также учителям были предложены рекомендации по развитию творческой личности. Проведенная работа вызвала интерес у учащихся. Они отметили необычность заданий, нехватку воображения, недостаточность приемов для выражения мыслей. Вместе с тем они высказали мнение о необходимости творческих заданий на уроках, так как они развивают

126
фантазию, побуждают к творчеству, помогают находить новые варианта решения проблем, а также способствуют развитию личностных качеств Следует отметить, что у всех учащихся преобладали положительные эмоции приподнятое настроение, восхищение, любование, радость, восторг Проведенные занятия способствовали развитию любознательности учащихся, что выступило в повышении качества знаний. Возросла творческая активность которая выразилась в самостоятельности суждений учащихся, в стремлении проявить творческую инициативу, в желании познавать новое. Результаты исследования показали свою продуктивность.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абасов З.А. Познавательная активность школьников. // Сов. Педагогика. - 1989. №7. - с. 40 - 43.
2. Абраменко В.А. Особенности интеллектуальных качеств в структуре характера // Вопросы психологии-1970.- № 4 - С.53-65.
3. Абраменкова В.В., Петровский А.В. Психологические принципы всестороннего развития личности в школе // Сов. Педагогика. - 1987, №12
4. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии -1985. -№ 6. -с.38-45.
5. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления. / Когнитивная психология: Матер.ф-сов.симпоз. - М.: Наука, 1986. с. 154-172.
6. Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности. // Психол. журнал. -1983. - Т. 4. № 1. - с. 13-29.
7. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе ее жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.,
1981. -С. 19-44.
8. Абульханова-Славская К. А Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.
9. Аврукин Г.С., Турова Б.Т. Новые исследования психологии творчества // Психол. журнал 1985 - Т.6 №5
10. Автономова Н.С., Филатов В.П. Понимание как логико-гносеологическая проблема// Вопросы философии -1981. - № 5.- с. 164-169.
П.Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. - М., 1970
12. Акимова М.К. Изучение индивидуальных различий по интеллекту. - Вопросы психологии ■■ 1977 - №2 - с. 175 - 185
13. Акимова М.К., Гуревич К.М. Индивидуальные различия в некоторых видах интеллектуальной деятельности и сила когнитивных стилей. // Проблемы

128
общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. Давыдова” В.В. -М.: Педагогика, 1978. - с. 6-22.
14. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. - Вопросы психологии, -1971 - №6, - с. 18-26
15. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества.
- В кн.: Проблемы научного творчества в современной психологии. - М., 1971 — с. 151-203
16. Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: автореф. канд. дис. - М., 1985
17. Аллахвердов В.М. Когнитивные стили в контурах процесса познания. Когнитивные стили: Тезисы науч.сем." Таллин, 1986. - с. 17-20.
18. Альтов Г. И тут появился изобретатель - М.: Детская лит-ра, 1984
19. Альтшуллер Г.С., Фесткин И.М. Рабочая книга по теории развития творческой личности - Кишинев, 1990
20. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука - М., 1979
21. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе. // Вопросы психологии -1984 - №5 - с.36 - 41.
22. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977
23. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы. // Уч. зап. ЛГУ. Серия философских наук, вып. 16. 1959.
24. Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера. // Избр. психол. труды: в 2 т.-М., 1980.-Т.2.-с. 52-81
25. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избр. Психол. Труды: в 2 т.-М., 1980. Т.2.-с. 128-267.
26. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - М., 1980. - с. 19-179
27. Ананьев Б.Г., Шафранская К.Д. Изменение кожной температуры при различных состояниях интеллектуального напряжения. // Возрастная психология взрослых, вып. 3 ЛГУ, 1971. с. 25 - 37
28. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 кн. - М.: Педагогика, 1982.

129
29. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем - М.: Медицина, 1975
30. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества. - Киев: “Вища школа”, 1978.
31. Анцыферова JI. И. Системный подход в психологии личности. // Принцип системности в психологических исследованиях. - М., 1990. - с. 61-78.
32. Аржанова А. И. Изучение и воспитание интеллектуальных эмоций учащихся. // Уч. Зап. Андижанского пединститута, вып. 2. -1955, - С. 21-29.
33. Артемьева Т.И Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности. // Психология формирования и развития личности. - М., 1981.- с.67 -
87.
34. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Наука, 1977
35. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль
36. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М.: Изд-во МГУ, 1979
37. Асмолов А.Г. Когнитивный стиль личности как средство разрешения проблемно-конфликтных ситуаций. / Когнитивные стили: Тезисы науч.сем.- Таллин, 1986. - с.21-23.
38. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984
39. Асмолов А.Г. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности. //Вопросы психологии — 1979 - № 4. - с.35-46.
40. Афанасьев В. Г. О целостных системах. // Вопросы философии - 1980. - № 6.
- с. 62-78.
41. Афанасьев В. Г. Системность и общество. - М.: Политиздат, 1986
42. Барабаш О. Б. Психолого - педагогические основы самовоспитания настойчивости в студенческом возрасте: Дисс... канд. психол. наук. - М., 1992.
43. Батшцев Г. С. Диалектика творчества-М., 1984

130
44. Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы. //Психол. журнал -1996.-Т. 17.-№ 1.
45. Белоус В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке//Психол. журн. - 1998-Т. 19.-№ 1.-C.47-53.
46. Бергер Э. И. Стимул познавательной перспективы как средство развития личности учащихся в процессе обучения: Дисс... канд. психол. наук. - Йошкар- Ола, 1980
47. Бердяев Н.А. О вечном и новом человеке // Учительская газета - 1990 - №27
48. Бердяев Н.А. О назначении человека - М.: Республика, 1993
49. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М.: Прогресс, 1991
50. Берлайн Д. Е. Любознательность и поиск информации. // Вопросы психологии -1966-№3.-с. 54-60.
51. Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание.- М.: Прогресс, 1986
52. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медгиз, 1947
53. Бернштейн М.С. О природе научного творчества - Вопросы философии,
1966, - №6, с. 131-142
54. Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор // исслед. по общей теории систем. - М., 1969 с. 39 - 84
55. Берулава Г.А. Психологические особенности интегративного когнитивного стиля “дифферешщальность-синтетичность” // Современные проблемы психологии мышления. - М., Ежегодник. - 1994. -вып.1., - с.54-84.
56. Берулава Г.А. Стили индивидуальности. - М.: МАГО, 1996
57. Берулава Г.А. Тест для диагностики когнитивного стиля “дифференциальность-интегральность” (ДИ).~ Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995
58. Бескова И. А. Как возможно творческое мышление? - М., 1993

131
59. Бехтерев В.М. О творчестве с рефлексологической точки зрения / приложение Грузенберг С.О. Гений и творчество. Основы теории и психологии творчества-JI.: Сойкин, 1924
60. Блохин B.C. Особенное в учебной и познавательной деятельности учащихся при решении творческих физических задач. В кн. Психологические основы рационализации познавательно-практической деятельности учащихся и студентов-Ярославль, 1975
61. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения - М.: Изд. МГУ, 1991
62. Богословский В.В. Взаимоотношения между учителем у учащимися как фактор развития познавательной активности и самостоятельности школьника // Отношения как проблема психологии воспитания - JL, 1973
63. Богоявленская Д.Б. Диагностика становления творческой личности // тезисы симпозиума-Таллин, 1980
64. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1983
65. Богоявленская Д. Б., Гинзбург Р. К вопросу о личностных аспектах творческого мышления. // Сов. педагогика - 1977 - № 1. - с. 69-77.
66. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Генезис интеллектуальной активности / психология творчества / Под ред. Пономарева Я.А. - М.: Наука. - 1990- с. 159-
171.
67. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности-Вопросы психологии 1971 - №1, с. 144 -146
68. Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества - Вопросы психологии 1976 - №4, с. 69 - 79
69. Богоявленская Д.Б., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959
70. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству - М.: Знание, 1981

132
71. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: МГУ.-
1982.
72. Бодалев А. А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983.
73. Бодалев А.А. О состоянии и перспективах изучения личности психологической наукой // Сов. Педагогика -1980. №10, с. 32-37
74. Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Дисс... канд. психол. наук. - М., 1966
75. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968
76. Божович Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения. АПН РСФСР. -№73,1955
77. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков - М., 1972
78. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности - М., 1981-с. 257-283
79. Большаков Д.П. Воспитание у школьников интереса к учебной деятельности-М., 1968
80. Бондаревский В.Б. Воспитание познавательных интересов. // Народное образование. - 1967. №7. - с. 18 - 25.
81. Бондаревский В. Г. Воспитывать глубокий интерес и знание у каждого школьника: рекомендации по развитию у учащихся тенденции к учебной деятельности. - Пермь: Пермское книжное издательство, 1963
82. Бондаренко С.М. Формирование познавательного интереса школьников средствами учебника // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания - М., 1984, с. 159 -167
83. Боршевский М.И. Теоретические вопросы о самосознании подростка - КВища школа, 1980

133
84. Бочарова С.П. Итоги и задачи исследования памяти на современном этапе // Психологический журнал - 1984 - №5 - с. 18-25
85. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве - М. :Педагогика, 1990
86. Брунер Дж. Психология познания. - М., 1977
87. Брушлинский А.В. Мышление и пргнозирование. - М.: Мысль, 1979
88. Брушлинский А. В. О формировании психического. // Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С. 106-127.
89. Брушлинский А. В., Воловикова М И. О взаимосвязях процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспектов мышления. // Психологические исследования познавательных процессов личности. - М.,
1983. - С. 84-96.
90. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование - М.:Мысль, 1979
91. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение - М. .Знание, 1983
92. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение,воображение - Москва - Воронеж, 1996
93. БСЭ, изд.3-е, т.25 - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1976
94. Быстрицкий Е.К., Филатов В.П. Теория познания и проблема понимания.// Гносеология в системе философского мировоззрения / Под ред. Лекторского М.: Наука,- 1983.-С.273-304.
95. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период? // Педология юности. - М.-Л.: Учпедгиз, 1931. - С. 75-94.
96. Вайнцайг, Поль 10 заповедей творческой личности. - М., Прогресс, 1990
97. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 196 7
98. Василевский С.М. Психология технического изобретательства: Дисс... докт.пед.наук. - Горький, 1952

134
99. Васильев Л. А. К анализу условий возникновения интеллектуальных эмоций. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. - М., 1979. - с. 55 - 62
100. Вербовая Н.Н. Формирование познавательных интересов школьников как одно из условий осуществления всеобщего среднего образования. - М., 1974
101. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. Пер. с англ./ Общ. ред. С.Ф. Горбова, В.П. Зинченко. - М.: Прогресс, 1987
102. Вьп’отский Л. С. Педология подростка. Собр. соч. в 6-ти т. - М.: Педагогика, 1984. Т. 4
103. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. -Минск, 1995
104. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. -1972 - № 2 - с. 114-123
105. .ВЬЕГОТСКИЙ Л. С. Развитие высших психических функций. / Из неопубликованных трудов. - М.: Изд-во АПН, 1960
106. Вяткин Б.А. Стиль активности как предмет интегрального исследования индивидуальности. И Системное исследование индивидуальности. - Пермь.- 1991.
107. Вяткин Л.Г. История развития научных основ теории самостоятельной работы учащихся. // Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов. - Саратов, 1979. - Вып. I. - с. 3 - 39.
108. Галкина Т.В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я.А.Пономарева. - М.: Наука, 1990
109. Герасимов С.В. Познавательная активность и понимание. // Вопросы психологии.-1994. - № 3, с.35-42.
110. Гильбух Ю.З. Психодиагностика - М: Знание, 1989
111. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. В кн.: Психология мышления. - М.: Просвещение, 1968, с.433-456

135
112. Гинзбург М.Р. Неинтеллектуальные факторы интеллектуальной активности. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. -М., 1973.-с. 161-167.
113. Гирш В. Гениальность и вырождение. Одесса, 1985
114. Гласс Дж. Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс, 1976.
115. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. T.I. Пер. с фр." М.: Мир, 1992.
116. Голубева Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей // Вопросы психологии - 1980 - №4 с. 21 - 37
117. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991
118. Грановская P.M. , Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. - Л., ЛГУ, 1991
119. Григорьева Н.М., Портная А. Использование социально¬психологического тренинга в учебно-воспитательной работе со старшеклассниками // Вопросы психологии -1988 - №5 с. 100-108
120. Григорьян С.Г. Проблема мотивации учения школьников в советской психологии: учебн. Пособие к спецкурсу.- М.: МТИ, 1985
121. Грининг Д. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии-1988 - №4, с. 161 -167
122. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: учебн. пособие по спецкурсу для ст. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1983
123. Грузенберг С.О. Гений и творчество. Л., 1924
124. Грузенберг С.О. Психология творчества. - Минск, 1923
125. Гоноболин Ф. Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973
126. .Горбачева Е.И. Предметная ориентация мьппления и понимание. // Вопросы ПСИХОЛОГИИ.-1994.- № 5. - С.78-85.

136
127. Гурова JI.JI. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. // Вопросы психологии.-1991. -№ 6 С. 14-20.
128. Гурова Л.Л. Процессы понимания в развитии мышления. // Вопросы психологии. -1986.-№2, с. 126-137
129. Гусева Т.А. Влияние особенностей развития современного общества на формирование личностных свойств подростка / Логика социокультурной эволюции: Материалы межвузовской конференции.- В 24. - 4.2.- Бийск: НИЦ БиГПИ.-1996.-с.21-26
130. Гусева Т.А. Влияние стилевых особенностей понимания на развитие личностных свойств индивидуальности / Учебно-воспитательный процесс в сельской малокомплектной школе: Сб.науч.ст. - Бийск: НИЦ БиГПИ. - 1998.- с.41-46.
131. Гусева Т.А. Возможности учета индивидуальной познавательной стратегии школьников в учебном процессе - М., 1988
132. Гуманизация учебно-воспитательного процесса: Тезисы выступлений участников межвузовской конференции.- Бийск: НИЦ БиГПИ. -1997. - с.54-56.
133. Гусева Т.А. Особенности проявления личностных свойств подростков / Актуальные психолого-педагогические проблемы образования: Сб.науч.ст. - Бийск: НИЦ БиГПИ. -1997. -с.168-174.
134. Гусева Т.А., Кудинов С.И. Соотношение стилевых особенностей мышления и познавательной активности школьников / Теоретические и прикладные аспекты становления психологической службы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Бийск: НИЦ БиГПИ.- 1997.-с. 110-112.
135. Давыдов В.В. Категория деятельности и психического отражения в теории А.Н.Леонтьева. - М.: Изд-во Вестник МГУ, Психология, 1979, №4, с. 25 -41

137
136. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986
137. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. // Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1973.
138. Денисова З.В. Механизмы эмоциональною поведения ребенка. -Л.: Наука, 1978
139. Дерзкие формулы творчества /Сост. А.Б.Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1987
140. Дерябин В.М. Психологические основы стратегии при диагностике приемов логического мышления. Дисс.-.канд.психол.наук. М.-1973
141. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. - М.: Педагогика, 1982
142. Добрынин Н. Ф. Интерес и внимание. Ученые записки Московского госпединститута, Т. 3, вып. 3,1941.
143. Добрынин Н. Ф. Проблемы значимости при образовании временных связей у человека. Тезисы докладов на совещании по психологии. - М.: АПН РСФСР, 1953. - с. 46-50.
144. Доровской А.И. 100 советов по развитию одаренности детей.-М., 1997
145. Дорохова В. Ю. Побуждение школьников к активному учению (1-2 классы): Дисс... кан. психол. наук. - М, 1972
146. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. -М., 1996
147. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления. В кн.: Психология мышления. М., 1965. с.86-234
148. Дунчев В.Н. Исследование когнитивного стиля в связи с проблемой креативности. Дисс.-.канд.психол.наук. - Ленинград.-1985
149. Дунчев В.Н., Палей И.М. Когнитивный стиль и дивергентное мышление./ Когнитивные стили: тезисы науч.семинара. - Таллин.-1986.- С.86-9Г.
150. Дусавицкий А. К. Воспитывая интерес. - М.: Знание, 1984

138
151. Дусавицкий А. К. Исследования развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения: Дисс... канд. психол. наук. - Харьков, 1974
152. Елфимова Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: Сравнительный анализ. //Вопросы психологии - 1985. - № 5. - С. 162-168.
153. Еникеева М.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изложении знаний учителем. - Казань, 1961
154. Ермолаева-Томина Л.Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности. / Психология творчества / Под ред. Пономарева Я.А. - М.: Наука.-1990.- с.117-131.
155. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблемы развития творческих способностей детей. - Вопросы психологии, 1975, № 5, с. 166-175
156. Жемчугова Л. В. Связь динамических качеств активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. - Свердловск, 1980. - с. 35-44.
157. Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. М., 1964
158. Завалишина Д.П. Микроразвигие субъекта в процессе мыслительной деятельности. // Психологические исследования познавательных процессов и личности. - М, 1983. - с. 57 - 65.
159. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии - 1993 - №2, с. 54 - 62
160. Зарубежные исследования по психологии познания. Сб. аналитических обзоров. - Москва. -1977
161. Зверев И. Д., Гвоздырева Е. М. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека. - М.: Педагогика, 1971.-е. 27-34.
162. Знаков В.В. Понимание как проблема психологии мьппления. // Вопросы психологии. -1991. -№ 1, с. 18-26.

139
163. Знаков В.В., Тихомиров O.K. Понимание текста как процесс постановки и решения мыслительной задачи. // Вестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология.- 1991.-№3.-с.17-26.
164. Зощенко М. Повести. М.: Московский рабочий, 1989
165. Зыкова В.И. Очерки психологии усвоения начальных геометрических понятий. - М.: УЧПЕДГИЗ, 1955
166. Зюбин JL М. О связи интеллектуальной активности и сознательного отношения школьника к учению. // Уч. Зап. - Л.: ЛГУ, Вып. 9,1956
167. Иванов В.Г. Развитие и воспитание интересов учащихся старших классов средней школы. // Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Л., 1956
168. Иващенко А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников. М.: Просвещение, 1987
169. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Под ред. Л.КБожович, - М., 1972
170. Ильин B.C. Формирование личности школьников. Целостный процесс. - М.: Педагогика, 1984.
171. Ильенков Э.В. С чего начинается личность / Под ред. Р.И.Косолапова - М: Политиздат, 1983
172. Имедадзе И.В. Изучение мотивационно-волевой готовности шестилеток к школьному обучению. Автореф. дис... канд. психол. наук. - Тбилиси, 1978
173. Интенсификация учебного процесса на основе развития индивидуального творческого мышления // Респ. науч. метод, конф. 20 - 22 ноября 1990, Иванов, 1990
174. Исайчева Н.Д. Школа глазами учеников и учителей // Вопросы психологии —1990 -№4, с. 68 - 75
175. Кабанова-Меллер Е.Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблемы приемов умственной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1966

140
176. Кала У.В. О креативности в области общения // Измерения в исследовании проблем воспитания. - Тарту: изд-во Тартус. ун-та, 1973. с. 171 - 181
177. Калмыкова З.И. Диагностика умственного развития учащихся. М.Д975
178. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 1981
179. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З.И.Калмыковой - М.: Просвещение, 1975
180. Калмыкова З.И. Развитие продуктивного мышления школьников. Автореф. докт.дисс. М., 1975
181. Кармин А.С., Хайкин Е.П. Творческая интуиция в науке. - М: Знание, 1971
182. Карпов П.И. Творчество душевнобольных. - M.-JL, 1926
183. Качалова Е.Н. Развитие творческих способностей учащихся. - Якутск, 1985
184. К вопросу диагностики креативности учащихся. В кн.: Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов. - М.: Ml ПИ им. Ленина, 1981
185. Кедров Б.М. День одного великого открытия. - М., 1958
186. Келер В. Исследования интеллекта человекоподобных обезьян - Л., 1930
187. Кирсанова Л.А. Развитие творческой активности учащихся // Сов. педагогика, 1981 № 7
188. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения: Пер. с нем. / Под ред. Равич-Щербо И. В. - М.: Педагогика, 1987.
189. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М.: Политиздат, 1983
190. Когнитивная психология. Материалы финско-советского симпозиума. - М: НаукаД986

141
191. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта / М. А. Холодная. - Киев: УМК ВО, 1990
192. Когнитивные стили. Тезисы научного семинара. / Под ред. В. Колга. - Таллин, 1986.
193. Козленко В.Н. Психологические особенности креативности в старшем школьном возрасте и ее влияние на статус старшеклассника в учебной группе. - Дис...канд. псих, наук.- М., 1983
194. Колга В. Возможные миры когнитивных стилей / Когнитивные стили. Тезисы науч.сем.- Таллин. -1986.- с.32-37.
195. Колга В. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости. Дисс...канд.психол.наук.-Л., 1976
196. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989
197. Конопкин О. А., Морсанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности. // Вопросы психологии - 1989-№5 -с. 18-26
198. Корнилова Т.В., Парамей Г.В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя. // Вопросы психологии. -1989.- № 6- с. 140-147
199. Котлярова Л. И. Изучение познавательных запросов учащихся. // Вопросы психологии - 1969,- № 2 - с.43-50.
200. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление.- М.: Прогресс, 1977
201. Кравчук П.Ф. Формирование развитой творческой личности студента. - Киев: Высшая школа, 1984
202. Краковский А.П. О подростках.- М.: Педагогика, 1970
203. Кротов В.Г. Массаж мысли: Притчи, сказки, сны, парадоксы, афоризмы. - М: Совершенство, 1997
204. Кругликов Л.И. Детская любознательность и интересный урок // Сов. педагогика, 1941 № 1
205. Крупнов А. И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента. // Студент на пороге XXI века. - М.: УДН, 1990. - с. 31-38.

142
206. Крупнов А. И. Психологические проблемы исследования активности человека. // Вопросы психологии -1984. - № 3, с. 25-33.
207. Крупнов А. И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее - базовых свойств. // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. - М.: УДН, 1988. -с. 28-39.
208. Крупнов А. И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. - Свердловск: СГПИ, 1983
209. Крупнов А. И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов. // Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. - М.: УДН, 1986. - с. 92-102.
210. Крупнов А. И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности. // Системные исследования свойств личности. - М.: УДН, 1994
211. Крупнов А. И., Жемчугова Л. В. Исследование индивидуальных различий в динамических характеристиках общительности старших школьников. // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск: СГПИ, 1978. - с. 63-69.
212. Крупнов А. И., Олыпанникова А. Е., Домодедов В. А. Соотношение показателей эмоциональности и динамических характеристик общения. // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск: СГПИ, 1978. - с. 17-26.
213. Кругецкий В. А. Любознательность. - Педагогическая энциклопедия. В 4Т.-М.,1965.-Т.2
214. Кругецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., Просвещение, 1969
215. Крушельницкая О.Б. Психологические особенности взаимоотношений одаренного школьника со взрослыми и сверстниками. - М., 1998
216. Крыжановская Л.М. Психология мышления. - М., 1996

143
217. Кудинов С.И. Психологические особенности проявлений любознательности подростков. // Формирование и развитие личности. - М.: Ин- т молодежи, 1993. - с. 30-32.
218. Кудинов С.И. Некоторые аспекты исследования свойств личности./ Теоретические и прикладные аспекты становления психологической службы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Бийск: НИЦ БиГПИ.-1997.-с. 174-180.
219. Кудинов С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психол.журнал. -1998. Т. 19. - № 1. - с.26-36.
220. Кудинов С.И. Характеристика любознательности как системного качества личности. / Совершенствование подготовки учащихся малокомплектной школы: Сб.науч.тр.-Бийск: НИЦ БиГПИ. -1996. - с. 135-140.
221. Куликов В.Н. Понимание математической зависимости младшими школьниками. - Вопросы психологии - 1957- № 2 - с. 97-107
222. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мьппления школьников. - Л., 1987
223. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.: Просвещение. - 1985
224. .Кунарадзе Н. Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста: Дисс... канд. пед. наук. - Тбилиси, 1988
225. Куренков И. А. Индивидуальные особенности ответственности личности учителя. // Формирование и развитие личности. - М.: Ин-т молодежи, 1993. - с. 32-33.
226. Кюйнарпуу X. Когнитивный стиль в контексте интегральных качеств личности./ Когнит.стили.- Таллин. -1986.- с. 171-175.
227. Латаш Л.П. Гипоталамус, приспособительная активность и электроэнцефалограмма. - М.: Наука, 1968
228. Лебедева Н.М. Когнитивный стиль и мыслительные стратегии. / Когн. стили.- Таллин, 1986.- с.38-41.

144
229. Левитов Н. Д. Психологические особенности подростков. - М., 1954
230. Левитов Н.Д. Психология труда - М.: Учпедгиз, 1963
231. Лейтес Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей. М., 1970
232. Лейтес Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности. // Проблемы дифференциальной психофизиологии. - М.: Педагогика, 1977. - с. 164 - 179.
233. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во Моск. ун-та,
1981
234. Леонтьев В.Г. О природе потребности и проблемах ее формирования// Формирование духовных потребностей учащейся молодежи / Под ред. В.Г. Леонтьева. - Новосибирск, 1979. - С.6-24.
235. Леонтьев А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления // Доклады на совещании по вопросам психологии (3-8 июня 1953 г - М., 1954. - с. 5 -12.
236. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1992.
237. Леонтьев Д.А. К проблеме детерминации индивидуально-стилевых особенностей. /Когн. стили- Таллин,1986.
238. Лийк К. Влияние домашней среды на развитие ребенка // Средовые условия групповой деятельности. Под ред. Х.Миккина. - Таллин, 1988
239. Липник В.Н. К вопросу об изучении познавательных интересов семиклассников. // Обучение и воспитание школьника. - М., 1972. - с. 86 - 94.
240. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. // Вопросы психологии. -1982,- № 4- с18-35.
241. Лобова Н.Т. Диагностика и стимулирование развития любознательности как профессионально значимого свойства личности будущего учителя: Дисс... канд. психол. наук. - Киев, 1986.

242. Ложечка О. И. Исследование индивидуальных характеристик познавательной активности личности: Автореф. дисс... канд. психол. наук. - М., 1993
243. Лозовая В. И. Целостный подход к формированию познавательной активности: Автореф. дисс... канд. пед. наук. - Тбилиси, 1990
18. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984
244. Ломов Б.Ф. Когнитивные процессы как процессы психического отражения./ Когнит.психол. мат.ф-сов.симпоз.- М: Наука, 1986. - с.7-12.
245. Ломов Б.Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1963
246. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности - М.: Наука, 1980
247. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М., 1976
248. Лук А.Н. Проблемы научного творчества // Сер. Науковедение за рубежом, М. НПИОН АН СССР, 1983
249. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей: науч. аналит. Обзор. - М., ИНИОН, 1979
250. Майданов А.С. Искусство открытия. - М.: Репро, 1993
251. Малых С.Б., Егорова М.С., Пьянкова С.Д. Детерминанты индивидуальных особенностей когнитивных характеристик и психологическая структура деятельности.//Психол. журнал -1993,- Т. 14, № 5. - с.67-72.
252. Маркелов Г.И. Ритм и автоматизм в творчестве. - Киев, 1926
253. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М: Просвещение, 1983
254. Маствилискер Э.И. О месте когнитивного стиля в структуре индивидуальности. /Когн.стили. -Таллин, 1986.
255. Матейко А. Условия творческого труда. - М., 1970

146
256. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии -1985 - №6 - с. 29 - 33
257. Матюшкин А. М. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей. // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. - М, 1979. - с. 29-34.
258. Матюшкин А.М. Основные направления исследования мышления и творчества / Психол. журнал - 1984, Т.5 М 1 с. 9-18
259. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972
260. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие • познавательной активности. // Вопросы психологии -1982. - № 4 - с. 5-17.
261. Мельникова E.JI. Психологическая модель подготовки учителя к работе с одаренными школьниками. - М., 1998
262. Мелхорн, Герлинда. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. - М., 1989
263. Мельникова С.И., Цимбал В.Н., Чигринов В.И. Развитие творческих способностей обучаемых учебным пособиям // Харьк. Ун-т им. Горького - Харьков, 1990
264. Менчинская Н.А. Понимание // Психология / Под ред. А.А. Смирнова и др.-М.: Учпедгиз, 1956.- с.263-268.
265. Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний учащихся в школе. М.: АПН РСФСР, 1958
266. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986
267. Мерлин В. С. Проблема интегрального исследования индивидуальности человека. //Психол. журнал -1980. Т. 1. - № 1. - с. 58-71
268. Маслоу А. Самоакту ализирующаяся личность // Психология личности. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтера, А.А.Пузырея. - М., 1985

147
269. Методологические проблемы творчества: Материалы к симпозиуму. Алушта, 1974
270. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности. // Вопросы психологии -1988- №3, с. 71 - 78.
271. Миллер Д., Прибрам К., Г адаптер Ю. Планы и структура поведения. - М., 1964
272. Митина Л.М. Влияние эмоционального компонента мотивации школьника на его отношение к учению // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. -М., 1988
273. Морозов МФ. Возникновение н развитие учебных интересов у детей младшего школьною возраста. Изд. АПН РСФСР, 1958
274. Морозова И.О. Влияние общих способностей на эффективность решения креативных задач в деятельности банковских служащих : Дисс... канд психол. наук. - Тверь, 1996
275. Морозова Н. Г. Возникновение и изменение познавательного интереса подростков. // Докл. на совещании по вопросам психологии. - М., 1964. - 201-
211.
276. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. - М.: Знание, 1979
277. Небылицин В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. - М.: Наука, 1976
278. Непомнящая Н. И. Системный подход и задачи психологического исследования. // Опыт системного исследования психики ребенка. - МД975.- Гл.1.-с. 5-9.
279. Нечаев А.П. Психологические основы разных типов процесса чтения у детей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. ИИИльясова, В .Я. Ляудис. - М., 1980 - с. 8 - 12
280. Нечаев А.П. Психология технического изобретательства. - М.-Л., 1929
281. Низамов Р.А. Активизация учебной деятельности учащихся. - Казань, 1989.

148
282. Низова А. М. Великий учитель - природа. - М.: Знание, 1971.
283. Никитин В.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1989
284. Ньюэлл А., Саймон Г.А. Имитация мышления человека с помощью электронно-вычислительной машины // Психология мышления / Под ред.
A. М.Матюшкина. - М.: Прогресс, 1965. - с. 457 - 474
285. Ньюэлл А., Шоу Дж.С., Саймон Г.А. Процессы творческого мышления // Психология мышления / Под ред. А.М.Матюшкина. - М.: Прогресс, 1965. - с. 500 - 530.
286. Норман Д., Линдсей П. Переработка информации у человека.- М.: Мир, 1974
287. Овсянико-Куликовский Д.Н. Вопросы психологии творчества. С-Пб., 1902
288. Одаренные дети. / Под ред. Тэкэкс К. - М.: Прогресс, 1990
289. Одаренные дети: пер. с англ. // Общ. ред. В.Г.Бурменской,
B. М.Сухобского - М.: Конгресс, 1991
290. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены // Общественные науки за рубежом. Р.Ж.Сер. Науковедение, 1968 №4
291. Орбели Л.А. Избр.труд.-М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1964, Т1.- Т.З
292. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга: Лекция первая // Полное собр. соч. - 2-е изд. доп. - М.- Л., 1951. - Т. IV
293. .Палей А.И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль. //Вопросы психологии.-1982.- № 1.- с. 118-126.
294. Парандовский Я. Алхимия слова. М.: Правда, 1990
295. Парилис С.Э. Когнитивный стиль “простота-сложность” как характеристика индивидуальности: Дисс.-.канд.психол.наук. - М., 1988
296. Перкинс Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие // Общественные науки за рубежом. Р.Ж.Сер.Науковедение. 1988, № 4

149
297. Петрайтите А.М. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией- интроверсией // Вопросы психологии - 1981 - № 6
298. Петровский А.В. К психологии активности. // Вопросы психологии - 1975-№ 3- с.26-38.
299. Петровский А. В. Личность в психологии с позиций системного подхода. //Вопросы психологи - 1981. - № 1-с. 57-66.
300. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат,
1982
301. Пиаже Ж. Природа интеллекта // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейгер, В.В.Петухова. - М.: Изд. МГУ, 1981, с. 48 - 60
302. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Педагогика, 1994
303. Платон Н.К. Особенности восприятия подростками сверстников и взрослых в зависимости от от когнитивной сложности личности // Сб. возр. психологии: Тезисы докладов к съезду общества психологов СССР - М., 1989 - с. 143 -144
304. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М., “Наука” 1972
305. Полонский В.П. Сознание и творчество. - Л., 1934
306. Пономарев Я.А. Знание, мышление и умственное развитие. - М.: Наука,
1967.
307. Пономарев Я.А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я.А.Пономарева. - М.: Наука, 1990. - с. 13-37.
308. Пономарев Я.А. Проблемы психологии творчества. -Дис...докт. психол. наук. - М., 1971
309. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1988
310. Поплужный В. Л. Роль и развитие интеллектуальных чувств в познава-тельной деятельности личности: Дисс... канд. пед. наук. - Киев, 1969

150
311. Проблемы научного творчества в современной психологии. - М., 1971
312. Проблемы психологии современного подростка/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1982
313. Проколиенко JI. Н. Формирование любознательности у депгей дошкольного возраста. - Киев: Рад. школа, 1979
314. Прусакова М.Б. Характеристика и формирование типологически обусловленного индивидуального стиля у детей 10-12 лет при решении арифметических задач. Дисс..канд.психол.наук.-Пермь, 1973
315. Прядеин В. Н. Факторный анализ динамических проявлений активности в волевой сфере. // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. - Свердловск, 1982. - С. 84- 86.
316. Психологическая диагностика под ред. Гуревич К.М. Бийск, 1993
317. Психологические механизмы целеобразования. - М.: Наука, 1977
318. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С.Лейтеса. - М.: Академия. 1996
319. Психология подростка. Хрестоматия./ сост. Ю.И. Фролов. - М.: росс.пед.агенство, 1997
320. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Я.А.Пономарев, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов и др. - М.: Наука, 1990
321. Пугач Г. В. Познавательная активность человека. Сущность, природные и социальные предпосылки. - М.: Изд-во полит, литературы, 1985
322. Пушкин В.Н. Эвристика - наука о творческом мышлении. - М.: Наука, 1970
323. Пятрулис В.Р. Рефлексия креативности и творческая продуктивность у научных сотрудников. - Дисс... канд. психол. наук,- Л., 1987
324. Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991

151
325. Развитие творческой активности школьников. / Пол ред. А.М.Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991
326. Рейнвальд Н. И. Любознательность как важнейшее условие и результат непрерывного образования. // Проблемы организации непрерывного образования руководящих работников и специалистов народного хозяйства. - М., 1981.-с. 230-232.
327. Рейнвальд Н. И. О ведущих свойствах фундаментальных переменных личности // Личность в системе общественных отношений. Социально¬психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества / Материалы УП Съезда психологов СССР. - М., 1983. - с. 68-70.
328. Рейнвальд Н.И. Пришщп деятельности в психологическом исследовании: Автореф.дисс... доктора психол. наук. - М., 1979
329. Рейнвальд Н. И. Психология личности. - М.: УДН, 1987
330. Рей

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ