ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение 3
1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственной
миграционной политики 6
1.1. Понятие, сущность и роль миграции 6
1.2. Нормативно-правовые аспекты регулирования миграционных процессов
в Российской Федерации 13
2. Исследование миграционных процессов в регионах Российской Федерации
(на примере Республики Татарстан, Свердловской и Нижегородской областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга) 23
2.1. Система управления миграционными процессами в регионах Российской
Федерации 23
2.2. Анализ взаимосвязи социально-экономического развития и
привлекательности региона для мигрантов 37
2.3. Изучение отношения населения регионов России к мигрантам и
миграционным процессам 81
3. Совершенствование миграционной политики в регионах Российской
Федерации 90
3.1. Актуальные проблемы и рекомендации по совершенствованию
миграционной политики в регионах Российской Федерации 92
3.2. Разработка комплекса мероприятий по адаптации иностранных
студентов в Российской Федерации 98
Заключение 103
Список использованных источников 106
1. Теоретические и нормативно-правовые основы государственной
миграционной политики 6
1.1. Понятие, сущность и роль миграции 6
1.2. Нормативно-правовые аспекты регулирования миграционных процессов
в Российской Федерации 13
2. Исследование миграционных процессов в регионах Российской Федерации
(на примере Республики Татарстан, Свердловской и Нижегородской областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга) 23
2.1. Система управления миграционными процессами в регионах Российской
Федерации 23
2.2. Анализ взаимосвязи социально-экономического развития и
привлекательности региона для мигрантов 37
2.3. Изучение отношения населения регионов России к мигрантам и
миграционным процессам 81
3. Совершенствование миграционной политики в регионах Российской
Федерации 90
3.1. Актуальные проблемы и рекомендации по совершенствованию
миграционной политики в регионах Российской Федерации 92
3.2. Разработка комплекса мероприятий по адаптации иностранных
студентов в Российской Федерации 98
Заключение 103
Список использованных источников 106
Постоянное перемещение из одного региона в другой - специфика развития человечества. В условиях глобализации наблюдается активизация миграционных процессов. Неравномерная миграция может провоцировать демографические и межэтнические проблемы.
В Россию приезжают мигранты более чем из 120 стран. Большую часть мигрантов составляют трудовые мигранты. Неравенство доходов, возможностей самореализации, неравномерность экономического развития, переизбыток рабочей силы в одних регионах и недостаток в других объясняет характер внешней миграции. От миграции зависит структура населения, трудовой потенциал региона. В этом заключается актуальность изучения данной темы.
Цель работы - анализ государственного регулирования миграционных процессов в регионах России и разработка рекомендаций по совершенствовании миграционной политики.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить понятие, сущность и роль миграции;
• рассмотреть нормативно-правовое регулирование миграционных процессов в Российской Федерации;
• проанализировать системы управления миграционными процессами в регионах России;
• изучить отношение населения регионов России к мигрантам и миграционным процессам;
• провести анализ взаимосвязи социально-экономического развития и привлекательности региона для мигрантов;
• разработать меры по совершенствованию миграционной политики в регионах Российской Федерации.
Объект исследования - миграционные процессы в регионах Российской Федерации.
Предмет исследования - государственное регулирование миграционных процессов в Республике Татарстан, Тюменской области, городах Москве и Санкт-Петербурге и Краснодарском крае.
Изучением миграции, ее причин и факторов занимаются многие ученые. Понятие «мигрант» анализировали А. В. Бубич, Г. Г. Зинкевич.. Экономические выгоды и издержки от миграционных процессов рассмотрены в работах Безбородовой Т. М., В. Д. Дорофеева, И. А. Юрасова.
Правовые аспекты регулирования миграции нашли отражение в работах Нуфер. Г. Ю., Будалина Е. П., Азарова Н. П., Балашовой Т. Н., Г ошуляк В. В., Морозова П. Е., Малышева Е. А., Мамитова Н. В., Додонова К. Д. и др.
Причины миграционных процессов были исследованы Худавердяном В. Ц., Немерюк Е. Е., Аникиным Л. С., Нуреевым Р. М.
Информационную базу работы составляют Конституция РФ, статистические отчеты Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов, нормативно правовые акты: Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1; Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 27.12.2018) «О беженцах», Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 N 114-ФЗ, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ, Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ, Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 N 109-ФЗ , а также законодательство исследуемых регионов.
Методическую базу работы составляют методы теоретического анализа, анализа нормативно-правовой базы, сравнительный, статистический и корреляционный анализы, социологический опрос и проектный метод.
Структура работы представляет собой введение, три главы, заключение и библиографический список.
В введении обоснована актуальность выбранной темы, поставлены цель и задачи работы, выбран объект и предмет.
В первой главе представлены различные подходы к определению сущность и роли миграции в экономике, а также проанализированы организационные и правовые основы миграционной политики в Российской Федерации.
Во второй главе рассмотрены системы управления миграционными процессами в Республике Татарстан, Свердловской и Нижегородской областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. В этой же главе проведен корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи социально-экономического развития регионов и их привлекательности для мигрантов.
В третьей главе выделены актуальные проблемы миграционной политики в регионах Российской Федерации, предложены рекомендации по ее совершенствованию.
В заключении подведены итоги проведенного исследования, сделаны выводы.
В Россию приезжают мигранты более чем из 120 стран. Большую часть мигрантов составляют трудовые мигранты. Неравенство доходов, возможностей самореализации, неравномерность экономического развития, переизбыток рабочей силы в одних регионах и недостаток в других объясняет характер внешней миграции. От миграции зависит структура населения, трудовой потенциал региона. В этом заключается актуальность изучения данной темы.
Цель работы - анализ государственного регулирования миграционных процессов в регионах России и разработка рекомендаций по совершенствовании миграционной политики.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить понятие, сущность и роль миграции;
• рассмотреть нормативно-правовое регулирование миграционных процессов в Российской Федерации;
• проанализировать системы управления миграционными процессами в регионах России;
• изучить отношение населения регионов России к мигрантам и миграционным процессам;
• провести анализ взаимосвязи социально-экономического развития и привлекательности региона для мигрантов;
• разработать меры по совершенствованию миграционной политики в регионах Российской Федерации.
Объект исследования - миграционные процессы в регионах Российской Федерации.
Предмет исследования - государственное регулирование миграционных процессов в Республике Татарстан, Тюменской области, городах Москве и Санкт-Петербурге и Краснодарском крае.
Изучением миграции, ее причин и факторов занимаются многие ученые. Понятие «мигрант» анализировали А. В. Бубич, Г. Г. Зинкевич.. Экономические выгоды и издержки от миграционных процессов рассмотрены в работах Безбородовой Т. М., В. Д. Дорофеева, И. А. Юрасова.
Правовые аспекты регулирования миграции нашли отражение в работах Нуфер. Г. Ю., Будалина Е. П., Азарова Н. П., Балашовой Т. Н., Г ошуляк В. В., Морозова П. Е., Малышева Е. А., Мамитова Н. В., Додонова К. Д. и др.
Причины миграционных процессов были исследованы Худавердяном В. Ц., Немерюк Е. Е., Аникиным Л. С., Нуреевым Р. М.
Информационную базу работы составляют Конституция РФ, статистические отчеты Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов, нормативно правовые акты: Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1; Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 27.12.2018) «О беженцах», Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 N 114-ФЗ, Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ, Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ, Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 N 109-ФЗ , а также законодательство исследуемых регионов.
Методическую базу работы составляют методы теоретического анализа, анализа нормативно-правовой базы, сравнительный, статистический и корреляционный анализы, социологический опрос и проектный метод.
Структура работы представляет собой введение, три главы, заключение и библиографический список.
В введении обоснована актуальность выбранной темы, поставлены цель и задачи работы, выбран объект и предмет.
В первой главе представлены различные подходы к определению сущность и роли миграции в экономике, а также проанализированы организационные и правовые основы миграционной политики в Российской Федерации.
Во второй главе рассмотрены системы управления миграционными процессами в Республике Татарстан, Свердловской и Нижегородской областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. В этой же главе проведен корреляционно-регрессионный анализ взаимосвязи социально-экономического развития регионов и их привлекательности для мигрантов.
В третьей главе выделены актуальные проблемы миграционной политики в регионах Российской Федерации, предложены рекомендации по ее совершенствованию.
В заключении подведены итоги проведенного исследования, сделаны выводы.
В результате написания выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы.
Под «миграцией» понимается перемещение людей через границы тех или иных территорий со сменой места жительства навсегда или на длительный период времени. Перемещение населения происходит под влиянием различных факторов - военно-политических, природных, социально-экономических.
В Российской Федерации отсутствует единый закон в сфере миграции, но при этом есть нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы гражданства, порядок миграционного учета, статут беженцев и т.д. Основные направления развития данной сферы сформулированы в Указе Президента Российской Федерации «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы».
Государственное регулирование миграционных процессов в России осуществляется также посредством программно-целевых методов. Основной государственной программой в данной сфере является Государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», а именно Подпрограмма «Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Российской Федерации».
Нормативно-правовое регулирование вопросов миграции происходит на международном, федеральном, региональном уровнях. На уровне муниципалитетов правовое регулирование процессов миграции практически отсутствует, однако именно местном уровне у органов власти есть больше шансов проводить миграционную политику в интересах конкретной территории.
Основным профильным субъектом управления миграционной политикой является Главное управление Министерства внутренних дел по вопросам миграции Российской Федерации. В регионах субъект управления представлен в виде территориального подразделения Министерства внутренних дел. В каждом субъекте Российской Федерации есть Управление по вопросам миграции.
По результатам корреляционно-регрессионного анализа было выявлено, что на миграционный поток в регионах России оказывают влияние валовой региональный продукт на душу населения, уровень безработицы, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений, число вузов.
Изучение общественного мнения относительно миграционных процессов показало, что среди коренных жителей превалирует нейтральная атмосфера к мигрантам, однако были случаи, когда граждане высказывались негативно по отношению к приезжим, что говорит о необходимости проведения грамотной информационной и адаптационной политики, направленной на создание терпимого отношения местных жителей к мигранта. Причем регионы имеют разные позиции в отношении адаптации мигрантов - например, властями Санкт-Петербурга создан интернет-портал для мигрантов «Добро пожаловать в Санкт-Петербург», где собрано актуальное законодательство для мигрантов, возможные места для трудоустройства, миграционный словарь и т.д., а в Республике Татарстан функционирует Дом дружбы народов.
Проведенный корреляционно-регрессионный анализ и анализ общественного мнения позволил предложить ряд рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования миграционными процессами.
Для успешной адаптации мигрантов-студентов разработан проект «Куратор иностранного студента». Его целью является успешная адаптация иностранных студентов в новую для них среду и формирование доброжелательного к ним отношения со стороны коренных жителей.
Таким образом, поставленные в ходе выполнения выпускной квалификационной работы задачи были выполнены, а цель достигнута.
Под «миграцией» понимается перемещение людей через границы тех или иных территорий со сменой места жительства навсегда или на длительный период времени. Перемещение населения происходит под влиянием различных факторов - военно-политических, природных, социально-экономических.
В Российской Федерации отсутствует единый закон в сфере миграции, но при этом есть нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы гражданства, порядок миграционного учета, статут беженцев и т.д. Основные направления развития данной сферы сформулированы в Указе Президента Российской Федерации «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы».
Государственное регулирование миграционных процессов в России осуществляется также посредством программно-целевых методов. Основной государственной программой в данной сфере является Государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», а именно Подпрограмма «Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Российской Федерации».
Нормативно-правовое регулирование вопросов миграции происходит на международном, федеральном, региональном уровнях. На уровне муниципалитетов правовое регулирование процессов миграции практически отсутствует, однако именно местном уровне у органов власти есть больше шансов проводить миграционную политику в интересах конкретной территории.
Основным профильным субъектом управления миграционной политикой является Главное управление Министерства внутренних дел по вопросам миграции Российской Федерации. В регионах субъект управления представлен в виде территориального подразделения Министерства внутренних дел. В каждом субъекте Российской Федерации есть Управление по вопросам миграции.
По результатам корреляционно-регрессионного анализа было выявлено, что на миграционный поток в регионах России оказывают влияние валовой региональный продукт на душу населения, уровень безработицы, мощность амбулаторно-поликлинических учреждений, число вузов.
Изучение общественного мнения относительно миграционных процессов показало, что среди коренных жителей превалирует нейтральная атмосфера к мигрантам, однако были случаи, когда граждане высказывались негативно по отношению к приезжим, что говорит о необходимости проведения грамотной информационной и адаптационной политики, направленной на создание терпимого отношения местных жителей к мигранта. Причем регионы имеют разные позиции в отношении адаптации мигрантов - например, властями Санкт-Петербурга создан интернет-портал для мигрантов «Добро пожаловать в Санкт-Петербург», где собрано актуальное законодательство для мигрантов, возможные места для трудоустройства, миграционный словарь и т.д., а в Республике Татарстан функционирует Дом дружбы народов.
Проведенный корреляционно-регрессионный анализ и анализ общественного мнения позволил предложить ряд рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования миграционными процессами.
Для успешной адаптации мигрантов-студентов разработан проект «Куратор иностранного студента». Его целью является успешная адаптация иностранных студентов в новую для них среду и формирование доброжелательного к ним отношения со стороны коренных жителей.
Таким образом, поставленные в ходе выполнения выпускной квалификационной работы задачи были выполнены, а цель достигнута.
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕГИОНАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: АНАЛИЗ ИХ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ В РЕГИОНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЭВОЛЮЦИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕС
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Решение миграционных проблем в Российской Федерации и в Аргентинской Республике (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ И
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ
ПФО: ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016



