Содержание:
Введение с.4-11
Глава 1. Теоретические проблемы взаимосвязи родительского отношения и мотивации достижения с. 12-66
1.1 Семья как социальный фактор становления личности
ребенка с. 2-41
1.1.1. Роль семьи в развитии личности с позиций различных теоретических
подходов - . . с. 12-22
1.2 Проблема единства, понятийного аппарата психологии детско-
родительских отношений .. . . с.22-25
1.1.3 Типология детско-родительских отношений. с.25-37
1.1.4- Роль матери в становлении личности ребенка с.38-41
1.2 Основные теоретические принципы психологии мотивации
достижения с. 41 -66
1.2.1 История становления теории мотивации достижения , с.41-50
1.2.2 Предмет изучения теории мотивации достижения с.50-57
1.2.3 Проблемы онтогенетического развития мотивации достижения с.57-62
1.2.4 Роль семейного воспитания в развитии мотивации
достижения* с. 62-67
Глава II Опыт эмпирического исследования влияния родительского отношения на развитие мотивации достижения школьников
лет,с.68-101
2 Концепция и рабочая гипотеза исследования с.68-71
2.2 Объект и предмет исследования. Обоснование выборки с.71-74
2.3 Метод исследования и его этапы . . с.75-77
2.4 Результаты исследования с.78-101
Заключение с,102-104
Выводы с.104-105
Литература с. 10 6-115
Приложения с.116-146
Актуалыность темы исследования. Мотивация' достижения играет
важную роль в регуляции поведения человека. Изучение ее проблем является актуальным направлением в; психологической науке, что обусловлено определенными тенденциями развития современного общества, Научно - технический прогресс, модернизация, расширение сферы предпринимательства, повышение престижности образования ставят человека перед необходимостью достижения определенного уровня успешности в ситуациях, связанных с соревнованием, объективной оценкой, конкурсным отбором. Часто его поведение в таких ситуациях зависит от силы, и направленности мотивации достижения: Это обусловило необходимость расширения научных представлений и данном направлении
Основанная в середине XX столетия, теория мотивации достижения, изучает переменные, определяющие, какие степени трудности задач мотивируют личность. В рамках общей теории мотивации достижения разрабатывалось множество проблем. Среди них: «модель выбора риска» (Дж, Аткинсон)» ее «теоретико-атрибутивная модификация)) (X. Хекхаузен); соотношение индивидуальных и социокультурных различий в мотивации достижения (Д. Макклелланд); проблемы генезиса; мотивов- (X. Хекхаузен), учение о каузальной атрибуции (В. Вайнер), представления о л оку се контроля (Дж. Ротгер), выученной беспомощности (М. Зелигмаи), ииструментальности (В.Вроом);
В отечественной психологии теория мотивации достижения развивалась в связи с исследованием уровня притязаний (М.Ш, Магомед-Эминов, В.К. Гербачевский, Т.В. Корнилова), изучались ее динамические факторы (персеверация, консумация, куммуляция)^ (И.А. Васильев, М.Ш, Магомед- Эминов). Ю.М. Орлов рассматривал мотивацию достижения как результативную характернееку внутренней мотивации учебной деятельности.
4
Несмотря на свою актуальность, проблемы мотивации достижения являются недостаточно изученными, особенно н отечественной науке: Одной из малоизученных является проблема становления мотивации достижения в детском возрасте, и проблема влияния на ее развитие социального окружения и, в частности, семьи, которая, по мнению X. Хекхаузена представляет собой, фактор, способствующий или нивелирующий развитие сильной мотивации достижения. Исследования5 Д, Маккелланда выявили,; что семейное влияние может иметь культурные различия, поэтому, изучение особенностей становления мотивации достижения* ребенка; в условиях воспитания- в российской культуре, представляет научно-практический: интерес и обладает научной новизной.
Рассматривая, семейное воспитание одним из главных социальных факторов развития мотивации- достижения, зарубежные исследователи выделяли для экспериментального изучения следующие показатели:;
1) возраст, в котором от ребенка ожидается независимость и самостоятельность (Winterbottom, 1958; McClelland, 1952)
2) степень позитивного подкрепления, даваемое родителями за достижения ребенка (Crandall,1960)
3) уровень требовательности родителей в отношении достижений ребенка (Argyle, Robinson, 1962).
Результаты этих исследований часто носят противоречивый характер, в силу различий методологических подходов, целей: исследований, возраста испытуемых. Поэтому, до сих пор отсутствует ясность в том» какие именно переменные, связанные с воспитанием, оказывают непосредственное влияние на мотивационные параметры. В связи с этим, сложной проблемой, является; правомерность предполагаемой связи «причина - воздействие». Дело в том, что изучение влияния на мотивацию; достижения одного фактора и недоучет остальных, может ввести в заблуждение при интерпретации результатов, а, применяя многофакторный анализ, по мнению X. Хекхаузена, мы рискуем запутаться в сложном хитросплетении различных причин[127].Также следует
5
отметить, что существующие исследования обладают некой методологической ограниченностью, поскольку процесс развития мотивации достижения непосредственно с внешними воздействиями, без учета особенностей индивидуального своеобразия восприятия ребенком родительского отношения.
Мы полагаем, что изучение проблемы влияния семейного воспитания на развитие мотивации достижения ребенка должно: происходить с учетом воспитательной атмосферы в целом, поскольку одними те же воспитательные воздействия могут носить противоположный характер в семьях с различными типами родительского: отношения; Являясь исходной, первой, и, в начале, единственной, референтной* группой для; ребенка, семья< продолжает играть важную роль в качестве института социализации на стадии школьного^ обучения. Референтность делает личностно-значимыми для* ребенка семейные установки и ценности, обеспечивая их присвоение.
Проблема влияния семейного воспитания па развитие личности чрезвычайно актуальна. Особенности мотивация достижения ребенка во многом обусловлены* социальными факторами, среди которых решающим является характер детско-родительских отношений. В проведенном теоретическом исследовании показана значимость влияния семейного воспитания, в частности, материнского, на развитие мотивации достижения. Однако подчеркивается его опосредованность, неспецифический характер, что объясняется субъективными характеристиками восприятия воспитательных воздействий ребенком, влиянием остальных членов семьи, а также других социальных, факторов на его становление.
Были выявлены такие особенности материнского воспитания в современной российской: семье, такие как, склонность к гиперопекающему воспитанию, и минимальности использования наказаний,, а также специфические проявления родительского- отношения в зависимости от возраста и порядка рождения ребенка. Нами, установлены значимые положительные и отрицательные связи между мотивами достижения «надежда на успех», «боязнь неудачи; связанная' с ощущением собственной неспособности», «боязнь социальных последствий неудачи» и такими параметрами родительского отношения как уровень требований, запретов и санкций со. стороны матери. Выявлены значимые связи между параметрами родительского отношения и мотивами достижения у мальчиков и девочек, единственных детей и имеющих сиблингов..
Полученные результаты подтвердили гипотезу о наличии опосредованного влияния родительского отношения на развитие мотивации достижения ребенка и позволили расширить научные представления о роли социального окружения в развитии личности.; Было доказано, что негармоничное воспитание отрицательно сказывается па развитии мотивации достижения.
Нами разработаны рекомендации для родителей, с целью- психологического- просвещения в вопросе о том, какие формы детско- родительских отношений способствуют гармоничному развитию мотивации достижения ребенка:
1» Развитию высокого уровня мотивации достижения способствует оптимальный, Tie превышающий возрастные и индивидуальные особенности ребенка уровень требований, которые должны быть понятны ему и непротиворечивы,
2. Предоставление ребенку самостоятельности, в сочетании с оптимальным уровнем контроля со стороны родителей, может способствовать формированию высокой потребности в достижении.
3. Наказания за неудачи способствуют развитию у ребенка мотива «боязнь социальных последствий неудачи», что может стать важной причиной снижения сто активности: в ситуациях достижения.
4. Применение санкций в; воспитании способствует снижению самооценки ребенка и. увеличению мотива «ощущение собственной неспособности». Поэтому санкции должны применяться в минимальном количестве, в случае особенной необходимости,
5. Родители должны способствовать созданию и поддержанию таких ситуаций достижения, чтобы вероятность успеха и поражения для ребенка была равной.
6. Чрезмерное использование похвалы за достижения, может оказать отрицательное влияние на мотивацию, ребенок, может оценивать свои возможности неадекватно, а похвала за достижения в заданиях, оцениваемых ребенком как легкие, может вызвать его разочарование,
7. Родители или другие, значимые для ребенка, люди, с высокой потребностью в достижении, могут стать образцом для подражания в развитии высокой мотивации достижения ребенка.
8; При воспитании ребенка родителям необходимо руководствоваться принципами адекватности (ориентация: на индивидуальные особенности
ребенка), динамичности (учет актуальной ситуации развития), прогностичиости (способности к предвидению результатов своих действий).
Литература:
1. Айнсворз М. Обратим ли эффект депривации?// Лишенные родительского попечительства: Хреетоматня./Под ред. Б ,С .Мухин ой- М.: Просвещение, 1991.- С.161-165.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психолгические труды “М.: Посвещение, 1980, Т.2.
3. Амонашвили ША. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников,- М.: Педагогика, 1984.
4. Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. — СПб.: Речь, 1998.
5. Архирссва Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Автореф.канд,.. дне. - М.,
1990.
6. Асеев В:Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.: Наука, 1976.
7. Афанасьева Н.В. МД - Решетка Шмальта. Руководства к тесту мотивации достижения детей 9-11 лет,-М.: Когито-Центр, 1998.
8. Еайярд Г., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение,
1991.
9. Бернс Р. Развитие «Л - концепции» и воспитание. - М.: Педа1Ч)гика, 1986.
10. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Сб. статей. Изучение мотивации детей и подростков ./Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежны ой. - М.: Педагогика, 1972.
11. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1978, Jsfe 4.-С. 23-35.
12. Бойко В.В. Малодеткая семья.- М.: Педагогика, 1988.
13. Боулби Дж. Детям - любовь и заботу .//Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. / Под ред. B.C. Мухиной. - М.: Просвещение, 1991.- С. 144-154.
106
14. Быкова М.В. Проблема родительского отношения в проекции различных теоретических подходов У/Ро дител и и дети: Психология взаимоотношений ./Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. - М.: Когито - Центр, 2003.
15. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения, - М., 1986.
16. Варга А .Я», Смехов В. А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник Московского университета, Сер, 14. Психология, 1986 № 4.- С. 22-32.
17. Васильев И.А., Магомсд-Эмииов М.Ш. Мотивация и контроль за действием, - М,; Изд. Московского университета, 1991.
18. Винникотг Д.В. Разговор с родителями. — М.: Педагогика, 1994.
19. Воликова Т.В, Учитель и семья. - М,: Педагогика, 1980.
20. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. - М., 1981.
21. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М.: Педагогика,
1992.
22. Вопросы детской и общей психологии / Под ред. Б.Г. Ананьева. - М., 1954.
23. Выготский JLC. Педагогическая психология.- М.: Просвещение, 1991.
24. Выготский JI.C. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4 Детская психолошя./Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1984.
25. Грабал В. Мотивация достижения и ее развитие в процессе учебной деятельности: Психолого - педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. - М., 1980.
26. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.А. Неврозы и их лечение, — Л.: «Медицина», 1977.
27.. Гарбузов В.И, Нервные дети: Советы врача. - JL: МедиципаЛ990.
28. Гонобоблин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973.
29. Горре Делла А. Ошибки родителей. - М.: Педагогика, 1993.
30. Грановская P.M., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. — СПб.: «Речь», 1998.
107
31. Григорян С.Т. Проблема мотивации учения школьников в советской психологии. - М.: Паука, 1985.
32. Гурко Т. А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Сод и с, 1996, № 3.
33. Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога; -М.: Просвещение ,1985.
34. Дрейкурс Р.? Солц В, Счастье вашего ребенка.- М.: Педагогика, 1986
35. Дружинин В.Н. Психологии семьи. - Екатеринбург, 2000.
36. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности И Вопросы психологии, 1991, № 1.-С. 135-142.
37. Думитрашку Т.А; Факторы формирования индивидуальности ребенка в многодетной семье, Автир.дисс... канд, нсихол. наук.-М., 1992.
38. Заслужнюк B.C., Семичснко В.А. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. - М.: Педагогика,. 1996.
39. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. — Л. :Медицина, 1988;
40. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.
- М: Педагогика ,, 2000.
41. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000.
42. Ингехам К, Педагогическая диагностика.- М.; Просвещение, 1991.
43. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: Семейное воспитание. // Вопросы психологии, 1992, Jte 1-2., С. 14-21.
44. Карпова Е.В: Развитие мотивации достижения как условие психологического благополучия детей в учебном процессе // Психологическое благополучие участников образовательного процесса. - Ярославль, 1998.
45. Клюева Н.В. Психолог и семья. — Ярославль: Академия развития. Академия холдинг, 2002.
46. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987.
47. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.
48. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 198S.
юз
49. Конончук Н.Е. Формирование стиля разрешения жизненных трудностей а условиях неправильного воспитания // Психо л отческий журнал, J 985, том бДаЗ^С. 117-142.
50. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. - М.: Зпатге, 1996.
51. Лангеймер И., Матейчик 3, Психическая депривация в детском возрасте.- Прага, 1984.
52. Леви В. Нестандартный ребенок. - М.: Знание, 1983'
53. Левитов Н.Д. Психология подростка и воспитание его в-семье. - М.: Знание, 1958,
54. Левкович В.П. Психология семейного воспитания //Психологический журнал. 1981.Т.2., №6.- С. 107-117;
55. Леонтьев А ,Н* Потребности, мотивы, эмоции. - М.: Знание, 1971.
56. Лисина М;И. Общение, личность и психика ребенка. — М.: Просвещение, 1997.
57. Личко Л.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М.,.1983.
58. Лужецкая И.А., Павлова О,Н. Особенности материнского отношения к ребенку до и после его поступления в школуУ/Родители и дети: Психология взанмоотношений./Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой,. - М.: Когито — Цептр,2003
59. Лужецкая И.А., Родительское отношение и развитие самооценки у ребенка. //Родители-и дети: Психология взаимоотношений ./Под ред. Н.А. Савиной, Е.О. Смирновой. — М.: Когито - Центр, 2003
60. Луныеов А.И., Лосева В.К. Родитель, ребенок, школа: Анализ взаимных страхов // Психологическая консультация, JS° 1.
61. Магомед-Эминов М.Ш;, Васильев И.А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации .//Вопросы психологии, 1986., №5,
62. Макаренко А.С. Книга для родителей.- М:: Педагогика, 1968.
63. Макушииа О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 2002, № 5,-С. 135-163.
64. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания - М., 2002.
109
65. Максименко О.В. Фрустрация потребностей, конфликт и психологическая защита ребенка в ситуации нарушенного материнского отношения. //Родители и дети: Психология взаимоотношений ./Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. — М.: Когнто —Центр, 2003
66. Маркова Л.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М. : Прсвещение, 1990.
67. Маслоу А,Г. Мотивация и личность,- СПб.: Речь, 1999.
6 8. Матюхи н а М. В. Моги вация у ченил младших- школ ыш ко в. - М., 1984.
69. Мещерякова С.Ю. Материнское отношение к ребенку раннего возраста.//Родители и дети: Психология взаимоотношений.УПод ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой, М.: Когито-Центр, 2003.
70. Мид М. Культура и мир детства* - М.: Наука, 1988.
71. Мир детства: Младший школьник. /Под ред. Хрипковой А.Г. - М.: Педагогика, 1988,
72. Москвиче» С.Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях. - Киев, 1975.
73. Мотивация личности* Феноменология: Закономерности и механизмы формирования: Сборник научных трудов./Под ред. А.А.Бодалена- М.: Наука, 1982.
74. Мухина B.C. Возрастная психология. -М., 1999.
75. Мясшцев B.II. Личность и неврозы.*- JL: Медицина, 1960.
76; Мясшцев В.Н. Психология отношений. — М,- Воронеж, 1995.
11. Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков //Изучение мотивации детей и подростков. /Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. — М.: Педагогика, 1972.
78. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок. Психологический аспект детского развития. - М., 1999.
79. Общая психодиагностика. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Просвещение, 1987.
по
80. Овчаров а Р.В. Психологическое сопровождение родительства.- М; Изд. института психотерапии, 2003.
81. Орлов Ю.М. Потребность в достижении учебной деятельности / Потребности и мотивы учебной деятельности.- М.: Паука, 1976.
82. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. Посысоева Н.Н. -М: Из д, «ВЛАД ОС- ПРЕС С »., 2004.
83. Очерки психологии детей (Младший школьный возраст),/Под ред. А.И.Леонтьева. — М.: Просвещение, 1950.
84. Петровский А.В, Всегда ли правы родители? Психология воспитания.- М.: Изд: «АСТ», 2003.
85. Петровский А.В., Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Педагогика, 1981
86. Петровский Б.А,, Полевая М.Н. Отчуждение- как феномен дегско- родитсльских отношений. И Вопросы психологии. 2001.
87. Плотиекс И.Э. Психология в семье/- М.: Просвещение, 1991.
88. Поваренков 10.П., Юферова М.А. Мотивация достижения школьников как результат семейного воспитания //Ярославский психологический вестник Вып. 13.- Москва- Ярославль 2004.- С. 96-101,
89. Поваренков Ю.П.? Юферова М.А. Влияние особенностей семейного воспитания на мотивацию достижения школьников. Материалы 14-х Страховских чтений. Вып. 14, Т. — Саратов, 2004. - С.23-30.
90. Прекоп И. Маленький тиран. Как дети манипулируют родителями. - СПб: «Речь».,2002.
91. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи.- М.: Педагогика, 1990.
92. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряковой. - М., 1999.
93. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /Под ред. Е.Г. Силяевой. - М., 2000.
in
94. Рахковская Е.М. Психологические особенности влияния семьи на развитие ценностных ориентаций подростка: Автореф. дисс... канд. психол. наук. - М., 995.
95. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 1999.
96. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М.,
1995,
97. Савина Е.А. Родительские представления и установки .//Родители к дети: Психология взаимоотношений ./Под. ред. Е.А, Савиной, Е.О. Смирновой - М.: Когито - центр, 2003.
98. Савина Е.А, Забота^ контроль и требования родителей как основные факторы воспитания ребенка.// Родители и дети: Психология взаимоотношений//Под, Ред; Е,А, Савиной, Е.О. Смирновой. - М.: Когито - Центр, 2003.
99. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооцепку и па оценку другими людьми/ сб, статей. Изучение мотивации детей и подростков.под ред. Л.И, Божович и Л.В. Благоиадежиной. - М.: «Перагогика», 1972,
100. Сатир В, Как строить себя и свою семью. — М.: Педагогика - пресс, 1992.
101. Сатир В. Психотерапия семьи.- СПб,: Изд. «Речь», 2001.
102. Семейное воспитание: Краткий словарь./Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. — М.: Проспещение, 1990.
103. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии,- СПб.: Изд. «Речь», 2004.
104. Синягина Н JO. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений,- М.: Изд. «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001.
105. Скиннер Р., Килз Д. Семья и как в ней уцелеть. - М.: Изд. «АСТ АСТРЕЛЬ» 2004.
106. Славина Л.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьникаУ/Изучение
П2
мотивации детей и . подростков ./Под ред. Л.И. Божович и Л. В. Благонадежной. -М., 1972.
107. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии, 2000, № 3.
108. Смирнова Е.О., Радсва Р., Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Криттенден) //Вопросы психологии, 1999j № К, - С.105-116.
109. Соколова В,Н. Юзефович Г.Я. Ошы и дети в меняющемся мире, - М,,1991.
110. Соколова Е. Т., Чеснова И.Г. Зависимость самооцснки подростка от отношения к нему родителей // Вопросы психологии, 1986, N° 2,- С. ПО- 117.
111. Спиваковскал А.С. Как быть родителями. — М.: Педагогика, 1986.
М2. Спивакопекая А.С. Профилактика детских неврозов. - М.: Изд. МГУ, 1988.
113. Столин В.В, Самосознание личности. - М., 1983.
114. Столин В.В., Голосова Н.И. Факторная структура-отношения человека к человеку // Психологический журнал, 1984. Т. 4, № 2,- С.62-67.
115. Столин В:В., Соколова Е.Т., Варга AJL Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики // Семья в; психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования Под ред. Бодалева А.А., Столица В.В; - М.: Изд. МГУ, 1989, С. 16-37.
116. Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. - М.: Педагика, 1988.
117. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его
118. исследования в психологии //Вопросы психологии, 2001, №2,, С-22-37.
119. Филинчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? М., 1978.
120. Фрейд А. Норма и патология детского развития. — М., 1998;
123. Фрейд А. Разлука с матерью .//Лишенные родительского попечительства:. Хрестоматия. / Под ред, Мухиной B.C. — М.: Просвещение, 1991,
122. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1989.
123, Фрейд 3. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989.
113
124. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М: Просвещение, 1991,
125. Фромм Л. Душа человека. М., 1998.
126. Хекхаузен X. Деятельность и мотивация. - М.: «Педагогика», 1986* Т. 1.
127. Хекхаузен X. Деятельность и мотивация. - М.: «Педагогика», 1986, Т. 2.
128. Хекхаузен X, Психология мотивации достижения. - СПб.: «Речь», 2001.
129. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка.- М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2003.
130. Целуйко В,М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей .- М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003.
131;Чеснова И .Г. Межличностное отношение в семье как фактор ф ормировани я эмо ционалъно-ценностного самоотн ошения подростка. Автореф... дисс. канд. псих.наук.- М.» 1992
132. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. - Ярославль, L991.
133. Шилов И.Ю. Фамилистика; Психология и педагогика семьи. - СПб., 2000.
134. Шнейдер Л.Б, Психология семейных отношений, — M,t 2000.
135. Шумакова Н.Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей //Вопросы психологии,- 2004,- № 3.
136. Щербакова Н.Г. Влияние семейной группы на становление учебно¬познавательной мотивации младших школьников // Вопросы психологии, 1987, № 2,- С.47-54;
137. Эйдсмиллср Э.Г., Юстицкас В: Психология и психотерапия семьи. - СПб.; Питер, 1999.
138. Эйдемштлер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — Л.; Изд. «Медицина», 1990.
139. ЭриксоггЭ. Детство и общество. — СПб., 1996.
140; Юнг К.Г. Психология бессознательного.- М., 2001.
141. Юферова М.А. Влияние стиля семейного воспитания на мотивацию достижения школьников // Социальная психология XX столетия. Т.2 /Под ред. В.В. Коз лова-Ярославль: Изд-во МАПН, 2004. - С. 424-427.
114
142. Atkinson, J.W, (Ed.) Motives in fantasy, action, and society. Princeton, T.J.: Van Nostrand, 1958.
143. Atkinson, J.W. An introduction to motivation. Princeton, N.J.: Van Nostrand, 1964.
144. Bandura A., and Mischel, W. Modification on self - imposed delay of reward throudh exposurre to live and symbolic models. J. Pers. soc. Psychol., 1965, 2, 698-705.
145. Crandall V.J., Katkovsky W., and Preston, Anne. A conceptual formulation for some research on ehilder's achievement development. Child Dcvelpm., 1960,
31, 787-797.
146. Heckhauseu H., and Kemmlern, Zilly, Entstehungs led ingunge n der kindlicchen Selbstandigkelt. exp. angeve. Psychol. 1957, IV, 603-622.
147. Me Clelland D.C. Achievement and entrepreneurship: A longitudinal study. J. Pers. soc. Psychol.> 1965, 1,39Б-392 (в).
148. Me Clelland D.C. The achieving sotieti. Princeton, N.J.: Van Nostrand, L964, !>p. 16-45 (a).
149. Me Clelland D.C. and Liberman, A.M. The cffeets of need for achievement on recodnition of need - related word. J. Pers., 1949, 18,236-251.
150. Moss H.A, and Kagan, J. Stability of achievement and recodnition seeking behaviors from early childhood through adulthood. J. abnorm. see. Psycol., 1961, 62, 504-513.
151. Rosen B.C., and D'Andrade, K. The psychosocial origins of achievement motivations. Sociometry., 1959,22, 185-218.
152. Rosen B.C., Socialization and the achievement motivation in Brazil. Amer sociol, Rev., 1962, 27, 612-624.