Психодинамика личности в экстремальных условиях жизнедеятельности (19-00.06.)
|
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение 2
Часть 1 .ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОДИНАМИКА 24
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПСИХОДИНАМИКИ ЛИЧНОСТИ 24
1.1. Психолинамика отношений и способностей личности 24
1.2. Когннтивные стили личности 35
ГЛАВА 2. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 48
ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОДИНАМИКИ С ПРЕДМЕТОМ ЮРИДИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ 55
ГЛАВА 4. ПСИХОДИНАМИКА ЛИЧНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ (ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ)
ВРЕМЕНИ 58
4,1. Время...
4.2. Познание. Перцептивный образ 63
4.3. Познание. Мысль 65
4.4. Эмоции и страсти
4.5. Воля .....69
Глава 5. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПСИХОДИНАМИКИ ЛИЧНОСТИ 74
5.1. Множества и отношения ..<.•„*..74
5.2. Отображения и функции
5.3. Операции и алгебры ......... 88
5.4. Линейные пространства ..97
/
5.5» Метрические пространства 103
5.6. Топологические пространства 105
5.7. Композиции моделей »*».»«»** 107
ГЛАВА 6. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ 109
ГЛАВА 7. АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА БАЗЕ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТА 121
7.1. Проведение пилотажного исследования .......124
7.2. Специфика планирования оснвоного психоодинамического эксперимента 129
7.3. Интерпретация результатов статистического анализа....* 133
Выводы по части 1 136
Часть 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОДИНАМИКА 137
ГЛАВА 1.0БЩАЯ ПСИХОДИНАМИКА ПОЗНАНИЯ 137
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ПЕРЦЕПТОДИНАМИКИ 148
2,1» Общая психодинамика перцептивного обобщения 148
2.2. Индивидуальная психодинамика перцептивного обобщения.* 150
ГЛАВА 3. ПРОСТРАНСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ 158
ГЛАВА 4. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 167
4.1. Компонентный состав познавательной деятельности 167
4.2, Психодишшнческая структура интереса как движущей силы
формирования личности...». 172
4Зь Стабилизирующая роль в развитии личности индивидуальной пспходииамики познания 176
4.4. Психодинамичсская стабилизация интеллектуальных процессов в связи с профессиональным интересом,, 180
4.5. Нсиходипамическая стабилизация психических состояний личности 185
4.6. Пснходииамическая стабилизация психических свойств личности в связи с половым диморфизмом 188
4.7. Соотношение статических и динамических характеристик личности в связи с профессиональным интересом»»»............ 192
4.8. Психодинамическая структура познавательных интересов 197
4.9. Психодинамнка познавательных интересов в структуре личностного
познания * 202
Выводы по части 2 * . 206
ЧАСТЬ 3.
ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОДИНАМНКА 207
ГЛАВА 1. ПРИКЛАДНЫЕ МЕТОДЫ ЛСИХОДНИАМИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ 207
1.1. Опросные методы психодинамичсской диагностики базовых сфер личности 207
1.2. Опросные методы некоторых сфер социокультурного поведения
личности.. * 219
1.3. Метол расчета психодинамических коэффициентов» 234
ГЛАВА 2, ПСИХОДИНАМИКА ВОЛЕВЫХ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И КОГНИТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ПО ЭКСТРЕМАЛЬНОСТИ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ .239
2.1. Психодинамика волевых состояний личности в экстремальных условиях жизнедеятельности 239
2.2. Психодинамика эмоциональных состояний личности в экстремальных условиях жизнедеятельности 250
2.3. Психодннамнка КОГНИТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ личности в экстремальных
условиях жизнедеятельности 259
ГЛАВА 3. ПСИХОДИПАМИКА ВЫСШЕГО ЛИЧНОСТНОГО СИНТЕЗА 268
3.1. Совместное представление психодипамики волевых, эмоциональных и когнитивных процессов 269
3.2. Пснходинамика читательского поведения........ 277
3.3. Лсиходинамика социально-психологического климата в служебном коллективе 283
3.4. Оценка психодинамики поведения по спектру психодннамических коэффициентов 288
3.5. Психодинамика переживания ответственности за преступления в местах лишения свободы 294
3.6. Адаптивный и неадаптивный лсиходинамические типы, 299
Выводы по части 3 302
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 303
ЛИТЕРАТУРА 307
ОГЛАВЛЕНИЕ 335
ПРИЛОЖЕНИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Введение 2
Часть 1 .ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОДИНАМИКА 24
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ПСИХОДИНАМИКИ ЛИЧНОСТИ 24
1.1. Психолинамика отношений и способностей личности 24
1.2. Когннтивные стили личности 35
ГЛАВА 2. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 48
ГЛАВА 3. СООТНОШЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОДИНАМИКИ С ПРЕДМЕТОМ ЮРИДИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ 55
ГЛАВА 4. ПСИХОДИНАМИКА ЛИЧНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ (ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ)
ВРЕМЕНИ 58
4,1. Время...
4.2. Познание. Перцептивный образ 63
4.3. Познание. Мысль 65
4.4. Эмоции и страсти
4.5. Воля .....69
Глава 5. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПСИХОДИНАМИКИ ЛИЧНОСТИ 74
5.1. Множества и отношения ..<.•„*..74
5.2. Отображения и функции
5.3. Операции и алгебры ......... 88
5.4. Линейные пространства ..97
/
5.5» Метрические пространства 103
5.6. Топологические пространства 105
5.7. Композиции моделей »*».»«»** 107
ГЛАВА 6. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ 109
ГЛАВА 7. АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА БАЗЕ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТА 121
7.1. Проведение пилотажного исследования .......124
7.2. Специфика планирования оснвоного психоодинамического эксперимента 129
7.3. Интерпретация результатов статистического анализа....* 133
Выводы по части 1 136
Часть 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОДИНАМИКА 137
ГЛАВА 1.0БЩАЯ ПСИХОДИНАМИКА ПОЗНАНИЯ 137
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ПЕРЦЕПТОДИНАМИКИ 148
2,1» Общая психодинамика перцептивного обобщения 148
2.2. Индивидуальная психодинамика перцептивного обобщения.* 150
ГЛАВА 3. ПРОСТРАНСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ 158
ГЛАВА 4. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 167
4.1. Компонентный состав познавательной деятельности 167
4.2, Психодишшнческая структура интереса как движущей силы
формирования личности...». 172
4Зь Стабилизирующая роль в развитии личности индивидуальной пспходииамики познания 176
4.4. Психодинамичсская стабилизация интеллектуальных процессов в связи с профессиональным интересом,, 180
4.5. Нсиходипамическая стабилизация психических состояний личности 185
4.6. Пснходииамическая стабилизация психических свойств личности в связи с половым диморфизмом 188
4.7. Соотношение статических и динамических характеристик личности в связи с профессиональным интересом»»»............ 192
4.8. Психодинамическая структура познавательных интересов 197
4.9. Психодинамнка познавательных интересов в структуре личностного
познания * 202
Выводы по части 2 * . 206
ЧАСТЬ 3.
ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОДИНАМНКА 207
ГЛАВА 1. ПРИКЛАДНЫЕ МЕТОДЫ ЛСИХОДНИАМИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ 207
1.1. Опросные методы психодинамичсской диагностики базовых сфер личности 207
1.2. Опросные методы некоторых сфер социокультурного поведения
личности.. * 219
1.3. Метол расчета психодинамических коэффициентов» 234
ГЛАВА 2, ПСИХОДИНАМИКА ВОЛЕВЫХ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И КОГНИТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ПО ЭКСТРЕМАЛЬНОСТИ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ .239
2.1. Психодинамика волевых состояний личности в экстремальных условиях жизнедеятельности 239
2.2. Психодинамика эмоциональных состояний личности в экстремальных условиях жизнедеятельности 250
2.3. Психодннамнка КОГНИТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ личности в экстремальных
условиях жизнедеятельности 259
ГЛАВА 3. ПСИХОДИПАМИКА ВЫСШЕГО ЛИЧНОСТНОГО СИНТЕЗА 268
3.1. Совместное представление психодипамики волевых, эмоциональных и когнитивных процессов 269
3.2. Пснходинамика читательского поведения........ 277
3.3. Лсиходинамика социально-психологического климата в служебном коллективе 283
3.4. Оценка психодинамики поведения по спектру психодннамических коэффициентов 288
3.5. Психодинамика переживания ответственности за преступления в местах лишения свободы 294
3.6. Адаптивный и неадаптивный лсиходинамические типы, 299
Выводы по части 3 302
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 303
ЛИТЕРАТУРА 307
ОГЛАВЛЕНИЕ 335
ПРИЛОЖЕНИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Актуальность гемм исследования. Многоплановый и чрезвычайно сложный процесс развития психологической науки в перестроечный и пост- перестроечный период жизни Российского общества требует от психологов исследователей и практиков особого внимания к методологическим основам каждой конкретной отрасли психологического знания. Существенный пересмотр парадигмальной базы научного знания, характерный для настоящего времени, делает особенно актуальными исследования, направленные на поиск новых теоретических конструктов, позволяющих строить исследовательские программы изучения сложных, социокультурно обусловленных форм поведения человека, его личности в целом- Вторым существенным моментом, определяющим актуальность настоящего исследования, является социальный запрос уголовно-исполнительной системы к психологической науке, зафиксированный в новом 1996 года уголовно-исполнительном кодексе РФ. Гак ст. 109 гласит: «Воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индилидуальных особенностей личности и характера осужденных (выд. нами) и обстоятельств совершенных ими преступлений»; а ст. 110 требует всю воспитательную работу организовывать «на основе психолого¬педагогических методов». [1] В этой связи становится очевидной актуальность задачи широкого и обоснованного внедрения новых научных психологических знаний в пенитенциарную практику с целью управления, как процессом исправления осужденного, так и необходимостью целостных изменений его личности в процессе ресоциализацни. Другой, несомненно, важной и актуальной задачей пенитенциарной и в целом юридической психологии является исследование личности сотрудника правоохранительных органов, процессов его адаптации и реадаптации в условиях службы, форм профессиональной деформации. Наличие этих двух глобальных и во многом разно¬плановых для практического психолога У ИС задач делает особенно актуальным поиск глубинных личностных механизмов формирования сложных форм человеческого поведения, реальная динамика которых в экстремальных условиях жизнедеятельности может в одних случаях вести к криминальному, а в других к социально ответственному поведению.
В отечественной психологии динамической стороне психики всегда уделялось большое внимание. Важность динамических представлений в психологии подчеркивал еще С. Л .Рубинштейн, рассматривая их как неотъемлемую часть сформулированного им субъектного подхода. Он подчеркивал, что психические свойства личности одновременно и проявляются и формируются в ее поведении. Поэтому неприемлемы как сугубо статическая точка зрения, которая исходит из свойств личности как чего-то изначально данного, так и сугубо динамическая точка зрения, которая растворяет личность в ситуации и превращает все свойства лишь в изменчивые состояния, лишенные какой бы то ни было, относительной устойчивости [226]. Требуя диалектического разрешения указанного противоречия, С.Л.Рубинштейн фактически заложил основу будущих психодинамических исследований, в которых индивидуальные особенности психодинамики человека и являют собой искомую «относительную» динамическую устойчивость. Дальнейшее развитие теории личности в отечественной психологии ведущими психологами неизменно ориентировалось на органическое сочетание динамических и статических представлений личности. В работах С.Л.Рубинштейна,
В.Н.Млсищева, А.Н .Леонтьева, Б.Г.Ананьева, Б.М.Теплова и др. можно най¬ти в главных моментах прописанную программу динамических исследований психики. Динамическая устойчивость психических свойств личности приобретает особое значение для юридической психологии, точнее для того ее раздела, который носит название экстремальная юридическая психология. [272]
А.М. Столяреико выделяет морально-психологическую, профессионально- психологическую и психофизиологическую устойчивость личности в экстремальных условиях и ситуациях. Системы о-функциональная модель экстремальных ситуаций, согласно А.М. Столярен ко, включает п себя три группы компонентов, а именно обстановочных (то, что человека окружает и можно назвать обстоятельствами средой, внешними условиями); личностных (то, что представляет из себя данный индивид); деятельностных или поведенческих (то, что человек делал, намеревается делать, что делает и чего достигает). [249] Последняя группа компонентов непосредственно объединяет психодинамические характеристики поведения человека в экстремальных условиях, в этом смысле раскрывается понятие психодинамики личности в психологическом времени в нашей работе. В единой структуре здесь представ¬лены прошлое (что делал) в связи с будущим (что намеревается делать) и синтезирующее настоящее (чего достигает). С другой стороны, три группы компонентов экстремальной ситуации требуют включения трех блоков личностного синтеза, — познание (ориентация в том, что окружает), эмоции (личность с ее переживаниями) и волю (действия), - детально исследуемых в диссертации. Тогда исследовательская оценка экстремальности реальных условий жизнедеятельности будет носить сугубо динамический, точнее психодинамнческий характер* Раскрывая психодинамику личности человека, можно определить экстремальность его жизнедеятельности и прогнозировать его дальнейшее поведение, Для того чтобы это делать, необходимо не только переформулировать в более широком контскстс само понятие психодинамика личности, но и построить методическую и методологическую базу ее исследования, включающую и специальную систему психодииамкческой диагностики личности. Актуальность этой части работы определена проблематикой экстремальной юридической психологии, как она описана И.О.Котеневым в контексте «диагностика, профилактика и коррекция негативных психических состояний, возникающих у сотрудников правоохранительных органов под воздействием экстремальных условий». [272]
В отечественной психологии динамической стороне психики всегда уделялось большое внимание. Важность динамических представлений в психологии подчеркивал еще С. Л .Рубинштейн, рассматривая их как неотъемлемую часть сформулированного им субъектного подхода. Он подчеркивал, что психические свойства личности одновременно и проявляются и формируются в ее поведении. Поэтому неприемлемы как сугубо статическая точка зрения, которая исходит из свойств личности как чего-то изначально данного, так и сугубо динамическая точка зрения, которая растворяет личность в ситуации и превращает все свойства лишь в изменчивые состояния, лишенные какой бы то ни было, относительной устойчивости [226]. Требуя диалектического разрешения указанного противоречия, С.Л.Рубинштейн фактически заложил основу будущих психодинамических исследований, в которых индивидуальные особенности психодинамики человека и являют собой искомую «относительную» динамическую устойчивость. Дальнейшее развитие теории личности в отечественной психологии ведущими психологами неизменно ориентировалось на органическое сочетание динамических и статических представлений личности. В работах С.Л.Рубинштейна,
В.Н.Млсищева, А.Н .Леонтьева, Б.Г.Ананьева, Б.М.Теплова и др. можно най¬ти в главных моментах прописанную программу динамических исследований психики. Динамическая устойчивость психических свойств личности приобретает особое значение для юридической психологии, точнее для того ее раздела, который носит название экстремальная юридическая психология. [272]
А.М. Столяреико выделяет морально-психологическую, профессионально- психологическую и психофизиологическую устойчивость личности в экстремальных условиях и ситуациях. Системы о-функциональная модель экстремальных ситуаций, согласно А.М. Столярен ко, включает п себя три группы компонентов, а именно обстановочных (то, что человека окружает и можно назвать обстоятельствами средой, внешними условиями); личностных (то, что представляет из себя данный индивид); деятельностных или поведенческих (то, что человек делал, намеревается делать, что делает и чего достигает). [249] Последняя группа компонентов непосредственно объединяет психодинамические характеристики поведения человека в экстремальных условиях, в этом смысле раскрывается понятие психодинамики личности в психологическом времени в нашей работе. В единой структуре здесь представ¬лены прошлое (что делал) в связи с будущим (что намеревается делать) и синтезирующее настоящее (чего достигает). С другой стороны, три группы компонентов экстремальной ситуации требуют включения трех блоков личностного синтеза, — познание (ориентация в том, что окружает), эмоции (личность с ее переживаниями) и волю (действия), - детально исследуемых в диссертации. Тогда исследовательская оценка экстремальности реальных условий жизнедеятельности будет носить сугубо динамический, точнее психодинамнческий характер* Раскрывая психодинамику личности человека, можно определить экстремальность его жизнедеятельности и прогнозировать его дальнейшее поведение, Для того чтобы это делать, необходимо не только переформулировать в более широком контскстс само понятие психодинамика личности, но и построить методическую и методологическую базу ее исследования, включающую и специальную систему психодииамкческой диагностики личности. Актуальность этой части работы определена проблематикой экстремальной юридической психологии, как она описана И.О.Котеневым в контексте «диагностика, профилактика и коррекция негативных психических состояний, возникающих у сотрудников правоохранительных органов под воздействием экстремальных условий». [272]
Основные итоги, выводы и рекомендации по результатам диссертационного исследования сформулированы в следующих 10 пунктах.
1, В основе сложных социокультурных форм человеческого поведения в экстремальных условиях жизнедеятельности, обусловленных жесткой правовой регуляцией, лежит психодинамика более элементарных психических состояний личности, которые находятся в постоянном цикловом взаимозамещении. Субъективное пространство личности в экстремальных условиях жизнедеятельности, обусловленных применением норм права, на примере личности осужденных и сотрудников УИС, представляет собой пространство исиходинамнческих циклов смены самых разных состояний личности. Каждый цикл представляет собой сложное субъективное состояние, лежащее в основе некоторой формы социокультурного поведения. При этом установлены существенные различия этих форм в разных группах испытуемых, что позволяет делать выводы о специфике психодииамики личности в различных по экстремальности и различных по правовому положению условиях.
2. Структура субъективного (психодинамического) пространства отражения, которое (в силу принципа активности психики) есть одновременно и пространство личностных реакций в различных по экстремальности условиях жизнедеятельности, определенных применением норм права, является по базису трехмерным. Экспериментально продемонстрировано, что первое измерение представляет собой иеспецифическое реагирование и а ситуацию (дезадаптация). Второе — специфическое реагирование (волевое напряжение), Третье - представление себя, своей личности в ситуации (Я ~ такой!), Трехмерность субъективного пространства определена трехчаст- ностью субъективного времени: прошлое, настоящее, будущее.
3. Психодинамика личности есть общее количество циклов взаимозамещений элементарных состояний, а всякий отдельный цикл определяет в основных свойствах то или иное социокультурное поведение. Ведущие ти¬пы такого поведения подробно описаны в третьей части диссертации. По¬казаны различия в группах испытуемых, находящихся в разных по экстремальности и гто правовому положению условиях жизнедеятельности. Установление психодинамического типа личности в каждой из сфер с использованием разработанного и описанного в диссертации инструментария позволяет психологу практику вести направленную социокультурно ориентированную психокоррекцию личности человека, обратившегося за психологической консультацией (или направленного иа обследование и консультацию).
4. Индивидуальная психодинамика как субъективное пространство отражения обладает всем набором циклов, однако, обследованию подвергаются сс активные подпространства, непосредственно организующие интересующее пенитенциарного психолога практика поведение. Это является практической реализацией того принципа, что индивидуальная психодинамика есть реализация полной психодинамяки на определенном историческом этапе жизни личности, ограниченном конкретными условиями жизнедеятельности. Таким образом, в практической деятельности пенитенциарного психолога открывается еще одна возможность психокоррекции не только по отдельным «вопросам», а направленное изменение психодинамики личности в целом с учетом специфики конкретной проблем¬ной области. Исходя из этот, в практику пенитенциарного психолога рекомендуется внедрить направленное формирование психодинамики (по тем или иным циклам) осужденного в процессе подготовки к освобождению с целью усвоения ему приемлемых в социуме форм социокультурного поведения. В работе с персоналов сотрудников исправительных учреждений исследование индивидуальной психодииамнки приобретает особое значение в период стажировки, т.к. позволяет психологу практику управлять процессом адаптации стажера к условиям службы, настраивать свою психодинамику в соответствии с распределением психодинамических типов в коллективе, в котором он должен занять определенное социальное положение.
5. Методика психодинамической диагностики, разработанная и представ¬ленная в работе диссертантом, позволяет не только определять ведущие психодннамическис типы (циклы состояний) в той или иной сфере психодинамики, по н строить новые методы, ориентированные па анализ интересующих психолога практика проблемных областей личности. Использование этих методов может быть рекомендовано для исследования процессов социальной адаптации людей к самым разным экстремальным условиям жизнедеятельности, накладывающим ка отношения и поведения тс или иные ограничения. Это могут быть условия службы в ВС, МВД, МЧС, усложненные условия труда и жизни, экстремализованные условия обучения, др.
1, В основе сложных социокультурных форм человеческого поведения в экстремальных условиях жизнедеятельности, обусловленных жесткой правовой регуляцией, лежит психодинамика более элементарных психических состояний личности, которые находятся в постоянном цикловом взаимозамещении. Субъективное пространство личности в экстремальных условиях жизнедеятельности, обусловленных применением норм права, на примере личности осужденных и сотрудников УИС, представляет собой пространство исиходинамнческих циклов смены самых разных состояний личности. Каждый цикл представляет собой сложное субъективное состояние, лежащее в основе некоторой формы социокультурного поведения. При этом установлены существенные различия этих форм в разных группах испытуемых, что позволяет делать выводы о специфике психодииамики личности в различных по экстремальности и различных по правовому положению условиях.
2. Структура субъективного (психодинамического) пространства отражения, которое (в силу принципа активности психики) есть одновременно и пространство личностных реакций в различных по экстремальности условиях жизнедеятельности, определенных применением норм права, является по базису трехмерным. Экспериментально продемонстрировано, что первое измерение представляет собой иеспецифическое реагирование и а ситуацию (дезадаптация). Второе — специфическое реагирование (волевое напряжение), Третье - представление себя, своей личности в ситуации (Я ~ такой!), Трехмерность субъективного пространства определена трехчаст- ностью субъективного времени: прошлое, настоящее, будущее.
3. Психодинамика личности есть общее количество циклов взаимозамещений элементарных состояний, а всякий отдельный цикл определяет в основных свойствах то или иное социокультурное поведение. Ведущие ти¬пы такого поведения подробно описаны в третьей части диссертации. По¬казаны различия в группах испытуемых, находящихся в разных по экстремальности и гто правовому положению условиях жизнедеятельности. Установление психодинамического типа личности в каждой из сфер с использованием разработанного и описанного в диссертации инструментария позволяет психологу практику вести направленную социокультурно ориентированную психокоррекцию личности человека, обратившегося за психологической консультацией (или направленного иа обследование и консультацию).
4. Индивидуальная психодинамика как субъективное пространство отражения обладает всем набором циклов, однако, обследованию подвергаются сс активные подпространства, непосредственно организующие интересующее пенитенциарного психолога практика поведение. Это является практической реализацией того принципа, что индивидуальная психодинамика есть реализация полной психодинамяки на определенном историческом этапе жизни личности, ограниченном конкретными условиями жизнедеятельности. Таким образом, в практической деятельности пенитенциарного психолога открывается еще одна возможность психокоррекции не только по отдельным «вопросам», а направленное изменение психодинамики личности в целом с учетом специфики конкретной проблем¬ной области. Исходя из этот, в практику пенитенциарного психолога рекомендуется внедрить направленное формирование психодинамики (по тем или иным циклам) осужденного в процессе подготовки к освобождению с целью усвоения ему приемлемых в социуме форм социокультурного поведения. В работе с персоналов сотрудников исправительных учреждений исследование индивидуальной психодииамнки приобретает особое значение в период стажировки, т.к. позволяет психологу практику управлять процессом адаптации стажера к условиям службы, настраивать свою психодинамику в соответствии с распределением психодинамических типов в коллективе, в котором он должен занять определенное социальное положение.
5. Методика психодинамической диагностики, разработанная и представ¬ленная в работе диссертантом, позволяет не только определять ведущие психодннамическис типы (циклы состояний) в той или иной сфере психодинамики, по н строить новые методы, ориентированные па анализ интересующих психолога практика проблемных областей личности. Использование этих методов может быть рекомендовано для исследования процессов социальной адаптации людей к самым разным экстремальным условиям жизнедеятельности, накладывающим ка отношения и поведения тс или иные ограничения. Это могут быть условия службы в ВС, МВД, МЧС, усложненные условия труда и жизни, экстремализованные условия обучения, др.



