Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИМИДЖА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ(19.00.05 )

Работа №3987

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы217стр.
Год сдачи2005
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1579
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Имидж Вооруженных Сил России в молодежной среде как объект
социально-психологического исследования 16
1.1. Проблема корпоративного имиджа в современной психологии 16
1.2. Социально-психологические характеристики молодежи как субъекта имиджа 36
1.3. Подходы к исследованию особенностей имиджа Вооруженных Сил России 59
Глава II. Вооруженные Силы России в обыденном сознании молодежи 80
2.1. Исследование содержания образа Вооруженных Сил с помощью психосемантического эксперимента 80
2.2. Факторная структура семантического пространства восприятия и типология имиджа ВС РФ 95
2.3. Взаимосвязь имиджа ВС РФ с идентичностью молодежи и ее установками на военную службу 112
Глава III. Социально-психологическая модель коррекции имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации в молодежной среде 132
3.1. Определение характеристик эффективного имиджа ВС РФ в молодежной среде 132
3.2. Механизмы формирования и направления коррекции имиджа ВС РФ
в сознании молодежи 145
3.3. Содержание социально-психологической модели коррекции имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации 161
Заключение 178
Библиографический список 184
Приложения 195



ВВЕДЕНИЕ
Одним из условий успешного осуществления реформы ВС РФ является формирование привлекательного облика армии и флота России, повышение их престижа. Как показывает многовековой опыт, отношение общества к Вооруженным Силам во многом определяет морально-психологическое состояние военнослужащих, а значит, и боеготовность войск, эффективность решения поставленных перед ними задач. Восприятие Вооруженных Сил, как элемента Российского государства, так или иначе затрагивающего интересы всех россиян, влияет на стабильность общества и настроения людей. Следовательно, имидж ВС РФ, как целенаправленно формируемый в обыденном сознании образ, является важным элементом безопасности России.
Понимание войны как социально-психологического явления, предполагает изучение влияния образов своих войск и войск противника на исход военно¬го противоборства. Научные исследования свидетельствуют о значительной роли имиджа вооруженных сил в военных конфликтах. Стратегическое информационно-психологическое противоборство «второго поколения» включает в себя систему глобальных мероприятий по «управлению впечатлением» (Perception Management) . Среди прочего, этот вид противоборства направлен на разрушение сложившихся у населения противника и третьих стран образов государственных органов и вооруженных сил противоборствующей стороны,
1 См., например: Россия: стратегия достоинства. Имидж и реальность страны, информацион¬ные технологии и кризисные ситуации/ Под ред. С.Е. Кургиняна, А.П. Ситникова. -М., 2001; Банников К.Л. Антропология экстремальных групп (Доминантные отношения среди военно¬служащих срочной службы Российской Армии). -М., 2002. С. 242.
2 См.: Караяни А.Г. Психология и война// Психология войны. -Сборник материалов конференции. -М., 2002. С. 19.
3 См.: Гриняев С. Взгляды военных экспертов США на ведение информационного противо- борства//Зарубежное военное обозрение. № 8. 2001; с. 10-12; Гахов А. Психологические аспекты применения авиации в современных условиях// Зарубежное военное обозрение. 2004. № 11. С. 34.

4
на формирование недоверия к ним.
Соответственно ставится и вопрос о защите собственного населения и личного состава вооруженных сил от подобных воздействий со стороны противника. В вооруженных силах США, Великобритании, Германии, Франции и других стран создана разветвленная система связей с общественностью, глав¬ной задачей которой является создание положительного имиджа данного государственного института. Все развитые страны, комплектующие вооруженные силы на добровольной основе, проводят интенсивную рекламу военной службы, эффективность которой обеспечивается широкомасштабными научными исследованиями. Таким образом, среди мировых держав становится отчетливым понимание роли имиджа вооруженных сил в современном военном противоборстве.
Стратегии формирования имиджа сегодня все чаще направляются на молодежь. Молодежь закономерно рассматривается как резерв для пополнения личного состава Вооруженных Сил и, соответственно, как одна из целевых групп для технологий формирования имиджа армии . Более 85% военнослужащих относится к молодежи. Поэтому восприятие армии молодыми людьми является важным оборонным ресурсом нашего государства.
Конец XX века в России ознаменовался ростом негативного отношения к Вооруженным Силам, падением престижа военной службы. Недоверие к ар¬
1 См., например, Шаравов И.В. Психологическое воздействие на войска и население зару¬бежных стран. -М., 2000.С. 102; Тюрин Д. Сафонов В. Психологические операции ВС США в Афганистане//Зарубежное военное обозрение № 3. 2002. с. 7-11.
2 См.: Шаравов И.В. Психологическое воздействие на войска и население зарубежных стран. -М., 2000. С. 93.
3 См.: Прудников Л.А. Политические технологии как фактор формирования имиджа Воо¬руженных Сил Российской Федерации: Дис... канд. полит. наук. -М., 2004. С. 74.
4 См.: Певень Л.В. Готовность к военной службе: проблемы формирования оборонного сознания российской молодежи//Социс, 1997, № 5. С. 26.
5 Завальнюк В.В. Военно-профессиональная ориентация молодежи на кадровую службу в армии (на примере курсантов военных вузов г. Москвы). -Дис. канд. социол. наук. -М.,
2002. С.3.

5
мии выражает все большее число молодых людей1. По данным всероссийского опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение», 46% молодых людей считает положение в Российской армии «плохим и очень плохим» . Несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, число молодых людей уклоняющихся от призыва на военную службу, остается весьма высоким. Так, по данным ГОМУ ГШ ВС РФ, осенью 2004 года на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не явились 21 тыс. граждан. Это является одной из существенных причин недостаточного укомплектования войск рядовым и сержантским составом3. Кроме того, для значительной части молодых людей, сам призыв в армию является психической травмой4. Следовательно, непривлекательный имидж военной организации страны во многом предопределяет трудности с комплектованием по призыву и по контракту, низкую мотивацию к службе всех категорий военнослужащих, отсутствие широкой общественной поддержки действий федеральных войск по наведению конституционного по¬рядка, незащищенность личного состава от негативного информационно¬психологического воздействия. Переход на комплектование частей и соединений военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, не снимает необходимость коррекции имиджа. ВС РФ. Более того, не исключены и негативные последствия такого перехода для имиджа ВС РФ (как это было, например, на первом этапе аналогичных преобразований в США)5.
Государственное и военное руководство России озабочено тем, как воспринимаются Вооруженные Силы населением России и особенно молодежью. Все чаще в выступлениях руководителей, политиков и ученых звучит мысль о
1 Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. -М, 2003. С.113.
2 См.: Результаты опроса Фонда «Общественное мнение» от 13 февраля 2005 года (1500 респондентов) // www.fom.ru, 17.02.2005.
3 См.: Интервью с начальником Главного организационно-мобилизационного управления ГШ ВС РФ генерал-полковником В.В. Смирновым // www.mil.ru, 15.12.2004.
4 См.: Петер С.Л. Развитие Я-образа военнослужащего по призыву: Автореф. дис... канд. психол. наук. -М. 2001. С.2.
5 См., например: Останкович А.Е. Социально-психологические предпосылки и условия пере¬хода ВС США на контрактную систему комплектования: Дис. канд. психол. наук. -М., 1994.

6
необходимости изменения имиджа. ВС РФ1. «Ведь вполне очевидно, что от их образа, формируемого общественным мнением, во многом зависит отношение наших сограждан к тому, что в настоящее время происходит в армии и на флоте», - отмечает Министр обороны России С.Б. Иванов . Наряду с усилиями по повышению боеготовности, устранению преступности в армейской среде, укреплению правового статуса военнослужащих, принимаются меры по улучшению информационного обеспечения, рекламы военной службы, созданию системы связей с общественностью. Очевидно, что деятельность по коррекции имиджа ВС РФ невозможна без изучения его современного состояния, выявления социально-психологических особенностей, детерминант и закономерностей его формирования.
Несмотря на представленность термина «имидж» в современной отечественной науке, построение психологической теории имиджа остается нерешенной задачей. В диссертационных исследованиях и научных публикациях отражаются отдельные аспекты данного явления. Е.Б. Перелыгиной, предложившей концепцию имиджа как феномена интерсубъективного взаимодействия, теоретическая модель имиджа построена применительно к персональному имиджу . Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин, наиболее предметно исследовавшие корпоративный имидж, рассматривают его в рамках деятельности по связям с общественностью4. Отсутствие единого подхода в понимании сущности, структуры и функций корпоративного имиджа в современной науке затрудняет определение методологических ориентиров в его изучении. В многочисленной, так на¬
1 См., например: Бусловский В.Н. Привлечение граждан к прохождению военной службы по контракту: основные направления военно-информационной работы // www.mil.ru., 25.01.2005; Резолюция, принятая участниками круглого стола «Имидж армии - имидж безо¬пасности России» // www.academim.org, 4.03.2005.
2 Иванов С. Армия новой эпохи: Выступление министра обороны РФ Сергея Иванова на сборе руководящего состава Вооруженных сил Российской Федерации «Основные итоги подготовки Вооруженных Сил РФ в 2004 учебном году, перспективы их строительства и развития на период до 2016 года// Красная звезда. -2004, 19 ноября.
3 См.: Перелыгина Е.Б. Имидж как феномен интерсубъективного взаимодействия: содержа¬ние и пути развития: Дис. докт. психол. наук. -М., 2003.
4 См.: Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз». -СПб., 2003.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из задач военного строительства Российской Федерации является формирование результативного имиджа армии. Важнейшей целевой аудиторией имиджа ВС РФ выступает российская молодежь. Создание результативного имиджа ВС РФ в молодежной среде позволит осуществить решение ряда внутренних (психологическая защита, повышение мотивации к службе и самооценки военнослужащих) и внешних (привлечение кандидатов на военную службу, предупреждение уклонений от призыва на военную службу, поддержка деятельности армии населением) проблем ВС РФ. Изучение современного состояния имиджа ВС РФ, выявление социально-психологических особенностей, детерминант и закономерностей его формирования - является условием эффективной деятельности по коррекции имиджа ВС РФ.
Данное исследование было посвящено выявлению социально¬психологических особенностей имиджа ВС РФ в молодежной среде, обусловленных как дифференцированным влиянием воспринимаемых характеристик ВС РФ, так и психологическими характеристиками молодежи. Проведенный теоретический анализ состояния проблемы имиджа в современной психологии и результаты эмпирического исследования позволили решить поставленные задачи, подтвердить основную гипотезу диссертационного исследования, и свидетельствуют об обоснованности разработанных теоретических положений, адекватности организационно-методического замысла исследования, достоверности полученных выводов и практической значимости разработанных рекомендаций.
Исследование особенностей имиджа ВС РФ в молодежной среде позволяет сделать следующие теоретические и практические выводы:
1. Образы вооруженных сил, всегда игравшие важную роль в военном противоборстве, сегодня становятся одними из главных мишеней психологической борьбы. Соответственно необходима целенаправленная деятельность по

179
коррекции образа Российской армии. Имидж ВС РФ в молодежной среде, представляемый как устойчивый эмоционально окрашенный образ, формирующийся в обыденном сознании молодежи посредством целенаправленной активизации восприятия социально и личностно значимых характеристик Вооруженных Сил России, выполняет ряд психологических функций: мотивации принадлежности к Вооруженным Силам, психологической защиты и поддержания высокой самооценки военнослужащих, информирования, воздействия на поведение молодежи, согласования картины окружающего социального мира в сознании людей.
2. Структура имиджа ВС РФ может быть рассмотрена в двух планах. Элементами функциональной структуры имиджа ВС РФ являются: Объектный компонент, выражающий реальные характеристики объекта имиджа (ВС РФ), существующие объективно и могущие быть воспринятыми аудиторией; Субъектный компонент, представляющий особенности субъекта восприятия (российской молодежи), которые оказывают влияние на формирование имиджа; Целевой компонент, отражающий цели формирования имиджа и направленность на те параметры восприятия ВС РФ, коррекция которых изменит поведение аудитории в благоприятную (с т.з. субъекта коррекции) сторону. Динамическая структура имиджа включает следующие уровни: Диспозиционный, выражающий форму фиксации отношения субъекта к ВС РФ и социальной реальности в целом; Знаковосодержательный, отражающий основные когнитивные и эмоциональные характеристики ВС РФ, воспринимаемые молодыми людьми; Поведенческий, представляющий регулирующее воздействие имиджа.
3. Критерием результативности имиджа ВС РФ является его соответствие целям формирования. В качестве общей цели можно выделить формирование психических образований (мнения, отношения, социальные установки), направляющих поведение аудитории имиджа в благоприятную для ВС РФ сторону. Для молодежи конкретным критерием оценки имиджа служит выраженность положительной установки на военную службу.

180
4. Молодежь как целевая аудитория имиджа ВС РФ имеет ряд психологических характеристик, наиболее важные из которых выражаются в соответствующем этому возрасту становлении идентичности. Наибольшее значение для формирования имиджа ВС РФ оказывает развитие общественного и военного аспектов идентичности молодых людей, причем формирование эффективного имиджа ВС РФ возможно при одновременной выраженности обоих аспектов. Современный кризис социальной идентичности российской молодежи во многом предопределяет неэффективный имидж ВС РФ в молодежной среде.
5. Исследование особенностей имиджа в молодежной среде предполагает выявление устойчивых различий в восприятии Вооруженных Сил между группами молодежи, обусловленных как дифференцированным влиянием воспринимаемых характеристик ВС РФ, так и психологическими свойствами молодежи. Такие особенности проявляются на трех уровнях, соответствующих динамической структуре имиджа:
• на диспозиционном уровне - зависимость имиджа, от одновременной выраженности общественной и военной идентичности молодых людей;
• на знаково-содержательном уровне - факторы восприятия ВС РФ, представляющие собой конструкты, при помощи которых молодыми людьми формируется имидж («Оценка состояния», «Социальная значимость», «Личностная близость», «Тяжесть службы» и «Романтика-обыденность») и типы имиджа ВС РФ («Негативный», «Отстраненный», «Сочувствующий», «Ситуативно-приемлемый»);
• на поведенческом уровне - зависимость отношения молодых людей к военной службе от типа имиджа ВС РФ.
6. Исследование не выявило типа имиджа ВС РФ, который можно было бы назвать «Положительным». Наиболее отрицательное отношение к воен¬ной службе связано с «Негативным» типом имиджа ВС РФ. «Отстраненный» тип влияет на формирование положительной установки к службе по призыву, а «Сочувствующий» связан с формированием положительного отношения только

181
к военной службе по контракту. «Ситуативно-приемлемый» тип имиджа лежит в основе положительных установок на военную службу, как по призыву, так и по контракту. Молодые люди, которым свойственен «Сочувствующий» и «Ситуативно-приемлемый» типы имиджа являются наиболее вероятными кандидатами на военную службу по контракту и должны рассматриваться как целевая группа в рекламе военной службы.
7. Целевой образ, являющийся ориентиром в деятельности по коррекции имиджа ВС РФ, характеризуется высокими значениями по факторам «Оценка состояния», «Социальная значимость», «Личностная близость», невыраженной оценкой фактора «Тяжесть службы». Основными имиджевыми при¬знаками такого образа являются: оценка состояния ВС РФ как эффективных и вызывающих гордость; социальная значимость, восприятие их как «наших»; личностная значимость ВС РФ для молодых людей; комфорт службы и взаимоотношений; наделение традиционными мужскими качествами (мужественность, смелость, сила и т.д.); организованность, дисциплинированность и ответственность, вызывающие доверие; обеспеченность; добровольность; престижность. Направленность коррекции на формирование указанных характеристик позволит сформировать результативный имидж ВС РФ.
8. Социально-психологические механизмы формирования имиджа ВС РФ представляют собой совокупность процессов, опираясь на которые, субъект восприятия конструирует образ ВС РФ. Такие механизмы проявляются в устойчивых и повторяющихся особенностях имиджа ВС РФ. Основными социально-психологическими механизмами формирования имиджа ВС РФ в молодежной среде являются: Идентификация с военнослужащим, Военно¬социальная идентификация и Сравнение с идеалом.
9. Основными направлениями по коррекции имиджа ВС РФ являются: Изменение характеристик ВС РФ, как проведение реальных преобразований в материальной, технической, организационной, правовой и других сферах в ходе военного строительства; Изменение свойств аудитории, ее социально¬психологических характеристик: свойственных молодежи образов, установок и стереотипов, включая развитие военной и общественной идентичности; Оптимизация массовой коммуникации, как изменение ее психологической структуры, обеспечивающее согласование с факторами восприятия ВС РФ, потребностями молодых людей и психологическими закономерностями распространения массовой информации.
10. Социально-психологическая модель коррекции имиджа ВС РФ включает взаимодействие образов обыденного сознания молодежи, участвующих в формировании имиджа ВС РФ, на которое направлено корректирующее воздействие, с учетом выявленных социально-психологических механизмов. Содержание социально-психологической модели коррекции имиджа описано в виде модулей, образованных исходя из реализации направлений коррекции с учетом механизмов формирования имиджа. Каждый из предложенных модулей выражает отдельную задачу по коррекции имиджа ВС РФ в молодежной среде: Работа в ВС РФ с гражданской молодежью; Презентация основной деятельности ВС РФ; Реальное изменение значимых характеристик ВС РФ; Развитие военной идентичности молодежи; Развитие общественной идентичности и патриотическое воспитание; Формирование в сознании молодежи адекватного образа для сравнения; Поддержка развития военной идентичности в массовой коммуникации; Освещение деятельности ВС РФ в контексте «Мы» - «Они»; Демонстрация близости ВС РФ к идеалу.
11. Разработанные модель психосемантического исследования и методика оценки имиджевых характеристик ВС РФ в молодежной среде могут быть положены в основу мониторинга имиджа Вооруженных Сил Российской Феде¬рации, других силовых структур и органов государственной власти России.
Проведенная работа показала необходимость продолжения исследований и позволила наметить их перспективные направления, среди которых: изучение психологических особенностей воздействия рекламы военной службы, создание психологических основ маркетинга военной службы, дальнейшая разработка психодиагностических методик для оценки имиджа Вооруженных Сил и установок на военную службу, исследование условий оптимизации имиджа военных образовательных учреждений и войск (сил) выполняющих специальные задачи, построение социально-психологической модели защиты имиджа ВС РФ от психологических операций противника, выявление психологических условий повышения эффективности информационного обеспечения деятельности ВС РФ и связей с общественностью, исследование внутреннего имиджа и корпоративной культуры ВС РФ, изучение психологических аспектов совершенствования символики ВС РФ и дизайна предметно-пространственной среды военных городков и служебных помещений.




БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация: Введение в интерпре-тативную социологию. -М., 1999.
2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. -М., Воронеж, 1999.
3. Абульханова-Славская К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подход // Российский менталитет: вопросы психологиче¬ской теории и практики. -М., 1997. С. 7 - 78.
4. Агапова И.Ю. Социально-психологическое воздействие рекламного сооб¬щения на целевую аудиторию: Автореф. .канд. психол. наук. -М., 1999.
5. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. -М., 1990.
6. Алавидзе Т.Л., Антонюк Е.В., Вильданова А.А. Психологические аспекты освещения событий в Чечне программами центрального телевидения (по материалам информационных передач в январе 1995г.)// Вопросы психоло¬гии. 1995. № 4.
7. Алешин В.В. Социально-психологические аспекты формирования военно-профессиональной ориентированности учащихся: Дис. .канд. психол. на¬ук. -М., 1991.
8. Амирова Л.В., Лебедев А.Г. Имидж офицера. -Тверь, 2000.
9. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. -СПб, 2003.
10. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 1997.
11. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заве¬дений. -М., 2002.
12. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. -М., Воро¬неж, 1999.
13. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). -М., 1978.
14. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. -М., 1999.
15. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. -СПб, 2003.
16. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. -М., 1999.
17. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование ми¬ров. -М., Воронеж, 1996.
18. Атабиева Ж. А. Особенности изменения социокультурных ориентаций со-временной российской молодежи // Молодежь России перед лицом глобаль¬ных вызовов на рубеже веков: Материалы Международной конференции. / Под ред. И.М. Ильинского. -М., 2001.
19. Ахвелидиани М.В. Телевидение в системе военно-патриотического воспи¬тания: Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 2002.

185
20. Бабич Н.С., Батыков И.В. Измерение социальной дистанции // Социальная идентичность: способы концептуализации и измерения: Материалы Всерос-сийского научно-методического семинара. -Краснодар, 2004.
21. Банников К. Л. Антропология экстремальных групп (Доминантные отноше¬ния среди военнослужащих срочной службы Российской Армии). М., 2002.
22. Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. -М., 1996.
23. Бекоева Д. Д. Социально-психологические условия формирования государ-ственного самосознания: Автореф. дис. докт. психол. наук. -М., 2004.
24. Беловодский В.А. Уклонение от военной службы как социально¬психологическое явление. -Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1997.
25. Белоконь М. А. Развитие системы подготовки молодежи к военной службе в России: История и современность // Армия и общество. -1999. -№ 2.
26. Белоусова И.Э. Этнопсихологические факторы эффективности политиче¬ского имиджа: Дис. .канд. психол. наук. -М., 2000.
27. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз». -СПб., 2003.
28. Богданович Н. В. Субъект как категория отечественной психологии: Авто¬реф. дис. канд. психол. наук. -М., 2004.
29. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М., 1991.
30. Бодалев А. А., Столин В.В. Общая психодиагностика. -СПб, 2000.
31. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы пси-хологии. -1979. -№ 4.
32. Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшенз: предмет и мастерство. -М. 2001.
33. Бровко С.А. Военно-гражданские отношения: содержание, типология и осо-бенности в России: Дис. ...канд. филос. наук. -М., 1997.
34. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной инфор¬мации. -М., 1977.
35. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб., 2000.
36. Бюль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. анализ стати-стических данных и восстановление скрытых закономерностей. -СПб, 2002.
37. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем. -М., 1991.
38. Вачаев С.П. Реклама в военной газете: Учебное пособие - М., 1994.
39. Вдовин Ю.Н. Престиж военной службы (философско-политический анализ): Автореф. дис. канд. философ. наук. -М., 1992.
40. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: Энциклопедия / Глав. ред. М.М. Козлов -М., 1985.
41. Веретенникова И.В. Влияние имиджа человека на деловые отношения в организации.: Дис. .канд. психол. наук. -М., 2001.
42. Вилер К. Без эффективной коммуникации нет эффективного управления. Отличительный облик и имидж местной администрации. -Обнинск, 2002.

186
43. Возжеников А.В. Комплектование вооруженных сил на контрактной основе: современные проблемы и перспективы // Современное состояние военно-гражданских отношений и государственное управление сектором безопас¬ности в России: Материалы международной конференции. -М., 2005.
44. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. -М., 1982. Т. 2.
45. Галлиев Р.Т. О ходе выполнения государственной программы «патриотиче¬ское воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Во¬енная служба в России: история, современное состояние и проблемы ре¬формирования: Материалы российской научно-практической конференции. -Уфа, 2003.
46. Галумнов Э.А. Международный имидж России: стратегии формирования. - М., 2003.
47. Гахов А. Психологические аспекты применения авиации в современных условиях// Зарубежное военное обозрение. -2004. -№ 11. С. 34-43.
48. Горбаткин Д.А. Имидж организации: структура, механизмы функциониро¬вания, подходы к формированию: Дис. ... канд. психол. наук. -М., 2003.
49. Гриняев С. Взгляды военных экспертов США на ведение информационного противоборства// Зарубежное военное обозрение. -2001. -№ 8.
50. Грушин Б. Массовое сознание. -М., 1990.
51. Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 г. -М., 2004.
52. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. -СПб., 2001.
53. Гунбина С.Г. Динамика социальных представлений учащейся молодежи в условиях социально-экономического кризиса (на примере курсантов летно¬го училища). Дис. ... канд. психол. наук. -Самара, 2000.
54. Давыдов Д.Г., Грабовский И.В. Отношение российской молодежи к военной службе // Военно-социологические исследования: Сборник статей. -2004. - № 3.
55. Давыдов Д.Г. Имидж в контексте психологической теории // Имиджелогия: тенденции и перспективы развития. -М., 2003.
56. Давыдов Д.Г. Имидж вооруженных сил в современном военном противо¬борстве // Связи с общественностью как интегрированное научное знание периода открытого информационного общества: Материалы конференции. - М, 2004.
57. Давыдов Д.Г. Имидж Вооруженных Сил Российской Федерации в молодеж¬ной среде как предмет социально-психологического исследования // Сбор¬ник научных статей адъюнктов. -М.: ВУ. -2004. -№ 12.
58. Давыдов Д.Г., Мясоедов С.П. Армии нужен свой парень // Военное образо¬вание. -2003. -5-11 июля. С. 4-5.
59. Данилова Е.Н., Ядов В.А. Неустойчивая социальная идентичность стано¬вится нормой //Социальная идентичность: способы концептуализации и из¬мерения: Материалы Всероссийского научно-методического семинара. - Краснодар, 2004. С. 8-14.

187
60. Даунинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективно¬сти: Пер. с англ. -М., 2003.
61. Дерюгин В.И. Специальные методы социально-психологического воздейст¬вия и влияния на людей. -Челябинск, 1996.
62. Дерюгин Ю.И. Снова о военной реформе. //Социс. -1993. -№12.
63. Дмитриева Н.В. Психологические факторы трансформации идентичности личности: Дис. докт. психол. наук. -Новосибирск, 1999.
64. Доган М. Угасание национализма в Западной Европе // Социс. -1993. -№3.
65. Донцов А.И., Басканский О.Е. Схемы понимания и объяснения физической реальности // Вопросы философии. -1998. -№ 11.
66. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии: Учебное пособие. -М., 1987.
67. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология / Под ред. А. А. Леонтьева. -М., 1980.
68. Дугин А.Г. Философия политики. -М., 2004.
69. Дъякова В.В. Стереотипы восприятия государственных служащих в совре¬менном российском обществе: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1996.
70. Емельянова Е.В. Психосемиотика предметной среды как фактор формиро¬вания персонального имиджа: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 2004.
71. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользо¬вателей юношеского возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 2001.
72. Журавлев В.В., Родионов В.А., Цепляев А.Н. Социальные ценности совре¬менной российской молодежи: состояние динамика, направленность. -М., 2002.
73. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. -М., 1986.
74. Завальнюк В.В. Военно-профессиональная ориентация молодежи на кадро¬вую службу в армии (на примере курсантов военных вузов г. Москвы). - Дис. ... канд. социол. наук. -М., 2002.
75. Закиров А.Н. Психосемантический анализ обыденного сознания: Дис. ...канд. психол. наук. М., 1994.
76. Залевская А. А. Слово в лексиконе человека: психолингвистическое иссле-дование. -Воронеж, 1990.
77. Зенкевич Е.А. Информационно-психологическая детерминация восприятия войны в Чечне (1994-1996 и 1999-2000 гг.): Автореф. дис. канд. психол. на¬ук. -М., 2005.
78. Зиновьев А.А. «Теплые войны» // Молодежь России перед лицом глобаль¬ных вызовов на рубеже веков: Материалы международной конференции. - М.: 2001.
79. Иванов С. Армия новой эпохи: Выступление министра обороны РФ Сергея Иванова на сборе руководящего состава Вооруженных Сил Российской Фе-дерации «Основные итоги подготовки Вооруженных Сил РФ в 2004 учеб¬

188
ном году, перспективы их строительства и развития на период до 2016 го¬да// Красная звезда. -2004, -19 ноября.
80. Иванова Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности: Дис. .докт. психол. наук. - Ярославль, 2003.
81. Иванова Т.В. Социальная идентичность в различных социальных условиях// Вопросы психологии. -2004. -№ 4. -С.65-75.
82. Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. -М., Воронеж, 2003.
83. Имидж госслужбы: Сборник научных трудов. -М., 1996.
84. Имидж лидера/Под. ред. Е. Абашкиной-М., 1996.
85. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. -М., 2004.
86. Караяни А.Г. Психология и война// Психология войны. -Сборник материа¬лов конференции. -М., 2002.
87. Каширин В.П. Характеристика социально-психологических явлений в воин¬ских коллективах полка (корабля) / Социальная и военная психология. -М., 1990.
88. Киреев О.П. Психологические условия эффективной ориентации молодежи на офицерские профессии: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1999.
89. Клименко А.П. Существительные со значением времени в современном русском языке (Опыт психолингвистического описания одной семантиче¬ской микросистемы): Автореф. дис. канд. филол. наук. -Минск, 1965.
90. Ковалева Н.В. Жизненное самоопределение молодежи в условиях социаль¬ной нестабильности (социально-психологический аспект): Дис. канд. пси- хол. наук. -М., 1997.
91. Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я»// Социальная идентификация личности-2 / Под ред. В. А. Ядова. Кн.
1. -М., 1994. -С. 130-143.
92. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. - М., 2000.
93. Коммуникационный менеджмент. Учебное пособие / Под. Ред. В.М. Шепе- ля. -М., 2004.
94. Кон И.С. Молодежь// Большая советская энциклопедия. -3-е изд. -М., 1974. - Т. 16.
95. Кон И.С. Социологическая психология. -М.; Воронеж, 1999. С. 134.
96. Копьев А. О подготовке американской молодежи к военной службе // Зару¬бежное военное обозрение. -2003. -№ 7. С. 22-26.
97. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского и М.Г. Яро- шевского. -Ростов-на-Дону, 1999.
98. Критика буржуазных теорий молодежи. -М., 1982.
99. Крылов В.Ю. Геометрическое представление данных в психологических исследованиях. -М.: Наука, 1990.
100. Кряж И. В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений // Вопросы психологии. -1998. -№ 1.
101. Кто изучает проблемы молодежи? Российские исследователи и научные организации: Справочник. -М., 1997.

189
102. Лазаревич С.В. Лексика и фразеология русского военного жаргона (се- мантико-словообразовательный анализ): Автореф. дис. канд. психол. наук. -
Н.Новгород, 2000.
103. Ласвель Г. Техника пропаганды в мировой войне -М., Л., 1929.
104. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. -СПб, 2004.
105. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. -М., 1971.
106. Леонтьев А.А. Психология общения. -М., 1999.
107. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975.
108. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 томах. -М.: 1983.
109. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смы¬словой реальности. -М., 2003.
110. Лобок А.М. Психология мифа: Дис. . докт. психол. наук. -М., 1998.
111. Лоскутов В.Н. Психологическая подготовка молодежи к службе в Воору-женных Силах РФ: Дис. ...докт. психол. наук. -М., 1995.
112. Лотман Ю.М. Семиосфера. -СПб, 2001.
113. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. -М., 1988.
114. Майерс Д. Социальная психология. -СПб, 1999.
115. Малаканова О.А. Имидж политического института как предмет социоло-гического исследования.: Дис. ... канд. социол. наук. -Самара, 1999.
116. Малыш И.И. Психологические особенности процесса социального оцени¬вания: Дис. канд. психол. наук. -Л., 1989.
117. Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в воинской части. Кн.5. -М., 2003.
118. Межличностное восприятие в группе/ Ред. Г.М. Андреева, А.И. Донцов. - М., 1981.
119. Меньшикова М.В. Социально-психологические факторы выбора товаров молодежной аудиторией. Дис. ... канд. психол. наук - М., 2002.
120. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. - М., 1996.
121. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психо-логический журнал. -1995. -№ 1. -№2.
122. Мотивационная готовность офицеров к военной службе. -М., 2004.
123. Мурачев А.П. Военно-профессиональная ориентация молодежи в системе формирования готовности к службе военнослужащих по контракту (социо-логический анализ): Дис. канд. соц. наук. -М., 1997.
124. Мухина B.C. Возрастная психология. - М. 1997.
125. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую ауди¬торию // Вопросы психологии. -2003. -№6. -С.63-71.
126. Наумова Н.Ф. Сычева В.С. Общественное мнение о социальных пробле¬мах армии России // Социс. -1993. -№ 12.

190
127. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. -М. 1990.
128. Нос Н.М. Фиксация социальной идентичности в гипотетическом сцена¬рии //Социальная идентичность: способы концептуализации и измерения: Материалы Всероссийского научно-методического семинара. -Краснодар, 2004. С. 95-103.
129. О мерах по предотвращению самоубийств в Вооружённых Силах Россий¬ской Федерации. Директива министра обороны Российской Федерации от 31 июля 1996 г. № Д-18. -М., 1996.
130. О поддержке общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Приказ Министра обороны Рос¬сийской Федерации от 2 января 2000 г. № 6. -М., 2000.
131. Ожегов С.И. Словарь русского языка. -М., 1978.
132. Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике: социально-психологический анализ // Социально-психологические проблемы идеоло¬гии и политики: Сборник обзоров. -М., 1991.
133. Орлова Е.А. Формирование позитивного имиджа государственного дея¬теля: социально-психологический аспект.: Дис. канд. психол. наук. -М., 1997.
134. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. -М., 2003.
135. Останкович А.Е. Социально-психологические предпосылки и условия перехода ВС США на контрактную систему комплектования: Дис. канд. психол. наук. -М., 1994.
136. Павленко В. И. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии// идентичность: Хресто¬матия / Сост. Л.Б. Шнейдер. -М, 2003. С. 156-167.
137. Пайгунова Ю.В. Этничность в структуре самосознания юноши- призывника (На материале исследования призывной молодежи Татарстана): Дис... канд. психол. наук. -Казань, 2000.
138. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: цели, стратегии, тактики// Имид- желогия-2004: состояние, направления, проблемы. Материалы Второго ме-ждународного симпозиума по имиджелогии/Под ред. Е.А. Петровой -М., 2004.
139. Парамонова В.А. Политический символ как показатель кризиса социаль¬ной идентификации // Проблемы социальной идентификации: опыт социо¬логического анализа: Сборник статей. -Волгоград, 2002.
140. Парфенов В.Г. Связи с общественностью в управлении военной органи¬зацией: проблемы институализации. -М., 2002.
141. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. -М., 1971.
142. Певень Л.В. Военная служба по контракту как условие повышения пре¬стижа военной службы в обществе // Современное состояние военно¬гражданских отношений и государственное управление сектором безопас¬ности в России: Материалы международной конференции. -М., 2005.

191
143. Певень Л.В. Готовность к военной службе: проблемы формирования обо-ронного сознания российской молодежи // Социс. -1997 -№ 5.
144. Перелыгина Е.Б. Имидж как феномен интерсубъективного взаимодейст¬вия: содержание и пути развития: Дис. .докт. психол. наук. -М., 2003.
145. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. -М., 2002.
146. Перемибеда П.А. Модернизация Российской армии в контексте военно-гражданских отношений: массовые установки и ожидания россиян // Со¬временное состояние военно-гражданских отношений и государственное управление сектором безопасности в России: Материалы международной конференции. -М., 2005.
147. Петер С.Л. Развитие Я-образа военнослужащего по призыву: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М. 2001.
148. Петренко В.Ф. и др. Психосемантический анализ этнических стереоти¬пов: лики толерантности и нетерпимости. -М., 2000.
149. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учебное пособие. -Смоленск, 1997.
150. Петренко В.Ф. Пронина Е.Е. Человек на телеэкране: опыт психосеманти¬ческого исследования // Психологический журнал. -1986. -№3.
151. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. -М. 1998.
152. Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики об-щественного сознания. -Смоленск, 1997.
153. Петрикас В. А. Социальная ценность воинской службы для современной российской молодежи: Дис. .канд. социол. наук. -М., 1998.
154. Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения: Дис. .докт. психол. наук. -М., 2000.
155. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М., 1999.
156. Пиаже Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное // Вопросы психологии. -1996. -№ 6.
157. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. - М., 1994.
158. Пибоди Д., Шмелев А.Г., Андреева М.К., Граменицкий А.Е. Психосеман-тический анализ стереотипов русского характера: кросс-культурный аспект // Вопросы психологии. -1993. -№ 3.
159. Пилипонский А.Г. Общественное мнение и его роль в формировании готовности советской молодежи к защите завоеваний социализма: Дис... канд. философ. наук. - М.: ВПА, 1986.
160. Пискунова Т.Н. Условия и факторы формирования позитивного имиджа образовательного учреждения: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1998.
161. Поддьяков А.Н. Конфронтационность в образе мира у участников образо-вательного процесса // Вестник Московского университета. Серия 14. Пси¬хология. -2004. -№1. с. 15-22.

192
162. Положение молодежи и реализация государственной молодежной поли¬тики в Российской Федерации: 2002 год. -М, 2003.
163. Полосин А.В. Социально-психологические условия совершенствования организационной культуры современного российского предприятия: Дис. канд. психол. наук.- М., 2004.
164. Помогайбин В.Н. Военно-психологические исследования: методологиче¬ские основы. -М., 2001.
165. Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосоз¬нания. М.: Наука, 1973.
166. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. -М., 1979.
167. Похилько В.И. Федотова Е.О. Техника репертуарных решеток в экспери-ментальной психологии личности. // Вопросы психологии. -1984. -№ 3.
168. Почепцов Г.Г. Психологические войны. -М., К., 1999.
169. Прохоров Я.М. Формирование корпоративной культуры в системе связей с общественностью: Автореф. дис. канд. социол. наук. -М., 2002.
170. Прудников Л.А. Политические технологии как фактор формирования имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис. канд. полит. наук. -М., 2004.
171. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского. -М., 2002.
172. Россия: стратегия достоинства. Имидж и реальность страны, информаци¬онные технологии и кризисные ситуации / Под ред. С.Е. Кургиняна, А.П. Ситникова. -М., 2001.
173. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб., 2000.
174. Саватеев А.В. Психологические условия совершенствования имиджа командира курсантского подразделения: Дис. ... канд. психол. наук. -М. 2001.
175. Сарансков В.Е. Социальная идентификация офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации: современное состояние и пути оптимизации (со-циологический анализ): Дис. .канд. социол. наук. - М., 2003.
176. Семик А.А. Психологическая характеристика имиджа сотрудника органов внутренних дел.: Дис. .канд. психол. наук. -Рязань, 1999.
177. Серебрянников В.В. Военная социология: опыт и проблемы// Социс. - 1993. -№ 12.
178. Сидельников В.В. Построение политических имиджей как идентифика¬ционных ориентиров (PR выборных кампаний) // Проблемы социальной идентификации: опыт социологического анализа: Сборник статей. - Волгоград, 2002. С. 73-74.
179. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 2001.
180. Синельникова С.Н. Имидж предпринимательства в общественном созна¬нии // Семиотика и имиджелогия деловых культур: Мат-лы Междунар. науч. конф.: -Тамбов, 2003. С. 96-98.

193
181. Словарь ассоциативных норм русского языка / Под. ред А.А. Леонтьева. - М, 1977.
182. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск, 1998.
183. Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / Под ред. Т.Н. Ушаковой, Н.Д. Павловой. -СПб., 2000.
184. Смирнов С.Д. Принцип активности в построении и функционировании психического образа: Автореф. дис. докт. психол. наук. -М. 1988.
185. Смирнов С.Д. Психология образа. -М., 1985.
186. Созонтов А.Е. Основные жизненные стратегии современных российских студентов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2004.
187. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. -М., 1998.
188. Социальная идентификация личности / Ред. В.А. Ядов. -М., 1993.
189. Социальная идентичность и изменения ценностного сознания в кризис¬ном обществе: Методология и методика измерения социальной идентично¬сти: Информационные материалы. -М. 1992.
190. Социология молодежи / Ред. В.Т. Лисовский. -Учебник. -СПб, 1996.
191. Сухарев Н.А. Ориентация учащейся молодежи на военную профессию в современных условиях. Дис. .канд. пед. наук. -Тольяти, 2002.
192. Сухина О.Ю. Имидж организации как способ воздействия на социальное поведение: Дис. .канд. социол. наук. -М., 2003.
193. Тернер Дж. Социальное влияние. -СПб, 2003.
194. Толковый словарь русского языка /Под. ред. Д.В. Дмитриева. -М., 2003.
195. Трувцев Д.В. Психосемантическое моделирование мотивационного про-странства ментальности на основе метафорических языковых конструктов: Дис... канд. психол. наук. -Барнаул, 2002.
196. Тюрин Д. Сафонов В. Психологические операции ВС США в Афганиста¬не// Зарубежное военное обозрение. -2002. -№ 3.
197. Ужанов А.Е. Система «Public relations» (связей с общественностью) в Вооруженных Силах: сущность, проблемы функционирования, пути фор-мирования: Дис. ...канд. социол. наук. -М., 1998.
198. Уледов А.К. Структура общественного сознания. Теоретико¬социологическое исследование. -М., 1968.
199. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. -М., 2001.
200. Улько Е.Н. Бурмистрова Я.Н. Социальные факторы актуализации этниче¬ской идентичности //Социальная идентичность и изменения ценностного сознания в кризисном обществе: Методология и методика измерения соци¬альной идентичности: Информационные материалы. -М. 1992. С. 123-132.
201. Устав Гарнизонной и Караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. -М., 1999.
202. Утлик Э.П. Практическая психология имиджа//Вестник университета. Серия №1. Социология и управление персоналом. -М.: Государственный университет управления. -1999. -№ 1.

194
203. Федоркина А.П., Ромашкина Р.Ф. Проблемы имиджа, в контексте соци¬ального психоанализа // Имидж госслужбы. -М., 1996.
204. Федоров И.А. Индивидуальный имидж как сторона духовной жизни об¬щества. Дис. . докт. социол. наук. -Тамбов, 1998.
205. Феофанов О. США: реклама и общество. - М., 1974.
206. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. -М., 1987.
207. Халперн Д. Психология критического мышления. -СПб, 2000. С. 73.
208. Хлопьев А.Т. Военный аспект национальной безопасности россиян// Со- цис. -1993. -№ 12.
209. Холл С. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. - СПб., 1913.
210. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. -СПб., 1997.
211. Цельмина М.В. Психологические условия развития идентичности лично¬сти: Дис. канд. психол. наук. -Новосибирск, 2003.
212. Шаравов И.В. Психологическое воздействие на войска и население зару¬бежных стран. -М., 2000.
213. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. - М., 1994.
214. Шибутани Т. Социальная психология. -Ростов н/Д., 1999.
215. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. -М., 1983.
216. Шерковин Ю.А. Пропаганда: социально-психологический аспект // Мето-дологические проблемы социальной психологии. -М., 1975. С. 183-195.
217. Шеффер Б., Шледер Б. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения / Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер. -М., 2003.
218. Шпрангер Э. Два вида психологии. // Хрестоматия по истории психоло¬гии / Под ред. П.Л. Гальперина, А.Н. Ждан. -М., 1980.
219. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. -М., 1996.
220. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. -М., К., 1997.
221. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. описание, объясне¬ние, понимание социологической реальности. -М., 2003.
222. Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. -М., 1981.
223. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English / Ed.: J. Crowther. - OUP, 1995.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ