ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие и особенности проектной деятельности дошкольников...7
1.2. Особенности познавательного развития в период дошкольного
детства 15
1.3. Проектная деятельность как средство познавательного развития
детей старшего дошкольного возраста 22
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 30
2.1. Организация и методики исследования. Исходный уровень познавательного развития дошкольников 30
2.2. Разработка и апробация плана по развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами проектной
деятельности 36
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования в экспериментальной и контрольной группах 43
Выводы по второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
В современной системе дошкольного образования одним из показателей оценивания эффективности работы педагога и
функционирования всей образовательной системы в целом становится уровень развития ребенка. В том числе особое значение имеет уровень познавательного развития дошкольника на этапе завершения данной ступени образования, ведь именно стремление и способность к познанию представляют собой побудительную силу, определяющую становление устойчивых потребностей развивающейся личности, связанных с
освоением окружающей действительности на ступени получения школьного образования.
Вместе с тем, в настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений ориентируются не только и не столько на саму по себе подготовку воспитанников к школьному обучению, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с индивидуально - личностными и возрастными особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития представляют собой сегодня непременные условия реализации личностного подхода к дошкольному образованию. Иными словами, современные педагоги должны не только уделять внимание познавательному развитию дошкольника, но и предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладевать необходимыми для дальнейшего развития знаниями и умениями.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к дошкольному образованию является использование в познавательном развитии воспитанников проектной деятельности. Таким
образом, актуальность и значимость проводимого исследования связана с тем, что познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к формированию личности ребенка, владеющего ключевыми компетенциями, личностной культурой на основе общечеловеческих ценностей.
Теоретико-методологические основания исследования составили работы современных отечественных авторов, посвященные особенностям организации проектной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения (О.В. Абдуллаева [1], В.В. Дебелая [15], С.Н. Жиенбаева [17], В.А. Зебзеева [20], Н.А. Иванова [22], Н.Г. Максимова [30], Г.К. Степанова [39], Н.Я. Тимощук [41], Т.Н. Убоженко [43], Н.В. Яркова [48] и другие); особенностям познавательного развития в период дошкольного детства (В.В. Акимова [2], Е.П. Брюханова [5], Е.Л. Виноградова [8], Е.А. Волошена [11], А.Р. Джиоева [16], Е.В. Коротаева [27], Е.Н. Ращикулина [35], Т.И. Рудко [37], В.М. Ряхмятллова [38], А.А. Чанчикова [44], И.С. Штепина [46] и другие); возможностям использования проектной деятельности в качестве средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста (Ю.В. Амосова [3], И.А. Вереникина [7], С.В. Власенко [9], А.А. Выскорко [13], Т.В. Зырянова [21], О.Г. Иванова [23], О.В. Коржова [25], Л.Г. Лисицкая [29], Н.Г. Максимова [30], Г.К. Степанова [39], А.Н. Татаринова [40], Н.С. Типишова [42] и другие).
Объект исследования - процесс развития познавательной деятельности дошкольников.
Предмет исследования - проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Целью исследования является теоретическое и эмпирическое изучение познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Задачи исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
- выявить исходный уровень познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
- разработать и апробировать план по проблеме познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
- опытно - экспериментальное исследование познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста метода проектной деятельности способствует повышению уровня их познавательного развития.
В процессе исследования были использованы такие методы как:
1. теоретический анализ литературы по проблеме познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
2. эмпирические методы: диагностические задания для дошкольников, проектный метод, беседы.
3. математические методы обработки данных.
Методологическую основу исследования составили работы знаменитых отечественных авторов Н.Е. Вераксы [6], Т.Н. Убоженко [43], Н.О. Яковлевой [47] и других ученых.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также в процессе подготовки к лекциям и практическим занятиям по дисциплинам психолого-педагогической направленности.
Этапы исследования:
- констатирующий этап: цель - выявление исходного уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в
экспериментальной и контрольной группах;
- формирующий этап: цель - организация проектной деятельности в соответствии с выделенными нами принципами и этапами ее проведения в детском саду;
- контрольный этап: цель - повторная проверка уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в
экспериментальной и контрольной группах, анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования.
Базой проведения эмпирического исследования является МБДОУ № 25 «Родничок» города Елабуга. Участниками эмпирического исследования стали 50 детей дошкольного возраста (5 - 6 лет), воспитанники старших групп ДОУ. Все дети были разделены на две группы по 25 дошкольников в каждой: 1группа - экспериментальная и 2 группа - контрольная.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Проектная деятельность в детском саду направлена на полноценное становление и развитие личности ребенка через организацию активных способов действия с объектами окружающей действительности. Изучение проблемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности показало, что в ее процессе дошкольник осваивает действия планирования, анализа, синтеза, активной познавательной деятельности, накапливает знания об окружающей природной и социальной действительности, осваивает элементарные исследовательские навыки.
В ходе проведенного исследования нами было изучено понятие и особенности проектной деятельности дошкольников; выявлены особенности познавательного развития в период дошкольного детства; проанализирована проектная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста; проведено эмпирическое исследование особенностей познавательного развития детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.
Проведенное теоретическое и эмпирическое изучение проектной деятельности как средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста позволило сделать следующие выводы:
1. Проектная деятельность - это самостоятельная и коллективная творческая работа дошкольников, имеющая социально-значимую направленность и общественно-полезный результат. В условиях ДОУ реализация проектной деятельности осуществляется в несколько этапов: выбор темы и планирование проекта; реализация проекта; представление результатов проектной деятельности.
2. Познавательное развитие ребенка-дошкольника включает развитие его интересов, познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающей действительности, о родине и природе, многообразии стран и народов. Необходимыми условиями познавательного развития ребенка являются его активность, индивидуальные особенности, познавательный интерес. Эффективность познавательного развития детей во многом зависит от включения их в проектную деятельность.
3. В процессе эмпирического исследования с детьми старшего дошкольного возраста была организована проектная деятельность, цель которой состояла в том, чтобы способствовать формированию личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения важных проблем. В течение четырех месяцев с детьми были реализованы пять проектов различной направленности и содержания.
4. В результате реализации проектной деятельности дошкольники научились верно определять причину и следствие, прослеживать закономерные причинно-следственные связи между объектами и явлениями окружающей действительности; вычленять наиболее существенные признаки предметов и явлений, отвлекаясь от всего второстепенного и не имеющего большого значения в процессе познания; успешно справляться с операциями обобщения и классификации, выделяя необходимое для осуществления этих операций основание. Дети из экспериментальной группы стали превосходить ровесников по уровню познавательного развития, что позволит им и далее более эффективно осуществлять познание окружающей действительности и сможет стать предпосылкой для дальнейшего успешного обучения в школе.
Таким образом, задачи исследования были решены, цель - достигнута, гипотеза - подтверждена.
1. Абдуллаева О.В. Проектная деятельность как один из факторов успешной подготовки дошкольников к обучению в школе (из опыта работы) // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования. - 2015. - С. 8 - 9.
2. Акимова В.В., Акутина С.П. Психолого-педагогическая помощь в развитии познавательной деятельности дошкольников // Синергия наук. - 2018. - № 23. - С. 551 - 559.
3. Амосова Ю.В. Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий,
2015. - С. 57 - 60.
4. Баранова Е.Н. Организация проектно-исследовательской деятельности в ДОУ // Наука и образование: новое время. - 2016. - №
3. - С. 267 - 272.
5. Брюханова Е.П. Современные подходы к развитию познавательной
деятельности старших дошкольников в игре в условиях ФГОС // Компетентностный подход: современнее аспекты развития
образования. - 2017. -С. 66 - 68.
6. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.
- Москва: Мозаика-Синтез, 2014. - 128 с.
7. Вереникина И.А, Проектная деятельность как средство развития познавательной инициативы у воспитанников // Наука и современность. - 2015. - № 39. - С. 39 - 42.
8. Виноградова Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет // Психологическая наука и образование. - №1.
- 2014. - С. 37 - 46.
9. Власенко С.В., Пустовалова Н.И. Система познавательных проектов и ее влияние на развитие познавательной компетентности дошкольников // Вектор науки ТГУ. -2013. - № 3. - С. 48 - 50.
10. Волобуева Н.Г., Копкова Е.Е. Знания и представления детей старшего дошкольного возраста о космических объектах и явлениях: аспект исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 2456 - 2460.
11. Волошена Е.А., Истратова О.Н. Диагностика познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Приволжский научный вестник. - 2014. - № 9. - С. 46 - 49.
12. Воюшина Е.А., Черноокова Т.Е. Наглядные модели как средство развития процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование - 2014. - № 8. - С. 18 - 27.
13. Выскорко А.А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 254 - 256.
14. Гребнева Н.А. Развитие познавательного интереса младших школьников с помощью использования дидактических игр в учебном процессе // Вестник науки и образования. - 2016. - № 4. - С. 45 - 49.
15. Дебелая В.В. Формирование навыков проектной деятельности у старших дошкольников на организованной образовательной деятельности // Приоритетные направления развития образования и науки. - 2017. - С. 108 - 111.
16. Джиоева А.Р., Бжинаева К.А. К вопросу о познавательном развитии дошкольника // Научные исследования и образовательные практики в 21 веке: состояние и перспективы развития. - 2015. - Ч. 1.-С.60-62.
17. Жиенбаева С.Н., Зыздыкбаева А.Д. Проектная деятельность как инновационный феномен в дошкольном образовании // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 2. - С. 189 - 193.
18. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.
19. Зайцев В.С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ // Вестник ЧГПУ. - 2017. - № 6. - С. 52 - 62.
20. Зебзеева В.А. Проектная деятельность в работе с дошкольниками // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2014. - № 3. - С. 16 - 18.
21. Зырянова Т.В. Развитие интегративных качеств дошкольника через проектную деятельность // Логопедия. - 2014. - № 4. - С. 24 - 26.
22. Иванова Н.А. Развитие исследовательских умений у старших дошкольников посредством их включения в проектную деятельность // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014.
- № 12-3. - С. 70 - 72.
23. Иванова О.Г. Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у дошкольников // Культурогенезные функции образования: развитие инновационных моделей. - 2015. - С. 118 - 121.
24. Кадола Е.В. Проектная деятельность как средство развития общения старших дошкольников // В мире научных открытий. - 2017. - № 4-8.
- С. 79 - 81.
25. Коржова О.В. Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста // ХХ Ломоносовские чтения. - 2018. - С. 96 - 97.
26. Корнеев Д.Н., Корнеева Н.Ю., Уварина Н.В. Проектирование и диффузия педагогических инноваций как методическая проблема современного непрерывного профессионального образования // Методика профессионального образования: от теории к практике. -
Челябинск: Цицеро, 2016. - С. 60 - 69.
27. Коротаева Е.В. Познавательный маршрут в социальном развитии дошкольника // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 6. - С. 9 - 14.
28. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. - 2015. - № 3. - С. 292 - 307.
29. Лисицкая Л.Г. Проектная и проектно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольника и младшего школьника // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. - Уфа: БГУ, 2017. - С. 100 - 113.
30. Максимова Н.Г., Тарасова О.В. Проектная деятельность как средство развития дошкольников // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2015. - № 3-4. - С. 43.
31. Мацюк И.А., Башкирцева С.А. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с неживой природой // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -
2017. - Т. 1. - С.105 - 110.
32. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 368 с.
33. Пеньковских А.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // Вопросы образования. - 2010. - № 3. - С. 307 - 318.
34. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ - М.: АРКТИ,
2015. - 96 с.
35. Ращикулина Е.Н. Параметры преемственности в развитии познавательных способностей дошкольников и младших школьников // Инновации в современной науке. - 2013. - С.155-158.
36. Решетка В.В. Проектный метод обучения как средство реализации практико-ориентированной технологии // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 2. - С. 83 - 86.
37. Рудко Т.И. Стадии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Nauka-Rastudent. - № 5. - 2014. - С. 32 - 40.
38. Ряхмятллова В.М. К вопросу о развитии познавательного интереса у дошкольников / Последние тенденции в области науки и образования. - 2017. - Ч. 2. - С. 197 - 201.
39. Степанова Г.К., Балашова С.Н., Синдюкова О.Н. Проектная деятельность как метод ознакомления старших дошкольников с окружающим миром // Актуальные направления развития научной и образовательной деятельности. - 2014. - С. 184 - 187.
40. Татаринова А.Н. Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста // Развитие современного образования: от теории к практике. - 2017. - С. 162 - 166.
41. Тимощук Н.Я. Проектная деятельность - инновационный и перспективный метод в работе с дошкольниками // Инновационная наука и современное общество. - 2014. - С. 133 - 134.
42. Типишова Н.С. Проектная деятельность как условие развития потенциала дошкольников // Инновации в современной науке. -
2014. - С. 144 - 146.
43. Убоженко Т.Н. Проектная деятельность как средство развития базовых компетенций старших дошкольников // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. - 2013. - № 1. - С. 226 - 230.
44. Чанчикова А.А., Волкова М.А. Развитие любознательности старших дошкольников как инструмента их будущего самоопределения // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. - Красноярск: Литера-Принт, 2017. - С. 220 - 223.
45. Черноусова Н.А. Познание космоса дошкольниками через проектную деятельность // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - № 3. - С. 171 - 174.
46. Штепина, И.С. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников / И.С. Штепина // Психологические науки: теория и практика. - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 125 - 127.
47. Яковлева Н.О. Теоретико-методологические основы
педагогического проектирования. - М.: Информационно
издательский центр, 2014. - 239 с.
48. Яркова Н.В., Белова Е.В., Волкова Л.В. Познавательное развитие
дошкольников через проектную деятельность // Вестник
образовательного консорциума Среднерусский университет. - 2013. - № 2. - С. 70 - 72.
49. Диагностика уровня развития познавательных способностей детей
старшего дошкольного возраста. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-
sadu/33-diagnostika-intellektualnogo-umstvennogo-razvitiya-detej/1242- diagnostika-urovnya-razvitiya-poznavatelnyx-sposobnostej-detej- starshego-doshkolnogo-vozrasta (23.01.2019).
50. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http s: //rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (11.01.2019).