Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ социально-психологических аспектов
формирования резерва руководителей банков
1.1. Эффективность управления как одна из центральных проблем
современной социальной организационной психологии
1.2. Социально-психологические аспекты профессионализма в
управлении
1.3. Социально-психологический ассесмент как форма отбора
руководителей в банке
Глава 2. Постановка проблемы, методология и методы исследования
2.1. Формирование и развитие резерва руководителей в банковских
структурах как научно-практическая проблема.
2.1.1. Практика профессионального обучения в банковских
структурах и постановка проблемы формирования и развития
резерва руководителей банков.
2.1.2. Предмет, задачи, методология и ход исследования
2.2. Разработка и апробация методики «самооценка
профессиональной подготовленности».
2.3. Создание и апробация методики исследования самооценки
профессионального статуса работников сберегательных банков
2.4. Методы исследования отдельных социально-психологических
компонентов профессионализма работников банка.
Глава 3. Эмпирическое исследование социально-психологических
особенностей профессионализма: сравнительный анализ
руководителей и резерва на повышение.
3.1. Изучение социально-психологических компонентов
профессионализма у руководящего звена банковских структур.
3.2. Изучение социально-психологических аспектов
профессионализма у резерва на повышение.
3.3. Сравнительный анализ развития социально-психологических
особенностей руководителей и резерва.
3.4. Социально- психологические особенности руководящего звена и
резерва на повышение с разной самооценкой профессиональной
подготовленности и профессионального статуса.
3.4.1. Изучение взаимосвязей самооценки профессиональной
подготовленности и социально-психологических особенностей
личности у специалистов банковских структур.
3.4.2. Изучение связей профессионального статуса (самооценки и
объективного) с социально-психологическими особенностями
личности у специалистов банковских структур.
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Работа посвящена теоретическому анализу и эмпирическому исследованию социально-психологических аспектов ассесмента резерва руководителей структурных подразделений региональных филиалов Сберегательного банка России.
Актуальность темы исследования. Современная социальная ситуация развития нашего государства характеризуется радикальными изменениями, в первую очередь, в политической и экономической сфере жизни общества. Интерес к деятельности банков в условиях российской экономики значителен, о чем говорят исследования, обращенные, в первую очередь, к изучению банковского менеджемента (С.В. Архипова, 1998; С.В. Блохина, 1996; Т.В. Грицюк, 2001; Т.Н. Лобанова, 2000; В.Н. Молодожонова,1999; Т.В. Никитина, 2000), формированию мотивационного механизма повышения эффективности труда работников банка (О.В. Васильева, 1999), развитию организационного консультирования как фактора повышения эффективности деятельности банковских учреждений (Т.Н. Лобанова, 1997; Л.Г. Шац, 1997).
Деятельность банка как любой организации определяется профессионализмом его сотрудников. Однако изучение психологических и социально-психологических основ профессионализма банковских служащих находится в стадии начальной разработки. Наиболее актуальными вопросами здесь можно считать вопросы формирования кадровой политики банков (Н.В. Пушкарев, 1998) и изучения влияния психологических свойств личности на эффективность деятельности банковских служащих (И.В. Морозова, 1996).
Одной из центральных фигур в организации является ее руководитель. От профессионализма руководителя банка во многом зависит не только внешняя успешность функционирования организации,
4.
но и преобладающий морально-психологический климат в коллективе работников банка и отношение сотрудников к своей деятельности. Личность руководителя является, вне сомнений имиджевой фигурой банка, его своеобразной «визитной карточкой».
Именно поэтому проблема формирования резерва и подготовки руководителей в банковских структурах становится предметом современного научного анализа как в методологическом, так и методическом плане (Е.А. Бибиков, 1998). Однако внедренные на практике технологии по отбору и подготовке резерва руководителей не опираются на научные исследования специфики социально¬психологических компонентов профессионализма у банковских служащих.
Актуальность, научная и практическая значимость проблемы и определили выбор темы нашего исследования.
Объект исследования: формирование резерва руководителей системы Сберегательного банка России.
Предмет исследования: социально-психологические аспекты оценки и подбора резерва руководителей банковских структур.
Цель настоящей работы состоит в определении и обосновании социально-психологических качеств перспективных работников подразделений банков для повышения эффективности подбора и подготовки резерва руководителей.
Задачи исследования:
- на основе теоретико-методологического анализа выявить состояние научного изучения проблемы формирования резерва руководителей банковских структур, в отечественной и зарубежной социальной психологии;
- рассмотреть практику формирования резерва руководителей банковских структур;
5.
- разработать и предложить модель исследования системы социально-психологических особенностей профессионализма руководителей банковских структур;
- определить социально-психологические особенности перспективных руководителей банковских структур;
- провести сравнительных анализ уровня развития социально-психологических особенностей руководителей и сотрудников из группы резерва на повышение;
- разработать технологию социально-психологического ассесмента при формировании резерва руководителей банковских структур.
Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что определение необходимых социально-психологических качеств руководителей подразделений банка может стать основой для проведения эффективного отбора и подготовки резерва руководящего состава. В связи с этим:
- Социально-психологический отбор и профессиональная подготовка резерва руководителей банковских структур должны быть направлены на изучение основных социально-психологических компонентов их профессионализма, а именно особенностей мировосприятия и мироотношений, профессионально-групповой интегрированности, профессиональной мотивированности, развития качеств профессиональной культуры, особенностей профессиональной подготовленности, профессиональной устойчивости и профессионального самосознания сотрудников.
- Выявление отличий в уровне развития социально-психологических качеств у резерва по сравнению с руководителями может способствовать определению направлений их профессионального роста.
Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методики психодиагностки: 1. Тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А.Леонтьев, 2000), позволящей оценить цели, отношение к процессу, удовлетворенность самореа¬лизацией, локус контроля и меру управляемости жизни; 2. Тест «Ценностные ориентации руководителя» (Т.С. Кабаченко, 2000), предназначенный для изучения индивидуальной управленческой концепции руководителя; 3.Многофакторный личностный опросник (16- PF) Р.Кеттелла; 4. Опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС-2); 5.Тест «Оценки мотивации достижения успеха или избегания неудач» (А. Мехрабиана); 6. «Мотивы трудовой деятельности» (Д.Я. Райгородский, 1998); 7. Тест «Склонность к риску» (Г.Шуберт), «Стремление к риску» (Т. Элерс) и «Стремление к самозащите» (Т. Элерс); 8. Тест «Прогноз».
В работе использовались разработанные и апробированные авторские опросники: «Самооценка профессиональной
подготовленности» (Шестаков А.А., 2001) и «Профессиональный статус работника банка» (Шестаков А.А., 2001)
Эмпирической базой исследования послужило изучение социально-психологических свойств и профессионально важных качеств перспективных сотрудников банка. Исследование проводилось с 1999 по 2002 г. на базе Новомосковского отделения №2697 Сбербанка России. В нем приняли участие 153 человека - ведущих специалистов и руководителей подразделений отделения, из них 43 в пилотажной части работы (апробация разрабатываемых методик) и 110 человек в основной серии исследования. Группа «руководителей» в основной части работы включала 50 человек, группа «резерва» - 60. Все работники имели специальное образование и опыт работы в банках не менее 5-7 лет.
8.
Выборки выравнивались по половозрастным признакам, поэтому при анализе результатов отдельных методик в сравнительном аспекте сопоставлялись меньшие выборки (43 человека - резерв и 32 руководителя).
* Этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа.
Первый этап исследования состоял в определении обоснованности и актуальности темы, осуществлении выбора объекта и предмета, формулировании цели и задач исследования, разработке плана (структурно-логического замысла) диссертации.
На втором этапе осуществлялось изучение проблемы на основе анализа отечественной и зарубежной литературы по психологии управления, социальной психологии личности, психологии служащих банков, а также была проанализирована сложившаяся система формирования резерва управленческого состава в банках. На данном k этапе была составлена программа, подобраны и разработаны
необходимые методы эмпирического исследования.
На третьем этапе проведено эмпирическое исследование.
На заключительном этапе осуществлялась обработка, анализ и обобщение результатов, сделаны основные теоретические выводы, сформулированы практические рекомендации. Результаты всей работы были оформлены в виде диссертации и автореферата.
Научная новизна исследования.
- Предложена модель системы социально-психологических основ профессионализма руководителя банковских структур и разработана технология диагностики уровня их развития.
^ - Установлено, что у ведущих специалистов банка (руководителей и
резерва) совпадает уровень развития ряда основных характеристик системы социально-психологических компонентов профессионализма, таких как смысложизненные ориентации, управленческие концепции,
9.
доминирующие мотивы трудовой деятельности, особенности самосознания, а также ряд личностных качеств профессиональной культуры специалиста.
- Выявлена более высокая социальная зрелость руководителей,
Ч ~
проявляющаяся в высокой ответственности, ориентации на социальную
значимость труда, направленности на людей и в высокой коммуникативной компетентности.
- Обнаружены более высокие значения степени целеустремленности, планирования будущего и ответственности за реализацию целей, сформированности представления о себе как о сильной личности и ответственности за построение жизни у руководителей по сравнению с резервом.
- Обосновано, что руководители более чем подчиненные консервативны и терпимы к традиционным трудностям, уважают принципы, более склонны к осторожности и к компромиссам в отношении новых людей; более зависимы от группы и ориентируют свое поведение на людей.
- Выявлено, что для руководителей более выражен такой мотив трудовой деятельности, как социальная и общественная значимость своего труда. При проведении стратегического анализа деятельности организации им более свойственна, чем резерву, установка на учет социальных процессов. Они владеют более широким репертуаром способов взаимодействия с сотрудниками.
- Показана более высокая степень социализации резерва, проявляющаяся в том, что они более социально адаптивны, более
* эмоционально устойчивы, спокойны и в то же время активны, уверенны
в себе и своих способностях, более решительны, предприимчивы и гибки, чем руководители.
10.
- Обнаружена связь уровня самооценки профессиональной подготовленности сотрудников банков со стремлением к карьерному росту; целеполаганием, осмысленностью и наполненностью жизни, представлением о себе как о сильной личности, и ощущением
*
управляемости жизни.
- Определено, что самооценка уровня субъективного профессионального статуса и мера расхождения объективного и субъективного статуса связаны с самоутверждением «я», самоуверенностью, независимостью, удовлетворенностью самореализацией, ощущение осмысленности, продуктивности и управляемости жизни.
Положения, выносимые на защиту:
1. Предложенная нами модель основных социально-психологических компонентов профессионализма банковских служащих, с одной
К стороны, позволяет изучить особенности их развития у
перспективных руководителей банков, а с другой стороны, становится основой технологии социально-психологического ассесмента резерва руководителей.
2. Выявленный в эмпирическом исследовании сходный уровень развития изучаемых показателей мировосприятия и мироотношения, степени профессиональной интегрированности, профессиональной мотивированности и профессиональной культуры, оценки и самооценки профессиональной подготовленности, ориентации на более высокий профессиональный статус у резерва в сравнении с руководителями подтверждает успешность осуществленного нами
^ формирования резерва руководителей.
3. Действующим руководителям подразделений банка свойственны более высокая, чем специалистам из группы резерва социальная зрелость, проявляющаяся в высокой степени целеустремленности и
планирования будущего, высокой ответственности за реализацию целей, ориентации на социальную значимость труда, направленности на людей и в высокой коммуникативной компетентности.
4. Специалисты группы резерва более, чем руководители социально адаптивны, поскольку они более эмоционально устойчивы, спокойны и в то же время активны, доверчивы, уверенны в себе и своих способностях, более решительны, предприимчивы и гибки.
5. Основные направления развивающего обучения резерва должны быть нацелены на развитие у них более высоких показателей социальной зрелости, формирование ориентации на социальные процессы, интересы людей, при сохранении более высоких показателей их социальной адаптированности.
6. Предложена технология социально-психологического ассесмента резерва руководителей подразделений банков, суть которой состоит в выявлении сильных и слабых сторон специалистов, состоящих в резерве по сравнению с действующими руководителями. Теоретическая значимость работы состоит в определенном вкладе
в развитие социально-психологической теории управления, социально-психологической концепции личности руководителя, социально¬психологической теории организации, психологии профессионализма. Практическая значимость и внедрение в практику.
Результаты исследования положены в основу отбора резерва руководящего состава и программы их профессионального развития, которые используется в практической работе в Новомосковском отделении № 2697 Сбербанка России.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивалась избранной методологической и теоретической базой, применением единых апробированных методик, сбалансированностью
групп по возрасту, полу и профессиональной подготовке, корректным применением методов статистической обработки данных.
Анализ эмпирических данных проводился диссертантом в статистическом пакете Statistics. Для обработки данных применялись методы математической статистики: частотный, корреляционный и групповой анализ. Достоверность различий средних значений в исследуемых группах проверялась при помощи t-критерия Стьюдента, f
- Фишера.
Апробация. Полученные в ходе работы данные обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии МГСУ, на семинарах аспирантов МГСУ; межвузовской научно-теоретической конференции РХТУ им. Д. И. Менделеева (2001); учебно-методических конференциях ТГПУ им. JI. Н. Толстого (2001-2002); научно¬педагогических чтениях МГСУ (2002). Материалы исследования использовались на семинарских и тренинговых занятиях для сотрудников отделений Сбербанка России (1997 - 2000 г), совещаниях управляющих на базе Новомосковского отделения № 2697 Сбербанка РФ (1999-2000), обсуждались на семинаре «Развитие банковского и реального секторов экономики в условиях преодоления финансового кризиса» в АНХ при Правительстве Российской Федерации (1999); выездном семинаре управляющих ОСБ территориальных банков СБ РФ на базе Калининградского банка СБ РФ (2000). Результаты исследования нашли свое отражение в пяти опубликованных работах автора.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав: 1. Теоретический анализ социально-психологических аспектов формирования резерва руководителей банков; 2. Постановка проблемы, методология и методы исследования; 3. Эмпирическое исследование социально-психологических особенностей профессионализма: сравнительный анализ руководителей и резерва на повышение;
заключения, где формируются “ Основные теоретические выводы” и “Практические рекомендации”, списка использованной литературы и 3-х приложений. Основной объем содержания диссертации - 164 машинописных страниц. Библиография состоит из 209 наименований, среди которых - 12 на иностранном языке. Текст диссертации иллюстрирован таблицами, диаграммами и графиками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило достигнуть поставленной цели - изучить социально-психологические особенности профессионализма перспективных руководителей подразделений банков для повышения эффективности ассесмента резерва руководителей.
В результате теоретического анализа и эмпирического исследования была подтверждена исходная общая гипотеза исследования о том, что изучение социально-психологических компонентов профессионализма перспективных руководителей подразделений банка должно стать основой для проведения эффективного отбора (ассесмента) и подготовки резерва руководящего состава.
Подтвердилась гипотеза о том, что:
1) Проведенный теоретико-аналитический обзор литературы по проблеме
формирования резерва руководителей банковских структур как научно-практической проблемы позволяет констатировать, что используемые на практике технологии отбора и оценки резерва руководителей банковских структур в России не включают оценку основных социально¬психологический компонентов их профессионализма, что на наш взгляд, связано с недостаточным осознанием их роли в управлении банком.
2) Система социально-психологических компонентов профессионализма включает особенности мировосприятия и мироотношения, профессионально-групповой интегрированности, профессиональной мотивированности, профессиональной культуры, профессиональной подготовленности, профессиональной устойчивости и самосознания. Анализ особенностей профессионализма руководителя банка в
социально-психологическом плане позволил выдвинуть гипотетическую модель социально-психологических качеств личности руководителя, входящих в эту систему, и предложить технологию ее исследования.
3) Обнаружено сходство у ведущих специалистов изучаемых показателей мировосприятия и мироотношения, высокая степень профессиональной интегрированности, сходная профессиональная мотивированность и сложившаяся профессиональная культура. Это подтверждается высокой мерой общности их основных смысложизненных ориентаций; проявляется в сходстве основных компонентов индивидуальной управленческой концепции; обнаруживается как в содержании мотивов трудовой деятельности, так и мотивации достижения личности; раскрывается в ряде социально-психологических качеств личности, отвечающих за профессиональную культуру специалиста (например, коммуникативные и организаторские склонности). Выявленный в исследовании сходный уровень развития обозначенных компонентов профессионализма подтверждает успешность примененной технологии формирования резерва руководителей.
4) Выявлена более высокая социально-психологическая зрелость руководителей, проявляющаяся в высокой степени целеустремленности и планирования будущего, высокой ответственности за реализацию целей, ориентации на социальную значимость труда, направленности на людей и в высокой коммуникативной компетентности. Для руководителей более важен такой мотив трудовой деятельности, как «осознание социальной и общественной значимости своего труда». При проведении стратегического анализа деятельности организации им более свойственна, чем резерву установка на учет социальных процессов. Они владеют более широким репертуаром способов взаимодействия с сотрудниками. Показано также, что руководители более консервативны и терпимы к традиционным трудностям, уважают принципы, более
склонны к осторожности и к компромиссам в отношении новых людей; при этом более зависимы от группы.
5) Специалисты группы резерва более социально адаптивны, поскольку они более эмоционально устойчивы, спокойны и в то же время активные, доверчивые, уверенные в себе и своих способностях; более решительные, предприимчивые и гибкие, чем руководители.
6) Ведущим специалистам банковских структур свойственна высокая самооценка профессиональной подготовленности, которая связана у всех специалистов со стремлением к более высокому профессиональному статусу; осмысленностью и наличием целей высокой наполненности жизни (эмоциональной, смысловой), представлением о себе как о сильной личности, способной построить жизнь в соответствии со своими целями и, наконец, ощущением управляемости жизни. Уровень самооценки профессиональной подготовленности детерминирован реальным опытом руководства людьми и имеет большее число значимых интеркорреляционных связей с социально- психологическими особенностями личности у специалистов из группы резерва.
7) Руководители и специалисты резерва на руководящие должности различаются по уровню субъективной оценки профессионального статуса. Резерву свойственна большая ориентация на карьерный рост. Самооценка уровня профессионального статуса и мера расхождения объективного и субъективного профессионального статуса связана со следующими социально-психологическими личностными особенностями специалиста: самоутверждение «я», самоуверенность, независимость; высокая осмысленность жизни, удовлетворенность самореализацией, ощущение осмысленности, продуктивности и управляемости жизни.
8) Социально-психологический ассесмент заключаются, по нашему
мнению, в проведении отбора резерва руководителей на основе оценки
160.
уровня развития важнейших социально-психологических качеств личности специалиста, влияющих на эффективность управленческой деятельности в банковских структурах. Разработанная нами технология оценки социально-психологических компонентов профессионализма банковских служащих отвечает этой задаче.
13. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служащих М., 1995 - 144с.
14. Байер Г. Стиль работы и образ жизни руководителя / Г.Байер, К. Бухгольц.- М.: Экономика. 1985.- 66 с.
15. Бакирова Г.Х. Психологические аспекты делового общения. Учебно- •Ф- методическое пособие для слушателей межотраслевого института
повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров. - Спб., СпбГИЭА, 1997.-90 с.
16. Бартлет Ф. Психика человека в труде и игре /Ф. Бартлет - М. 1959.- 78
с.
166.
17. Баумгартен, Ф. Психотехника. Исследование пригодности к профессиональному труду / Ф. Баумгартен - МД926.- 98 с.
18. Баширов Я.А. Менеджмент как социальный институт . - к.социол. н.
22.0. 04. - Казань, 1994
19. Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя- автореф. дисс. К .психол.наук.-19.00.05 М., 1994
20. Бибиков Е.А. Проблемы формирования и подготовки резерва руководителей в отделениях банка (методические и методологические подходы). - Иваново, 1998
21. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка. Учебное пособие -М., Экономика, 1998, 148 с.
22. Блохина С.В. Приоритеты банковского кадрового менеджмента в условиях социально- ориентированной рыночной экономики. - к.социал. н.
22.0. 08.-М., 1996
23. Бодалев А.А. Личность и общество / А.А. Бодалев. - М.,1983.- 272 с.
24. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека / А.А. Бодалев.
ФЛИНТА.НАУКА ,1998.
25. Борманн Д. Менеджмент, предпринимательская деятельность в рыночной экономике / Л. Воротина. - Гамбург. 1992.- 98 с.
26. Быков А.В. Психология управления кадрами. Конспекты лекций. - М., АСМС, 2000, 53 с.
27. Васильев Н.И. Направленность и потенциал кадров государственного управления. Психолого- социологический анализ. - автореф. дисс. К .психол.наук. - 19.00.05. - М., 1994
28. Васильева О.В. Формирование мотивационного механизма повышения эффективности труда работников банков. - автореф. к.экон.н.
08.0. 07.Саратов, 1999
29. Васькин А.А. Оценка эффективности управленческого труда. - М.: Компания Спутник, 1999. - 214 с.
30. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе. - М.: Юристъ, 1998 - 495 с.
31. Власова Н. И проснешься боссом... - Справочник по психологии управления / Н.Власова- Т. 1-3. - М.: ИНФА - МД994.
32. Волков И.П. О личном авторитете руководителя / И.П. Волков // Социальная психология личности. - Л.: Знание. 1974,- С. 114-123
33. Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум / И.П. Волков.:Л.:Лениздат. 1989.- 66 с.
34. Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер / М. Вудкок, Д. Френсис- М.,
1990. - 320 с.
35. Гаранина Ж.Г. Психологическая компетентность будущего специалиста: на материале экономико-управленческих профессий. - автореф. дисс. К .психол.наук. -Казань 19.00.03, 1999
167.
36. Гедельман, И.Д. Деловая игра «Профессиограмма и ее психологические возможности / И.Д. Гедельман. -Учебное пособие. - М, 1981. -321 с.
37. Генов, Ф. Психология управления / Ф.Генов- М, Прогресс, 1982 - 312
с.
38. Голянд И.Л. Менеджмент: управление персоналом. Учебное пособие. ^ Краснодар, 1997. - 60 с.
39. Горонин П.В. Профессиональное самосознание как фактор психологической готовности к управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел — автореф. дисс. К .психол.наук. -
19.0. 01 Минск 2000
40. Гребенюк Г.А. Психодиагностическое исследование индивидуальных
особенностей управленческой деятельности на материале компьютерных
тестов и тренажеров. - автореф. дисс. К .психол.наук. - М., 19.00.01, 1994.
41. Грицюк Т.В. Банковский менеджмент. - М., Эслан, 2001. - 167 с.
42. Грызунова Г.В. Межличностный конфликт в сфере управленческой деятельности - автореф. дисс. К .психол.наук. -19.00.05 М., 1994
43. Губина Н.В. Влияние деловых и личностных качеств руководителя на социальную напряженность в трудовом коллективе . - автореф. канд. соц. н.-22.00.08-М., 1998
44. Гужов В.И. Организация и техника личной работы менеджера. Ф* Учебное пособие. М.: Институт повышения квалификации гос. Служащих,
1999. -27 с.
45. Гуревич, К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы / К.М. Гуревич.- М., 1970.
46. Гусев, Н.К. Опыт построения классификации профессий на основе профессиографических материалов ленинградской профконсультационной лаборатории / Н.К. Гусев.// Материалы профконсультации. Вып. 2 Л., 1935.
47. Денисов О.Н. Развитие конфликтологической компетентности руководителей . - автореф. дисс ... канд. психол. н. 19.00.13. - М., 2001.
48. Деркач, А.А. Психология развития профессионала / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова. М.:-2000 .- 123 с.
49. Дмитриева, М.А. Цели профессиографии и структура профессиограммы методология исследования по инженерной психологии и психологии труда / М.А. Дмитриева.Ч. 1. - Л., 1974.
50. Дружилов С.А. Психологические основы профессионализма и профессиональной культуры специалиста. - Изд-во ИПК. - 2000, 127 с.
♦ 51.Дудкин Ф.Ю. Человек в системе современного российского
экономического менеджмента. Социологический аспект. - дисс... к.социол.н. 22.00.08. - М., 1997
52. Евсеев А.В. Формирование социально-психологической компетентности молодых руководителей - автореф. дисс. К. психол.наук. -
19.0. 05, М., 1998.-163 с.
168.
53. Егоров Ю.В. Влияние личностных свойств на успешность правоохранительной деятельности - автореф. дисс. К .психол.наук. -
19.0. 01 Новосибирск, 1998
54. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов- JL: Изд-во ЛГУ,1985.-165 с.
55. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дисс. ...д-ра психол. наук / Ю.Н. Емельянов- JI.1991. — 403 С.
56. Журавлев, A.J1. Роль личности руководителя в организации совместной деятельности коллектива / А.Л. Журавлев.// Совместная деятельность: Методология, теория, практика. - М.: Наука. 1988. - С.109-
115.
57. Журавлев А.Л. Стиль руководства для управления социально¬психологическим климатом производственного коллектива / А.Л. Журавлев. М.: Наука, 1979.
58. Зазыкин В.Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих. Конспекты лекций. М. Издат-во РАГС - 1999. - 87 с.
59. Зазыкин В.Г. Менеджер: Психологические секреты профессии / В.Г.Зазыкин, А.П. Чернышов.- М., 1992.- 163 с.
60. Зазыкин В.Г. Политический конфликтгпсихологический взгляд на проблему / В.Г. Зазыкин, А.Л. Хрустачев. М., 1999.
61. Зайцева Н.А. Изучение личности современного менеджера в процессе профессионального отбора. - дисс. .. к. псих. н. 19.00.011. - М., 1995- 186 с.
62. Занковский А.Н. Организационная психология. Учебное пособие. - М.: Флинта: МПСИ, 2000. -648 с.
63. Захарова Л.Н. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности. - автореф. дисс. д .психол.наук. - Новосибирск, 19.00.01, 1997.
64. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. - Спб: Союз, 1997. - 286 с.
65. Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е.М. Иванова.- М,1987.
66. Ильенкова С.Д. Социальный менеджмент. Учебное пособие. - М, Банки и биржи. - ЮНИТИ, 1998. - 270 с.
67. Ильин С.С. Психологическая готовность специалиста к управленческим профессиям. Содержание, структура диагностика. - автореф. дисс. К .психол.наук. -19.00.13, М. , 1999
68. Ионцева М.В. Стиль руководства как системообразующий фактор организационно-психологического климата - автореф. дисс. К .психол.наук.-19.00.05, М. , 1999
169.
69. Исаенко, А.Н. Кадры управления в корпорациях / А.Н. Исаенко.США. - М., 1988.
70. Искусство управления конкретными ситуациями / Под ред. Г.Х. Попова. - М, 1987.
71. Кабаченко Т.С. Психология управления. - М: Пед. общество России,
200. -384 с.
72. Калинин И.В. Стратегия подбора кадров как стилевая характеристика управленческой деятельности руководителя. - автореф. дисс. К .психол.наук. - 19.00.13. - Ульяновск. - 1995
73. Квалификационный справочник должностей руководителей , специалистов и других служащих. - М., Экономические новости , 1998, 399 с.
74. Кирилова О.Ю. Профессионализация управления инфраструктурой организации непроизводственной сферы (на примере крупного города). - автореф. диссерт. Канд. эконом. Наук . - 08. 00.05, М., 1997.
75. Киселева М.А. Психосоциальная идентификация современного российского менеджера - предпринимателя - к.псих. н. 19.00.05 - М., 1997
76. Китов, А.И. Психология хозяйственного управления / А.И. Китов. - М. 1982. - 521 с.
77. Китов, А.И. Экспериментальное исследование процесса руководства / А.И. Китов. - М.: АПН СССР. 1974. -84 с.
78. Ковалев, И.П. Руководителю о человеческом факторе: социально-психологический практикум / И.П. Ковалев - Л.:Лениздат.1989.
79. Ковалевский, С. Руководитель и подчиненный / С. Ковалевский. - М.: Экономика. 1973.
80. Кови, С. Семь навыков лидера.: Пер. с англ. / С. Кови.- Минск, 1996.
81. Козловская С.Н. Личностное самоопределение в формировании индивидуального стиля деятельности кадров государственной службы. - к.псих. н. 19.00.13 - М., 1996
82. Колесник В.И. Деловая оценка управленческого персонала при отборе в кадровый резерв на примере машиностроительного предприятия .
автореф. дис. Канд. экон. н. 08.00.05 - М., 1997.
83. Коммуникационный менеджмент. Сб. докладов. - международная академия бизнеса и банковского дела. - Тольятти . - 2000. - 139 с.
84. Коргова М.А. Формирование команд - субъектов управленческой деятельности. - М., Пятигорск, РАГС, 2000 - 171 с.
85. Корнеева Т.А. Управленческий учет в системе современного -«► менеджмента. - к.экон.н. 08.00.05. - Самара, 1997
86. Короткина Е.Д. Психологические особенности профессиональной деятельности менеджера в контексте организационной культуры на примере торговых организаций - автореф. дисс. К .психол.наук. -19.00.03, Тверь 1999
170.
87. Костенко Е.П. Психодиагностика в системе отбора , подготовки и переподготовки кадров госслужбы. - автореф. дисс. К .психол.наук. -
19.0. 13, М., 1995
88. Котлеревский Г.М. Тип личности и предпочитаемый стиль руководства - автореф. дисс. К .психол.наук. -19.00.05 М., 1992
89. Кошелева С.В. Организационно - психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей - автореф. дисс. д. психол.наук. -19.00.11, СПб, 1997
90. Кочеткова, А.И. Психологические основы современного управления персоналом / А.И. Кочеткова.- М., Зерцало. 1999.-373 с.
91. Крегер,0. Типы людей и бизнес: Как 16 типов личности определяют ваши успехи на работе: Пер. С англ. / О. Крегер, Дж. Тьюсон - М., 1995.
92. Кричевский, Р.Л. Если вы руководитель / -Р.Л. Кричевский - М., 1993-352 с.
93. Кудряшова, Л.Д. Каким быть руководителю / Л.Д. Кудряшова. Л.,1986.- 160 с.
94. Кузнецов В.Н. Повышение психологической готовности кадров государственной службы к деятельности в стрессовых ситуациях. - автореф. дисс. К .психол.наук. -19.00.13. - М., 1995
95. Кузнецов С.В. Формирование рефлексивных приемов саморегуляции практического мышления кадров государственной службы. - автореф.
& дисс. К .психол.наук. -19.00.13. - М., 1995
96. Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н.В. Кузьмина- М.: Высшая школа, 1989. - 167 с.
97. Курское Д.Ю. Менеджмент как социальный институт. Социологический анализ. - к . социол. н. 22.00.04- М., 2000
98. Кяэрст, М. Рассмотрение компетентности в психической концепции совершенствования управления производственной организацией. Актуальные проблемы психологии труда: Труды по психологии / М. Кяэрст. Тарту, 1980. -С.40-45.
99. Леванков В.А. Стратегия социального управления. Учебное пособие.
Спб., СПбГТУ. - 1998. - 91 с.
100. Лифшиц А.С. Оценка и развитие управленческого персонала . - Иваново, Ивановский гос.университет. - 1999. - 185 с.
101. Лосев А.В. Формирование рефлексивности социально¬профессионального мышления менеджеров быстроразвивающихся
♦ организаций - - автореф. дисс. К .психол.наук. -19.00.01 М., 1997
102. Ласыгин А.Л. Оптимизация личностно- профессионального развития практического психолога. - автореф. дисс. К .психол.наук. -
19.0. 01 , 19.00.13, М, 1999
103. Лобанова Т.Н. Организационное консультирование как фактор эффективности деятельности банковских учреждений - автореф. дисс. К .психол.наук. -19.00.03 М. - 1997
104. Лобанова Т.Н. Банки : организация и персонал. - учебно¬практическое пособие М., Городец 2000 - 399 с.
105. Лукашева О.В. Лидерство в управлении организации. - автореф ... к.экон.н. 08.00.05. - М., 1997
106. Лысенко К.И. Акмеологическое особенности психологической - саморегуляции кадров управления - к.психол.н. 19.00.13. - М., 2000
107. Любиш, Л.П. Стиль руководства коллективом / Л.П. Любиш. - Л.: Наука. 1986.
108. Магура М.И. Оценка работы персонала. Практическое пособие для руководителей разного уровня и специалистов кадровых служб. - М., «Бизнес - школа «Интел- синтез», 2001, 144 с.
109. Майсурадзе, Ю.Ф. Роль образования в повышении компетентности руководящих кадров промышленности / Ю.Ф. Майсурадзе. // Научное управление обществом. Вып. 10. М.: Мысль, 1976. - С.277-311.
130. Макаров, С.Ф. Менеджер за работой / С.Ф. Макаров - М., 1989.
111. Маличенко Т.Н. Развитие конструктивного поведения в конфликтной ситуациях у кадров государственной службы. - автореф. дисс. К. психол.наук. - 19.00.13. - М., 1996
112. Марасанов Г.И. психолого- акмеологическое консультирование как средство повышение психологической культуры кадров управления. - автореф. дисс. К .психол.наук. -19.00.13, М., 1995
113. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М. - 1996.-308 с.
114. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие оргнизации / У. Мастенбрук - М.,: ИНФА - М,1996.
115. Менеджмент организации / ред.З.П. Румянцевой М. ИНФА - М. 1995.
116. Менеджмент персонала: подбор и расстановка кадров (учебное пособие)/ сост. Ильясов С.М. - Махачкала, 1997, 51 с.
117. Мескон, М.Х. Основы менеджмента. : Пер. С англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело ЛТД, 1995. - 702 с.
118. Методические аспекты подготовки менеджеров информационных и коммерческих служб. Сборник статей. - М., Моск. Гос. Ун- т культуры - 1998.- 73 с.
119. Методы практической психологии общения / Ред. Н.В. Кузьминой.- Л. 1990.
120. Митин А.Н. Культура управления . Учебное пособие для студентов и слушателей . Екатеринбург. - 2000. 526 с.
121. Молл Е.Г. Психология управленческой карьеры - дисс. д.психол.наук.-19.00.03. СПб 1994
172.
122. Молодоженова В.Н. Банковский менеджмент . Учебное пособие. - Волгоград, Политехник. - 1999. - 71 с.
123. Морозова И.О. Влияние общих способностей на эффективность решения креативных задач в деятельности банковских служащих - автореф. дисс. К .психол.наук. -19.00.03 Тверь 1996
124. Мухамедова Л.И. Регионально - психологические факторы профессиональной подготовки управленческих кадров на примере системы образования. - к.псих. н. 19.00.05 - М., 1997
125. Мякушкин Д.Е. Социально-психологические аспекты комплексной оценки персонала организации - автореф. дисс. К .психол.наук. 19.00.05 М., 1999
126. Нгуен Ч.Ч. Деловое общение руководителя : содержание, структура, процесс реализации (теоретико - методологический аспект) - автореф. дисс. К .психол.наук. -М., 19.00.05, 1993
127. Нестерова С.Г. Совершенствование организации труда персонала коммерческих банков. - автореф. к. экон.н. - 08.00.07 - М., 1998.
128. Никитина О.А. Исследование лидерских качеств руководителей в управлении промышленными предприятиями - автореф. дисс. К .эконом.наук. -08.00.05 Новосибирск, 2000
129. Никитина Т.В. Банковский менеджмент . Учебное пособие. - СПб, изд - во Спб ГУ Экономики и финансов. - 2000. - 130 с.
^ 130. Никифоров А.Г. Компетентность и её значение в управлении
производством. // А.Г. Никифоров. - Вестник МГУ, серДЗ Теория научного комму низма.ЖЗ, 1980- С.9 -15
131. Овсянник О.А. Социально-психологические аспекты профессионализма социального работника- автореф. дисс...К.психол.наук. -19.00.05, М., 1999
132. Омаров, А.М. Предприимчивость руководителя ./ А.М. Омаров- М., 1990. -56с.
133. Панасюк, А.Ю. Управленческое общение / А.Ю. Панасюк.- М.,1990.-112 с.
134. Папулов, Л.А. Кадры управления производством: деятельность, формирование / Л.А. Папулов.- М., 1985.
135. Паркинсон, Дж. Люди сделают то, что нужно вам. Психология для 90-х. / Дж. Паркинсон - М., 1996.
136. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б.Д. Парыгин. - М.Мысль. 1971.
♦ 137. Печерица Е.В. Анализ соответствия руководящих кадров
требованиям профессиональной деятельности . - автореф. дисс...к.социолог.наук. - 22.00.04. - Спб, 2000
138. Питерс, Т. В поисках эффективного управления / Т. Питерс, Р. Уотерман - М.,1986.
173.
139. Платонов, К.К. Структура развития личности / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1986-254 с.
140. Полунин Ю.Д. Совершенствование профессиональной компетентности кадров государственной службы. - автореф. дисс. К .психол.наук. - 19.00.13. - М., 1997
141. Поляков, В.А. Технология карьеры / -В.А. Поляков. - М., Дело
* ЛТД. 1995
142. Пономарева В.В. Психодиагностика рефлективности как метод социально- психологического исследования управленческой деятельности
автореф. дисс. К .психол.наук. -19.00.01, 19.00.05 Ярославль 2000
143. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - С.-Пб.,2000. - 298 с.
144. Практикум по психологии менеджемента и профессиональной деятельности/ под ред. Г.Сю. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова С.-Пб.,2001. - 448с.
145. Проблемы подготовки управленческих кадров в современных условиях: состояние и перспективы. Материалы региональной научно¬практической конференции 10 апреля 1998 г. / ред. Федоров Н.В. Чебоксары - 180 с.
146. Психология в управлении. Сборник. / Сост. А.М.Зимичев - Л.: Лениздат. 1983.
147. Психология менеджмента. (Конфликт) (учебное пособие)/ сост. Ежов С.Н. - Владивосток. - 1997. - 138 с.
148. Психология и акмеология профессиональной деятельности кадров государственной службы/ сост. Анисимов О.С. - М., РАГС, 1998 .- 198 с.
149. Психологическая работа с персоналом в трудах отечественных специалистов. Хрестоматия/ сост. Винокуров Л.В. - Спб: ПИТЕР. - 2001. 510 с.
150. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом . учебное пособие . -М.: Аспект пресс, 2000. -284 с.
151. Пузиков В.Г. Коммуникативные качества руководителей - автореф. дисс. К .психол.наук. -СПб, 1994, 19.00.05
152. Пушкина - Беляева И.Г. Аттестационо- оценочная деятельность психолога в кадровом менеджменте - автореф. дисс. К .психол.наук. —
19.0. 03 Тверь, 2000
153. Пушкарев Н.Ф. Практикум по кадровому менеджменту. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000 - 157 с.
♦ 154. Пушкарев Н.Ф. Формирование кадровой политики коммерческого банка: отечественный и зарубежный опыт. Учебное пособие. - М.: Хронограф, 1998 - 186 с.
155. Пызин В.А. Профессиональный выбор и отбор персонала управления. Монография. - М., 1999. - 263 с.
174.
156. Робер, М.-А. Психология индивида и группы / М.А. Робер, Ф. Тильман - М., 1988.
157. Романов П.В. Менеджмент как форма социальной практики. - д.социол.н. 22.00.08. - Саратов, 2000.
158. Романова Е.С. Психология профессионального становления личности . - автореф. дисс. д .психол.наук. -19.00.01, 19.00.07 . М., 1992
159. Садовникова - Крысик Л.Б. Психологические основы подбора и подготовки управленческих кадров. - д.психол.н. - М., 1999
160. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления / А.Л. Свенцицкий - Л.:ЛГУ. 1986. - 176 с.
161. Селезнева Н.Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования - автореф. дисс. д .психол.наук. -19.00.13.-М., 1997.
162. Сливкин Ю.Н. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера - автореф. дисс. к .психол.наук. -19.00.03.- Спб, 1993.
163. Современные проблемы и методы совершенствования управления .
сборник научных работ. - Спб., под ред. А.В. Федотова , учебный центр подготовки руководителей Издательство Спб ГТУ , 1997 - 198 с.
164. Современный руководитель : проблемы формирования. Материалы региональной научно-практической конференции. 28-30 апреля 1998 Магнитогорск. Екатеринбург. Центр подготовки кадров и персонала ОАО «ММК» / под ред. Ошуркова Н.А. Уральская АГС. - 1998 - 63 с.
165. Старобинский Э.Е. как управлять персоналом. - М., «Интел- синтез» Бизнес школа. -1998. - 368 с.
166. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко - Ростов- на-Дону. Феникс. 1997.
167. Сьедина Л.М. Формирование личностных качеств специалиста . Социально-технологический подход. - диссерт.... к.социолог, н. 22.00.08 . -Белгород, 1998
168. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент. Взгляд клинициста. - М.: Клас. -1999. - 148 с.
169. Толмачев В.Н. Зависимость деятельности управленческих кадров от уровня их профессионального творчества . - автореф. ... к.психол.н.
19.0. 13.-М., 1998
170. Толочек В.А. Профессиональный отбор и психологические тесты для кадровых служб ЧОП и СБ. - М., Мир безопасности. - 2001. -111 с.
171. Томсон Р. Эффективный менеджер. - Школа бизнеса «Линк» международного менеджмента. - Жуковский (Московская обл.) - 1999. - 29 с.
172. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия. - М., Академия народного хозяйства при правительстве РФ «Дело», 1998. - 270 с.
175.
173. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика. Проблемы развития . теория и практика. - М. Московский психолого¬социальный институт. - Флинта 1998. 271 с.
174. Турчинов А.И. Профессионализация как деятельностная основа кадровой политики. - Диссерт. Доктора социолог. Н. 22.00.08. М., 1998.
175. Уманский, Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. Методология и методы социальной психологии / Л.И. Уманский. - М. 1977. - 186 с.
176. Фадеева Е.Н. Технология обучения руководителей образовательных учреждений преодолению личностных затруднений в управлении - автореф. дисс. К .пед.наук. -13.00.01- М., 1999
177. Фантина С.Г. Личностно - профессиональное развитие резерва руководящих кадров таможенных органов . Учебно-методическое пособие.
Спб., 2001
178. Фонарев А.Р. Профессиональный психологический отбор персонала для работы в сфере сервиса. - автореф. дисс. К .психол.наук. -
19.0. 03 Тверь 1995
179. Хахалина И.В. Кадровый менеджмент в условиях формирования рыночных отношений. - Диссерт. к социолог. Н. 22.00.03. Саратов, 1999
180. Хомутов В.П. Профессионально-психологический отбор персонала управления. Монография. - Саратов, Изд-во поволжского межрегионального учебного центра. - 2001. - 31 с.
181. Храпик В.А. Стратегия достижения профессионализма на материале изучения руководителей лечебно-профилактических учреждений -автореф. дисс. К .психол.наук. -19.00.13 М., 1997
182. Хрипков, Г.А.,Эррера Л.М. Управленческое консультирование и конфликтология / Г.А. Хрипков, Л.М. Эррера. - Новомосковск. 1999.-133 с.
183. Чигринова М.В. Психологические средства повышения инновационного потенциала руководителя - - автореф. дисс. К .психол.наук.-19.00.01 - Киев, 1989.
184. Чимбеленге К.У. Процессы адаптации и реадаптации в структуре профессионализации личности - - автореф. дисс. К .психол.наук. -19.00.01, Ярославль 1996.
185. Шадрина В.В. Развитие интеллекта руководителя. Социально-психологический анализ на примере руководителей аппарата государственной службы - автореф. дисс. К .психол.наук. -19.00.05, М., 1995
186. Шаинов Р.Х. Актуальные проблемы отбора , найма и оценки персонала. - автореф. дисс. К .эконом.наук. -08.00.05 19.00.01 Ярославль 1999
187. Шац Л.Г. Подготовка банковского персонала современной стратегии развития. - автореф. дисс. К .эконом.наук. - 08.00.07., СПб., 1997.
176.
188. Шаукенова З.К. Направленность личности руководителя (Диагностика и коррекция на примере руководителя среднего звена государственного предприятия) - автореф. дисс. К .психол.наук. -19.00.05, СПб, 1995
189. Швальбе, Личность, карьера, успех. Психология бизнеса / Б.Швальбе, Х.Швалбе.-М.,1993.
190. Шепель, В.М. Управленческая психология / В.М. Шепель.- М., 1984.
191. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. - М., Народное образование. - 1999. - 430 с.
192. Щекин Г.В. Основы кадрового менеджмента, учебник для ВУЗа . - Киев 1999, 280 с.
193. Шибут М.А. Социально-психологические проблемы комплексной оценки руководящих кадров (на примере нефтяной промышленности) - к.социол.н. - 22.00.03. - М., 1994
194. Ядов, В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология/В.А. Ядов-Л.: ЛГУ, 1979-с.106-120.
195. Якокка, Л. Карьера менеджера. М., 1990.
196. Ясюкова Л.А. Социально-психологическое прогнозирование профессионального развития руководителя. - автореф. дисс. К .психол.наук.-19.00.05 СПб, 1988
197. Bray D.W. & Grant D.L. The assessment center in the measurement of potential for business management// Psychological Monographs, Vol. 80, №625 1966
198. Finkle R.B. Managerial assessment centers // Handbook of industrial and organization psychology / Ed. By M.D.Dunnette . Chicago : Rand McNally, 1976. P. 864-888.
199. Guion R.M. Personnel testing . N.Y.: McGraw-Hill, 1965
200. //Personnel Psychology , Vol. 39(4), 1986. P. 811-826
201. Ghiselli E.E. The validity of aptitude tests in personnel selection. Personnel psychology, Vol. 26, 1973 . P. 461-477.
202. Gough H. Personality and Personality assessment// Handbook of industrial and organization psychology/ Ed. By M.D.Dunnette . Chicago : Rand McNally, 1976. P. 579
203. Haire М., Ghiselli E.E. & Porter L.W. Cultural Patterns in the Role of the Manager // Industrial Relations, N 2, 1963 P. 95-117
204. Heneman R.L. The relationship between supervisory ratings and results- oriented measures of performance : A meta - analysis Huck J.R. Assessment centers: A review of external and internal validities // Personnel psychology Vol.
p. 191-212, 1973
205. Kraut A. I. Prediction of managerial success by peer and training -staff ratings//Journal of Applied Psychology, Vol.60, 1975. P.14-19
177.
206. Landy F.J. Psychology of Work Behavior . 4th Ed. Brooks : Cole Publishing Company Pacific Grove , 1989 - P.91
207. Litwin G.H. & Stringer P.A. Motivation and organizational climate. Boston: Harvard Business School, Division of Research, 1966.
208. Smith W.J., Albright L.E., Glennon J.R. & Owens W.A. The prediction of research competence and creativity from personal history // Journal of Applied Psychology Vol.45, 1961, P. 59-62.
209. Taylor R.N. & Dunnette M.D. Influence of dogmatism, risk- taking propensity and intelligence on decision - making strategies for a sample of industrial managers // Journal of applied psychology, Aug., 1974 , P. 420- 423.
*