Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ЕГО ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ (19.00.05 )

Работа №3979

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы240стр.
Год сдачи2003
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1282
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ПРОБЛЕМА СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
* ОБЩЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 14
1.1. Социально-психологическая характеристика педагогического общения 14
1.2. Личностный и ролевой аспекты описания педагога
как субъекта профессионального общения 28
1.3. Понятие стиля педагогического общения. Его
структура и виды 40
1.4. Направленность в общении как
социально-психологическая характеристика личности и мотивационно-смысловая
/
1- составляющая стиля общения 59
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СТИЛЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 64
2.1. Ценностно-смысловые отношения личности
»
и их роль в общении 64
2.2 Влияние самоотношения на межличностное
и профессиональное педагогическое общение 87
2.3 Проявление полезависимости-поленезависимости
в межличностном и педагогическом общении 101
2.4 Постановка проблемы. Цели и задачи. Гипотезы 108

*
3
Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ И ЕГО ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ И КОГНИТИВНЫХ ДЕТЕРМИНАНТ 116
3.1. Объект, схема и этапы исследования 116
• 3.2. Методы и методики эмпирического исследования 117
3.3. Направленность педагогов в общении 122
ЗА Исследование взаимосвязи между компонентами
стиля педагогического общения ..130
3.5. Психологический анализ ценностно-смысловых
отношений педагогов в связи с их направленностью в общении , 142
3.6. Проявление полезависимоети-поленезависимости
М
в стиле педагогического общения 156
ЗАКЛЮЧЁНИЕ 165
ЛИТЕРАТУРА 170
ПРИЛОЖЕНИЯ (методики, таблицы, схемы) ...192
*



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Происходящие в современном обществе процессы связаны с возрастанием роли личности в любой сфере общественной практики. В образовании эта тенденция приобретает особое значение: предлагаемые сегодня личностно-ориентированные его модели не могут быть реализованы без личностной включённости педагога. Понятно поэтому постепенное перемещение в научных исследованиях акцентов с изучения нормативного социального поведения личности на изучение индивидуально-своеобразного её поведения. Стремление исследователей описать последнее как относительно целостное, устойчивое, подчиняющееся определённой логике, находит отражение в усилении интереса к стилевым проявлениям личности.
Стиль общения — одна из важнейших характеристик личности как субъекта общения. Обзор работ, посвящённых стилю общения , позволяет обнаружить различные трактовки его сущности, преимущественное изучение лишь отдельных его сторон и чаще на примере его разновидности — стиля педагогического общения [А.А.Бодалёв, JI.И.Криволап, 1974; Я.Л.Коломинский, Н.А.Березовин, 1975; А.В.Мудрик, 1981; Н.Ф.Маслова, 1.990; Т.Е.Аргентова, 1984; В.В.Латынов, 1993 и др.]. Как целостное образо¬вание он редко становится объектом исследования [В.А.Кан-Калик, Г.А.Ковалёв, 1985; А.Г.Исмагилова, 1991; А.А.Коротаев, Т.С.Тамбовцева, 1991; И.Л.Руденко, 1986]. Изучение стиля общения как частного случая стиля деятельности ограничивало возможности полного его описания. По¬этому перед социальной психологией может и должна быть поставлена за¬дача описания стиля общения как целостного образования, основывающегося на представлении об интерактивной сущности общения. В таком качестве он — есть проявление целостной личности как субъекта общения, в

том числе и профессионального. Стиль педагогического общения!следовательно, есть важнейшая характеристика педагога как субъекта профессионального общения.
В качестве детерминант стиля общения (и стиля педагогического общения) изучались различные личностные образования [А.А.Коротаев, Т.С.Тамбовцева, 1985, 1991; И.Л.Руденко, 1986; О.В.Дашкевич, 1996;
А.Г.Исмагилова, 1991; В.В.Латынов, 1993; Э.И.Маствилискер, 1985; Е.В.Субботский, 1981; А.Ц.Эрдынеев, 1991 и др.]; пока немного исследова¬ний посвящено изучению ценностно-смысловых отношений как детерми¬нант стиля педагогического общения [Р.Бернс, 1986; C.JI.Братченко, С.А.Рябченко, 1996; В.А.Горянина, 1997; Л.М.Митина, 1990; Д,Б.Оборина, 1994; С.А.Рябченко, 1995].
Вместе с тем результаты исследований, посвящённых изучению роли и функций различных характеристик личности как субъекта общения в вы¬боре ею способов взаимодействия с другими людьми [К.А.Абульханова- Славская, 1981, 1991; Б.ГАнаньев, 1980; А.А.Бодалёв, 1988; Б.Ф.Ломов, 1984; В.Н.Мясшцев, 1995; В.Н.Панфёров, 1987; С. Л .Рубинштейн, 1976; Т.Шибутани, 1998 и др.}, указывают на то, что ценностно-смысловым от¬ношениям личности к миру и к себе, принадлежит ведущая роль в детерминации её общения, в том числе и профессионального. Одним из основных тезисов гуманистической психологии является тезис об определяющей роли ценностей и смыслов личности в детерминации её поведения и жизни в це¬лом [А.Маслоу, 1994; К.Роджерс, 1997; R.May, 1983; F.T.James Bugental,
1990] . В отечественной психологии ценностно-смысловые образования личности относятся к высшему социально-психологическому уровню интегральной индивидуальности (В.С.Мерлин и др.). С одной стороны, они в 'значительной степени определяют внутриличноетную динамику, а с другой стороны, являясь порождением жизненных отношений личности, определяют главные направления и смысл её отношений с миром, в первую очередь, — социальным.
Предпринятые в ряде исследований попытки теоретического осмысления и экспериментального изучения связи между личностными ценностями и взаимоотношением как эмоционально-ценностным отношением к се-
• бе [Г.А.Будинайте, Т, В. Корнилова, 1993; С.Л.Братченко, С.А.Рябченко, 1996; С.А.Рябченко, 1995; Т.Шибутани, 1998 и др.] свидетельствуют в поль¬зу наличия таковых в процессе детерминации общения, однако представление о них нуждается в уточнении и конкретизации.
Влияние когнитивного стиля на педагогическое общение в отечественной психологии до сих пор совсем не изучалось; в зарубежной психологии накоплены некоторые данные о влиянии одного из его параметров — Ф полезависимости-поленезависимости — на операциональную сторону педагогического общения [М.Бертини, 1986; Г.Виткин, 1977; И.П.Шкуратова, 1994, 1997]. Полезависимость-поленезависимость — единственный из пара¬метров когнитивного стиля, который выражает по сути социально-пеихологическую дихотомию и обнаруживает свою детерминирующую роль в общении.
На основании вышесказанного правомерна и является новой постановка проблемы изучения стиля общения как сложного целостного образования, состоящего из мотивационно-смысловой основы и операционального компонента. Определяющую роль в его детерминации играют ценностно-смысловые отношения личности, которые обусловливают мотивационно-смысловую основу его в форме направленности в общении; полезависимость-поленезависимость в большей мере детерминирует его операциональный компонент.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение
Обобщение итогов проведённого исследования позволяет сделать следующие выводы.
1. Стиль педагогического общения - есть проявление целостной личности педагога как субъекта профессионального общения и представляет собой единство направленности в общении (содержательной его стороны) и инструментальных характеристик общения (формальной стороны).
2. Содержание направленности в общении выявляется в форме индивидуально-своеобразного сочетания в разной степени выраженных её видов (диалогического, авторитарного, манипулятивного, конформного, альте- роцентристского, индифферентного); с преобладанием диалогического ви¬да связана наибольшая согласованность и непротиворечивость содержания направленности; с преобладанием конформного вида связана, наоборот, наименьшая согласованность и противоречивость её содержания.
3. Между содержанием общей направленности в общении и содержанием направленности в педагогическом общении у разных педагогов может иметь место соответствие (инвариантный тип направленности в общении) или несоответствие (вариативный тип направленности в общении).
4. Каждый вид направленности предполагает определённый набор приёмов и способов коммуникативного поведения; имеют место различия в инструментальной обеспеченности видов направленности в общении (авторитарный вид имеет наибольшую инструментальную обеспеченность), а так¬же большая или меньшая согласованность между содержанием направленности педагогов в общении и коммуникативным поведением.
5. Ценностные и смысложизненные ориентации, эмоционально-ценностное отношение к себе, отражающие вкупе главные отношения личности к миру и к себе, имеют тесные связи между собой, составляя мотивационно¬

смысловую основу её общения; связанные между собой, они конкретизируются в содержании направленности в общении, определяя её стиль общения.
6. Ценностно-смысловые отношения, составляющие мотивационно-смысловую основу диалогического стиля педагогического общения, отличаются наибольшей согласованностью, активным, конструктивным характером Их содержания; наибольшей сложностью, противоречивостью, внутренней конфликтностью самоотношения характеризуются ценностно-смысловые отношения, составляющие мотивационно-смысловую основу конформного и вариативного стилей педагогического общения; основой альтероцентристского стиля являются ценностно-смысловые отношения, в более или менее согласованном содержании которых ведущее место занимают пассивные ценности, альтруистические ценности и ценности межличностных отношений; ценностно-смысловые отношения, связанные с авторитарным стилем педагогического общения, характеризуются внутренней конфликтностью самоотношения, ведущей ориентацией на конкретные жизненные ценности, профессиональное творчество, общественное при-знание, одинаковой степенью значимости этических ценностей (непримиримости к недостаткам в себе и в других и др.) и альтруистических .
7. Полезависимость-поленезависимость влияет в первую очередь на индивидуально-своеобразный набор коммуникативных приёмов и способов, используемых педагогами в профессиональном общении с детьми.
8. Поленезависимость связана с диалогическим видом направленности в общении, а также с недирективными, индивидуально ориентированными приёмами и способами общения; полезависимоеть связана с остальными видами направленности (особенно конформной), что свидетельствует о сложности и противоречивости ценностно-смысловых критериев общения полезависимых педагогов; связанное с ними профессиональное коммуникативное поведение характеризуется предпочтением групповых обращений, положительных оценок, «подстройкой снизу».
9. Ценностно-смысловые отношения и полезависимость-поленезависимость как детерминанты стиля педагогического общения связаны между собой посредством их связей с направленностью в общении.
Теоретическое значение проведённого исследования состоит в следующем. Оно расширяет и углубляет имеющиеся представления о стиле педагогического общения и его личностных детерминантах.


ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения //
Проблема общения в психологии.- М., 1981, С.218-241.
2. Абульханова-Славская К.А. Принципы исследования активности лич¬
ности // Актуальные вопросы психологии личности: Сб. науч. тр. со-ветских и болгарских психологов.-М.: Институт психологии АН СССР, 1988. - С. 47- 66.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991.- 299 с.
4. Акопов Г.В. Сознание и воля в исканиях счастья // Российское созна¬
ние: Психология, феноменология, культура: Межвузовский сб.науч.работ / Отв.ред. В.А.Шкуратов.- Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.- С. 77-99.
5. Аминов Н.А. Психологический профотбор на педагогические специ-
альности.-Ярославль, 1994. - 86 с.
6. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психо¬
логические труды: В 2-х т.- Т. II / Под ред. А.А.Бодалёва и др. - М.: Педагогика, 1980. - С. 128-267.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологиче¬
ские труды: В 2-х т.- Т. I / Под ред. А.А.Бодалёва и др. - М.: Педагоги-ка, 1980. - С. 17-179.
В. Андреева Г.М. Психология социального познания.-М.:Аспект Пресс, 1997.-239 с.
9. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
- 416 с.
10. Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии.- 1997.-№ 4.-С.23-29.
11. Асеев В.Г. Разработка проблемы значимости побуждений в советской психологии // Актуальные вопросы психологии личности: Сб. науч.тр.

советских и болгарских психологов.-М.: Институт психологии АН СССР, 1988. - С.66-78.
12. Асмолов А.Г. ПСИХОЛОГИЯ личности. Принципы психологического анализа.-М., 1990-367 с.
В.Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможно¬стей развития личности (от диагностики отбора к диагностике разви¬тия) // Вопросы психологии.- 1992.-№ 1 .-С. 6-13.
14. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники / Под ред. И.Т.Фролова.- М.: Наука, 1986.- С. 103-119.
15. Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества.- М.,1979.- 443 с.
16. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуаль-ность / Пятигорск, гос. лингвист, ун-т. - Пятигорск, 1996. - 203 с.
17. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.-М.:1993.-199 с.
18. Березовин Н.А., Коломинекий Я.Л. Учитель и детский коллектив: Психолого-педагогическое исследование. - Минск, 1975.-160 с.
19. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.-М. ,1986.- 422 с.
20. Битуев В.П. Психология взаимоотношения учителя и учащихся.-Улан- Удэ, 1972.-115 с.
21. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983. - 270 с.
22. Бодалёв А.А. Психология о личности.-М.:Изд-во Моск. ун-та, 1988.- 188 с.
23. Бодалёв А.А., Ковалёв Г.А. Диалог как форма психологического воз-действия// Общение и диалог в практике обучения, воспитания и пси-хологической консультации: Сб. науч.тр./ Ред. колл.: А.А.Бодалёв (отв. ред.) и др. - М.: АПН СССР, 1987.- С. 17-27.
24. Бодалёв А.А., Криволап Л.И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Проблемы общения и воспи-тания. - Тарту, 1974, 4.1.- С. 185-192.

172
25. Божович JI.И, Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 1968.-464 с. -
26. Братусь Б. С., * Павленко В.Н. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии // Вопросы психологии.-1986.-№ 4.-С.146-154.
27. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психоло- гии.-1997.- № 5.-С. 3-19.
28. Братченко С.Л. Гуманистически ориентированный и традиционный подходы в образовании: сущность разногласий // Семинар: «Альтерна-тивное образование в Санкт-Петербурге».- СПб, 1997. - С. 19-27.
29. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов.-Псков, 1997.- 68 с.
к
30. Братченко С.Л. Концепция личности: М.Бахтин и психология // М.М.Бахтин и философская культура XX века. Проблемы бахтиноло- гии. Вып. 1. Ч.1.-СП6, 1991.-С.66-75.
31. Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур.-М.: Смысл, 1997.-С.201-222.
32. Братченко С.Л., Рябченко С.А. Авторитарный стиль педагогического общения -а что же дальше? - М., 1996, С.83-90.
33. Брудный А.А. Понимание и общение. - М., 1989,- 163 с,
34. Будинайте Г.А., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии.-1993.-№ 5.-С.99-106.
35. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценно-стей - культурных символов -в индивидуальном’ сознании // Вопросы психологии.-1997.-№ 5.- С.44-55.

173
36. Васильева И.И. О значении идей М.М.Бахтина о диалоге и диалогиче-ских отношениях для психологии общения // Психологические иссле-дования общения. - М., 1985. - С. 81-94.
37. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критиче-ских ситуаций).-М., 1984.-200 с.
• 38. Василюк Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим ли¬
цом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. - М.: Смысл, 1997, С.284-314.
39. Вербова К.В. Формирование личности в общественно-педагогической деятельности // Общение и формирование личности. - Гродно, 1984. - С. 11-23.
40. Габдулина Л.И. Взаимосвязь направленности педагогов в общении и их ценностно-смысловых отношений // Психологический вестник РГУ. Вып. 2.- Ростов-на-ДонуД 997, С. 434-450.
41. Габдулина Л.И. Особенности системы ценностных ориентаций педа-гогов с диалогической направленностью в общении // Психологиче¬ский вестник РГУ. Часть1.- Ростов-на-Дону, 1996, С.223-230.
42. Габдулина Л.И. Самоотношение как показатель личностного развития педагогов // Развитие личности в образовательных системах Южно- Российского региона.-Карачаевск, 1995, С.51-52.
43. Гейхман Л.К. Социально-психологический тренинг как средство ана-
• лиза и коррекции индивидуального стиля общения // Системное иссле-дование индивидуальности.-Пермь, 1991. - С. 98-100.
44. Генетические проблемы социальной психологии: Сб. статей / Под ред. Я.Л.Коломинского и М.И.Лисиной. - Мн.: Университетское. 1985. - 208 с.
45. Горянина В.А. Внутренний конфликт как главная причина, обуслов¬ливающая склонность личности к непродуктивному стилю взаимодей-


ствия И Психология сегодня. Материалы I Всероссийской научной конференцшг.-М. 1996, С. 45-46.
46. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности сти-ля межличностного взаимодействия // Психологический журнал.-1997.- № 6.-С.73-83.
47. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - Л.; Изд-во Ле-нинградского университета. 1988. - 560 с. w
48. Гудечек Л. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личноети.-М.: Наука, 1989.-С. 102-110.
49. Гусеева Г. Г. Восприятие и представление младшими школьниками учителя: Дисс. канд. псих. наук. - Л.,1971 .-170 с.
50. Джанерьян С.Т. Субъективные трудности выполнения профессио¬нальной деятельности в периоды кризисов взрослости // Современная семья: проблемы и перспективы: Тез. докл. науч.- практ. конференции 11-14 окт. 1994 года. - Ростов-на-Дону, 1994. - С.76-78.
51. Джрназян Л.Н. Структура и опыт деятельности школьной психологи-ческой службы // Вопросы психологии.-1989.-№ 4.-С.52-58.
52. Дилова М. Самооценка и компетентность личности // Актуальные во-просы психологии личности: Сб. науч.тр. советских и болгарских пси- хологов.-М.: Институт психологии АН СССР, 1988. - С.118-133.
53. Дорфман Л .Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоре-тические проблемы.-М.: Смысл, 1993.-456 с.
54. Дорфман Л.Я. Стили активности - методологические и теоретические предпосылки интегрального подхода // Стиль человека: психологиче-ский анализ / Под ред. А.В.Либина. - М.: Смысл, 1998. - С.34-51.
55. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и за¬щита. - М., 1997.- 344 с.

f
175
56. Дружинин B.H., Леонтьев ДА., Либин А.В., Собчик Л.Н., Толочёк
B. А., Моросанова В.И., Шкуратова И.П. Ретроспектива - интроспек¬ция - перспектива // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А.В.Либина. - М.: Смысл, 1998. - С.278-287.
57. Еремеев Б.А., Корчинский С. О профессиональной рефлексии и про-фессиональном идеале учителя И Психологические проблемы развития профессионального сознания педагога-практика: Сб. науч.тр. / Ред. колл.: Д.В.Ронзин (отв.ред.) и др.-М.: АПН РСФСР, 1992.- С.45-60.
58. ЗаброДин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека И Вопросы психологии.-1989.-№
6. - С. 100-108.
59. Зайонц Р. Стили объяснения в социальной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности: Хрестом. / Отв. ред. М.П.Гапочка.-М.: ИНИОН РАН, 1995.- С. 94-119.
60. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопро¬сы психологии.-1989.-№ 1.-С.5-14
61.3ейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция пове-дения в норме и патологии // Психологический журнал.- 1989.-Т.10.- №
2.-С.122-132.
62. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.'
63. Зимняя И.А. и др. Педагогическое общение как решение коммуника-тивных задач // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А.А.Бодалёва, ВЛ.Ляудиса. - М.,1980,
C. 53-65.
64. Золотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1979. - 80 с.
*

176
65. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения: социальный и лич-ностный типы общения; их профессиональные, познавательные и гене-тические аспекты. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1976. - 146 с.
66. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения как системное явле-ние // Системное исследование индивидуальности.-Пермь, 1991.- С. 102-103.
67. Каган М.С., Эткинд А.М. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии.- 1988.-№4.- С.25-33.
68. Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребёнок: семейное воспитание // Вопросы психологии.- 1992.-JNM .-С. 14-21.
69. Кан-Калик В.А. Педагогическое общение как творческий процесс // Вопросы психологии межличностного познания и общения. - Красно-дар, 1985, С.58-72.
70. Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения // Учителю о педа-гогической технике. - М., 1987, С. 14-48.
71. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.-233 с.
72. Кан-Калик В.А., Ковалёв Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. -
1985. - №4. -С.9-17.
73. Каракозов P.P. Организация смыслопоисковой активности человека как условие осмысления жизненного опыта // Психология с человече¬ским лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психоло¬гии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. - М.: Смысл, 1997, С.257-273.
74. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессии. - Обнинск, 1993.-279 с.
75. Клюев Е.В. Речевая коммуникация.-М., 1998.-224 с.
76. Ковалёв Б.П. Адекватность представлений педагогов о понимании их учащимися // Общение и формирование личности: Сб. науч.тр./ Грод¬

ненский госуниверситет / Отв. ред. С.В.Кондратьева. - Гродно, 1984,
С.48-58.
77. Ковалёв Г.А. Три парадигмы в психологии - три стратегии воздейст-вия // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психоло-гической консультации: Сб. науч.тр./ Ред. колл.: А.А.Бодалёв (отв. ред.) и др. - М.: АПН СССР, 1987, С. 4-16.
78. Ковалёв Г.А., Петровская JI.A., Спиваковская А.С. Об одной из форм психологической помощи учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми // Общение и развитие психики. Сб. науч. тр./ Под ред. А.А.Бодалёва, Г.А.Ковалёва.-М.: Изд. АПН СССР, 1986, С.75-87.
79. Ковалёв Г.А., Радзиховский Л.А. Проблема общения и детерминации психического в работах советских психологов // Общение и развитие психики. Сб. науч. тр./ Под ред. А.А.Бодалёва, Г.А.Ковалёва.-М.: Изд. АПН СССР, 1986, С. 12-26.
80. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М.: Мысль, 1984. - 252 с.
81. Кожухарь Г.С. Соотношение личностного и профессионального само¬определения у учителей ( мотивационный аспект ) : Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1993.-21 с.
82. Кожухарь Г.С. Учитель в ситуации конфликта // Личность в деятель-ности и общении.- Ростов-на-Дону, 1997, С. 162-172.
83. Козиев В.Н. Структура и содержание профессионального самосозна-ния учителя // Психологические проблемы развития профессионально¬го сознания педагога-практика: Сб. науч.тр. / Ред. колл.: Д.В.Ронзин (отв.ред.) и др.-М.: АПН РСФСР, 1992.- С.30-45.
84. Коломинский Я.Л. Некоторые социально-психологические проблемы изучения психологического взаимодействия // Общение и развитие психики. Сб. науч. тр./ Под ред. А.А.Бодалёва, Г.А.Ковалёва.-М.: Изд. АПН СССР, 1986, С.85-98.

85. Кольцова В.А. Общение и познавательные процессы // Познание и общение / Отв. ред. Б.Ф. Ломов и др. - М.: Наука, 1988. - С. 10-23.
86. Кон И.С. Социология личности .-М., 1967, С. 12-42.
87. Кондратьева С.В. Общение и формирование личности // Общение и формирование личности: Сб. науч.тр./ Гродненский госуниверситет / Отв. ред. С.В.Кондратьева. - Гродно, 1984, С.3-11.
88. Кондратьева С.В. Пеихолого-педагогические аспекты проблемы по-нимания людьми друг друга // Психология межличностного познания.- М., 1981, С.158-174.
89. Кондратьева С.В. Учитель - ученик. - М.: Педагогика, 1984. - 80 с.
90. Кондратьева С.В.., Галузо П.Р. Влияние понимания своих учителей на характер общения подростков // Общение и развитие психики. Сб. на-уч. тр./ Под ред. А.А.Бодалёва, Г.А.Ковалёва.-М.: Изд.АПН СССР,
1986, С. 113-127.
91. Копьев А.Ф. О диалогическом понимании психологического контакта // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологиче-ской консультации: Сб. науч.тр./ Ред. колл.: А.А.Бодалёв (отв. ред.) и др. - М.: АПН СССР, 1987, С.50-57.
92. Копьев А.Ф. Опыт диалогической интерпретации // Вопросы психоло-гии .- 1990.-№ 3.-С. 17-25.
93. Корнилова Т.В., Парамей Г.В. Подходы к изучению когнитивных сти¬лей двадцать лет спустя // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. -
С.140-148.
94. Коробицына М.Б. Анализ жестовых воздействий в деятельности педа-гога // Психологические трудности в общении: диагностика и коррек¬ция: Тез. докл. науч.-практ. конференции. - Ростов-на-Дону, 1990. - С. 82-84.

95. Коротаев А.А. , Тамбовцева Т.С. Качественная психологическая ха-рактеристика индивидуального стиля педагогического общения учи-телей // Стиль деятельности и общения.-Пермь, 1992, С.79-81.
96. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Стиль педагогического общения как фактор формирования творческой индивидуальности педагога // Сис-темное исследование индивидуальности.-Пермь, 1991, С. 30-48.
97. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Характеристика связей операций пе-дагогического общения со свойствами различных уровней индивиду-альности педагога // Проблемы интегрального исследования индиви-дуальности и её педагогические аспекты: Межвуз. сб. науч. тр.-Пермь: НГПИ, 1985. - С.30-48.
98. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие.- Ростов- на-Дону : Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997.-112 с.
99. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие // Педаго-гика: педагогические теории, системы, технологии.-М.,1998.- С.64-96.
100. Кузнецова Е.В. Трудности педагогического общения, обусловленные невербальным поведением учителя, методы их коррекции // Психоло-гические трудности в общении: диагностика и коррекция: Тез. докл. науч.-практ. конференции. - Ростов-на-Дону, 1990. - С. 75-81.
101. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990.-187 с.
102. Кулюткин Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной дея-тельности учителя // Вопросы психологии.-1986.-№ 2.-С.21-30.
103. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). - Ростов-на-Дону, 1986. - 136 с.
104. Лабунская В.А. Способность к психологической интерпретации не-вербального поведения как фактор оценки учителем отношений в школьном коллективе // Психологические трудности в общении: диаг¬

ностика и коррекция: Тез. докл. науч.-практ. конференции. - Ростов- на-Дону, 1990. - С. 84-86.
105. Лабунекая В.А. Теоретические основы и этапы обучения интерпре¬тации невербального поведения // Личность в деятельности и обще¬нии.- Ростов-на-Дону,1997, С. 128-140.
106. Латынов В.В. Стили речевого коммуникативного поведения: струк-тура и детерминанты // Психологический журнал.- 1995.- № 6.- С.90-100.
107. Леви В. Искусство быть другим.- М., 1968.-230 с.
108. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979. - 46 с.
109. Леонтьев А.А. Психология общения.-М.: Смысл, 1997.-365 с.
110. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С.11-21.
111. Леонтьев Д.А. Субъективная семантика и емыслообразование // Вестник МГУ.-1990.-№> 3.-C.33-42.
112. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций.-М., 1992.-17 с.
113. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций.-М.,1993.-16 с.
114. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностей регуляции деятельности И Вестник МГУ.-
1996. -№ 4.-С.35-44.
115. Леонтьев Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива И Вестник МГУ.-1996.-№ 2.-С.73-81.
116. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психологический журнал.-1997.- № 6.-С.13-25.
117. Леонтьев Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили - взгляд из 1990-х // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А.В.Либина. - М.: Смысл, 1998. - С.93-108.

*
181
118. Либин А.В. Элементы теории стиля человека // Психология сегодня. Материалы I Всероссийской конференции. -М. 1996.- С.32-33.
119. Либин А.В. Стиль - это человек? // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А.В.Либина. - М.: Смысл, 1998. - С.3-12.
120. Либин А.В. Единая концепция стиля человека: метафора или реаль-
• ность? // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А.В.Либина. - М.: Смысл, 1998. - С.109-124.
121. Либин А.В., Моросанова В.И., Скотникова И.Г., Холодная М.А., Шкуратова И.П. Феноменология - анализ понятий - эксперименталь¬ные гипотезы // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А.В.Либина. - М.: Смысл, 1998. - С. 125-141
122. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. -М.: Педагогика, 1986. « '144 с-
123. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло- гии.-М.: Наука, 1984.- 444 с.
124. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и межличностное взаимодейст¬вие // Принципы историзма и психологическая наука.Часть 1.М., 1987, С.62-79.
125. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности . - Л., 1983.-189 с.
126. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.- 156 с.
• 127. Маслова Н.Ф. Стиль руководства учителя как способ социально¬
психологического воздействия // Руководство и лидерство. - Л., 1973, С.53-71.
128. Маствилискер Э.И. Индивидуальный стиль общения в совместной деятельности И Проблемы интегрального исследования индивидуаль-ности и её педагогические аспекты: Межвуз.сб.науч.тр.-Пермь: НГПИ, 1985.-С. 14-30.
#

t
*
182
129. Мерлин B.C. Индивидуальный стиль общения // Психологический журнал.-1982.- Т.З, № 4, С.26-36.
130. Метельский Г.И. Понимание личности ученика и коммуникативные умения педагога И Проблемы формирования личности в коллективной деятельности и общении. - Гродно, 1980. - 4.1. - С. 82-83.
• 131. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учи¬
теля // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 58-64.
132. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.-131с.
133. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 28-38.
134. Митрофанов К.В. Смысловое пространство профессиональной педа-гогической деятельности и возможности построения типологии инди-видуальных стилей педагогического общения // Системное исследова-
i
ние индивидуальности. - Пермь, 1991, С.162-164.
135. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под ред. А.А.Бодалёва.- Москва-Воронеж, 1995.-356 с.
136. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целена-правленного поведения. - М.: Наука, 1988. - 200 с.
137. Никифорова О.В. Ценностная детерминация творческого педагоги-ческого труда в условиях перехода к новой образовательной парадиг¬ме: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Томск, 1997. - 22 с.
• 138. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л.: Изд. Ленингр.ун-та,
1979. - 151 с.
139. Оборина Д.Б. Стиль общения в системе установок педагога и его формирование в процессе обучения и воспитания будущих учителей // Системное исследование индивидуальности.-Пермь, 1991, С. 109-110.
*

«
183
140. Оборина Д.Б. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. -1994.-№ 2.- С.41-50.
141. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологиче-ской консультации: Сб. науч. тр. / Редкол.:А.А.Бодалёв (отв.ред.) и др.-М.: Изд. АПН СССР, 1987.-164 с.
142. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека.-М.:Изд-во Моск.ун-та. 1987.-302 с.
143. Общение и формирование личности школьника. Опыт эксперимен-тального психологического исследования / Под ред. А.А.Бодалёва, Р.Л.Кричевского. - М.: Педагогика, 1987.-152 с.
144. Овчарова Р.В. Системное развитие личностных возможностей слу-шателей ИППК // Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования: Межвуз. сб.статей / Сост. Э.Н.Алфёрова, Э.Н.Гусинский, Ю.И.Турчанинова. - М., 1992. - С.96-98.
145. Орлов А.Б. Взаимопонимание в диалоге ребёнка и взрослого как ус-ловие воспитания // Общение и диалог в практике обучения, воспита¬ния и психологической консультации: Сб. науч.тр./ Ред. колл.: А.А.Бодалёв (отв. ред.) и др. - М.: АПН СССР, 1987, С.109-115.
146. Орлов А.Б. Перспективы гуманизации обучения II Вопросы психоло-гии. -1988.-№ 6. - С. 142-146.
147. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения.-М., 1993.- 30 с.
148. Панфёров В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований: Автореф.докт. психол. наук.- Ленинград, 1983.- 42 с.
149. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории.-М., 1971.- 351 с.

184
150. Петков А. Мотивация как системное качество личности // Актуаль¬ные вопросы психологии личности: Сб. науч.тр. советских и болгар¬ских психологов.-М.: Институт психологии АН СССР, 1988. - С. 33-46.
151. Петровская Л,А., Спиваковская А.С. Воспитание как общение- диалог // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С. 85-90.
152. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Ю. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов-на-Дону, 1993.- 85 с.
153. Попогребский А.П. Смысл жизни и отношение к смерти // Психоло¬гия с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсовет¬ской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. - М.: Смысл, 1997, С. 177-200.
154. Проблема общения в психологии. - М., 1981 .-273 с.
155. Психология воздействия. Проблемы теории и практики / Под ред. А.А.Бодалёва, Г.А.Ковалёва. -М.: АПН СССР, 1989.-154 с.
156. Психология педагогического общения: Сб. статей / Под ред. А.С.Золотняковой. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1978. - 94 с.
157. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с.
158. Пьянкова Г.С. О роли иерархических индивидуальных свойств учи-теля в формировании некоторых компонентов стиля педагогического общения // Проблемы интегрального исследования индивидуальности и её педагогические аспекты: Межвуз.сб.науч.тр.-Пермь: НГПИ, 1985.
- С.69-76.
159. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психоло- гия.-С.-Пб.-1999.- 416 с.
160. Регуш Л.А. Наблюдение в практической психологии (характеристи¬ки, методики, упражнения).-СПб., 1996.- 148 с.
161. Рейнвальд Н.И. Психология личности. - М.: Изд. УДН, 1987. - 200 с.

185
162. Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. - Ростов-на- Дону, 1994. - 237 с.
163. Рогов Е.И. Профессионализация процесса общения в педагогиче¬ской деятельности // Личность в деятельности и общении.- Ростов-на- Дону: Гефест, 1997, С.147-162.
• 164. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.,
1994. - 480 с.
165. Ронзин Д.В. Проблема использования в педагогической деятельно¬сти научных достижений и феномен «профессиональное сознание пе- дагога-практика» // Психологические проблемы развития профессио-нального сознания педагога-практика: Сб. науч.тр. / Ред. колл.: Д.В.Ронзин (отв.ред.) и др.-М.: АПН РСФСР, 1992.- С.3-10.
166. Ронзин Д.В. Профессиональное сознание учителя как научно-
ft
практическая проблема // Психологический журнал.-1991, т. 12, № 5.
167. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М.1946. - 702 с.
168. Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. - М., 1976, С. 253-382.
169. Руденко И.Л. Стиль межличностного взаимодействия // Семья и личность. Часть 2. М., 1986, С.66-76.
170. Руденко И.Л. Стиль общения и его детерминанты: Автореф. канд. психол. наук,- М., 1988.-22 с.
• 171. Руеалинова А.А. Влияние взаимоотношений между мастером и уча¬
щимися на формирование коллектива учебной группы ПТУ. - М., 1968.
172. Рюмшина Л.И., Е.Л.Марголина Изучение индивидуально-личност¬ных характеристик учителей с манипулятивной направленностью в
ч.
общении // Психологический вестник РГУ. Вып. 3,- Ростов-на-Дону,
1997, С. 199-208.


т
186
173. Рюмпшна Л.И. Гуманистический подход к воспитанию детей // Со-временная семья: проблемы и перспективы: Тез. докл. науч.- практ. конференции 11-14 окт. 1994 года. - Ростов-на-Дону, 1994. - С.127-129.
174. Рюмшина Л.И. Игры и манипуляции в межличностном общении. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1997. - 48 с.
• 175. Рюмшина Л.И. О роли диалогического общения в развитии лично¬
сти как субъекта общения // Психологические трудности в общении: диагностика и коррекция: Тез. докл. науч. - практ. конференции. - Рос-тов-на-Дону, 1990. - С. 34-37.
176. Рябченко С.А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стилей педагогического общения : Автореф. канд. психол. наук.- С.- Пет., 1995.- 18 с.
177. Сальникова Л.В., Джанерьян С.Т. О необходимости психологиче¬ской помощи учителям // Проблемы психологического консультиро¬вания семьи: Тез. докл. науч.- практ. конф. 2-4 дек. 1991 г. - Ростов-на- Дону, 1991.-С. 151-154.
178. Семёнова Т.С. Влияние стиля общения на отношение ребёнка к взрослому в игровых и учебных ситуациях : Автореф. канд. психол. наук. - М., 1986.- 23 с.
179. Скрипкина Т.П. Психология доверия (теоретико-эмпирический ана-лиз). - Ростов-на-Дону : Издательство РГПУ, 1997. - 250 с.
• 180. Смоленская Е.Н. О системе психокоррекционной работы с учителя¬
ми // Проблемы обновления содержания общего образования. - Рое- тов-на-Дону , 1992. Вып. 3, С.57-59.
181. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях лично- сти.-М.:Изд-во МГУ, 1989.-215 с.
182. Социальная психология. Краткий очерк. / Под общ. ред. Г.П.Предвечного и Ю.А.Шерковина. - М.: Политиздат, 1975. - 319 с.

187
183. Степанов С.Ю., Похмелкина Г.Ф., Колопшна Т.Ю., Фролова Т.В. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии. - 1991. - № 5. - С.5-14
184. Степанский В.И. Свойство субъектности как предпосылка личност¬ной формы общения // Вопросы психологии. - 1991. - № 5. - С.98-103.
• 185. Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А.В.Либина. -
М.: Смысл, 1998. - 310 с.
186. Столин В.В. Самосознание личности. - М.:Изд-во Моск.ун-та, 1983.- 284 с.
187. Стрелков В.И. Проблема личностной целостности педагога // Пси- холого-педагогические проблемы повышения квалификации работни¬ков образования: Межвуз. сб. статей / Сост. Э.Н.Алфёрова,
Э.Н.Гусинский, Ю.И.Турчанинова. - М., 1992. - С. 48-51.
188. Стрелкова И.Э. К проблеме диагностики оптимального стиля педа-гогического общения // Психодиагностика - учителю. Научно-методич. сб. / Под ред. Б.А.Федоришина, Ю.В.Айкина, А.И.Лактионова. - Харьков, 1992, С.79-84.
189. Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников // Вопросы психологии. -1981. - № 2. - С. 68-79.
190. Толочек В.А. Проблема «стиля» в психологии // Психология сегодня. Материалы I Всероссийской конференции.-МЛ996, С.32-34.
• 191. Улыбина Е.В. Проблемы агрессии учителя-профессионала // Станов¬
ление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. - Ставрополь, 1993. - Разд. 2. - С.75-76.
192. Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика // Психологиче-ский журнал.-1991.-№ 6.-С.12-25.
193. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова Н.Д. Речь человека в обще- нии.-М.,1989.-187 с.

188
194. Франки В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с анг. и нем./ Общ. ред. ЛЛ.Гозмана и Д.А.Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
195. Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интер-субъективного подхода в исследовании коммуникативного воздейст¬вия // Цсихолого-педагогические проблемы общения / Под ред. А.А.Бодалёва. - М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1979.- С. 17-35.
196. Хараш А.У. «Другой» и его функция в развитии «Я» (к постановке проблемы развития личности в свете идей интерсубъективного подхо¬да) // Общение и развитие психики. Сб. науч. тр./ Под ред. А.А.Бодалёва, Г.А.Ковалёва.-М.: Изд. АПН СССР, 1986, С.92-105.
197. Хараш А.У. Личность в общении // Общение и оптимизация совме-стной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.- С. 30-42.
198. Хараш А.У. Принципы деятельности в исследованиях межличност¬ного восприятия // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С. 20-31.
199. Шейн С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. -1991. - № 1. - С. 44-52.
200. Шейн С.А. Типология стилей педагогического общения и анализ по-тенциала их развивающего воздействия // Психология воздействия. Проблемы теории и практики / Под ред. А.А.Бодалёва, Г.А.Ковалёва.- М.:Изд-во АПН СССР, 1989.- С. 77-83.
201. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов-на-Дону, 1998. - 544 с.
202. Шкуратова И.П. Гипотетическая структура инструментальной сто-роны индивидуальности // Системное исследование индивидуально¬сти.-Пермь, 1991.-С. 121-123.

189
203. Шкуратова И.П. Два подхода к исследованию стиля в психологии: оппозиция или консолидация? // Психологический вестник РГУ. Вып.
2. - Ростов-на-Дону, 1997, С.3-24.
204. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. - Ростов-на-Дону, 1994.-155 с.
• 205. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль как фактор успешности обуче¬
ния и общения в учебной сфере // Личность в деятельности и общении.- Ростов-на-Дону,1997, С.115-128.
206. Шкуратова И.П. Личностные детерминанты стиля педагогического общения // Развитие личности в образовательных системах Южно- Российского региона.- Карачаевск, 1995, С.71-72.
207. Шкуратова И.П. Мотивационная модель общения и попытка её экс-периментального изучения // Психологический вестник РГУ.
^ Вып.1 (часть 1).- Ростов-на-Дону, 1996, С.187-206.
208. Шкуратова И.П. Исследование стиля в психологии: оппозиция или консолидация // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А.В.Либина. - М.: Смысл, 1998. - С.13-33.
209. Шкуркин В.И. Психологические вопросы подготовки молодёжи к профессиональному общению И Психодиагностика - учителю. Научно- методич. сб. / Под ред. Б.А.Федоришина, Ю.В.Айкина,
А.И.Лактионова. - Харьков, 1992, С. 98-105.
• 210. Шледер Б., Шефер Б. Социальная идентичность и групповое созна¬
ние как медиаторы межгруппового поведения // Иностранная психоло-гия.- 1993.-Т.1.- № 1.- С.74-83.
211. Шосгром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - Минск, 1992.-128 с.

212. Щербакова Т.Н. Субъективный контроль в педагогическом общении //Личность в деятельности и общении. - Ростов-на-Дону : Гефест, 1997, С.195-212.
213. Эмоциональные и познавательные характеристики общения / Отв. ред. В.А.Лабунская. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского универси¬тета, 1990. -176 с.
214. Эрдынеев А.Ц. Особенности характера педагогического общения как выражение индивидуального стиля деятельности преподавателя // Системные исследования индивидуальности: Тезисы докл. Всесоюз. конф. 19-22 июня 1991 г. / Под ред. В.А.Вяткина и др. - Пермь, 1991.- С. 126-128.
215. Юркевич B.C. Преодоление «стереотипов ожидания» у учителей // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологиче¬ской консультации: Сб. науч.тр. / Ред. колл.: А.А.Бодалёв (отв. ред.) и др. - М.: АПН СССР, 1987. - С. 148-154.
216. Юсупов Ф.М. Педагог, ищущий новое: штрихи к психологическому портрету // Вопросы психологии. -1991. - № 1.- С.53-59.
217. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975, С. 34-53.
218. Bertini М. Some implications of field dependence for education // Field dependence in psychological theory: research and application. L.,1986, pp.93-106.
219. Brewster M. Smith Values, Self & Society: Toward Humanistic Social Psychology. New Brunswicke, NJ: Transaction Pullshers, 1991.
220. Brewster M. Smith Exploring Psychological Maturity II The Humanistic Psychologist, Vol. 19, No.2, 1991, pp.217-219.

191
221. Bugental James F.T. Intimate Journeys: Stories from Life-Changing therapy. San-Francisco: Jossey-Bass, 1990.
222. May Rollo The Discovery of being Writings in Existential Psychology. W.W.Norton Company. New York.- London. 1983.
223. Moustakas Clare Loneliness and Love. New York: Prentice Hall Press, 1990.
224. Roy Jose De Carvalho The Growth Hypothesis and Self-Actualization: An Existential Alternative // The Humanistic Psychologist, Vol.18, No.3, 1990, pp.252-258.
225. Roy Jose De Carvalho The Humanistic Paradigm in Education // The Humanistic Psychologist, Vol. 19, No.l, 1991, pp.88-104.
226. Royce J. Powell A. Theory of personality and individual differences: factors, systems and process. Prentice Hall, 1983.
227. Witkin H. et al.Field-dependent and Their Educational Implications // Review of Educational Research, 1977.- Vol.47.-P.l-64.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ