Введение 3
1. Теоретические основы формирования учетно-аналитической информации о
текущих расчетах с покупателями и заказчиками 6
1.1. Понятие текущих расчетов с покупателями и заказчиками и их значение для управления коммерческими организациями 6
1.2. Формы текущих расчетов с покупателями и заказчиками 12
1.3. Методы управления текущими расчетами с покупателями и заказчиками 19
2. Учет и контроль текущих расчетов с покупателями и заказчиками в Казанском филиале ООО «Татнефть-АЗС Центр» 27
2.1. Учет текущих расчетов с покупателями и заказчиками в Казанском филиале ООО «Татнефть-АЗС Центр» 27
2.2. Контроль текущих расчетов с покупателями и заказчиками в Казанском филиале ООО «Татнефть-АЗС Центр» 36
3. Анализ текущих расчетов с покупателями и заказчиками в Казанском филиале ООО «Татнефть-АЗС Центр» 47
3.1. Анализ состава, структуры и динамики текущих расчетов с покупателями и
заказчиками в Казанском филиале ООО «Татнефть-АЗС Центр» 47
3.2. Анализ эффективности текущих расчетов с покупателями и заказчиками и их влияния на финансовое положение Казанского филиала
ООО «Татнефть-АЗС Центр» 54
Заключение 68
Список использованных источников 71
Прилодения 79
Информация о расчетах, которые осуществляет организация, имеет огромное значение, так как, основываясь на данных расчетов, принимаются управленческие решения. Чем выше качество информации о расчетах, тем выше качество управленческих решений, которые принимает пользователь.
Другими словами, если отразить расчеты в учете некорректно, то информация о деятельности организации не будет достоверной. В таком случае невозможно принимать эффективные управленческие решения.
Так, кредиторы могут дать оценку величины платежеспособности организации, с учетом отражаемой в ее отчетности дебиторской и кредиторской задолженности и при определенных условиях могут признать организацию банкротом.
Для менеджеров информация о состоянии расчетов очень важна, так как они принимают управленческие решения, которые оказывают прямое влияние на финансово-экономические показатели деятельности организации.
Для работников организации имеет значение состояние расчетов по оплате труда, непогашенная задолженность по заработной плате, расчеты по возмещению материального ущерба, страхованию и пр.
Если говорить об организации в целом, то своевременное и полное исполнение обязательств улучшает деловую репутацию организации, что повышает ее конкурентоспособность на рынке. Поэтому требуется очень прозрачная и качественная информация о состоянии расчетов.
Между предприятиями, учредителями, организациями большинство расчетов осуществляются безналичным путем. При расчетах между организациями посредниками выступают соответствующие учреждения банков. Чтобы улучшить состояние расчетов с покупателями и заказчиками нужно подробно изучать организацию денежных и расчетных операций.
Актуальность рассматриваемого вопроса заключается в том, что развитие и улучшение учета расчетов с контрагентами оказывает непосредственное влияние на финансовый результат организации через регулирование дебиторской и кредиторской задолженности.
Актуальность указанных вопросов определила выбор темы, обусловила цель и задачи данной работы. Цель выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы определить основные направления совершенствования учета, контроля и состояния текущих расчетов с покупателями и заказчиками в коммерческой организации. В соответствии с целью ставятся следующие задачи исследования:
- раскрыть понятие текущих расчетов с покупателями и заказчиками и их значение для управления коммерческими организациями;
- рассмотреть формы текущих расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучить методы управления текущими расчетами с покупателями и заказчиками;
- рассмотреть учет текущих расчетов с покупателями и заказчиками в Казанском филиале ООО «Татнефть-АЗС Центр»;
- изучить контроль текущих расчетов с покупателями и заказчиками в Казанском филиале ООО «Татнефть-АЗС Центр»;
- провести анализ состава, структуры и динамики текущих расчетов с покупателями и заказчиками в Казанском филиале ООО «Татнефть-АЗС Центр»;
- осуществить анализ эффективности текущих расчетов с покупателями и заказчиками и их влияния на финансовое положение Казанского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр».
Объектом исследования выступает Казанский филиал ООО «Татнефть- АЗС Центр». Предметом исследования является учет, контроль и состояние текущих расчетов с покупателями и заказчиками в коммерческой организации.
В ходе исследования использовались как общенаучные методы - анализ, синтез, аналогия, так и специальные приемы и процедуры: счета, двойная запись, документирование, оценка, балансовое обобщение, отчетность, вертикальный, горизонтальный анализ, метод финансовых коэффициентов.
Теоретической основой исследования явились труды ученых- экономистов по вопросам учета и анализа доходов коммерческой организации, нормативно-законодательные акты, материалы периодической печати.
Информационной основой исследования явились материалы бухгалтерской отчетности Казанского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр» за 2016-2018 годы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в выработке практической рекомендации по совершенствованию учета и контроля текущих расчетов с покупателями и заказчиками в коммерческой организации.
Выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
В первой главе работы освещены теоретические основы формирования учетно-аналитической информации о текущих расчетах с покупателями и заказчиками. Раскрыты понятие текущих расчетов с покупателями и заказчиками и их значение для управления коммерческими организациями. Рассмотрены формы текущих расчетов с покупателями и заказчиками. Представлены методы управления текущими расчетами с покупателями и заказчиками.
Во второй главе исследован действующий порядок учета и контроля текущих расчетов с покупателями и заказчиками в Казанском филиале ООО «Татнефть-АЗС Центр»
В третьей главе проведен анализ текущих расчетов с покупателями и заказчиками в Казанском филиале ООО «Татнефть-АЗС Центр». Осуществлен анализ состава, структуры и динамики текущих расчетов с покупателями и заказчиками доходов. Проведен анализ эффективности текущих расчетов с покупателями и заказчиками и их влияния на финансовое положение Казанского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр».
Проведенное исследования системы учета и контроля учета расчетов с покупателями и заказчиками в Казанском филиале ООО «Татнефть-АЗС Центр» позволило сделать следующие выводы и предложения.
Целью учета расчетов с покупателями и заказчиками является обеспечение полной, достоверной и своевременной информацией о состоянии данных расчетов за отчетный период всех заинтересованных пользователей: в первую очередь внутренних - собственников, учредителей и акционеров, а также внешних пользователей. В соответствии с этой целью задачами учета расчетов с покупателями и заказчиками являются: рациональное формирование учетной политики в области расчетов с покупателями и заказчиками; правильное и своевременное документальное оформление расчетных документов. Учет расчетов с покупателями и заказчиками является важнейшим участком бухгалтерской работы, поскольку на этом этапе формируется основная часть доходов и денежных поступлений предприятий.
Исследовав существующее положение учета расчетов с покупателями и заказчиками предприятий, можно утверждать, что в современных условиях хозяйствования есть немало проблем, связанных с учетом таких расчетов, в частности: несовершенное законодательное обеспечение порядка расчетов, кризис неплатежей и роста дебиторской и кредиторской задолженности при расчетах между субъектами предпринимательской деятельности.
Для эффективного учета дебиторской задолженности за товары, работы, услуги нужно максимально использовать потенциал субъектов хозяйствования и существующие экономические условия, в которых осуществляется финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Проанализировав динамику и структуру дебиторской задолженности в Казанском филиале ООО «Татнефть-АЗС Центр», можно сделать вывод, что уровень дебиторской задолженности за последние 3 года имеет тенденцию к увеличению, что отрицательно сказывается на общем финансовом состоянии
предприятия. Для исправления сложившейся ситуации необходимо принять ряд мер, способных понизить уровень дебиторской задолженности в Казанском филиале ООО «Татнефть-АЗС Центр».
Анализ списанной дебиторской задолженности Казанском филиале ООО «Татнефть-АЗС Центр», показал, что уровень списанной дебиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, с персоналом по прочим операциям за последние 3 года имеет тенденцию к снижению, что положительно сказывается на общем финансовом состоянии предприятия. Однако списанная дебиторская задолженность по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами увеличилась, что отрицательно может сказаться на финансовом положении Казанского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр».
Проблемы управления дебиторской задолженностью, с которыми сталкивается в Казанском филиале ООО «Татнефть-АЗС Центр», достаточно типичны:
- нет достоверной информации о сроках погашения обязательств компаниями-дебиторами;
- не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью;
- отсутствуют данные о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости;
- не проводится оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования.
Проведенный анализ дебиторской задолженности в Казанском филиале ООО «Татнефть-АЗС Центр» дает возможность определить основные пути улучшения управления дебиторской задолженностью:
- применение политики скидок (предоставлять скидку в размере 5% от получении 50%-ной предоплаты за товары и 10% при получении 100%-ной предоплаты);
- классификация заказчиков по степени платежеспособности (целесообразно определить максимальный лимит задолженности для каждой организации (заказчика) с целью не допустить увеличения размера дебиторской задолженности. Для клиентов с наибольшей степенью риска, определенной в ходе анализа, следует применять 100%-ную предоплату выполненных работ);
- применение системы штрафных санкций (в размере 0,1% за каждый день просрочки оплаты товара).
Вышеуказанные мероприятия позволят высвободить имеющиеся у предприятия резервы, рассчитанные в ходе проведенного анализа эффективности управления дебиторской задолженностью в Казанском филиале ООО «Татнефть-АЗС Центр». Проведенные выше расчеты показали, что резерв увеличения выручки от продажи продукции в результате повышения оборачиваемости дебиторской задолженности в 2018 году составляет 1070 тыс. руб. Высвобождение этого резервы позволит изменить, в свою очередь, показатели использования дебиторской задолженности предприятия, в частности сократить продолжительность оборота дебиторской задолженности на 0,61 дней.
Для Казанского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр» можно предложить следующие меры по совершенствованию контроля за состоянием дебиторской задолженности:
- создание целевой группы по работе с дебиторской задолженностью;
- составление и анализ реестра «старения» счетов дебиторов;
- разработка плана мероприятий по работе с конкретными контрагентами с указанием сроков, ответственных, оценкой затрат и полученного эффекта;
- внесение информации о планируемых суммах возвращаемой задолженности в финансовый план предприятия с последующим контролем выполнения;
- разработка и утверждение положения о мотивации за результат, достигнутый целевой группой.
Вышеуказанные мероприятия позволят повысить эффективность учета и контроля дебиторской задолженности организации, а также оптимизировать её величину.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (с последующими изм.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
2. О бухгалтерском учете : федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (с последующими изм.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 50. - Ст. 7344
3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (с последующими изм.) : Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 1998. - № 23.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 : Приказ Минфина РФ от 6 окт. 2008 г. № 106н (с последующими изм.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2008. - 3 ноября . - № 44
5. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 : Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н (с последующими изм.) // Финансовая газета. - 1999 - 19 августа.
6. О формах бухгалтерской отчетности организаций : Приказ Минфина РФ от 02 июля 2010 г. № 66н (с последующими изм.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2010. - №35.
7. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению : Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 окт. 2000 г. № 94н (с последующими изм.) // В приложении к «Российской газете». - 2000. - № 48.
Книги, монографии
8. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет / под ред. Ю.А. Бабаева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 576 с.
9. Безруких, П.С. Бухгалтерский учет / П.С. Безруких. - М.: «Бухгалтерский учет», 2015. - 760 с.
10. Богаченко, В. М. Бухгалтерский учет : учебник / В. М. Богаченко, Н.
A. Кириллова. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 511 с.
11. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский финансовый учет / М.А. Вахрушина.
- М.: Омега-Л. 2018. - 450 с.
12. Гомола, А. И. Бухгалтерский учет / А. И. Гомола, В. Е. Кириллов, С.
B. Кириллов. - М. : Академия, 2017. - 478с.
13. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - М.: Дело и Сервис, 2017. - 540 с.
14. Ермолович, Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Л.Л. Ермолович. - М.: МГЭУ, 2016. - 450 с.
15. Камышанов, П.И. Бухгалтерский финансовый учет / П.И. Камышанов,
A. П. Камышанов. - М.: Омега-Л, 2016. - 656 с.
16. Козлова, Е.П. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 782 с.
17. Любушин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2017. - 471 с.
18. Миславская, Н. А. Бухгалтерский учет : учебник / Н. А. Миславская,
C. Н. Поленова. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016.
- 592 с.
19. Палий, В.Ф. Современный бухгалтерский учет / В.Ф. Палий. - М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 2017. - 792 с.
20. Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия / Л.В. Прыкина. - М.: ЮНИТИ, 2018. - 387 с.
21. Ровенских, В.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность : учебник /
B. А. Ровенских, И.А. Слабинская. - М. : Дашков и К°, 2016. - 364 с.
22. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. - М.: ИП «Новое знание», 2018. - 530 с.
23. Тумасян, Р.З. Бухгалтерский учет / Р.З. Тумасян. - М.: издательство Омега-Л, 2017. - 794 с.
24. Шеремет, А.Д. Управленческий анализ / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. - М. : Инфра-М, 2016. - 550 с.
Печатная периодика
25. Анесянц, С.А. Теоретические аспекты анализа дебиторской задолженности предприятия / С.А. Анесянц, Р.А. Титоренко, И.Ю. Гусаков // Заметки ученого. - 2018. - № 1 (26). - С. 39-44.
26. Базовкина, Е.А. Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние предприятия / Е.А. Базовкина // Дневник науки. - 2017. - № 10 (10). -
С. 30.
21. Васильев, А.А. Учетно-аналитическое обеспечение анализа дебиторской задолженности / А.А. Васильев // Синергия Наук. - 2017. - № 16. - С. 250-253.
28. Вовнянко, Е.А. Пути совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками / Е.А. Вовнянко, Л.А. Парамонова // Экономика, управление, финансы : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2017. - С. 87-90.
29. Гречко, Н.М. Система внутреннего контроля расчетов с контрагентами в организациях / Н.М. Гречко, А.А. Гагаркина // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. - 2017. - № 53. - С. 131-134.
30. Дружиловская, Э.С. Совершенствование правил оценки дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерском учете / Э.С. Дружиловская // Бухгалтер и закон. - 2017. - № 4 (184). - С. 2-9.
31. Завертайло, А.О. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками / А.О. Завертайло // Научно-методический электронный журнал
32. Замотаева, О.А. Текущие расчеты с покупателями и заказчиками: отражение в бухгалтерской отчетности / О.А. Замотаева, В.Н. Щепетова // Аудиторские ведомости. - 2018. - № 3. - С. 69-76.
33. Казанцева, Е.А. Мониторинг дебиторской задолженности организаций в России / Е.А. Казанцева // Академическая публицистика. -
2017. - № 10. - С. 88-93.
34. Кикова, Э.М. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности организации / Э.М. Кикова, Д.А. Сулейманова // Академическая публицистика. -2017. - № 4. - С. 120-124.
35. Криушкина, А.А. Контроль за дебиторской и кредиторской задолженностями в организации / А.А. Криушкина // Аллея науки. - 2017. - Т. 2. - № 9. - С. 179-183.
36. Майер, В.А. Организация аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками / В.А. Майер // Научный журнал Дискурс. -
2017. - № 4 (6). - С. 145-149.
37. Подгайнова, К.С. Ключевые аспекты анализа дебиторской и
кредиторской задолженности: механизм и оценка результатов / К.С.
Подгайнова // Синергия Наук. - 2018. - № 20. - С. 44-50.
38. Подсумкова, Л.А. К вопросу о необходимости управления дебиторской и кредиторской задолженностями производственного предприятия / Л.А. Подсумкова // Вестник Саратовского государственного социально- экономи-ческого университета. - 2017. - № 4 (68). - С. 64-67.
39. Попова, Д.Н. Учет расчетов с покупателями и заказчиками / Д.Н. Попова, Т.М. Лялина // Молодежь и наука. - 2017. - № 4-3. - С. 42.
40. Салахутдинова, Э.Р. Организация аналитического и синтетического счета расчетов с покупателями и заказчиками / Э.Р. Салахутдинова, В.А. Давыдова // Science Time. - 2017. - № 11 (23). - С. 483-487.
41. Сотченко, А.В. Учет и инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками в бухгалтерии / А.В. Сотченко, А.Г. Ткач, Е.А. Чернышова //
42. Сусленникова, Е.О. Управление дебиторской задолженностью производственного предприятия / Е.О. Сусленникова // Вектор экономики. -
2017. - № 10 (16). - С. 5.
43. Толкачева, О.П. Нормативно-правовое регулирование и основы учета расчетов с дебиторами / О.П. Толкачева // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. - 2017. - № 3 (36). - С. 65-68.
44. Топузова, А.Н. Оценка состояния дебиторской и кредиторской задолженности / А.Н. Топузова, Д.С. Соколова // Научно-аналитический экономический журнал. - 2017. - № 4 (15). - С. 23.
45. Фархутдинова, Д.В. Развитие системы финансового контроля дебиторской и кредиторской задолженности коммерческой организации / Д.В. Фархутдинова // Синергия Наук. - 2017. - Т. 1. - № 18. - С. 52-57.
46. Шнайдер, О.В. К вопросам информационного обеспечения анализа взаимодействия с контрагентами организации / О.В. Шнайдер // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 287-289.
47. Юшкевич, Ю.П. Контроль и ревизия расчетов с покупателями и заказчиками / Ю.П. Юшкевич, А.В. Лялюк // Вестник современных исследований. - 2017. - № 1-2 (4). - С. 213-219.
48. Яковлева, И.Н. Дебиторская задолженность и кредитная политика компании / И.Н. Яковлева // Справочник экономиста. - 2017. - № 6. - С. 14-21.
Электронные ресурсы
49. www.garant.ru - справочно-правовая система «Гарант».
50. www.gsk.ru - Федеральная служба