Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ КОНТАКТА 10
1.1 ОБЩЕНИЕ В АУДИТОРИИ КАК ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ЛЮДЕЙ ДРУГ НА ДРУГА 10
1.2 РОЛЬ КОНТАКТА В АКТЕ ПУБЛИЧНОГО ОБЩЕНИЯ 34
1.2.1 Контакт - как основа эффективного общения 34
1.2.2 Критерии оценки контакта 41
1.3 ВЛИЯНИЕ личностных КАЧЕСТВ ОРАТОРА I IA СТРАТЕГИИ УСТА! ЮВЛЕНИЯ
КОНТАКТА С АУДИТОРИЕЙ 73
1.4 СТРАТЕГИИ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С АУДИТОРИЕЙ 87
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С АУДИТОРИЕЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЙ КОНТАКТА В ПРАКТИКЕ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ 106
2.1 ПРОГРАММА, МЕТОДЫ И ЭТАПЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ юб
2.2 Характеристика полученных результатов и их анализ т
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154
БИБЛИОГРАФИЯ 158
ПРИЛОЖЕНИЯ 175
Введение
Изменение социально-экономической ситуации в стране за последнее десятилетие привело к значительному росту деловой и информационной активности населения. Следствием этого явилось повышение требований к компетентности лекторов учебных аудиторий и руководителей различных уровней. Особую роль в обеспечении деловой и учебной коммуникации играет публичное выступление. Актуальность исследования публичного выступления обусловлена совокупностью факторов научного, социального и прикладного значения. Данная проблема актуализируется в процессе реформирования образовательного процесса, что выдвигает перед лекторами дополнительные задачи совершенствования психологических и методических средств воздействия на аудиторию.
Рассматриваемая в исследовании проблема связана с целым рядом факторов:
- с противоречием между широко распространенными практическими запросами в повышении коммуникативной, перцептивной, интерактивной компетентности коммуникатора и увеличением числа психологических трудностей и проблем, возникающих в деловом и неформальном, учебном и массовом общении;
- с недостаточной методической разработанностью психологического анализа публичного выступления носителей информации (ораторов, лекторов и др.);
- с необходимостью изучения специфики и особенностей массового общения и его механизмов как для целей научного моделирования процесса взаимодействия общающихся сторон (лектора и аудитории), так и для целей практической психологии.
Нам представляется перспективным для разрешения означенных проблем дать более полное представление о природе контакта лектора с аудиторией через многоплановое исследование стратегий установления контакта, непосредственно связанных с его личностными мировоззренческими взглядами, профессиональными способностями и умениями как коммуникатора, а также с особенностями психического восприятия и
4
социальными установками разных аудиторий. Проблема эффективности публичного общения является значимой для социальной психологии, так как включает в себя вопросы совершенствования взаимодействия и взаимного влияния личности и группы; разработку методов продуктивной совместной деятельности преподавателя и обучающихся (учебной аудитории); разработку проблемы эффективных и результативных связей коммуникатора и аудитории.
Объектом исследования является публичное общение коммуникатора с аудиторией.
Предметом данного исследования выступают особенности построения и поддержания контакта с учебной аудиторией.
Цель исследования предполагает анализ психологических особенностей установления и поддержания контакта с учебными аудиториями и исследование причины выбора коммуникатором конкретной стратегии.
В соответствии с выделенным объектом, предметом и целями исследования решались следующие задачи:
1) выявить в ходе теоретического исследования особенности контакта лектора с аудиторией как необходимого условия для эффективного общения в ситуации публичного выступления;
2) разработать критерии оценки контакта и определить показатели результативности контакта лектора с аудиторией;
3) выявить профессиональные и личностные качества успешного лектора, способствующие установлению полного контакта с аудиторией;
4) разработать программу эмпирического исследования и изучить содержательные и структурные характеристики стратегий установления контакта с аудиторией.
При достижении указанной цели и решении задач мы будем исходить из следующих гипотез:
1. Публичное выступление - двусторонний коммуникативный процесс взаимодействия и взаимовлияния лектора и аудитории. Аудитория как групповой субъект коммуникации обладает социальным стереотипом, образ
5
идеального лектора у людей, независимо от их пола, возраста и социального статуса, идентичен.
2. Лидерский стиль и ораторские качества лектора являются обязательными психологическими условиями для эффективной работы в аудитории.
3. Стратегия лектора, сознательно или неосознанно используемая выступающим, определяет наличие и вид контакта с аудиторией в публичном выступлении. Полный контакт с аудиторией возможен при принятии лектором стратегии фасилитатора.
Методологической основой исследования выступают положения философской антропологии, социально-психологической науки о личности как уникальной, сложной и целостной системе, способной к актуализации, раскрытию творческого потенциала; о значении информационно-насыщенного, «поддерживающего» психолого-педагогического контакта между людьми, способствующего гармоничному развитию человека. Общенаучную методологическую базу исследования образует системный анализ и феноменологический подход. В качестве специальной методологии исследования выступает принцип единства сознания и деятельности и личностно-ориентированный подход.
Теоретической основой исследования являются теории и концепции, разработанные в рамках отечественной и зарубежной психологии. К таковым относятся основополагающие работы С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Г.М. Андреевой, И.А. Зимней; основные концепции развития и бытия личности К. Роджерса, А. Маслоу, С. Гингер, Дж. Бьюдженталя, Э. Шострома, Э. Фромма; работы А.У. Хараша, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней, рассматривающие особенности профессиональной деятельности лектора и раскрывающие феномен контакта оратора с аудиторией; исследования А.А. Бодалева в области восприятия и понимания человека человеком; а также работы отечественных психологов Л.А. Петровской, В.М. Березина, В.Г. Зазыкина и зарубежных специалистов П.Л. Сопер, Д. Карнеги, Э. Шостром, описывающие модели воздействия на аудиторию.
В работе использовались такие методы исследования, как теоретический анализ научной литературы; диагностические методы: тестирование, наблюдение, опрос, а также статистические методы обработки данных и качественный анализ полученных результатов.
Методики исследования: тест «Определение направленности личности» Б. Басса; «методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко; тест «Оценка уровня общительности»; методика В.Ф. Ряховского; тест «Потенциал лидера»1; тестовая карта коммуникативной деятельности, разработанная на основе анкеты А. А. Леонтьева; анкета «Самоанализ умения устанавливать контакт с аудиторией»; опросник - анкета личностных качеств идеального лектора; структурированное наблюдение стратегий установления контакта с аудиторией в публичном выступлении лектора.
Научная новизна исследования состоит в том, что: о Выявлено и раскрыто содержание основных видов контакта с аудиторией: эмоционального частичного контакта, когнитивного частичного контакта и полного контакта;
о Выявлена структура контактов: контакт - это пространство, включающее лектора, аудиторию и объемный канал взаимных отношений. Объемный канал представлен тремя внутренними силами: эмоциональной составляющей контакта, когнитивной и личностной. При полном контакте данное пространство замкнуто и имеет свою границу - пространственный контакт. При установлении частичного контакта экзистенциональное пространство не имеет замкнутости за счет нарушения объемного канала отношений (отсутствует эмоциональная, когнитивная или личностная составляющая);
о Разработаны критерии оценки контакта: стадийность, глубина, длительность, устойчивость, результативность; о Определены характеристики четырех видов стратегий установления и поддержания контакта с аудиторией: стратегии манипуляции, стратегии власти, стратегии повышения самооценки и стратегии фасилитации.
1 Тихомирова КII., Суховершииа IO B , Скоромная К).И. IIciixo.ioi ичсская лиашоешка коммуникашкмых умении: Учебно - методическое пособие /11од ред. Тсмноиой Jl.ll. - М.:. М(Х_'У, 2005.
7
о Выявлено соответствие типа стратегии и вида контакта: стратегии манипуляции соответствует частичный когнитивный контакт или отсутствие контакта с аудиторией; стратегии власти, в основном, соответствует частичный когнитивный контакт; стратегии повышения самооценки соответствует контакт частичный эмоциональный и стратегии фасилитации соответствует эмоциональный частичный контакт или полный контакт.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в ходе исследования были расширены теоретические представления о влиянии выступающего на аудиторию; раскрыты основания для более полного восприятия и понимания ситуации «коммуникатор - аудитория», что дополняет имеющиеся в социальной психологии знания о восприятии человека человеком. Выявлены и проанализированы особенности представления об идеальном лекторе в учебных аудиториях различного типа, что углубляет представления об аттитюдах и экспектациях в лекционном выступлении. Обоснована важная для социальной психологии значимость влияния на установление и поддержание контакта в публичном выступлении следующих показателей: ценностной ориентации коммуникатора; ораторских способностей и умений коммуникатора; подготовленного информационно насыщенного содержания выступления; учета особенностей аудитории. Раскрыта роль личностной ответственности и осознанности лектора в выборе стратегий установления контакта с аудиторией.
Практическая значимость исследования. Объяснение явлений полного и частичного контакта дает возможность каждому лектору определить свой собственный способ установления контакта с аудиторией. Данное исследование позволяет практикующим ораторам познакомиться с аттитюдами и экспектациями учебных аудиторий и получить дополнительные данные о влиянии сплоченности группы на процесс установления контакта. Выделение четырех стратегий установления контакта способствует обозначению и структурированию опыта переживаний отношений и эмоций, возникающих в процессе публичного общения между выступающим и слушателями. Выявлена
связь эффективности контакта и личностной направленности лектора одновременно и на общение, и на деятельность, что наделяет лектора умениями, при необходимости, быстро переключать характер общения от неформального к формальному, и наоборот. Диагностический инструментарий исследования, в частности, разработанный протокол наблюдения публичного выступления оратора, может использоваться не только для учебной аудитории, но и в других ситуациях непосредственного и опосредованного общения для определения типа стратегии выступающего перед аудиторией. Материалы исследования могут быть использованы в учебной и лекционной работе, в практике обучающих и тренинговых воздействий, а также при обучении преподавателей высших учебных заведений.
Апробация диссертации. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на кафедре психологии МОСУ, кафедре педагогики и психологии РОСноУ. Материалы исследования излагались и обсуждались на конференциях в МОСУ (2002г.), на научно-практическом семинаре МОСУ «Проблемное обучение в ВУЗе» (Москва, 2005), Международной конференции «Этические проблемы в теоретической и практической психологии» (Калининград, 2003). Практические результаты работы были использованы в педагогической деятельности автора для разработки учебных программ по дисциплинам «Психология общения», «Тренинг личностного и профессионального роста», «Компетентность в общении», излагались в лекционной форме студентам МОСУ и слушателям курсов повышения квалификации ИГМС, а также применялись для стимулирования процесса саморазвития обучающихся в тренинговом взаимодействии. По теме диссертации имеется 7 публикаций.
Надежность и достоверность результатов обеспечивается соблюдением общеметодологических принципов исследования, адекватностью используемых методик, сочетанием количественного и качественного анализа, теоретических и эмпирических методов исследования, репрезентативностью выборки исследования.
9
На защиту выносятся следующие положения:
1) Полный контакт - это экзистенциальное пространство межличностного взаимодействия и взаимовлияния лектора и аудитории, наполненное со-чувствием, со-мышлением, co-знанием, скрепленное взаимным доверием, симпатией и стремлением к познанию.
2) Контакт как феномен общения имеет свое содержание и структуру. Содержательная оценка контакта возможна по критериям: стадийность, глубина, длительность, устойчивость, результативность. Структура контакта раскрывает эффект воздействия на слушателей полного и частичного контактов и представляет собой пространство, включающее лектора, аудиторию и объемный канал взаимных отношений.
3) Процесс установления контакта включает целевые, содержательные и результативные компоненты и состоит из следующих последовательных стадий: подготовительной стадии, стадии установления первичного контакта, стадии частичного контакта, стадии поддержания контакта, стадии полного контакта, стадии завершения контакта и стадии постконтакта.
4) Выделяются четыре типа стратегии установления контакта в публичном выступлении: стратегия манипуляции, стратегия власти, стратегия повышения самооценки и стратегия фасилитации. Лектор, осознанно выбирающий стратегию фасилитации, выполняет актуальную задачу социокультурного и гуманистического развития людей.
Организация эмпирического исследования. Исследование проводилось в г. Москве и г. Люберцы в течение 2002 - 2006 гг. на базе десяти высших учебных заведений г. Москвы и Учебно-курсового комбината газового хозяйства г. Люберцы. Всего в исследовании принимал участие 451 респондент. При этом исследовалась деятельность 115 ораторов.
Структура и объем диссертации. Работа выполнена на 206 страницах, состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографии и приложения. В текст диссертации включены 7 таблиц, 12 рисунков и 1 схема. Библиография содержит 172 наименований, из них 8 - на иностранном языке.
Заключение
В диссертационном исследовании изучалась проблема публичного выступления лектора перед аудиторией. Необходимым условием эффективности публичного выступления является установление и поддержание контакта лектора со слушателями в аудитории. Взаимодействие лектора с аудиторией результативно и эффективно в том случае, когда удовлетворяются потребности аудитории, потребности лектора и потребности каждого участника в отдельности. Анализ научных работ отечественных и зарубежных психологов по проблеме установления и поддержания контакта в публичном выступлении позволил сделать выводы о существовании видов контакта: полный контакт, частичный контакт эмоциональный, частичный контакт когнитивный. В работе были раскрыты и конкретизированы отличия видов контакта, выявлены причины установления лектором соответствующего контакта при общении с аудиторией, сформулированы профессиональные и личностные требования к лектору, а также представлены содержательные и структурные характеристики контакта. Содержательные оценки контакта представлены следующими критериями: стадийность контакта, глубина, устойчивость контакта, длительность, результативность. Разработанная структурная схема стратегий установления контакта позволяет глубже понять и объяснить особенности взаимодействия и взаимовлияния лектора и аудитории в ситуации установления разных видов контакта: полного или частичного.
Результаты проведенных научно - теоретических и эмпирических исследований подтвердили выдвинутые в диссертации гипотезы и позволили сделать общие выводы:
■ Публичное выступление есть двусторонний коммуникативный процесс взаимодействия и взаимовлияния лектора и аудитории. Учет специфики отношений лектора и слушателей как субъект-субъектных предполагает обоюдное включение в процесс установления контакта как лектора, так и
155
каждого участника процесса общения. В то же время актуальным остается и принцип публичного выступления как «субъект-объектного» отношения лектора и аудитории. Эмоциональное (чувственное) проникновение в состояние каждого слушателя должно сочетаться с сознательным дистанцированием от конкретного человека, для определения психологического состояния всей аудитории в целом. Быстрое переключение характера общения от неформального к формальному и наоборот исключает риск потери контакта с аудиторией. Такому умению соответствует идентификация в общении, в основе которой легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию и сопереживанию.
■ Личность оратора является определяющим фактором для установления полного контакта с аудиторией в публичном выступлении. Процесс «включения» в сферу жизнедеятельности друг друга начинается с лектора и затем подхватывается слушателями, при условии искренней заинтересованности и умения оратора донести свои знания и свой опыт до каждого слушателя в аудитории. В работе выявлена иерархия факторов, влияющих на успешность процесса установления контакта. Факторы представлены по степени значимости оказываемого влияния на процесс установления контакта с аудиторией: ценностная ориентация личности оратора, способности оратора для выступления перед аудиторией, умения лектора, подготовленное содержание выступления, учет особенностей аудитории.
■ Социальные установки аудитории как объекта взаимодействия возникают при наличии определенных потребностей группы людей и ситуации публичного общения, предназначенной для удовлетворения этих потребности. В диссертации раскрываются основные потребности аудитории: потребности, связанные с объектом и целью взаимодействия, т.е. определяемые групповой деятельностью; потребности познавательного плана; потребности социального плана, связанные с интересами общества
156
или человека как члена общества; потребности личностные, не имеющие непосредственной связи с самой лекцией: самоутвердиться, задавая вопросы; не отстать от других и т.д.; потребность в лидере, т.е. потребность в том, кому можно подражать; потребность в коллективном эмоциональном контакте.
■ Процесс развития установления контакта с аудиторией включает в себя семь стадий: подготовительная стадия, стадия установления первичного контакта, частичный контакт, поддержание контакта, полный контакт, завершение контакта, постконтакт. Стадии могут плавно переходить одна в другую или совмещаться на какое-то время. Каждая стадия имеет свое содержательное наполнение. Переход на стадию полного контакта может осуществляться последовательно, и при этом стадия частичного контакта по времени будет занимать крайне малую часть динамики процесса установления контакта, или скачкообразно: от первичного контакта к полному контакту.
■ Стадия установления первичного контакта требует от лектора предъявления аудитории доказательств своего преимущества, дающего право лектору занимать временное и жизненное пространство слушателей. Аудитория объединена, как минимум, пространственным контактом в единое «МЫ», а как максимум, имеет свои групповые ценности, учет которых лектору необходим. Для доказательства своего преимущества и завоевания авторитета лектору потребуется: обаяние, соответствующий внешний вид, качества лидера и профессионализм: заинтересовать людей можно новой информацией, расширяющей границы уже известных фактов и личностью лектора. Аппарат речи (голос) лектора действует главным образом в зависимости от силы и качества идей, мотивов приводящих его в движение.
■ Контакт осознается и переживается субъектами взаимодействия как положительный подкрепляющий фактор. Полный контакт приносит интеллектуальное, эмоциональное удовлетворение. Полный контакт возможен только в условиях непосредственного общения оратора с аудиторией, в случае телевизионной аудитории контакт будет частичный.
157
■ Результативность полного контакта, установленного между лектором и аудиторией, определяется следующими характеристиками: доступностью, ясностью и легкостью усвоения материала слушателями; желанием людей глубже и объемнее разобраться в содержании выступления; наличием чувства единения как со всеми участниками общения, так и с лектором, как со значимым и авторитетным человеком; появлением у слушателей ощущения личностной и социальной устойчивости, надежности и уверенности, а также чувства сплоченности коллектива; ростом самоуважения участников; стремлением к самопознанию и верой в свой потенциал развития; появлением готовности к сотрудничеству и взаимопомощи в решении личностных и/или учебных проблем; ощущением интимности и радости от общения с лектором; существованием реальных успехов обучения (в случае учебных аудиторий); желанием продлить состояние контакта за пределами лекции; появлением у слушателей внутренней направленности на изменение поведения; возможностью для лектора формировать и управлять интересами аудитории.
■ Образ идеального лектора у людей, независимо от их пола, возраста и социального статуса, идентичен: доброжелательный, компетентный, умеет ясно излагать материал, уважает людей, внутренне спокоен, имеет уверенный голос лектора (не нежный, тихий, властный или приятный), а также желание отдавать свои знания другим людям.
■ Стратегия лектора, сознательно или неосознанно используемая выступающим, определяет наличие и вид контакта с аудиторией в публичном выступлении. Полный контакт с аудиторией возможен при принятии лектором стратегии фасилитатора.
■ Доброжелательность - самое значимое качество лектора, использующего стратегию фасилитатора.
■ Мастерство оратора - это, прежде всего, результат его личностного роста, совершенствование его творческого и личностного потенциала, неразрывно связанного с его профессиональными целями.
Библиография
1. Адаир Дж. Эффективная коммуникация. М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 240 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 375 с.
3. Асмовей Е.Е. Психологические факторы и условия развития эмоциональной гибкости учителя: Диссертация канд. псих, наук
- Псих, ин-т РАО, 2000. - 185с.
4. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие / О. А.Баева.
- 4-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2003. - 368 с.
5. Баркер А. Как улучшить навыки общения / Пер. с английского под ред. В. А. Спивака. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. - 224 с.
6. Белов, А.А. Конкретно-социологическое изучение интересов и запросов слушателей // Общественное мнение и лекционная пропаганда. - М. Изд-во «Знание», 1986.-С. 123-127.
7. Березин В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации. - М.: Изд-во РУДН,2002. - 183 с.
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. - Минск: Прамеб, 1992. - 162 с.
9. Библиогр.: с. 126. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР N 18027 от 23. 08.84.
10. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие / М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с.
11. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ». 2-е изд. - СПб.: Питер,2003. - 208 с.
12. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. - 200 с.
159
13. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983.-272 с.
14. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Роспедагенство,1968.
15. Большой толковый психологический словарь/Ребер Артур. Том 1 (А-О): Пер. с англ. - М.: Вече, ACT, 2000. - 592 с.
16. Большой толковый психологический словарь /Ребер Артур. Том 2 (А-О): Пер. с англ. - М.: Вече, ACT, 2000. - 560 с.
17. Буданцев Ю.П. В контексте жизни. - М.: Изд-во «Феникс», 1979.
18. Бучило И.Ф. Публицистичность как фактор воздействия // Общественное мнение и лекционная пропаганда. - М., 1986. - С. 26-36.
19. Валамин А. Психология третьей силы // Мой психолог. - 2002. - №1. С. 10-13.
20. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие. -2-е изд., стер. - М., Изд-во Московского психолого-соц-го ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. -464с.
21. Велитченко, Л.К. Социально-психологические аспекты управления аудиторией / Измаил, гос. пед. ин-т. - Измаил, 1988. - 45 с, схем. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР N 36717 от 18.01.89.
22. Вильчек Е.М.; Воронцов, Ю.В.; Лукшин, И.П. Кино и телевидение: связь и альтернатива // Кино и телевидение. - М., 1979.- С. 43-81.
23. Возьмитель А.А Некоторые вопросы дифференцированного подхода // Общественное мнение и лекционная пропаганда. - М., 1986. - С. 83-92.
24. Воинова В.Д. Проблемы информационного взаимодействия редакции и аудитории // Социологические теории и социальные изменения в современном мире. - М., 1986. - С. 164-171.
25. Гингер С., Гингер А. Гештальт - терапия контакта.2-е изд./Пер. с фр. Е. В. Просветиной. - СПб.: Спец. Лит.,2001. - 288 с.
26. Гингер Серж. Гештальт: искусство контакта. Новый оптимистический под ход к человеческим отношениям. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 320 с.
27. Губарев, В.М. Некоторые характеристики аудитории слушателей в массовой общественно-политической пропаганде / Яросл. политехи, ин-т. - Ярославль, 1988.-29 с. Библиогр.: с.29. Рук. деп. в ИНИОН АН СССР N 35483 от 8.9.
28. Гоман А.М. Проявление личностных особенностей в коммуникации: Диссертация канд. псих. наук. - МГУ им. Ломоносова, 2000. - 198 с.
29. Горанчук В. В. Психология делового общения и управленческих воздействий. - СПб.: Издательский Дом «Нева»; - М.: «ОЛМА - ПРЕСС Инвест», 2003. - 288 с.
30. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. -2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та,
1999. -207 с.
31. Дерматова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межличностные отношения; Методические рекомендации. СПб.: Изд. «Речь», 2002. - 40 с.
32. Ермолаева - Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов.
- М.: Академический Проект, 2003. -304 с. - («Gaudeamus»).
16!
33. Егоров В.В Комплексное изучение аудитории телевидения //
Социологические исследования как средство повышения эффективности партийного руководства прессой:
Материалы методол. семинара (15 дек. 1979 г.). - М., 1980.-С. 50-56
34. Жижина И В Психологические особенности педагогической фасилитации / И В. Жижина, Э. Ф Зеер//Образование и наука -1999. -№2(2)
35. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 104 с.
36. Жукова Я. Влияние ценностных ориентаций на адекватность восприятия ценностного содержания сообщений массовой коммуникации: Диссертация канд. псих. наук. -Ин-т псих. РАН, 1993.- 185с.
37. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: Учебн. Пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательство Московского психолого-социального ин-та; Воронеж, Издательство НПО «МОДЕК», 2003. - 480 с.
38. Зимняя И.А. Лекция как комплексное воздействие на аудиторию // Вопросы лекционной пропаганды. - М., 1980. - вып.5. - С.41-54.
39. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. - Ростов /Д.: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.
40. Золотухина, Е.В.; Богачева, И.А Учет социально-психологических особенностей студенческой аудитории в преподавании курса исторического материализма // Формирование политической культуры будущих специалистов. - Петрозаводск, 1987. - С. 63-72.
41. Зыкова М.Н. Психолого - педагогическое воздействие фольклора на личность учащегося: Автореферат канд. псих. наук. — Курск., 2002. — 18 с.
162
42. Иванова Ж.Е.; Чиликиди А.Г. Некоторые методы социологического анализа лекционной работы // Социол. исслед. - М., 1990. - N 6. - С. 88-92.
43. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык. - Интернет - 17 с.
44. Идея, слово, аудитория / Сойдла А., Титма М., Калабин С. и др.; Сост. Титма М. - Таллин: Ээсти раамат, 1988. - 282 с, ил. Библиогр.: С.278-280.
45. Каган М.С. Философия культуры. - Спб., 1996.
46. Калиберда Е. Г. Связи с общественностью: вводный курс. Учебное пособие.
- М.: Логос,2003. - 120 с.
47. Капустин А.Н. Культура общения преподавателя ВУЗа: Диссертация канд. пед. наук. - М., 1985.
48. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоится и начать жить. Пер. с англ. /Общ. ред. и предисл. Зинченко В.П., Жукова Ю.М. - М.: Прогресс, 1989. - 448 с.
49. Кесельман Л.Е. Характеристики аудитории массовой коммуникации: (Уточнение понятий) // Человек социалистического общества и процессы массовой коммуникации: Сов.-венг. исслед. массовой коммуникации. - Л., 1981. - т. 3. - С. 91-95
50. Клюева Н.В. Социально психологическое обеспечение деятельности педагога (ценностно-рефлексивный подход): Диссертация докт. псих, наук - Яр. ГУ,
2000. - 264 с.
51. Ковалев В.Н. Социально-политическое общение в массовой аудитории // Культура социально-политического диалога. - М., 1991. - Вып. 1. - С. 3-14.
52. Кошелева Ю.П. Стратегии самопредъявления одиноких людей в ситуации знакомства.: Автореферат канд.псих. наук. - М., 2002. - 23 с.
163
53. Коробейников B.C. Редакция и аудитория: Социол. анализ. - М.: Мысль, 1983.-255 с.
54. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. - Дубна: Издательский центр «Феникс», 1998.-224 с.
55. Краткий психологический словарь / Ред. - сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., расш., испр., и доп. - Ростов Н/Д: изд-во «Феникс», 1999. - 512 с.
56. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций/В.Г.Крысько. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2005. -336 с.
57. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория, методы, диагностика. Коррекция: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 288 с.
58. Лебон Г. Психология масс// Психология масс. Хрестоматия по социальной психологии/ Редактор-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд. Дом. «Бахрах», 1989.
59. Леверовская, Я.В. Роль социально-демографических и социально-психологических характеристик слушателей в организации учебно-воспитательного процесса в системе партийной учебы / Ред.журн.: Изв. АН БССР. Сер. обществ, наук. - Минск, 1987. - 36 с. Библиогр.: с.36. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР N 33266 от 4.04.
60. Левченко Е. История и теория психологии отношений/ Отв. ред. А.А.
Крылов. - Спб: Алетейя, 2003 .-312с.
61. Лельчицкий И.Д. Личностно - профессиональный идеал учителя в отечественной педагогике первой трети XX века./Под ред. М.В.
164
Богуславского. - М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ Российской академии образования (РАО), 2003. - 292 с.
62. Леонтьев А. Н. Некоторые психологические вопросы воздействия на лич-ность// Проблемы научного коммунизма.- М.,1968 вып. 2.
63. Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности лектора. - Изд- во «Знание». - М., 1981. - 77 с.
64. Леонтьев А.А. Психология общения. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:
Смысл,1997.-365 с.
65. Лотман Ю. Семиотика культуры и понятие текста //Русская словесность: Антология. - М., 1998.
66. Лукшин И.П. Социально-эстетическая типология аудитории кино и телевидения // Кино и телевидение. - М., 1979. - С. 82-115
67. Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации. - М.,: Изд-во «КСП+», 2002. - 336 с.
68. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. - М.: Изд-во ЭКС МО - Пресс, 2002. - 224 с.
69. Максимов В.В. К проблеме формирования образа мышления аудитории под воздействием СМК // Человек социалистического общества и процессы массовой коммуникации: Сов.-венг. исслед. массовой коммуникации. - Л., 1981. - т. 3.-С. 74-83
70. Макшанов С.И. Психология тренинга. - Спб., 1997.
71. Мальханова И. А. Деловое общение: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2002. - 224с.
72. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.
73. Мамардашвили М.К. Наука и культура, // Методологические проблемы историко-научных исследований. - М., 1982.
74. Манаев О.Т. Несогласная аудитория: ( Изменение критериев эффективности средств массовой информации в процессе демократизации общества) // Социол. исслед. - М., 1990. - N 6. - С. 26-37.
75. Мариновская И.Д. Особенности восприятия слушателями лекционного материала по дисциплинам психологического цикла // Проблемы совершенствования организационного, методического и технического обеспечения учебного процесса в МЮИ МВД России. - М, 1996. - С. 73-75.
76. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1986
77. Маслова О.М. Методические особенности комплексных исследований аудиторий газет в связи с задачами изучения общественного мнения // Изучение общественного мнения в развитом социалистическом обществе: (Методол. основа, методика и опыт эмпир. исслед.). - М., 1980.-С. 102-118.
78. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы/Пер. с англ. М.: Смысл, 1999.-425 с.
79. Массовая коммуникация в условиях научно-технической революции/ Баранов А.В., Докторов Б.З., Иванов В.А. и др.; Под ред. Фирсова Б.М.; АН СССР. Ин¬т соц. - экон. пробл JI.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1981. - 166 с.
80. Межличностное общение / Сост. и общ. ред. Н.В. Казариновой, В.М. Поголыши. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.
81. Межличностное общение / Сост. и общ. ред. Н.В. Казариновой, В.М. Поголыши. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.
82. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М., «Просвещение». - 1985.
83. Морозов А.В. Психология влияния - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.
84. Московичи М Наука о массах// Психология масс. Хрестоматия по социальной психологии/ Редактор-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд. Дом» Бахрах», 1989.
85. Мушкина И.А. Педагогическая рефлексия как основа совершенствования профессионального мастерства учителя (организационно-педагогический аспект): Диссертация канд. псих, наук - МПГУ, 2001. - 201с.
86. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под редакцией А.А. Бодалева. - М.: Изд-во Московского психолого - социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. - 400 с.
87. Неведомская Л. Влияние аудитории на жанрово-стилевые черты филармонического концерта // Социальные условия творческой деятельности в театре. - М., 1990. - С. 190-206.
88. Николс М. Как преодолеть непонимание и улучшить взаимоотношения/ Перевод с англ. Е. Филиной, С. Пьянковой. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 320 с.
89. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 1-20 М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
90. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. НЛО. Швецовой. - М.: Изд- во «Русский дом», 1990. - 917 с.
91. Ойстер Кэрол. Социальная психология групп. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. - 224 с.
92. Ольховников А.В. Социологические проблемы изучения аудитории средств массовой информации и пропаганды // Теория и методы социологических исследований: Сб. ст. - М., 1984. - С. 116-126.
93. Парыгин Б.Д. Анатомия общения: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 301 с.
94. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы, методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП, 1999. - 592 с.
95. Педагогическая психология. Принципы обучения: Учебное пособие для вузов/Под ред. Р.Л. Хон. - М.: Деловая книга, 2002. - 736 с.
96. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: Изд-во МГУ, 1989. -216с.
97. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. - 168 с.
98. Пирогов Н.И. Школа и жизнь. / Избранные педагогические сочинения. - М., 1952.-С. 201-214.
99. Поздняков С.В. Об исследованиях взаимодействия средств массовой коммуникации и аудитории в американской социологии: (Обзор) // Теория и методы социологических исследований: Сб. ст. - М., 1984. - с. 127-137 Библиогр.: с. 139. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР N 18027 от 23.08.84.
100. Проблемы речевого воздействия на аудиторию в зарубежной социально-психологической литературе. / Под ред. Б.М. Фирсова и Ю.А. Асеева. - Л.,1973.
101. Проблемы эффективности средств массовой информации и пропаганды / Ред. кол.: Коробейников B.C. (отв. ред.) и др.; Белорус, гос. ун-т им. В.И. Ленина и др. - Минск, 1981.
168
102. Психологические тесты /Под редакцией А.А.Карелина: В 2 т. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 248 с.
103. Психологическая школа молодежных лидеров./Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В.: Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. -275 с.
104. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. - Самара, 2001.
105. Растов Ю.Е. Роль проблемного метода // Общественное мнение и лекционная пропаганда. - М, 1986. - С. 97-102.
106. Рейл М., Хеммерсли Р. Как развивать навыки успешного общения: Практическое руководство/Пер. с англ. М. Солошенко. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.-352 с.
107. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. - М.: Смысл, 2002. - 527 с.
108. Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии.//Вопросы психологии. - 2001. - № 2. - С.48-58.
109. Рубанова Н.Ф. Обьект исследования - молодежная читательская аудитория // Социологические исследования как средство повышения эффективности партийного руководства прессой: Материалы методол. семинара (15 дек.
1979 г).-М., 1980.-с. 57-68.
110. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973.
111. Рубинштейн С. Л Принципы и пути развития психологии. - М.: Наука, 1959.
112. Руденко И.Д. Стиль общения и его детерминанты: Автореферат Диссертация кандидата псих. наук. - М., 1988.
113. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2003. — 350 с.
114. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб.: Речь, 2003 - 256 с, илл.
115. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб.: Речь, 2003. - 208 с, илл.
116. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Вузов / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.И. Шиянов, - М., 2002. - 576 с.
117. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998.-800 с.
118. Словарь психолога - практика/Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. И доп.
- Мн.: Харвест, 2003. - 976 с.
119. Слуцкий Е.Г. Опыт организации социологических исследований// Общественное мнение и лекционная пропаганда. - М., 1986. - С. 118-123
120. Слуцкий Е.Г. Проблема дифференциации аудитории СМК в эмпирических исследованиях // Человек социалистического общества и процессы массовой коммуникации: Сов.-венг. исслед. массовой коммуникации. - J1., 1981. - т. 3. -С. 96-101.
121. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 1995.
122. Советский энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1980. - 1600 с.
123. Сопер Поль Л. Основы искусства речи/ Пер. с англ. Чижовой С.Д. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 448 с.
124. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др.; Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - 2-е изд., испр. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 600 с.
125. Социальная психология: Учебное пособие /Отв. Ред. A. J1. Журавлев. - М.: ПЕР СЭ, 2002.-351 с.
126. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Сост. Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. - Новосибирск: Сибирское соглашение; М.: ИНФРА - М,
2001. -408 с.
127. Социально-психологические и педагогические аспекты деятельности идеологического работника: Сборник / Отв. ред. Дергач А.А.; Акад. обществ, наук пр ЦК КПСС. НИИ. Отд. идеол. работы. - М., 1986. - 248 с.
128. Субетто А.И. Онтология феноменология педагогического мастерства. - Тольятти, 1999. - Кн. 1 - 208 с.
129. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие/ Сост. О.В. Сухомлинская. - М., 1989. - 288 с.
130. Суховершина 10.В, Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг делового (профессионального общения): Учебно-методическое пособие / Под ред. Темновой J1.B. - М.: МОСУ, 2004. — 120 с.
131. Суховершина Ю.В, Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг коммуникативной компетенции: Учебно-методическое пособие / Под ред. Темновой Л.В. - М.: МОСУ, 2004. - 100 с.
132. Суховершина Ю.В, Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Психологическая диагностика коммуникативных умений: Учебно-методическое пособие / Под ред. Темновой Л.В. - М.:, МОСУ, 2005. - 90 с.
133. Тайгер П. Читать человека как книгу / П. Тайлер, Б. Бэрон - Тайлер. - Мн.: Современный литератор, 2004. - 96 с.
134. Таланчук Н.М., Шилова Н.Д. Формирование воспитательного контакта мастера производственного обучения с учащимися: Методические рекомендации. - Казань, 1985. - 44 с.
135. Тенитилов С.В. Формирование стиля педагогической деятельности в процессе становления преподавателя ВУЗа: Дис. канд. пед. наук. - М., 2001.
136. Толковый словарь русского языка конца XX века - Спб., 2002.
137. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 4 / Пер. с англ. - М: Изд-во Российского открытого ун-та, 1994. - 68 с.
138. Фельденкрайз М. Искусство движения. Уроки мастерства./ Пер. с англ. А. Заславской. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 352 с.
139. Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. - М.:, 1997.
140. Филонов Л.Б. Методика контактно взаимодействия: Психологические способы установления контакта между людьми. - М., 1983. - 80 с.
141. Филонов Л.Б Психология развития контакта между людьми в условиях затрудненного общения: Диссертация док. псих. наук. М., 1985.
142. Философский словарь: Основан Г.Шмидтом, - 22-е новое, переработ. изд. под ред. Г. Шишкоффа/Пер. с нем./Общ. ред. В. А. Малинина. - М.: Республика, 2003. - 575 с.
143. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2003. - 336 с.
144. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - Спб.: изд-во АЛЕТЕЙЯ, 1999. - 751 с.
145. Фромм Э. Мужчина и женщина. - М.: Изд. ACT, 1998. - 512 с.
146. Хант Д. Управление людьми в компаниях: руководство для менеджера / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп - Бизнес», 1999.
147. Хараш АУ. Межличностный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды //Вопросы психологии. -1977. - №4. - с. 52- 63.
148. Хараш А.У. Лекционная аудитория: социально - психологический аспект. - М., 1972.-41 с.
149. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. - М.: Деловая книга, 2002. - 736 с.
150. Хренов Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. - М.: Наука, 1981. - 304 с.
151. Хромова И. В. Мотивационные основы повышения эффективности контактного взаимодействия: Диссертация канд. псих. наук. - Новосибирский государственный пед. Универ., 1998. - 155 с.
152. Цветаева Н.Н. Телевидение и культура: плюсы и минусы взаимодействия: (На прим. поведения массовой аудитории) // Человек социалистического общества и процессы массовой коммуникации: Сов.-венг. исслед. массовой
коммуникации. - Jl., 1981. - т. 3. - С. 88-90
153. Цицерон М.А. Три трактата об ораторском искусстве /Под ред.
МЛ. Гаспарова. - М.: Изд. «Наука», 1972.-471 с.
154. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. — М.: Изд- во «Институт психологии РАН», 2005. - 190 с.
155. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. - СПб.: Изд-во «Лань», 1997.-192 с
156. Швецова М. Н. Соотношение самооценки учителя и стиля его взаимодействия с классом учащихся: Диссертация канд. псих. наук. - Моск. Пед. Государственный университет., 2000. - 161 с.
157. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности:
Уч. пособие. -2-е изд. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 512 с.
158. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. - СПб: Речь, 2003. - 144 с.
159. Шепель, В. Социально-психологические аспекты идеологической, политико¬воспитательной работы // Под знаменем ленинизма. - Киев, 1984 . - N23.-
с. 54-59.
160. Шерковин Д.Ю. Социологические исследования аудитории - обьекта психологического воздействия : (Амер. модель) // Педагогические проблемы использования средств массовой информации в условиях идеологической борьбы. - М, 1987. - С. 78-86.
161. Шостром Э. Человек - манипулятор. Внутреннее путешествие от манипулятора к актуализации /Пер. с англ.Н. Шевчук, Р. Римской. - М.: Апрель-Пресс, изд-во института Психотерапии, 2004. - 192 с.
174
162. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов /Т.В. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, ЕЛ. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 383 с.
163. Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология Программа Методы. - М.: «наука», 1972. - 239 с.
164. Янчук В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии: интегративно - эклектический подход: Монография. - Мн.: Бестпринт, 2000. - 416 с.
165. BASS, В М (1990). Bass S Stogdills handbook of leadership: Theory, research, and managerial applications (3rd ed ). NY: Free Press.
166. DUBRIN A. J. (1992). Human relations: A job oriented approach (5th ed ). Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
167. FESTINGER L. (1957). A theory of cognitive dissonance Evanston. IL: Row, Peterson.
168. FIEDLER P. E. (1967). A theory of leadership effectiveness. NY: McGraw- Hill.
169. Golembiewski R.T, Biumberg A. (eds.) Sensibility training and the laboratory approach. F. tasca, Illinois, 1970.
170. HEIDER R. (1958). The psychology of interpersonal relations. NY: Wiley.
171. Hovlend C.I., Eeiss W. The influence of source credibility on communicanion effectiveness. Public opinion Quarterly, 1951, v. 15.
172. Me Cawn W.H., Almado A.A Round - tale psuchterapy: a technique in group psuchterapy. The Journal of Cousult. Psycology, 1950, v. 14.