Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретико-эмпирический анализ проблемы удовлетворенности
предпринимательской деятельностью 11
Ф 1.1 Теоретико-эмпирические исследования удовлетворенности трудом 11
1.1.1 Исследование удовлетворенности трудом в отечественной науке 11
1.1.2 Зарубежные концепции удовлетворенности трудом 27
1.2 Теоретико-эмпирические исследования предпринимательства 34
1.2.1 Предпринимательство как вид экономической деятельности 34
1.2.2 Психологические исследования предпринимательства 42
1.2.3 Концептуальные основы исследования социально-психологических характеристик предпринимателей, связанных с удовлетворенностью
& предпринимательской деятельностью 56
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических характеристик предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью 61
2.1 Организация исследования 61
2.1.1 Характеристика выборки. 61
2.1.2 Методы и методики исследования 63
2.1.3 Обработка результатов исследования 66
2.1.4 Основные результаты пилотажного исследования 67
2.2 Социально-психологические характеристики предпринимателей с разным
уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью 75
2.2.1 Мотивация и ценностные ориентации предпринимателей 75
2.2.2 Оценка экономических результатов предпринимательской деятельности...86
2.2.3 Оценка социальных результатов предпринимательской деятельности 95
2.2.4 Оценка личного вклада предпринимателя в развитие бизнеса 112
2.2.5 Оценка самореализации в предпринимательской деятельности 119
2.3 Сравнение социально-психологических характеристик предпринимателей и наемных руководителей (директоров предприятий) 136
Выводы 140
Заключение 144
Литература 146
Приложения 154
Глубокие социально-экономические преобразования, начатые в начале 90-х годов XX столетия, не могли не коснуться каждого человека: происходит трансформация системы ценностных ориентаций, формируется новое отношение ко многим аспектам жизни социума. Формирование новых ценностей и новых идеалов в значительной степени связано с возникновением новых социальных общностей. Одной из интереснейших социальных групп, возродившихся на арене общественной жизни России, является группа предпринимателей.
В последние годы в психологической науке интерес к изучению психологии предпринимательской деятельности резко возрос. В рамках исследований динамики социально-психологических явлений в изменяющихся экономических условиях особую актуальность представляет изучение выбора (предпочтения) субъектами видов экономической деятельности, различающихся по формам собственности и отношению к средствам производства. Основной альтернативой такого выбора является выбор между предпринимательской деятельностью и наемным трудом. Удовлетворенность деятельностью является социально¬психологическим индикатором обоснованности выбора вида экономической деятельности и внутренней готовности к ее осуществлению. Сравнительный анализ социально-психологических характеристик предпринимателей и наемных руководителей, связанных с удовлетворенностью деятельностью, позволяет более глубоко изучить социально-психологические различия между субъектами, отличающимися выбором вида экономической деятельности. С другой стороны, сравнение групп предпринимателей, отличающихся уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью, позволяет выявить различия в их социально-психологических характеристиках и изучить особенности высокоудовлетворенных предпринимателей, которые наиболее близки к «истинным» предпринимателям, что, в свою очередь, позволяет лучше понять социальную психологию предпринимательской деятельности в целом. В связи с этим изучение социально-психологических характеристик предпринимателей, взаимосвязанных с удовлетворенностью предпринимательской деятельностью, является перспективным и актуальным направлением исследования.
Предпринимательство рассматривается нами как экономическая деятельность, связанная с осуществлением производства товаров и услуг, основанная на инновационной предпринимательской идее, экономической самостоятельности, инициативности, ответственности и направленная на получение дохода. В экономической сфере предприниматель выступает как самостоятельная хозяйственная единица, как организатор производства и собственник средств производства, как инноватор - производитель новых товаров и услуг. В экономическом статусе собственника и связанной с ним функции преобразователя производства заключена специфическая особенность предпринимательства как вида экономической деятельности, принципиально отличающая его от наемного труда.
Предпринимательство не ограничено только экономической сферой, а выступает как социальный и психологический феномен. Предпринимательская деятельность включает деловые и неформальные взаимосвязи с различными социальными группами, которые выступают для предпринимателя как наемные работники, клиенты, партнеры, конкуренты, представители власти. Удовлетворяя имеющийся спрос и формируя новый, организуя новые рабочие места и создавая новые профессии, предприниматели реализуют тем самым свою социальную функцию инициатора и проводника общественного развития. Социальное новаторство - вторая специфическая особенность предпринимательства. Как психологический феномен предпринимательство неотделимо от принятия решений, ответственности, общения, творчества, риска, доверия, лидерства и т.п. В тесной взаимосвязи экономической функции предпринимателя с его социальной ролью и психологическими особенностями субъекта заключена третья специфическая особенность предпринимательства как вида экономической деятельности.
Цель исследования.
Целью исследования является изучение социально-психологических характеристик предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью.
Под социально-психологическими характеристиками мы будем понимать психологические отношения предпринимателя к различным сторонам предпринимательской деятельности, ее условиям, результатам и к себе, как субъекту предпринимательской деятельности.
Объект исследования.
Объектом эмпирического исследования выступили руководители- собственники - владельцы и совладельцы малых и средних предприятий, а также руководители-не собственники - наемные директора предприятий, проживающие в г. Москве. В пилотажном исследовании приняли участие 35 предпринимателей, в основном исследовании принимали участие 80 предпринимателей и 16 наемных директоров. Общий объем выборки составил 131 человек.
Предмет исследования.
Социально-психологические характеристики предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью.
Задачи исследования.
1. Провести теоретический анализ исследований по проблемам удовлетворенности трудом и психологии предпринимательской
деятельности и на основании анализа сформулировать концептуальный подход исследования социально-психологических характеристик предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью.
2. Выделить и проанализировать социально-психологические феномены, наиболее тесно связанные с удовлетворенностью предпринимательской деятельностью.
3. Выделить группы предпринимателей, различающихся по уровню удовлетворенности предпринимательской деятельностью, и изучить их социально-психологическиехарактеристики.
4. Сравнить социально-психологические характеристики руководителей- собственников предприятий (предпринимателей) и наемных руководителей (директоров предприятий) и выявить специфические социально-психологические характеристики предпринимателей.
Основная гипотеза исследования.
Основными социально-психологическими характеристиками
предпринимателей, дифференцирующими их по уровню удовлетворенности предпринимательской деятельностью, являются мотивационные особенности, отношение к экономическим и социальным результатам предпринимательской деятельности, а также оценки личного вклада в развитие бизнеса и самореализации в деятельности.
Дополнительная гипотеза.
Существуют отличия в социально-психологических характеристиках предпринимателей и наемных руководителей.
Теоретические основы исследования.
Теоретическими основами исследования выступают положения субъектно¬деятельностного подхода (C.J1.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский), концепция психологических отношений (В.Н.Мясищев, Б.Ф.Ломов, Е.В.Шорохова, В.П.Позняков). При разработке концептуального подхода и организации эмпирического исследования нами были учтены теоретико¬эмпирические исследования предпринимательства (А. В. Бояринцева, А.Л. Журавлев, Д.МакКлелланд, В.П. Позняков, И.В.Ромазан, Д.Роттер, А.Е.Чирикова, А.Фёнхэйм, ВАХащенко, Е.В.Шорохова) и удовлетворенности трудом (А.М Баландин, А.Г.Здравомыслов, Ф.Н. Ильясов, А.А. Киссель, Т.А. Китвель, Н.Ф. Наумова, А.А. Русалинова, К.Р. Хаав, Э.С. Чугунова, В.А. Ядов и др.) Методический аппарат.
Основным методом исследования выступало специально разработанное для данного исследования стандартизированное интервью, которое включало шкальные техники (порядковые шкалы и шкалы наименований), сокращенную и модифицированную методику ценностных ориентаций М.Рокича и сокращенную методику социальных установок О.Ф.Потемкиной. Дополнительно, для изучения мотивации достижения предпринимателей использовалась методика
А.Мехрабиана. В обработке результатов исследования использовались методы: корреляционный анализ, сравнение двух выборок по критериям Пирсона и Фишера, факторный анализ.
Достоверность результатов.
Достоверность результатов обеспечивается глубоким теоретическим анализом, репрезентативностью выборки исследования, адекватностью методов сбора эмпирических данных и их математико-статистического анализа.
Новизна исследования.
Теоретическая новизна работы состоит в развитии представлений о психологических особенностях предпринимателя как субъекта экономической деятельности. Впервые проведено теоретико-эмпирическое исследование феномена удовлетворенности предпринимательской деятельностью. Выделены и проанализированы социально-психологические характеристики предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью. Выявлены различия в мотивации предпринимательской деятельности, в отношении к экономическим, социальным результатам деятельности и личному вкладу предпринимателя в развитие бизнеса, а также в оценке самореализации в деятельности. Определены отличия в социально-психологических характеристиках групп предпринимателей и наемных руководителей, связанные с их различным экономическим статусом.
Практическая значимость.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при проведении практической работы по бизнес- консультированию действующих предпринимателей, профессиональной ориентации и подготовке молодежи к предпринимательству. Кроме того, удовлетворенность предпринимательской деятельностью взаимосвязана с её эффективностью, и изучение социально-психологических характеристик, связанных с удовлетворенностью, открывает возможности понимания социально¬психологических факторов повышения эффективности предпринимательской деятельности. Сделанные теоретические обобщения могут быть использованы в преподавательской работе для чтения курсов «социальная психология», «психология управления», «экономическая психология» и «психология предпринимательства». Результаты, касающиеся психологических особенностей
личности предпринимателя, будут полезны практическим психологам для психодиагностической и психокоррекционной работы.
Апробация работы.
Результаты работы обсуждались на заседаниях лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН, на конференциях «Российское предпринима¬тельство: истоки, традиции, современность» (Москва, 1999г., 2000г.), “Психология управления в современной России" (Тверь, 2001), “Современные проблемы экономической психологии”(СПб, 2001).
Положения, выносимые на защиту.
1. Социально-психологическими характеристиками высокоудовлетворенных предпринимателей являются: преобладание мотивации материальной обеспеченности, большая ценность предпринимательства как вида экономической деятельности, высокие оценки успешности деятельности, степени реализации целей, материального уровня жизни семьи, собственных возможностей в повышении успешности бизнеса, самореализации в деятельности, высокая удовлетворенность выбранной сферой деятельности и процессом деятельности, положительная оценка перспективности бизнеса, активно-положительное отношение к полезности своей деятельности для общества и деловой стиль общения с наемными работниками.
2. Социально-психологическими характеристиками низкоудовлетворенных предпринимателей являются: преобладание мотивации независимости, самостоятельности в работе, меньшая ценность предпринимательства как вида экономической деятельности, низкие оценки успешности деятельности, степени реализации целей, материального уровня жизни семьи, заниженные оценки собственных возможностей в повышении успешности бизнеса, самореализации в деятельности, перспективности бизнеса, низкая удовлетворенность выбранной
сферой деятельности и процессом деятельности, более безразличное отношение к полезности своей деятельности для общества, а также дружеско-деловой стиль общения с наемными работниками.
3. Отличительными социально-психологическими характеристиками предпри¬нимателей, связанными с их экономическим статусом собственника, в сравнении с социально-психологическими характеристиками наемных руководителей, являются более высокая удовлетворенность деятельностью, большая ценность предпринимательства как вида экономической деятельности, более высокие оценки степени самореализации и нужности своей деятельности людям, а также более негативная оценка влияния экономической политики государства на успешность предпринимательства.
Настоящее исследование посвящено изучению социально-психологических характеристик предпринимателей, связанных с удовлетворенностью предпринимательской деятельностью. Произведен теоретико-эмпирический анализ феноменов, смежных с феноменом удовлетворенности предпринимательской деятельностью - удовлетворенности трудом и предпринимательства. Рассмотрены различные теоретические подходы, концепции и проанализированы результаты исследований с точки зрения психологических особенностей предпринимателей, связанных с удовлетворенностью предпринимательской деятельностью. На основе теоретического анализа был разработан концептуальный подход к исследованию социально-психологических характеристик предпринимателей с разным уровнем удовлетворенности предпринимательской деятельностью и создана методика исследования.
Подтверждена основная гипотеза о том, что основными социально-психологическими характеристиками предпринимателей, дифференцирующими их по уровню удовлетворенности предпринимательской деятельностью, являются мотивационные особенности, отношение к экономическим и социальным результатам предпринимательской деятельности, оценка личного вклада в развитие бизнеса и самореализации в деятельности. Также подтверждена дополнительная гипотеза о существовании различий в социально-психологических характеристиках предпринимателей и наемных руководителей.
Теоретическое значение диссертационного исследования состоит, во- первых, в выявлении различий социально-психологических особенностей предпринимателей и наемных руководителей, как субъектов двух различных видов экономической деятельности; во-вторых, значение работы в том, что выявлены
социально-психологические особенности самих предпринимателей. Характеристики высокоудовлетворенных предпринимателей, которые наиболее полно соответствуют психологическим требованиям, необходимым для успешной работы в бизнесе, крайне интересны, их знание углубляет наши представления о психологии предпринимательства в целом.
Проблема взаимосвязи социально-психологических особенностей предпринимателей и удовлетворенности предпринимательской деятельностью в настоящем исследовании в основном раскрыта. Дальнейшая разработка проблемы может вестись по нескольким направлениям. Во-первых, углубление исследований самого феномена удовлетворенности предпринимательской деятельностью, изучения влияния особенностей личности предпринимателя на удовлетворенность деятельностью. Во-вторых, перспективным является направление, конкретизирующее социально-психологические характеристики предпринимателей, например, более детальная разработка взаимосвязи субъект-объектного взаимодействия предпринимателя с коллективом и удовлетворенности предпринимательской деятельностью и т.д.
В заключение необходимо отметить высокую практическую значимость проблемы: изучение социально-психологических характеристик предпринимателей позволяет вести практическую работу по бизнес-консультированию действующих предпринимателей, профессиональной ориентации и подготовке молодежи к предпринимательству. С другой стороны, удовлетворенность взаимосвязана с эффективностью предпринимательства, и изучение социально-психологических характеристик, связанных с удовлетворенностью предпринимательской деятельностью, открывает возможности понимания социально-психологических факторов повышения эффективности предпринимательства.
Литература
1. Абалкин Л.И Заметки о российском предпринимательстве. М.:Прогресс, 1994.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.:Наука, 1980.
3. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.:Наука, 1973
4. Алексеев Н.И. Взаимосвязь социальных факторов, определяющих отношение к труду // Социологические исследования . 1975. №3. С.112-121.
5. Асеев В.Г. Опыт построения объективированной шкалы удовлетворенности // Социологические исследования. 1984. №1 С. 123-127.
6. Баландин А.М. Сравнительный анализ отношения к труду рабочих, ИТР и служащих // Личность, группа, общество. Сб. науч. трудов. Т.90 Пермь.: Пермский политех, институт. 1971. С.48-53.
7. Белянова Е. Мотивация и поведение российских предпринимателей // Вопросы экономики.1995.№6.С.15-21.
8. Белова Н.Я. Удовлетворенность трудом и производственное поведение личности. Дисс. ...канд.экон.наук.Л., 1978.
f- 9. Бессокирная Г.П. Влияние внепроизводственных условий на удовлетворенность трудом и текучесть кадров. Дисс. ... канд.экон.наук. Одесса, 1982.
10. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М. :Дело,1994.
11. Бляхман Л.С. Производственный коллектив. В помощь руководителю. М.: Политиздат, 1978.
12. Бойков В.Э. Отношение к труду рабочей молодежи в условиях развитого социализма (Методологические аспекты социологического анализа проблемы). М.: Из-во ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1976.
13. Бояринцева А. В. Мотивационно-когнитивные характеристики личности молодого предпринимателя. Автореф. дисс. ... канд.психол.наук.М.,1995.
14. Брушлинский А.В.Проблемы психологии субъекта.М.:Ин-т психологии РАН,1994.
^ 15. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер,2000.
16. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс. Учебник в 2-х книгах/ Кн.1. М.: Интерпракс, 1994.
17. Василенко И.В., Дулина Н.В., Токарева В.Д. Социальные установки молодых предпринимателей//СОЦИС. 1995. №3 С. 170-173.
18. Вильданова А.А., Апавидзе Т.Л., Антонюк Е.В. Восприятие частного предпринимательства и частных предпринимателей // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1997. № 4. С.65-72.
19. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.:Прогресс, 1990. С.61-272.
20. Витковская О.И. Некоторые социально-психологические особенности личности предпринимателя //Экономическая психология:актуальные теоретические и прикладные проблемы. Материалы научно-практической конференции 23-24
У июня 2000 г. Иркутск:Из-во ИГЭА,2000.
21. Гантман Ю Н. Удовлетворение деятельностью в связи с качествами личности и параметрами осуществляемой ею деятельности // Психофизиологические вопросы становления профессионала. М. Советская Россия, 1974. С. 102-115.
22. Голубев А.В. Предпринимательство в процессе становления гражданского общества. Дисс. ... канд.социол.наук. М,1997.
23. Гордеев А.Е. Предпринимательство как социальный элемент современной российской экономики. Дисс. ... канд.социол.наук. Саратов,1996
146
24. Григоренко В.И. Влияние содержания труда на отношение к труду рабочих // Ученые записки кафедр общественных наук вузов Ленинграда. Философия.Вып16. Философские и социологические исследования. Л.:ЛГУ,1975. С. 69-77.
25. Григоренко В.И. Влияние характера и содержания труда на стимулы и мотивы трудовой деятельности. Дисс. ...канд.философ.наук. Л.,1977.
26. Гришаев С.В., Немировский B.C. Социальный портрет молодого предпринима¬теля // СОЦИС. 1999. №5. С.40-43.
27. Грищенко Ж.М., Новикова Л.Г., Лапша И.Н. Социальный портрет предприни¬мателя // Социологические исследования. 1992. №10. С.53-61.
28. Душацкий Л.Е. Взаимодействие предпринимателей с условиями среды // СОЦИС. 1998. №1.С.68-73.
29. Ермолаева Е.П. Предпринимательство: самодиагностика и преодоление психологических барьеров. М.:Академия,1996.
30. Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения. Дисс. ... канд.психол.наук. Л., 1978.
31. Жуков Ю.В. Типология предпринимателей: социологический аспект. Дисс ‘f- ...канд.экон.наук. СПб., 1996.
32. Журавлев A.J1., Купрейченко А. Б. Отношение современных российских предпринимателей к морально-этическим нормам делового поведения // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений Отв.ред. А.Л.Журавлев, Е.В.Шорохова. М.:Из-во «Ин-т психологии РАН»,
1998. С.89-109.
33. Журавлев А.Л., Позняков В.П.Деловая активность предпринимателей:методы оценки и воздействия.М.:ИП РАН, 1995.
34. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Социально-психологические трудности становления малого бизнеса в России (анализ группового мнения предпринимателей)//Психологический журнал.Т. 14. №6. 1993. С. 23-34.
35. Журавлев А.Л., Позняков В.П., Дорофеев Е.Д. Социально-психологические ^ факторы деловой активности и успешность деятельности предпринимателей//
Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / Отв.ред. А.Л.Журавлев, Е.В.Шорохова М.:Из-во “Ин-т психологии РАН”,
1999. С.44-67.
36. Задорожнюк И.Е., Зозулюк А.В. Феномен риска и его современные экономико-психологические интерпретации//Психологический журнал .Т. 15. №2.1994. С.26-37
37. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус //СОЦИС. 1995. №З.С.З-12.
38. Захаров В.П. Удовлетворенность трудом // Личность и деятельность. Вып. 11 Л.:ЛГУ,1982. С.47-52.
39. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР.Т.2. М,:Мысль, 1965. С. 189-208.
40. Иванов Ю.К., Патрушев В.Д. Влияние условий труда на удовлетворенность трудом работников сельского хозяйства // Социологические исследования. 1976.
> №3. С.60-70.
41. Ильясов Ф.Н. Удовлетворенность трудом: (Анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением)/Под ред. В.Г.Андреенкова. Ашхабад:Ылым, 1988.
42. Исмагилов Р.У. Особенности вторичной социально-психологической адаптации рабочего. Дисс.. .канд.психол.наук. Л.,1981.
43. Капцов А.И. Предпринимательство как объект социологического изучения. Дисс ...канд.социол.наук. М., 1996
147
44. Кирюхина М. В. Отношение к собственности как регулятор экономического поведения // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв.ред. А.Л.Журавлев, Е.В.Шорохова.М.:Из-во«Ин-т психологии РАН»1998.С.286-295.
45. Киссель А.А. Ценностно-нормативный аспект отношения к труду // Социологические исследования. 1984. №1.С.47-55.
46. Китвель Т.А. О социально-психологических проблемах удовлетворенности трудом. Таллин:АН ЭССР, 1974.
47. Китвель Т А. Отношение к труду: опыт социально-психологического исследования по материалам ЭССР. Таллин.Ээсти раамат, 1985.
48. Климычев В.И., Смирнова А.П. Проблемы мотивации и удовлетворенности трудом у работников АПК// СОЦИС. 1999. №12. С.77-79.
49. Кузьмин Е.С., Свенцицкий А.Л. Формирование отношения к труду // Человек и общество. Сб-к статей под ред. Б.Г. Ананьева и Д.А. Керимова. Л.: Из-во ЛГУ. Вып 1. 1966.С.25-34.
50. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.:Наука,
1984.
51. Магун B.C. Российские трудовые ценности в сравнительной перспективе // Социологические чтения. Вып.2. М.: ИС РАН.1997.С.134-176.
52. Мариненко Э.П. Удовлетворенность профессией как фактор повышения трудовой активности рабочей молодежи // Экономические проблемы труда молодежи. Сборник науч. трудов. Вып 4. М.: Из-во ВКШ при ЦК ВЛКСМ. 1974. С. 15-29.
53. Мелия М.И., Розин М.В. Формирование позитивного образа предпринимателя в общественном сознании // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 54-60.
54. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.:Дело, 1997.
55. Мещеркин А. К. Удовлетворенность различных групп рабочих условиями труда на промышленном предприятии и пути ее повышения. Дисс. ...канд.философ.наук. М.1976.
56. Мещеркин А. К. Условия труда как фактор стабилизации производственного коллектива и удовлетворенности рабочих трудом // Формирование и развитие производственного коллектива. М.: ИСИ АН СССР,1978. С. 44-55.
57. Мещерякова Н.В. Социально-психологические факторы выбора организационо- экономических условий деятельности на примере производственно-торговой фирмы «Сази» (г.Москва). Дипломная работа. МГАИ.Москва,2000.
58. Митрикас А.П., Юстицкий В.В. О факторах, опосредующих взаимосвязь между удовлетворенностью рабочего трудом и бытом // Отношение к труду и социальное планирование. Каунас, 1977. С. 96-101.
59. Модель И.М., Модель Б.С. Профессиональная культура предпринимателя // СОЦИС. 1997. №10.С. 10-15.
60. Мурутар А.А. Вихалемм П.В. Некоторые проблемы комплексного исследования удовлетворенности заводского коллектива // Труды по социологии. Ч.2.Тарту:ТартГУ, 1972. С. 139-178.
61. Мусаэлян И.Е., Сливницкий Ю.О. Психология предпринимательства-новая область отечественной психологической науки // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. № 1. 1995. С.3-8.
62. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.:Ин-т практической психологии, 1998.
63. Найт Ф. Понятие риска и неопределенности thesis. 1994.№3. С. 12-28.
64. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии). Ереван:АН АрмССР,1988.
65. Наумова Н.Ф. Социальная обусловленность эмоционального отношения к труду // Социология в СССР. Т.2. М.:Мысль, 1965. С.139-152.
66. Наумова Н.Ф., Слюсарянский М.А. Удовлетворенность трудом и некоторые характеристики личности // Социологические исследования. Проблемы труда и личности. Вып 3. М.:Наука, 1970. С. 145-160.
67. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.Русский язык, 1988.
68. Орел В.Е. Исследование влияния степени неопределенности цели на эффективность деятельности и субъективную оценку состояния // Проблемы индустриальной психологии. Ярославль: Из-во ЯрГУ, 1983. С.64-70.
69. Парникель Ю.Л. Опыт изучения удовлетворенности трудящихся своей производственной и общественной деятельностью // Социологические проблемы совершенствования идеологической работы. М.: ИСИ АН СССР, 1978. С. 132-145.
70. Патрушев В.Ф., Темницкий А.Л. Собственность и отношение к труду//СОЦИС. 1994. №3. С.52-59.
71. Пельц Д. Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М.:Прогресс,1973.
72. Перепелкин О.В. Российский предприниматель: штрихи к социальному портрету ^ // СОЦИС. 1995. №2.С.35-40.
73. Позняков В.П. Новая социальная группа:признаки,мотивы действий, трудности становления // Человек и труд. 1992. № 4-5. С. 14-16.
74. Позняков В.П. Психологические отношения и деловая активность субъектов экономической деятельности в условиях разных форм собственности// Психологический журнал.2000.Т21. №6. С.38-50.
75. Позняков В.П. Психологические отношения субъектов экономической деятельности.М.:Из-во «Ин-т психологии РАН», 2000.
76. Позняков В.П., Филинкова Е.Б. Взаимосвязь успешности предпринимательской деятельности и удовлетворенности ее результатами //А.С. Пушкин и российское историко-культурное сознание. Провинциальная ментальность России в
. прошлом, настоящем и будущем /3 Международная конференция по истории
психологии и российского сознания.Т.5 Вып. 1 .Самара, 1999.С.221 -223.
77. Позняков В.П., Филинкова Е.Б. Динамика удовлетворенности предпринима¬тельской деятельностью // Социально-психологические исследования руко¬водства и предпринимательства / Отв.ред. А.Л.Журавлев, Е.В.Шорохова. М.:Из- во Ин-т психологии РАН, 1999. С. 110-126.
78. Позняков В.П., Филинкова Е.Б. Психология успешного предпринимательства: опыт исследования и практической работы // Прикладная психология. 1998. №5 С. 32-43.
79. Потёмкина О.Ф. Методы диагностики социально-психологических установок личности // Методы психологической диагностики / Отв. ред. В.Н. Дружинина, Т.В. Галкиной. Вып 1.М.:Ин-т психологии РАН, 1993.С.79-86.
80. Практикум по психодиагностике:методические материалы.М.:Из-во МГУ. 1988.
81. Проблемы социального регулирования на промышленных предприятиях / под ред. И М. Поповой. Киев.: Наукова думка, 1973.
82. Промышленная социальная психология / Под ред Е.С. Кузьмина, А.Л. Свенцицкого. Л.: Л ГУ, 1982.
83. Психология предпринимательской деятельности / Под ред. В.А. Бодрова М.: ИПРАН, 1995.
84. Пруц З.И., Султанова P.M., Талалай М.И. Создание постоянных кадров на предприятиях. М.: Профиздат, 1980.
149
85. Ромазан И.В. Психологические особенности предпринимателя как субъекта деятельности. Дисс. ... канд.психол.наук. С-Пб., 1996.
86. Россия в цифрах: краткий статистический сборник. М. Госкомстат России, 1996.
87. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.М.:Из-во АПН СССР,1985.
88. Русалинова А.А. Некоторые вопросы формирования взаимоотношений в производственных группах // Человек и общество. Проблемы социального планирования. Ученые записки ЛГУ. Вып. 10 / Под ред. В.Р. Попова и Е.С. Кузьмина. Л.: ЛГУ, 1972. С.94-101.
89. Рывкина Р.В. К изучению социально-психологических аспектов трудовой мобильности // Методологические проблемы социального исследования мобильности трудовых ресурсов. Новосибирск: Наука, 1974.
90. Самойлова В.А. Адаптация молодого специалиста на промышленном предприятии и пути ее оптимизации. Дисс. ...канд.психол.наук, 1987.
91. Сердюк В.М. Методические рекомендации по определению степени удовлетворенности строителей своим трудом. М.: Стройиздат, 1975.
92. Смирнов В.А., Бойков В.Э. Опыт построения типологии рабочих на основе совмещения объективных и субъективных показателей их трудовой активности // Социологические исследования .1977. №1. С.31-39.
93. Смольков В. Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // СОЦИС 1994. №2. С. 15-22.
94. Социально-психологический портрет инженера /Под ред. В.А.Ядова. М.: Мысль, 1977.
95. Страхов А.И. Влияние соответствия личностных и вещественных факторов производства на удовлетворенность трудом и заработную плату. Дисс. ...канд.экон.наук. М,1981.
96. Тихонов А. В. Влияние производственной самостоятельности рабочего на отношение к труду//Социологические исследования . 1976. №1. С.31-44.
97. Филинкова Е.Б. Мотивация и представления предпринимателей о своей предпринимательской деятельности. // Социальная психология: Практика. Теория. Эксперимент. Практика / Под ред. В.В.Козлова. Ярославль,2000. С.209- 211
98. Филинкова Е.Б. Взаимоотношения с наемными работниками и удовлетворенность предпринимателей своей деятельностью // Психология управления в современной России. Материалы научной конференции. Тверь:Альба, 2001.С.144-147.
99. Филинкова Е.Б. Мотивация выбора предпринимательства и общая удовлетво-ренность предпринимательской деятельностью //4-ая Всеросс. науч.-практич. конф.« Современные проблемы экономической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности» Мат-лы конф.СПб.:Из-во С-Пб Гос. Ун-та экономики и финансов,2001. С.173-177.
100. Филинкова Е.Б., Позняков В.П. Некоторые личностные особенности предприни- нимателей // 4-ая Всеросс. научно-практич.конф. «Современные проблемы эко-номической психологии и этики делового общения в трудовой, управленческой и предпринимательской деятельности». Мат-лы конф.СПб.:Из-во С-Пб Гос. Ун-та экономики и финансов,2001. С. 172-173.
102. Хаав К. Р. Типизация рабочих по удовлетворенности трудом. Дисс. ...канд.психол.наук. Л., 1978.
103. Хащенко В.А. Ценностные ориентации различных социальных групп в условиях разных форм собственности // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв.ред. А.Л.Журавлев, Е.В.Шорохова.М.:Из-во Ин-т психологии РАН, 1998.С. 107-121.
104. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. №12.
105. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. М.: Прогресс, 1993.
106. Хорошев Г.И. Удовлетворенность работой как фактор стабилизации трудовых коллективов. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1982.
«■т 107. Чирикова А.Е. Психологические особенности личности российского предпринимателя//Психологический журнал. Т. 19. 1998.№1. С.62-74.
108. Чирикова А.Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей II Психологический журнал. Т.20. 1999.№3. С.81-92.
109. Человек и его работа / Под ред. Здравомыслова А.Г. , Рожина В.П., Ядова В.А. М.:Мысль,1967.
110. Человек и общество. Социальное планирование в промышленности и проблемы его эффективности. Ученые записки ЛГУ. Вып. 17. Л.:Из-во ЛГУ, 1978.
111. Чугунова Э.С. Влияние социального окружения на формирование творческого отношения к труду у молодых рабочих // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и Д.А. Керимова. Вып. 5. Л.:ЛГУ, 1969. С. 109-116.
112. Чугунова Э.С. О некоторых социально-психологических условиях ^ профессиональной устойчивости молодых рабочих // Человек и общество / Под
ред. Б.Г. Ананьева и др. Вып. 1. Л.:ЛГУ, 1966. С.122-130.
113. Чугунова Э.С. Социально-психологические факторы развития технического творчества молодых рабочих // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и Д.А. Керимова. Вып. 2. Л.: Л ГУ, 1967. С.25-34.
114. Шамхалов Ф. Предпринимательство в России: становление и проблемы развития. М.:ИЭРАН, 1996.
115. Шорохова Е.В. Психологические особенности социально-экономических преобразований в сельском хозяйстве в России в 20-е-30-е годы XX века //Социальная психология экономического поведения / Отв.ред. А.Л. Журавлев, Е.В.Шорохова. М.:Наука, 1999.С.28-55.
116. Шорохова Е.В. Психологические особенности российского предпринимательст- V ва: исторический аспект II Социально-психологические исследования
руководства и предпринимательства / Отв. ред. А.Л.Журавлев, Е.В.Шорохова. М.:Из-во Ин-т психологии РАН,1999. С.17-43.
117. Шумпетер Й. Теория экономического развития: (Исследование предпри-нимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры)/Под общ. ред. А.Г.Милейковского. М.:Прогресс, 1982.
118. Ядов В.А. Отношение к труду: концептуальная модель и реальные тенденции II Социологические исследования . 1983.№3. С.50-62.
119. Ядов В.А., Киссель А.А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений и попытка их теоретического истолкования // Социологические исследования. 1974. № 1. С.78-87.
120. Babb E.M.,Babb S.V. Psycological traits of rural entrepreneurs //J. of Socio¬Economics. V.21 1992.N.4.P. 353-362.
121. Betancourt H..Wiener B. Attributions for achievement-related events, expectancy, У and sentiments: A study of success and failure in Chile and the Unaited States // J. of
Cross-Cultural Psycology. 1982.V.12. p. 362-374.
122. Bonnett C.& Furnham A. Who Wants to be an entrepreneur?// J. of Economic Psycology. 1991. V.12.P.465-478.
123. Brockhaus R.H. The psycology of entrepreneur // Encyclopedia of Entrepreneurship. NJ.:Prentice-Hall, 1982. P.39-57.
124. Furnham A. Economic locus of control // Human Relations. 1986.V39.P.29-43.
151
125. Gibb A. Enterprise cultura-lts meaning and implications for education training // J. of European Industrial Training. 1987. V11. N3.
126. Gilad B., Kaish S.,Ronen J. Information, search, and entrepreneurship: A pilot study //J. of Behavioral Economics. 1989. V.18. N3. P.217-235.
127. Herzberg F. Work and nature of man. NY: The world publ. Co., 1966.
128. Herzberg F., Mausner B., Snyderman B. The Motivation to Work. NY: Wiley,1959.
129. House R.J., Wigdor L.A. Herzberg's dual-factor theory of job satisfaction and motivation: A Rewier of The Evidence and a Criticism // Personnel Psycology. 1967. V.20.P. 369-389.
130. Kahneman D., Tversky A. Prospect theory: An analysis of decision under risk // Econometrica. 1979. V.47. P.263-291.
131. Kay W. Tycoons: Where they came from and how they made it. London: Pan, 1986.
132. Kets de Vries M.F.R. The entrepreneurial personality: A person at the crossroads // J. of Managment Studies. 1977. V.14. P.34-57.
133. Kets de Vries M.F.R. The dark side of entrepreneurship // Harvard Business Rewier.
1985. V.63. P. 160-167.
134. Kirton M.J. Adaptors and innovators: A descripsion and measure // J. of Applied Psycology. 1976. V. 61. P.622-629.
135. Kirton M.J. Adaptors and innovators: Why new initiatives get blocked // Long Range Planning. 1984.V.17.P.137-143.
136. Kirzner I.M. Perseption,Oppotunity and Profit. Chicago:Univer. of Chicago Press, 1979
137. Korman A. Organization behavior.Englewood Cliffs:Prentice-Hall, 1977.
138. Kotter J.P. The Psychological contract :Managing The Joing-up Process // Californian Menegment Rewier. 1973. V. 15. P.91-99.
139. Krech D., Crutchfield R.S.,Ballachey E.L. Individual in society. N.Y. 1962.
140. Kuhlen R., Needs, perceived need satisfaction opportunities and satisfaction with occupation // J. of Applied Psycology. 1963. V. 47. P. 56-64.
141. Langer E.J. The illusion of control II J. of Personality and Social Psycology. 1975. V.32. P.311-328.
142. Lindzey C.A.,Marck E.,Gorlow L. The Herzberg's Theory: a critic & reformation II J. of Applied Psycology. 1967. V.51.
143. Levin R.,Leginsky P. The independent social worker as entrepreneur //J. of Independent Social Work. 1990. V.5.N1.P.81-99.
144. Lowe E.A., Taylor W.G.K. Creativity in life sciences reseach II R & D Managment.
1986. V. 16. N1. P. 45-61.
145. MacCrimmon K.R. and Werung D.A. Taking Risks: The Managment of Uncertainty. NY: Free Press, 1986.
146. MaslowA.H. Motivation and Personality. NY:Harper and Row, 1954.
147. McClelland D.C. The Achiving Society. NJ: D.Van Nostrand, 1961.
148. McClelland D.C and Winter D.G. Motivating Economic Achivement. NY: Free Press, 1969
149. Miller D.C., Form W.H. Industrial sociology. NY, 1951.
150. Miller D., Kets de Vries M.F.R. and J.-M. Toulouse. Top executive locus of control and its relationship to strategy-making structure, and enviroment II Acad, of Managment Jornal. 1982. V. 25.P.237-253.
151. Mustafa H., Sylvis R.D. A factor-analisis approach to job satisfaction // Publ. Pers. Managment. 1975. V.4.
152
152. Porter L.W. Job attitudes in Managment // J. of Applied Psycology. 1963. V. 47.
153. Porter L.W. and Lowler E. Managerial Attitudes and Performance Homewood.III.: irwin,1968.
154. Roberts C.B. A basic study of innovators // Reseach Managment. 1968. V11. N4.
155. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versys external control of reinforcement// Psycologycal Monographs: General and Applied. 1966. V.80.
156. Scwab D., Dyer I. The motivational impact of compensation system on employe perfomance// Organization behavior and Human perfomance. 1973. V.9. P.215-225.
157. Shapero A.,Sokol L. The Social dimensions of entrepreneurship // Encyclopedia of Entrepreneurship. Englewood Cliffs. N.Y.:Prentice-Hall, 1982.P.72-88.
158. Singh S. Psycho-social factors assotiated with small-scale indastrial growth // Psycol. Studies. 1991. V.36. N2. P. 101-107.
159. Solomon G.T., Fernald L.W. A comparative Analisis of Entrepreneur and College Business Student Values //J. of Creative Bihavior. 1990. V.24.P.238-255.
160. Stapleton R.J., Murkison G. Scripts and entrepreneurship // Trasactional Analisis J. 1990. V.20. N3. P. 193-197.
161. Stogdill S. Group productivity, drive, and cohesiveness // Organization behavior and Human perfomance. 1972. V.8.P.26-43.
162. Thibaut J.W., Kelley H.H. The Social psycology groups. NY.:Wiley, 1959.
163. Warneryd K.-E. The Psycology of Innovative Entrepreneurship // Handbook of economic psycology. Dodrecht,1988. P.405-447.
164. Winslow E.K. The Issue of Motivating Entre(lntra)Prenerial Behavior // J. of Creative Bihavior. 1990.V.24.N4. P.256-262.
165. Vroom V.H. Work and Motivation. NY, London, Sidney: Wiley, 1964.
166. Welsh J.A. & White J.F. The entrepreneur's master planning guaide. Englewood Cliffs, N J: Prentice-Hall, 1983.
I.
У
153